ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на мини-альбом группы Ventum "Ventum"

11-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть музыка хорошая и очень хорошая, а есть музыка вечная. К последней категории относится, как мне кажется, по большей части классика и серьёзный арт-рок, который будешь слушать, даже когда тебе стукнет семьдесят, и не перерастёшь, даже когда книжки Стивена Кинга и фильмы Тарантино перестанут радовать, а пивные сейшны с друзьями окончательно потеряют всю свою прелесть и притягательность. На данный момент инструментальная музыка всё ещё не может сравниться по популярности с традиционными песенными композициями, но ценители подобных треков знают: есть чувства и настроения, которые способны передать только инструменталы.

И да, такую космическую и вечную музыку по-прежнему играют у нас в снежной и хлебосольной России, в чём вас убедит дебютный четырёхтрековый EP молодого столичного проекта, вознамерившегося убедить всех, что V – значит Ventum. Вдохновившись Робертом Фриппом, Брайаном Ино и Дэвидом Торном, эти талантливые перфекционисты нарулили отличный материал на стыке King Crimson и Эннио Морриконе, и звучит он у них действительно на уровне таких великих и именитых классиков, практически не уступая им ни в масштабе и высоте идей, ни в качестве звучания, ни в уровне реализации и сведения.

Задумчивые мелодии, релакс и медитация в ритмах, великолепное чувство гармонии и категорически уважительное отношение к музыкальной теории в совокупности дают нам на одноимённом мини-альбоме Ventum замечательный микс для ценителей умной литературы, одухотворённой музыки и бытия в гармонии с силами природы. Атмосферные пассажи и неожиданные энергичные вставки с использованием духовых делают диск не только очаровательным и приятным, но и оригинальным, а слаженная работа исполнителей и их умение понимать друг друга с полуслова переносят их совместное творчество на почти космические высоты.

Самая неожиданная на альбоме вещь это открывающая релиз “Horizon”, поскольку она строится на контрасте расслабленной атмосферы и стремительных духовых, следом за ней идёт разреженная и мечтательная квазифолковая “Call Of The Sands”, сменяет её вкрадчивая “On The Edge”, а завершается всё очищающим летним дождём в “Rain”. После выхода EP Ventum представили на суд слушателей сингл “Ascetic”, и в этом “аскетичном” треке продолжили свой творческий путь в точности там, где закончили и остановились, перевернув последнюю страницу своего дебютного мини-альбома.

Нет смысла пытаться описать словами музыку этой группы, ведь сами авторы и создатели “Ventum” посчитали, что слова тут будут лишними и неуместными, ограничившись одной лишь инструментальной работой и не добавив в свою волшебную саунд-сеть голос, слова, тексты и припевы. Музыка – это вообще сфера чудесных и драматических пульсаций, где действуют скорее законы снов и грёз, нежели наши грубые и приземлённые алгоритмы, а настроения и месседжи, которые получаешь посредством звуков и их сочетаний, практически невозможно выразить посредством слов и фраз, и к Ventum всё сказанное сейчас относится на все сто.

Я знаю немало отечественных групп и проектов подобной направленности (вспомнить хоть Трамвай Фантазий, Train Arrival, City Of The Lost), но даже на фоне таких уверенных и профессиональных коллективов Ventum выглядит как яркий и убедительный светлячок, способный наполнить ваш дом волшебством, фантазиями и приятными вибрациями. Эта музыка конструктивна и созидательна, а тот заряд бодрости и вдохновения, который она дарит нашему уставшему в суете мегаполисов сознанию, можно сравнить с эффектом от правильной и вдумчивой медитации или с общением по душам с умным и понимающим собеседником.

Что-то подобное могли бы записать мои любимцы из Antichrisis, симпатизируют схожим настроениям релаксологи из Angelzoom, и в подобном же ключе любят экспериментировать многие из тех, кто давно и наглухо отошёл от металла и рока, но к чистой классике ещё не пришёл. Пост-рока здесь, вероятно, столько же, сколько нью-эйджа, эмбиента и дарквейва, а всё вместе складывается в треках Ventum в чарующую картину мира, в которой материю создают звуки, а мысли и чувства материализуются, чтобы сделать наш мир и нашу жизнь в нём лучше, приятнее и радостнее. Респект авторам и высший балл за отличную, нужную и правильную работу.

Рецензия на альбом Васи Бабаева "Анархия"

10-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Простые акустические песни, которые так приятно петь на кухне тёмной ночью под портвейн в компании друзей-единомышленников, могут быть в зависимости от настроения весёлыми и шуточными, серьёзными и философскими, душевными и продирающими до мозга костей своей романтичностью или назидательными как маленькие притчи, и все эти характеристики можно отнести и применить к тому, что делает на своих альбомах молодой питерский рокер и бард, скрывающийся за звучным псевдонимом Вася Бабаев.

Помнится, в 1991 году в журнале РокАда была напечатана занимательная байка о том, что старик Оззи задумал “отлучиться по делам на тот свет”, а дабы никто не заметил его отсутствия, решил поручить изображать себя Славе Горбачёву из группы Новый Завет. Смех смехом, но кажется, Егор Летов проделал точно такую же штуку, а своим преемником-двойником назначил Васю Бабаева. Прощупав почву двумя альбомами, Егор устал скрываться и показал себя, наконец, во всей интеллектуальной силе и афористичной красе, подняв в знойное июльское небо флаг “Анархии”.

Самое интересное, что, как сообщают независимые и авторитетные источники, песни, вошедшие на рецензируемый сейчас альбом, были сочинены исполнителем ещё лет десять назад и всё это время ждали своего часа, отлёживаясь на задворках пыльных ментальных складов и идейных хранилищ. Как настойчиво учили нас в детстве, всё тайное рано или поздно становится явным, а все имплицитные концепции рано или поздно эксплицируются и раскрываются, так и материал актуального издания дозрел, настоялся, пришёл в пору готовности и выпорхнул, наконец, в свет.

Свой третий диск Вася, которого, как вы помните, на самом деле, конечно же, зовут совсем не Вася, решил записать исключительно в стиле Гражданской Обороны и местами так постарался, что сходство действительно просто зашкаливает. Все характерные егоровские фишки и вокально-текстовые приёмы обретаются на диске в таком впечатляющем количестве, что дежа вю шурует тотальное и вообще хоть святых выноси. Автор не стал ограничивать себя ни в чём и, кажется, решил, что петь про анархию лучше в самом буквальном смысле пустившись во все тяжкие.

Смесь характерного стиля егоровских “Армагеддон-попс” (первые четыре трека) и “Сто лет одиночества” (заключительные четыре трека за вычетом “Убей и раскидай”) вышел на альбоме “Анархия” настолько впечатляющим и аутентичным, что далеко не каждый сможет найти не только пресловутые десять, но и хотя бы пару отличий между новейшим релизом Васи Бабаева и классическими релизами Гражданской Обороны, а я по ходу прослушивания был совершенно уверен и убеждён, что слышу что-то из неизданных подпольных вещей самого Егора Летова.

Не обошлось без душещипательных баллад, на роль которых были ангажированы “Полмиллиметра” и “Живой”, и именно эти фрагменты альбома я традиционно считаю самыми сильными и показательными. Вася поразительно легко и естественно чувствует себя в таком романтическом жанре высокой тоски и тонких чувств и даже на своём самом разухабистом и рваном альбоме, которым без сомнений является “Анархия”, оставил два трека для печали и размышлений. Нежны, пронзительны, душевны – баллады здесь действительно хороши и сильны.

Есть на альбоме и ещё одна, третья, баллада – “Не Вдвоём”, и здесь влияний Г.О. нет от слова “совсем”, но меня эта грустная и по-русски надрывная до воя история не очень впечатлила. При всей глубине своей печали и контрастности чувств, на мой взгляд, это всё то же самое вечное и неистребимое махновское “не читали мы ни Маркса, ни Бакунина, не вникали в сущность их идей, а ложились мы мёртвыми под пулями, чтоб чёрту было веселей”, а отголосков знаменитой муходоевщины Васи Бабаева здесь много как никогда.

Я давно жду и мечтаю услышать целый альбом Васи в таком лиричном и серьёзном ключе, но исполнителя традиционно тянет то хулиганить, то балагурить, то протестовать, и эти специфические панковские настроения посещают его не просто часто, а очень часто. В отличие от двух прошлых альбомов, на “Анархии” ещё больше мата, нецензурностей, грубостей, угловатостей и порванных на груди митьковских тельняшек, в связи с чем диск действительно воспринимается как праздник вседозволенности и взрыв долго скрывавшихся и сдерживаемых эмоций-нарывов.

И что-то более определённое сказать об альбоме сложно. Гаражный панковый “дистрой” на правах музыкального сопровождения, отвязные словечки и злые формулировки с характерным чувством юмора и впечатляющим интеллектуальным бэкграундом стары как мир и очень мало изменились за годы своего существования и эксплуатации, но как раз в этом тут вся собака и зарыта! Хлеб и пиво тоже почти не меняются и могут быть самыми простыми и “натуральными”, однако данное обстоятельство ни в коем случае не делает их менее востребованными и нужными.

Понять, почему Вася Бабаев вдруг задумал записать и выпустить такой диск не сложно – коронавирусная истерия, самоизоляция, ограничения и волнения весны-лета-2020 неизбежно вносят свои коррективы в психическое и эмоциональное состояние людей мыслящих и живущих “по концепции”, а потому отсутствие такого безусловного коленного рефлекса было бы странным и удивительным, а его присутствие напротив означает, что всё нормально и функционирует так, как должно функционировать: мы стеснены и угнетены – мы протестуем и жжём солому.

Несколько лет назад Билли Новик попытался перевоплотиться в Тома Уэйтса и записал свой “Being Tom Waits”, а сейчас, когда над миром нависла чума коронавируса, Вася Бабаев вызвал из небытия тень Егора Летова и прокричал нам всем его голосом пачку предостережений, что вышло не менее внушительно и интересно. Мне немного жаль, что темы вечности и бесконечного неба в творчестве этого несомненно одарённого и неординарного автора оказались ныне отодвинуты на второй план, но, как говорится, какая жизнь, такие песни – жрите, что дают.

Я не сомневаюсь, что без стилизаций и литературного хулиганства в данном случае не обошлось, и “Анархия” – это вербально-мистический эксперимент, но как бы там ни было, эти песни очень неплохи уже сами по себе и безо всякого контекста. Особенно “Полмиллиметра” и “Живой”. Всё-таки лирика и баллады получаются у этого человека лучше всего, и я не устану это повторять. “Анархия” обнажённа и откровенна, иногда, быть может, слишком откровенна, но в этом и состоит её сущность. Здесь не до изящных оборотов и не до реверансов.

Рецензия на сингл проекта Мистер Кто! "Инженер"

10-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эйнштейн говорил, что представляет себе рай как огромную библиотеку, из которой нельзя выносить книги, а когда ты учишься где-нибудь в ВУЗе или в ПТУ, в гигантскую библиотеку превращается весь мир, а ты в ней кажешься сам себе маленьким, диковатым и безнадёжно заблудившимся ребёнком. Кто-то мечтает стать инженером, кто-то – литератором или ветеринаром, но у всех у них непременно возникают проблемы, когда на носу сессия и ничего не выучено, а друзья с пивом наперевес зовут расслабиться и вдохнуть паров хмеля и солода.

Таинственный тюменский интернет-проект Мистер Кто! продолжает свой творческий путь и после синглов “Напряг” и “Горе” представляет очередной трек, в котором вновь готов представить нам олдскульный рок-н-ролл и фантазии на тему, что бы и как пели Чак Берри, Клифф Ричард и Элвис, если бы сейчас в 2020 году им было лет семьдесят пять на троих. Ну а что до озвученной выше студенческой дилеммы, то у коллектива есть свой собственный универсальный ответ, который нам с вами сейчас и предлагается услышать и оценить.

Хороший звук, бодрые риффы, чёткие вокальные линии и громкий, хотя и не слишком разнообразный вокал – все основные габаритные очертания и основные фишки этого таинственного мистера стали очевидными ещё во времена его дебютного релиза, а сейчас исполнитель продолжает с удовольствием эксплуатировать все те ходы и приёмы, благодаря которым рок-н-ролл стал рок-н-роллом и покорил в прошлом веке весь мир. Бодрый раскатистый ритм, алармирующие соло-гитары, заводные твисты ритм-секции – у “Инженера” всё в точности как в золотые времена повсеместного царствования самой заводной и искристой музыки.

Никаких фолковых отголосков и напевных экспериментов времён “Горя” в нынешней композиции музыканта нет как нет, а есть только предельно простой, прямолинейный и даже безыскусный, но до отказа нашпигованный харизмой и энергией старый добрый катящийся рок с чуть утяжелёнными гитарами, заводными запевами, взрывным припевом и шутками-каламбурами в лирике, которые идут в наступление уже с самых первых секунд трансляции композиции: “Солнце светит мне прямо в левый глаз, а я учу уроки как последний папуас”.

Ещё со времён легендарной “Rock Around The Clock” или даже раньше, в подобном жанре стало совсем не важно, о чём поёт вокалист, а намного важнее было как и зачем он это делает, вот так и Мистер Кто! сейчас – его чудаковатые и ироничные тексты на первый взгляд не содержат каких-то великих откровений, но слушать их интересно и приятно, а кое-кто из ангажированных нашими доблестными учебными заведениями ребят, вероятно, даже захочет что-то запомнить и процитировать при случае друзьям-однокашникам.

С Элвисом за такие песни захотел пообщаться сам Никсон, для чего пригласил мистера Пресли к себе в Белый дом и долго вёл там с ним речи в овальном кабинете, а что светит Мистеру Кто! за его “Инженера”? Вряд ли эта вещь станет гимном учащейся молодёжи и вовсю пустившегося сейчас в свой очередной летний загул студенчества, но слушать её приятно, а недостатка в драйве, эмоциях и рок-н-ролльном кураже здесь абсолютно не наблюдается, как не наблюдалось его у групп вроде Несчастного Случая и ещё не опопсовевшегося и не сдавшегося ТВ-индустрии Сюткина.

Если вам вдруг стало казаться, что в погоне за жизнью и в борьбе за жизнь у вас стало не хватать времени на то, чтобы собственно жить, самое время обратить внимание на творчество этого интересного проекта и послушать его песни. “Напряг” расскажет вам, что напрягаться нет смысла, “Горе” доказательно и иллюстративно проведёт ту мысль, что любое горе – не беда, а новейший трек напомнит, что “если пиво мешает учиться, то… ну её нафиг, такую учёбу”. Мистер Кто! – это классический мировой рок-н-ролл на русском и про русские реалии, и это стоит услышать.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на мини-альбом Polina Mauer "Катарсис и любовь"

07-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Каждому из нас хочется либо катарсиса, либо любви, либо того и другого сразу и побольше – в этом Полина оказалась очень права, когда подбирала название для своего релиза, и её новый мини-альбом вновь представляет собой провокацию и эпатаж. Но Полина не была бы собой, если бы ограничилась только провокацией и только эпатажем, не добавив туда чувств, переживаний, надрыва, драмы и нежности – в общем, всё как всегда и всё, как нам с вами недавно убедительно показал и продемонстрировал её новейший клип “Море”, только на этот раз всех этих составляющих больше и всё немного иначе.

Четыре новые песни, созданные и записанные пока во всём мире бесновалась пандемия, а мы все дружно сидели на самоизоляции, призваны показать с разных сторон изнанку наших снов и переживаний, а замысел альбома состоит в том, чтобы напомнить слушателям о том, что все скитания, треволнения и трудности – это не просто кочки и ухабы на нашем пути, а вехи и этапы долгой и извилистой дороги к счастью, гармонии, пониманию и любви. Диск не является концептуальным в подлинном смысле слова, но найти концепцию на нём несложно, а целостности и магии этой четырёхтрековой пластинки действительно можно позавидовать.

Первые три композиции совпадают с фазой исканий, сомнений, становления, противоречий, а заключительная четвёртая вещь олицетворяет собой смысл и результат всех поисков и долгих странствий – последняя станция, конец всех дорог и путей, любовь и катарсис, два в одном. В музыкальном же плане кардиорок Polina Mauer теперь стал ещё более электронным и ещё ближе подошёл к рубежам с надписью “кардиопоп”, а мелодии и ритмы стали мягче, неожиданнее и танцевальнее. Собственно, никаких гитар и ударных здесь нет, а вся музыка исключительно электронная и синтетическая, но это совершенно не вредит релизу.

“Это один из самых необычных проектов в моей жизни, ведь он записывается в абсолютно новых и непривычных условиях - без студийной работы, без сессионных музыкантов, а самое главное – в самоизоляции” – говорит о диске сама Полина, и альбом действительно необычен. Открывающая релиз “Патроны” напоминает ТаТу, а когда дело доходит до припева, уводит слушателя по Млечному пути мечтательного нью-эйджа, “Печаль” напоминает серьёзный r’n’b в духе современного творчества Джей Ло, а “Ночью” неожиданно вызвала у меня в памяти мечтательную меланхолию Flёur.

Ну а “Песенка Земли” – это ещё одна нежная, светлая и очень личная, буквально продирающая до костей своей откровенностью и обнажённостью баллада. У этой интимной домашней вечеринки, которую затеяла в разгар буйства коронавируса Polina Mauer, оказалось на удивление прозрачное и атмосферное завершение, и такой расслабленный финал действует как волшебная колыбельная, приглашающая всех, кто следил за развитием EP, в мир грёз и сбывшихся надежд. Пока звучит этот EP, всё возможно, а границы и ограничения условны и хрупки словно песочные замки на берегу моря. Полный катарсис. Настоящая любовь.

Как анонсировалось в сообществе Polina Mauer ВКонтакте, EP демонстрирует отношение исполнительницы к пандемии и к коронавирусу, но каких-то прямых и очевидных параллелей к данным событиям на диске всё-таки нет или почти нет, а есть просто хорошие и светлые песни с лёгким оттенком горького шоколада, с хорошими фирменными аранжировками и с детальной архитектоникой звука. Можно по-прежнему искать и находить в этих мелодиях и ритмах намёки на Линду, Агату Кристи или ТаТу, а можно ничего не искать, а просто наслаждаться хорошими текстами, запоминающимися пассажами и безбрежным релаксом.

Пожалуй, таких сильных, ярких и доходчивых песен у Polina Mauer ещё не было. Я не перестаю удивляться тому, как этой исполнительнице удаётся так радикально и впечатляюще прогрессировать на каждом своём новом релизе, но это факт. Каждый раз она остаётся собой, но каждый раз она уже немного новая и другая. Даже вокальная подача и тембр её голоса как будто изменились и теперь уже воспринимаются совершенно иначе, а стихи словно шагнули на новую ступень своего развития, утопая в нежности, светлой апатии и бесконечной мудрой доброжелательности. Зрелая, но по-юношески свежая работа, которая оставляет чувство волшебной недосказанности и приводит бабочек в животе в сумасшедший экстаз.

Рецензия на альбом группы Fatal Rain "Хаотично гуляющие звёзды"

07-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть альбомы, к которым чувствуешь особое расположение ещё до того, как услышишь треки с них, а концепция, названия композиций, визуальное оформление и другие сопутствующие агенты-информаторы, посредством которых к нам норовят просочиться данные о пластинке и исполнителе, надёжно завладевают сознанием и твоими симпатиями ещё до того, как диск зазвучит и представит себя. Наверное, так бывает не слишком часто, но в случае с новейшим полноформатником Fatal Rain у меня всё случилось в точности так, а фантазия и память разыгрались не на шутку задолго до того, как я дотянулся до клавиши “play” и услышал альбом.

“Кто в себе не носит хаоса, тот никогда не породит звёзды. Нужно носить в себе хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду” – говорил старик Ницше, и рецензируемый сейчас, уже, кстати, третий по счёту альбом Fatal Rain можно считать как раз вольной интерпретацией революционных идей философа и попыткой развить их и перенести в новый мировоззренческий контекст. Хаос порождает звёзды, звёзды радуются хаосу и свободно гуляют среди хаотично извергающихся ментальных озарений, шумы и танцы, электроника и безудержная свобода – чем не идиллия и не мечта любого космического путешественника?

Как есть книги, после прочтения которых ты уже не будешь прежним и не сможешь воспринимать реальность по-старому и по-прежнему, так есть и музыкальные треки, которые радикально, безоговорочно и необратимо выворачивают пути перемещения серого вещества по нашим с вами мозговым коридорам, и “Хаотично Гуляющие Звёзды” фрукт как раз с этой самой грядки. Эксперименты, необычные сочетания звуков, причудливые потусторонние гармонии и угрожающая, всё поглощающая собой атмосфера безбрежного космического океана – всё это характеристики, идеально описывающие рецензируемый диск, но ими релиз далеко не исчерпывается.

Философии и смыслов на данном альбоме намного больше, чем музыкальности и мелодий, однако, против всех ожиданий, Fatal Rain оказался не так уж и немузыкален – по крайней мере, не более не-музыкален и анти-музыкален, чем альбомы Satanath, эмбиентные демки-черновики Astarium или атонально-математические поиски Asphodela. При всей своей неотмирности и атональности “Хаотично Гуляющие Звёзды” – это, прежде всего, музыка и при всей своей странности и диковиной фантасмагорической окраске восемнадцать треков с данного диска имеют вполне конкретную и музыкальную форму, в которой прослеживаются мелодии и ритмы.

Так научная фантастика и интеллектуальные прозрения Эйнштейна сближаются с ненаучными фантазиями и бредовыми фантазмами за гранью рассудка, а добрая сказка о покорённом и мирном атоме оборачивается ужасным кошмаром, из которого нет выхода. О серьёзности и вовлечённости в тему автора с лихвой расскажут названия композиций, а намёк на “кислотность” и токсичность всей этой околомузыкальной вакханалии намёкают тэги, размещённые музыкантом в постах с его новым альбомом. И да, в состоянии трезвом и адекватном бродить по таким нетрезвым и неадекватным ландшафтам, пожалуй, действительно было бы слишком странно и страшно.

“Хаотично Гуляющие Звёзды” – это околомистическая антиутопия интеллекта. Без каких-либо слов и аргументов (как вы поняли, альбом всецело инструментален) на вполне и весьма конкретном, зримом и иллюстративном примере музыканты проекта показывают, что мир, в котором мы живём, не обязан подчиняться формальной логике, изобретённой человеком, а то, что мы видим и воспринимаем своими органами зрения, обоняния, осязания и т.д. не есть конечная, единственная и достоверная реальность. Как полагают Fatal Rain, действительность пластична, словно морской ёж, попавший под нож безумного повара, и то, что нам приготовит этот спятивший кулинар, может быть очень и очень неожиданным.

И всё-таки общего и с Astarium, и с Satanath, и с Asphodela и даже с такими андеграундными актами как Necrosadik или Error Gate, у Fatal Rain достаточно много, а львиная доля сходств и параллелей связана, понятное дело, с космической концепцией проекта. “Хаотично Гуляющие Звёзды” – это мрачные фантазии о космическом холоде, беспредельной пустоте и парадоксах нашей Вселенной, размеры и масштабы которой действуют на сознание поистине подавляюще и удушающе, но в то же самое время рецензируемый альбом не исчерпывается космическими пульсациями, а развивается как разнообразный и странный, но всё же музыкальный калейдоскоп, во многом напоминающий… какой-то злобный и разрушительный инопланетный вирус.

У композиций с диска много общего, они все напористы, активны и крайне мутогенны, но у каждой из них своя специфика. Процентное соотношение человеческого и анти-человеческого в каждой из них индивидуально, а борьба гармонии и хаоса идёт на просторах этих аудиодорожек с переменным успехом и действительно напоминает настоящую войну с жестокими сражениями, кровопролитными боями и фатальными исходами, где “Неверные Исчезающие Пятна/Падшая Луна” – это яростная атака, “Пульсация Внеметагалактических Объектов/Корректировка Пространства” – долгая и упорная оборона, а “Нуль-Пункт” – окончательная, но не безоговорочная капитуляция.

Если оценивать “Хаотично гуляющие звёзды” с точки зрения канонов тру-нойза и тру-эмбиента, то его, пожалуй, можно отнести к компромиссным и даже мелодичным ответвлениям жанров, где индастриала, тёмной электроники и не самого нейтрального и фонового эмбиента больше, чем собственно нойза или чистой медитативной психоделии, но это не означает, что альбом прост, предсказуем или лёгок для восприятия. На всём протяжении звучания релиза меня не оставляло ощущение маниакальной одержимости автора идеями и звуками далёких миров, а концентрация его психической энергии, заключённой в треках с “Хаотично Гуляющих Звёзд” порой достигала таких градусов, что воздух в моей комнате был готов взорваться и осесть на стенах ядовитыми парами.

Творчество проекта экспериментально, и уже один данный факт должен предостеречь и остановить любого, кто захочет как-то оценивать и взвешивать на весах баллов, отметок и плюсов с минусами его художественную и историческую ценность. Каждый из треков с альбома уникален и динамичен, не желая останавливаться на чём-то одном и дважды использовать одну и ту же, даже самую удачную и эффектную находку, что можно рассматривать как достоинство и показатель подлинной креативности, но специфика данной музыкальной формы и пропагандируемый коллективом кроссжанровый винегрет намекают, что адресован данный релиз музыкальным гурманам со столь же специфичными и причудливыми симпатиями.

Рецензия на сингл группы Humaniac "The Fountain and The Light It Scorches"

03-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

С творчеством этого необычного экстремального дуэта я познакомился три с половиной года назад, когда вышел их альбом “Grand Feast Of Prudence”, а виртуозно-интеллектуальный взрыв на этом диске оказался такой силы, что мне с лихвой хватило его на всё это время и хватило бы ещё дольше, однако из лагеря Humaniac стали доноситься признаки новой творческой активности, и я отвлёкся от одиозного лонгплея команды, чтобы посмотреть, чем же они живут и дышат сейчас.

Отсылки к буддизму, Егору Летову и изящные парафразы времён “Великого пиршества благоразумия” никуда не делись, о чём и поспешил сообщить всем интересующимся сингл 2019 года “The Semblant Dichotomy”, где тандем Вадима и Алексея оказался дополнен новым мощным вокалистом Артёмом Зурнаджиевым, а звучала новая работа ребят по-настоящему масштабно и эпично с таинственной вставкой-размышлением в середине трека и адскими трубами в финале.

Если полноценный всемирный апокалипсис имеет какой-либо аудио-аналог, то выглядит он наверняка близко к тому, что ребята наваяли в этой вещи, однако останавливаться на достигнутом они не стали, а продолжили всемерную эскалацию по хребтам хаоса и безумия, задумав оглушительный мини-альбом, первой радиоактивной ласточкой к которому и стал, кстати говоря, вынесенный на наше с вами обозрение сейчас “The Fountain And The Light It Scorches”.

В нынешнем году к составу присоединился драммер Кирилл Чумачек (Enemy Crucifixion, Obscure of Acacia), в связи с чем Humaniac мутировали в ранг полноценной концертоспособной команды и именно в таком квартетном формате представили упомянутый сингл, которым выстрелили нынешним летом. Семь с половиной минут звуковой агрессии и струнно-барабанного насилия оказались щедро дополнены на “Fountain…” экспериментами и саунд-неожиданностями, которыми всегда славились Humaniac, однако сейчас сюрпризов ещё больше чем раньше и они другие.

Участники коллектива не скрывают, что каждый раз стараются удивлять своих слушателей, и в этот раз им всё в очередной раз удалось. Даже обложка выглядит нестандартно, не имея привычного уже логотипа и тускло поблёскивая таинственным заснежено-зимним артом, а блэка, скрима, емперороподобных тремоло и холодной норвежской атмосферы в этот раз оказалось столько, что Humaniac теперь стало просто не узнать.

И всё-таки это они. Уже спустя треть композиции гитарный кавардак начинает звучать в привычном и традиционном для команды ключе, почерк Вадима и Алексея узнаётся, а соло закручены с их изящной и лихой сумасшедшинкой, но не спешите расслабляться – едва композиция перевалит за половину, как в ход пойдёт ядерная дискотека и сумасшедшее буйство электроники в духе Blutengel. И да, синтезаторов в этот раз у группы не просто много, а супер-много.

Безумный микс из самых экстремальных, но диаметрально противоположных жанров выполнен участниками Humaniac так, будто они украли у волшебника страны ОЗ оживляющий порошок и намерены оживить созданного совместными усилиями зверя-мутанта. Приверженцам чистоты стилей и противникам стилистических кровосмешений нужно категорически держаться подальше от этой команды, а все иные и прочие, вероятно, будут не только удивлены, но и порадуются такому жирному и щедрому экстремально-музыкальному пиршеству с явными отголосками прогрессива.

Сегодняшний Humaniac – это почти то же самое, что Necrophiliac, только чуть более античеловечный и сильно более маниакальный, хех. Ребята продолжают делать ставку на гипер-сложные, странные и парадоксальные композиции с личными текстами, где мощь, ярость и напор без проблем соседствуют с филигранными и даже интеллигентными пассажами и диковинными метафизическими изысканиями в текстах, и весьма преуспели на данном поприще.

Ещё чемпион мира по шахматам Борис Спасский говорил, что инициатива всегда принадлежит тому, кто готов в любой момент покончить с собой, и Humaniac, судя по всему, решили следовать в своём дальнейшем творчестве именно такой головокружительной тактике обескураживающих рисков и неожиданных музыкальных сочетаний. Они действительно рискуют навлечь на себя большие проблемы и намеренно игнорируют советы всех диетологов, но у Моцарта тоже были проблемы, и это не помешало ему стать тем, кем он стал.

Я совершенно не удивлён, что творчество команды ценят и котируют музыканты таких крутых и состоявшихся команд, как Verminous Mind, Barbarity, Swamp, Move The Moon и т.д., ведь у Humaniac есть чему поучиться, их есть за что уважать, за их творчеством хочется следить, даже если ты можешь играть так же или не хуже. И думаю, тот факт, что Алексей Закон не так давно присоединился к Enemy Crucifixion, станет ещё одним дополнительным катализатором творческой и технической мощи команды, а их готовящийся EP имеет все шансы воспламенить море, перевернуть горы и достать до звёзд. Главное теперь не переборщить и остаться собой.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё