ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Порт Июля "Знали травы"

24-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ПОРТ ИЮЛЯ
Релиз
“ЗНАЛИ ТРАВЫ”
Год
2021
Стиль
Rock / psychedelic rock / trip-hop / trance rock
Лейбл
БОМБА-ПИТЕР
Страна, город
Россия, Москва

Что будет, если у Portishead слегка редуцировать процентное содержание трип-хопа, выдвинуть на первый план балладную рок-составляющую, мечтательный дрим-поп и искрящиеся россыпи психоделии? А получится группа Порт Июля во главе с их вокалисткой Юлией Тузовой. Я уже писал о сольном альбоме Юлии “Подлежащее” в 2014 году, и тогда мои впечатления по поводу творчества исполнительницы были самые восторженными и восхищёнными, ну а что же сейчас?

А сейчас в составе группы Порт Июля Юлия продолжает свои грустные эксперименты и предлагает всем интересующимся очередную порцию красивых интеллектуальных арт-скетчей в духе межсезонной, слегка болезненной рефлексии. Волшебный голос исполнительнцы всё так же гипнотически призывен и трепетно-беззащитен, а это значит, что нас с вами вновь ждут милые, удивительные и фантасмагорические прогулки по спящим городам и заброшенным садам, где живут призраки, несбывшиеся мечты и парадоксы.

“Знали травы” – очень питерский альбом, размеренный, прохладный, аристократичный и печальный. И в такой неспешной тоскующей печали действительно очень много медитативного и ночного. Это музыка ожившей, выступившей на первый план красоты, которая затмила все земные проблемы, всю суету, всё эмпирическое и прагматичное, и теперь долгое время подавляемые эмоции и чувства свободно плывут над спящими домами и фонарями, устремляясь в какие-то неведомые дали, а нам только и остаётся, что проронить им вслед: “как же красиво!”

В отличие от “Подлежащего” “Знали травы” более монолитный и единонаправленный диск, здесь нет таких жанровых переходов и вояжей, как это было у Юлии семь лет назад, а печаль новейшего альбома исполнительницы кажется сонной, релаксирующей и какой-то подводной. Все движения здесь нарочито замедленны, даже как будто гротескны (“Где-то далеко”), а треки перетекают друг в друга с какой-то ленивой и как будто неохотной изнеженностью будто в вязкой дремотной неге. Да и в самом деле, куда торопиться, если мы во сне и это сон?

Временами “Знали травы” отчётливо напоминал мне любимейший альбом Рады & Терновник “Всё любимое просто”, но без его крайностей, угрюмой депрессии и диссонансов. В звуковых дорожках этого альбома присутствует что-то от Инны Желанной времён её экспериментов с Малярией и отчасти с Farlanders, а эпизодические начитывания Юлии (“Над Невой”, “Правда”) вызывали у меня ассоциации с поэтическим альбомом Ирины Миклошнич “Туше”, а я сидел задумчивым каем на мостовой и перебирал эти аллюзии словно разноцветные стёклышки. Красиво ли? Очень.

Про параллели и меридианы альбома “Знали травы” можно было бы говорить ещё очень долго, но даже если перечислить полный список составных частей этой большой меланхоличной работы, её будет не свести к простой математической сумме составляющих, и всё равно понадобятся совсем другие образы и слова, чтобы описать музыку Юлии и её коллектива. Но стоит ли описывать сумеречные, столь чуждые строгим дефинициям песни и мистическую психоделию поэзии, если можно попробовать их на вкус, прикоснуться к ним и всё услышать самому?

“Знали травы” явно из тех релизов, окунаясь в которые, попадаешь в совершенно особый мир, где царит очень особенная атмосфера, и все мысли и чувства тут же изменяются и меняют свою окраску, преломляясь в свете фиолетовых лун и фосфоресцирующих отражений причудливых растений с этих странных и неведомых локаций. “Если хочешь говорить с камнями, научись молчать” – утверждают лесные шаманы, а для того чтобы понять и услышать голос растущих на новейшем альбоме Порта Июля трав, нужно научиться слушать и слышать. И оно стоит того.