Рецензия на альбом группы Atra Hora "Τέμενος"
14-05-2020
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Уже лет семь город Пятигорск ассоциируется у меня с группой оттуда под названием Atra Hora, и происходит это отнюдь не случайно. Коллектив исполняет нечто на стыке Orphaned Land, Septic Flesh, Rotting Christ и Salem, то есть делает ставку на атмосферный этнический дарк-метал с элементами дэта и далёкими грозовыми проблесками блэка, а участники группы предельно внимательно и бережно относятся к специфике северного Кавказа и с удовольствием погружаются в бездны местного национально-географического колорита. Сами музыканты называют свой стиль античным дарк-металлом, а на своём новейшем полноформатнике, дабы ещё более подчеркнуть данную специфику, обратились к таинствам покровителя искусств Аполлона и даже поместили изображение знаменитого древнегреческого бога на обложку компакта.
Близость к Греции и жаркое кавказское солнце влияют на музыку состава самым положительным образом и действительно напитывают её позитивными вибрациями, которые идут музыке и атмосфере творчества пятигорцев только на пользу, а для того чтобы подчеркнуть родство своего родного города с Элладой участники даже решили подарить своему третьему лонгплею греческое название. “Теменос” (от греческого “τέμενοσ” – священное место) – определённый священный участок, который может располагаться как непосредственно в жилище человека, так и вне его (например, в лесу), а в случае с альбомом Atra Hora речь идёт о сакральном пространстве искусства и культуры, которые музыканты понимают как некую связующую нить между человеческой душой и метафизической первоосновой мира, которую можно назвать Абсолютом или Богом. Где и как нам стать чище и лучше? Можно в лесу или в храме. А можно – под музыку.
Экстремальный вокал Алекстоса, чистоголосые распевки его брата Яниса и уйма умопомрачительных мелодий на фоне агрессивного металлического рубилова – это и есть Atra Hora, но помимо этих привычных и традиционных для группы составляющих, на “ΤΈΜΕΝΟΣ” нас ждёт целый ряд сюрпризов: некто A.D., мастермайнд проекта Nubiferous (ritual ambient / drone / tribal folk), записал на склоне горы Бештау на высоте порядка 730 метров над уровнем моря основу для трека “Forgotten God’s Sanctuary”, Константин, талантливый музыкант с высшим музыкальным образованием, проживающий в Нальчике, исполнил партии скрипки для “Dedication to Mnemosyne” и сам записал секцию медных духовых для концовки “Orison”, а Андрей Фенев, известный в Пятигорске исполнитель ханг-музыки, наваял партию rav-vast , и это ещё не всё!
Женские голоса для хора в двух треках спела жена лидера группы Алекстоса Георгиали Татьяна, а его брат Янис сыграл на сантуре, древнем струнно-ударном инструменте, в то время как сам Алекстос исполнил партию на авлосе, еще более древнем тростевом инструменте, известном ещё с эпохи поздней бронзы. На альбоме хватает традиционных риффов и узнаваемых ноу-хау из арсенала легенд и небожителей дэт-дума, а также этнического блэка начала 90-х, немало здесь и своих личных открытий Atra Hora и их собственных традиций, а в совокупности эта смесь старого и нового, чужого и своего звучит как гремучий пчелиный рой, с восторгом и радостью вылетающий с пасеки древних жрецов-друидов. И драйв, и мёд, и немного волшебного зелья друидов – всего этого будет вдоволь у каждого, кто уделит “ΤΈΜΕΝΟΣ” достаточно внимания и даст ему шанс.
“ΤΈΜΕΝΟΣ” – это мрачный, суровый, экстремальный и достаточно ортодоксальный метал, свято чтущий традиции патриархов и первопроходцев интеллектуального дэт-дума, из которого впоследствии и появился дарк-метал, но он обладает целым рядом нюансов и особенностей, которые делают его по-настоящему разнообразным, глубоким и интригующим. Atra Hora не пошли по пути своих друзей из Боснии и Герцеговины, известных как Silent Kingdom, и не стали съезжать в классический арт-рок, однако их музыка, сохранив всю свою тяжесть, напор и ревущую металлическую мощь, парадоксальным и удивительным образом имеет почти такую же глубину и отличается почти такой же свободой. Atra Hora ничуть не погрешили против своих корней и не изменили своей первой металлической любви, а потому метал-ортодоксы, которые до сих пор грезят о временах “Tales From The Thousand Lakes”, наверняка будут в восторге.
Потрясающие хоры, душераздирающие чистоголосые партии вроде тех, что так отлично дополнили трек “Temenos”, масса этнических, прогрессивных и артроковых элементов, нереальное разнообразие и удивительная непредсказуемость переполняют актуальное творение группы до краёв, с одной стороны полностью вписываясь в их узнаваемый стиль (как говорят сами авторы и музыканты, около 90% треков и риффов были придуманы около десяти лет назад), а с другой - расширяя и развивая его как бы изнутри. Если вы знакомы с другими проектами Алекстоса и Яниса, такими как Distressful Project и Agenda, вам будет очень интересно по ходу звучания диска ловить своим внутренним слухом едва уловимые намёки на них в новейших треках “ΤΈΜΕΝΟΣ” и узнавать характерные для них ходы и фишки в металлическом урагане диска.
Альбом не является концептуальным, но обладает общим лейтмотивом, который вкратце можно описать как десакрализация понятия “Золотой век”, о чём в разное время довольно подробно говорили самые разные авторы от Мирча Элиаде до Андрея Кураева и Николая Некрасова. “Эх, во времена Древней Руси хорошо жилось: боги, обряды, традиции…” – мечтательно вздыхают неоязычники в футболках Арконы и Butterfly Temple, “Вот при Сталине да при советской власти такого бардака не было!” – сурово потрясают пальцем в сторону прошмыгнувших мимо школьников пенсионеры на скамеечке возле подъезда, “При Василии Великом и Иоанне Златоусте, да во времена церковных соборов вот где была благодать, а сейчас всё сплошь разброд и шатание” – грустят православные, и никто из них не понимает, что это совсем и далеко не так.
Убеждение в том, что когда-то, где-то и кому-то жилось “вольготно и радостно” есть заблуждение: всегда и во все времена хватало бед, напастей, подлости и огорчений, а христианские святые, национальные герои, вожди, полководцы и великие музыканты были такими же людьми со своими недостатками, страхами, сомнениями и искушениями. История философии есть история человеческих заблуждений, история религии – это история человеческих неврозов, а история человечества в целом не что иное как непрестанная борьба за веру, истину и чистоту, за крупицы обыкновенного человеческого счастья и хоть какой-то смысл, который смог бы оправдать те горы бессмысленной жестокости, лжи, фальши, глупости и злодеяний, которыми традиционно переполнено всё, к чему прикасаются своим взором или руками люди. Именно об этом диск.
Я с большим интересом и немалой симпатией отношусь к этническим поискам отечественных музыкантов, и мне очень приятно, что после отличных релизов Baradj, Deva Obida и других подобных групп Atra Hora тоже выстрелили таким ярким и сильным альбомом. Продолжая традиции ранних Rotting Christ, Order Of The Ebon Hand, Septic Flesh, Amorphis, Bethzaida, Dark Reality и целого сонма первопроходцев этно-металла, пятигорцы не теряются на их фоне, а успешно и разносторонне продолжают продвигать собственную уникальность, оставаясь в рамках классики экстремально-металлического олдскула. На “ΤΈΜΕΝΟΣ” есть всё, за что я когда-то полюбил интеллектуальный дэт и аристократичную тоску дума, и я с большим удовольствием рекомендую этот альбом всем интересующимся этническими порослями на ниве дарк-металла. Отличный и качественный тяжеляк, который сочинили, сыграли и записали люди, ни на миг не перестающие учиться и вовсю фанатеющие по Tori Amos, Fiona Apple, Depeche Mode и Sisters Of Mercy помимо традиционных тяжёлых групп.
Алексей "Astarte Eel" Иринеев