ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Bärenkult "Arkona"

26-04-2025 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
BÄRENKULT
Релиз
“ARKONA”
Год
2025
Стиль
Pagan metal / folk metal / melodic death metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Калининград

Участники Bärenkult, стартовавшего как сайд-проект замечательного калининградского мдм-коллектива Anion Effect, а затем переросшего в большое и самостоятельное мероприятие, задумали показать, что схема, придуманная Eluveitie, это не единственный возможный вариант совмещения мелодик-дэта с фолком и паган-реалиями, и представили собственное авторское видение данной проблемы на своём долгожданном полноформатнике “Arkona”. Они долго и планомерно шли к выпуску лонгплея, оттачивали своё мастерство синглами, а вот теперь заветный «час икс» настал, и все их идеи представлены в законченном и созревшем до нужного состояния виде, что на поверку оказалось даже лучше, чем я ожидал. Минимум стилистических метаний, максимум качества.

Таинственное шаманское интро “Rugia” неспешно подводит нас к треку “Вендский пёс”, и в этот момент на слушателя обрушивается всё громыхающее великолепие этой интересной команды с её балтийско-славянскими, этническими и порой однозначно патриотичными, но совершенно нешаблонными месседжами. Свежесть и нешаблонность – это первое, на что обращаешь внимание, когда обращаешься к этому альбому, хотя Bärenkult совершенно не стараются изобретать велосипед, а их рассказ про культуру балтийских славян реально интригует. Много мелодий, много сочных риффов, очень неплохой рык фронтмена, шикарные фолковые вставки (не «лишь бы чтобы было», а реально от души), и это только вершина айсберга!

Чистый вокал дебютирует на альбоме в титульном треке, поставленном в хронометраже пластинки третьим по счёту номером, и это очень интересная и отчасти даже хитовая вещь, в которой местами слышится нечто от Сварги, а симфоничные элементы на фоне тяжёлых риффов напоминают то, что делали белорусы из Дрыгва на своём классическом теперь уже опусе “Сын магутнаго рода”. Ухающий, тяжеловесно-неповоротливый саунд команды выглядит на удивление грациозно и даже деликатно, а обходительность и техничность музыкантов вызывает уважение своей осмысленностью, уместностью и продуманной сдержанностью. Здесь не пытаются показать максимум оригинальности и виртуозности, здесь просто планомерно создают красивую музыку.

Ещё больше отсылок к Сварге слышится в балладе “Птица серая” и в качающем среднетемповом эпике “Волчья земля”, и здесь же во всей своей красоте раскрывается потрясающий по своей уместности минимализм ударных Bärenkult. Это как раз тот самый случай, когда барабанщик работает редко, но метко, и эти нечастые пробежки по Алтайским возвышенностям ударных реально звучат как грохот колесницы Перуна, в том числе когда “Война зовёт” своеобразно обыгрывает скоростные фолковые фантазии Eluveitie, к которым наши адепты медвежьего культа изящно добавляют свою собственную балтийскую эпичность и разные типы вокалов, взаимодополнение которых очень выгодно представляет колорит и импозантность их идей.

На мой вкус, материал “Arkona” даже интереснее и приятнее того, что делают наши соотечественники из группы с одноимённым данному альбому названием. У Bärenkult всё проще, прямее, доходчивее и естественнее. Нет никаких растеканий мыслью по древу и попыток изобрести нечто эдакое, а вместо всего этого чистота, простота и интересное переплетение сдержанного и более стремительного темпов, что особенно хорошо видно на примере эпичной “Содрогнётся враг” и более полётных “Последний ободритский князь” и “Воины Свентовита”, а вот завершается альбом настоящей эпической сюитой “В пламени сгорают души”, которая напомнила мне, как Северные Врата исполняли “Песню варяжского гостя” Римского-Корсакова.

Материал “Arkona” стал для меня превосходным аналогом тому, чем так радовали меня уже упоминавшиеся выше белорусы из Дрыгва, но с новым и достаточно оригинальным идеологически-смысловым наполнением, а также с более вдумчивым и изощрённым инструментальным обрамлением всей этой балтийской эстетики. У Bärenkult всё не так тяжело и напористо, но зато рельефнее, изощрённее и прозрачнее. И надо заметить, в смысле оригинальности текстового содержания Bärenkult действительно очень хороши и интересны. Узнавать от них про быт полабо-балтийских славян одно удовольствие, а разнообразие и живой, совершенно ненадуманный фольклорный колорит как будто наполняет их паруса изнутри своим свежим дыханием.

Материал вошедших на “Arkona” треков не назвать чем-то абсолютно новым и невиданным – здесь достаточно отсылок и к Eluveitie, и к Amon Amarth, и к Сварге, а также самых настоящих цитат из Dark Tranquillity, но в то же время на альбоме действительно ощущается вдохновение, нечто абсолютно авторское и своё. Bärenkult полны энтузиазма, рассказывая нам свои истории, и этот энтузиазм сразу же воодушевляет. В их песнях чувствуется настоящая любовь к природе, восхищение красотой своей земли, и я думаю, что настоящий патриотизм звучит именно так – глубоко, искренне, целостно и при этом совершенно не плакатно и не шаблонно. “Arkona” – это альбом, который реально приятно слушать, потому что авторы не пытаются что-то доказать и показать, а просто живут этими темами и реалиями. Прямое включение из мира балт-эпоса.