23-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Рассказывать про рок-группы и их историю принято в категориях «они ворвались в мир рок-н-ролла с волчьими проклятиями на устах и заставили всех замереть от ужаса», но что бы делали наши правила, если бы к ним в гости никогда не заходили исключения! Начинающая столичная команда Граф ЦеппелинЪ во главе с харизматичным молодым певцом Сергеем Колесником как раз такое вот исключение, и они не боятся быть собой и ломать рок-н-ролльные стереотипы, отправляя их на свалку истории вместе с шаблонами, трафаретами и разного рода клише.
Их дебютный альбом, о котором мы сейчас поговорим, был записан и выпущен ещё в 2017 году и, по словам самого Сергея, уже не отражает актуального положения дел в лагере группы и не соответствует творческой концепции и техническим притязаниям музыкантов на сегодняшний день, однако я всё-таки думаю, что такой диск в принципе не может устареть, и по ходу прочтения этой рецензии вы наверняка признаете мои аргументы весомыми и имеющими право на существование или, по крайней мере, не слишком безосновательными.
Если говорить просто и прямо, то группа Граф ЦеппелинЪ – это The Beatles meets Queen – тотальная классика образцово-показательного интеллигентного европейского рока, но на русском. Ничего общего с Led Zeppelin, с давними и почти железобетонными традициями русского рока, а только нежный, напевный, душевный и мягкий рок с правильными структурами и с гармониями, в которых без труда узнаётся почерк Джона, Пола, Джорджа, Ринго, Фредди и Брайана – не ревущий грохот протеста, а отголоски небесной гармонии Made In Heaven.
"Ни слова" – это "Богемная рапсодия", классика в роке, рок в классике и музыкально-текстовый месседж для интеллигенции, чудом выжившей в рыночно-гаджетовой системе XXI века; красивая и правильная музыка для тех, кто ценит красивые и правильные мелодии и такое же вербальное сопровождение. Для того чтобы ещё раз подчеркнуть все эти системообразующие аспекты, музыканты не стали утруждать себя сочинением лирики, а просто позаимствовали стихи у Гумилёва, Лермонтова, Ходасевича и других признанных гениев и классиков поэзии.
Быть слишком сладким и слишком правильным в роке – это почти преступление, но Сергей Колесник не боится нарушать правила и всё делать всем наперекор. Он твёрдо следует заветам своих старших учителей из Queen и The Beatles. Никакого бунта и протеста, никаких смысложизненных кухонных споров, только чистые и высокие чувства, такие же чистые и высокие слова, искренность, всё проницающая воздушность и чуть ли не шелест ангельских крыльев – альбом напоминает ожившую гравюру из сборника баллад и сонетов издательства "Просвещение".
Недостатков у «Ни слова» тоже, конечно, немало, а относятся они по большей части к звучанию гитар, сведению и вокальной работе Сергея, которая далеко не всегда безупречна и до уровня того же Фредди Меркьюри, понятное дело, пока ещё не дотягивает. Главный же недостаток альбома – недостаток опыта. Чувствуется, что музыканты полны свежих идей и дерзновения, но пока ещё только робко пробуют на прочность тонкий лёд современного рок-н-ролльного шоу-бизнеса, готовясь расправить крылья и воспарить на нужной и впечатляющей высоте.
В любых других девяноста девяти случаях из ста, услышав амбициозные речи, подобные тому, что с такой убеждённостью произносит Сергей в своих интервью – о глобальной несостоятельности русского рока и о высоком мессианском пути "Граф ЦеппелинЪ", можно (и, пожалуй, нужно) снисходительно улыбнуться и списать всё на молодость, но есть что-то в этих немного наивных гармониях рецензируемого сейчас «Ни слова», что позволяет ждать от группы больших свершений и интересного продолжения уже в ближайшем будущем.
Я не слишком большой фанат The Beatles и уж точно никогда не был поклонником Queen, но когда я слышу те же ритмы и интонации у «Графа», мне хочется в них верить, хочется пожелать группе успеха, и причина тому проста – современному року и современному обществу в целом очень не хватает сейчас литературной интеллигентности и этой особой аристократической чуткости. Сами ГЦЪ называют себя умным роком, ну а я бы предпочёл другой термин – аристократичный рок. А ещё лучше educated people rock – рок для образованных людей.
Не случайно одним из своих кумиров лидер группы Сергей Колесник считает профессора Преображенского из «Собачьего сердца» М.А. Булгакова – Граф ЦеппелинЪ образца 2017 года удивительно схематичен и очень мало похож на нашу повседневную реальность, но именно в этой нарочитой неотмирности и показном классицизме слов из давно минувшего века и состоит его удивительное и непередаваемое очарование, которое на самом деле ярко выделяет группу и альбом из сонма рок-новинок и возносит их над ними.
За наивностью и нестройной неуверенностью, а, возможно, где-то слишком нарочитой интеллигентностью альбома угадывается потенциал, который был в своё время на ранних дисках всё тех же The Beatles, Queen, у Элтона Джона и у многих других, пошедших по этому знойно-мелодичному анти-роллинговскому пути с тем, чтобы сделать рок таким же великим, как фуги Баха и концерты Моцарта. Вероятно, если бы Гумилёв и Лермонтов играли рок, то они сыграли бы его в таком же ключе и с такой же подачей, как ГЦЪ, и мне нравится этот подход.
Уж очень много в современной рок-музыке и в современной культуре слишком современного и слишком простого, панибратского. Порой в этой рокерской тусовочной простоте и в пивном обрыганстве слишком простых взаимоотношений начинаешь буквально задыхаться, в то время как Граф ЦеппелинЪ со своей деликатной возвышенностью воспринимается буквально как глоток свежего воздуха. От всей души желаю коллективу не растерять свой изысканный шарм и, перейдя на свои собственные тексты, держать всё ту же высокую планку интеллигентов и аристократов.
Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:
https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz