ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Existenter "The Book Of Stories"

07-11-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
EXISTENTER * * * * *
Релиз
“THE BOOK OF STORIES”
Год
2023
Стиль
Alternative metal / progressive metal / modern metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Курск

У этой интересной и многообещающей команды есть всего-навсего один недостаток: проблемы с вокалистами и вокалистками. Увы, кадровая текучесть у Existenter действительно в высшей степени очевидна и даже показательна, и это весьма осложняет музыкантам жизнь. Однако не бывает худа без добра, и в ходе таких рокировок состава шаг за шагом постепенно выкристаллизовывается самый выгодный вариант модификации коллектива, что мы с вами как раз и наблюдаем в данный момент. Габаритные очертания группы и их звучание в очередной раз слегка изменились, но перед нами всё-таки тот же самый Existenter и их знаменитый авторский метал, который очень трудно запихнуть в русло каких-то однозначных металлических жанров.

Прежнюю вокалистку сменил новый фронтмен Андрей Терехов, и музыканты тут же с головой окунулись в работу над уже несколько раз анонсировавшегося синглами полноформатником. И уже открывающий альбом трек оставляет ощущение очень выверенного, сбалансированного и взрослого прогрессива, который с лёгкостью может соперничать и с Fates Warning, и с Dream Theater, но предпочитает сочинять и исполнять более мелодичные вещи, которые по своим гармониям уходят чуть ли не в авангард. На альбоме всего две абсолютно новых вещи, все остальные мы с вами уже слышали в сингловом формате, но их новый певец буквально преобразил все эти треки, не оставив от их оригинала практически ничего и скажу сразу, мне его видение очень даже пришлось по душе.

При всей моей горячей и даже горячечной любви к женским вокалам, в данный момент я могу сказать, что вокалиста Existenter себе нашли первоклассного. Очень приятный тембр, невероятно грамотное интонирование, и вот в итоге все те песни, что я уже слышал с их прежней вокалисткой, изменились практически до неузнаваемости и как будто обрели новую жизнь. Стали звучать гармоничнее, вывереннее и взрослее. Избавившись от слишком высоких и пронзительных нот в вокальном диапазоне, ребята как будто обрели свой окончательный и наиболее устойчивый вид, и он действительно оставляет ощущение ещё более высокой и совершенной ступени в лестнице эволюции этой команды, ничуть не заставляя жалеть об оставленном в прошлом.

Все недавние синглы Existenter, о которых я уже написал столько хороших и хвалебных слов, вошли в теперешний альбом, и действительно зазвучали как будто совсем по-другому. Было интересно услышать переработанный вариант “Подвига”, который теперь стал ещё величественнее и серьёзнее, занимательно было послушать “Самурая” с его влекущими и закольцовано-медитативными вокальными линиями пополам с резкими и призывными интонациями, порадовала вкрадчивая, практически балладная “Symbols”, которая с новым вокалистом раскрылась на все сто и двести процентов, и прежние, предшествовавшие выходу альбома синглы действительно преобразились изнутри до последнего и финального предела.

Ну а новые вещи “Onion” и “Night Witches” просто очень хорошо и органично дополнили эти частично знакомые уже нам с вами произведения. “Onion” представляет из себя отличный кинематографический эпик с изломанным среднетемповым ритмом и неожиданными прогрессивными вставками, которые напомнили мне просто сумасшедший разброс групп и исполнителей от Tool до Moray Eel и позднего Amorphis. Ну и “Night Witches” это чуть более динамичная и зажигательная пьеса с явными отголосками Eluveitie и прогрессивно-эпичного пауэра на основе характерных риффовых виражей Existenter и их изобретательных полиритмических структур.

Вокальный диапазон их вокалиста впечатляет. Тут и высокий регистр, и просто чистоголосое пение, и слегка хриплый вокал, и совсем уж экстремальные вокальные техники, и всё это на очень высоком и впечатляющем уровне, который неизменно оставляет у слушателя весьма приятное впечатление. Голос звучит очень ровно, с лёгкостью переходя из одного стиля в другой, и музыка тоже не отстаёт от пения и виртуозно сменяет одни приёмы и стили исполнения на другие, попутно скрещивая в совершенно невообразимых сочетаниях и пропорциях разные стили тяжёлой музыки. На что всё это похоже? На первоклассный тяжёлый метал, которому по плечу абсолютно всё, и ещё на арт-метал, к которому независимо друг от друга в итоге пришли самые разные мировые коллективы от Amorphis и Orphaned Land до Grenouer.

Перед нами очень лаконичный альбом, в котором нет абсолютно ничего лишнего. И в каждом треке с диска мы неизменно находим отличный материал, применительно к которому отсутствие каких-то однозначных жанровых формулировок воспринимается не как недостаток, а только как плюс. Понравиться такое может как приверженцам мощной современной альтернативы, так и серьёзным ценителям прогрессива с таким же серьёзными и габаритными стереосистемами, а мне в их новой пластинке даже послышалось нечто от бесконечно любимых и обожаемых мной Falconer. “Книга историй” получилась яркой, живой и занимательной, и в каждой песне здесь действительно целая история, которую проживаешь по ходу прослушивания от начала до конца.