13-09-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Мы все взрослели понемногу, кто как умел и как хотел – так и хочется продекламировать нараспев, когда видишь свежий альбом группы Код Дракона. Эти ребята начинали с творчества в русле Сектора Газа и Красной Плесени, пели разухабистые панк-гимны и были этим вполне довольны, но уже на раннем этапе жизни коллектива было в их музыке и что-то ещё. Что-то своё, что-то более глубокое и серьёзное, что-то экспериментальное и авторское. И вот с течением времени необычного стало больше, а всё скрытое и дремавшее до поры до времени под толщей подражаний вдруг стало проситься наружу и настойчиво стремиться к выходу в свет.
Они уже не раз экспериментировали с серьёзными темами, с необычным оформлением, с несвойственной для себя лирикой и непривычными аранжировками, ну а теперь всё это в законченном, состоявшемся и максимально концентрированном виде представлено на ваш суд в виде пятитрекового мини-альбома “Пески времени”. Что тут сказать, зрелый и современный Код Дракона – это конечно всё тот же Код Дракона, который многие успели узнать, запомнить и полюбить, но с учётом пройденных дорог и приобретённого опыта, а это значит, что не Сектором Газа единым, а здесь вас ждёт сейчас разное, интересное и немного неожиданное.
Серьёзная обложка, совершенно нестандартные аранжировки и музыкальное сопровождение под стать, необычные текстовые решения – единственное, что напоминает о прежнем творчестве Сергея Потапова это его характерный вокал с узнаваемыми нотками Юрия Хоя. Этот альбом стал самым спокойным и неординарным релизом во всей дискографии Кода Дракона, и он же оказался самым смелым, искренним, откровенным, уязвимым и ранимым. Создаётся впечатление, что автор сделал, наконец, то, о чём давно мечтал, на что не решался, и что ему самому казалось слишком сложным и почти неприличным. В самом деле, отбросить все шаблоны, не думать о реакции слушателей, выйти из тени кумиров – всё это далеко не так просто.
Но лично меня альбом “Пески времени” убедил в том, что человек всё равно остаётся собой в любых жизненных ситуациях, и как ни меняй вокруг него обстоятельства-декорации, фишки и аранжировки, он всё равно будет похож на себя и больше ни на кого. Вспомните, как по-разному звучали Tiamat на “Clouds”, затем на “Wildhoney” и “A Deeper Kind Of Slumber” и, наконец, на альбоме Lucyfire – вот нечто подобное ждёт вас и на этом альбоме. Всё тот же Йохан Эдлунд, но вид сбоку и совершенно под другим соусом, а самое главное – всё с той же безудержной харизмой, бьющей навылет искренностью и сносящей всё на своём пути креативностью.
На “Песках времени” есть и треки в духе “A Deeper Kind Of Slumber” (“Время”, “Блики”), и более динамичные вещи в стиле Lucyfire (“Тонкая нить”), но объединяет их воедино личность гуляки, хулигана и романтика Сергея Потапова. Я предвижу, что найдутся те, кто станет критиковать “Пески времени” за не самый профессиональный и как будто не совсем подходящий такой музыке вокал, но именно в манере пения в данном случае заключается весь смысл выстраиваемых конструкций. Да, вокал специфичный и раздолбайский, да, он вносит даже в самые нежные треки с этого альбома толику дворовой несобранности, но именно в этом здесь весь шарм.
Мы разные и мы можем попадать в разные ситуации, иногда мы сами в недоумении от того, что с нами происходит, но все мы живём в этом мире, и ничто человеческое нам не чуждо – как будто говорит своей манерой пения и своим новым альбомом Сергей, а самое непривычное и радикальное из нововведений на данном диске – это, наверное, речитатив в “Вавилоне” и в некоторых других треках. Такого от Сергея я точно не ожидал (вы можете представить себе Хоя, читающего модный и глубокомысленный рэп? Вот и я нет), и звучит это смело, радикально и новаторски. Почти как нонсенс и очевидное невероятное.
Маски сброшены, все карты раскрыты и, кажется, Сергей действительно решил пойти ва-банк и сделать что-то такое, чего хотелось бы в первую очередь ему самому, не ориентируясь ни на что и ни на кого. Попробовать, оценить свои силы, взвесить свои возможности и поискать брод в мутных реках никогда до этого не используемых жанров и таким образом лучше узнать себя – почему бы, собственно, и нет. И, кстати, пока я пишу всё это, у группы вышел на площадках полноформатник 2012 года “Пока бьётся сердце”, он записан в более характерном для Кода Дракона ключе, но в нем можно уловить легкий намек на “Пески времени”, который не прошел бесследно и материализовался в этом шикарном EP.
И речитатив, и тоска-меланхолия, и нестандартные аранжировки, и прозрачные звёздные синтезаторы – всё это благополучно перекочевало из лонгплея 2012 года «Пока бьётся сердце» в EP “Пески времени" (послушайте, к примеру, “Сон” с альбома «Пока бьётся сердце» – там не только параллели к Tiamat прослушиваются, но и чуть ли не Lake Of Tears!), и EP «Пески времени» своей нестандартной и неожиданной спецификой как будто ещё подогрел и без того разгоревшуюся буйным цветом креативность Кода Дракона. У группы как будто открылось второе дыхание, смелые идеи у них сейчас растут и множатся как на дрожжах, а в итоге и прежним слушателям есть что послушать, и новых есть чем заинтриговать-зацепить.
“Пески времени” – это всё тот же панк, за который вы полюбили Сектор Газа, Код Дракона и Красную Плесень, но тут он атмосферен, расплывчат, меланхоличен и рассредоточен по такому максимуму, что узнать его и идентифицировать совсем не так просто. А ещё чтобы правильно воспринять всё это и понять, почему я поставил альбому 5 из 5, нужно обладать некоторой долей юмора, хорошим кругозором и любить все самые разные альбомы Йохана Эдлунда. Не знаю, почему, но ассоциация с Tiamat и Lucyfire по ходу прослушивания “Песков времени” действительно была невероятно сильна, и я так и не смог от неё избавиться. Мало кто мог сравниться с Йоханом в плане творческой свободы и дерзновения, но Сергей приближается к этим высоким показателям.
Такая же ирония, такая же глубина, пластичность, зрелость, мудрость, хулиганство и много-много печальной, рефлексирующей и непонятной красоты. Никогда бы не подумал, что лидер Кода Дракона когда-нибудь запишет такой диск, но вот это произошло и уже поздно утверждать, что такого быть не может или не должно. Это есть и это прекрасно. Самый лиричный, целостный и глубокомысленный релиз в дискографии этой группы и, как мне показалось, самый личный и искренний. Панк для любителей нью-эджа, лаунжа, джаза и просто хорошей, интеллигентной и сдержанной музыки с располагающей к размышлениям лирикой. Музыка для тихих и уединённых вечеров наедине с самим собой и со своей душой, для тех, кто повзрослел, но не изменил себе.