ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Repus Tuto Matus "Будто в сказке"

26-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
REPUS TUTO MATUS
Релиз
“БУДТО В СКАЗКЕ”
Год
2020
Стиль
Industrial / agro-industrial
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Предельные и жесточайшие музыкальные формы могут быть разными, но если это индастриал, то он однозначно может быть намного более жёстким, чем Stahlhammer и Mudvayne, и более шокирующим, чем Rammstein, и одно из несомненных свидетельств в пользу данного утверждения прямо сейчас перед вами. Страшные питерские злобари решили стать ещё страшнее и для этого – нет, они не сняли маски и не обновили свой дресскод – а всего лишь слегка осовременили и апгрейдили свой и без того мрачный и ревущий стиль. Что делать, когда агрессии и ненависти и так уж выше крыше, а хочется больше, тяжелее и злее? Сейчас мы с вами это узнаем и услышим.

Их новейший альбом стал заключительной частью триптиха, посвящённого деградации и порабощению человека, поэтому здесь по определению нужно ждать продолжений собственных традиций, укрепления позиций и ужесточения характерных для себя жестокостей и жёсткостей, однако как сказал ещё задолго до выхода релиза фронтмен команды Вааван, на новом альбоме нас ждут эксперименты с извлечением звуков из различных приборов и механизмов, опыт работы с детьми, немного этники и много сарказма, а, значит, без нововведений в данном случае по определению не обойдётся, на что, кстати, опосредованно намекает и название альбома.

Что бы делала наша агрессия и ярость без иронии и самоиронии – пожалуй, основной посыл “Будто в сказке” можно описать именно так. На альбоме так много злости и мрака, всё настолько плохо и безысходно, что аж весело и бодро. По сравнению с предыдущим выпуском трёхчастной эпопеи Repus Tuto Matus, нынешняя модификация команды Ваавана стала заметно качёвее и хитовее, а в интонациях вокалиста всё чаще проскакивают ироничные интонации шоумена-тамады, благодаря чему весь диск в целом оставляет ощущение пира во время чумы, когда унывать и убиваться уже смысла нет, а можно успокоиться, расслабиться и ждать конца.

Грубый скрежет гитар, простенькие, но эффектные электронные аранжировки и шутливо-издевательские синтезаторные соло создают атмосферу торжествующего апокалипсиса, а вокальный экстремизм Ваавана сейчас не только пределен и кромешен, но и разнообразен. Альбом оставляет ощущение абсолютной мощи и жуткой довлеющей тяжести, но злость, агрессия и зло уже не кажутся доминирующими, уступив место иронии и самоиронии. Кто бы мог подумать, что именно этого не хватало группе для того чтобы стать ещё ярче, страшнее и брутальнее, но титульный трек, как мне кажется, убедит и заставит замолчать даже самых прожжённых скептиков.

Более лёгкие и отвлечённые треки вроде таких вещей как “Стадо” и “Адреналин” соседствуют на альбоме с более жёсткими и бескомпромиссными номерами в духе переработанных “Костей” и “Боба”, и такая двойственность – это характеристика, которая сохраняется на всём протяжении звучания пластинки. В общей сложности перезаписанных старых композиций на диске пять, а это в точности половина всего содержимого релиза, и в таком противопоставлении старого и нового, бескомпромиссно-прямолинейного и саркастично-карнавального как раз и заключается особая притягательность и уникальность данной работы, то бьющей наотмашь, то иронично обыгрывающей этот удар.

Я понимаю замысел обложки, но она не показалась мне очень уж хорошей. На мой вкус она получилась слишком детской, карикатурной и схематичной, а можно было бы (и стоило бы) добавить как раз больше ярких красок, выпуклых образов и детальной прорисовки, чтобы подчеркнуть всю контрастность, рельефность и чёткую постановку проблем на этом альбоме. Визуальная составляющая всегда имела большое значение для Repus Tuto Matus, и музыка у них тоже в высшей степени иллюстративна и графически-показательна, что было бы очень нелишне продемонстрировать на более кричащем и однозначном арте-изображении.

У альбома в целом есть своя логика развития и свой внутренний сценарий, слушать его интереснее от начала и до конца, но по сравнению с депрессивным и довлеющим финалом в виде переосмысленной “Brazil” и завершающей всё этнической и даже в чём-то медитативной “Я ненавижу (Кайто)” начало и середина пластинки мне понравились больше. Там больше хлёстких фраз, цепляющих риффов и разнообразия, а контрасты сходятся и нейтрализуют друг друга чаще и динамичнее. Пожалуй, именно эта самая динамика и стала тем самым решающим фактором, исходя из которого релиз оказал на меня такое сильное впечатление.

Элементы из творческой палитры Stahlhammer, Mydvayne, Mordor, Hocico и даже Rosa Infra сплетаются на альбоме “Будто в сказке” тугим змеиным клубком, а затем стремительно распрямляются жёсткой стальной пружиной и концентрированно бьют точно в цель. Анонсированные Вааваном эксперименты оказались органично вписаны в фирменный стиль команды и на выходе изрядно помогли сделать диск интереснее и слушабельнее. Много эффектных риффов, низкочастотных инфра-звуков, угрожающих мелодий и метких (и не самых доброжелательных, кстати) слов звучат в совокупности как манифест возведённого в культ протеста.

Заметьте, я даже не упоминаю про оригинальность, хотя она тут тоже присутствует в достаточно неслабой мере, просто слушать эту группу вы вряд ли будете ради одной только оригинальности, ведь Repus Tuto Matus котируют, в первую очередь, за мощь, кач, силу и энергию. “Будто в сказке” – это действительно средоточие напора, силы и ярости, но что важнее, это не тупоумное рубилово, а интеллектуальный и осмысленный энерго-ад, в котором не будет скучно даже любителям умных книжек и закрученных триллеров с претензией на высокую художественность. Редкий случай, когда агрессоры в масках могут покорить и заинтересовать даже ботаников.