05-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Бардовская песня и бард-рок всегда были известны как мужская и честная музыка со смыслом, которая идеально подходит и для задушевных разговоров на кухне под портвейн или что-нибудь покрепче, и в поезде, когда “в окошке стемнело и тянет поговорить”, и вообще в любой другой аналогичной или не совсем аналогичной ситуации. И всё это в точности подходит для того чтобы охарактеризовать творчество самобытного автора и исполнителя из Питера по имени Николай Сергеев, который с недавнего времени творит под многообещающей вывеской Истокъ.
На своём четвёртом полноформатном альбоме с извечным философским парадоксом по поводу того, где поставить запятую, в виде названия Николай продолжает свои собственные традиции и представляет набор честных песен, где вера, надежда и позитив так тесно сплетены с острыми и угловатыми темами, что найти концы и начала во всей этой мировой сумятице далеко как непросто, да может и не стоит вовсе искать, а лучше просто слушать, погружаться, напитываться и вникать. Или спорить и обсуждать, если вы уже с портвейном на кухне или в поезде.
На случай если у вас аллергия на авторскую песню и бардов, спешу вас успокоить: музыка у Николая куда более сложная, многослойная и тяжёлая, а понравиться может даже суровым металхэдам и сумрачно-психоделическим грибникам. Автор плотно работает над аранжировками, не ищет лёгких путей, и в итоге у него выходят почти что In The Woods…, Strapping Young Lad и Voivod в одном флаконе. Как такое может быть? Думаю, об этом лучше спросить у самого автора, но звучат его музыкально-лирические идеи здорово, атмосферно и эффектно.
Даже далеко не самый идеальный звук (увы, он на самом деле до сих пор находится на уровне diy-андеграунда, хотя сильно огорчать и напрягать всё-таки никого кроме упёртых маньяков-звукачей не будет) и не самое адекватное сведение (ну почему вокал постоянно проваливается куда-то и как будто тонет в водной толще хитромудрых аранжировок?) не портят общее впечатление от релиза, который сходу надёжно располагает к себе огненной искренностью и нестандартным подходом к построению композиций.
Вкрадчиво-повествовательные переборы и исповедническая повествовательность открывающей диск “Ушёл Поезд” стремглав повергаются ниц перед крышесрывающей лавиной гитарного скрежета и сумасшедшего, на самом деле вполне себе металлического драйва, который обрушивается на слушателя в припеве. Сила, мощь, взрывная энергетика, неожиданные инструментальные переходы, на удивление слаженные и технически безупречные соло, продуманная драматичность развития музыкального сюжета – Истокъ не даёт перевести дух.
Кстати, если в названии проекта вам послышалась скрытая отсылка к христианству, то волноваться не стоит: оголтелой пропаганды здесь не будет. Более того, я вовсе не услышал здесь каких-либо прямых отсылок к религии, кроме одной: бездонной, почти космической, духовной глубины, в которую можно смотреть столь же бесконечно, как и в зияющие зрачки самых чёрных и непроглядных ночей. Пожалуй, если и есть нечто, что было бы способно примирить и объединить (на кухне, в поезде или где-то там ещё) атеиста и христианина это Истокъ: не называя Первопричину и не проповедуя, так надрывно и истово говорить о Ней - надо уметь.
Второй трек “Прятки” с первых же секунд своего звучания стартует с мощного риффинга, но очень скоро вспоминает о том, что все мы в поезде (или всё-таки на кухне с портвейном?) и вовремя вклинивает в звуковый шторм трека рефлексирующий гитарный перебор и напоминающие детские считалочки рифмовки-речёвки. Подобным образом могли бы звучать Агата Кристи, Нау и Ноль, если бы объединились с Sentenced и Green Carnation, и перед нами на самом деле почти дум, почти финский или норвежский, но очень по-русски осмысленный и по-славянски широкий.
Таинственный психоделический зачин “Ко мне” интересно переходит в раздольный, почти фолковый припев третьей вещи, которая называется “Ко Мне”, затем нас ждёт феерический ядерный взрыв главного хита пластинки “Гори (у.н.о.)” (“В панической атаке горишь” срифмованное с “боль – это повод лишь” – это на самом деле сильно, без шуток), после чего мы погрустим вместе с автором под апокалиптический балладный сюрреализм “Мотылька”, отыщем выход из алогичного лабиринта “Воды” и расслабимся в компании с романтичной изнеженностью “Молока” и “Пока соседи спят” (мммм, скажу честно: последние два трека это неожиданно).
Из недостатков отмечу только некоторый дисбаланс между прогрессивными аранжировками и задушевной хитовостью (второго могло бы быть и больше – получилось же в титульной вещи или в том же “Мотыльке” сделать так круто и пронзительно, надо полагать, можно было бы и в других треках дожать до тех же самых вечнозелёных пределов) и странную эклектичность по отношению друг к другу разных треков с альбома (ума не приложу, что общего между первой и последней песней), ну а качество звука и сведения упоминать уже нет смысла, поскольку упоминалось выше.
По большому счёту жанр, который проповедует нынешний Истокъ, совсем не нов – нечто подобное уже давным-давно пробуют внедрять на нашей сцене нелюбимая мной Оргия Праведников и наоборот весьма любимый и почитаемый Рельос – это всё тот же философичный и философствующий прог-арт-рок-бард-метал, который так любят интеллектуалы, однако Николай, помимо очевиднейших отсылок к сложной гитарной музыке авторства Майка и Калугина, так же ничуть не менее котирует процитированную мной в первом абзаце Машину Времени и Сплин.
И не забывает про метал и про готический дум с его атмосферой. И про десяток других смежных жанров. Да и чувством стиля и фантазией не обделён – вон как резво полетели в заоблачные выси рыбы у него на обложке, и вон как эта самая обложка здорово сочетается с оформлением всех предшествовавших пластинке релизов. И вообще, даже строго говоря, всё у Николая просто идеально, хотя… мы тут с ребятами сидим на кухне, открыли портвейн, общаемся о смысле жизни, так вот, ребята говорят, что в будущем всё-таки хотелось бы побольше более однозначных мелодий, типичных бардовских ходов и чтобы вокал был чуть “ближе и слышнее”. Но это мелочи.