ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Если тебе не хватает того, что видят твои глаза” Интервью с Sibireal

21-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Шикарный диск вышел не так давно под логотипом сибирской группы Sibireal. Впечатляющая обложка, диковатая и как будто щеголяющая своей неправильностью музыка, глубокие тексты, напоминающие адские провалы в неизведанное,  поблёскивающий бликами лаконичный дигипак – обойти вниманием такой монолит было бы просто непростительно. Тем более, что приложил руку ко всему этому музыкально-интеллектуальному великолепию, как оказалось, наш старый знакомый Александр Горбанёв, он же Тиран (Тиран, Школа Рока, Necropus). На связи сам Тиран и драммер Sibireal Александр Дёмин, которые, кажется, были совсем не против помочь нам пролить свет на то, что же такое “Blood Color Sky”, однако по факту лишь добавили вопросов и интеллектуально-философских головоломок. Впрочем, какой альбом, такое и интервью. Прочитал вступление – уже сделал шаг в неизведанное и запустил инфернальный механизм. Назад дороги нет.

- Приветствую, Sibireal! Поздравляю с выходом вашего первого официального лонгплея! Давайте знакомиться, что означает название группы? Неужели всё так просто и Sibireal – это всего лишь реальная Сибирь?

Демин:  Спасибо за поздравления. Меня зовут Александр Демин, я барабанщик коллектива с самого его основания. Название представляет собой суровость нашего климата, холод у нас порой очень злючий бывает, поэтому приходится так играть быстро, чтобы не замёрзнуть.

- Как пришла идея играть такой странный и неправильный трэш-блэк? Почему бы просто не копипастить Immortal и Darkthrone?

Демин:  С самого детства, когда мы с басистом и гитаристом были просто друзьями и даже не задумывались о создании группы, мы тоннами поглощали тяжелую музыку на кассетах и дисках, не обращая внимания на ее конкретные жанры. Думаю, что причины разносторонности нужно искать именно в тех временах. В итоге у каждого сформировался свой вкус, и выявились свои предпочтения, которые теперь и находят отражение в общем творчестве.

- А сами вы насколько в теме шаманских штук? Что-нибудь практикуете подобное, Кастанеду и Серкина читаете? Может, даже вегетарианством и диетами не брезгуете?

Демин:  Да что вы? Вообще ни разу, во всяком случае, я! Насчет остальных не знаю.

- Говорят, аппетит приходит во время еды, и чем больше пьёшь, тем больше хочется, а вы чувствуете, что чем больше играете такую музыку и чем чаще репетируете, тем больше становитесь похожи на настоящих шаманов и анахоретов?

Демин:  В эту роль, судя по всему, больше всех вошел товарищ Тиран, а уж под чем он там духов призывал, я не в курсе, хахах! Мы же, когда репетировали этот материал, по большей мере развлекались пивом, но в конечном итоге это всегда приводило не к полетам души, а к пике мимо барабанов, нот и струн, хаха!

Так это Тиран вас испортил и увёл в непонятные дебри из нормальной жизни? Не боитесь, что дальше будет больше, и он реально вас в шаманскую веру обратит, а там, глядишь, придётся грибы курить и бубен покупать на Aliexpress?

Демин: Повёл нас в эти дебри наш доблестный гитарист!!! И представляете? Обошлось без грибов и бубнов. Просто он отправил Тирану варган в подарок и понеслась, как говорится.

- Часто можно услышать, что дома и стены помогают, а вы ощущаете особую энергетику своей родной алтайской земли и её незримую сверхъестественную помощь?

Демин:  О да! Эту энергетику невозможно не чувствовать! Особенно зимой! Это похоже на затяжной удар шокера, тебя трясет и не отпускает до самого наступления тепла!

- Самое удивительное и непостижимое в “Blood Color Sky” лично для меня – это тот факт, что GrimmDistribution сравнивают вас с Rossomahaar и Tsygun. А как вам такие сравнения?

Демин:  Я лично ничего общего не слышу. Россомаха - еще куда ни шло, но со вторыми точно никаких аналогий, и музыка другая совсем, да и лошадей мы не воруем.

- А как вам творчество Ajattara? Нет в мечтах стать нашим алтайским ответом этим финнам?

Демин:  Было бы на что отвечать, посредственность из посредственностей.

- Что за зубасто-рогато-глазастая штуковина у вас на обложке? Кто её придумал и есть ли у неё имя?

Тиран: Штуковина? Фу, как грубо ты отзываешься о моей первой и единственно любви, ха-хах! Конечно же, у нее есть имя, но мы стараемся не произносить его вслух, а вполголоса называем ее между собой Гиеной. Именно ее портрет украшал наш первый миньон, а позже, растеряв по пути остатки глаз, она перекочевала и на обложку полноформатника. Изначально, идеальные черты ее лица были придуманы и воспроизведены Mosa Eye и выставлены на свободную продажу, но когда наши взгляды встретились, мы все поняли, что дальше - только вместе. Мы просто не могли оставить бесхозной такую красоту.

- Чувствую, у твоей первой и главной любви, которой долгое время был алкоголь, появилась серьёзная соперница… У Гиены есть какая-то особая биография?  Сами для себя решили, что это такое и откуда или это не так уж важно?

Тиран: Хахах, это точно! Да, у нее самая обычная биография, не отличающаяся от миллиона других. Родилась, получила воспитание, высшее образование, жила, (возможно) любила, страдала, пыталась найти свое простое человеческое счастье, и сейчас обитает тихонечко на безликой окраине мегаполиса, работает, выезжает по выходным погулять в парк, а по ночам, все так же тихонечко, чтобы никто не заметил, мечтает о чем-то прекрасном, которому, скорее всего, никогда не суждено сбыться.

- К музыке и концепции Sibireal она имеет какое-то отношение?

Тиран: Самое непосредственное! Наша судьбоносная встреча произошла как раз в тот момент, когда парни передали мне первые композиции для написания лирики, которую я и писал, можно сказать, глядя ей в глаза! Разве может быть что-то прекраснее трех затянутых бельмами зенок?

- А почему кровавое небо у вас такое… зелёное и коричневатое? Я никогда не мог понять в детстве, что за цвет такой серо-буро-козюльчатый, но когда увидел обложку “Blood Color Sky” – понял. Вы специально решили, чтобы этот странный и редкий цвет ассоциировался с Sibireal?

Тиран: Кровь попалась не очень свежая, да и с добавкой болотной водицы немного перестарались, хахах! Sibireal - это беспросветный мрак всеобъемлющего Хаоса, а во мраке нет места ярким и насыщенным оттенкам, привычным обычному взгляду.

- Именно поэтому из изначального названия “Blood Color Sky” выпало слово red?

Тиран: Никак нет. Слово «red» выпало исключительно из-за того, что его там и быть не должно. Заглавный трек посвящен «Небу Цвета Крови», а это не значит, что оно непременно красное, как мы только что уже выяснили.

- Как-то совсем уж стало жутко от таких инфернальных соображений… А что всё-таки вдохновляет на такие суровые реалии, тексты и концепции? Не только ведь повседневность и психоанализ?

Тиран: По большей части, именно они. Если тебе не хватает того, что видят твои глаза: сядь, закрой их чтобы не отвлекаться и подумай, послушай тишину, ей тоже есть что рассказать. Коли подобные практики тоже не выйдут с первого раза, можно обратиться к книгам или другим источникам выхода чужой творческой энергии. Мир ведь цикличен до безобразия в своем развитии и ответы на вопросы, которые тебя интересуют, если уж пока никто и не нашел, то как минимум, пробовал это сделать и оставил свои заметки об этих попытках, а пропустив их через призму своего времени они могут быть очень полезными. Вспомни, к примеру, каких успехов добился Оруэлл, просто переписав Замятина и Костомарова в нужное время в нужном месте.

- Сколько бутылок сиббитера, ягермайстера и джека дэниэлса ушло на то, чтобы довести до ума, записать и издать ваш лонгплей?

Демин: Я не употребляю ни то, ни другое, ни третье, но пива было выпито действительно очень много! А первые версии «Гиены» и «Эго» мы вообще когда-то записывали под вишневый блэйзер, хахах!

- Что было самым приятным в работе над альбомом?

Демин: Записать свои партии и смотреть, как страдает Тиран, хаха!

- У вас вишнёвые блейзеры, у Тирана ягермайстер, вам по барабану шаманы, Тиран вовсю практикует свои метафизические литературные трипы… как вообще Sibireal уживается с Тираном, а вы с ним при такой разности вкусов и мировоззрений? Или вы просто с детства любите творчество И.А.Крылова и его басню про лебедя, щуку и рака?

Демин: Повёл нас в эти дебри наш доблестный гитарист! И представляете? Обошлось без грибов и бубнов. Просто гитарист отправил Тирану варган в подарок и понеслась, как говорится.

- Очевидно, что такую музыку играют и издают “не корысти ради” – не для финансового обогащения или покорения модных телеканалов, а для чего тогда? У Sibireal есть какая-то глобальная творческая цель?

Демин: Супер-глобальной цели, может, никакой и нет, но было бы неплохо, если бы оставшиеся в живых поклонники тяжелой музыки знали, что где-то в далеких уголках нашей необъятной все ещё играют злую музыку без претензий на коммерцию.

- “А небо всё точно такое же, как если бы ты не продался”, – грустно замечал Летов, а у вас на Алтае небо как-то изменилось после выхода “Blood Color Sky”?

Демин: Закаты у нас кровавые были всегда, так что, по сути, они еще только колоритнее стали.

- Не могу не затронуть тему лирики. На мой субъективный взгляд, тексты с вашего альбома это чуть ли не лучшее в лирическом и стихотворном плане, что случалось на нашей экстремальной сцене. Почти поэзия Серебряного века. С чего всё началось? Как пришла идея сделать тексты настолько личными?

Тиран: На дефицит идей жаловаться в принципе никогда не приходилось, разве что на возможности их воплощения… Как ты уже знаешь, в ТИРАН я долгое время вообще не придавал лирике большого значения, тем более после окончательного перехода на английский. Я думаю, что это совершенно очевидно, так как за все те годы, которые я задвигал смысловую нагрузку вместе с текстами под пласт риффов, никого ни разу даже не смутило это обстоятельство. А зачем же тогда тратить время и силы на то, что не нужно ни мне, ни слушателю? Верно, абсолютно незачем. Но когда я получил приглашение от Славика присоединиться к их проекту и сопровождающие это приглашение демо-треки, мне показалось, что может получится нечто интересное, если подобрать под столь эмоциональную музыку не менее эмоциональные слова. Именно слова. У меня не поворачивается язык назвать это поэзией, к которой я дышу очень неровно. Лирика Sibireal - это, скорее набор ассоциаций, метафор и образов, приходящих ко мне во время прослушивания музыки, уложенных на риффы и мелодии. Я прекрасно осознаю тот факт и безусловно рад тому, что единственное, понятное при прочтении этих текстов - это то, что ничего непонятно вовсе. По-прежнему считая, что смысл в написании слов, доступных всем отсутствует, я стараюсь делать это понятным хотя бы для себя, пытаясь осознать, почувствовать и сделать образы осязаемыми. Такая схема дает возможность заложить в музыку большой эмоциональный заряд и уже через него находить контакт со слушателем.

- Стараюсь?... То  есть в лирике есть элемент непонятности даже для тебя самого, что-то вроде попыток спуститься в подсознание и одновременно выйти в астрал, прогуляться там и захватить на память пару смыслов-артефактов?

Тиран: Совершенно верно! Именно непонятность для меня самого и позволяет мне сохранять интерес к этому занятию, возможность погружаться в процесс и получать от этого удовольствие. Если бы все было четко и определенно, скорее всего, меня бы это не заинтересовало, поскольку не отличало бы работу в рамках Sibireal от других проектов.

- Сколько времени ушло на написание лирики? И как проходил процесс написания текстов (ночью, при свечах, в абсолютной тишине и с бокалом неслабого брендового алкоголя?)

Тиран: Бренд алкоголя не сильно влияет на характер вызываемых духов, хотя закидываясь Крепкой Охотой, едва ли стоит ожидать благодатного явления Белых Жриц, разве что санитаров из ближайшей дурки, хахах! Но в целом, да, ты абсолютно прав в своих предположениях - ритуальная составляющая имела место быть и в процессе написания текстов и непосредственно при записи голосов, которые «вокалом» называть мне тоже не всегда хочется. Темнота, свечи, алкоголь и некоторые другие расширяющие сознание вещи создавали и поддерживали спиритическую атмосферу перехода в необходимое состояние «извне», где и обитают все те образы, описанные в текстах. Не все, конечно, некоторых персонажей можно встретить и в обычном мире, с отдельными я даже лично знаком, хахах! Но, по большей части, конечно же, они все «оттуда» и находятся «где-то», куда на привычном транспорте добраться не получится, поэтому приходится придумывать пути иного перемещения.

Времени ушло достаточно много, если не сказать, что просто дохренища. Видишь ли, время настолько ценный актив, что я никак не могу заполучить его в достаточном количестве в свое распоряжение, но я честно предупреждал об этом ребят, когда мы только обговаривали детали совместной работы, и они согласились ждать столько, сколько потребуется, за что на их абонентский ящик отправляется тысячетонная благодарственная бандероль. В общей сложности работа над альбомом растянулась на четыре долгих года, в первую очередь по моей вине. Наверное, можно было бы где-то поднапрячься, сделать быстрее, слепить что-то на скорую руку, но мы решили не подгонять процесс искусственно. Подобные вещи должны вызревать и не очень-то важно, сколько времени это займет.

- Если сравнивать процесс создания текстов для Sibireal и для Тиран, то в чём состоит основное различие?

Тиран: Конкретика. Именно в ней и есть основное отличие. Если в ТИРАН я пишу доступные и понятные тексты, где в нужные ноты подставляются нужные слова, прослеживаются конкретные мысли и конкретные ответы на конкретные вопросы, то в Sibireal - это палитра, на которой смешивается огромное количество оттенков эмоций, мыслей, отношений… и самое главное - никакой, мать ее, определенности! Чистый полет безграничной фантазии в никуда, миллиард вопросов и никакой конкретики.

- Нет ли разочарования от того, что такие глубокие тексты не получили пока что адекватного резонанса и под постом с альбомом в социальных сетях не ведутся дискуссии между филологами, религиоведами, историками, философии и литераторами?

Тиран: Напротив. Я рад, что многие предпочли обойти их стороной, сочтя непонятными. Мне бы не хотелось, чтобы какие-то словоблуды принялись судачить о лирике, переливая из пустого в порожнее и пытаясь найти смысл там, где его нет и быть не может. Музыку нужно слушать и чувствовать, а не разводить о ней пустую болтовню (странновато слышать от человека, который этой самой болтовней занимается уже почти два десятка лет, да? Хахах!). Тем более, как ты выразился, «под постом с альбомом», попердывая в скрипящий табурет. Такие оценки, а мнения так и подавно, яйца выеденного не стоят. Если ты - потомственный шаман и у тебя есть замечания на тему того, что я как-то неверно зачитал текст обряда Aktilirauw, я с радостью выслушаю наставления и постараюсь их учесть, а если ты - Вася Пупкин и тебе вдруг показалось, что в третьей строчке второго куплета я одновременно использовал слишком много непонятных слов и твой восьмибитный разум закипает от этой комбинации, я тебе только посочувствую. И то не факт.

- А о чём вообще идёт речь в текстах и что кроется за этими апофатическими метафорами и сложными образами? Это какие-то реальные жизненные ситуации или целиком абстрактная и наглухо высушенная метафизика?

Тиран: Скорее, последнее. Я уже немного коснулся этого ранее. Большая часть образов и структур берется «оттуда», «извне», а в те моменты, когда возникают ассоциации с материальным миром, это больше похоже на проекции, знаешь, как-будто что-то из области начертательной геометрии, когда тебе дана параллельная проекция треугольной пирамиды, располагающейся в трех плоскостях, а тебе, используя коэффициенты искажения, нужно построить на бумаге ее сечение четвертой плоскостью. Подобные задачи лишний раз доказывают мыслительное превосходство технарей над гуманитариями, привыкшим видеть только то, что написано и слышать то, что сказано, хахах!

- Хм, занятно выходит: поэзия и метафоры как инструмент построения зримой проекции запредельной реальности, которая в принципе невыразима… такими вещами занимался, помнится, ещё Платон, когда рассуждал в своих диалогах о мире идей и анамнесисе… Ну а раз уж упомянули технарей, то такой вопрос: самим-то не бывает страшновато такие ядрёные абстракции в реальность претворять и в наш мир “оттуда” вытаскивать?.. А что если за Гиеной прискачут какие-нибудь сенобиты или кто там обитает в преисподней у них…

Тиран: Тебе наверное уже доводилось слышать от одного нашего общего знакомого предположение о том, что «Ад пуст», хех. Так вот я с ним полностью согласен в данном моменте. Думается, что вся срань, которую только можно было оттуда выколупать, уже давно здесь, на поверхности, в мире живых и, как та же Гиена, живет полной жизнью и занимается своими сверхъестественно-естественными делами. Мы ее видим, чувствуем и находимся в постоянном контакте, разве что не называем настоящими именами, которых попросту не можем знать, хотя и можем фантазировать. Мне кажется, что именно поэтому старина Лавкрафт и придумывал своим героям такие интересные трудновыговариваемые названия. Ну ты только представь, что пожирателя душ Ньярлатхотепа он бы обозначил Леней Пуговкиным, хахах! Хотя в обычной жизни этот Леня Пуговкин может натворить дерьма не меньше, чем посланник Древних Богов. Поэтому бояться нам уже нечего, а вот размышлять, проецировать, анализировать и тонуть в поисках бесконечных интегралов, конечно же, стоит.

- На следующем альбоме тексты останутся такими же откровенными и мистическими? Нет ли усталости от таких глубоких лирических самокопаний?

Тиран: Я бы назвал это не усталостью, а тотальным опустошением и оно приходит каждый раз, когда мы заканчиваем работу над песней. Потом какое-то время продолжается заправский отходняк с попытками осознать, что же это такое вообще было… Но к счастью, мы - бойцы, закаленные в нескончаемых алкогольных баталиях и простым бодуном нас не испугать, мы-то уж точно знаем, что после него нас снова ждет славная пирушка на которой мы будем еще пуще угорать, брататься с духами и дергать чертей за хвосты! Так что, пожалуй, мы продолжим в том же духе. Не спеша, вдумчиво и основательно проводя ритуалы самопознания через собственное же разрушение.

- А почему так необходимо и обязательно именно через разрушение?

Тиран: А ты знаешь, как добыть огонь не разводя костер? Это же фундаментальный закон физики, ну или природы, как будет угодно. Энергия не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда, поэтому, чтобы получить что-то, приходится что-то отдавать, и чем более ценное ты получаешь, тем более ценное тебе нужно отдавать. А есть ли что-то более ценное, чем сама жизнь?

- На варгане и бубнах было легко научиться играть?

Тиран: С бубнами особых проблем не возникло, а вот с варганом пришлось повозиться, посмотреть несколько видео-уроков и поупражняться, прежде чем перестал отбивать себе зубы. Знания и умения получил совсем поверхностные, но достаточные для того, чтобы записать пару-тройку партий, добавляющих необходимого колорита музыке. Надеюсь, что в дальнейшем мы сможем продолжить эти инструменты в песнях Sibireal.

- Как у вас обстоят дела с подготовкой нового альбома? Риффы придумываются, идеи кипят и просятся наружу?

Демин: Порох в пороховницах еще не иссяк, так что могу сказать точно, что мы еще дадим просраться всему андеграунду!

- Если сравнивать с точки зрения сложности-простоты, то ваш новый материал, который вы готовите для второго полоформатника, будет сложнее или проще “Blood Color Sky”?

Демин: Пока об этом сложно говорить, время покажет. Мы определенно постараемся использовать наработки “Blood Color Sky”, добавляя новые элементы, без которых тоже точно не обойдется.

- А теперь на финальной прямой несколько вопросов, на которые можно отвечать одним словом:

Кракозябла или кракозябра?

Демин: Тушканчик.

- Вода или дым?

Демин: Водка.

- Мумиё или мумии?

Демин: Мумии.

- Кедровые орешки или звенящие кедры?

Демин:  Орехи.

- Жить в лесу или быть диванным аскетом, не уходя от цивилизации?

Демин: Жить в лесу на диване.

- Шамбала или Вальгалла?

Демин: Пивнуха.

- Играть на бубне или дать в бубен?

Демин: В бубен дать.

- CD или винил?

Демин: Винил.

- Рога или копыта?

Демин: Свиные уши.

- Rossomahaar или Tsygun?

Демин: Sibireal.

- Ваши финальные слова для тех, кто был с нами и прочитал этот шаманский опус до конца?

Демин: Мы еще дадим в бубен, и ударим по бубну! Спасибо за хорошие и плохие отзывы, мы честно не ожидали такого потока позитива от слушателей! Будем работать над ошибками и выкатим еще нечто не менее цепляющее!

- Спасибо за интервью!