ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Дым & Ром "Противоход"

10-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДЫМ & РОМ
Релиз
“ПРОТИВОХОД”
Год
2019
Стиль
Blues rock / rock
Лейбл
DYMOFF RECORDS
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Настоящие ценители и знатоки пьют ром чистым и неразбавленным, хипстеры и проамерикански настроенные глэмеры предпочитают вариант со льдом и с колой, ну а питерцы, которые заглянули сегодня к нам на огонёк со своим дебютным альбомом, предлагают немного неожиданный вариант потребления любимого напитка пиратов - с дымом, оставляя правда на усмотрение слушателя, как этот самый дым использовать и на какой стадии употребления рома добавлять. Можно, конечно, выбрать самый простой и очевидный путь и трактовать название команды как производное от фамилии её основателя и основного автора, но, сдаётся мне, при всех очевиднейших достоинствах и вообще правильности такого варианта, лучше поступить и иначе.

Конечно, до визионерских глубин “Ромового дневника” материал группы не дотягивает, да и не стремиться к тому, и всё-таки то, что делают эти северные музыканты, очевидно отмечено печатью неслучайности и осмысленности. Сами авторы называют исповедуемый своей командой жанр блюз-роком, и это очень не далеко от истины, однако я добавил бы к этому определению важную ремарку: у группы Дым & Ром на данной стадии их эволюции очень много от поэтического русского рока. Действительно много. Помните у Б.Г. “Учись у меня воздержанью, не суй что попало в рот, не смотри, что я пью с утра, это йога наших широт” или у Billy’s Band “в этом мире есть минус, а в тебе есть плюс: ты знаешь, что такое, когда в голове - блюз”? Так вот, рецензируемый сейчас коллектив исполняет нечто очень похожее по стилю и настроению.

Можно вспоминать так же по ходу прослушивания “Противохода” Ольгу Арефьеву, Константина Кинчева, Александра Башлачёва, группу Чайф и ещё очень много кого – Алексей Дымов и его команда на самом деле очень любят ёмкие и афористичные строчки в духе всех этих персонажей и способны рифмовать свои идеи очень складно и убедительно. Добавьте сюда очень много характерных блюзовых гармоний, довольно тяжёлые гитары, вкрадчивый и ориентированный на текст вокал в традициях упомянутых выше групп – вот именно так и звучит дебютный девятитрековый лонгплей питерских романтиков, и всё это при всей небрежности его звучания и некоторой гаражной сырости оставляет в итоге очень неплохое и даже солидное впечатление.

Мрачноватая, по-взрослому неторопливая и козыряющая мелодиями-аллюзиями в сторону розовый пантеры и гангстерских сериалов “Алиби”, вот-вот готовая рвануть на груди тельняшку “Билль о правах”, то качающая, то закапывающаяся в прибрежный песок “Больничный”, уже откровенно философская “Вист”, невероятно хитовая “Минус на плюс” и очень напоминающая позднюю Алису с Калиновым Мостом, почти фолковая “На плаху” – это всё разные грани и оттенки творчества группы и их дебютной пробы пера, а ведь есть ещё игривая и расслабленная “На ход ноги”, тяжеловесная и рокерская “Не к добру”, а также блистательная и действительно очень мудрая титульная вещь, которую музыканты приберегли на сладкое.

Адресовать диск стоит прежде всего тем, кто знает толк в хорошем блюзе и понимает, что для того чтобы качественно и хорошо сыграть настоящий блюз не достаточно просто удачно и правильно скомпоновать несколько нот в нужной жанровой тональности и в адекватной последовательности, не сильно заморачивается по поводу качества звука, а кроме того не дурак выпить и не согласен с Николаем Николаевичем Ге в том, что касается природы истины. “То ли блюз, то ли андеграундный русский рок” – наверняка скажут многие, послушав такие треки с данного CD как “Билль о правах” или “Противоход”, но грязь и небрежность звучания не вредят группе, как никогда не вредили Billy’s Band, а их гаражность и небрежность реально ламповы.

Я никогда не был слишком придирчив к року в том, что касается качества звучания и прекрасно понимаю, что очень часто демо и rehearsal-записи обладают своей особой аналоговой магией, и Дым & Ром очень убедительно и иллюстративно напоминают нам всем об этих аксиомах, однако самое интересное и ценное в их творчестве это всё-таки тексты. Мне давно не встречалось ничего настолько самобытного и качественного у начинающих отечественных рок-групп, и такая эклетика на стыке Б.Г., Сергея Канунникова, Константина Кинчева и Билли Новика зашла мне буквально на “ура”. Я совсем не уверен, что знаю и понимаю, что такое “оторвёмся по-питерски” (термин введённый в своё время Билли Новиком, играющим в Тома Уэйтса), но “Противоход” показался мне очень созвучным и совместимым с данной синтаксической единицей.

“Одной ногой на краю.

Второй бокал через край.

Сомнения закрались?

Не дешевись, выбирай!

Не вышел из образа,

Так беги, снимай образа!

Не судят по образцу,

Ложь так и режет глаза...

Небесных кровей

Земная стезя.

Дальше невмочь,

Ближе уже нельзя.

Лавина с горы,

Туманом с полей,

В штиль ветра порыв,

Не наливай, разлей.”

(c) Дым & Ром – “Минус на плюс”

Если вы склонны воспринимать музыку как хорошего и мудрого собеседника и/или компаньона для приятно-неспешных дегустаций спиртосодержащей продукции и любите её именно за это, то на такую роль Дым & Ром подойдут идеально, как и наверняка порадуют всех тех, кто любит и ценит русский рок за смысл и душевность. Авторы “Противохода” не склонны воспринимать блюз как депрессивный саундтрек для беспросветных декабрьских запоев, но и пускаться в свингующие блюзовые танцы Рэя Чарльза и Би Би Кинга они тоже не намерены, хотя нечто подобное всё-таки присутствует в упоминавшихся уже выше “На ход ноги” и “Не к добру”. А название группы можно воспринимать как своеобразный пароль для тех, кто в теме.