ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом ТАН_ХО "ТАНХОЛОДНО"

ТАН_ХО, ТАНХОЛОДНО

23-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ТАН_ХО – 2017
Rock / modern Russian rock
"ТАНХОЛОДНО"
SELFRELEASED
Россия, Нижний Новгород

На своём втором альбоме эта группа из Нижнего Новгорода, во главе которой стоит самобытный поэт и музыкант Андрей Соцков, также известный как просто C.a.a., исполняет всё тот же поэтический вдохновенный рок, граничащий с акустикой. И надо сказать, что лидер ТАН_ХО уже давно выступает с сольными выступлениями, где под гитару выдаёт свои проникновенные лирические композиции, подобные которым всегда были востребованы в нашей стране, и ТАН_ХО на своём уже дебютном альбоме “Последствия Случайностей” достигли немалого признания, поучаствовав в различных рок-баттлах и засветившись даже на радио. Прошло время, недочёты и шероховатости были учтены и устранены, и сейчас перед нами “ТАНХОЛОДНО”.

Как вы уже поняли, это второй альбом Андрея Соцкова и его коллектива, которые всегда неравнодушно относились к японской тематике и символам, напоминающим иероглифы, чем лично мне немало напоминали Эдмунда Шклярского и его Пикник. Но сходство на самом деле всегда было не так уж велико. Кстати, я не могу не обратить внимание на гиперпродуктивность этой команды, которая успевает давать концерты даже на крышах, и при этом их дебютник вышел только в конце лета прошлого года, а на заре января 2017 уже готов новоиспечённый полноформат с совершенно новыми песнями. Эти ребята явно знают, чего хотят и к чему стремятся, а недостатка вдохновения у них на данную пору не наблюдается.

Открывает альбом на первый взгляд нагруженная сэмплом, но на самом деле такая же акустическая, как и обычно, композиция “Домой”, где к тому же и первая строка “Ночь короче дня…”. Ну, а если серьёзно, то ТАН_ХО в своём характерно-узнаваемом ключе продолжает исполнять узнаваемую и бьющую прямо в сердце смесь Цоя и Бутусова с некоторыми собственными вкраплениями и узнаваемым “готичным” голосом Андрея Соцкова. Вполне можно было бы назвать ТАН_ХО российским The 69 Eyes, и вся подобающая романтичность и гитарный дисторшн у них для этого наличествуют, но…..

Они гораздо более лиричны и романтичны, проникновенны и утончённы, по-российски широки и медитативны, в чём вас убедит уже второй трек на пластинке - “Ненастья”. Да и о чём, собственно, и петь-то гот-группе, как не о ненастьях в тех или иных формах, но ТАН_ХО делают это на удивление по-русски при всей своей нескрываемой симпатии к стране Восходящего солнца. “Ненастья” продолжает затягивать петлю на горле слушателя, и раскачивающиеся, как будто порывисто-толкающие риффы, стартующие во 2/3 пьесы создают именно такие ассоциации. Текст как всегда хорош и глубок, а деланный (или естественный?) акцент добавляет баллов и шансов.

Впрочем, баллы и шансы тут отнюдь не первостепенная задача. ТАН_ХО как некогда Кино со своим “Начальником Камчатки” воплощают новую, актуальную ветвь поэтического, подлинно русского рока. В то время, как мэтры почивают на собственных лаврах или кидаются в никому ненужную экспериментальщину, как ДДТ или Алиса, такие составы, как ТАН_ХО исполняют ту музыку, которая была апробирована и опробована на протяжении многих десятилетий и доказала свою работоспособность и отклик у заинтересованных слушателей. “Так, если вещь не сломана, то зачем её чинить?” – как-то задал риторический вопрос в одном из своих интервью гитарист Paradise Lost. Именно таковы ТАН_ХО.

Уже в третьем треке “В Танце” в сознании возникают Чайф, Сплин, Смысловые Галлюцинации, Ундервуд и иже с ними. А в четвёртой сюите “Просто” рифмы и мелодии неожиданно начинают напоминать Земфиру и Диану Арбенину со Светлой Сургановой и Марой. “Вы стали пустыми красивыми и орёте, что всё нормально и машете гривами” – как не усмотреть тут укол не в бровь, а в глаз современному тяжёлому року и его представителям. “Пусть они уйдут, слышишь, их чересчур много, а убивать глупых - пачкать свои руки”. Песня воспринимается почти с такой же ядерной харизмой, которой всегда славился Илья Лагутенко и его коллектив, но задевает за гораздо более глубокое и (всё ещё…всё ещё?) живое.

“Белый Полюс” это не вершина и даже не экватор альбома, но вещь звучит настолько зажигательно и хитово, что её можно хоть сейчас подавать в эфир Русского Радио. Смена “Анечки” подоспела – скажет кто-то из постоянных поклонников группы, и будет прав. Вокал Андрея потрясающе имитирует пение Цоя, при этом учитывая наработки тех, кто вдохновлял самого лидера группы Кино: The Cure, Sisters Of Mercy, Bauhaus. Я думаю, именно так должен был бы звучать отечественный гот-рок тогда, в самом начале. Большое огорчение и досада, что ТАН_ХО появились только сейчас и не были современниками Joy Division. Ну что же теперь поделать. Лучше поздно, чем никогда.

Продолжает двеннадцатитрековый полноформатник композиция с многообещающим названием “Следы”. И тоски, перемешанной с ностальгией и чисто русской глубокой печалью в ней ещё больше. Она ощущается уже с первых аккордов пространного инструментального вступления. Андрей поёт немного непривычно, более вкрадчиво и нежно, а неизвестный бас-гитарист, стиль которого мне так сильно напомнил Каспаряна, аккомпанирует его то доверительному, то размашистому вокальному самовыражению. Инструмент, своим звучанием весьма напоминающий балалайку, появляется во второй части трека, лишь подтверждая аллюзии и принадлежность ТАН_ХО к подлинно русскому року.

Скажу честно, лично мне больше по душе такие композиции команды, как “Чёрное Море” – атмосферные, глубокие, даже мистичные. Тут уже явно понимаешь, что в творчестве ТАН_ХО обретается не только питерская школа русского рока, но и московская с уральской, а также звёзды, чернота, чёрное море, философия и бесконечные сны о светлом будущем. Альбом как будто разделён на две части (и именно в таком виде, кстати, присутствует ВК), где вторая часть намного более задумчива и меланхолична, безысходна и даже упадочна (взять хоть трек “По Стёклам”, неожиданно сближающий “ТАНХОЛОДНО” с Агатой Кристи) и индустриально-психоделична (“Инкогнито”), где на фоне тяжёлых гитарных риффов уверенно пульсирует пружинящая электроника.

Голос, настолько напоминающий Цоя, звучит у ТАН_ХО на фоне подчас совершенно непредсказуемого аудиоряда. Похоже, что ребята решили повторить стратегию немецкой готик-металлической команды Crematory, которая на каждом новом альбоме представляла песню с названием предыдущего. Композиция “Последствия Случайностей” именно из этого разряда, а с точки зрения текста её можно назвать своеобразным откровением в духе Василия К. и подобных современных бардов-исполнителей. Вы не поверите, но “Мы” напомнил мне даже поздний Tiamat. А завершает пластинку трек “Ракеты” – самый шаманский и “крайнесеверный” со всего диска, граничащий с шаманским этно-камланием и медитативными экспериментами, свойственными для Джима Моррисона.

“ТАНХОЛОДНО” – один из тех альбомов, о котором очень трудно говорить. Пожалуй, я даже не назову эту музыку чем-то сверххитовым и обязательным для прослушивания абсолютно всем и каждому. Эти звуки сами найдут дорогу к своему слушателю, нужно лишь обеспечить условия “коннекта” посредством радио или совета близкого знакомого / знакомой. И, кстати: для того, чтобы однажды полюбить ТАН_ХО совершенно необязательно знать или быть поклонником хоть одной из вышеперечисленных групп. Преемственность с Кино и Наутилусом, безусловно, присутствует, но это не более, чем преемственность. А альбом действительно хорош. Хорошие песни с душой и со вполне увесистым, но не всеподавляющим философским смыслом.