ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Регги - это не столько музыка, сколько состояние и атмосфера!» Интервью с Дмитрием Романовым (Время Альбиносов)

11-11-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Не случайно группа Время Альбиносов именует себя рок-арт-проектом (именно так и ни в коем случае не наоборот!) – это именно арт-проект или даже арт-лаборатория, и экспериментальный характер своих изысканий коллектив во главе с Дмитрием Романовым подтвердил в очередной раз совсем недавно. Не знаю как вы, а уж регги я от них я никак не ожидал! Тем не менее, именно в этом стиле оказался записан их новейший альбом “РеРегги”, и он так хорош, что даже стал у нас на ASTARTA альбомом месяца! Но и даже это ещё не всё. Есть информация, что прямо сейчас Дмитрий и его музыканты ведут работу сразу над четырьмя альбомами и одним синглом, оккупировали с это целью целых три студии, ну а что же это за релизы, чем живут сейчас «альбиносы» и чего от них ждать в ближайшее время, мы и постараемся с вами сейчас выяснить в ходе нашего сегодняшнего интервью с лидером и руководителем проекта. Добро пожаловать в мир арт-экспериментов и проверенного временем рока со знаком качества – вас ждёт честная и глубокомысленная беседа с человеком, который знает толк в своём деле.

Приветствую, Дмитрий! Поздравляю с победой в нашем опросе! Рады за “РеРегги” и считаете ли эту победу адекватным отражением достижений и амбиций альбома?

Здравствуйте! Думаю, что признание и принятие  в творчестве нужно, иногда даже полезно. Что касается прямо-таки амбиций, то лично я не руководствуюсь подобными категориями. Хотя при известной нашей некоммерческой направленности, это не совсем правильно, наверное. Мне важно пониманение. Понимание того, что то, что мы делаем, интересно, созвучно и резонирует. Как у слушателей, так и среди участников проекта. Это с одной стороны. А с другой, мне, не как человеку, работающему с буквами, словами, смыслами и временем, а просто, как человеку, нужно это время фиксировать. Нужно, для того, чтобы остались ориентиры, знаки и приметы, которыми можно будет пользоваться позже. И это в большей степени, касается не просто музыки и текстов, а совокупного мироотражения здесь и сейчас. Эдакие зарубки для ориентирования во времени и пространстве. И это точно не амбиции.

А как вообще пришли к идее сделать альбом в стиле регги? Что вдохновило и побудило обратиться к такому не самому однозначному в плане выбора для рокера жанру?

Ну, здесь всё просто. Мы себя не ограничиваем и не загоняем в рамки. К определённому этапу накопился материал,  стилистически (музыкально) близкий к регги. И здесь нужно было немного "подзакрутить" и выстроить концепцию, объединяющую все песни, а также сам этот "неоднозначный" альбом с тем, что мы делали ранее в рамках проекта. А так как, мы ранее делали, всё, что угодно (от театральных постановок до обычных роковых программ), то и придумывать ничего не пришлось.

А что касается объединения песен в некий концепт, то мы, как Альбиносы, в музыкальном плане пошли от обратного и постарались сделать максимально разнообразными все 12 песен в рамках стиля регги. При этом сверху "накинули привычную сеть" из текстов, объединённых  некими общими смыслами о прошедших событиях, проявляющихся в настоящее время,  о настоящем, застрявшем в прошлом, о личных переживаниях, погруженных  и растворившихся в потоках времён.

Мне показалось, что именно сейчас должен был появиться такой альбом.

Очень интересное утверждение про «именно сейчас». Это как-то можно соотнести с сегодняшними событиями в стране и в мире или тут только внутреннее ощущение «именно сейчас»? Несколько дней назад я писал рецензию на альбом группы bryndin “Мой Петербург”, и вот в одной передаче с участием вокалиста это группы команду упрекнули в том, что на фоне последних исторических событий этот альбом «совершенно несвоевременный».

Разумеется, не мне решать о своевременности. Я имел в виду лишь свои внутренние ощущения.

Русские рокеры всегда старались быть глашатаями времени и реагировать на вызовы времени. А насколько это про Время Альбиносов и про «РеРегги»?

Абсолютно не про нас. У меня есть странная чёрта, я не люблю на пике интереса "прикасаться", так сказать, к объекту интереса. Будь то новая книга, о которой вдруг все начинаю говорить, или фильм/сериал, который все вокруг обсуждают, не успев даже досмотреть. То же самое касается "вызовов времён" и событий любых масштабов. Мне нужно время, чтобы пена сошла. И нужно время, чтобы осмыслить и прочувствовать. А потом уже можно рассказать об увиденном, если оно зацепило, того стоит и каким-то образом срезонировало.

А стоит ли понимать ваш принципиальный отказ загонять себя в рамки в том смысле что от Времени Альбиносов можно ждать абсолютно чего угодно? Сейчас появился альбом в стиле регги, а насколько вероятно, что рано или поздно будут альбомы в стиле блюз, кантри, джаз и т.д.?

Сложно ответить. Такое у нас не планируется. Это приходит.

Сколько времени, литров, скомканных и выброшенных черновиков и бессонных ночей прошло от идеи  до реализации этого регги-проекта?

Часть песен появилась прямо перед началом работы над альбомом в 2021 году, и они послужили неким толчком для окончательного решения по "РеРегги". А некоторые песни мы придумали аж в 2010 году. Но из-за некоторых особенностей, закономерностей и спиралевидности проистекания истории  именно эти песни оказались весьма актуальными, своевременными и созвучными нынешним временам.

Мало того, что работа над альбомом была растянута по времени (получается, на 12-ть лет), так и с географией у нас всё было, как у Альбиносов! Автор музыки альбома "РеРегги" Виктор Юртаев из Медногорска, что на Южном Урале. Музыка для некоторых песен была придумана там, а часть им же, но на Валдае.

Аранжировку делал в Москве альбинос и наш продюсер звука Артём Аматуни. Мы с Артёмом попробовали нескольких наших  и приглашённых вокалистов и решили, что для этого материала нужна "свежая кровь" и нечто особенное.

В начале этого года случилось, то, что должно было случиться. Я познакомился с Игорем Гансом Шляховым и предложил ему попробовать спеть наше регги. Дальше Вы знаете, наш альбом стал лучшим релизов сентября 2022 по версии Вашего сообщества.

Игорь - невероятно тонко чувствующий и профессиональный вокалист, весьма креативный и настойчивый в достижении результата музыкант. Наш человек. Я рад, что в проекте теперь есть такой Альбинос.

А сам альбом мы записали, свели и отмастерили за три весенних месяца 22 года. Это мы умеем. В марте наш барабанщик Кирилл Сухарев вошёл в студию, а в мае Ганс всë спел.

Что для Вас регги и какие ассоциации в первую очередь возникаю в связи с этим стилем?

Хороший  вопрос, спасибо. Люблю, когда можно кратко ответить. Регги - это свобода.

То есть в каком-то смысле Вы- растаман?

Я слишком ответственный и возможно, не такой решительный человек, чтобы ощущать себя настолько свободным.

А как Вам религиозные и идеологические корни данного явления и мировоззрение почитателей Расты и Джа?

Для меня есть некоторые "закрытые" вопросы и табу. Я не очень люблю публично обсуждать и рассуждать на религиозные темы. И хотя в моих текстах редко, но встречается слово "Бог", это всегда личное, без навязывания, пропаганды или оскорбления чувств. Оставим вопрос без комментариев.

А как думаете, почему у отечественных рокеров  всегда был такой большой интерес к этому направлению? Даже Чайф не устояли и записали свой регги-гимн про Аргентину и Ямайку…

Улыбаюсь. Этот по поводу "Чайф". Я всегда улыбаюсь, когда встречается "Чайф", а в юности даже был один раз на концерте в Лужниках. По-любому, считаю, что это кирпичик нашего чего-то, без него никак - " Ой, ë".

На первый взгляд, регги - простая музыка.  Возможно, это притягивает и манит "отечественных рокеров", не знаю…

Думаю, некоторых притягивают околомузыкальные "духовные практики", но не уверен в этом…

Мне видится, что регги - это не столько музыка, сколько состояние и атмосфера, достичь которых не просто.

Передо мной  стояла сложная (для меня) задача, а именно: в этом альбоме попробовать органично совместить смурные "нереггийные" тексты с регги ритмами, отразить нашу исконную, порой даже глубинную, сущность в текстах с этой прекрасной музыкой.

Как Вам кажется, насколько русский человек и русский рокер может быть растаманом и аутентично воспринимать все эти идеи?

Вот, например, Гера Моралес , один из отцов русского регги, он кто?  Он настоящий русский человек. И человек, кстати, с очень большим и добрым сердцем. Он растаман.  И такие есть и среди музыкантов, и среди слушателей. Не так их и много, наверное, но и не мало. Мне, кажется, всё это вне национальной, географической и прочей привязки.

При этом, написав вышеизложенное, лично я никогда не чувствовал себя "человеком мира" и считаю, что мои корни определяют моё сознание и мироощущение. Но это лишь моë понимание и мои устои. Мы все разные, и в этом весь прикол и все беды. Найти своих - одна из задач в этом квесте под названием жизнь.

Кстати, я приглашал Геру Моралеса принять участие в записи пары наших песенок из этого альбома. Гера оценил предложенные тексты. Однако, в то время, когда мы работали в студии,  он был не в России и посотрудничать у нас не получилось.

А если бы Гера всё-таки смог поучаствовать в записи альбома, это как-то существенно повлияло на релиз, как считаете? Что бы изменилось? Стало бы больше аутентичности и особой регги-атмосферы?

Всегда сложно рассуждать в сослагательном наклонении и пытаться понять чтобы было, если бы… В итоге получился цельный,  атмосферный и концептуальный альбом - это факт, на мой взгляд.

А как оцениваете регги-треки и регги-альбомы наших соотечественников? Насколько они хороши, на Ваш взгляд?

Я плохой оценщик. Не умею это делать, не умею аргументировать.  Мне достаточно "нравится/не нравится". И без анализа оного. БГ нравится, Чайф - нет. Почему? Не знаю. Но точно, дело не в регги (улыбаюсь).

Как работалось над альбомом и можно ли назвать эту атмосферу по-настоящему аутентичной и созвучной особому настроению данного жанра?

Выше я вкратце рассказал, как работалось. Работали, как обычно, без дополнительных  внешних и внутренних раздражителей и активаторов.

Какие из песен с альбома Вам самому кажутся самыми интересными и выдающимися? Есть такие?

Как ни странно есть. Обычно мне сложно выделить из альбома отдельные песни.

А здесь, как я в шутку всем говорю, есть песня, ради которой и затевался альбом, -  песня "Инородец". Это очень личная история. Кроме того, на мой взгляд, именно эта песня является связующим звеном между альбомом "РеРегги" и нашими предыдущими работами. Особое спасибо Артёму Аматуни за аранжировку этой песни, а всем причастным - низкий поклон.

И ещё пару песен я бы особо выделил. Первая песня альбома "Трепанация.Трëп" выполнят свою функцию "ввода слушателей в историю альбома" как музыкально, так и по смыслам.  А песня "От  пыла до пыли" мне просто нравится, может быть, совсем чуть-чуть больше других, и Игорь Ганс там прекрасен.

А откуда пришло название и почему именно “РеРегги”?

Зная все значения приставки "ре", каждый может самостоятельно для себя определить  более близкое ему прочтение названия " РеРегги".

Для меня это однозначно "ПереРегги". В том смысле,  что это переосмысление регги, проба его иного прочтения, учитывая некоторую смысловую специфику и принимая во внимание опять же географию, погоды и настроения.

В чём замысел такой простой, яркой и даже лубочной обложки? Изначально была идея сделать арт именно таким? Супрематизм и минимализм – признак зрелости, как Вам кажется? “Чёрный квадрат” Малевича всё ближе?

Ха. В одном из альбомов, над которым мы сейчас работаем есть песенка "3D квадрат", и про Малевича в ней тоже есть. Я исключительно последователен. И если что-то явилось, значит, в этом есть смысл, логика и продолжение.

У зрелости много признаков и побочек. И непредсказуемых результатов. "Чёрный квадрат" не ближе и не дальше, он всегда здесь. Мне так кажется.

Слушаете ли Вы регги для собственного удовольствия и вдохновлялись ли какими-то конкретными регги-исполнителями в ходе работы над альбомом?

Я крайне мало слушаю музыку вообще и регги в частности, а для вдохновения тем более. Когда постоянно в работе несколько своих песен, которые до их выхода в свет прослушиваешь сотню раз, не до вдохновения. А вот на концерты иногда хожу. Там иные эмоции и энергетика.

Как Вам кажется, насколько Ваш регги, те регги-треки, которые представлены на “Ререгги”, это изначальный и подлинный регги, который могли бы принять и распробовать земляки Боба Марли?

А вот не стояло такой задачи. Но мне кажется/слышится/видится, что альбом получился вполне слушаемым не только для друзей Альбиносов и не только для любителей русскоязычной рок и регги музыки, но и для ценителей корневого регги (и всë-таки с некоторой поправкой на страну происхождения)

А как восприняли такие регги-эксперименты слушатели Времени Альбиносов? Отклики и восприятие фэнов были адекватными?

Наши друзья  с годами так "вросли" в проект, что всегда с нами. А этот альбом привлёк много новых слушателей, что не может не радовать. Не распугать бы их следующими работами.

Что в самых ближайших планах и чего от вас ждать дальше? Эксперименты со стилями будут продолжены?

Мы сейчас работает сразу над четырьмя альбомами в трёх студиях. Так получилось не запланировано, но это факт.

Экспериментировать со стилями особо не планируем, регги продолжения пока не будет, но, надеюсь, никого не разочаруем: ни старых, ни новых друзей Альбиносов.

Каково это вообще работать одновременно над четырьмя альбомами? Как совмещаете столько разного, разнонаправленного и требующего времени параллельно?

Работать сложно. Больше сорока песен! Но сложно в основном мне, так как в разных альбомах принимают участие зачастую разные музыканты и в разное время, а в каждой студии - свои звукорежиссёры, что-то музыканты пишут удалённо, где-то мы используем ранее записанный и созданный материал.

Сейчас не могу раскрывать всю информацию, но всë кипит, и будет интересно.

Часто музыканты говорят, что альбомы для них как дети… Получается,  у вас на данный момент подрастают сразу четыре ребёнка… или даже пять? Насколько это утомительно и хлопотно, не сильно ли напрягает?

Было бы намного сложнее, если бы это не происходило. Что касается меня, то это неотъемлемая часть жизни, её не может не быть. Грамотно продуманный и отлаженный процесс, ответственные друзья-музыканты, просто друзья, понимание и желание всех нас получить качественный результат, небольшой недосып - и всё получится.

Для того, чтобы из детей вышел толк, их, в первую очередь нужно любить, а потом всё остальное: участие, наставничество и личный пример. Мы любим то, что делаем. И делаем то, что любим. Думаю, мы справимся.

Ну а если серьёзно, как вам удаётся находить время на столько разных дел и остаётся ли хоть немного минут и часов на семью, пассивный отдых и чтение утренних газет?

На самом деле, я не ставлю невыполнимых задач, и мы никогда не занимаемся творчеством в режиме аврала. Сроки всегда разумные, а самое главное, я и мы ни перед кем не отчётны, мы свободны и заняты чистым творчеством. Так как музыканты принимают участие в проекте на добровольных началах и исходя из своих предпочтений и возможностей, то с годами выработался некий механизм согласования и урегулирования любых организационных вопросов.

Запуская работу над четырьмя альбомами, я чётко знаю, какой альбом выйдет в этом году,  какие в следующем, а один из них запланирован на начало 24 вискосного года, и это  важно для материала альбома. Получается, что вместо последовательных мы занимаемся параллельными процессами. Альбиносы же мы и должны быть не такими, как все.

В связи с вышеизложенным сообщаю, что время на иные дела, дела домашние и семейные находятся. И самое главное, они у меня в приоритете.

Если идёт работа над альбомами, то почему у вас в замыслах и планах присутствует ещё и сингл? Там будет нечто, что абсолютно не вписывается ни в один из готовящихся полноформатников?

Именно так. И это случится, скорее всего, до конца этого года. Сингл абсолютно не вписался ни в один из четырёх альбомов. Интрига, однако.

А как можно было бы вкратце описать и охарактеризовать каждый из готовящихся у вас в данный момент релизов?

Вкратце так:

Альбом 1. Рабочее название "g.OLD album".  Альбом пишется "золотым составом" альбиносов с несколькими вокалистами. Состоит из песен, написанных Белоносовым/Романовым, ранее не издававшихся.

Альбом 2. Рабочее название "Акустика кустов". Акустический альбом Альбиносов. Ремастеринг студийной Live записи 2007г..

Альбом 3. Рабочее название "Демострашное". Ранее не издававшихся абсолютно новые песни Альбиносов демонстрационного статуса и студийного качества звука.

Альбом 4. Рабочее название "Високосный грызун". Классический русско-роковый альбом с современным звучанием и звуком. Эдакий дневник городского жителя, пережившего очередной виток кризиса среднего возраста на фоне внешнего кризиса.

Чем принципиально отличается друг от друга работа в разных студиях и по каким критериям вы выбирали эти студии?

Всё три студии, это студии участников нашего проекта Время альбиносов: Артёма Аматуни, Александра Лиса Белоносова, Олега Харченко.

На студии Лиса проводится мастеринг и ремастеринг двух альбомов.

В студии "Артефакт" Артём Аматуни создаёт и пишет альбом "Високосный грызун" и сингл.

В студии Orange Олег Харченко трудится над "Золотым" альбомом Альбиносов.

Звурежиссёры и продюссеры звука трудятся каждый в своей студии, а мы перемещаемся из одной студии в другую согласно графику. Мы, это барабанщик Кирилл Сухарев, вокалист Игорь Ганс, я и Белоносов. Остальные музыканты распределены по студиям. Харченко работает с некоторыми музыкантами удалённо. Вот такой производственный процесс.

Составляете ли вы для себя некую карту и иерархию планов, чтобы распределить их по приоритетности и очередности?

Да, конечно. И очень многое у нас в проекте зависит от графика студии и каждого из музыкантов, наличия у них свободного времени, состояния здоровья и творческого потенциала. Рулить этим сложно и занимательно.

А как насчёт продолжения в стиле регги? Можно ли ждать “РеРегги-2”?

Зарекаться не буду. Ну, точно не в следующем году.

Как в целом ощущаете себя сейчас и креативный потенциал Времени Альбиносов? Насколько полон и оптимистичен ваш стакан?

Вы не представляете, насколько полон. Помимо четырёх альбомов, о которых мы говорили, у нас готов материал ещё на несколько альбомов.

Всё так же молоды душой и духом как и в самом начале? Психологи говорят про буйство подкорки, трудоголики про горение на работе, философы и мистики про творческий экстаз… у вас нечто подобное?

Да ну нет. Просто в какой-то момент я остро ощутил необходимость "выговориться" и не оставлять в столе ничего стоящего, на мой взгляд. Наверное, это возрастное "буйство подкорки".))

А вообще нет ли сейчас ощущения, что после записи “РеРегги” вернулась молодость им открылось второе дыхание? Всё-таки достаточно радикальное обновление для вас, должно было как-то повлиять на самочувствие и самооощущение…. Именно этот альбом дал вам такой значительный стимул, чтобы делать одновременно столько разного и трудоёмкого?

Возможно. Но скорее всего звезды сложились таким образом, что сейчас образовался некий рабочий творческий механизм. Он хрупок, но стабилен. В нём нет лишних деталей, он продуктивен. Он легко трансформируется и перестраивается в зависимости от задач,  увиденных снов и ветра. Не воспользоваться этим нельзя. Я его люблю, я его ценю и бережно к нему отношусь.

Какого вопроса вы сегодня больше всего ждали от меня, но так в итоге не услышали?

Нет такого. Всё услышал и даже про творческие планы.

Ваши финальные слова и пожелания тем, кто был с нами на протяжении этого интервью?

Друзья! Времена сложные. Будьте людьми. Это так просто.

Спасибо за интервью!