ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл группы The Right Stones "Six Feet Underground"

15-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Группа, которая называется Правильные Камни, по определению должна играть только правильную музыку, и в случае с The Right Stones это действительно близко к истине. Эти рокеры больше всего любят классические тяжёлые риффы и такие же классические тяжёлые группы, которые давным-давно прописались в Зале славы рок-н-ролла и вписали свои имена в книгу истории музыки золотыми буквами, а их песни скроены по каноническим лекалам, которые опробовали ещё Лемми, Оззи, Слэш и иже с ними.

Трек с жутковатым названием “Six Feet Underground” является первым синглом с их готовящегося дебютного EP, который должен выйти летом этого года, и это настоящий рок с тяжёлым хардовым дисторшном, уникальной южной атмосферой и развязно-кайфовыми соло. Музыканты умело подготовили почву для данного релиза двумя залпами в виде каверов на классику Motorhead и Hawkwind, и после таких интересных композиций, да ещё и с сопутствующими им видео-роликами внимание к их собственному творчеству должно расти просто на дрожжах.

И они не собираются разочаровывать такие высокие ожидания и разгорячённый аппетит. Бодрый качающий ритм, визгливо пружинящие соло, уверенный вокал, правильная ритм-секция и органный фон клавишных - не случайно перед выходом сингла The Right Stones каверили именно Hawkwind и Motorhead, ведь их собственный материал сейчас звучит как смесь громоподобного грохота вторых и блюзовых медитаций первых, а сделано всё это в точности с тем же самым ламповым звуком 70-х, когда хард-рок правил бал и был законодателем мод у молодёжи.

Вокал Александра Загрянского напоминает Джо Лин Тёрнера в светлые и золотые времена его участия в составе группы Радуга, где с гитарой колдовал сам Блэкмор, а саунд и сведение подбираются ко всё тем же рубежам “Difficult To Cure” и “Bent Out Of Shape” с нежными и ненавязчивыми нотками клавишно-органной работы Джона Лорда и Кена Хенсли, которых так любят и ценят хардовые олдскуллеры. Ну а в целом можно сказать, что “Six Feet Underground” – это настоящая рок-н-ролльная пати, но с утончённым привкусом хорошего блюза, и это ценно и приятно вдвойне.

Можно попенять на грязноватое звучание гитар, в котором намного больше Motorhead или даже Discharge, чем Rainbow, Uriah Heep и Deep Purple, но даже оно особо не портит “Six Feet Underground”, который действительно звучит максимально аутентично и правдиво, воссоздавая звук, дух и атмосферу эпохи тяжёлого рок-н-ролла. Заподозрить во всём этом стилизацию и современную работу не так-то просто, а справедливости ради стоит сказать, что данный трек группы звучит даже круче и хитовее чем иные, не слишком упёртые вещи Nazareth или Bad Company.

У сингла действительно очень удачное и более чем говорящее название – такую музыку любили и играли с огоньком и перцем так давно, что это не просто уже стало архаикой, а превратилось почти что в призрачную и могильную старину из далёкого прошлого века, где всё было иначе настолько, что уже кажется почти невероятным, однако те, кто любил эту музыку, уж точно не изменили своим вкусам и симпатиям, а потому наверняка будут прыгать от восторга, когда услышат “Six Feet Underground”.

Сами The Right Stones не скрывают, что не стремятся изобретать ничего нового, а просто хотели бы исполнять старый добрый классический рок максимально близко к тому оригиналу, который был найден и активно претворялся в жизнь в начале 70-х, и у них это с блеском получается. Если весь готовящийся мини-альбом будет звучать в таком духе и будет пронизан подобными настроениями, то его можно будет с чистой совестью гонять наравне с классикой тех же Rainbow, Hawkwind и Uriah Heep, а для начинающей группы это самый громкий и очевидный комплимент!

Рецензия на альбом The BlueStocking "Algedonic"

14-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Чего ждать от группы, которая называется Синий Чулок? Правильно, только самого неожиданного и странного! Пожалуй, лучшее, что было сказано о них нашей пишущей братией, это словосочетание “очаровательное сумасшествие” и сравнение с саундтреком к неснятому фильму Тима Бёртона, ведь более точного определения в данном случае просто не придумать. Я не очень понимаю, что общего у The BlueStocking и группы Сьюзи Сью, а также с музыкальными формированиями вроде НОМ, но вот винтажности, ламповой кабаре-атмосферы и изящного декаданса у них действительно много, и это им очень идёт. Подобную музыку очень любят в Питере, но наши герои намерено путают следы и свою штаб-квартиру организовали в столице.

Такая музыка наверняка бы очень понравилась Безумному Шляпнику и пришлась бы кстати на бесконечном чаепитии в Стране Чудес, а песни группы совершенно точно стоит прописывать всем любителям фиолетового цвета и имеющим в анамнезе биполярное расстройство, ведь музыка The BlueStocking точно так же маниакальна и депрессивна, радостна и печальна в каждый отдельно взятый момент времени, а характерная для людей творческих и мечтательных эмоциональная противоречивость как раз и является источником их магической притягательности и действует как волшебный магнит. Кстати, слово "Algedonic", вынесенное в название релиза, означает "приносящий одновременно и страдание, и радость", как вам?

Стоит отдельно упомянуть о впечатляющем внешнем виде этого квинтета, который с точки зрения его визуальной составляющей можно отдалённо сравнить с нашумевшей в последнее время питерской инструментальной капеллой Flynotes. Три диковатые девушки, словно прибывшие к нам на машине времени из 18 века, и два интеллигентного вида молодых человека с гитарой и с саксофоном наперевес выглядят как чуть повзрослевшие воспитанники Дома странных детей мисс Перегрин, и к музыке команды это подходит самым наилучшим образом. На концертах они устраивают самодеятельный маскарад и театрализованный хаос, и данный факт лишь добавляет очков их и без того впечатляющим и искрящим словно бенгальский огонёк музыкальным фантазиям.

Чего-то похожего я ждал от дебютного альбома Ayin Aleph, и был в итоге очень разочарован, когда ничего такого там так и не нашёл. В подобном же ключе могли бы музицирвать эльфы-мечтатели с консерваторским образованием из Caprice; дурачиться в схожем направлении обожали сумрачные девы из Колибри, а те, кто успел полюбить группы вроде Diablo Swing Orchestra, Stolen Babies и Atrox и не имеет пунктика насчёт обязательности наличия в любимой музыке тяжёлых гитар, наверняка сейчас просто просияют и примутся рыться в Интернете на предмет заказа “Algedonic” на физическом носителе. Они ироничны, изобретательны и даже обложку для своего дебютного лонгплея сделали на манер квеста и шарады (уже догадались, что обозначают помещённые там пять странных символов?).

Я нисколько не удивлюсь, если окажется, что больше, чем фисташковое мороженное и вишнёвый джем, участники этой странной группы любят свободу и творческое эмансипе, ведь их музыка свидетельствует, а порой буквально кричит именно об этом. Виртуозный и непредсказуемый саксофон, словно сорвавшиеся с привязи гитары, бесконечные импровизации, соло, эксперименты, игривые музыкальные шаржи и сумасшедшие гармонии присутствуют в их песнях в таком количестве, что эти треки буквально созданы из них и ничего другого там нет и быть не может. Традиционные песенные структуры у них скорее угадываются, чем действительно имеют место быть, а голос вокалистки Киры дразнит, смеётся, плачет, манит и радуется жизни.

Уже на своём дебюте The BlueStocking сумели создать целостный и вдохновенный мир иллюзий и чудаковатого волшебства, а любители подобной пограничной эстетики должны оценить этот тёмный рай бесконечного детства по достоинству. Если вы до сих пор не понимали, почему Питер Пэн так категорически не хотел взрослеть, сегодня у вас есть очевидный и зримо-осязательный тезис в пользу данной позиции. Быть взрослым – значит, пытаться понять и измерить “Algedonic” с помощью логики, категорий и понятий, а эта затея по определению обречена на провал. Гораздо эффективнее, веселее и приятнее просто рвать на части подушки, прыгать на кровати и представлять себя частью подпольного клана фейри-ведьм и лучшим другом белого кролика.

Дебютный полноформатник The BlueStocking - это самый естественный, изящный и вдохновляющий протест против законов физики и математики, который я только видел. Без плотной привязки к каким-либо жанрам, стилям и направлениям, без явных заимствований и параллелей, но с обескураживающей элегантностью Мэри Поппинс эти столичные экспериментаторы расшатывают скучные стены обыденности и радостно приветствуют спешащих выбраться из образовавшихся астральных проходов диковинных насекомых и деловитых инопланетян. В самом деле, почему бы прорыв в параллельную реальность не устроить с помощью музыкальных инструментов, пения и последовательности нот и слов?

Под такие звуки самые бредовые, тайные и любимые сны оживают и начинают толпиться шумными компаниями там, где им совершенно не время и не место, дёргать за рукав, отвлекать от работы и нашёптывать невероятные непристойности на ухо. Наверняка подобные фантасмагорические трели слышали Босх, Дали и Дюрер, и если бы они умели записывать свои мысли нотными закорючками, то мир уже давно узнал бы о том, как безумный кавардак их картин повёл бы себя, превратившись в звуки и песни. The BlueStocking – это один из тех редких случаев, когда мне совершенно не хочется проводить параллели между музыкальной группой и их коллегами по сцене – они слишком автономны и самобытны.

Да, у них есть кое-что от Бьорк и от Кейт Буш, да, они достаточно близки отчаянным либертинам из Ива Нова, но сравнивать их с кем-то - дело пустое и неблагодарное, поскольку все параллели и аналогии будут отдалёнными, смутными и станут скорее уводить от истины, нежели приближать к ней. Альбом практически не имеет недостатков и действует как интеллектуальный абсент, раздвигая границы восприятия и мотивируя на удивительные и неожиданные глупости, без которых жизнь пуста и скучна. Осталось подтянуть визуальную имиджевую составляющую и привести её в полное соответствие со столь блистательным и шипучим аудио-бурлеском, и будет шик и блеск. Любителям тёмных сказок и сумасшедших фантасмагорий стоит в обязательном порядке обратить внимание на эту группу и на этот альбом!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на альбом группы Atra Hora "Τέμενος"

14-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Уже лет семь город Пятигорск ассоциируется у меня с группой оттуда под названием Atra Hora, и происходит это отнюдь не случайно. Коллектив исполняет нечто на стыке Orphaned Land, Septic Flesh, Rotting Christ и Salem, то есть делает ставку на атмосферный этнический дарк-метал с элементами дэта и далёкими грозовыми проблесками блэка, а участники группы предельно внимательно и бережно относятся к специфике северного Кавказа и с удовольствием погружаются в бездны местного национально-географического колорита. Сами музыканты называют свой стиль античным дарк-металлом, а на своём новейшем полноформатнике, дабы ещё более подчеркнуть данную специфику, обратились к таинствам покровителя искусств Аполлона и даже поместили изображение знаменитого древнегреческого бога на обложку компакта.

Близость к Греции и жаркое кавказское солнце влияют на музыку состава самым положительным образом и действительно напитывают её позитивными вибрациями, которые идут музыке и атмосфере творчества пятигорцев только на пользу, а для того чтобы подчеркнуть родство своего родного города с Элладой участники даже решили подарить своему третьему лонгплею греческое название. “Теменос” (от греческого “τέμενοσ” – священное место) – определённый священный участок, который может располагаться как непосредственно в жилище человека, так и вне его (например, в лесу), а в случае с альбомом Atra Hora речь идёт о сакральном пространстве искусства и культуры, которые музыканты понимают как некую связующую нить между человеческой душой и метафизической первоосновой мира, которую можно назвать Абсолютом или Богом. Где и как нам стать чище и лучше? Можно в лесу или в храме. А можно – под музыку.

Экстремальный вокал Алекстоса, чистоголосые распевки его брата Яниса и уйма умопомрачительных мелодий на фоне агрессивного металлического рубилова – это и есть Atra Hora, но помимо этих привычных и традиционных для группы составляющих, на “ΤΈΜΕΝΟΣ” нас ждёт целый ряд сюрпризов: некто A.D., мастермайнд проекта Nubiferous (ritual ambient / drone / tribal folk), записал на склоне горы Бештау на высоте порядка 730 метров над уровнем моря основу для трека “Forgotten God’s Sanctuary”, Константин, талантливый музыкант с высшим музыкальным образованием, проживающий в Нальчике, исполнил партии скрипки для “Dedication to Mnemosyne” и сам записал секцию медных духовых для концовки “Orison”, а Андрей Фенев, известный в Пятигорске исполнитель ханг-музыки, наваял партию rav-vast , и это ещё не всё!

Женские голоса для хора в двух треках спела жена лидера группы Алекстоса Георгиали Татьяна, а его брат Янис сыграл на сантуре, древнем струнно-ударном инструменте, в то время как сам Алекстос исполнил партию на авлосе, еще более древнем тростевом инструменте, известном ещё с эпохи поздней бронзы. На альбоме хватает традиционных риффов и узнаваемых ноу-хау из арсенала легенд и небожителей дэт-дума, а также этнического блэка начала 90-х, немало здесь и своих личных открытий Atra Hora и их собственных традиций, а в совокупности эта смесь старого и нового, чужого и своего звучит как гремучий пчелиный рой, с восторгом и радостью вылетающий с пасеки древних жрецов-друидов. И драйв, и мёд, и немного волшебного зелья друидов – всего этого будет вдоволь у каждого, кто уделит “ΤΈΜΕΝΟΣ” достаточно внимания и даст ему шанс.

“ΤΈΜΕΝΟΣ” – это мрачный, суровый, экстремальный и достаточно ортодоксальный метал, свято чтущий традиции патриархов и первопроходцев интеллектуального дэт-дума, из которого впоследствии и появился дарк-метал, но он обладает целым рядом нюансов и особенностей, которые делают его по-настоящему разнообразным, глубоким и интригующим. Atra Hora не пошли по пути своих друзей из Боснии и Герцеговины, известных как Silent Kingdom, и не стали съезжать в классический арт-рок, однако их музыка, сохранив всю свою тяжесть, напор и ревущую металлическую мощь, парадоксальным и удивительным образом имеет почти такую же глубину и отличается почти такой же свободой. Atra Hora ничуть не погрешили против своих корней и не изменили своей первой металлической любви, а потому метал-ортодоксы, которые до сих пор грезят о временах “Tales From The Thousand Lakes”, наверняка будут в восторге.

Потрясающие хоры, душераздирающие чистоголосые партии вроде тех, что так отлично дополнили трек “Temenos”, масса этнических, прогрессивных и артроковых элементов, нереальное разнообразие и удивительная непредсказуемость переполняют актуальное творение группы до краёв, с одной стороны полностью вписываясь в их узнаваемый стиль (как говорят сами авторы и музыканты, около 90% треков и риффов были придуманы около десяти лет назад), а с другой - расширяя и развивая его как бы изнутри. Если вы знакомы с другими проектами Алекстоса и Яниса, такими как Distressful Project и Agenda, вам будет очень интересно по ходу звучания диска ловить своим внутренним слухом едва уловимые намёки на них в новейших треках “ΤΈΜΕΝΟΣ” и узнавать характерные для них ходы и фишки в металлическом урагане диска.

Альбом не является концептуальным, но обладает общим лейтмотивом, который вкратце можно описать как десакрализация понятия “Золотой век”, о чём в разное время довольно подробно говорили самые разные авторы от Мирча Элиаде до Андрея Кураева и Николая Некрасова. “Эх, во времена Древней Руси хорошо жилось: боги, обряды, традиции…” – мечтательно вздыхают неоязычники в футболках Арконы и Butterfly Temple, “Вот при Сталине да при советской власти такого бардака не было!” – сурово потрясают пальцем в сторону прошмыгнувших мимо школьников пенсионеры на скамеечке возле подъезда, “При Василии Великом и Иоанне Златоусте, да во времена церковных соборов вот где была благодать, а сейчас всё сплошь разброд и шатание” – грустят православные, и никто из них не понимает, что это совсем и далеко не так.

Убеждение в том, что когда-то, где-то и кому-то жилось “вольготно и радостно” есть заблуждение: всегда и во все времена хватало бед, напастей, подлости и огорчений, а христианские святые, национальные герои, вожди, полководцы и великие музыканты были такими же людьми со своими недостатками, страхами, сомнениями и искушениями. История философии есть история человеческих заблуждений, история религии – это история человеческих неврозов, а история человечества в целом не что иное как непрестанная борьба за веру, истину и чистоту, за крупицы обыкновенного человеческого счастья и хоть какой-то смысл, который смог бы оправдать те горы бессмысленной жестокости, лжи, фальши, глупости и злодеяний, которыми традиционно переполнено всё, к чему прикасаются своим взором или руками люди. Именно об этом диск.

Я с большим интересом и немалой симпатией отношусь к этническим поискам отечественных музыкантов, и мне очень приятно, что после отличных релизов Baradj, Deva Obida и других подобных групп Atra Hora тоже выстрелили таким ярким и сильным альбомом. Продолжая традиции ранних Rotting Christ, Order Of The Ebon Hand, Septic Flesh, Amorphis, Bethzaida, Dark Reality и целого сонма первопроходцев этно-металла, пятигорцы не теряются на их фоне, а успешно и разносторонне продолжают продвигать собственную уникальность, оставаясь в рамках классики экстремально-металлического олдскула. На “ΤΈΜΕΝΟΣ” есть всё, за что я когда-то полюбил интеллектуальный дэт и аристократичную тоску дума, и я с большим удовольствием рекомендую этот альбом всем интересующимся этническими порослями на ниве дарк-металла. Отличный и качественный тяжеляк, который сочинили, сыграли и записали люди, ни на миг не перестающие учиться и вовсю фанатеющие по Tori Amos, Fiona Apple, Depeche Mode и Sisters Of Mercy помимо традиционных тяжёлых групп.

Рецензия на альбом группы Бияс "Жизнь - война"

12-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Будет весело и страшно” – пожалуй, именно за это любители социального панка любят и котируют любимый жанр, и андеграундный питерский состав Бияс готов предоставить интересующимся все эти ингредиенты и даже немного больше, а именно “смесь реальных историй, юмора, сарказма и ужаса от происходящих событий”, как говорят сами музыканты и о чём буквально кричит яркая и динамичная обложка альбома. Протест, стиль, адреналин, хулиганство и творчество – это те самые пять китов, на которых зиждется музыка данного объединения, и, собираясь воедино, они действительно очень напоминают нечто схожее по виду и эффекту с отчаянным кулаком, направленным фронтально и непримиримо прямо в “фейс”.

Группа была организована ещё в начале десятых годов, называлась в то время B.I.Y.S., но очень быстро залегла на дно и вернулась лишь в 2018 году, начав активно креативить и готовить свой дебютный лонгплей, который сейчас, наконец, и доступен для всех желающих на просторах всемогущего Интернета. Сами участники коллектива говорят о своих симпатиях к ностальгическому прото-панку 70-х, и их приверженность данной музыкальной эпохе на все сто слышна и очевидна в их песнях. Простенькие и достаточно лёгкие, но невероятно заводные композиции с диска “Жизнь - война” напоминают не только первопроходцев раннего панк-рока, но и таких уважаемых в среде рок-н-ролльщиков деятелей как Чак Берри, Клифф Ричард и Литтл Ричард.

Музыка дебютного творения Бияс одновременно легка и тяжела. За кажущейся и, казалось бы, очевидной лёгкостью их ретроспективного саунда очень скоро, привыкая, начинаешь различать по-настоящему тяжёлые и даже грузные риффы (“Подруга”, “Бутылка”), в которых есть даже нечто от первопроходцев NWOBHM и таких групп как Fist, Samson и Angel Witch. Сам подход к построению музыкальных композиций и обращение участников Бияс со своими риффами в первую очередь напоминает как раз все эти древние команды, я бы даже сказал, у группы не так много от классического разухабистого панка и от тех же Sex Pistols, The Damned и Clash, а намного больше от The Runaways, Сьюзи Кватро или ранних Motorhead, что меня очень порадовало.

Для классического панка Бияс слишком осмысленны, логичны и романтичны (“Вина”), а бессмысленного протеста и алкогольно-наркотического дурмана в их текстах и риффах я не увидел вовсе. “Жизнь - война” это не юношеский максимализм и не бунт ради бунта, это очень взрослые, взвешенные и музыкальные пьесы, каждая из которых является потенциальным хитом, и в 70-х у соответствующей аудитории пошла бы просто на “ура”. Ну а сегодня в 2020 году, когда всё больше людей заявляют о своей тотальной усталости от стандартных пластмассовых релизов и о желании вернуться в мир крафтового, винтажного и лампового звука прошлого века, Бияс могут быть очень даже кстати и можно сказать, что появились они очень и очень вовремя.

Удивительно встречать на диске такие душевные и “человечные” треки как “Подруга” и “Воспоминания”, где нет общих фраз, заезженных текстовых клише и желания пропеть-прокричать лишь бы что-нибудь, отмахнувшись от себя и от слушателей под предлогом “и так сойдёт”. Участники Бияс не пытаются подражать интеллектуальным мудрствованиям Янки и Егора Летова, не тянут резину и котов за хвост, стеная в духе вечно живого и вечно депрессивного русского рока, а вместо этого следуют по стопам западных мэтров тяжёлого хулиганства начала-середины 70-х и исполняют бодрый, позитивный, жизнеутверждающий, но не лишённый мыслей и идей панк-хэви-метал-рок, под который можно хоть танцевать, хоть трясти головой и слэмить.

На мой вкус это скорее простенький, но не безыскусный NWOBHM, чем панк. Послушайте хотя бы такие вещи с рецензируемого CD как “Культ” и обратите внимание на риффы, соло и общий саунд этих композиций. Коммунистический лозунг “лучше меньше да лучше” оказался как нельзя более “в тему” в случае с данным альбомом, и минималистичные, но не примитивные ритмы данного лонгплея наверняка порадуют ценителей таких антикварных релизов и даже приведут под знамёна старомодного хэви-металла новых последователей и приверженцев, которые ещё вчера, может быть, и думать не думали, что когда-нибудь станут слушать такую архаичную и “несовременную” музыку.

Буквально пару дней назад я написал рецензию на новейший EP столичных панкеров из Азон, где восхищался их осмысленностью, мелодичностью и глубиной, а теперь настал черёд петь дифирамбы чуть более тяжёлым и прямолинейным Бияс. Музыканты блестяще реставрировали и воссоздали тот самый суховатый звук первопроходцев харда, панка и хэви-металла 70-х, и даже их не самые сильные и выдающиеся голоса звучат на альбоме “Жизнь - война” почти как хоры задорных купидонов. Сам того не ожидая, я так плотно подсел на треки с дебюта питерцев, что гоняю их по кругу четыре дня подряд, и они даже не думают мне надоедать. Короткие, простые, иногда ироничные, иногда поучительные, иногда просто весёлые – это просто музыкальные пирожки, а не песни!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на концертный альбом группы Horband "Lion Live"

12-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Ещё лет двадцать назад концертные альбомы были само собой разумеющейся практикой и выходили с завидной периодичностью, но всё изменилось с приходом Интернета и воцарением цифровой эпохи. Слушатели и пользователи социальных сетей уже не так котируют концертный формат, однако серьёзные меломаны до сих пор помнят времена концертников и продолжают с удовольствием переслушивать пёпловский ”Made In Japan”, пристовский “Unleashed In The East” и многие другие подобные релизы классических групп. В первую очередь именно таким искушённым и заинтересованным слушателям и адресован рецензируемый сейчас “зальник”, но интересен он на самом деле может быть куда более широкому кругу слушателей.

Я не стану тратить время и силы на теоретическое обоснование особой прелести концертников как таковых, а сразу и конкретно перейду к обозреваемому сейчас “Lion Live” и на данном, отдельно взятом - и нужно сказать, действительно очень ярком и показательном примере, - постараюсь показать, почему в некоторых случаях знакомство с творчеством той или иной группы лучше всего начинать как раз-таки с live-релиза. Horband, ранее известные как Группа Хороших и предводительствуемые большим романтиком и мечтателем Ильёй Хороших, с самого начала своего творческого пути делали ставку на жёсткий, ржавый и разухабистый микс из блюза и металла, а потому их железный рецепт вряд ли может звучать аутентичнее, чем в live-варианте.

На данный момент в арсенале у группы два полноформатника и два EP, а нынешней весной Horband решили дополнить свою дискографию официальным концертным релизом, исполнив вживую практически все имеющиеся у себя композиции, что по хронометражу в итоге составило полтора часа. Мощные рок-н-ролльные боевики, грубоватые ковбойские баллады, англоязычные и русскоязычные вещи, пружинящие соло и рваные, напоминающие рёв взбесившихся моторов риффы дополняют друг друга на “Lion Live” и создают неповторимую атмосферу чадящей дорожной романтики. Очевидно, что в данном случае на первом месте находится не музыка, а некое специфическое настроение – ощущение, характерное для старых вестернов и боевиков вроде культового и нашумевшего “Харлей Дэвидсон и Ковбой Марльборо”, и это совсем неплохо.

Не случайно именно этой исторической киноленте посвящена одна из вошедших на концертник композиций (я имею ввиду брутальный “мужской” хит “За мотором и бабой”), ведь по духу “Lion Live” это самый настоящий ковбойско-байкерский гимн любителям дорожных приключений, крепких слов и напитков и лихих стальных коней. Погрузиться в атмосферу этого пыльного праздника скорости и юности и предлагают своим слушателям сейчас Horband. Я даже думаю, что группе стоило не тянуть с выпуском концертника, а сделать это сразу же после выхода их дебютной пластинки или даже вовсе дебютировать live-релизом, ведь именно в концертном варианте музыка группы выглядит максимально приближенной к своему винтажному идеалу.

Сами авторы и музыканты подчёркивают, что звук “Lion Live” не подвергался никакой студийной обработке, огрехи, ошибки и аудио-нюансы не рихтовались и не ретушировались, а всё попало на диск исключительно в том виде, в каком было исполнено и представлено на той самой живой презентации второго долгоиграющего компакта команды под названием “My Kind Of Love”. Именно в таком варианте музыка Horband показалась мне наиболее естественной и доходчивой. Этот дымный непричёсанный саунд, общение со зрителями, небрежное исполнение и соло-импровизации представляют песни Ильи Хороших именно в том виде, в котором их звучание выглядит самым эффектным и впечатляющим образом, а все недостатки группы при таком раскладе автоматически переходят в разряд плюсов и козырей.

Ностальгия, чад и копоть локальных клубных гигов аналоговых 80-х и литературные текстовые зарисовки с лёгким привкусом мистики и романтики очень удачно обрамляют простенькие рок-н-ролльные блюзы Horband, которые Илья и его музыканты исполняют с оглушительным дисторшном и повышенной громкостью, свойственной метал-концертам. Если смешать Motorhead, Guns’n’Roses, Dire Straits и отправить получившегося монстра в разгар жёсткого южного сейшна в крошечный камерный клуб, выйдет как раз “Lion Live”, который доступен, кстати, и в аудио-формате, и в стильной чёрно-белой видео-версии. Тот самый случай, когда форма на все сто соответствует содержанию и служит ему, многократно усиливая изначальный посыл.

Рецензия на мини-альбом группы Азон "Лайтс"

11-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Азон - это та самая группа, которая играет чуть утяжелённый панк в духе ранних подвигов NWOBHM и вот уже двадцать лет продвигает в массы свои мелодичные металлизированные хиты на стыке Sex Pistols, NOFX и ранних Iron Maiden. Я был почти в восторге от их альбома “Пока не выключат свет…” (2018) и до сих пор с удовольствием слушаю и переслушиваю хит с того диска “Всё равно”, на все сто и двести разделяя юношеский задор вокалиста группы Павла Захарова и его показную, нарочитую, но всё равно очень здоровскую и огненную воодушевлённость. Эти незатейливые, простые и даже примитивные, но всё равно такие мелодичные, эмоциональные и ядерные вещи просто невозможно не любить, ведь каждая из них это настоящий маленький гимн безбашенной философии вечных скитальцев и романтиков ранних панко-метал-сражений – в каждой из них есть что-то, что близко и знакомо абсолютно любому из нас.

Но зачем такой отвязной и хулиганской группе записывать акустику? Казалось бы, это нонсенс и глупость, а отказавшись от гитар, драйва и дисторшна, команда потеряет и всю свою харизму, но – только не Азон! Не случайно авторы говорят в предисловии о балансе на стыке десятков стилей, всё на самом деле именно так. Драйв, кач и напор никуда не исчезли, а вместо грязноватого и нестройного скрежета прежние хиты Азона засияли новыми красками, играя отголосками регги, фолка, кантри, рокабилли, регтайма, ритм-н-блюза, классического рока, всё того же перво-хэви-металла и ещё массы музыкальных жанров и направлений. Контрабас, туба, гармошка и традиционные для панк-рока акустические гитары и ударные пришли на “Лайтс” к идеальному взаимопониманию и в итоге выдали на гора, наверное, идеальный софт-поп-хэви-панк-манифест с великолепными мелодиями, отличными текстами и почти симфоническими аранжировками.

Когда-то на изломе тысячелетий Metallica, Scorpions и им подобные рок-гиганты первой величины экспериментировали, давая концерты с симфоническими оркестрами, а теперь Азон решили сделать что-то похожее, но всё-таки несколько другое. Массированно облегчить свой классический материал, добавить в него нехарактерных звуков, инструментов и новые эмоциональные нюансы с тем, чтобы посмотреть на себя и на свои песни с непривычного угла зрения – почему бы и нет. Вышло не просто здорово и интересно, а почти шедеврально. Даже эти типичные мейденовские гитарные пробуксовки “Всё равно” стали ярче и рельефнее, а смысл текстов выступил на первый план со всей своей прямотой, что теперь действует как инъекция молодящего раствора – как машина времени, переносящая каждого желающего в те далёкие и заветные 17, когда трава была зеленее, пиво вкуснее и небо выше.

На альбоме всего три композиции, это хулиганский эпик “После нас”, призывающий игнорировать ограничивающие скорость знаки и пакостить на детских площадках, уже упомянутая мной антивозрастная и противокалендарная “Всё равно” и, наконец, пронзительная, пробирающая до мозга костей “Незачем спешить” – тут просто нет ни места, ни возможности для блеклых и проходных вещей, а развивается EP по нарастающей: на первый взгляд бодрая и бунтарская, но на самом деле грустная и серьёзная, отдающая Оруэллом “После нас” сменяется задорной, чуть апгрейдившей свою текстовую составляющую “Всё равно”, а затем всё завершается уже откровенно глубоководной и откровенно чувствительной и даже романтичной “Незачем Спешить”. Если вы сомневались, что ершистые и колючие панки это просто последователи и друзья Питера Пэна с нежной и ранимой душой, которые отчаянно не желают взрослеть и терять свою искренность и детскую чистоту, сейчас самое время в этом убедиться.

Я во всём этом не сомневался никогда, да и с творчеством Азона уже был знаком, давно привыкнув к каждой из вошедших на диск композиций, но даже для меня новейший EP коллектива стал настоящим откровением. Эти песни в своей новой аранжировке действительно стали глубже и мощнее, они на самом деле заставляют задуматься о важном и вечном, и, чем дольше я в них всматривался, тем больше я видел, чувствовал и понимал. А про “Всё равно” надо бы сказать отдельно и особо. Как и любой, кто начинал слушать рок и метал-музыку на заре 90-х и недавно перевалил через возрастную отметку в 35 лет, но до сих пор не оставил своих прежних симпатий и увлечений, фронтмен Азона и автор этих строк, пронеся свою любовь к тяжёлой музыке через года, в итоге превратили своё увлечение в жизненную философию и начали видеть смысл и значение в каждом решении и в каждом, даже казалось бы бессмысленном действии. Пожалуй, именно таким “возрастным” и рефлексирующим олдскуллерам и адресован в первую очередь этот релиз, и именно они оценят и полюбят его в первую очередь.

Такой лайтовый и облегчённый вариант Азона понравился мне даже больше, чем оригинальный вариант звучания команды или, по крайней мере, не меньше. Конечно, в дисторшновом хаосе и отчаянной молотьбе мимо струн тоже есть своя радость и своё очарование, отрицать это просто невозможно, но в своём обновлённом акустическом амплуа музыканты показали себя с совершенно иной стороны и стали похожи на стильных рок-н-ролльщиков-авангардщиков, примеривших на себя роль музыкальных гендальфов и вознамерившихся в сказочной и ненавязчивой форме донести до детишек-хоббитов хотя бы часть приобретённого за годы странствий опыта. Давно знакомые и заученные наизусть песни засияли новыми гранями, обнажив невероятную глубину, и эта парадоксальная радостно-грустная иронично-серьёзная фолковость их новейшего EP действует теперь как взрыв сознания. Такие простые, кричаще-эпатажные и бунтарские, казалось бы, вещи теперь выглядят намного глубже и серьёзнее, и даже в голосе Павла как будто стало больше грусти, рефлексии и какой-то особой горьковатой тоски. Это действительно просто бомба, с удовольствием плюсую и рекомендую!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Показать ещё