21-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
На своём третьем по счёту альбоме проект Антона Трубина Hyperomm продолжает делать вид, что играет финский мелодик-дэт, а на самом деле фантазирует на тему того, как могли бы звучать в современном метал-оформлении классические арт-рок-боги вроде Saga, Magma, Omega и Yes. Риффы в стиле Алекси Лайхо, характерный для классиков мелодэта хрипо-скрим и напирающий кач – всё это в данном случае всего лишь стилизация и фасад, выходящий во двор, а за ним внимательный и заинтересованный наблюдатель без труда обнаружит серьёзные структуры треков и размах, характерный для классических произведений и гениев вроде Прокофьева, Фриппа и Стравинского.
Мдм как таковой - это музыка скорее молодёжная, экспрессивная и плотно завязанная на драйве и юношеском максимализме, и Антон со своим проектом совсем не прочь играть по придуманным не им правилам, но вот чего он делать не желает, так это воспринимать мелодичный дэт-метал в традициях суоми как набор штампов и клише, чем так часто грешат многие группы, желающие повторить успех Children Of Bodom, Eternal Tears Of Sorrow, Kalmah и Norther. “In My Own Spaceship” – это не попытка воссоздать характерное звучание этих групп и написать нечто в их стиле, но по-своему, а достаточно смелая, художественная и открытая импровизация на тему качественной, осмысленной и имеющей нечто общее с мдм музыки.
Элементы грува, модерн-металла, симфо-металла, техно-дэта и ядерной электроники музыкант заимствует так естественно и беззастенчиво, что их на альбоме в первый момент даже не замечаешь. Ухо воспринимает всю картину целиком, разум цепляется за концепцию и заворожено внимает разговорным русскоязычным сэмплам, и задействованные ингредиенты так уверенно и слаженно льют воду на общую мельницу, что совершенно не выделяются из общего контекста и не выпирают куда не следует, пытаясь перетянуть внимание на себя. А вот прогрессив в музыке проекта даёт о себе знать уже в первом треке и делает это очень убедительно, в чём окончательно не остаётся никаких сомнений, когда дело доходит до соло на клавишных.
Что касается до сходств с Children Of Bodom, то они действительно выходят на поверхность в “Emotional Anchors” и в некоторых других треках с пластинки, но доминирующего или вообще хоть сколько-нибудь заметного влияния на финальный результат и общее впечатление не оказывают. Hyperomm с удовольствием играют тяжёлый арт-рок с классической изысканностью 70-х, и то, что у них получается, могли бы оценить, а затем чествовать как прорыв и находку даже такие строгие любители классицизма как Всеволод Баронин. Изысканные, почти неоклассические соло, продуманные переходы, медитативная космическая атмосфера и филигранный инструментал дополняют интересные англоязычные тексты, и в итоге слушатель действительно отправляется в некое астральное путешествие.
Ну а я могу только констатировать, что прогулка по историческим эпохам, датам, фактам, фантазиям и теоретизированиям в компании с Hyperomm вышла захватывающей и нетривиальной. Автор не пытается выплыть, как это у нас зачастую случается, за счёт механического соединения элементов разных стилей, а просто творит, создаёт, креативит и следует голосу своей души. А душа у Антона поёт. Быть техничным, прогрессивным, академичным и в то же время мелодичным – это достаточно редкий дар, но у этого человека он определённо присутствует, а получается на альбоме кристально-чистая, словно млечный путь, музыка с грустными и сдержанными намёками на серьёзное и настоящее искусство.
Творчество Hyperomm носит экспериментальный характер, но это совсем не означает, что материал проекта сложно слушать или оценить его смогут только посвящённые. Поддавшись очарованию мелодий “In My Own Spaceship” и отправившись за ними, словно за флейтой крысолова, готовый к восприятию нового и не зацикленный на шаблонах прошлого слушатель найдёт на диске немало интересных фишек, ведь коллектив представил нам сейчас собственную версию эволюции “умного мдм” вроде Gardenian и TOC, и их вариант звучит так же фирменно и претенциозно, как если бы был создан и записан в стране тысячи озёр, а затем пришёл к нам в посылке с обратным адресом Spinefarm. Красиво, мощно, вдохновенно и даже в некоторой степени оригинально.