20-04-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Всю сознательную жизнь я с огромной настороженностью относился к идее смешения речитатива с роком, всячески избегая не только Biohazard и Body Count, но и экспериментов Anthrax с Public Enemy. Но потом прошло много лет, вдруг появились Drummatix и Agenda, и моё мнение стало меняться. Как оказалось, речитатив и хип-хоп, скомбинированные с тяжёлыми гитарами и рок-квадратами могут быть и философскими, и идейными, и приятными на слух, и вообще хорошими. И, кстати, не всё то рэп, что с речитативом, а хип-хоп и рэп – это далеко не одно и то же.
И группа СА:МИ именно из этой самой категории. “Всем, кто не потерял человечность” – сходу очерчивают потенциальную аудиторию своего альбома музыканты, и это звучит. Сейчас вокруг столько разных трендов, что от них попросту уже кругом идёт голова, но вот о том, как просто-напросто оставаться человеком во всей этой разноликой и разноцветной кутерьме, порой совершенно непонятно. Нужен ориентир. Или хотя бы какое-то напоминание, способное освежить в памяти классику Достоевского. И они захотели стать таким ориентиром.
Альбом у них получился достаточно жёсткий, гитарный, местами непримиримый и очень речитативный, фрагментами мелодичный, порой неожиданный, а в некоторых своих эпизодах даже кричащий и ошеломляющий. Всего пять песен, пока ещё не полноформат, а EP-скорострел, но и этого вполне достаточно, чтобы проникнуться, запомнить и впечатлиться. А впечатляться начинаешь уже на первых секундах открывающего альбом фита с Михаилом Петровым. Здесь атмосферу умножают на драйв, а психоделичность превращается в медитацию, и это работает.
Когда хронометраж дошёл до расцветающей соло-фантазиями коды, мне вспомнились даже Amorphis и Tool, а лишь в ход пошёл чеканящий и риффовый “ЯR”, этой радикальной бунтующей рок-атмосферности стало ещё больше. Яркие, вечнозелёный мелодии в припеве отличают ещё один напористый речитативный фит с Михаилом Петровым под названием “P.C.M.”, а вот “Время” – это уже чистая рефлексия и практически ничем не замутнённый поток исповедального сознания в лучших традициях Канта и Августина Аврелия с джазовым бонусом в виде соло на саксофоне.
Неожиданные фолк-отсылки и фольклорный женский вокал в завершающей альбом “Если солнце рухнет” дополняют эту идиллическую эклектику, и в своих общих габаритных очертаниях альбом действительно выглядит достаточно мощно и внушительно. Ещё не так как Agenda или Drummatix, но очень близко к тому. Здесь нет той особой развязности хип-хопа, с которой так часто ассоциируется этот стиль, а вместо неё по-настоящему много искреннего и горячего желания быть по-настоящему честными, правдивыми и человечными.
Надо признать, что на фоне засилья бездушных метал-поделок последнего времени СА:МИ выглядят как глоток свежего воздуха, и мне невероятно импонирует их борьба за человеческое в человеке. Именно за это я когда-то принял и полюбил хэви-метал, и если сейчас нужно будет немного изменить своей вере и перейти в хип-хоп, ну что ж, значит, так надо. Всё-таки в приоритете должно быть не “как”, а “что”, и в плане этой самой мировоззренческой чтойности авторы рецензируемого миника стараются сами себе спуску не давать и жарят на максималках.
На данном этапе сложно назвать “Мантру” шедевром или прорывом, но это определённо яркий и интересный релиз, в котором можно найти массу занятнейших предпосылок. Лично для меня СА:МИ стали отличным, чуть более созерцательным и медитативно рефлексирующим вариантом Agenda, но это всего лишь одна из сотен возможных аналогий. Недостатки? Атмосферный рок, прогрессив, современный интеллектуальный хип-хоп и серьёзные темы в лирике уже по определению являются интересным сочетанием, а все технические недочёты отступают и ретируются в тень.
И я, кстати, даже не в курсе пока ещё, какое отношение их творчество имеет к мантрам, индуизму, просветлению и тому подобным метафизическим пирогам – их просто приятно слушать, и я наслаждаюсь звуком, вокалом, мелодиями, а попутно не без удовольствия отмечаю, что всё это лишь верхушка айсберга, а где-то за тёмными и таинственными водами всего этого фасада таятся интересные ментальные сюрпризы и месседжи. И, кстати, если создатели “Мантры” хотели сблизить и примирить рокеров, металлистов и адептов хип-хопа, у них это вышло намного лучше, чем у Anthrax.