ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом History Of Fail "Afterlife"

History Of Fail, Afterlife

11-08-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

HISTORY OF FAIL – 2016
Progressive metal/melodic metal
"AFTERLIFE"
SELFRELEASED
Россия, Санкт-Петербург

Один умный человек сказал, что философия – это история человеческих ошибок. Человек ошибается, потом снова ошибается, но не перестаёт искать и, в конце концов, всё-таки находит – получает искомый результат, который теперь становится уже одним из исходных пунктов и предпосылок более серьёзного и возвышенного поиска. Питерская прогрессивная капелла History Of Fail не боится признавать собственные ошибки, и очень открыто и иронично повествует о собственной же истории, которую ведёт с 2013 года. За это время основатель и, по сути, главное движущее звено команды Святослав Савельев, который в сотрудничестве с разными вокалистками успел выпустить несколько разнообразных и разнокалиберных релизов, совершил, как он сам говорит, немало ошибок, что в итоге однако привело его к обретению подлинного музыкального мастерства.

Древняя поговорка гласит, что все дороги ведут в Рим, а в случае с History Of Fail и их самокритичностью, очень скоро из музыкальных “опечаток” и нестыковок начала рождаться по-настоящему прекрасная и даже величественная музыка, настоящий музыкальный Рим! Да и могло ли быть иначе. Но я, пожалуй, закончу с долгими вступлениями и перейду прямо к новейшему полноформатнику проекта, который был записан фактически в формате дуэта (В этот раз Святослав Савельев традиционно отвечает за всю музыкальную составляющую предлагаемого нашему вниманию CD, а Екатерина Пехова взяла на себя вокальные и текстовые обязанности, переведя на английский стихи друга группы Михаила Рудакова).

Великолепное почти арт-роковое интро “Pulse” сразу же настраивает слушателя, взявшегося за прослушивание этого диска, на волшебный, нетривиальный материал, от которого можно ожидать всего чего угодно. Почти пинкфлойдовское таинственное начало сменяется тяжёлыми гитарами и чарующими клавишными, которые как будто обещают: “Сегодня мы вам покажем! Сегодня возможно всё!”

Восточные мотивы открывают трек “Feast”, и превосходный знойный вокал “заклинательницы змей” Екатерины идеально гармонирует с уверенной то ли с египетской, то ли индийской атмосферой этой необычной композиции. Святослав Савельев –  своего рода российский Арьен Лукасcен: и его гитарная техника, и прекрасны ритмы, и захватывающие соло-пассажи напоминают мне как раз разнообразные проекты Лукасcена: от Ayreon и Star One до Stream Of Passion. В частности, композиция “Feast” больше напоминает ритмичный, тяжёлый, экспериментально-готический Stream Of Passion времён их дебютника “Embrace The Storm”, но с некоторым влиянием “айреоновского” “Valley Of The Queens” в конце трека и даже эпизодическими отсылками к Aesma Daeva.

Екатерина поёт очень разнообразно, зажигательно, эмоционально, и при этом – профессионально. Она с лёгкостью переходит с обычного эстрадного вокала на оперное сопрано, а различные вокальные “фишки” в её исполнении не звучат как повторение гамм, подготовленных для сдачи экзамена в музучилище, чем иногда, бывает, грешат весьма любимые мной норвежцы из Atrox. Вокал действительно великолепен, и, только прослушивая “Afterlife”, я понял, что могло бы спасти шедевральный, но совершенно неслушабельный Alas “Absolute Purity”. Этот незаслуженно забытый ныне альбом с участием Мартины Хорнбахер-Астнер и Эрика Рутана с лёгкостью могла бы вернуть к жизни Екатерина Пехова, заменив у микрофонной стойки Мартину.

“Water Of Life” я бы принял за бодрую хард-н-хэви вещицу, если бы не гипнотический, манящий и как будто пьянящий голос Екатерины, который сообщает даже вполне традиционным рок-риффам Святослава совершенно иное мистическое измерение. Нечто подобное исполняет российская группа Dreamspell и некогда очень успешно исполняли уже упоминавшиеся мной Aesma Daeva, но главное отличие проекта Святослава в том, что он не ограничивает себя какой-либо концепцией, а ставит на первое место именно Музыку – музыку профессиональную, необычную, исполненную со вкусом и с особой искоркой и реализованную просто превосходно.

Проникновенная, почти сонная, потусторонняя “Imagination” начинается очень вкрадчиво и даже немного пугающе. Гитарные переборы и полифоничные вокальные партии вызывают в сознании группы наподобие Mandragora Scream, Sunseth Sphere, Theatres Des Vampires и российского проекта Atman, а также книги и фильмы о вампирах, привидениях и оживших мертвецах. Вокальные упражнения идут ближе к середине трека почти акапелло, а тревожные, страшноватые звуки гитары в совокупности с ними создают настоящий полноценный саундтрек для какого-нибудь голливудского блокбастера о ламиях – ночных призраках.

Если вы хоть раз задумывались о гармонии, которую способна приносить боль, то трек “Harmony Of Pain” не станет для вас ошеломляющим открытием. Плотные, немного извилистые и хаотичные звуки гитары здесь звучат словно барабанная дробь дождевых капель по стеклу или по мостовой, и нежные чувственные распевки Екатерины под аккомпанемент клавишных, как будто символизируют разверстые небесные врата и изливающиеся оттуда на грешную землю потоки карающих вод. Пожалуй, “Harmony Of Pain” самый балладный, размеренный и сладострастный трек на этой пластинке, где страсть и боль соединены воедино плотно и неразрывно.

“Breathe” звучит почти так же естественно, как дыхание спящего человека, а вкрадчивый и волнующий голос вокалистки вторгается лёгким морским бризом в ваши лёгкие, наполняя их русалочьими тайнами и глубоководными снами, которые в здравом уме ни увидеть, ни придумать никто не в состоянии. Безумно хорош инструментальный проигрыш с диковинным инструментом наподобие ситара и следующий за ним медленный проникновенный фрагмент с прекрасными вокальными экзерсисами.

Мистическая таинственная “Dancing Of Time” звучит почти как традиционный современный готик-метал в духе Within Temptation и симфоник-метал a la Epica. Хотя по сравнению с Epica трек выглядит почти балладой и, естественно, никакого гроула здесь нет и близко. А есть необычные инструментальные проигрыши, напоминающие зрелый Edenbridge и отчасти Seraphim.

И всё-таки самая чувственная, таинственная и чарующая композиция на этом CD это “Crescent” (у которой даже есть русскоязычный собрат под названием “Полумесяц”). В самом деле, что может быть более зовущим и притягательным, чем лунная и женская магия, непостоянство и красота? И кто в состоянии устоять перед ними? Если вы думаете, что являетесь таким счастливым исключением, обязательно послушайте этот трек, предварительно посадив на прочную цепь свой скепсис и выпустив из клетки птицу своего воображения.

Эта  вещь по-настоящему эпична, фундаментальна и великолепна, а размеренные хоры лишь подчёркивают её экстатически-потустороннее очарование. Но, как и всякая женская мистика, композиция заканчивается хаотическими, почти авангардными вокальными и музыкальными наслоениями, напоминающими шаманские камлания и безумными переплетениями гитарных линий, символизирующих, по-видимому, первозданный космический водоворот. И после неё остаётся лишь поставить жирное многоточие, которое и стало завершением альбома, приобретя вид композиции, получившей название “Boring Lesson”. Но о том, каков этот “скучный урок”, вы узнаете сами, когда будете слушать “Afterlife”. У этой пластинки обязательно должна остаться своя тайна.

Всякий правильный и разумный рецензент сравнит History Of Fail с Royal Hunt, Rough Silk и нашими соотечественниками из Crimson Blue. И будет прав. (Проект действительно исполняет настолько же гладкую, профессиональную и техничную музыку, где, однако, на первом месте стоит не голая техника, а прежде всего песня и гармония.) Но будет прав только отчасти, поскольку в музыке этого коллектива гораздо больше глубины и таинственных, трансцендентных измерений и подводных течений, которые совершенно отсутствуют у “рядовых прогрессивщиков”, и роднят History Of Fail скорее с мистикой Aesma Daeva, Madder Mortem и Edenbridge.

Но всякий правильный и разумный рецензент будет, безусловно, солидарен с другим правильным и разумным рецензентом в том, что новое творение проекта Святослава Савельева поистине заслуживает самого пристального внимания, даже если вы не являетесь поклонником подобной музыки, но любите и цените это явление как феномен, как удивительное проявление творческого гения человека, рождённое в нашем, как сказал бы Аристотель, подлунном мире и соединяющее его с миром надлунным – запредельным и непостижимым. “Музыка должна высекать огонь из души” – говорил Л.В. Бетховен, и это на 100% подходит и относится к “Afterlife”.