ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Меланхолия, театральность, неоклассика» Интервью с Яковом Босых (Mifious).

02-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сумрачный one-man-проект Mifious долгое время не подавал никаких признаков жизни, и после выхода на виниле компиляции “Phantasmagoria” в сообществе коллектива всё действительно как будто замерло и погрузилось в глубокий анабиоз. Как оказалось, лидер и единственный участник состава Яков Босых всё это время был сосредоточен на поэтической стороне своего творчества, но, как известно, циклы склонны сменять друг друга, и вот музыка возвращается, а перед нами новая виниловая пластинка Mifious, и это снова очень необычная компиляция, где будут только самые чистые, изначальные и предельные смыслы. «Музыка как она есть, музыка в процессе создания» – характеризует “Shadow Play” сам музыкант, и всё это действительно так. Красивый винил с возможностью выбора из двух разных цветов, интересные интерпретации прежних треков, много рефлексии и погружения в себя, ну а как, почему и зачем всё это, мы сегодня узнаем у самого Якова в нашем интервью с ним.

– Доброго времени суток, Яков. Поздравляю с выходом альбома Mifious на виниле! Что предшествовало этому релизу и насколько для Вас это особенный и значительный этап?

Приветствую всех! Благодарю! Предшествовало этому релизу продолжительное по времени молчание, и нужна была передышка, чтобы отвлечься на стихи, другую сторону проекта Mifious. Эта пластинка включает треки в чистом виде: без дополнительных инструментов и аранжировок, как будто на белый лист нанесли первые мазки, они и есть то настоящее, что чувствуешь в момент сочинения музыки.

–  Какие-то трудности и проблемы в достижении намеченной цели выпуска винила были?

В этот раз особых трудностей не было, после выпуска первого релиза на виниле остались связи. Главное было найти средства для выпуска альбома, так как прошло пять лет, и цены за это время сильно поменялись.

–  А почему хотелось выпустить именно винил и в чём кроется Ваша особая симпатия к этому формату? Есть ощущение, что слушать Mifious лучше всего именно на виниле?

Желание издать винил подтолкнул растущий спрос на этот носитель. За прошедшие пять лет он вырос в разы, и люди сейчас покупают в основном винил, не CD. Даже я практически перестал покупать диски в коллекцию. Для меня издание моей музыки сравнимо с волшебством. Возникает магическое ощущение, когда игла скользит по дорожке. В этот момент музыка становится материальной.

– Помните, в какой момент и каким образом Вы впервые почувствовали, что хотите слушать и коллекционировать музыку именно на виниле? Почему не кассеты и не CD, а именно пластинки?

Как и многие из моего поколения, я начал слушать музыку на советских пластинках, часто заходил в музыкальный магазин и покупал новые издания. В конце 89 года начали выпускать серию пластинок В.С. Высоцкого, я очень фанател от него и поэтому покупал все возможные издания с его песнями. Иностранных исполнителей на виниле было сложно приобрести и дорого, поэтому их альбомы записывал на кассеты в разных звукозаписывающих точках города, и когда формат CD стал более доступен (благодаря, в основном, пиратам на Горбушке) то и его стал покупать. В итоге, как показало время, винил выдержал все испытания и снова на коне, а моё отношение к нему не изменилось, он стал доступнее, и теперь моя коллекция только растёт.

– Стоит ли усматривать какой-то особый философский смысл в том, что цвета для винила были выбраны именно такие, какие выбраны? Почему медь и мрамор?

В выборе цвета нет особого философского смысла, но я не хотел издавать винил в привычном черном цвете и выбрал самые интересные из предложенных мне цветов.

– Как проходила запись “Shadow Play”, в какой студии вы работали и насколько в итоге довольны результатом?

Многие треки, представленные на этом альбоме, были записаны мной в разное время на протяжении 25 лет. Какие-то уже выпускались на CD как дополнительные треки к альбому или просто были выложены в интернете. Есть несколько, которые никто еще не слышал. В один прекрасный момент я решил собрать их в один альбом и дать этой музыке новую жизнь. Специально для этого был произведен мастеринг звука, которым занимался Андрей Балашов, музыкальный продюсер «Продюсерское агентство музыка солнца», как и для предыдущего винила “Phantasmagoria”.

– То есть в данном случае перед нами снова не совсем альбом, а скорее компиляция? Как правильнее характеризовать “Shadow Play”?

“Shadow Play” – это как раз альбом, тут все композиции выстроены по настроению, и при прослушивании создают конкретный образ законченного произведения.

– Если сравнивать звучание “Phantasmagoria” и “Shadow Play”, то на стороне какого винила Ваши симпатии и предпочтения?

Эти издания для меня оба ценны. Как их создатель я не могу выделить какой-то отдельно. Они как дети, и в каждый я вложил всю свою душу.

– Можно ли назвать “Shadow Play” попыткой выйти на более академическую и серьёзную аудиторию, постараться достучаться до людей, которым в принципе не интересен метал и дарквейв?

– Когда я задумал издать этот материал, то понимал что круг людей, которые будут слушать эту музыку, очень ограничен. Это не метал, не танцевальная музыка, не рок, тут надо погружаться в мелодию и её развитие, но и она найдет своего слушателя.

– Но вы как-то определяете для себя потенциальную целевую аудиторию “Shadow Play”? Как считаете, кому может быть интересен такой музыкальный формат? И Кто по большей части покупает “Shadow Play”, что это за люди?

– Люди, покупающие и слушающие мою музыку, совершенно разные: есть те, кто любит арт-рок, готическую музыку, неоклассику, просто рок. Находятся среди слушателей и те, кому за 50, и в юности они слушали музыку 60-х годов, Pink Floyd, Yes, Genesis.

– А каким образом к Вам пришла мысль сделать целиком неоклассический альбом, практически отказавшись от других составных частей, ранее присутствовавших в музыке Mifious?

Захотелось сделать что-то более понятное, прямолинейное, без лишних украшательств, сложных аранжировок. Музыка какая она есть, в моменте создания. Я сам люблю слушать известные композиции других музыкантов в первоначальном варианте. Таким образом, становится более доступным для восприятия душевное состояние автора.

– А как бы Вы охарактеризовали душевное состояние и общий настрой “Shadow Play”? Какими тремя словами можно описать этот альбом?

Меланхолия, театральность, неоклассика.

 – В какой обстановке и в какое время суток лучше всего слушать “Shadow Play”?

Я думаю, что в любое время суток, нужно только уединение и спокойная обстановка, как и для прослушивания любой серьезной музыки.

– Как считаете, слушать такую музыку лучше в одиночестве или с кем-то? Что будет более правильно и аутентично в данном случае?

Тут все зависит от того, кто с тобой рядом, и разделяет ли он с тобой это желание и такую же эмоциональную связь.

– А Вы сам как и в какой обстановке чаще всего слушаете эту пластинку?

Я слушаю её дома в спокойной обстановке, вдумчиво, с погружением в каждый трек. С каждым прослушиванием открываю для себя что-то новое, хотя сам её и написал.

– Меняется ли как-то Ваше мировосприятие и восприятие собственного творчества с течением времени? Нет такого, что в чём-то Вы становитесь умереннее, взвешеннее?

Да, мое мировосприятие меняется с разными периодами моей жизни, на многое уже созданное смотрю по-другому. Недавно прослушивал кассету со своими первыми музыкальными сочинениями, которые записал с помощью микрофона, подключенного к магнитофону, играя на пианино в далеких 1999–2001 годах. Насколько музыка оказалась разнообразной. Тогда я был в постоянном поиске своего стиля, и даже нашлось пару композиций, которые хотелось бы реанимировать и перезаписать, настолько они удивительны. Может в будущем, я этим займусь.

– Откуда пришло название альбома? Почему это игра теней, и что это за тени?

Название пришло очень давно, звучало немного иначе. Игра теней – это как раз и есть та музыка, которая долгое время оставалась для многих слушателей неизвестной, в тени.

– Трудно отделаться от отсылок к лейблу Shadow play… А у Вас не было мыслей, что у кого-то слушателей могут быть такие ассоциации и параллели?

Впервые слышу об этом лейбле (улыбается), поэтому не было никаких мыслей по этому поводу.

– А чьи призрачные силуэты мы видим на обложке? Это абстракция или какие-то реальные люди?

Силуэты на обложке абстракция.

– Разрушение и запустение намекают на то, что перед нами альбом-ностальгия о прошлом? Попытка с помощью музыки перенестись в те давние и отгоревшие впечатления, возврата к которым больше нет?

Сюжет в том, что вокруг нас мир постоянно меняется, одни люди приходят, другие уходят, но в памяти остаются воспоминания о них и чувства пережитого. Помещение – это оболочка, которая не меняется. Рояль, на котором играли, забросили, но всё, что вокруг происходило, остается в воспоминаниях, как тени, отражающиеся на стенах.

– А с какими эмоциями, с какими мыслями и с каким настроением создавались композиции в итоге попавшие на альбом? Что это и про что?

Настроение многих композиций романтическое, местами какой-то утраты и внутренней тревоги. Всё, что мы переживаем в нашей жизни.

– Но это не сожаление о прошлом, не попытка вернуть прошлое и как-то его переиграть и изменить, хотя бы в своей памяти и в своём воображении? Не стоит понимать название в таком ключе?

Сожалений о прошлом нет, это все опыт, который накапливается за годы жизни. Удачный опыт или нет показывает только время и люди, которые тебя окружают.

– Что за черепа виднеются у Вас за спиной на фото на пластинке?

Фото сделано во время моей поездки в Костница — костел и костехранилище в Чехии, в пригороде Праги, городе Кутна-Гора (Седлеце). Это действующий костел, в котором проходят службы. Мне удалось там немного поснимать внутри, и затем кадры оттуда я использовал при создании клипа на свою композицию “Gothica”. Так что никакого подтекста в чём-то сатанинском или ритуальном на фото нет.

– Как считаете, можно ли назвать музыку “Shadow Play” в каком-то смысле тёмной? Это всё ещё тёмная красота или уже нечто более близкое и приближающееся к свету?

Музыка в альбоме “Shadow Play” колеблется от тьмы к свету и наоборот, от разных периодов её сочинения и записи, моего внутреннего настроения. При прослушивании человек сам для себя решит этот вопрос.

– А не было такого, что хотелось передать слушателю этим альбомом какое-то своё внутреннее настроение, какой-то эмоциональный или смысловой месседж, чем-то поделиться, что-то сообщить или навести на какие-то мысли?

Любой музыкант, сочиняющий музыку и издающий её, всегда пытается донести до слушателя свои переживания, эмоции. Человек, который будет слушать, почувствует не эмоциональное послание музыканта, а свою конкретную эмоцию, которую затронет музыка. Слушать классическую музыку, которая была написана пару веков назад и исполнена оркестром, совсем не означает понимать то, что хотели передать Бетховен, Бах, Чайковский. Мы просто слушаем и понятия не имеем, что автор испытывал, в каких условиях создавалось произведение, потому что не слушали его музыку в его время.

– Довольны ли сотрудничеством с Metal Renaissance? Лейбл полностью поддерживает и разделяет генеральную линию Вашего проекта?

С лейблом Metal Renaissance у меня дружественные и доверительные отношения, многое, из того, что я делаю, руководителю нравится, он поддерживает меня в моих планах по изданию материала, но окончательное решение остается за мной.

– На CD альбом будут выпускать тоже они?

Да, на CD альбом будет тоже выпущен лейблом Metal Renaissance.

– А официально выкладывать альбом в сети будете или тут есть желание сделать релиз только для избранных и только для обладателей винила?

Альбом будет доступен официально в сети, но в варианте CD. Возможно, если оцифруют запись с винила, то тоже будет доступен для прослушивания.

 – Вообще насколько Вам и Mifious свойственна элитарность и стремление делать что-то для избранных, для какого-то своего круга?

Никогда не думал об элитарности и о том, чтобы делать что-то конкретное для кого-то, музыку я пишу для себя и для всех, кто пожелает с ней познакомиться и послушать.

– Как обстоят дела с Вашим поэтическим творчеством? Как часто и активно пишутся новые стихи и издаются новые поэтические сборники?

Последние четыре года активно занимался изданием стихов. Выпустил самостоятельно свой новый сборник стихов “Colloquium silentiosum cum Deo”. Участвовал во всероссийских изданиях сборников поэтов России.

–  Что в самых ближайших планах?

В ближайших планах выпуск CD альбома “Shadow Play”, трек лист будет немного отличаться от версии, вышедшей на виниле.

– А в чём будут различия? Планируются какие-то особые бонусы для CD-варианта?

При выборе треков для винила всегда стоит дилемма: приходится чем-то жертвовать и подбирать треки так, чтобы не потерялась сама идея и суть альбома. Поэтому на CD-варианте возможностей больше. Пару треков покинут альбом, а новые займут их место.

– Уже есть какие-то конкретные задумки по поводу следующего релиза Mifious? Вероятно, это уже будет не инструментальный альбом?

– В марте издам цифровой сингл новой композиции Mifious “Light Of The Shadows (Flying In The Universe)”, она ещё нигде не издавалась. Появится она и на CD-версии “Shadow Play”.

– Какие-то мысли по поводу празднования приближающегося двадцатилетия проекта уже начинают проклёвываться в сознании? Может быть, будет какой-то новый винил?

Даже не верится что уже 20 лет проекту. Мыслей много, для начала это создание нового материала, а дальше время покажет, во что это всё выльется.

– Какого вопроса Вы сегодня больше всего ждали от меня, но в итоге так и не услышали?

Все вопросы были актуальны и интересны, я максимально постарался раскрыть все грани тем, которые вы затронули.

– Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас сегодня читал?

Мне было приятно пообщаться с интервьюером и немного рассказать о своем проекте и  творчестве. Приглашаю всех познакомиться с моей музыкой и послушать её на виниле.

– Спасибо за интервью!

Благодарю, Алексей!