ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Трудности – лучший мотиватор!» Интервью с Сергеем Серебренниковым (Nebesa, Everlost, Ольви)

28-01-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Чаще всего мы делаем интервью с музыкантами, но сегодня у нас несколько необычный случай. Сергей Серебренников музыкант только отчасти, а намного выше в списке его приоритетов уже давно значится продюсерская и организационная деятельность, которая как правило совершенно не знакома рядовому слушателю и находится в некоем таинственном и скрытом от глаз непосвящённых месте, о котором многие из нас с вами даже не подозревают. Сегодня же мы немного приоткроем эту загадочную завесу и поговорим с Сергеем о том, как вращаются винтики индустрии тяжёлого рока, и какие подводные камни там поджидают нашего брата. О различии рока и попсы с точки зрения продюсера, знакомстве с Пугачёвой, о масштабных мировых турах и о том, как живёт и выживет индустрия «тяжёлых» развлечений в эпоху суровых мировых потрясений, вы прочитаете в виднеющейся ниже стенограмме нашей с Сергеем беседы, и это будет живо, нетривиально и поучительно, а мы уже стартуем, предоставляя слово самому маэстро.  

Доброго времени суток, Сергей! Давайте вкратце введём наших читателей в курс дела и расскажем, что Вы за человек и почему Ваша деятельность может быть интересна.

Здравствуйте! Очень необычное начало интервью, но я постараюсь кратко рассказать о себе и заинтересовать наших читателей…  Главное, о чем мне бы хотелось поговорить, о той  стороне музыкальной индустрии, которая обычно скрыта от зрителей. В этом интервью, я, пожалуй, хотел бы дать немного полезной информации тем, кто находится в начале своего «музыкального пути», а также постараюсь развлечь тех, кто просто хотел бы заглянуть за кулисы и посмотреть, как там все устроено. За 20 лет я прошел путь от барабанщика «школьной группы» до музыкального менеджера и продюсера проектов, которые гастролируют по всему миру и собирают залы в несколько тысяч человек. За это время успел поработать с совершенно разными артистами от андеграунда до стадионов, объехать с гастролями множество городов и стран, и накопить достаточно опыта, чтобы было чем поделиться.

Начинали мы с группой EVERLOST, которая во многом опередила свое время и сделала огромный вклад в музыкальную культуру. Так же успел поработать, как с легендами, которые были и остаются кумирами десятков поколений — Валерием Гаиной (KRUIZ), Сергеем Скачковым (ЗЕМЛЯНЕ), так и с восходящими оригинальными артистами такими, как Ксана Сергиенко и Alisher. Довольно интересным опытом для меня был проект NEBESA, в котором я в большей степени занимался продюсированием и менеджментом, чем музыкальной составляющей. Хотя на дебютном альбоме этого проекта, моего авторства больше, чем на каком-либо другом… Сейчас я сильно сосредоточен на работе с большими симфоническими шоу - такими, как METALLICA SHOW (S&M TRIBUTE С ОРКЕСТРОМ) многими другими. В ряде проектов меня можно увидеть на сцене, но это по большей части для собственного удовольствия, основную часть времени занимает музыкальный менеджмент этих проектов.

С чего всё начиналось? Я так понимаю, в самом начале была очень сильная и жгучая любовь к музыке?

Да, начиналось все, как у многих... Школьная группа, длинные волосы, косуха, друзья неформалы, чердаки и подъезды. Потом, в далеком 2002 году мне посчастливилось стать частью команды EVERLOST, в то время это была молодая и очень амбициозная группа. Мы вместе прошли довольно интересный и сложный путь. Мне сложно сейчас представить, как мы выдерживали тот ритм и подход ко всему. Например, когда мы готовились к записи альбома - это напоминало подготовку спортсменов к олимпиаде. Во время написания песен, мы сначала забивали каждый трек в редакторе табулатур, не просто основные моменты, а все до мелочей. Выверяли партии, чтобы например барабаны и бас идеально сочетались, исправляли все по 10 раз, а потом репетировали этот материал с такой же «нездоровой» скрупулёзностью от полугода до года - два, а иногда три раза в неделю.

При этом мы довольно критично относились друг к другу и не стеснялись в выражениях, когда были недостаточно довольны друг другом. В общем, думаю, это оставило серьезные шрамы на нашей самооценке, но все было не зря, это прекрасный жизненный опыт и серьезный фундамент для карьеры. После многомесячной подготовки, мы шли в студию и там все происходило наоборот, у нас было очень мало времени на запись, потому что студийное время стоило дорого, а денег у нас было очень мало. Думаю, что понятно, какая атмосфера у нас была во время рабочего процесса… Например барабаны для “Noise Factory” я записал, кажется, за 2 дня и это было ужасно долго!  Мы начинали рано утром и заканчивали поздно вечером. Все это время я не вылезал из барабанной комнаты, важно было сыграть песню, не упустив ни одного нюанса (а их было слишком много, в рамках нашей музыкальной глупости и бестолкового максимализма) и при этом нужно было сыграть все максимально длинным дублем, чтобы не делать много врезок. Мы же профессионалы! При этом в «control room»  тусовалась вся группа и туда могли зайти другие музыканты и посмотреть на твою экзекуцию.

В общем, запись альбома в те годы долгое время ассоциировалась у меня с унижением, физическим истощением, депрессией и, кстати, потерей денег. Потому что на запись альбома, сведение, оформление и многое другое, мы всей группой копили довольно долго.  Стоит отметить, что спустя годы у меня противоположный подход. Сейчас, приходя в студию, я порой не готовлю досконально песню и пишу кусками, играя трек почти впервые. Но зато с максимальным удовольствием! При этом трачу на песню не больше часа.  Итак, мы учились создавать музыку, организовывать концерты, находить способы популяризировать свою музыку, заключать контракты с лейблами и т.д.

Важно отметить, что мой настоящий близкий друг и коллега по EVERLOST – Андрей Смирнов, уже около 10 лет  является гитаристом и автором множества песен легендарной группы U.D.O. Кстати, некоторое время назад с Андреем мы создавали проект NEBESA, который благодаря нашему «тяжелому опыту» в EVERLOST, получилось  сделать очень ловко и быстро.

Думаю, что после вышеописанной рутины сложно назвать любовь к музыке «сильной и жгучей». Скорее это было какой-то юношеской одержимостью, без какой-либо серьезной причины, подростки часто чем-то одержимы…

В какой момент Вы вдруг осознали для себя, что быть менеджером и продюсером для Вас приоритетнее, чем играть, слушать, писать о музыке и т.д.? И является ли это на самом деле приоритетом? 

В моей жизни музыка всегда была лишь одним из многочисленных интересов. Подсознательно я никогда не хотел быть исключительно профессиональным музыкантом. Я не осуждаю коллег, кто выбрал путь «рок-звезды», кому-то повезло больше, кому-то меньше, но мне всегда было не достаточно только игры на инструменте. И главное, я понял, что совершенно лишен амбиций быть “известным человеком”. Для меня даже это интервью в какой-то степени дискомфортное испытание, ведь я привык оставаться в тени и не афишировать свою работу. Но выходить из зоны комфорта полезно. Так что продолжаем интервью!

В самом начале творчества EVERLOST я не спешил заниматься организационными вопросами, но когда начались серьезные шаги, например первые продажи альбома лейблу, тогда я начал активно подключаться к организационной работе и искал любые способы продвижения. По-настоящему серьезно я начал работу менеджера группы после смерти нашего гитариста Павла Чернобая в 2009 году. Мы все были подавлены, и каждый находил для себя разные способы справляться с ситуацией. У нас был почти готов материал для следующего альбома, но нужно было организовать весь процесс по изданию диска и промо-кампании. Я сосредоточился на подготовке промо, организовал печать тиража и спродюсировал несколько видеоклипов.

Позже мне пришла в голову идея - выпустить песни с симфоническими инструментами и на следующем сингле прозвучал симфонический квартет. Это довольно символично, учитывая мою текущую занятость в симфонических шоу! Кстати, в то время я сильно сломал ногу, а на одну из новых песен (“Плавится Воздух”) мы снимали довольно сложный и дорогой клип в стиле Властелина Колец на хромакее. Я снимался в своих сценах и руководил процессом съемок будучи на костылях. Наверное в 2009-2011 я полностью осознал, что мне по-настоящему интересно “делать незаметную работу за кулисами”.

Каков актуальный список Ваших занятий и интеллектуально-ресурсных вложений?  Чем занимаетесь в данный момент? 

Сейчас важную часть моей жизни занимает работа с проектами palladium.events, где я выполняю функции музыкального менеджера и концертного директора. Среди наших проектов: METALLICA SHOW (S&M TRIBUTE С ОРКЕСТРОМ), ENJOY THE SYMPHONY (DEPECHE MODE С ОРКЕСТРОМ), ROXETTE SYMPHONY TRIBUTE SHOW С ОРКЕСТРОМ и другие. Я занимаюсь букингом, администрированием, в рамках некоторых из некоторых шоу выхожу на сцену в качестве музыканта. Кроме этого участвую в вопросах продвижения бизнеса, сейчас развиваю один из наших филиалов за рубежом. Кроме этого, сам являюсь организатором концертов, как наших проектов, так и сторонних. Довольно большую часть времени я отдаю нашему флагманскому проекту METALLICA SHOW и группе GARAGE DAYZ. Кстати, с GD мы готовим авторский материал.

С удовольствием расскажу об этом поподробнее в будущем, на мой взгляд, эта тема для отдельного интервью… Недавно спродюсировал и запустил совершенно новый проект - SMELLS LIKE SYMPHONY (NIRVANA TRIBUTE С ОРКЕСТРОМ). На мой взгляд, у него большие перспективы и надеюсь, он получит должный отклик. Мы стараемся сделать его максимально приятным и качественным. Первые отзывы зрителей – исключительно положительные.

А как вообще удаётся по-прежнему любить музыку со всё тем же жаром и страстью, будучи профессионалом своего дела и стабильно добиваясь таких высоких результатов? Насколько это сложно или легко? 

Ну например, не так давно я присоединился к группе ОЛЬВИ, исключительно «для души», не преследуя никаких коммерческих целей, разве что смог привнести немного полезностей в организационные вопросы. С парнями знакомы давно и они пригласили меня поиграть вместе, а я с большим удовольствием согласился, и если честно, мне пришлось подтянуть свою форму для того, чтобы исполнить их материал. Недавно мы сыграли клубный концерт, видео с которого уже доступны на Youtube.  Что касается прослушиваемой музыки, то плейлисты в телефоне слишком сильно отличаются, чтобы надоесть.

Есть рок, есть электронная музыка известных диджеев, много современной попсы, в основном зарубежной, есть любимые альбомы звезд SMDM, короче, на любой вкус. Бывают моменты, когда сильно устаешь от музыки, в основном после длительной работы над альбомом. После выхода релиза, я могу не слушать его несколько лет. Мне кажется, что альбом NEBESA я так целиком и не послушал после его выпуска.  Наш бизнес кажется очень простым и праздным, но это не всегда так. Например, сейчас я отвечаю на это интервью, сидя в номере после концерта и ночного перелета накануне. На часах 03:20 ночи, а прошлую ночь я провел в самолете, и утром у меня снова перелет в соседний город. Для кого-то такой режим покажется сложным, я к нему уже привык.

Что такое продюсерский проект и что можно возразить тем, кто свято убеждён, что это обязательно плохо?

На вопрос о продюсировании не ответить односложно, но я постараюсь объяснить. Проект может быть полностью спродюсирован, от песен до имиджа музыкантов. Иногда даже поют продюсеры за музыкантов, как это было с группой HI-FI. А еще бывает, когда продюсер участвует в создании музыки уже вполне сложившегося и самостоятельного коллектива, как например Bob Rock и Metallica. В моем случае при продюсировании музыкального симфонического шоу, скажем Smells Like Symphony, моя работа заключается в большей степени в организационных моментах, но есть и немного творческих.

Начиналось все с коллектива - ребята являются очень успешной кавер-группой и в своем репертуаре часто исполняют песни NIRVANA. Однажды, услышав их вживую, я сразу понял, что это правильная энергетика и эмоция. Если вкратце - я подобрал аранжировщика, заказал партитуры, придумал название - и проект готов! Безусловно, это все не так легко и быстро, как я описал выше. Во всех процессах много рутины: тональности, нужный состав оркестра (он должен быть универсальным, чтобы увеличивать или уменьшать в зависимости от размера площадки), съемка промо с оркестром (довольно сложная задача) и т.д.

При продюсировании проекта NEBESA мне приходилось выполнять абсолютно другие задачи. Мне хотелось создать современную heavy-metal группу с сильным составом музыкантов, которая не будет долго раскачиваться, а сразу займет свое место среди наиболее известных коллективов.  При этом мы исполняли авторский материал в рамках симфонического шоу, в основе которого были мировые хиты. Получался такой музыкальный гибрид, коммерчески успешный и одновременно честный, самобытный, со своим перспективным авторским материалом.

Пожалуй, любой проект находит своего зрителя, а вкусы зрителей в большинстве своем отличаются очень сильно. Например, поклонники METALLICA посмеются над продюсированием HI-FI, под музыку которых выросли миллионы людей. И для них эти песни навсегда останутся любимыми, потому что будут ассоциироваться с приятными воспоминаниями. Поэтому, на мой взгляд, любой музыкальный проект, независимо от того, продюсерский он или нет, всегда найдет своих поклонников и своих хейтеров.

А был опыт работы с проектами, далекими от тяжелой музыки?

Конечно, выше я упомянул артистов, которые сильно отличаются от того, чем я обычно занимаюсь. ALISHER – проект очень талантливого артиста, это качественная танцевальная поп музыка, но на концертах мы ее все равно исполняем с ацентом в рок. Я пригласил ребят из наших более «тяжелых проектов» и все с большим удовольствием  согласились поиграть в таком стиле. С ALISHER были, пожалуй, одни из самых веселых гастролей, в коллективе всегда очень легкая и веселая атмосфера. И мы получили очень интересный опыт, такой, например, как сотрудничество с Аллой Борисовной Пугачевой и поездку в США для участия в благотворительном мероприятии.

А Ксана Сергиенко, пожалуй, первая в списке любимых артистов, с которыми я сотрудничаю. Мы работаем вместе уже почти 10 лет и за это время произошло огромное количество исключительно положительных событий в карьере этой замечательной певицы. Она одна из самых талантливых из известных мне артистов.  За время нашего сотрудничества мы работали в абсолютно разных стилях, и в каждом из них она выкладывается на все 100%.  От эстрады до тяжелого рока, и от диско до симфонических шоу.  Несколько лет назад она стала солисткой нескольких наших шоу в palladium.events.

А каким образом происходит расстановка по шкале приоритетности идеологического, коммерческого, человеческого, имиджевого и других аспектов данной деятельности? Что в итоге оказывается во главе угла и на вершине пирамиды? 

Конечно, проекты должны быть в первую очередь коммерчески успешными, как любой бизнес, иначе теряется весь смысл.  Имидж важен, безусловно, потому что он является составляющей, которая отвечает за качество проекта. Я, например, во всех рабочих вопросах всегда стараюсь наводить максимальный порядок. Из-за этого часто происходят конфликты с коллегами, которые привыкли жить в таком «управляемом хаосе», в котором проблемы решаются в последний момент и каким-то чудом. Что-то одно нельзя выделить, наша сфера деятельности это «комплекс мероприятий», как принято говорить в воинственных государственных ведомствах.

Насколько в целом удовлетворяет материальный фидбек от вашей музыкально-продюсерской деятельности? 

В целом – удовлетворяет, но я всегда развивал несколько направлений и параллельно занимаюсь другим  бизнесом, далеким от музыки.

А каково сейчас музыкальному бизнесу в такое непростое и переломное время? 

Наверное, это самое непростое время для индустрии, которое когда-либо было на моей памяти. Два с половиной года пандемии были очень непростыми, но так и не смогли полностью уничтожить индустрию, которая привыкла всегда работать в антикризисном режиме. Текущая ситуация с так называемой военной операцией продолжает оказывать давление на бизнес. За несколько лет наши зрители очень устали от плохих новостей и конечно, все это сказывается на продажах. Во-первых, сократился горизонт планирования, билеты покупают уже не заранее, а ближе к мероприятию.

Кроме того, мы так же периодически получаем обратную связь от наших партнеров-организаторов, что их постоянные зрители просто не хотят ходить на развлекательные мероприятия из-за отсутствия настроения.  Мы будем делать свою работу хорошо, несмотря ни на что и с надеждой на лучшие времена, как оркестр на Титанике, а там – будь, что будет.

Перспективы для реального развития и достижения мировых вершин есть? 

Безусловно! Пожалуй, трудности – лучший мотиватор. Несмотря на все сложности, я с каждым годом работаю все больше, но при этом работа все более комфортная, менее напряжная и маржинальная. Многие из моих партнеров говорят о том же. Думаю, что мы на своем месте в этой жизни. Это честный и приятный труд, который позволит развиваться в индустрии. Правильное использование жизненного опыта, даже негативного – это основа успеха. Мировые вершины у каждого свои. А мы с командой просто движемся к своим ближайшим целям. Когда достигнем, будем ставить новые.

А со своими проектами в данный момент всё-таки больше ориентируетесь на отечественного слушателя или на зарубежного?

Если честно, в последние пару лет (когда вирус пугал человечество), мы были вынуждены сосредоточиться на внутреннем рынке. Сейчас мир потихоньку открывается и мы, наконец, можем снова вернуться к расширению нашей географии. Ситуация очень непростая из-за воинственной политики, но мы будем стараться работать на Мир. За последние 5-6 лет мы посетили с гастролями большую часть Европы, конечно же, прочесали СНГ, были даже в Южной Америке. Нам бы очень хотелось вернуться в прежний ритм.  Мы активно над этим работаем и очень скоро в списке гастролей наших проектов появятся новые страны.

Ваши финальные слова и пожелания? 

Я желаю всем, кто прочтет эти строки, крепкого здоровья, уверенности в своих силах и удачи. Этого достаточно, чтобы найти свое место в жизни и добиться успеха!

Спасибо за интервью!