Рецензия на альбом группы ЭстетикаГородскихОкраин "ПЦ"
11-10-2019
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
“Какие у вас возникают ассоциации с буквами ПЦ?” – такими словами мастермайнд проекта ЭстетикаГородскихОкраин начинает свой рассказ о первом официальном полноформатнике его коллектива, который вышел практически non-stop после недавно попавшего ко мне на рецензию мини-альбома “Патриотиз-м 19”. Ассоциации, ассоциации – очень многое из того, что и как делают ЭГО, построено на ассоциациях и бьёт прямо в подкорку, вызывая на свет запрятанные глубоко в подсознании мысли, чувства и переживания. Кто из нас полностью свободен от горьковато-осеннего, пахнущего пожухлой октябрьской листвой желания прислониться к какой-нибудь унылой, забытой богом заброшке и под мерный дождевой перестук предаваться мыслям о бренности всего сущего, бездарности руководителей и бесцельности бытия?
Вот и Никита Лесь со своей группой занимается всё тем же самым, и всячески иллюстрирует, дополняет и развивает гениальное признание классика про “дым Отечества мне сладок и приятен”, причём делает это на удивление качественно, профессионально и разнообразно, не срываясь в занудство, не усугубляя крайности до неприличных и неразумных пределов, и вообще грамотно и адекватно выдерживая нужный баланс. Собственно, изменений со времён альбома “Патриотиз-м 19” практически не случилось, а если они и присутствуют, то касаются исключительно степени концентрации, углубления в атмосферу, но не направления концептуального вектора, и “Приемлемая цена” (именно так расшифровывается название альбома) однозначно стал глубже, профильнее и интенсивнее.
Распечатавшая альбом “історія однієї людини” максимально разреженна, абстрактна и задумчива, но в то же время мелодична. Никита остаётся верен своей речитативной начитывающей манере и не сильно заботится об эстетизации подачи грубоватых, словно отбивающих отбойным молотком рифм. Музыка “П.Ц.” индустриальна, авангардна и бесприютна, как брошенная кем-то впопыхах на лестничной клетке видавшая виды телогрейка, а развивается альбом поступательно и восходит от страшного и холодного к кромешному и жуткому, всемерно углубляя, обесцвечивая, доводя до логического финала все акценты и подстрочники. Уже второй трек “Жажда Самоуничтожения” звучит более жёстко, хлёстко и монументально, хотя синтезаторов здесь ещё довольно много, а порой их пульсации по-прежнему напоминают гротескную постапокалиптическую дискотеку.
И да, современные композиции ЭстетикиГородскихОкраин больше похожи на разрозненные дневниковые записи с оттенком пророческой экзальтации, чем на музыкальные композиции: такие слова не произносят, не читают, их бросают в море, запечатывая в бутылку в надежде, что кто-то найдёт, поймёт, сможет воспринять и сделать нужные выводы. С таким настроением Д.С.Мережковский писал свою “Тайну Запада: Атлантида-Европа”, предостерегая человечество от гибели подобно той мифической ныне, но совершенно реальной и безусловно исторической во времена Платона, Атлантиде. Точно так же и Никита Лесь сейчас пророчествует, предупреждает, обличает, указывает на очевидные признаки, призывает одуматься и остановиться, не жалея чёрных и серых красок, которыми он щедро рисует болезненный и больной мир нашей с вами Родины в треке “Нерабы”.
Самые интересные и манифестно-яркие треки на актуальном релизе это, как водится, фиты, которые благодаря приглашённым музыкантам приносят в эмоциональную палитру релиза новые оттенки. Всего фитов четыре: “Путь”, записанный с участием звезды предыдущего EP Kerrigan, очень выгодно и эффектно вводит на пластинку жалобный женский вокал, “Бойня”, в создании которой поучаствовал Николай Карпушин из Rosa Infra, непримирима, низкочастотна и напориста в традициях изобретённого им инфра-металла, а “В Бетонных Коробках”, для которой предоставил свой голос Кира Кочевник, завершает альбом на максимально психоделичной, реквиемно-погребальной ноте с парадоксальными вкраплениями каких-то чуть ли не иудейских синтезаторов и изломанного голоса, вещающего из рупора вокзального громкоговорителя.
Есть и ещё один фит с Kerrigan – мрачная речитативная эпик-баллада “Потрачено”, но женский вокал присутствует там только в формате призрачных бэков, а основное настроение трека – это беспросветная непроходящая депрессия. Есть ещё на диске назидательная мелодекламация “Привал у гравитационной аномалии”, которая по степени концентрации фоновой статической наэлектризованности и ядерной болезненной искренности, вероятно, является высшей точкой и апофеозом пластинки, есть гимн экзистенциальной пустоте под названием “Порочность” и, наконец, одна из самых хитовых (если это слово вообще применимо к музыке подобной той, что представлена на рецензируемом CD), драйвовых и непредсказуемых на диске – вещь, которая называется “днм 19:84” и комбинирует минималистическую читку, цитаты из ГО и прото-эмбиент.
В итоге, “ПЦ” это совсем не пц (или, по крайней мере, не совсем пц), а просто депрессивное отражение той самой объективной реальности, данной нам в ощущениях, о которой так любил писать и говорить персонаж, который вот уже во второй раз присутствует на обложке у ЭГО и в этот раз почему-то примерил на себя шляпку мухомора. Если сравнивать “ПЦ” с “Патриотиз-м 19”, то всё стало ещё более мрачно, монохромно и обнажённо, а тона и оттенки, которые эксплуатирует автор, ещё более серы, холодны и надрывны. Мало кому удавалось достигать таких впечатляющих результатов, смешивая патриотизм и мазохизм, но флагман и руководитель ЭГО всё смог и пришёл к феерическим результатам: здесь вам и национальный колорит, и национальный Дельфин, и адекватное использование возможностей приглашённых гостей.
И я не случайно вспомнил Дельфина. Давно не секрет, что мизантропы, печальники, диссиденты и дауншифтеры всех калибров и оттенков не ровно дышат к этому совсем не металлическому, но близкому к металлу, готике и индастриалу по настроению исполнителю, а потому – отчего бы не создать нечто дельфиноподобное, но тяжёлое, резкое, рваное и железное? Никита Лесь так и поступил, и, что интересно, его желание быть доступным и понятным совсем не похоже на стремление продаться лишь бы каким-нибудь боком и попасть в чарты во что бы то ни стало. Доступность и слушабельность повышаются, качество не страдает, темы затрагиваются серьёзные – чего ещё и желать, если вы любите серьёзный социальноориентированный панк в традициях Егора Летова? Может быть, только чуть более изящных и разнообразных аранжировок - всё-таки проект растёт, развивается и хотелось бы порой не только железобетонных свай, но и колокольчиков со звёздами.
Алексей "Astarte Eel" Иринеев