ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Время Альбиносов "РеРегги"

13-09-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВРЕМЯ АЛЬБИНОСОВ
Релиз
“РЕРЕГГИ”
Год
2022
Стиль
Rock / reggae
Лейбл
ПРАВДА МУЗЫКА
Страна, город
Россия, Москва

Я думаю, многие в курсе, что русский рок давно и с большим интересом поглядывает в сторону регги, и происходит это, на мой взгляд, совсем не случайно. Есть что-то близкое и родственное русскому человеку в регги-философии растаманов, а если присмотреться, можно рассмотреть даже некую закономерность в том, как отдельные композиции и даже целые альбомы появляются время от времени у многих наших больших музыкантов вплоть до таких зубров как Борис Гребенщиков, Ольга Арефьева или Чайф. Вот и самобытный арт-проект Время Альбиносов, чья история, как вы помните, тоже уходит своими корнями в глубокое и историческое прошлое, в свою очередь тоже не стал исключением из этого правила и пал в конце концов жертвой пленительного и сносящего всё на своём пути регги-очарования.

И пал эффектно, подобно Вавилону, а попутно записал целый концептуальный альбом на тему музыки Расты, Джа и голых детишек, лепящих куличики на берегу мироздания. Впрочем, в концепцию вникать тут особо не требуется, а достаточно сказать лишь о том что “РеРегги” – это сон главного героя, заснувшего перед телевизором, и этот сон будет иррациональным, отрывочным, разнообразным, местами не очень логичным, но очень впечатляющим и поучительным. Начинается первый трек, и… это стопроцентный регги, а я едва удержался, чтобы не запеть: «регги-реггей, растаманский джаз, мы любим Джа, а Джа любит нас!», но нет, вот появляется вокал, и я уже ничего не пытаюсь петь, а внимаю творческим шалостям Дмитрия Романова, новому-обновлённому вокалу Времени Альбиносов и их причудливым регги-рифмовкам.

“РеРегги” – это не игра в регги, как у Б.Г. и Чайфа, не ирония, не стёб над стилем и не попытка примерить на себя маску Боба Марли, это реальное погружение в тему. Альбом у арт-проекта получился очень светлый, невероятно доброжелательный и безмерно балдёжный, но в то же время глубокий и меланхоличный. Когда звучат эти треки, ты на автомате обращаешь глаза зрачками в душу, уходишь глубоко под панцирь нарощенной за годы брони, отключаешь все блоки и защитные системы, просто растворяясь в воспоминаниях, размышлениях, сопоставлениях и ассоциациях. Голос похож на Билли Новика, Тома Уэйтса, Алексея Кортнева и Валерия Леонтьева (не удержался и добавил хулиганскую ассоциацию в самом конце списка), ритмы типичны для регги, но перед нами всё равно нечто новое и своё.

По сравнению с той же Арефьевой или с какой-нибудь другой русскоязычной группой данного жанра “РеРегги” более психоделичен (почти как Pink Floyd и Grateful Dead, но на регги-мотив) и гитарноориентирован. Здесь не только расслабленность и нега-рефлексия, но и качественный инструментал, а гитарные соло и великолепные басовые партии достойны особого упоминания. Для регги это очень технично. Даже, наверное, слишком технично. А ещё для регги это очень задумчиво и атмосферно. Я бы никогда не подумал, что настолько идиллическую и расслабленную музыку можно сделать ещё более расслабленной, но у Времени Альбиносов это получилось, и вышел полный и капитальный релакс. Я бы даже сказал, тотальный релакс с ворохом удивительных, многослойных и разлетающихся словно осенние листья аранжировок.

“С каждым часом всё чаще смотрю на часы” – альбом сам собой расфасовывается на цитаты, его строчки запоминаются, а всплывающий за ними смысл заставляет задуматься. Хорошие стихи, не вызывающий сомнений профессионализм и очевидный опыт музыкантов видны на “РеРегги” невооружённым глазом, а Дмитрий, погрузившись в несвойственную для себя музыкальную стихию, как будто скинул десяток-другой лет. Другой подход, непривычные образы в лирике, тонкая, едва уловимая и как будто отстранённая ирония и даже голос у «альбиносов» действительно стал звучать совсем иначе, задавая совсем другой тон и настрой всему альбому. Песни воспринимаются как коротенькие притчи и это действительно почти философские шаржи.

Я всегда питал нежные и трепетные чувства к симбиозу рока с регги, а арефьевские “Батакакумба” и “Регги левой ногги” уже лет двадцать уверенно обретаются в моём списке альбомов на все времена, поэтому моё отношение к “РеРегги” легко предсказать, оно восхищённое. И нет, здесь дело даже не только в том, что перед нами очередной, достаточно креативный регги-релиз с интересными текстами, а в том, что Дмитрий Романов и его музыкальные однополчане реально смогли преобразить данный жанр в своей арт-лаборатории, пропустить его через свою деликатную рок-мясорубку, а в итоге органично перестроили музыку мирных странников-растаманов на нашу не измеренную общими аршинами российскую почву. И получилось свежо, художественно и вполне себе в духе Достоевского. Настоящий русский регги, какой он есть.

Не так давно появилась информация, что один свой прошлый альбом «альбиносы» всё-таки записали на катушку-бобину (кто не в курсе, ещё до пришествия кассет была такая большая и практически начисто вымершая ныне штуковина, используемая древними меломанами палеолита для приобщения к музыкальной мировой культуре звуковых вибраций), и “РеРегги” тоже отличает такая же ламповая и вневременная наскальность. Перед нами настолько олдовая и вечная музыка, что звучит она в итоге практически как бит зарождения Вселенной. Под такое могли бы танцевать первобытные негры-эфиопы, молиться своим богам киты-лунатики и воспевать новый рассвет Вселенной звёзды. Всё очень мудро, назидательно, иронично, но в то же время невероятно серьёзно. Как будто Ошо или кто-то из его ближайшего окружения вдруг стал растаманом и записал альбом. И слушать на катушке или кассете такое было бы очень аутентично.