ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на мини-альбом группы Сказки Ино "Соната"

17-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Уже на дебютном альбоме этой российско-белорусской команды, который назывался “Последний Свет” и вышел два года назад, мелодик-метал-мечтатели под предводительством Алексея Зленко и с Валерией Зленко на вокале с интересом посматривали в сторону симфо-метал-мюзиклов и фэнтезийных рок-опер, что чувствовалось в самом их подходе к исполнению своих композиций и в эксплуатируемой тематике, а сейчас, на своём актуальном четырёхтрековом EP, все данные тенденции раскрылись в полной мере и зацвели, наконец, пышным и прекрасным цветом. Почти два года ушло у Алексея и Валерии на то чтобы довести до ума и представить широкой публике свои новые песни, и уже этот факт настораживает и заставляет отнестись к новому релизу Сказок Ино с уважением и интересом.

Обновив и усложнив свою музыкальную концепцию, Сказки Ино в итоге вплотную подошли к тому, что предложили нам на своих последних альбомах такие гранды мирового симфо-металла, как Nightwish, Xandria, Epica и Amberian Dawn, но сделали всё очень по-своему и, вообще говоря, иначе. Переплетение мистерий, безумный театр иных измерений, воображариум на грани сна и реальности, великолепное царство грёз и снов, где нет ни границ, ни пределов – можно называть это как угодно, однако каждый раз, упоминая одно из данных определений, нужно непременно помнить, что перед нами сейчас группа, творчество которой насквозь литературно, поэтично и фэнтезийно, направлено на создание историй, стремящихся к тому, чтобы жить своей особой жизнью, устремляясь далеко за пределы ограниченного рок/метал-песенного формата.

Уже по названию композиций сходу становится понятно, что музыканты задумали серьёзное неоклассическое путешествие, однако, не имея пока опыта и возможности отправляться в большие и пространные дали, представили нынешней осенью небольшое такое мелодик-метал-подобие диппёпловского концерта для группы с оркестром. Основное отличие “Сонаты” от последних альбомов упомянутых выше симфо-грандов состоит в её ретроспективном звучании, которое однозначно даёт понять о симпатиях авторов к прото-прог-металлу 80-х и таким группам как Zed Yago, Savatage, Queensryche и Fates Warning. Уже открывающая альбом “Колыбельная” смешивает в едином котле типичные для той же Xandria симфонические приёмы и шероховатые арт-прог-риффы, с которыми так любили экспериментировать братья Олива.

Подобно Кингу Даймонду, который на своём первом альбоме представил мини-концептуальную историю, Сказки Ино точно так же пробуют себя в роли сказителей и драматургов, и, не желая ограничивать себя в средствах и способах выражения, уже открывающую альбом вещь сделали вязкой, туманной и словно погружающей в подводное царство Посейдона (не совсем очевидное и предсказуемое решение начинать альбом с колыбельной, не правда ли?). Их риффы сейчас по сравнению с альбомом 2017 года заметно потяжелели, в ритме и мелодиях стало больше эпичности, а между делом то и дело проскакивают интересные саундтреково-кинематические фишки. Титульная вещь, обозначенная как “Adagio. Сирены” не имеет ничего общего с металлом и рок-музыкой как таковой, с головой устремляясь в оперные и театральные дали по примеру всё того же Кинга Даймонда (все помнят “Two Little Girls”?), а на сцене наряду с женским пением появляется мужской голос, занимающий нижние вокальные регистры.

Ударный шквал напористого прог-арт-хэви-металла слышится в “Scherzo Побег”, который звучит как лучшие образчики передовиков американского умного тяжмета в лице уже упоминавшихся выше Savatage и Fates Warning, а завершается диск акустической аля-песни менестрелей балладой “Finale Встреча”, напомнившей мне классический материал группы Айрэ и Саруман, но с более тяжёлыми и металлическими аранжировками, где мы снова слышим проникновенный дуэт Алексея и Валерии. Что сказать, такая не-арктическая соната в исполнении Сказок Ино смотрится далеко не как нечто само собой разумеющееся и стоит отдать музыкантам должное – работу они проделали большую. Лично для меня такой материал стал приятной находкой и напомнил массу любимцев из далёких 80-х в лице Attack, Crimson Glory, Virgin Steele и т.д. и т.п., но я не уверен, что авторы воспримут эти слова как комплимент и такая олдскульность ими планировалась заранее.

Как бы там ни было, это действительно комплимент, и перед нами сейчас явная попытка воскресить и эффективно использовать приёмы и наработки музыкальных гениев прошлого и стандарты классических рок-мюзиклов, стремление выйти на тот же самый высочайший уровень композиторской мысли, который отличал легендарные рок-оперы Эндрю Ллойд Уэббера и иже с ним - всё то, чем так вдохновлялись Кейт Буш, Лана Лейн и Арьен Лукассен, а это весьма и весьма похвально. Посмотрим, во что всё это выльется на грядущем полноформатнике коллектива и будут ли продолжены прог-тенденции актуального релиза. Учитывая любовь современных слушателей ко всякого рода метал-операм, работа в данной области должна принести Алексею и Валерии успех, но в то же время хочется пожелать ребятам не увлекаться чрезмерной кинематичностью и сложными повествовательными коллизиями, чтобы их умение просто писать хорошие и хитовые песни тоже не пошло прахом и не оказалось забыто всуе. В остальном же – bravissimo, всё очень и очень достойно и интересно!

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год

Рецензия на сплит Rubufaso Mukufo/Nervous Impulse/Epicrise/ "Atomic Grind 3 Way"

16-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Хороши у немцев выходят башмаки, а у русских зато хороши народные пословицы” – говорил философ Василий Розанов, а вот у лейбла More Hate Productions хороши грайндовые сплиты. Не будучи упёртым фанатом жанра, я тем не менее с огромным удовольствием каждый раз слушаю, рецензирую, ставлю на полки, а затем время от времени переслушиваю сборные солянки из грайндовых составов, которые выпускает этот лейбл. Чувствуется, что самому издателю очень нравится всё это дело, он неизменно подходит к изданию таких сплитов с большой долей фантазии, с искоркой и вообще со знанием дела, а по звучанию и настрою морхейтовские грайндовые сплиты как один напоминают какой-то потрясающий, сногсшибательный праздник.

Грайндовый праздник, понятное дело, не утренник в детском саду. Апофеоз дикой брутально-безудержной радости и какого-то животного восторга тут же вступает в свои права и начинает жарить не по-детски, едва загружаешь в недра CD-приёмника любой сплит с грайндкором, выпущенный под эгидой More Hate Productions, и рецензируемый сейчас Atomic Grind, в деле издания которого More Hate поддерживает Darknagar Records, не стал исключением. Мне на самом деле очень сложно сказать, лучше или хуже он, чем, скажем, “Grind Cuts”, “The Daily Grind”или “Perfect Symmetry Incarnation” – все они по-своему хороши и на каждом из этих релизов есть своя доля брутальной оригинальности и своя изюминка, которая наверняка будет заставлять вас снова и снова возвращаться к каждому из этих компактов.

Как водится, если мы говорим про сплит от More Hate Productions, там обязательно будут канадцы Nervous Impulse, которые не только являются одной из самых безбашенных, жестоких и сумасшедших команд в каталоге лейбла, но и в то же время считаются одной из самых ядерных банд во всей Канаде. Так вышло и на этот раз, правда открывают компиляцию не они, а чехи с труднозапоминаемым названием Rubufaso Mukufo, которые в отношении стиля и напора придерживаются всё тех же напалмовых традиций и долбят так, что у моей соседки Марьи Семёновны с четвёртого этажа опять просыпалась штукатурка и обвалились самодельные дощато-бревенчатые натяжные потолки, которые ей по доброте душевной в прошлом году приделал к потолочной притолоке наш дворник дедушка Семён.

Кстати, несмотря на то, что с творчеством Nervous Impulse я знаком хорошо, и периодически переслушиваю всю дискографию коллектива, в этот раз они снова смогли меня и порадовать и даже удивить (послушайте хотя бы гитарное соло в их треке “Disaster Porn”!), Rubufaso Mukufo же просто порадовали, а вот украинцы из Epicrise ещё и немало вдохновили. Вы наверняка знаете, что данная формация является одним из старейших украинских грайндовых формирований, ведёт свою историю ещё с середины девяностых, и хотя музыканты долгое время блуждали в безвременьи между активностью и неактивностью, для актуального сплита она наскребли целую уйму (не такую уж огромную, но всё же) раритетных интересностей.

По сравнению с первыми двумя командами со сплита украинский бэнд звучит намного более олдово, панково и разнообразно (читай не так слажено и перфекционистски), но именно в этом есть своя особая прелесть и особый живительный нерв брутальной непосредственности. Конечно, украинская часть сплита очень разрозненна и разнузданна (практически у каждого трека здесь другое звучание и другой уровень записи), но андеграундность не вредит команде, а наоборот добавляет их музыке особое историческое очарование. В целом же релиз полностью оправдывает своё название и на самом деле напоминает атомный взрыв или его последствия (а может, и то, и другое сразу), поэтому предупреждающий о радиационной опасности знак на обложке воспринимаем как “you’re welcome”, надеваем противогаз и погружаемся в атомный грайнд!

Рецензия на альбом группы УГ "Дримляндия"

14-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Сделать незнакомое знакомым – большое дело, но вот зачем делать знакомое незнакомым, да ещё и комедийно обыгрывать – вопрос” – раздумывал я, почёсывая в затылке и готовясь приступить к прослушиванию дебютного альбома странного коллектива, который на каждом концерте по-разному расшифровывает своё название, а в результате оказалось, что ничего страшного или странного на диске команды не содержится, а представлен всего лишь ядерный коктейль из культовых хард-роковых и хэви-металлических нетленок с текстами из таких же культовых мультфильмов и народных песен, и это звучит по-настоящему ударно, весело и мощно. Всего лишь? Тут я ,конечно немного ёрничаю, играют ребята действительно первоклассно, и их коктейль из Nanowar, Lordi, GWAR, Бони Нем, Братства Бобра, разухабистых историй Т.Р.О.И.Н.А. и хохм из серии funny metal выглядит порой настолько феерически, мощно и разнообразно, что просто диву даёшься, как можно так отжигать и так безбожно комбинировать настолько разные и не сочетаемые друг с другом элементы – и ведь у УГ они сочетаются, и очень даже сочетаются!

Только представьте себе нирвановскую “Smells Like Teen Spirit”, в которой на этот знакомый до боли мотив хрипло-алкоголическим издевательским голосом Пумбы вокалист распевает “в лесу родилась ёлочка”! Идея действительно сама по себе достаточно интересная, но ведь УГ на этом не останавливаются, и, доходя до припева, начинают нанизывать друг на друга уже всё подряд из самых разных народных песен, а потом и вовсю срываются в изумительную сладостно-бредовую отсебятину! Ощущение отвязного рок-н-ролльного праздника, где пиво льётся рекой, все веселы, сыты, довольны и живут исключительно по принципу “Акуна матата” моментально завладевает сознанием, и этот вербально-музыкальный фейерверк искрит, дымит, грохочет и празднично подмигивает слушателю, массированно погружая его в мир, где полунетрезвые герои старых советских мультфильмов и подгулявшие селяне дико рубятся под наши любимые метал-гимны.

Некоторые из треков с актуального компакта на самом деле почти гениальны и шедевральны, способны неслабо поднять настроение, а под пиво в знающей сабж компании гарантированно пойдут просто на “ура”. Я с огромным удовольствием послушал, как авторы изощряются над хрипелками и шумелками Винни-Пуха под аккомпанемент арийской “Встань, страх преодолей” и пёпловской “Smoke On The Water”, как “The Final Countdown” стала русскоязычной и получила текст “Облака, белогривые лошадки”, а эпичный сказ на тему металликовского “Enter Sandman”, где авторы выдали свою версию того, как Металлик Хэтфилдович, он же Джеймс Хэтфилд, пустился в запой, в свете недавних событий, связанных с отменами металликовского тура, воспринимается как пророческое озарение и тайное знание, переданное в такой шутливой и незатейливой форме для назидания и вразумления современников.

Интересны также “Паукан”, на который музыканты даже сняли клип, и “Mamontus-1912”, где авторы предлагают интересный вариант развития событий из песенки Мамонтёнка, под конец выводя глубокомысленную мораль в духе басен Крылова; хороша тяжеловесная “We Don’t Need No Uchat V Shkole”, где авторы скрестили Manowar и Pink Floyd и добавили к ним слова самой кошмарной для всех учащихся “Учат в Школе”, но есть на диске и не такие удачные номера, среди которых лидирует, на мой взгляд, “Штиливали”, исполненный совместно с Андреем Лобашёвым. Голос Андрея хорош, тут никаких вопросов нет, но композиция, как мне кажется, слишком серьёзна и слишком не пародийна для того, чтобы входить на такой несерьёзный и комедийный альбом. При всей моей любви к “Бременским музыкантам” и песням оттуда, УГовская “Бяки-Карибуки” не показалась мне такой уж хорошей – вокалу не достаёт разнообразия и выразительности, а градус юмористичности явно не дотягивает до того же “Winnie”.

Недостатков у альбома, на мой взгляд, два: тотальная винегретность и тотальная несерьёзность. Что касается первого, то, на мой взгляд, было бы куда лучше и адекватнее ограничиться старыми и проверенными мульт-героями и такими же старыми, добрыми и неизменно имеющими знак качества русскими народными песнями и не приплетать сюда Спанч Боба и тому подобную современщину, ну а по второму пункту я буду вновь и вновь утверждать, что УГ надо стремиться к тому, чтобы выйти на более серьёзный и качественный уровень, привести все свои юмористические идеи к единому знаменателю и упирать на то, чтобы звучать как Lordi и Девин Таунсенд (у которого вполне хватает стёбных, но качественных пьес, которые выглядят очень впечатляюще) и не ни в коем случае не увязать в самодеятельности a la Приключения Электронников – не перебарщивать с веселухой в рамках одной, конкретно взятой вещи.

Музыканты определённо не обделены талантом, умеют и могут делать хорошие вещи, осталось теперь начать чуть больше времени уделять репетициям и делать это стильно и профессионально, чтобы не скатываться в балаган и цирк. Сами авторы не скрывают, что их дебютный диск оказался по сути сборником всего того, что они делали и к чему приходили в ходе своих поисков и экспериментов, и в итоге “Паукан” звучит очень просто и канонично, приближаясь по своей каноничной куплетно-припевной структуре к традиционными хэви-метал-трекам, а сюиты про Хэтфилда, Мамонтёнка и “Smells Like Yolka” наоборот слишком изобилуют переходами, неожиданными вкраплениями авторской фантазии и мозгодробительными юморесками. И всё это отлично и наверняка будет воспринято любой шумно и весело отдыхающей метал-компанией просто на “ура”, но коллекционеры, хмурые интеллектуалы и любители спокойно покайфовать в обнимку с буклетом в кресле напротив солидной стереосистемы, наверняка, скажут, что диск с таким многообещающим названием мог бы быть и чуть более продуманным и целостным.

Альбом действительно неровный и разнообразный, но я, в конце концов, решил закрыть глаза на этот факт и всё равно поставить диску 5 из 5. Мне действительно понравились далеко не все треки с диска, не все показались одинаково удачными, но уже за такие вещи как “Winnie”, “Smells Like Yolka”, “Облакаунтдаун” и “We Don’t Need No Uchat V Shkole” стоит ставить авторам высший балл. Лично мне больше всего понравились на альбоме те треки, где вокалист в большей степени вживается в роль пофигиста Пумбы и использует возможности своего голоса по полной, при этом не переигрывая как в зачине “Усталого Арни”, понравилось, что музыканты УГ воспроизводят метал-классику максимально близко к оригиналу и комбинируют такие разные фрагменты друг с другом, понравилось, как они передают напевность и глубину на самом деле очень классных и качественных песен и, да, я очень люблю группу Гротеск (ту самую, что участвовала в создании культового мультфильма “Остров Сокровищ”), и УГ напомнили мне их (потенциал есть). Скрещиваем пальцы и ждём второй CD Уникальной Группы!

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год

Рецензия на сингл группы Фордевинд "Victim"

14-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вот уже год прошёл с момента выхода дебютного трёхтрекового EP столичных хардрокеров из группы Фордевинд, но ребята не стали на скорую руку вываливать на гора лонгплей и не стали надолго прятать перископ, зарываясь в неподъёмную работу над полноформатником, а вместо этого представили на радость всем интересующимся свой актуальный двухтрековый сингл. Напомню, что эти околометаллические деятели не только пишут интересные тексты и способны выдавать качёвые риффы и снимать художественные лирик-видео, которые порой не уступают полноценным клипам забугорных рок-гигантов, но и обладают неплохим чувством юмора, а иной раз не прочь поиграть в русскую рулетку из жанров и стилистических приёмов.

И да, похоже, москвичи, как и все нормальные творческие люди, активизируются для плодотворной креативщины в сезон урожая и жёлтых листьев, которую так любил А.С. Пушкин, и хотя работу над синглом они начали ещё в прошлом году, когда, не желая отдыхать даже в новогоднюю ночь, музыканты вовсю корпели над записью ритм-гитар для актуального релиза, результат их работы стал достоянием общественности только сейчас. Как бы там ни было, всё случилось, и мы можем, наконец, констатировать: время на самом деле было потрачено не зря, без экспериментов действительно не обошлось, а качество, верность традициям и собственное “Я” в треке присутствуют на все сто.

Коллектив стал звучать солиднее и увереннее, стало больше взрослости и даже прогрессивности, а подход к сочинению, записи и реализации материала напомнил мне времена, когда Fates Warning, Queensryche и Savatage вовсю корпели над созданием прогрессивного металла. Отдельного респекта заслуживает работа вокалиста, который старается звучать максимально разнообразно и фирменно, приближая свои интонации и подачу к высоким стандартам только что упомянутых забугорных прогрессивщиков, а расслабленное околоджазовое соло на саксофоне напоминает времена ранних, ещё полных энтузиазма и наполеоновских планов Dream Theater, когда невозможное было возможно, а музыка была способна завораживать, пленять и опьянять.

Эпичное вступление в духе винтажных рок-опер, драматичные рисунки вокальных линий, героически-патетическая гитара и массированно окатывающий с ног до головы классической рок-патетикой припев – новая вещь Фордевинда скроена по всем правилам умных прог-сюит прошлого тысячелетия и даже по звучанию смахивает на тех же Dream Theater или Virgin Steele. Детальная проработка каждого инструментального фрагмента (послушайте хотя бы как здорово и изобретательно звучат ударные!) и каждой вокальной запятой делает понятным, почему у авторов ушло так много времени на то, чтобы довести до ума и записать одну-единственную песню: это действительно перфекционизм, и в данном случае он на самом деле очевиден.

Их переход с русского на английский можно воспринимать по-разному, но хуже фордевинды после такого чейнджа точно не стали. Ну а всем несогласным с таким линвистическим шифтом как раз и предназначена бонусная версия композиции, в которой стилизованным под противный гнусавый голос переводчика времён VHS-кассет поверх звучания песни слышится обескураживающий своей прямотой и дословностью перевод новейшей вещи команды. Что сказать, музыканты продолжают юморить, веселы и полны энергии, что, конечно, не может не радовать, ну а мне бонустрек напомнил не только переводы фильмов 90-х-начала нулевых, но и озвучку концертов тех же лет (первым делом почему-то вспомнился энтрэксовский “Live Noise”) – весело!

Немного жаль, что музыканты решили отгородиться от каламбурных возможностей родного языка и сосредоточились на том, чтобы блистать своей лингвистической эквилибристикой на инглише, но музыка в данном случае, конечно же, первостепенна, и она у Фордевинд по-прежнему на высоте. Ребята играют старый добрый хард-н-хэви, но подходят к своему делу с искоркой, с огоньком (можно добавить ещё: с юмором и с душой) и без оглядки на клише, шаблоны и формуляры, регламентирующие, как может, а как не может звучать хороший и правильный слегка металлизированный хард-рок - они делают всё исключительно так, как им самим в радость и в кайф, вот и результат выходит такой же аутентичный, живой и кайфовый.

Рецензия на альбом группы AURA "Злая магия"

11-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти столичные симфо-металлисты готовили свой второй альбом долгих шесть лет и времени даром не теряли! Уже обложка уверенно притягивает к себе взгляд и радует глаз стилизованным фэнтези-олдскулом, а название компакта чарует и стимулирует воображение. И да, материал в толще лазерных дорожек “Злой магии” таится не абы какой, а по-настоящему злой, напористый и вдохновенный. Можно обзорно пощёлкать по трекам туда-сюда, можно начать слушать диск последовательно и внимательно, вооружившись критически настроенным карандашом – в любом случае разочарованы вы не будете и наверняка прослушаете рецензируемый релиз не раз и не два, ведь своё дело Aura знают, филонить не собираются, а напротив намерены завернуть все мыслимые и немыслимые гайки до предела и дать жару по полной.

Альбом звучит профессионально, возвышенно, разнообразно и очень реалистично, жизненно. Опираясь на стратовариусовско-рапсодиевский эпик-симфо-пауэр-спид, московские рыцари добавляют к нему свою креативность, увлечённость и сумасшедшую энергетику, и в итоге мы имеем восхитительный эпик-торт, который воспринимается как изумительная 3D-проекция, при ближайшем рассмотрении оказывающаяся не просто декором, а порталом в мир драконов, жестоких битв и благородного древнего волшебства. Стоит добавить, что во главе группы стоит не просто фронтвумен, а сразу две харизматичные вокалистки, которые запросто переходят от оперных вокализов к экстремальному пению и от эстрадных распевок к околофолковым заклинаниям. Звучит это дело просто невероятно и смотрится на концертах наверняка тоже феерично.

Что интересно, музыка у ребят однозначно клавишно-ориентированная, но от этого ничуть не менее железная и металлическая. Авторы исполняют настоящий тру-метал безо всяких компромиссов и ванили, но делают это очень изящно и изысканно, а звучит их материал так, словно в одном ведьминском котле смешаны Attack, ранние Blind Guardian, Stratovarius, Rhapsody, Arch Enemy, Penumbra и Orkrist. Интересные аранжировки, нестандартные мелодические и гармонические решения, эпизодичные заимствования из модерн-металла, симфо-блэка и мелодик-дэта, великолепно вписывающиеся в общую канву тексты, масса разнообразных переходов и убедительная литературная основа – всё это и намного больше вы без труда найдёте в любом треке с данного CD, которые, кстати говоря, заметно разнятся по отношению друг к другу.

Уже первые звуки открывающей диск “На смерть поэта” звучат настолько многообещающе, насколько вообще способен звучать альбом современной металлической группы, а уже пару мгновений спустя вы наверняка будете почти в шоке от того, насколько естественно, легко и грациозно Aura управляются со спид и пауэр-клише, заставляя их играть радужными переливами красок и оттенков, которых уже мало кто в принципе ждёт от таких сотни раз обкатанных и почти музейных ингредиентов. Быть доступным, качёвым и качающим, но в то же время не быть предсказуемым и нарочитым – та ещё задачка, но авторы и создатели “Злой Магии” справляются с ней просто на “ура”, а их второй трек “Моя философия” виртуозно чередует почти арийскую хитовость и чуть ли не прогрессивную изобретательность с такой же прогрессивной техничностью.

На что всё это похоже? Представьте ядерный коктейль из раннего Nightwish и таких же ранних Blackthorn, слегка приправленный мечтательностью Coronatus и напором Dragonforce, и вы получите нужное представление о том, что ждёт вас в музыке Aura. Буйство саундтрековых симфонизмов обретается в “Городе”; феерическая романтичность и контрасты-противоположности беснуются в “Ветре Души”, прекрасна и нежна балладная “Хозяйка рун”, стремительна “Война”, а “Метель” максимально приближается к симфо-блэк-территориям. Очень интересную интерпретацию современного поп-металла в духе Battle Beast представляют авторы в треке “Уходи от своей судьбы” и не менее примечательно отдают дань уважения Мельнице и сонму бардов-менестрелей в “Балладе о рыцаре, деве и драконе” – это на самом деле стоит услышать!

“Дети облачной страны” и “Бессмертие творца” наверняка многим напомнят о временах “Wishmaster”, и хотя я не могу назвать такое сближение с “ночными желаниями “+своей самой любимой ипостасью современных Aura, финал компакта смазанным или слабым тоже не назовёшь. Стоит добавить, что звук у “Злой Магии” превосходный, однако он совершенно далёк от клише и стандартов среднестатистических пауэр и симфо-альбомов. Бас у них шикарен как у Blind Guardian в их лучшие времена, клавишные непредсказуемы и очаровательны, гитары убедительны и воинственны, а ударные добавляют общей картине оригинальности и узнаваемости. Альбом сделан и записан так, что искать недостатки и изъяны в нём просто не хочется, а мир мечты, магии и иррациональной мотивации после прослушивания пластинки становится значительно ближе и реальнее, словно обретая плоть и кровь.

В конце 80-х про группу Ханси Кюрша писали в профильной прессе: “great speed metal – ain’t it best?!.”, а сейчас нечто подобное я с радостью и с чистым сердцем готов написать про Aura. Не каждый день на нашей сцене появляются настолько сильные, яркие и самобытные коллективы, творчество которых способно по-настоящему восхищать и воодушевлять, но Aura определённо одни из них. И, кстати, вышел этот симфо-изумруд на моём любимом More Hate Productions! – как тут не порадоваться за лейбл и за группу! Сейчас перед нами с вами стопроцентный мастхэв для всех профильных слушателей, неравнодушных к фэнтези-тематике, очень неплохая заявка на вхождение в ваш персональный топ по итогам года и вещь, которую на самом деле крайне желательно приобрести на CD, чтобы расслушать все нюансы в оригинальном и аутентичном виде.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год

Рецензия на альбом группы ЭстетикаГородскихОкраин "ПЦ"

11-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Какие у вас возникают ассоциации с буквами ПЦ?” – такими словами мастермайнд проекта ЭстетикаГородскихОкраин начинает свой рассказ о первом официальном полноформатнике его коллектива, который вышел практически non-stop после недавно попавшего ко мне на рецензию мини-альбома “Патриотиз-м 19”. Ассоциации, ассоциации – очень многое из того, что и как делают ЭГО, построено на ассоциациях и бьёт прямо в подкорку, вызывая на свет запрятанные глубоко в подсознании мысли, чувства и переживания. Кто из нас полностью свободен от горьковато-осеннего, пахнущего пожухлой октябрьской листвой желания прислониться к какой-нибудь унылой, забытой богом заброшке и под мерный дождевой перестук предаваться мыслям о бренности всего сущего, бездарности руководителей и бесцельности бытия?

Вот и Никита Лесь со своей группой занимается всё тем же самым, и всячески иллюстрирует, дополняет и развивает гениальное признание классика про “дым Отечества мне сладок и приятен”, причём делает это на удивление качественно, профессионально и разнообразно, не срываясь в занудство, не усугубляя крайности до неприличных и неразумных пределов, и вообще грамотно и адекватно выдерживая нужный баланс. Собственно, изменений со времён альбома “Патриотиз-м 19” практически не случилось, а если они и присутствуют, то касаются исключительно степени концентрации, углубления в атмосферу, но не направления концептуального вектора, и “Приемлемая цена” (именно так расшифровывается название альбома) однозначно стал глубже, профильнее и интенсивнее.

Распечатавшая альбом “історія однієї людини” максимально разреженна, абстрактна и задумчива, но в то же время мелодична. Никита остаётся верен своей речитативной начитывающей манере и не сильно заботится об эстетизации подачи грубоватых, словно отбивающих отбойным молотком рифм. Музыка “П.Ц.” индустриальна, авангардна и бесприютна, как брошенная кем-то впопыхах на лестничной клетке видавшая виды телогрейка, а развивается альбом поступательно и восходит от страшного и холодного к кромешному и жуткому, всемерно углубляя, обесцвечивая, доводя до логического финала все акценты и подстрочники. Уже второй трек “Жажда Самоуничтожения” звучит более жёстко, хлёстко и монументально, хотя синтезаторов здесь ещё довольно много, а порой их пульсации по-прежнему напоминают гротескную постапокалиптическую дискотеку.

И да, современные композиции ЭстетикиГородскихОкраин больше похожи на разрозненные дневниковые записи с оттенком пророческой экзальтации, чем на музыкальные композиции: такие слова не произносят, не читают, их бросают в море, запечатывая в бутылку в надежде, что кто-то найдёт, поймёт, сможет воспринять и сделать нужные выводы. С таким настроением Д.С.Мережковский писал свою “Тайну Запада: Атлантида-Европа”, предостерегая человечество от гибели подобно той мифической ныне, но совершенно реальной и безусловно исторической во времена Платона, Атлантиде. Точно так же и Никита Лесь сейчас пророчествует, предупреждает, обличает, указывает на очевидные признаки, призывает одуматься и остановиться, не жалея чёрных и серых красок, которыми он щедро рисует болезненный и больной мир нашей с вами Родины в треке “Нерабы”.

Самые интересные и манифестно-яркие треки на актуальном релизе это, как водится, фиты, которые благодаря приглашённым музыкантам приносят в эмоциональную палитру релиза новые оттенки. Всего фитов четыре: “Путь”, записанный с участием звезды предыдущего EP Kerrigan, очень выгодно и эффектно вводит на пластинку жалобный женский вокал, “Бойня”, в создании которой поучаствовал Николай Карпушин из Rosa Infra, непримирима, низкочастотна и напориста в традициях изобретённого им инфра-металла, а “В Бетонных Коробках”, для которой предоставил свой голос Кира Кочевник, завершает альбом на максимально психоделичной, реквиемно-погребальной ноте с парадоксальными вкраплениями каких-то чуть ли не иудейских синтезаторов и изломанного голоса, вещающего из рупора вокзального громкоговорителя.

Есть и ещё один фит с Kerrigan – мрачная речитативная эпик-баллада “Потрачено”, но женский вокал присутствует там только в формате призрачных бэков, а основное настроение трека – это беспросветная непроходящая депрессия. Есть ещё на диске назидательная мелодекламация “Привал у гравитационной аномалии”, которая по степени концентрации фоновой статической наэлектризованности и ядерной болезненной искренности, вероятно, является высшей точкой и апофеозом пластинки, есть гимн экзистенциальной пустоте под названием “Порочность” и, наконец, одна из самых хитовых (если это слово вообще применимо к музыке подобной той, что представлена на рецензируемом CD), драйвовых и непредсказуемых на диске – вещь, которая называется “днм 19:84” и комбинирует минималистическую читку, цитаты из ГО и прото-эмбиент.

В итоге, “ПЦ” это совсем не пц (или, по крайней мере, не совсем пц), а просто депрессивное отражение той самой объективной реальности, данной нам в ощущениях, о которой так любил писать и говорить персонаж, который вот уже во второй раз присутствует на обложке у ЭГО и в этот раз почему-то примерил на себя шляпку мухомора. Если сравнивать “ПЦ” с “Патриотиз-м 19”, то всё стало ещё более мрачно, монохромно и обнажённо, а тона и оттенки, которые эксплуатирует автор, ещё более серы, холодны и надрывны. Мало кому удавалось достигать таких впечатляющих результатов, смешивая патриотизм и мазохизм, но флагман и руководитель ЭГО всё смог и пришёл к феерическим результатам: здесь вам и национальный колорит, и национальный Дельфин, и адекватное использование возможностей приглашённых гостей.

И я не случайно вспомнил Дельфина. Давно не секрет, что мизантропы, печальники, диссиденты и дауншифтеры всех калибров и оттенков не ровно дышат к этому совсем не металлическому, но близкому к металлу, готике и индастриалу по настроению исполнителю, а потому – отчего бы не создать нечто дельфиноподобное, но тяжёлое, резкое, рваное и железное? Никита Лесь так и поступил, и, что интересно, его желание быть доступным и понятным совсем не похоже на стремление продаться лишь бы каким-нибудь боком и попасть в чарты во что бы то ни стало. Доступность и слушабельность повышаются, качество не страдает, темы затрагиваются серьёзные – чего ещё и желать, если вы любите серьёзный социальноориентированный панк в традициях Егора Летова? Может быть, только чуть более изящных и разнообразных аранжировок - всё-таки проект растёт, развивается и хотелось бы порой не только железобетонных свай, но и колокольчиков со звёздами.

Показать ещё