ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Beth Hart "War In My Mind"

30-12-2020 Дмитрий Фомин

Исполнитель
BETH HART
Релиз
"WAR IN MY MIND"
Год
2019
Стиль
Blues rock/jazz fusion/soul
Лейбл
PROVOGUE, MASCOT GROUP
Страна, город
США

Думаете, рок – это непременно длинноволосые мужики в коже и джинсе, которые при помощи перегруженных гитар заставляют кипеть кровь в жилах и сводят с ума впечатлительных девиц? Ошибаетесь. Бывает и так, что рок – это и еще и сильная духом, много повидавшая и через многое прошедшая женщина за фортепиано, не лишенная к тому природной харизматичности и, к тому же, не обделенная талантом.

Американская певица и композитор Берт Харт, известная не только своим характерным, мгновенно узнаваемым вокалом и естественной энергетикой живых выступлений, но и вздорным характером и склонностью к саморазрушению, своим творчеством и своим образом жизни могла бы дать сто очков вперед любому среднестатическому современному рокеру. Определенно, Бет из поколения тех редких исполнителей, для которых частная и публичная жизнь в целом равны. По крайней мере, на сцене под пристальным вниманием многотысячной аудитории они заставляют своих бесов работать на себя посредством творчества, в обычной жизни они нередко дают этим же бесам полную свободу, оставаясь все теми же талантливыми личностями.

За свою более чем тридцатилетнюю карьеру Бет успела пройти через многое, от никому неизвестной певицы, имеющей играть на пианино, до мировой знаменитости, снискавшей любовь миллионов и уважение среди коллег-мужчин, профессионалов своего дела. Пример тому – потрясающая пластинка "Black Cofee", уже третья по счету, записанная в дуэте с Джо Бонамассой. Или же сотрудничество с Deep Purple. Теперь же Бет остается одна наедине со своими мыслями, которыми намерена поделиться со своими поклонниками. "War In My Mind" – это исповедь, способ открыть свою душу нараспашку и предстать такой, какой она является на самом деле, без прикрас и идеализированных представлений фанатов.

Какая на самом деле Бет Харт? Как и любую неординарную личность, ее невозможно описать одним словом. Стоит сказать, что этот альбом является наиболее ясным отражением всей ее многогранности и противоречивости, но и в то же время глубокой одаренности и любви к музыке. Душевные терзания, призраки прошлого, по сути, та самая “Война Разума”, и привели к написанию крайне разносторонней, интимной и проникновенной пластинки.

Бет Харт эффектно продемонстрировала, что может быть этакой громогласной, стопроцентной рок-н-ролльной оторвой ("Bad Woman Blues") и загадочной гетерой, покоряющей сердца ("War In My Mind"), мудрой и романтически настроенной советчицей ("Let It Grow") и страстной королевой дымного кабаре (''Try A Little Harder''). Сердечная ранимость и даже беззащитность ("Sister Dear") может в одночасье смениться бравурностью голливудской богемности с налетом нуара ("Rub Me For Luck"), а подслащенная глянцевая нимфеточность ("Sugar Shack") найдет успокоение в ностальгической мягкости ("I Need A Hero"), когда за маской экспрессии приходится скрывать слезы горечи.

Известно, что Бет Харт прослыла в первую очередь, как блестящая исполнительница блюз-рока в настоящей американской ипостаси, бунтарского и чувственного одновременно. Но на этом альбоме она словно решила разорвать все шаблоны. Разумеется, "War In My Mind" содержит долю блюз-рока, но ровно столько, чтобы как следует разогреть слушателя. По мере прослушивания становится очевидно, что певица наделила свое откровение не только уже ставшими привычными вариациями чувственного соула, джаз-фьюжна, но и придала ему модерновый лоск r'n'b и высококачественной поп-музыки.

Это можно объяснить желанием расширить свою аудиторию, обновить звучание, да и просто поэкспериментировать со стилями, но нельзя отрицать его ценность как исключительно профессионального композиторского творения, отвечающего самым высоким требованиям музыкальной индустрии. В который раз переслушивая этот альбом, понимаешь, что для создания и исполнения хороших песен, слушать которые хочется без остановки, и которые, возможно, станут твоими спутниками по жизни, достаточно просто голоса и клавишных. Неподражаемый густой тембр Бет просто невозможно игнорировать, он накрепко заседает в мозгу, а пассажи пианино, когда невесомо-переливчатые и осторожные, а когда просто взрывные, задают основу той или иной песни, в то время как весь прочий инструментарий выглядит хоть как необходимое, но все же подспорье.

Ей по плечу и захлебывающаяся экспрессивность Дженис Джоплин, и страстность Тины Тернер, и интеллигентная велеречивость Адель (кое-что с этого альбома действительно эффектно бы смотрелось в качестве саундтрека к "Джеймсу Бонду"), но вместе с этим она осталась все той же Бет. Противоречивой, склонной к болезненным воспоминаниям, подначиваемой бесами, бесконечно романтичной, чувственной и да, неизменно сильной. То, что наполняет ее душу и сердце, она вложила в этот альбом, и именно поэтому он вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Релизы, подобные "War In My Mind", появляются в определенный жизненный период, когда стоит подвести некоторые итоги и сделать определенные выводы. Возможно, такой период Бет переживает и сейчас, оглянувшись назад и позволив растравить застарелые раны, как и подобает хорошему блюз-исполнителю. Но останавливаться ей пока рано. Бет должна продолжать творить, ибо по-настоящему красивая, цепляющая за живое музыка, та, которая не знает языковых барьеров, и та, что возрождает такие простые, но такие сокровенные человеческие чувства из пепла равнодушия, потихоньку приближается к грани вымирания.