ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл проекта Nora "Выше"

22-08-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
NORA
Релиз
“ВЫШЕ” (Single)
Год
2020
Стиль
Piano rock / rock ballad / acoustic
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Калуга

Наше очередное лето подходит к концу, а потому разные музыканты предсказуемо начали делиться со своими слушателями творческими размышлениями на этот счёт. Не стала исключением и молодая калужская вокалистка и исполнительница, сольный проект которой называется просто Nora. “Песня о лёгкости, свободе и счастье” – так сама Анна описывает свой новый трек, и я думаю, что не ошибусь, если скажу, что именно такой лёгкости, свободы и счастья в той или иной степени не хватало нынешним летом каждому из нас.

После страстной и рвущей душу на части противоречивыми эмоциями “Уходи”, которая стала у нас на ASTARTA даже релизом месяца, после вкрадчивой и нежной “Колыбельной”, можно было ждать от Анны чего угодно, но она не стала изобретать велосипед, а просто соединила в одном треке страсть, покой, безмятежность, релаксацию, чувственное фортепиано и нежность, в очередной раз показав, как при самом минимуме выразительных средств и задействованных инструментов можно создать нечто потрясающее воображение.

Здоровый минимализм – это определённо лозунг и девиз Анны Малолетневой, ведь как иначе объяснить, что её треки так эмоциональны и драматичны, хотя мало имеют общего с традиционной рок-музыкой. Анна следует традициям, заложенным такими зубрами мировой музыкальной индустрии, как Элтон Джон и Фредди Меркьюри, а эпизодические заимствования из джаза, блюза и фьюжна помогают её произведениям выглядеть ещё ярче. И Элтон, и Фредди в своё время в равной степени могли создать настоящее чудо, всего лишь сев за рояль и коснувшись губами микрофона, а новейший трек Nora – это попытка войти в ту же реку.

Нет никаких сомнений в преемственности между “Выше” и “Уходи”, но вместо надрыва и жёстких неразрешимых дилемм последней в нынешнем сингле нас ждут океаны гармонии, блаженства и безмятежности. Единственное, что напоминает о страстной и горячей натуре Анны - это её голос, в котором по-прежнему без труда можно рассмотреть огромный спектр самых разных оттенков и интонаций, в остальном же перед нами классическая рок-баллада, в которой экспрессия и драматизм ведут себя как типичный айсберг, на 80 или даже на 90 процентов скрытый водой.

“Вчерашняя боль – это частица сегодняшнего счастья” – считал Клайв Стейплз Льюис, и упоминавшиеся выше два сингла Nora идеально иллюстрируют эту мысль. Страдания, противоречия, отрицание, гнев сопутствуют разрыву отношений, но за всем этим ураганом не самых приятных впечатлений непременно следуют тишина, успокоение и мирное чистое небо. Когда в мире бушует коронавирус, а вопросов и проблем больше чем ответов и решений, можно напряжённо думать о будущем и взвешивать за и против, а можно просто отдаться течению и не сопротивляться изменениям.

“Выше” – это определённо второй вариант. В этой песне нет борьбы и противоречий, нет желания что-то делать и как-то активно влиять на окружающий мир, а всё отдано на откуп единому и всепоглощающему желанию любви, умиротворения, покоя и единения с высшими силами. Откровенность и биографическая экзистенциальность, свойственные композициям Анны, никуда не исчезли, но сейчас они проявляют себя исключительно как мирный атом, начисто забыв о тревогах, мятежах и треволнениях человеческих муравейников, а атмосфера “Выше” даже напомнила мне чем-то трек Инны Желанной с таким же названием.

В плане инструментала и продакшна мы вновь видим тандем Анны и её мужа, лидера калужской группы Last Trial Дениса. Анна написала всю музыку и слова, Денис помог с аранжировками, Илья Верем занимался записью, а Артём Бабиков корпел над сведением. Голос-стон, романтическое пианино, почти эстрадная подача и ритм-секция на стыке поп-рока, пост-рока и инди – всё это основа, а сверху на неё с нежных рассветных небес льются струи прозрачного, освежающего нью-эйджа.

Бывает такое состояние, что выше только звёзды, а доказательства, аргументы и слова вообще теряют всякое значение, замолкая перед высшей гармонией мироздания. И всё это тоже про “Выше”. Песня о важном, нужном и главном, о том, что близко и понятно каждому, кто любил и страдал. Новый рассвет, новое утро, новое начало, надежды на большое и абсолютное счастье, на жизнь, такую же долгую, радостную и насыщенную, как самое яркое и ясное лето – всё это есть в этой песне. Отличная атмосферная баллада с минимумом вариаций и максимумом глубины.