ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом Ozzy Osbourne "Ordinary Man"

01-07-2020 Дмитрий Фомин

Выход новейшего альбома исполнителя столь высокого, считай, звездного ранга, как Оззи Озборн, всегда громкое событие. Собственно, для человека, который когда-то давно (а по нынешним временам на рубеже смены поколений чудовищно давно) принимал непосредственное участие в становлении тяжелого рока и металла, по-другому быть просто не может. Слишком уж харизматичен и упорен этот ветеран рока, чтобы кануть в безвестность.

Итак, перед нами уже двенадцатый полноформатный альбом Осборна в его сольном творчестве, вышедший после продолжительной (да чего там, чрезвычайно затянувшейся) десятилетней паузы. За этот срок многое успело произойти в жизни Оззи: он объединился с Black Sabbath и выпустил с ними сильный альбом, откатал грандиозное прощальное турне, вернулся к сольному творчеству, отметил 70-летний юбилей (что само по себе уже сенсация) и мужественно дал напор тем недугам, которые свалились на него в последнее время. И тем не менее, старик продолжает оставаться в строю. На самом деле, десять лет ожидания это не так уж и долго, если музыкант такого ранга презентует сильную и аутентичную пластинку высочайшего качества, оставляющую после себя море эмоций и ощущение новизны, каким, без сомнения, является ''Ordinary Man''.

Предыдущий альбом ''Scream'', увидевший свет в далеком 2010-м, также получился круто сваренным, энергичным и свежим для своего времени. И не в последнюю очередь потому что над ним трудился гитарный виртуоз Гас Джи, пришедший на смену, казалось бы, несменяемому Закку Уайлду. Тогда материал группы действительно нуждался в инновациях, т.к. композиторский почерк Закка грозил сделать из проекта Оззи второй Black Label Society.

Сейчас, годы спустя Уайлд снова является гитаристом концертного состава, но в работе над ''Ordinary Man'' помимо самого Джона Майкла принимали участие уже совсем другие люди: гитарист, композитор и продюсер Эндрю Уотт, Чед Смит из Red Hot Chilli Peppers и Дафф МакКаган из Guns N' Roses. А также целый струнный оркестр с хором и куча специальных гостей от Слэша, Тома Морелло до самого Элтона Джона и рэперов Post Malone и Трэвиса Скотта. Охватывая весь масштаб лиц, вовлеченных в творческий процесс, можно было бы предположить, что пластинка получилась так себе и весь этот звездный балаган ни что иное как попытка замаскировать ее посредственность. Да, такое действительно случается и у самых именитых рокеров. Но не в случае Оззи.

Во многом благодаря вовлечению новых музыкантов ''Ordinary Man'' получился таким стильным, современно звучащим, или, как выразился в своем обзоре Всеволод Баронин, преимущественно ''молодежным'' альбомом, который, несмотря ни на что, звучит именно так, как должен звучать альбом Оззи Осборна. Композициям присуща располагающая органичность и душевно-исповедальная меланхолия, а также легкость восприятия при отсутствии чего-то лишнего и напускного. По сути это простые, но энергичные и цепляющие песни без малейшего акцента на виртуозность гитариста, где есть неподражаемый тембр Оззи, эффектные проработанные интро и пронзительные заводные мелодии, которые хочется слушать снова и снова. Если рассматривать каждую вещь в отдельности, можно утверждать, что более разнообразного, прогрессивного и эмоционального материала у ветерана рока еще не было за всю сольную карьеру.

Открывающий альбом ''Straight To Hell'', встречающий нас тягучими плотными риффами как раз-таки в духе Дикого Закка и зажигательным соло от Слэша, можно назвать эффектным и энергичным традиционным "разогревом", без которого не может обойтись альбом более-менее успешного исполнителя. Начало очень динамичное, молодцеватое и, кажется, вокал Оззи ничуть не изменился, но вскоре понимаешь, что, несмотря на применение фильтров и автотюнов, возраст все-таки берет своё.

Более лиричный и умиротворенный номер "All My Life" демонстрирует здоровый и правильный грув, отлично дополняющий проникновенные размышления Оззи о своем давнишнем житье-бытье… И тут же как по заказу следует ''Goodbye'' – подчиняющий себе разум слушателя номер с толикой психоделики в гипнотических вокализах Осборна и низкими тревожными риффами в духе Black Sabbath, но обыгранными в более современной динамичной манере.

В центре альбома расположились наиболее яркие произведения, о которых просто хочется сказать – так рождается новая классика. Превосходная баллада ''Ordinary Man'', исполненная Оззи дуэтом с сэром Элтоном Джоном с отчетливым перевесом в сторону творчества последнего, с ведущим фортепьяно и изящными оркестровками, поражает своей задумчивой атмосферой застарелой ностальгии, когда ты словно подводишь некий итог и перед глазами проносится вся бурная жизнь. "Under The Graveyard" вылеплен несколько из иного теста, но все также виртуозно совмещает трогательный драматизм Оззи с мощной металлической подачей, увлекая слушателя в порочный круг рок-н-ролльных страстей, о которых Осборн знает все от и до.

На фоне этих сингловых монстров композиция ''Eat Me'' выглядит намного проще, но имеет свои козыри в виде теплых партий губной гармоники в исполнении фронтмена (что опять-таки напоминает о ранних пластинках Black Sabbath) и бескомпромиссной роковой энергетики в минорно-лиричном ключе. "Today Is The End" привлекает внимание своим альтернативным стаффом с нарочито искаженными гитарами, что кажется не совсем нужным, зато великолепная в своей выразительности вокальная линия сразу все расставляет по своим местам.

Зажигательный хуковый боевик ''Scary Little Green Men'' моментально заставляет позабыть о всех недоразумениях и в мгновение ока берет слушателя в плен электризующим драйвом и заразительным припевом, где Оззи выложился на полную как в свои лучшие времена – стопроцентно стадионный, сокрушительный хит. И снова на контрасте далее вступает баллада ''Holy For Tonight'', достаточна томная, если не сказать, нежная и чувственная пьеса с женскими бэками (в записи которых даже приняла участие Келли Осборн), на первый взгляд очень далекая от рока и скорее близкая исполнителям R'n'B. Однако на заднем плане грозно рокочет бас Маккагана, да и неподражаемый голос Осборна напоминает, с кем мы имеем дело.

Казалось бы, на этой ноте можно было бы и завершить альбом, но тут приходит время для совсем уж странных и чужеродных экспериментов. Коллаборация Оззи и рэпера Поста Малоуна, разумеется, наделала достаточно шума, больше за счет участия в ней Осборна, однако студийный результат их работы оставляет желать лучшего. Крайне сомнительный раздолбайский трек ''It's a Raid'', где смешалось нечто электронно-нойзое и панковское производит более чем раздражающий эффект. Финальный трек ''Take What You Want'', где первенство принадлежит уже Малоуну и Скотту, более интересен сочетанием электронного бита и соло-гитары, но на волне услышанного ранее может вызвать некую дезориентацию в пространстве от отсутствия четко обрисованного финала. Причины появления данных вещей на сольном альбом Осборна можно объяснить лишь правилами и нравами шоу-бизнеса, в котором Оззи, точнее, его жене Шерон, приходится вариться уже много лет, заработав статус медийных персонажей.

Невзирая на сомнительные моменты, ''Ordinary Man'' остается безусловно яркой, насыщенной и цепляющей работой от музыкантов высочайшего уровня, душевной, мелодичной и предельно открытой. Да, эта работа несколько отделилась от нпрочего бэк-каталога, но при этом сохраняет верность традициям. Он призван привлечь новое подросшее поколение рокеров, побуждая их ознакомиться с классикой жанра, которая старше их примерно раза в три.

Многие журналисты и критики выдвигали гипотезы, что данный альбом может стать последним для Оззи, что было бы вполне логично, учитывая его огромное наследие, почтенный возраст и прогрессирующие проблемы со здоровьем. Как человек, уважающий Осборна и его неоценимый вклад в мировой тяжелый рок, я, по правде говоря, давно лелеял мысль, что старику хорошо бы наконец-то уйти на покой, ну или ограничиться студийной деятельностью. Но вся соль в том, что ''Ordinary Man'' все-таки не та пластинка, которой бы следовало завершать карьеру. Для этого нужно нечто более монументальное. Уверен, что Оззи еще покажет всем нам, что такое уходить громко и красиво, как это подобает настоящим легендам, выкинув напоследок нечто каверзное и чудаковатое…

Рецензия на альбом группы Школа Рока "Hellblock 13"

29-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если кто-нибудь когда-нибудь устроит конкурс на самый худший русскоязычный хэви-метал-альбом, то этот диск имеет все шансы выиграть в нём и получить главный приз. Кажется, что лидер Школы Рока Александр Минжонок-Рокский, известный также как “Мошна”, нарочно постарался сделать всё по самым кривым и самодеятельным канонам восьмидесятнического отечественного тяжмета в духе Чёрного Кофе, Скорой Помощи, Галактики, Легиона, Металаккорда, Магнита, 99% и иже с ними, но в данном случае дело не в плохих ориентирах и даже не в наплевательском отношении к своему делу, а совсем в другом – в самозабвенном служении идеалам великого рок-н-ролла, которому настолько предан главный воевода и руководитель всего, что связано со Школой Рока, что порой забывает не просто про покой и сон, но и про адекватную проработку собственных композиций, которые выходят ну очень сырыми.

Я не сомневаюсь, что рецензируемый диск сорвёт и уже сорвал немало хейтерских выпадов, ушатов помоев и каскадов из гнилых помидоров и тухлых яиц на ресурсах вроде Mastersland и Darkside, но если на минуту отбросить эмоции и присмотреться к альбому чуть внимательнее, сравнив его с классикой тех же Галактики и Металлаккорда или с недавно переизданной Metal Race “Местью Зла” Паранойи, то “Hellblock 13” не покажется таким уж плохим и плоским, а наоборот предстанет в новом и достаточно неплохом свете. Да, это сырой и непосредственный HMR типично совкового розлива и с очень специфическими текстами, но инструментальная работа команды вполне на уровне, а искренний фальцет Мошны напоминает множество отличных команд из золотой эпохи восьмидесятых, которые хоть и не выбились в первые эшелоны тяжёлого металлического рока, но пользовались в те времена заслуженным уважением.

А вот лучшей и самой объективной рецензией на данный альбом, я думаю, является моё интервью с Мошной от 8 мая сего года. Понять “Hellblock 13” можно только в динамике, в развитии и в его естественной “экзистенциальной” среде, а лучше всего, если где-то поблизости в это время окажется сам Мошна, который расскажет и объяснит, что к чему, зачем и откуда на его новейшем детище, расставив все точки над “i”, “ё” и “й”. Чтобы понять новый диск Школы Рока, нужно прожить его и услышать эти песни ушами его авторов. Конечно, альбом далёк в любом из возможных смыслов: с точки зрения музыкальности и песенности это не очень профессиональная и гармоничная музыка и не очень убедительные и складные песни, но в то же время это великолепный документ повседневной жизни настоящих рок-н-ролльщиков, и в этом плане “Hellblock 13” - это очень аутентичная и достоверная вещь, которую стоит ценить и котировать.

В этих шести треках, два из которых являются своеобразными кавер-версиями, присутствует даже определённая концепция и сквозная сюжетная линия не без налёта некоей мистики и детективности, а тусовочного энтузиазма и веры в своё дело у Мошны и его сотоварищей не меньше, чем у самых искренних и пламенных команд 80-х, что в наше циничное время большая редкость. Добавьте сюда великолепное виниловое издание made in Poland, приключений в связи с которым было столько, что впору снимать многосерийный блокбастер или писать книгу, не забудьте про весёлый нрав и музыкально-алкогольную многоопытность задействованных в создании данного кругляша персонажей, и вы получите полный набор контурных карт для понимания этого эпичного HMR-манифеста во всей его силе, великолепии и первозданной тусовочно-андеграундной красоте.

В этих кривых и наивных риффах и не менее кривых и наивных текстах есть своя особая жизненная правдивость и некое подобие сырой харизмы 80-х, а панк, кажется, ещё никогда не подбирался к хэви-металлу так близко, как это случилось на этом альбоме. Я не сомневаюсь, что играть такое намного интереснее и увлекательнее чем слушать, но послушать пару-тройку раз ради расширения кругозора и “вхождения в тему” всё-таки стоит. Да и не так просты “Hellblock 13” и его создатели, как может показаться, совсем не просты! По моему личному мнению и внутреннему самоощущению, альбом заслуживает 3 из 5, но за интервью-красноречие Мошны, отличный сказ про хождение за три моря с целью вызволения пластинки из рук поляков-производителей и за дух подпольного хэви-метал-рок-н-ролла 80-х надо, не глядя, ставить 5 из 5. Итог – среднее арифметическое в виде 4/5 и благодарность музыкантам/издателям за присланный винил! (поставил над CD-стереосистемой обратной стороной в плане глобального big balls-символизма).

Рецензия на альбом группы Blood Pollution "Cave Aliens"

29-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Прежде чем писать эту рецензию, я провёл обстоятельное интервью с лидером Blood Pollution Ником Трэшем, которое оставило у меня очень благостное и приятное впечатление, а юмор и ирония нашего уважаемого респондента настраивали по отношению к группе исключительно положительно. Все знакомые отзывались о группе с огромным пиететом и, довольно крякая, вытирали нос рукавом, отмечая, что не любить “Кровавую Поллюцию” просто невозможно, поскольку чуваки крутые и заслуженные, а их концерты гарантированно проходят на предельном градусе отжига и драйва. Добавьте сюда солидную дискографию, и вы поймёте, почему отнестись к новейшему полноформату этих космических хулиганов нужно со всей серьёзностью.

Не так давно в составе Blood Pollution произошли некоторые пертурбации, в коллектив влился Сергей Степаненко, известный по Critical Extravasation и ещё по массе интересных тяжёлых команд, но на музыку коллектива это не особо повлияло, если не считать ещё больший, чем раньше, крен в сторону рок-н-ролла и значительное уменьшение и обмельчание трэшевых влияний. Звук команды тоже стал аскетичнее и суше, риффы теперь кажутся ещё проще и прямолинейнее, а дурманящий фиолетовый цветок обложки напоминает о галлюциногенных трипах стоунерщиков и команд утяжелённого южного рока. Сами авторы называют свой музыкальный беспредел мачо-роком, и это недалеко от истины – всё это очень мачо и очень рок.

Я долго думал и не мог взять в толк, что же напоминает мне этот альбом, а потом вдруг понял – Крюгер образца 1998 года и альбома “Дети Вражды”. На том диске отошедший от идеалов яростного, сатанинского и жёсткого трэш-дэта, Хамер представил собственное рок-н-ролльное понимание трэша, и это было тогда довольно интересно и необычно. “Шумно катится ночь” – пел самозабвенно косящий под Лемми Александр, а его музыка катилась точно так же шумно, ржаво и нетрезво. Вряд ли наши сегодняшние герои хоть каким-то боком вдохновлялись злобным и ужасным Крюгером, явно предпочитая западных мэтров и первопроходцев жанра, но тяжёлая поступь подобных мачо-рок-н-ролльщиков в наших русскоязычных областях уже раздавалась и не раз.

А вот трэшем я такое считать всё-таки не могу, несмотря на то, что категорически далёк от стереотипов, согласно которым трэш-метал обязательно должен быть жёстким, агрессивным и злобным как Slayer. Я очень даже в курсе, что трэш – это в том числе и такие группы как Atomkraft, Pariah, Metal Church, поздний Megadeth, а порой в конюшню жанра даже заводят стариков из Venom, уважительно и с пониманием отношусь к данной точке зрения, но сегодняшних Blood Pollution к трэш-металлу всё-таки отнести ну никак не могу. Я бы даже сказал, что “Cave Aliens” это и не метал вовсе, а что-то намного более лёгкое, старое, заводное и задорное с явными нотками Чака Берри и Клифа Ричарда.

Адекватнее и правильнее всего расценивать “Cave Aliens” как стопроцентный утяжелённый рок-н-ролл с редкими и скорее угадывающимися элементами трэша и множественными порослями в сторону творчества таких команд как Raven, Manilla Road, Motorhead, Крюгер и Black Label Society. Немного юга и кактусов, много задора, развесёлый тусовочный угар и характерный “атлетический” кураж ранних “рэйвенов” – вот, что вы услышите на этом альбоме. Англоязычные тексты призывают отбросить скромность и предрассудки, испытать судьбу и отправиться, наконец, навстречу бешеным приключениям, ужасным опасностям и сжигающей дотла страсти. В наших широтах всё то же самое на русском поют сейчас Horband, а Blood Pollution исключительно аутентичны и англоязычны.

Когда я только начинал слушать тяжёлую музыку, то никак не мог понять, как возможно, что Metallica (а тогда это была ещё очень даже металлическая Metallica, и ни про какие “Load” и “Reload” речи ещё не шло) отправляется в тур со всякими там Guns’n’Roses, а теперь понял. Как раз в таких турах и от таких туров рождаются потом зелёные инопланетные ковбои-бастарды вроде Blood Pollution. И именно такие чудаковатые гибриды оказываются очень кстати летними багамскими ночами, когда воздух раскалён как лиловый шар Алисы, текила сушит горло, а тёплое выдохшееся пиво надоело хуже горькой редьки.

“Cave Aliens” – это развесёлый буги-праздник, который задуман и исполнен так, чтобы никого не оставить равнодушным, и хотя какой-то особой глубины здесь нет, скучать и грустить, когда звучат зажигательные риффы Кровавой Поллюции, вы точно не сможете. Blood Pollution – это больше, чем просто музыка, а в качестве бесплатного бонуса к диску вы получите массу угарных тусовочных историй, ни с чем не сравнимый дорожный перегар и привкус настоящей мужской дружбы. Я по-прежнему не особо в восторге от музыкального кредо группы как такового, но альбому всё равно нужно и можно ставить только 5 из 5. Ребята живут тем, что делают, и по-настоящему верят в своё дело. Это надо понимать и уважать.

Рецензия на альбом группы Ereb Altor "Jartecken"

26-06-2020 Дмитрий Фомин

Обрывки снов, не отличимых от реальности, наполненные смутными образами из подсознания, культ идолопоклонства и родовой памяти, первобытная рунная магия, почитание земных стихий и северная мифология – вот из таких тесно сплетенных узоров была выкована текстовая концепция нового, восьмого по счету полноформата шведских кудесников эпичного металла Ereb Altor. Сей проект ведом уже знакомыми нам Матсом и Рагнаром, которые в иной жизни известны как Кристер Олссон и Дэниэл Брюнтсе.

Бесспорно, 2019-й стал весьма удачливым годом для этих парней. Выпустив очень сильный, по сути, один из лучших, релиз в рамках Isole, музыканты несколько погодя презентовали очередной студийник Ereb Altor, к которому совершенно справедливо хочется применить те же самые эпитеты. Учитывая, что творческая концепция этих проектов имеет как свои сходства, так и более серьезные различия, можно только удивляться креативности и таланту Матса и Рагнара.

С самого начала Ereb Altor были известны как одни из самых достойных и уважаемых продолжателей (именно продолжателей, а не подражателей) наследия культовых Bathory. Только в отличие от покойного Куортона они начинали не с чистого листа, а практически сразу стали насыщать свою музыку элементами блэка, дэта и викинг-металла с сильным влиянием эпик-дума и соответствующей мифологической лирикой. И за годы своего существования довели этот стиль до немыслимых высот, не теряя при этом прочной связи с кряжистыми корнями нордического экстрим-металла.

При создании произведения, которое в скором времени получило название "Jartecken" ("Знаки"), музыканты словно преследовали цель максимально отойти от доминирующей ранее монументальной эпик-метал составляющей, но при этом сохранить с ней нерушимую связь. Если предыдущий лонгплей ''Ulfven" получился монолитным, по большей части прозаичным и продолжительным, то новая пластинка демонстрирует куда большую композиторскую гибкость и разноплановость в совокупности с бескомпромиссностью чистокровного блэк-металла в лучших традициях шведской сцены начало 90-х гг. Вероятно, именно поэтому оформление альбома было доверено Кристиану Валину, чей стиль нельзя спутать ни с кем другим, а послужной список его работ присутствует практически в каждой аудио-коллекции каждого рьяного поклонника скандинавского метала.

В лучших традициях Ereb Altor материал "Jartecken" могуч и непреклонен, усилен непроницаемой броней мощных качевых риффов и овеян сумрачной пеленой клавишных, а также взаимодополняемым дуэтом ядовитого скриминга и мощного распевного клин-войса при поддержке будоражащих хоров, наполненных велеречивой архаикой и неприступностью.

Об этом как раз-таки говорит вступительный трек ''Avgudadyrkans Vag", что выполняет роль своеобразного пролога в преимущественно повествовательной манере скандинавских саг, а также грозный и могучий номер ''Queen Of All Seas'', где неистовый блэк-метал-стафф тесно переплетается с эпик-думовыми пластами, по сути неотделимыми в своей монолитности. А вот "Alliance In Blood" в своем притрэшованном "дремучем" напоре и воинственный ''Prepare For War'' больше напоминают пластинки ранних Carpathian Forest и Dissection соответственно, чем тех же Bathory.

Хотя и без влияния оных не обошлось. И забористый боевик ''Chained'', и мрачный берсеркер ''My Demon Inside'', источающие неумолимую ярость в виде кровожадных вариативных тремоло и бластбитов, раздираемые надвое умело скроенным партиями двух вокалов, напоминают о ранних, еще гулких и сырых опусах Куортона и его подручных. Однако и в них гораздо больше характерного для Ereb Altor подхода и их потрясающего умения создать произведение, пронизывающее до глубины души. Блестящий пример тому – мрачный многоуровневый трек ''Hvergelmir'', где кипящая злоба вперемешку с обреченностью и даже безысходностью подобно тому самому потоку в Нифельхейме уносят слушателя в неведомые лабиринты, пороги и изгибы, заставляя пережить настоящее смертное перерождение.

‘’With Fire In My Heart" можно назвать еще одним образцом классического викинг-металла, с разудалыми напевами, воинственными мелодиями и ритмичными фолковыми зарисовками, эффектно переходящего в эпилог ''…And Blood On My Hand", где поющие гитары и хоры плавно растворяются в грозных раскатах грома и плеске волн зовущего океана. К чести музыкантов, в этих произведениях нет ничего от того, старательно опошленного современной метал-индустрией продукта, возведенного на новый пьедестал популярности примером Amon Amarth, который исполняется, дабы достичь коммерческого успеха, не взирая на культурные ценности и языковую принадлежность.

Одним из выдающихся достоинств творчества Ereb Altor была и остается искренняя эмоциональность вкупе с желанием передать истинные чувства, переживания и мировоззрение своих предков наравне с бережным отношением к собственной многовековой этнической культуре. Ну и заодно бережно соблюсти все каноны настоящего металла, взрастив на этой кровавой почве новое сильное и живучее потомство.

"Jartecken" - исключительная в своем разнообразии и целостности работа, блестяще совмещающая бескомпромиссную мощь блэка, суровость мелодий и мифологический фатализм скандинавского эпоса, пропущенного через призму эпик-металла. Естественность и художественность идут здесь бок о бок, а мрачная, плотно окутывающая атмосфера одурманивает, заставляя ощутить на себе всю силу явленных видений, в которых Одноглазый старик помогает постичь мудрость рун, сокрытых в лесной чаще, где рыщут волки и слышится карканье воронов. Там, где древние боги оставили свой след, где стихии не знают границ, и где человек, чье сознание избавлено от всего лишнего и искусственного, может познать свою сущность и суть всей природы.

Рецензия на альбом группы Neorhythm "Terrastory"

23-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Всё, что есть в мире и в нашей жизни - это узоры, ритмы, движение частиц и атомов с разной скоростью и в разном направлении, однако ещё Эйнштейн утверждал, что и в физике, и в музыке помимо закономерностей и законов есть и ещё один фундаментальный принцип – страсть. Что-то мне подсказывает, что именно этот “новый ритм”, с появлением которого всё оживает и приобретает такой задорный и тусовочный оттенок, и имели ввиду участники группы NEORHYTHM, когда начинали свою совместную творческую деятельность в данной команде и когда готовили к выходу свой второй полноформатный залп под названием “Terrastory”.

Я не случайно вспомнил абзацем выше великого Эйнштейна – на альбоме “Terrastory” будет достаточно парадоксов, и на первый из них намекает уже название данной работы. Как известно, “хочешь мира, готовься к войне”, и “готовь сани зимой, а шубу - летом”, вот так и нынешние NEORHYTHM – они так любят космос и звёзды, так много и с такой страстью пели о них, что на своём новейшем полноформатнике решили поговорить о… Земле. “Terrastory” – это история Земли, история нашей terra incognita, на которой мы и всё человечество живём уже столько лет, проводим всю свою жизнь, но которую так и не смогли до конца узнать, познать и исследовать.

Авторы замахнулись высоко и на своём новом диске решили рассказать нам, ни много ни мало, а всю историю нашей уютной голубой планеты от начала её зарождения до наших дней. Диск позиционируется как концептуальный и всерьёз намерен стать для современных почитателей Gojira, Lamb Of God и Meshuggah эдаким атласом-космогонией, а при необходимости и путеводной звездой всех потерявшихся и отчаявшихся в нашем нелёгком земном путешествии к идеалам правды, добра, понимания и нашего подлинно человеческого гордого достоинства. И да, альбом звучит гордо и величественно, а его структуры напоминают математические формулы.

Когда слушаешь этот аудио-колосс, создаётся ощущение, что погружаешься в чертежи и испещрённые математическими, геометрическими и физическими значками пергаменты великих древних учёных, которые много превзошли нашу современную науку в познании тайн и секретов Вселенной и знали куда больше наших самых просвещённых и продвинутых умов. Построение композиций и отдельные, конкретно взятые риффы и вставки с “Terrastory” оставляют ощущение глубокого и вдумчивого проникновения в суть эзотерических мистерий жизни и смерти, а плотный, детально разложенный по полочкам саунд и уверенная подача как нельзя лучше дополняют этот впечатляющий сеанс экзистенциального вхождения в онтогенез и филогенез.

Загадки генома, парадоксы происхождения жизни, дарвиновские антиномии и просто невероятная магия развития и зарождения жизни в космосе – всё это нашло отражение на “Terrastory”, а англоязычные тексты написаны с использованием соответствующей терминологии и с надлежащим терионовским пафосом, дабы представить эту эпохальную историю в соответствующим виде и с необходимым размахом. Нет сомнений, что новейшее творение NEORHYTHM - это мат-метал с грувовыми рифами и с лёгким флёром дэт-металла, но временами вся эта музыкально-лирическая фантасмогория напоминала мне даже SepticFlesh, Hollenthon и Samael с их оккультным пафосом.

Нужно отдать альбому должное - пожалуй, “Terrastory” – это лучшее, что делал и к чему прикладывал свою пишущую длань Деметр Грэйл, однако за львиную долю всего, что связано с “Terrastory”, а именно за риффы, сбивки, мелодии, гармонические ходы, сочетание одного с другим, за генеральную линию всего этого действа и за то, что NEORHYTHM есть и существует как таковой, стоит благодарить всё-таки не его, а в первую очередь лидера и мастермайнда проекта Евгения Рассадкина, ведь именно под его чутким руководством вся мощь и космическая слаженность альбома была призвана к бытию и сделала шаг из хаоса к организованной гармонии.

Однако заслуги и работу других людей, которые трудились над пластинкой тоже принижать не стоит: Орм Эмбар нарисовал отличный арт, Роман Арсафес на славу пошаманил со сведением и мастерингом, издатели, рабочие с завода и служащие типографии совместными усилиями создали впечатляющий коллекционный диджипак, и вот перед нами великолепный артефакт современного научно-фантастического грув-металла, который ловко жонглирует историческими и биологическими фактами и не менее ловко управляется с музыкальным и визуальным выражением своих замыслов и идей, представляя их в законченном и убедительном виде.

С самого первого трека, коим является инструментальное интро “Mirovia”, альбом уверенно завладевает сознанием слушателя и отпускать его не собирается. Путешествие начинается, и остановить эту феерическую карусель не получится до полного и окончательного завершения сеанса. В отличие от классических антиутопистов, авторы “Terrastory” с большим оптимизмом смотрят в будущее, и их энтузиазм по поводу светлого финала всех наших сегодняшних горестей и невзгод самым явным образом отражается на звучании треков с альбома. Процветание, масса новых открытий, великие идеи – всё это появится на авансцене уже очень скоро, а ключом к такому позитивному сценарию станет сплочённость человеческих индивидов и вера – считает Деметр.

“All our dreams will be sutured, Все наши мечты изящно подлатают опытные хирурги

So we exclaim just "wow"!” И мы лишь воcкликнем: “вау!”

(c) NEORHYTHM – “Anticipations”

Всё это действительно похоже на волшебство: где-то атом соединился с атомом, появилась искра, пробежало электричество, туда-сюда… и вот уже хочется скорее откупорить бутылку Хеннесси и выпить за атомы, этих маленьких купидонов, и за новые ритмы, которые прославляют своим творчеством грув-экспериментаторы из NEORHYTHM! Евгений не стал топтаться на месте и выдал на своём новом диске весьма убедительный манифест умного и фирменного мат-металла, который во многом отличается от “Zetetic”, а в чём-то даже является его зеркальной противоположностью, но всё так же научен, основателен, технически безупречен и доказательно аргументирован.

Я так и не решил, какой же из двух полноформатников команды мне нравится больше: в “Zetetic” больше порыва и спонтанности, агрессии и ещё не оставившего попыток вырваться на свободу хаоса (и в этом его прелесть и особое очарование), а “Terrastory” – это дитя гармонии, разума и выверенных с медицинской точностью пропорций. “Zetetic” – дикий и необузданный зверь, он пугает и в любой момент готов сорваться с цепи и вновь сбежать в свои космические прерии, а “Terrastory” – это мощь покорённого и ставшего мирным строителем атома-демиурга, успокоившегося, наконец, в руках Творца и не имеющего более необходимости в диссонансах и противоречиях.

“Zetetic” и “Terrastory” – это не “хуже” и “лучше” и даже, пожалуй, не разные ступени эволюции, а скорее две стороны одной медали, две конфигурации и две точки зрения. Кому-то будет ближе и понятнее одно, кому-то – другое, но это исключительно дело личных предпочтений, которые напрямую зависят от внутреннего состояния нашей с вами души и нашего ума. Подобное познаётся подобным, и бунтари-радикалы наверняка скажут, что им ближе “Zetetic”, а люди более взрослого и спокойного возраста, предпочитающие шумным тусовкам в клубах уютные бдения в кресле напротив дорогой стереосистемы, наверняка отдадут свой голос за “Terrastory”.

Рецензия на мини-альбом группы Anion Effect "Act II: Death"

23-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта интересная калининградская капелла привлекла моё внимание уже своим дебютным полноформатником “Syntyma” (2015), где был представлен чёткий и техничный мдм с мягким финским звуком и прозрачными готик-влияниями, а два года спустя ребята решили начать масштабную EP-трилогию и выпустили первую часть этой эпопеи в виде четырёхтрекового залпа под названием “Act I: Doom”. Их саунд стал строже и угрюмее, гитары щедро сеяли угрожающие риффы, клавишная атмосфера казалась плотнее и гуще, а в ритмах появилось что-то технотронно-синтетическое в духе поляков Cemetary Of Scream с редкими веяниями в духе Crematory.

Вероятно, именно это сходство с дэтово-думовыми польскими печальниками стало причиной того, что участники коллектива стали приписывать к своему основному жанровому тегу в виде мелодэта ещё и дэтовый дум-метал, но, как ни крути, всё это имеет место быть, и группе такие новшества пошли только на пользу. Музыка Anion Effect стала таинственнее, мистичнее и прозрачнее, категорически не желая ограничивать себя ни в чём и забирались даже на территории Mandragora Scream (“It’s Coming”) и Lacrimosa (вступление “Ruins Of Life”), а по части эпичности сходу давая фору многим другим своим коллегам как в нашей стране, так и за рубежом.

Когда усиливаешь что-то одно, другие составляющие теряют удельный вес - так вышло и у этих калининградцев. Аллюзий к Dark Tranquillity и In Flames в их творчестве стало заметно меньше, а вот думовые и готик-металлических веяния зацвели пышным цветом. Всё это особенно явно чувствовалось в треке “Ruins Of Life”, где они впервые ввели в свою музыкальную палитру чистый вокал, а к традиционному мдм на всём “Act I: Doom” можно было отнести, пожалуй, только завершающую релиз “Tie Tähtiin”, где скорость исполнения и риффы ещё соответствовали изначальному музыкальному амплуа команды.

Ну а меня упомянутый мини-альбом убедил в том, что группе тесно в рамках какого-то одного конкретного музыкального направления, и они основательно встали на тропу экспериментов и эволюции, но кто бы мог подумать, что вектор развития команды направится не куда-нибудь, а аккурат в сторону модернового романтично-трагичного дума, о чём громогласно и сообщил их новейший релиз, получивший название “Act II: Death”. Если обстоятельство с думом было ещё вполне предполагаемо, то модерн-корректировок саунда ждать от данной группы, вроде как, не приходилось, однако даже они оказались кстати в обновлённом музыкальном кредо команды.

Эпичные оркестровые аранжировки в “Modern Dark” запросто сочетаются с таинственными колокольчиками, а “Light Of The End” углубляется куда-то в сторону безбрежных, авангардных и индустриально-странных экспериментов. Теперь Anion Effect кажутся окончательно утратившими все свои корни, оторвавшимися от почвы и от своего изначального стилистического alma mater и отправившимися в открытый космос чистых идей, смыслов и такого же чистого и кроссжанрового творческого дерзновения. Нечто подобное случилось некогда со швейцарцами из Samael, подобные перипетии переживали Septic Flesh, и кажется, Anion Effect не против пополнить этот список.

“Act II: Death” оставляет больше вопросов, чем даёт ответов, он интригует и удивляет, а малая длительность EP открывает ещё больше простора для фантазии. Открывающая мини-альбом “Hopeless Song” с её неспешным сюжетным развитием и волнующими вокальными упражнениями воспринимается скорее как интро, нежели как полноценная вещь, финальная “Light Of The End” больше смахивает на аутро, а в итоге за вычетом этих двух композиций, на альбоме остаётся всего только одна “Modern Dark”, которая тоже звучит очень даже необычно и эпатажно и уже своим названием ввергает в мыслительный столбняк и когнитивный ступор.

Вероятно, именно так, по мнению музыкантов, должен выглядеть современный дарк-метал, и если это так, то они представили далеко не худший вариант возможного положения дел. Элементы индастриала, симфо-металла, готик и дум-металла, традиционного мдм, модерн-металла и циркового психовоображариума в духе последних альбомов Nightwish, Xandria и Amberian Dawn сложились в исполнении современных Anion Effect в диковинную головоломку, где законы логики совершенно утратили какую-либо власть над действительностью, а всё развивается по каким-то странным и потусторонним траекториям. Тем интереснее дождаться третьей части анонсированной трилогии и посмотреть, чем же и как всё это закончится.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё