ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Экспонаты Кунсткамеры "Опасная жизнь"

24-11-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЭКСПОНАТЫ КУНСТКАМЕРЫ * * * * *
Релиз
“ОПАСНАЯ ЖИЗНЬ”
Год
2022
Стиль
Punk rock
Лейбл
CIRCLE FLAME RECORDS
Страна, город
Россия, Хабаровский край, Ванино

Я всегда думал, что в любом музыкальном произведении в основе всего должна находиться мелодия, и нашёл сегодня очередное тому подтверждение. Молодой панк-коллектив из хабаровского края записал альбом, который в первые же секунды прослушивания воспламенил моё сознание, и это было действительно похоже на пожар, ураган, а в итоге даже на цунами. Ребята это простые, никому неведомые, по поводу своей музыки, аранжировок и имиджа особо не заморачиваются, но выходит всё у них в итоге очень достойно, и даже визуальная составляющая не задвинута куда-то на периферию, а вполне себе цветёт и пахнет. Их двое, они ассоциируют себя с брутальными монстрами и животными, но это не более чем маски и визуал.

Экспонаты Кунсткамеры – это как раз тот самый современный мело-поп-анархо-раздолбай-панк, который я так люблю и за который так котирую группы вроде Станционного Смотрителя, Азон и Волшебников Изумрудного Города. Всё просто и даже элементарно, с простецкими и нескладными местами текстами, но всё это цепляет и прочно застревает в сознании, а безыскусные, всеми нами сотни раз слышанные риффы в их исполнении кажутся не такими уж заезженными и не такими избитыми. За издание творческих откровений Экспонатов Кунсткамеры отвечает наверняка многим известный лейбл Circle Flame Records, что издаёт, к примеру, группу Zемля Королевы MOD, и это ещё один ориентир, который поможет понять, что же они такое.

Ну а я всегда с огромным скепсисом и недоверием относился к Курту Кобейну и его группе, но типичные нирвановские ходы в открывающем альбом треке “Болото” наших “кунсткамерщиков” оставили у меня совсем другое впечатление. Не знаю, что тому причиной, нужная ли доля стёба и самоиронии, жирный ли и уверенный звук хабаровских панков, а может их более правильные и слаженные рок-соло, но это в итоге воспринимается как-то совсем уже по-другому. Может быть, всё дело в их повышенной лиричности и во взрослой, как будто вытащенной откуда-то из старых советских мультфильмов тоске? Всё может быть, но в основе всего тут находятся именно они, и уже чуть выше обретаются и мелодии, и риффы, и гармонии, и все остальные музыкальные вещи.

В титульном треке мы слышим отборнейший хардкор в духе Cro-Mags и Дикого Океана, те же самые фишки правят бал в “Нет больше злости” и в “Диспансере”, но ершистый кроссовер здесь настолько мелодичен и причёсан, что практически и не воспринимается уже как таковой. Да, все эти треки вполне можно было бы назвать хорошим хард-роком и совсем не делать никаких отсылок к панку, лишь только в голосе вокалиста время от времени проскакивает нечто раздолбайское и хулиганское, а начиная с третьего трека… всё срывается куда-то в Ласковый Май и вызывает ощущение гибрида между Ю.Хоем и Ю.Шатуновым, но даже погружение в омут этих сладких и немного инфантильных мелодий не кажется чем-то плохим или противоестественным.

А вот повеяло слезливой, пафосной и абсолютно нелюбимой мной Агатой Кристи в “Воле”, но даже это мне понравилось и пошло на «ура» (разве можно чем-то испортить и без того запредельно знойный и ориентированный на мейнстрим альбом?), а когда в “Нет больше злости” в ход пошли более резкие, тяжёлые и хриплые интонации, я лишь удовлетворённо хмыкнул: да, такое я определённо люблю. Факт остаётся фактом: играть на вусмерть заезженных риффах этим ребятам удаётся, пожалуй, даже лучше, чем их прославленным финским коллегам из Lordi, а прослушав “Опасную жизнь” хотя бы с каким-то минимальным вниманием от начала до конца, вы гарантированно не останетесь равнодушными и безучастными.

А вот и ответ, почему это происходит – свою музыку эта группа исполняет с глубоким и человечным посылом, который музыканты очень прямо и конкретно выражают уже в четвёртом треке под названием “Адовлечение”: «Есть только одиночество и непостоянство, в этой суете, в этой бешеной гонке. Мы гонимся всегда за материальным, но забываем посмотреть назад». В этой вещи они действительно предельно конкретны и прямо-таки припечатывают, но те же самые мотивы вы без труда рассмотрите и во многих других треках с их актуального полноформатника, а в “Виртуозе” вас ждёт очередная грустная, поучительная и обличающая наш жестокий и чёрствый мир история. Наивно? Коряво? Очень даже, а местами откровенно мимо нот. Но трогает и заставляет задуматься.

“Опасная жизнь” – второй лонгплей хабаровских панков, и в целом он не сильно отличается по направленности и стилю от своего предшественника, но в плане исполнения и реализации идей нынешний релиз – это огромный шаг вперёд и внушительное достижение дуэта. Звук стал плотнее и объемнее, текстовые решения интереснее, общая сыгранность на порядок или даже на порядки выше, а самое главное – общий посыл релиза намного более стройный и сильный, а вокальные промахи мимо нот здесь уже не раздражают, что порой случалось-таки во времена их диска “Антрацитовые яблоки”. Они смогли остаться собой, не изменить своим музыкальным и лирическим симпатиям, но в то же время сделали инструментал и аранжировки раз в сто лучше.

Наверное, стоило бы сравнить Экспонатов Кунсткамеры с группами вроде Код Дракона и со всё той же Землёй Королевы MOD, и это действительно артефакт с той же самой полки и в точности в том же самом жанре, но у этих ребят всё равно есть что-то своё, что-то такое, что трогает, впечатляет и берёт за душу. Я никогда не был большим поклонником панка, но подобные альбомы мне традиционно очень нравятся и частенько захаживают на огонёк в мой CD-проигрыватель. Вероятно, дело в том, что Экспонаты Кунсткамеры это и не панк особо, а скорее утяжелённый поп-рок с панковскими интонациями в вокале. И да, всё это нюансы, а музыка и мелодии у ребят хороши, да и играют они для своего жанра очень даже неплохо.

Оценка? А, пусть будет 5 из 5. За “Адововлечение” и за то, что напомнили тот старый советский мультик про мальчика, горевавшего о своей умершей собаке, и о докторе, что, жалея его, залез во двор к алкоголику, выкрал у него щенка и заменил вывеску у ворот с “осторожно, злая собака” на “осторожно, злой хозяин”. Альбом лёгкий, поэтичный и словно подёрнутый какой-то лёгкой пеленой печали (и в “Воле”, и в “Виртуозе”, и в “Зеркалах” здесь всё те же самые сентиментальные и не очень модные ныне темы), но именно этим и своей смелой несовременностью он и хорош. В 80-х и в начале 90-х за подобные музыкальные находки мы любили Чёрный Кофе и Э.В.М., ну а сейчас перед нами аттракцион в духе «назад в прошлое», и это прекрасно. Душевный и осмысленный альбом. Рекомендую.