ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Hyperomm "Transcendence"

18-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
HYPEROMM
Релиз
"TRANSCENDENCE"
Год
2019
Стиль
Melodic death metal / progressive death metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Как известно, приключение - это получение различных телесных повреждений, а чем же тогда может быть чревато путешествие с пометкой “трансцендирование”? В этой связи мне сразу же вспоминается, как я в 1998 году впервые открыл для себя это слово, познакомившись с замечательным альбомом ещё более замечательной американской группы Crimson Glory, который так и назывался “Transcendence”. Философские словари и работы любителей пофилософствовать о трансцендентном-запредельном вроде Бердяева случились со мной примерно в тот же период, но это была уже совсем другая история, а вот любовь и симпатия к вещам, однокоренным английскому слову transcendence, остались.

Ну а что касается собственно Hyperomm, то у этого интересного и по-настоящему основательного мдм-проекта два года назад вышел очень интересный дебютный полноформатник, а интересен он был в первую очередь тем, что автор и единственный участник коллектива Антон Трубин обратился за смысловым наполнением для своих филигранных гитарных сюит к легендарным классикам английской поэзии минувших веков, а помимо этого записал довольно смелую и экспериментальную версию атмосферного мелодик-дэта в самом широком и изысканном смысле этого слова, проделав всю без исключения работу исключительно самостоятельно и очень чётко.

Но всё течёт, всё меняется, и вот теперь от выверенных строф светил британской поэзии Антон переметнулся к философским и религиоведческим дефинициям (см., напр., название третьего трека), однако своим симпатиям к сложным гитарным делам и перфекицонизму в аранжировках не изменил, в чём вас наверняка без труда убедит его новейшее полноформатное творение, о котором мы с вами сейчас и поговорим. Насколько я понимаю, Антон дал своему диску такое название, чтобы подчеркнуть собственное желание выйти за пределы обозначенного жанра и попробовать пожонглировать чистыми идеями и чистыми смыслами – фишками, которые могут цеплять и идти сразу же в сознание подобно платоновским идеям-формам.

Конечно, Hyperomm по-прежнему формально остаётся в рамках энергичного мелодэта, изобретённого детишками озера Бодом, однако добавляет в него ещё больше смелости, резкости, контрастов, необычных риффов и просто новаторства и перфекционизма. У Антона всё на таком уровне, что даже сам Лехтинен вынужден был признать, что звук и сведение у проекта образца 2019 лучше, чем у In Flames и других западных гуру жанра, а это таки весьма авторитетное и весомое мнение и таки уровень! Собственно, не нужно быть семи пядей во лбу и хорошо разбираться в звукорежиссёрских штучках, чтобы понять, что “Transcendence” по звуку и материалу это действительно торт, и этот торт свеж, пахуч и насыщен самыми разными саунд-приятностями.

Лично на мой взгляд, главная заслуга и достижение проекта – это его невероятное умение делать привычное и давно ставшее клишированным и даже набившим оскомину вновь по-настоящему волнующим и как будто даже дерзким. Иначе говоря, Антон играет умно, технично, правильно и академично (как, скажем, Алекси Лайхо), но (как, скажем, и Алекси Лайхо) не впадает в снобизм и маразм тотальной и тоталитарной техничности, когда вдруг начинает хотеться посадить технику исполнения на трон и начать приносить ей кровавые жертвы, возносить моления и петь дифирамбы днями и ночами, забыв про песенность и слушабельность.

Hyperomm – это умная и правильная музыка с душой и с чувством, и чувств здесь столько, что, как справедливо отметил Владимир Лехтинен, материал проекта может понравиться даже людям далёким от идеалов смерто-металла и напротив симпатизирующим какой-нибудь современной поп-музыке вроде тех же In Flames или Lacuna Coil. То есть перед нами сейчас в точности те же самые мотивы и стремления, которыми некогда руководствовался приснопамятный Чак Шульдинер, всячески ратовавший за то, чтобы доказать всем скептикам и критикам “законность” и музыкальность дэт-металла, и да, “Transcendence” весьма, весьма и весьма музыкален. Это не унылый вымученный прог, это именно музыка, и она музыкальна в самом подлинном и высоком смысле.

Что касается лирики актуального лонгплея, то за неё отвечает небезызвестный Деметр Грейл, она англоязычна и по-своему неплоха (“на уровне”). Как-то более детально и конкретно оценивать темы и вербальные конструкции-обороты, копать вглубь и искать там сокровища, жемчужины и алмазы я не могу и не берусь по причине субъективно предвзятого отношения к творчеству Деметра и явной несоизмеримости между его умениями и горизонтами цитируемых лидером Hyperomm на своём дебютнике авторов. Лично для меня участие Деметра стало единственной ложкой дёгтя, но я тут же вовремя одёрнул и успокоил себя резонным “хорошо хоть не Бельф”.

И ведь действительно хорошо, более того, в случае с “Transcendence” хорошо абсолютно всё, а возросший музыкальный и дизайнерский уровень Антона, который на самом деле постарался учесть все свои ошибки и недочёты времён “From Nothing To Eternity” просто налицо (посмотрите хотя бы на обложку), и, кстати, без хороших, правильных и нужных сюрпризов тоже не обошлось, а в качестве такой сладкой конфетки в данном случае выступает клавишное соло авторства и исполнения Сергея Шульженко из Sunless Rise, которое можно услышать в треке “Illusory State”. Соло вышло не только огненное, но и по стилю идеально сочетающееся с фирменным почерком Hyperomm,что ценно и прекрасно вдвойне.

И нет, сюрпризы этим не исчерпываются. Несмотря на то, что в данной рецензии я не разбираю каждый трек с пластинки по отдельности, как это делал в случае с прошлым альбомом, я не могу не упомянуть почти аннигилейторовский пружинящий напор в открывающей диск “Portal”, легендарную аморфисовскую меланхолию в “Weighing Of The Heart”, куски чистого прога, поп-рока и акустические гитары в “Vortex Of Hell”, таинственные и почти мистические решения полутораминутной титульной инструменталки, шизофреничные инструментальные переклички финальной “The Story” и общую степень супремативности и доступности – о да, их стоит упомянуть!

Альбом звучит резко, сильно, фирменно и разнообразно, а тот факт, что всё это сделал (сочинил, сыграл, спел, записал, свёл, реализовал, издал и т.д.) один человек, добавляет релизу ценности и какого-то особенного величия. Я с чистым сердцем и без каких-либо натяжек ставлю альбому 5 из 5, попутно снимая шляпу, но вместе с тем всё же хочу отметить и добавить, что всё это далеко не потолок и не предел для Hyperomm. Лучше, выше, прекраснее, чище и музыкальнее, определённо, быть может, и сам автор это наверняка понимает, как и понимает, куда, как и зачем ему стоит расти и направляться в ближайшее и даже не такое ближайшее время.

Остаётся пожелать Антону удачи и попутного ветра, а также выразить надежду, что “Transcendence”, как и его предшественник, будет всё-таки выпущен на CD, и будет выпущен в таком же стильном и приводящем коллекционеров в восторг виде, только, быть может, с чуть более солидным, нежели это было в прошлый раз, тиражом. Коллекционеры и ценители ведь со временем всё равно проснутся, зашевелятся, дотянутся своими загребущими руками (и ушами – сначала всё-таки ушами) до проекта, а затем захотят это дело приобрести, и вот как раз на этот случай полезно, чтобы где-то в свободном доступе вожделенные кругляши обретались и были доступны для заказа.