ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Убивая время, ты убиваешь себя» Интервью с группой Лестница Эшера

31-10-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Кажется, совсем недавно у группы Лестница Эшера вышел альбом “Пешка”, но музыканты, некогда подарившие миру дрим-рок, даже не думают расслабляться. Кипит работа над очередным полноформатником, Николай Клейновский и Александр Молодчий полны амбициозных планов и задумок по поводу нового релиза и вновь готовы поразить всех своими тёмными музыкальными фантазиями. Обо всех последних новостях, подводных камнях, концепции готовящегося альбома и тайных взаимосвязях всех этих дел с нумерологией и печально известным «Клубом 27» читайте в нашем сегодняшнем интервью. Будет много пищи для размышлений и интересных ответов!

 – Доброго вечера, Николай и Александр! Знаю, что в эти дни вы работаете над новым альбомом Лестницы Эшера “Стрелок”. Как всё проходит и насколько вы вдохновлены всем происходящим?

Николай: Алексей, долгих дней и приятных ночей! Все происходит естественным путем, как и должно быть. На данном этапе мы очарованы происходящим процессом, ибо «Стрелок» сам ведет нас к заветной цели! Полгода тяжкого труда на галерах сведения и мастеринга пока еще в далекой перспективе.

Александр: Здравствуйте. Достаточно, чтобы каждая песня не давала спать, пока не будет закончена. Настолько, что иногда, в нарушение правил, работаем сверх лимита.

– На какой стадии сейчас находится работа над “Стрелком” и когда можно будет ждать выхода этого альбома?

Николай: На данной стадии мы работаем над аранжировкой, так как костяк альбома уже был записан нами ранее. Мы опробовали разные инструменты и нашли искомый звук. Теперь песни необходимо украсить и придать странствиям «Стрелка» соответствующей атмосферы. Путь далек, но дорогу осилит идущий. Поэтому я не берусь предсказывать, когда работа над пластинкой будет закончена, чтобы не связывать себя временными рамками.

Александр: Те, кто следит за нашим творчеством начали ждать этот альбом, кажется, ещё во времена работы над «Риф»ом. На данный момент записана примерно половина планируемого хронометража пластинки, но это не говорит ни о чём. Сами мы эти песни, наверное, уже год слушаем…

– Как бы вы охарактеризовали процесс работы над “Стрелком”, и какими словами его можно было бы описать?

Александр: Стабильный. Коля уже давно отстрелялся, а на аранжировку у меня уходит примерно по три сессии на каждый трек. Как будет дальше – поглядим.

Николай: В самом подходе к процессу работы нет ничего нового, мы уже давно вывели для себя идеальную формулу продуктивных звуковых сессий – работаем каждый день по 6-8 часов с перерывами на «перекуры» и выходные. Но каждая пластинка трактует свои условия: так, например, во время записи «Пешки» мы использовали металлофон и флейту, а сейчас Саша освоил два новых инструмента, на которых никогда не играл ранее. Все эти изменения приходят не запланировано, а по наитию. По тем же обстоятельствам мы никогда не можем предсказать, какой по итогу получится альбом.

Александр: Но почти всегда можем это предвидеть.

– А что за новые инструменты освоил и ввёл на альбом Александр, если не секрет?

Николай: Не секрет. На данный момент к привычному набору инструментов добавились гармонь и банджо, но альбом ещё не закончен. Кто знает, что ещё на нём в итоге прозвучит...?

– Над своим предыдущим альбомом “Пешка” вы работали целых четыре года, а в чём заключается причина более форсированных темпов сейчас? Это приход флейтиста и композиторские свершения “Пешки” вас так мотивировали и вдохновили или тут какие-то другие факторы влияют?

Николай: На самом деле нет никаких форсированных темпов, и мы никуда не торопимся. Работать над «Стрелком» мы начали ещё во время записи «Пешки».

Александр: Как и над «Пешкой» мы начинали работать ещё во время записи «Риф»а.

Николай: Одно время у нас даже возникла развилка: какую пластинку поставить в приоритет, уж очень руки чесались относительно «Стрелка», но мы решили продолжить трудиться над «Пешкой». Что касается прихода флейтиста, то это была воля судьбы и определенно своевременное событие! Но уже сейчас для нас очевидно, что это совсем другой мир и отличный жанр. Не в нашем духе заниматься самоповторами.

– Кому посвящён альбом, и что это за “Стрелок”, которому альбом обязан своим названием?

Николай: Тематически альбом состоит из двух частей, подобных двум сторонам одной монеты.

Александр: В связи с чем, скорей всего, будет двойным. Пластинок такого хронометража мы ещё никогда не делали.

Николай: Именно так. Первая часть целиком посвящена magnum opus циклу «Темная Башня» Стивена Кинга, который описывает странствия стрелка Роланда Дискейна и его противостояние Человеку в чёрном. Вторая основана на так называемом «Клубе 27», куда входят культовые музыканты, умершие в возрасте 27 лет, иногда при странно сложившихся обстоятельствах. В частности, на истории Курта Кобейна, который, по сути, тоже является стрелком и занимает своё почетное место в «Клубе 27».

Александр: В общем можно сказать, что пластинка посвящена Курту Дискейну.

– Отсылки к первому тому цикла “Тёмная башня” присутствовали ещё на альбоме “Пешка”, это значит, что ваш нынешний лонгплей тоже вырастает из “Пешки”?

Николай: И да, и нет. С одной стороны, трек «Пешка» изначально должен был войти в альбом «Стрелок». С другой стороны, он отлично вписался в одноименную пластинку и пространство шахматного поля. Поэтому к нему следует относиться, как к некому прологу или скрытой отсылке на наш следующий альбом, если угодно. Но «Стрелок» точно не вырастает из нашего предыдущего лонгплея и не будет иметь с ним ничего общего, являясь самостоятельным музыкальным произведением.

Александр: Отсылки были ещё на «Риф»е. Песня «Сны о Тифозной Мэри» по сути о том же, о чём и весь цикл романов Кинга, хотя песня была написана без оглядки на его историю. Просто у «чудаков» мысли схожи.

– А можно ли назвать “Стрелка” саундтреком к книге Стивена Кинга?

Николай: Не только к книге, но и к будущей достойной экранизации, если таковая случится когда-нибудь, так как фильм 2017 года очень плох. Возможно, когда мы закончим пластинку, я буду перечитывать «Тёмную Башню» под наш саундтрек. И всем другим причастным рекомендую!

Александр: Илья Кнабенгоф говорил, что написал «Сказку о Прыгуне и скользящем» под впечатлением от того же самого цикла романов. Делает ли это его альбом саундтреком к книге? Вряд ли. Но никто не мешает вам его как таковой использовать.

– Чем вас привлекает творчество этого писателя и почему именно “Тёмная башня” и “Стрелок”?

Николай: Я прочитал более 30 романов Стивена Кинга и не могу отнести его наследие исключительно к категории ужасов. Его книги обволакивают своим загадочным саспенсом, реалистичной мистикой и проработанной психологией, а его персонажи по-настоящему живые и колоритные. Кинг, как и мы, неоднократно экспериментировал с разными жанрами, но при этом всегда имел свой неповторимый почерк, недаром в 2022 году он стал абсолютным лидером по продажам своих книг в России. Очень условно «Темную Башню» можно отнести к фэнтези, но это лишь вершина айсберга. Сама история и её финал нашли отчетливый отклик в моём подсознании, который побудил меня на создание этого альбома. Кинг, кстати, тоже вдохновлялся другими работами: в его случае такими источниками послужили «Властелин Колец» Толкина и спагетти-вестерны итальянского режиссера Серджио Леоне.

Александр: Мы, кстати, ими вдохновлялись не меньше.

– Как думаете, сам Стивен Кинг оценил бы ваш нынешний альбом и вашу авторскую интерпретацию его знакового произведения?

Николай: Определенно! Тем более, что он является большим ценителем условно рок музыки: от Боба Дилана до Sex Pistols и AC/DC. У него даже была своя рок-группа «The Rock-Bottom Remainders», образованная в начале 90-х, в которой участвовали известные американские писатели. А песни, вдохновленные его романами есть, например, у Ника Кейва, PJ Harvey, Metallica, Black Sabbath и т.д. Только вряд ли наш альбом можно назвать интерпретацией, это скорее дань уважения.

– Не будете пробовать отправлять ему экземпляр?

Николай: В этом нет никакого смысла. Стивен Кинг известный русофоб и мизантроп, что ни в коей мере не делает из него плохого писателя, ведь каждый человек имеет право на собственное мнение и личное пространство. Сказать по правде, несколько лет назад я пытался с ним связаться, но он оставил моё письмо без ответа, что тоже было вполне ожидаемо по причинам, указанным выше. Вдобавок к сказанному, он не сильно жалует своих поклонников, которые и так постоянно досаждают ему избыточным вниманием и посягают на его частную жизнь.

– А вообще насколько для вас важна обратная связь?

Николай: Конечно, важна! Но при этом обратная связь не является основополагающим фактором. Как мы и рассказывали ранее в предыдущих интервью, ключевым мотивом, побуждающим к созданию искусства, является непреодолимая потребность в личном удовлетворении.

Александр: Зависит от типа связи. Всегда круто, когда видишь в глазах понимание. Отблеск того самого огня, который ты зажигал. Такую же реакцию как у тебя самого. Всё остальное – цветы, конфеты, спасибо, пожалуйста – не важно.

– Какие у вас самих ожидания от этого альбома и надежды на него? В чём замысел “Стрелка” и его основная идея?

Николай: Ожидания и надежды я питаю только относительно новинок других полюбившихся творцов. Что касается нашей работы, то для меня абсолютно очевидно, что «Стрелок» станет последним альбомом группы «Лестница Эшера». В этом и есть его основная идея. Предвосхищая поток вопросов по этой теме, сразу поясню: мы не ссорились, не ругались, и наш с Сашей творческий тандем на этом своё существование не заканчивает. Наоборот, сейчас мы пришли к такому уровню взаимопонимания, что даже весь материал этого альбома написан нами 50\50. Решение это было обоюдным, очевидным, единогласным и пришли мы к нему не сговариваясь. Причина его заключается в том, что мы хотим закончить нашу историю так, как ещё не делал никто – сознательно и будучи на пике формы. Все это время мы повышали собственную планку и хотим остаться верными себе. Все песни, которые были достойны того, чтобы быть записанными – записаны, а высасывать из пальца и доить муз не в наших правилах. История безжалостна и прагматична, а потому, как правило, предлагает музыкантам только два исхода одного пути: либо группа прекращает свое существование ввиду внутренней ссоры или скоропостижной смерти ее лидера, но при этом навсегда остается культовой, либо дружно существует до старости, продолжая вынужденно выпускать альбомы для заработка и неизбежно скатываясь в конъюнктуру, самопародию и самоклонирование (увы, все наши кумиры из ныне живущих, в настоящее время представляют из себя жалкое зрелище). Мы на «тот свет» не собираемся, но и себе изменять не станем. «Лестница Эшера» подарила этому миру новый музыкальный жанр, уникальные пластинки и исключительные истории. Мы уже сделали более, чем достаточно. «Стрелок» - наш последний и лучший подарок мирозданию, а сама тематика альбома, как нельзя лучше передает смысл моих слов, ведь группе без малого 27 лет…

Александр: Я прогнозируемо ожидаю недовольного бухтения некоторых наших ценителей и лично очень надеюсь, что мы сдюжим выпуск двойного винила. В остальном всё зависит от Джо.

– А в чём связь между “Тёмной башней” и “Клубом 27”? Как вы пришли к идее связать их воедино?

Александр: Лично мне давно очевидно, что жизнь представляет собой петлю цикличной неопределённости, что в конечном итоге является для каждого человека либо персональным Раем, либо персональным Адом. Не хочу спойлерить, но, к моменту написания последней книги серии, Король Степан, очевидно, пришел к таким же выводам. История жизни каждого члена клуба 27, как и история Рональда Дискейна, это про попытку вырваться из замкнутого круга вечного существования (колеса Сансары если хотите), путём принятия иных ключевых решений.

Николай: У Стивена между ними нет никакой связи, этот симбиоз есть только в моем сознании. Так подсказали звезды или нашептали мои внутренние демоны. А идея просто рождается и все. Для меня параллели очевидны, как и то, что мы рассказываем свою собственную историю.

– Насколько вы склонны верить в нумерологию и искать везде математические закономерности? Как думаете, насколько случайно Лестница Эшера подходит к финалу своего творческого пути именно спустя 27 лет существования?

Николай: Я искренне верю в магию чисел, по этой причине утверждаю: случайности не случайны. Вся история группы Лестница Эшера, начиная со дня нашего знакомства, тому подтверждение. Главное вовремя распознать знаки и ни в коем случае не игнорировать их. У Стивена Кинга есть свое сакральное число «19», которое имеет существенное влияние и тесную взаимозависимость с циклом «Темная Башня». Что касается рокового числа «27», то оно напрямую связано с другим романом писателя – «ОНО» (чудовище, прибывшее из другого мира, который описывается и в «Темной башне», и в других произведениях Кинга), где Роберт Грей (одно из воплощений клоуна Пеннивайза) пробуждается каждые 27 лет. Там, кстати, тоже есть свой клуб – «неудачников».

– Но в отличие от смерти человеческой, конец группы не столь фатален. Как думаете, есть возможность, что спустя какое-то время Лестница Эшера возродится подобно птице Феникс?

Николай: Мы не хороним группу, а значит эксгумировать её останки не потребуется. В том-то и суть, что «Лестница Эшера» продолжит существовать. Другое дело, что заставить нас вернуться в студию сможет только по-настоящему новая вызывающая и вдохновляющая музыкально-поэтическая идея. Можешь не играть – не играй. Я считаю мы заслужили право повесить табличку «Закрыто», но ключи при этом всегда остаются при нас.

Александр: Опять же – никто не мешает нам выпускать приквелы, спин-оффы, бутлеги… Я бы лично не отказался от переиздания альбома «Дом, который построил Джек» на виниле. Да ещё б и со стихами, которые должны были перемежать песни, были записаны, но в альбом не вошли… Или дописать барабанную установку на «Дохлую крысу»! Жить можно в любую сторону.

– Уже можно приоткрыть завесу тайны и намекнуть, какие проекты выйдут на сцену после ухода с неё Лестницы Эшера?

Николай: Можно, мы как раз недавно обсуждали участие в новых проектах. Понятно, что речь идет о мурманских музыкантах, наших друзьях по рок-клубу, каждый из которых является самородком, неповторимым автором. Я сознательно сейчас не называю их имен, так как для реализации таких замыслов от них потребуется непоколебимое намерение и готовность к обременительному рутинному труду в студии. Реализовать замысел и довести дело до его логичного финала возможно только при таких условиях, и никак иначе. Банальная лень, нежелание жертвовать своим драгоценным временем и внутренними ресурсами – заклятые враги любого творца. Кстати, мы еще шутили, что, возможно, я приму участие в будущих записях Сашиного проекта «Выморок», придумаю и сыграю партии на басу, например, или другом музыкальном инструменте. Поживем – увидим.

Александр: На данный момент мы обладаем уникальным опытом и навыками продюсирования независимых проектов с условной нулевой отметки до выхода винила. Возможно, в назидание своим старшим товарищам, вместо того чтобы выпускать свои плохие альбомы, мы будем выпускать чужие хорошие.

 – Вернёмся к «Стрелку». В этот раз вы снова попробуете удивить и немного подвинуть Баха с Бетховеном? Будут ли на альбоме какие-то революционные и смелые эксперименты, которых у вас ещё не было?

Николай: Всё это происходит естественным путем, так как мы ничего сознательно не усложняли и не притязали на претенциозность. Пластинка «Пешка» получилась такой, потому что просто не могло случиться иначе. А «Стрелок», как и предыдущие наши альбомы, будет совсем другим.

Александр: На этот раз подвинутся скорее 16 Horsepower, хотя есть там уже, конечно, пара моментов…

– Чувствуете ли сами, что стали сыграннее и профессиональнее, что научились чему-то в ходе работы над “Пешкой” и готовы сейчас это использовать и применять на более высоком уровне?

Николай: Вряд ли мы стали сыграннее, но, надеюсь, мудрее. Многолетняя совместная студийная работа научила нас предугадывать возможные ошибки, оперативно реагировать и разрешать многочисленные технические и звуковые нюансы, а заодно и быть терпеливее. Материальная база осталась прежней, но мы осваиваем и применяем новые музыкальные инструменты, по мере требований будущей пластинки.

Александр: Мы научились сводить гитару заранее.

– Как сами оцениваете свой готовящийся альбом и можете ли назвать его более совершенной и удачной вещью, чем “Пешка”?

Николай: Альбом мы оцениваем как ох…енный! *Вот я и воспользовался своим правом употребить одно нецензурное слово в рамках возрастного рейтинга PG-13. Я честно пытался подобрать другое высокопарное определение «Стрелку», неподдельно характеризующее нашу работу, но такового явственного не нашлось.

Александр: Не более совершенной. Не более удачной. Другой. Сравнивать «Стрелка» и «Пешку» это как сравнивать «Джека» с «Риф»ом. Каждый альбом уникален. Не лучше, не хуже другого. Есть конечно технические нюансы на ранних пластинках, но они были продиктованы временем и обстоятельствами. «Пешка», она как менуэт в тронной зале викторианской эпохи. А «Стрелок», он как грязной лопатой по крышке гроба. Пахнет седлом и пылит в глаза бесконечной дорогой.

– А насколько материал, который войдёт в итоге на альбом “Стрелок”, это новый материал? Будут ли на альбоме старые треки и старые идеи, которые, наконец, дождались своего часа?

Николай: «Стрелок» на 90% состоит из совершенно нового материала, который никто и никогда ранее не слышал. Будет только две песни, которые когда-то давно исполнялись на нескольких концертах, но и они были значительно переработаны и переосмыслены. А также один трек, прозвучавший ранее на моем сольном альбоме «Абракадабра». Кстати, именно «Стрелка» можно отнести к той работе, где Саша впервые выступает соавтором не менее половины альбома. Ещё отмечу, что в грядущую пластинку будет включена единственная песня за всю историю группы, написанная на чужие стихи. Так автором либретто трека «Тёмный город» является Анна Зорина. Анна написала стихи, когда участвовала в конкурсе, приуроченному к выходу нашего лонгплея «РИФ». И «Темный город» так понравился нам, что было принято единогласное решение положить эти стихи на музыку и записать песню, тем более что она идеально вписывалась в концепцию «Стрелка».

Александр: Все наши старые идеи и наработки были реализованы на прошлых нетленках. Поэтому и родился «Стрелок». Если б мне двадцать лет назад сказали, что мы будем писать кантри альбом - я б не поверил. Понятное дело что любой, кто услышит хоть один трек с этой пластинки сразу поймёт, что это «Лестница Эшера», но на сей раз это настолько иначе, насколько возможно. На ум приходят разве что ассоциации с треком «Колесо» с альбома «Риф», но и они весьма отдалённые.

– А как вам отзывы и фидбек по поводу “Пешки”? Всё сработало и нашло ответный отклик, как и ожидалось?

Николай: Именно так, как и ожидалось.

Александр: 100%.

– Как обстоят дела с артом для готовящегося сейчас к выходу “Стрелка”? В этот раз снова будет непростой квест и результат премиум-качества?

Александр: Тут мы будем банальны и предсказуемы – у нас каждый раз непростой квест и результат премиум-качества.

Николай: Мы уже выбрали нового художника для «Стрелка», только она (иллюстратор) согласно нашей сложившейся традиции пока об этом не знает. Сложностей по фактической передаче картин в этот раз не предвидится, зато ожидается тот еще квест с цветопробой.

– Какова задумка обложки, и что там будет изображено?

Николай: Задумка есть, но мы пока не будем делиться нашими соображениями на этот счёт, так как итоговый результат может кардинально отличаться от первоначальной идеи. Это зависит от множества факторов и от представления непосредственно художника, в том числе. Чтобы было понятно, поясню, что мы всегда делимся с иллюстраторами своими мыслями и образами, но суть совместной работы заключается в том, что художник пишет именно свои неповторимые видения, которые у него возникают после прослушивания песен доверенной ему пластинки.

– Арт снова будет чёрно-белым?    

Николай: Нет, в этот раз мы видим «Стрелка» в цвете, но пока сохраним интригу.

– В чём вообще смысл и особая философия монохромности всех ваших предыдущих иллюстраций?

Николай: Это ошибочное мнение. Для оформления «Никтофобии», например, мы использовали картины Игоря Геко, и цветовая передача альбома была ориентирована на насыщенные темно-синие цвета. «Джек», которого оформляла Анастасия Донецкова (А.Мель), был выполнен преимущественно в коричневых оттенках цвета спелого жёлудя. Пиратская метка «РИФ» был высечен черным как смоль рапидографом Татьяны Квитковской. А все картины к «Пешке» написала пепельным карандашом Юлия Ковалёва. На самом деле каждый из перечисленных цветов передает точное визуальное настроение пластинок.

– “Пешку” называли вашим самым меланхоличным альбомом, а что будет сейчас? Пойдёте ещё дальше по пути усложнений и печальной рефлексии на околосказочные и фэнтезийные темы?

Николай: Не знаю насчёт меланхолии, но «Стрелок» определенно станет самым мрачным альбомом в нашей дискографии: сумрачные и зловещие фантасмагории, замешанные на музыкальных образах южной готики и кантри-блюза, приправленные пылью солончака – та еще гремучая смесь получается! Это госпел, сказка для взрослых.

Александр: По какому бы пути мы не шли всю жизнь – это его конец. «Стрелок» его идеальное воплощение.

– А насколько ваш последний альбом будет сказочным и фэнтезийным? Каков процент реальности во всём этом? Нет попыток примерить повествование Кинга к нашей реальности?

Николай: Как минимум 2/3 альбома посвящены членам клуба 27, а «Тёмная башня», хоть и имеет косвенное отношение к фэнтези, – достаточно жесткое и бескомпромиссное произведение. По этим причинам грядущая пластинка будет, с одной стороны, тесно приближена к реальности, а с другой – все равно иметь отношение к вымышленным мирам. Химера, фантастический калейдоскоп…

Александр: Я бы сказал, что это будет не многим сказочнее творчества Яны Дягилевой…

– Насколько точно и близко к тексту вы трактуете месседжи Кинга, будут ли на альбоме какие-то авторские вольности, хулиганства и субъективные трактовки?

Николай: Вы, видимо, не поняли. Это не мюзикл и не краткий пересказ канвы «Темной башни», а аллюзорный воображариум, навеянный и вдохновленный циклом Кинга. Призрачные силуэты его героев, облаченные в музыкально-поэтическую форму.

Александр: Выражусь точнее – если бы Коля не сказал никому о том, что у него есть идея альбома, вдохновлённого «Тёмной башней» – никто бы никогда вообще об этом не догадался. Произведение Кинга всего лишь волна приёмника, на которую мы настраивались на первых порах. Единственные прямые отсылки есть только в песне «Живой», где весь текст написал я, который вообще не читал ни одной книги Кинга. Это предельно мрачная постановка в двух актах, о вечности дороги, неизбежности смерти и безысходности принятия одного и другого. А что каждого из нас на этот альбом вдохновило на мой взгляд вообще не важно. Главное, что мы на одной волне.

– А меняется ли как-то в настоящее время ваш дрим-рок и те правила, по которым он функционирует?

Николай: Так как сам жанр дрим-рок был основан нами (термин в 2001 г. предложил Саша), то и правила для него мы устанавливаем самостоятельно. Он, как живой организм, дышит, растёт и развивается вместе с нами.

Александр: Возможно, я немного нервно всё это воспринимаю, но было бы здорово если бы все, включая вереницу наших подражателей, приняли простую истину: это не «Лестница Эшера» — группа, которая играет дрим-рок, а стиль дрим-рок — это то, что играет группа «Лестница Эшера». Наша музыка его эталон, поскольку мы его основатели. Не поймите превратно – мы рады вдохновлять людей на творчество – стараемся проводить литературные конкурсы по нашим песням, привлекаем иллюстраторов, даже Ване Максимову отправили музыку трека «Пугало» для саундтрека к мультфильму. А уж сколько референсов к «Дому, который построил Джек» и «Риф»у было у наших коллег по цеху (особенно у тех, кого мы приглашали поучаствовать в работе над этими альбомами) – не счесть. Это здорово, когда что-то выдающееся было прикурено от твоего огонька. Вдвойне здорово было бы, если б в нашем жанре появился бы самородок, открывший новые грани и горизонты. Но когда очередная посредственность начинает добирать оригинальности прикрываясь ярлыком нашего стиля – у нас это ничего кроме раздражения не вызывает. Максимально близкими к дрим-року я считаю альбомы Тома Уэйтса «Alice» и «Blood Money», вышедшие не многим позже нашего первого релиза, но у него дрим-рок свой, оригинальный, как и должно быть. А больше, на моей памяти, никто в этот жанр ничего пока не привнёс.

– Как вообще обстоит дело с правилами у вас сейчас? Насколько велик элемент спонтанности в том, что вы делаете?

Николай: Во всем, что мы делаем, мы руководствуемся не столько спонтанностью, сколько интуицией и вкусом. Некоторые технические моменты просто нужно делать правильно, но все, что касается музыки базируется исключительно на внутреннем чутье и наших вкусовых предпочтениях.

Александр: Поверьте на слово – спонтанно записать такой альбом невозможно. Это ежедневный, планомерный труд. Спонтанно можно только всё испортить.

– Вас называют прогрессивными, поэтичными, сравнивают прослушивание ваших альбомов с прогулкой по Эрмитажу, а как вы сами считаете, чего больше в вашей музыке – искусства, отсылок к искусству и цитат из него, фэнтези-сказок, поэзии или чего-то ещё?

Александр: В нашей музыке больше всего.

Николай: Наше наследие содержит и несет в себе все вышеперечисленное в равных пропорциях.

– Ожидаются ли клипы в поддержку “Стрелка”?

Александр: Во время записи песни «Король-Чернило» у меня перед глазами стоял видеоряд в стиле Эда Вуда, где мы с Клейновским, одетые ненастоящими ковбоями, максимально глумливо пляшем на ненастоящем кладбище – он с банджо, а я с контрабасом. Всё это должно перемежаться кадрами кухонного быта хрущёвок из 90-х., со всеми неотъемлемыми атрибутами того времени, в виде газовой плиты, баяна и ложки.

Николай: Мы никогда не отказывались от идеи клипов, вопрос всегда стоял лишь в надлежащей реализации. У нас есть сценарные замыслы и намерение, но для воплощения нашего представления нам необходимы дополнительные ресурсы и люди, обладающие соответствующими навыками и знаниями в этой области, мотивированные любовью к нашим песням. Мы планируем экранизировать еще один трек с «Пешки», и прямо сейчас ведется кропотливая работа в этом направлении: изготовлены куклы, на основе которых проектируется покадровая анимация. Всем этим титаническим трудом в одиночку занята Ольга Ширяева, ранее так же, в одиночку создавшая мультфильм по мотивам «Алисы». Очень надеюсь, что у нас все получится!

– Какого вопроса вы больше всего ждали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?

Николай: Планируем ли мы пополнить список наших хтонических подземных королей, среди которых Крысиный, Чума и Одноглазый, и расширить их количество до сакрального числа 7?

Да, планируем, на пластике будет целых три песни, которые не только пополнят наш список «лучезарных» самодержцев и расширят их мифологию, но и перевалят перечень вельмож за укоренившееся семизначное количество.

Александр: Да, была у нас когда-то идея сборника «Семь подземных королей». Послушать его можно в «библиотеке ненаписанных книг», ежели у вас абонемент имеется.

– Ваши финальные слова и пожелания тем, кто читал нас сегодня?

Николай: Мечтайте, друзья, только так можно пробиться сквозь гнетущую пелену серости и чёрный занавес непроглядной тьмы!

Александр: Пойди, займись делом. Убивая время, ты убиваешь себя.

– Спасибо за интервью!