ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Никогда не кормите иллюзии – они не отвечают взаимностью! Методическое пособие для начинающих музыкантов». Интервью с Александром Молодчим.

02-11-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

С чего правильно начать свой музыкальный путь? Как записывать треки и к кому обращаться за этим? Многие начинающие музыканты сталкиваются с такой, казалось бы, простой и элементарной проблемой. А если копнуть чуть-чуть глубже, то на поверхность тут же выплывает ещё целый ряд вопросов: как обратить на себя внимание потенциальной аудитории, стоит ли доверяться лейблам, как распространять свою музыку, какую аппаратуру покупать и т.д. и т.п., как тут не заблудиться в таких зарослях незнакомой и новой для себя темы? Сегодня экс-председатель Мурманского областного рок-клуба, музыкант-мультиинструменталист Александр Юрьевич Молодчий любезно согласился помочь нам составить инструкцию для начинающих музыкантов, ответив на все наши самые каверзные вопросы и пролив свет на все самые сложные и специфические нюансы. В итоге получился настоящий гид-путеводитель, полезность которого мы предлагаем вам оценить. Что ж, давайте посмотрим, что же у нас тут вырисовывается и сможет ли всё это как-то облегчить вам жизнь, если вы сейчас в самом начале своего творческого пути.

-  Здравствуйте, Александр! Давайте попробуем сегодня поговорить о том, что и как, по вашему мнению, должен делать начинающий рок-музыкант, чтобы не тратить годы впустую, набивая собственные шишки. Как создать хороший, крепкий проект? С чего и как начать, как организовать творческий процесс?

- Здравствуйте, Алексей. Тут главное с самого начала понимать, зачем ты собираешь тот или иной проект, чтобы это ни в коем случае не превратилось в досуговую деятельность в виде бесконечных, бесцельных репетиций. Это повальная эпидемия среди рок-коллективов. Люди собирают группы и десятилетиями регулярно репетируют, дай Бог раз в год играя на каком-нибудь местечковом фестивале.

- То есть уже через пару-тройку месяцев репетиций нужно пытаться начинать выступать в Москве? С чего всё-таки лучше начинать: с каверов или со своего материала?

- Здесь надо чётко понимать цель. Если у вас кавер-бэнд, то всё правильно - подобрали программу хитов на два часа, отрепетировали, и можно начинать искать места для работы (не обязательно в Москве). Если ваша цель остаться в истории как группа, играющая авторский материал - алгоритм другой: сначала следует сформировать свою, авторскую программу минимум на полчаса. Следующий шаг - сесть на студию и всю эту программу записать.

- Сразу в студию? Без репетиций?

- Именно так. Понятное дело, что сам момент формирования группы, возникновение музыкальной химии между людьми (если так можно выразиться) происходит именно в процессе совместной игры, без этого никак. Но если у вас этот момент уже за плечами, и вы уже группа – то использовать репбазу следует исключительно в своё время и по назначению.

- Хорошо, а когда именно это время наступает и что вообще следует делать, придя в студию? С чего начать, какой порядок действий?

- Перво-наперво, ещё до студии, вы должны определиться с тональностями песен, это во многом определит саунд группы. У каждого вокалиста - свой рабочий диапазон. Нужно выяснить в какой тональности та или иная песня лучше всего звучит. Для этого подойдёт фортепиано или гитара с сильно заниженным строем и каподастр. При выборе тональностей при прочих равных следует стремиться к наибольшему разнообразию, чтобы при прослушивании будущего альбома люди не уставали от монотонности и однообразия.

- А как это повлияет на общий саунд?

- Иногда, если, например, вокалисту наиболее удобны низкие тональности с большим количеством ключей, проще всей группе перестроить инструменты. В противном случае будет как с Куртом Кобейном на Unplugged…

- Но есть ведь немало людей, которым нравится Нирвановский "Unplugged", и кто будет сознательно стремиться к такому звучанию. Всегда ли это тупик и путь в никуда?

- Мне он тоже по атмосфере очень нравится, и нравился бы ещё больше, если бы Курт пел в привычном ему, пониженном строе, а не надрывался на пределе своего диапазона. Исполнение песни "Plateau" наиболее яркий пример того, как делать не надо.

- Так, с тональностями определились, что дальше?

-  Дальше записываете аккомпанемент (гитара/клавиши, что там в основе). Потом вокал. Затем каждый участник по очереди прямо в студии, перед микрофоном сочиняет и пишет поверх канвы свои партии. Тут важно делать много вариантов и дублей сразу под запись, чтобы вместе вести отсев-подбор лучших моментов. Так никакие идеи не потеряются, все ходы будут записаны. Каждый инструмент на весь альбом от начала до конца следует записывать по очереди, чтоб не терять вайб и звук. Сначала все гитары, потом вокалы и т.д. Старайтесь вокал на одну песню записывать за одну сессию - голос каждый день звучит по-разному, можно нужный звук не поймать потом, и это будет слышно. Первый дубль, как правило, всегда самый лучший, поэтому сначала исполняйте песню от начала до конца, а потом уже переписывайте неудачные моменты. Когда сформируются аранжировки - выгружаете себе в удобном формате черновики песен, а материал отдаёте на сведение. Пока запись сводят - вы снимаете партии, к которым пришли в процессе записи, разучиваете их и репетируете. По результату, через полгода максимум у вас есть записанная программа (альбом), и группа, которая играет этот материал один в один как на записи. С этим уже можно двигаться в любом выбранном направлении, но тут важно чётко уяснить, что популярность формируется исключительно за счёт распространения записей. Остальное - концерты, продажа мерча - просто способ монетизации уже достигнутого успеха.

- Куда обращаться за записью и сведением: к одиночкам-любителям, практикующим звукозапись в свободное время на домашних студиях, пробовать всё делать самим или всё-таки лучше сразу идти к профессионалам? Как должен быть организован и проходить сам процесс?

- Тут есть ряд правил, соблюдая которые, независимо от выбранного пути, можно очень сэкономить как по деньгам, так и по времени. Во-первых, на этапе записи за пультом обязательно должен сидеть или кто-то из группы, или звукорежиссёр, которому очень нравится материал, поскольку большинство профессионалов обычно больше заботит зарплата, чем качество конечного результата. Отдать на аутсорс можно сведение или мастеринг, но это тоже нужно угадать с человеком. Принцип подхода к процессу записи должен быть как у западных рок-звёзд. При наличии собственной аппаратуры и звукорежиссёра лучше всего снять\купить\найти у знакомых квартиру\ дачу\помещение\замок в провинции, где это стоит копейки, собрать там студию и приехать туда всей группой на время записи, тогда ничто не сможет отвлечь вас от работы. При отсутствии вышеназванного следует проплатить на два месяца готовую студию с подходящим человеком из местного персонала, но это будет сильно дороже. Сам процесс одинаков не зависимо от выбранной студии и не должен иметь исключений: работаете по 6/8 часов, пять дней в неделю 40 через 20. Т.е. 40 минут в наушниках, потом 20 минут на кухне тихо слушаете Битлз и пьёте чай, иначе ухо замыливается и начинаются ошибки. Относиться к записи следует так же, как к ежедневным походам на работу. В противном случае результата у вас никогда не будет. Как и в случае с бесконечными бесцельными репетициями «раз в неделю после работы», все эти попытки тихонько что-то «пописывать на выходных» только кормят ваши иллюзии. Никогда не кормите иллюзии – они не отвечают взаимностью.

- Но как понять, что иллюзии, а что реальность? Как отличить одно от другого? Есть ли тут какой-то единый проверенный критерий?

- По плодам их узнаете их. Единственный проверенный критерий — это результат.

- Как мне кажется, Вы сейчас затронули очень важный аспект музыкальной жизни начинающего коллектива. Ведь чаще всего первый студийный опыт приходит бесплатно по случаю, или по знакомству. Вы хотите сказать, что не стоит ввязываться в подобные эксперименты?

- Если вам дадут возможность работать по 6-8 часов ежедневно кроме выходных и каждый раз будут отдавать копию исходников, а человек за пультом будет влюблён в ваш материал - может и стоит, в конце концов именно так на студии Антроп родился почти весь архив классики Русского рока. Но обычно в таких историях вам дают мало часов в неудобное время и относятся к вашему проекту как к чему-то не важному и не обязательному. В общем, единственный надёжный вариант добиться результата смотри выше.

- Прямо-таки единственный?

- Я сейчас не беру в учёт опыт всевозможных «живых» записей, т.е. записей без использования наложения дорожек. Безусловно, одного человека, поющего под гитару разумнее всего вообще писать вживую, иначе просядет динамика и экспрессия. Есть даже примеры, когда всю группу на студии пишут одновременно, но технически это сильно сложней - для каждого инструмента нужна будет своя изолированная кабина, иначе баланс не изменить будет в последствии. Ещё, конечно, есть опыт записи симфонических оркестров и джаз-бэндов, но я думаю для начинающих коллективов это бесполезная информация.

- А что насчёт one-man-band проектов? Нужна ли вообще группа? Ведь обладая навыками, можно вполне записать наложением все партии, как делал Юрий Морозов, к примеру.

- Можно. Но тогда и результат у вас будет такой, как у Юрия Морозова. Проблема же не в том, чтобы записать все партии самому. В плане написания партий, аранжировки - каждый музыкант ограничен своим мышлением. Группа нужна, чтобы расширить его рамки. Когда все партии в группе пишет один человек это всегда слышно и похоже на продукт инцеста - одни и те же характерные ходы гипертрофируются и многократно усиливаются. Иногда это уместно, как у великих классиков-академистов, когда надо чтобы оркестр звучал как один инструмент, но в условиях рок-банды такое почти никогда положительно на конечном результате не сказывается.

- А если у начинающей группы нет ударника, стоит ли обращаться к услугам сессионного музыканта или лучше сразу искать постоянного?

Если у начинающей группы нет барабанщика, искать его лучше всего тогда, когда записано всё остальное. Имея на руках полноценную запись материала проще объяснить человеку что за музыку вы играете.

- Допустим у молодого коллектива нет денег на аренду профессиональной студии. Дорого ли собрать свою?

- В этой ситуации молодому коллективу надо принять пару невероятных, казалось бы, хоть и лежащих на поверхности истин – старое не значит плохое, и советское не значит плохое. Я эти истины в полной мере принял почти четверть века назад, когда впервые посетил студию Андрея Владимировича Тропилло на заводе грампластинок Мелодия. В СССР предубеждения против советской аппаратуры происходили от не имения возможности провести сравнительный анализ, а у Тропилло на студии после развала СССР достаточно оперативно появлялись все новинки. Так вот, имея выбор Андрей Владимирович использовал для записи вокала Октава МК 13М, а для мониторинга колонки Radiotehnika S-30 и S-90 (правда упомянул что S-90 пришлось, в связи с этим начинить минватой). Подчеркну – рядом стояли всевозможные очень дорогие модели мониторов и выбор микрофонов там был более чем достойный и разнообразный. Согласитесь – уже не плохая экономия. Лично я сейчас использую микрофон Октава МК 105, но долгие годы работал с парой советских МКЭ 100. Их, как и колонки S-30 всё ещё можно найти почти бесплатно. Далее возникает вопрос условного магнитофона. Со времён выхода Digi – 001 Digidesign никаких качественно новых изменений в области привнесения доступности профессиональной звукозаписи всем желающим не произошло. Интерфейс вышел настолько достаточным, что Digidesign отказались от его поддержки под новые операционные системы, чтобы иметь возможность продавать свои более новые, более дорогие, но не более качественные продукты. Новаторство заключалось в том, что эта железка, изначально разработанная под Mackintosh, для профессиональных студий, могла работать и в любом домашнем ПК с Windows XP, а следовательно, была совместима с любыми программами и не была ограничена возможностями Pro Tools, которая шла с ней в комплекте для Mac. Поскольку домашние компьютеры за 20 лет сильно ушли вперёд – от этой карты стали массово отказываться, но, если ваша цель за копейки собрать профессиональную студию, а не совмещать возможность звукозаписи с пользованием домашнего ПК, в плане цены и качества это ваш выбор. Карта эта сейчас почти ничего не стоит, а компьютер под ХР можно собрать бесплатно из металлолома. Главное, чтобы все кулеры были максимального диаметра, чтобы системный блок не шумел. Если вы не настолько ограничены в средствах, то лучше взять какую-нибудь железку от Motu с firewire портом. Их продукты времён выпуска Digi -1 не хуже по качеству, до сих пор поддерживаются производителем и совместимы с современными операционными системами, но соответственно, и в цене так не упали. Плюс firewire сильно удобней чем коммутация Digi – 001, позволяет подключаться даже к современным ноутбукам.

- А как же современные недорогие карты с USB интерфейсом?

- У firewire в отличие от usb потоковый (в риалтайме) способ передачи данных, а у usb – пакетный (режет на куски, передаёт частями, а потом собирает), что чревато ошибками, артефактами и задержкой. В общем никаких usb. Все эти продукты создавались чтобы удовлетворить среднестатистические потребности среднестатистического потребителя. После выпуска продуктов типа Digi -1 производители довольно быстро осознали свою ошибку. Кто будет покупать их дорогое железо для профессиональных студий, если можно на домашнем ПК получить такое же качество? Поэтому они оперативно свернули поддержку этих продуктов и разделили линейку. Хотите дома баловаться звукозаписью – вот вам USB интерфейс за сто долларов. Хотите качественный звук – платите большие тысячи.

- Говорят, у интерфейсов с USB 3 вроде как проблема с задержкой решена, а современные звуковые карты обеспечивают при записи более высокие битрейт и частоту дискретизации.

Способ передачи данных по USB от этого не меняется. Он всё равно режет, передаёт частями и собирает, просто делает это быстрее. Нет, вы, конечно, можете собрать современный ПК с USB 3 за много денег, долго тестировать, сравнивать цифры… Или просто пользоваться firewire за цену в разы ниже. По поводу частоты и битрейта – запись на физические носители производится с исходников формата wav 16 бит 44.1 Кгц. Т.е. это характеристики вашего конечного продукта. Все основные плееры воспринимают тоже именно этот формат. Пока эти факторы не изменятся – запись звука с более высоким битрейтом и частотой никаких преимуществ не имеет. Даже Digi – 001 пишет 24 бита, но выгружаю я всё равно 16.

- А как быть с мониторингом при работе с микрофоном? Есть рекомендации по наушникам?

Я бы рекомендовал Axelvox hd271. Это китайская копия AKG 271 умудрившаяся при своей крайне низкой стоимости попасть в топ 10 лучших студийных наушников 2020 года. Они легко конкурируют с множеством сильно более дорогих моделей именитых брендов. Тот случай, когда палка выстрелила.

- Так, с аппаратурой, вроде бы разобрались. А вот как быть со звукоизоляцией? Ведь основное отличие профессиональных студий именно в специально подготовленном помещении.

Главный инструмент звукорежиссёра и музыканта — это его слух. Имея смекалку, аппаратуру и уши можно подручными средствами подготовить к записи практически любое помещение, а за опытом проще всего обратиться к великим. Вы думаете в замке Клируэлл, где Deep Purple записали Burn была студия? Нет. Зато там были шерстяные ковры и гобелены. Ковры в качестве борьбы с отражением от стен использовали The Doors, Deep Purple, да вообще все. Не верите мне – посмотрите хронику. Вы удивитесь, но по какому-то странному стечению обстоятельств натуральные ковры, которыми в СССР были увешаны стены и устланы полы даже самых скромных жилищ, в солнечной загранице стоили и стоят по несколько тысяч долларов. Там это очень дорогое удовольствие, куда дешевле обшить стены специализированными материалами, а здесь они лежат бесплатно на каждой, пардон, помойке. Если не можете использовать ковры по причине аллергии – можно соорудить мобильные навесные панели: наклеить на небольшие, удобные в транспортировке листы двп акустический поролон и развешивать его как картины при переезде с точки на точку. Не лишним будет дополнительно собрать переносные звуковые ловушки – берёте лист минваты Rockwool Акустик Баттс, делаете обрешетку из деревянных плашек и обшиваете подкладочной тканью, которой обычно обивают скрытые части дешевой мебели и вешаете на стену в нужном месте. Потолок драпируете тканью. Лучше всего плотной и не в натяжку, чтоб провисала. Шторы подойдут идеально. Важно изолировать помещение, где стоит микрофон от помещения, где сидит звукооператор. Как правило, хватает трёх квадратных метров. Это может быть комната, кладовка, гардероб, даже шкаф-купе. В крайнем случае можно собрать каркас кабины нужных размеров. Подключаете аппарат, один человек встаёт перед конденсаторным микрофоном и хлопает в ладоши, а второй в наушниках экспериментирует с расстановкой ловушек и изоляции до тех пор, пока не устранит все посторонние шумы и нежелательное отражение. Я бы порекомендовал совсем от него избавляться, а при необходимости его добавить - вносить в помещение зеркало. Если не хватает ловушек – можете вертикально поставить в угол комнаты диван при его наличии. Здесь все средства хороши, кроме вас в студии никого нет, стесняться некого и нечего. В конце концов судить вас будут по качеству результата, которого вы достигнете, а не по тому какими средствами вы его добились. Единственная труднореализуемая задача при такой работе, это запись барабанной установки, но барабаны можно за пару сессий в конце отписать на взрослой студии под предсведённую плюсовую фонограмму в наушниках барабанщика.

- Как быть в плане распространения записей? Как издавать их и как продавать? Насколько тут имеет смысл делать ставку на физические носители, на ваш взгляд?

- Сейчас распространять готовые записи проще всего через сервис freshtunes - они выкладывают альбом на все цифровые площадки и монетизируют прослушивания, а представить свой материал на всех доступных платформах – первостепенная задача любого начинающего коллектива. Физические носители в данном случае выступают как мерч или сувенирная продукция. CD удобно дарить в качестве промо-материала, а вот непосредственную прибыль с продаж может обеспечить, пожалуй, только винил.

- Каким образом можно привлекать внимание к песням и к своему творчеству? Целесообразно ли создавать, допустим, кавер-каналы, раскручивать его через шортсы на ютубе, и уже оттуда людей на авторские проекты перекидывать? Какой мерч может помочь повысить интерес к группе, и на каком этапе существования молодой группе стоит задумываться о мерч-атрибутике со своей символикой?

- Как сказал в своё время один классик – любые попытки привлечь внимание к своим песням чем-либо кроме самих песен - пустая трата времени.

- А разве сам этот классик не стал популярен в связи со скандалом на фестивале в Тбилиси? По крайней мере это утверждают некоторые журналисты того времени.

- Да, я у него спросил то же самое. Тот скандал определённо привлёк к группе внимание, но сам он уверяет, что стал популярен благодаря альбому Треугольник. Красивые клипы, красивый мерч, красивый имидж, скандальные выступления – всё это, безусловно, поможет обратить на вас внимание и безусловно будет отличным подспорьем, если вы набираете популярность. Но заставить людей полюбить вашу музыку – не сможет. Например, группа Iron Maden в СССР стала известна в первую очередь плакатами с репринтом обложек их альбомов. Многие, правда, думали, что это афиши к кинофильмам, но название знали. Добавило это популярности их музыке? По поводу ютуб каналов с каверами и т.п. – во-первых, абсурдно считать, что канал с каверами популяризировать сильно легче авторского материала.  Во-вторых, абсурдно считать то, что то, что рекомендует популярный человек или канал автоматически становится популярным. В-третьих - любые сторонние проекты только отнимают время и внимание у вашего основного проекта. Никакого способа/алгоритма/схемы популяризации музыки не существует. То, что вы делаете или понравится людям, или нет. Повлиять вы на это никак не сможете. Можно только максимально распространить свой материал, а дальше - быть готовым или не готовым к популярности, если она наступит. Да, и тут важно не путать популярность с известностью.

- А чем известность отличается от популярности?

- Известность — это то, чего можно добиться так называемой «раскруткой» - рекламой, мельканием в соцсетях, ютуб каналах, на ТВ, радио и так далее. Известность — это товар. Его можно приобрести, заплатив деньги. Монетизировать известность можно, работая «обезьяной» на корпоративах, например, или снимаясь в рекламе, но собрать полный зал или продать пластинки будучи известным, но не популярным - не получится.

Популярность — это когда людям настолько нравится то, что ты делаешь, что они готовы бесплатно делать тебе рекламу (делиться твоими записями со всеми вокруг любыми доступными методами), покупать твой мерч и ходить на концерты. При этом в средствах массовой дезинформации о тебе может не быть ни слова. К примеру, в девяностых, когда вся молодёжь гранжевала – кассеты с записями Гражданской обороны и мерч с Егором Летовым продавались в каких-то неправдоподобных количествах. При этом большинство населения страны понятия не имели кто это вообще такой. Его не показывали по телевидению, не крутили по радио. Вирус популярности – это стихия. Её нельзя предугадать, спланировать и контролировать.

Иными словами, почти каждый популярный музыкант более-менее известен, но совсем далеко не каждый известный музыкант популярен.

Сейчас масс-медиа предлагают целый спектр услуг по данному профилю, это огромный бизнес. Они зарабатывают на том, что люди не видят разницы между известностью и популярностью, а следовательно, не понимают путей правильной монетизации одного и другого. К примеру, молодая группа платит космические деньги, чтобы их песню взяли в эфир на радио, при том, что радиостанции сами платят уже популярным группам за то, чтобы их песни крутить в своём эфире. Если вы написали хит, то безусловно, радиоэфир позволит донести его до большего количества слушателей, но глупо думать, что вы обретёте популярность именно потому, что вашу песню в эфир поставят. Если песня не цепляет, то никакие эфиры вам не помогут.

- Но разве через известность не проще обрести популярность?

- Популярность в качестве кого? Михаил Боярский хотел быть рок-музыкантом, но известен как актёр. Добавило это популярности его песням? Розенбаум хотел быть рок-музыкантом, но известен стал благодаря песне гоп-стоп. Давно Аргонавты собирали Юбилейный? Аркадий Укупник отличный басист, а известен он как... Аркадий Укупник. Фил Силвэй отличный сингер-сонграйтер, а известен он как барабанщик Radiohead. Это ещё не плохие примеры. Джигурда был отличный советский актёр например…  Как сказал мне когда-то один мой друг: хочешь известности - повесь на ютубе ролик, где ты с голым задом, раскачиваясь на люстре играешь на балалайке «По плану». Просмотров будет очень много, узнавать станут. Только объяснить потом всем что ты на самом деле серьёзный рок-музыкант ты уже не сможешь. Только если менять имя, имидж и начинать сначала. И то - припомнят.

- То есть «береги честь смолоду»? С самого начала тщательно заботиться о своём имидже и о том, какой образ складывается у тебя у слушателей? Насколько вообще важен имидж для рок-музыканта, как вы считаете?

- Если мы говорим о популярности и месте в истории – совсем не важен. Если об успешном существовании в качестве артиста – важен невероятно. Неверно подобранные слова, вырванные из контекста, могут похоронить карьеру. Необдуманные действия тем более. Наиболее разумная позиция для начинающего коллектива – вообще не давать интервью. Например, известны случаи, когда – на все вопросы во всех интервью начинающей группы отвечает их продюсер. Он же определяет имидж группы.

- Стоит ли в наше время доверяться в плане раскрутки и нарабатывания популярности лейблам? И какой лейбл тут лучше выбрать: более мейджорный и раскрученный или более андеграундный и кустарный, но зато дышущий энтузиазмом? Вы верите в перспективность и реальность создания собственного лейбла начинающей рок-группой? Насколько это возможно и реально, на ваш взгляд?

-  Любую популярность создают люди, которым запала в душу ваша музыка. Не лейблы, не продюсеры, не реклама. Что вы вообще понимаете под словом лейбл? В чём видите их функцию? Если речь о том, чтобы какие-то люди оплачивали за вас издание ваших записей на физ. носителях, а потом отчисляли вам процент с их продаж – задайтесь отслеживанием причинно-следственных связей. Ваши пластинки будут приобретать, если вы уже популярны. Если вы уже популярны, то тираж пластинок вы можете оплатить прибылью с одного концерта. Раньше лейблы были нужны для размещения и продажи цифровых версий альбомов на крупных стриминговых сервисах типа Spotify, но сейчас, повторюсь, есть Freshtunes.

- Но хороший лейбл ведь помимо этого ещё и занимается раскруткой, организовывает интервью, рецензии, выходы на масс-медиа, помогает с организацией концертов. Как вообще считаете, насколько важно для начинающей группы упоминание в медийном пространстве?

Насколько я знаю, продюсерской деятельностью полного цикла занимаются только самые крупные заграничные звукозаписывающие компании и лейблы. Если вам посчастливилось обратить на себя внимание одного из таких титанов – мои (да и вообще чьи-либо) советы вам уже не пригодятся. В России всё это работает не так. У нас нет хедхантеров. Крупные игроки предпочитают создавать с нуля продюсерские проекты под нужную конъюнктуру. В молодой, готовый проект никто вкладывать деньги не будет. Опять-таки, если вы уже способны играть прибыльные концерты, то никакой лейбл, по большому счёту, вам уже не нужен. Вам нужен директор. Т.е. наёмный работник, который за плату выполняет все вышеназванные вами функции. Многие не понимают разницу между директором и продюсером. Директор – работает на вас, в то время как на продюсера работаете вы.

- Насколько необходим для начинающей группы продюсер? Или так: насколько реально всё сделать самому и достичь нормального уровня игры, имиджа и известности исключительно в режиме diy?

- Как я уже сказал, в России у вас особого выбора нет, поскольку музыкальная индустрия у нас устроена иначе нежели на западе. Там основной доход компания и группа получают с продажи записей. Концертные туры там организовываются в поддержку альбомов, не наоборот. А у нас группа зарабатывает именно на концертной деятельности. Иными словами, если вы успешно собираете залы, а к вам подходит человек и предлагает стать вашим продюсером – значит вас пытаются обмануть и вам пора нанимать директора. В любой непонятной ситуации вспоминайте историю Цоя и Айзеншписа. По поводу остального – именно кумиры задают моду, а не мода создаёт кумиров. Если вы уже стали популярны это все остальные будут копировать Ваш стиль игры, вокала, одежды и всего остального. Копируя то, что уже популярно добиться популярности невозможно. Примеров тому миллион. Вспомните группу 5’nizza. Два чувака с одной классической гитарой собирали стадионы. Вся молодёжь от них на ушах стояла. Никто не мог предугадать что они выстрелят, поскольку их музыка совершенно не соответствовала мейнстриму, зато после их успеха тут же наплодились тысячи коллективов, которые пытались под них косить, попсовики стали красть их рифмы, а вокалисты манеру... И кого из этих подражателей теперь помнят?

- Стоит ли начинающей группе обращаться за рецензиями к журналистам и пиарщикам, которые ничего не смыслят в той музыке, которую играет коллектив? В наше время кризиса рок-журналистики толковых рок-авторов практически не осталось, зато активно продвигают свои услуги очень сомнительные конторы и PR-агенства.

- А стоит ли вызывать для работ по сантехнике балерину? Нет, вы, конечно, можете, но дерьмо с пола потом вам вытирать придётся.

- Ведение социальных сетей, наращивание числа подписчиков и т.д, насколько всё это может помочь в раскрутке группы?

-  Рост подписчиков — это следствие популярности, а не способ её приобретения. Репосты – отличный инструмент для распространения вируса популярности, но опять-таки не её причина. В нынешних реалиях ведение аккаунтов в соцсетях – неотъемлемая часть жизни любого проекта, по сути, они заменили собой персональные сайты, поскольку функционал у них выше, но служат они больше в качестве развёрнутой визитной карточки или подборки промо-материала, не более. Практика показывает, что число активных подписчиков любой группы в соцсети обычно составляет не более десяти процентов от общего числа. Это в случае, если счётчик подписчиков не накручен. Эти люди будут ставить лайки, комментировать, репостить. Из этого активного числа пользователей реально купит ваш мерч или пойдёт на концерт опять-таки только процентов десять. Проще говоря, чтобы обеспечить наполняемость концерта в сто человек исключительно силами соцсети, на ваш паблик должно быть подписано не менее десяти тысяч человек проживающих в городе, где этот концерт проходит. Эффективно ли это – судите сами, но повторюсь, количество подписчиков на ваш паблик абсолютно не отражает количество вашей реальной аудитории, не зависимо от того, большая это цифра или маленькая.

- Но где же и как в таком случае находить себе реальных слушателей и каким образом нарабатывать фэн-базу?

- Размещать свои записи на всех возможных площадках, раздавать знакомым, просить их раздать своим знакомым и т.д. Вы станете популярным, когда ваши песни подхватит сарафанное радио.

- А каким образом мониторить уровень своей Популярности?

- Концерты в столицах. Не стремитесь сразу играть на крупных площадках. Найдите маленький, но удовлетворяющий вашим требованиям клуб. Выставьте средний по городу ценник, выберите день на неделе, лучше среду или четверг, чтобы не конкурировать с субботними мероприятиями, обязательно потратьтесь на чёрную расклейку (афиша должна быть читаема), и смотрите, сколько придёт людей. Если их придёт слишком много – смотрите по ситуации. Или поднимите цену билета на следующий концерт, или найдите клуб побольше, но сохраните цену. Так далее, пока не сможете собрать крупный зал. После этого можно ехать в тур по стране, но опять-таки, сначала по маленьким клубам.

- Как считаете, насколько важно начинающей группе обязательно стремиться к концертам в Москве и к переезду туда?

- Это зависит от цели. Если вы студийная группа и ваша цель создавать искусство – то вообще не обязательно. Если вы хотите всероссийской известности, участия в телевизионных проектах, эфиров на столичных радиостанциях, тусовок с публичными личностями и публикаций в глянцевых журналах, то боюсь, выбора у вас нет. На все крупные мероприятия (фестивали, съёмки передач, шоу и прочее) попадают не по таланту, а по знакомству. Всегда надо быть наготове, рядом, на виду и «под рукой». Важнейшим и обязательным качеством всех участников такого проекта должно быть полное отсутствие любых моральных принципов и готовность прогибаться, потому что тем, кто отказывает повторных предложений не делают. В целом, если обобщить, в такой деятельности становятся важнее основные качества артиста, а не творца или музыканта, потому что всё что там делается – видимость и бутафория. На сцене наймиты, в зале – подсадные, смех по сценарию, овации по команде…

- А насколько вообще важен концертный опыт и количество проведённых концертов для «химии» группы и слаженности её материала? Есть тут какая-то реальная взаимосвязь?

- То, что любой профессионализм нарабатывается опытом и многократным повторением – очевидно. Но, к сожалению, непрерывная концертная деятельность так же способствует эффекту выгорания, когда все действия переходят в автоматизм, да и физически это очень не просто. Я когда играл по два концерта в неделю через год чуть не умер, а ведь это не предел. Есть люди, кто по четыреста концертов в год играет и больше… Тут надо умудряться находить баланс между возможностью заработка и необходимостью в отдыхе.

- Выступления с известными и раскрученными группами способны существенно повысить собственную популярность начинающего коллектива? Стоит стремиться к такому?

- Нет. Такие выступления полезны в качестве практики работы на крупных площадках, но не более. Когда мы с Гаркушей организовывали эти бесконечные фестивали в поддержку молодых коллективов – тот же классик мне сразу сказал, что мы не тем заняты, что единственный способ молодой группе нарастить свою аудиторию, которая будет обеспечивать собственную наполняемость и продажи – распространение записей.

- А есть ли смысл в наше время российской рок-группе ориентироваться на западную аудиторию?

— Это зависит от материала. Есть примеры коммерчески успешных на западе отечественных проектов, но на родине их никто не знает. Примеров обратного ещё больше. Тут важно помнить, что отечественных групп, которые имели бы успех в России с англоязычным материалом практически нет, равно как и русскоязычных групп, популярных на западе. Живёшь в России – пой по-русски.

- За свою жизнь вы сотрудничали с множеством культовых музыкантов и наверняка задавали им вопрос о том каким образом им удалось добиться своего статуса. Есть ли нечто общее в историях их успеха?

- Есть. Главный фактор, отличающий популярного гениального музыканта от никому не известного гениального музыканта – это удача. Безусловно многие из них долго самосовершенствовались, прикладывали массу усилий, работали, старались и прочее. Но истина в том, что в определённый момент каждому из них просто повезло.

- Реально ли в наше время начинающей российской рок-группе стать по-настоящему известной, популярной и знаменитой? Насколько вероятно это и каковы шансы на такое в принципе?

- В этом плане со времён изобретения рок-н-ролла ничего не изменилось. Возможно, прямо сейчас какая-то девочка включила в плеере свежую песню абсолютно никому не известной группы и оцепенела. Завтра она включит это всем девочкам в классе, а послезавтра в подъездах всей страны появится новое, нацарапанное ключом на стене название группы…

- На какой ноте будем заканчивать это интервью и что всё-таки пожелаем начинающим музыкантам?

- Не знаю. Я не добрый дядюшка и не силён в пожеланиях. Могу только поделиться опытом. Следовать моим советам или нет – каждый всё равно решит сам. Но если всё же последуете – это сэкономит вам не менее десяти лет жизни.

- Спасибо за интервью!