ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Бальза "Напротив дома"

03-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Хорошо когда у тебя напротив дома тихая круглосуточная кафешка, куда можно заглянуть, если не спится, неплохо, когда там живописный клён или пара раскидистых лип, но всё куда не так великолепно, если в непосредственной близости от твоего дверного проёма размещается какой-нибудь мега-трк, где все жгут и оттягиваются ночи напролёт, не давая тебе спать и отдыхать, как это представлено на обложке актуального лонгплея группы Бальза.

Музыканты остались верны себе, и спустя три года после своего дебютного лонгплея Бальза всё так же продолжают исследовать средства массового исчисления, влияния, воздействия и удивления и на этот раз снова готовы удивить слушателей всё той же винтажной солянкой из классического рок-н-ролла, психоделики и гаражной непосредственности, в русле которых авторы очень прилежно, хотя и на удивление неочевидными путями следовали уже во времена своего дебютника.

И ещё немного истории: уже три года назад Бальза прекрасно понимали, что не гаражным саундом единым жив человек, и в их песнях основной упор делался на кокетливый женский голосок, вызывающий в памяти что-то очень древнее, очень легкомысленное и очень свинговое: и “Конец Света”, и “Привыкшие к боли”, и особенно “Правда”, и многие другие треки с их первого лонгплея звучали почти как рок-н-ролльные гимны, а древняя рок-н-ролльная архаика прекрасно сочеталась в их песнях с современным драйвом и искристой энергетикой.

Собственно, участники группы Бальза уже тогда воспринимались в качестве потерявшихся во времени и пространстве рок-н-ролльщиков, но их отвязный электрический буги-вуги, в который непонятно как и зачем затесались философские прокламации, игривая инопланетная романтика и депрессивный привкус околометаллического авангарда, заводил буквально с пол-оборота и не отпускал очень долго, а в точности та же самая музыка, на которую делают ставку нынешние Wicked Rumble, звучала у Бальзы намного аутентичнее, естественнее и содержала минимум стилизаций.

Актуальный диск Бальзы начинается с поэтической декламации, зачитываемой мужским голосом, которая происходит в данном случае под фоновую космическую музыку и немного нараспев, но вот пролетели эти поэтические полторы минуты, и перед нами снова знакомый по дебютной пластинке женский голос, нежные, вкрадчивые интонации, а затем маниакально-депрессивный взрыв в традициях No Doubt и их классической “Don’t Speak” – всё как раньше и в точности так же ядерно, хитово, немного старомодно и очень по-рок-н-ролльному.

Да, без изменений, конечно, не обошлось, но это всё те же самые Бальза с их особым чувством юмора, грязноватым, почти хардроковым дисторшном и характерным дуэтом в духе красавицы и чудовища, но с точки зрения гранж-непосредственности. Кстати, сменяющая описанную выше “Не рассуждай” вещь под названием “Вольер” всё так же отдаёт специфической биполярностью в духе лёд и пламень: она стартует с тихих напевов в духе пай-girl, но очень скоро тотально ускоряется и с размаху окунается в омут бешеного психо-драйва.

Более ровная на первый взгляд, но всё такая же психованная с точки зрения текста и настроения “Виною вина” даже в музыкальном плане полна закольцованных болезненных гитарных пассажей, и окончательно убедила меня в закономерности параллелей между атмосферой рецензируемого диска и фильма “Есть мечты, будут и путешествия” с его светлой и даже романтичной внешней канвой и полной психических изломов и разъедающей душу дисфории изнанки.

В треке “Радио” лидирует разухабистое мужское пение в традициях Дмитрия Ревякина, а в целом эта вещь как будто продолжает и своеобразно дополняет завершавшую предыдущий диск “На остановке”; следующая за ней “Наломали” экспериментирует с южным роком и чуть ли не со стоунером, а готовая нагрянуть к нам далее по списку “Белая Грязь” звучит как нервный полночный блюз странствующего менестреля, которому очень уж по душе моррисоновская “Whiskey Bar”.

Непринуждённые распевки мужским голосом на фоне прифанкованного инструментала слышатся в “Дороге к лету”, а где-то в середине данного трека нас ждёт долгий психоделический проигрыш в духе классических психо-трипов Grateful Dead, ещё один полуавангардный блюз “Фабрики игрушек”, жаркий рок с интонациями Чи-Ли в голове под названием “Машинист”, очередная декламация под угрожающий эмбиент “Девочка” и вот диск финиширует махровым психоделом титульного трека.

Вы уже догадались, почему я так много времени уделил воспоминаниям о дебютном полноформатнике Бальзы? С точки зрения простоты и хитовости он был очень и очень неплох, и знакомство с данным коллективом на самом деле стоило бы начинать именно с него, воспринимая тот диск как некое интро, введение в мир образов и культурно-исторических отсылок группы Бальза, а вот рецензируемый компакт куда сложнее, глубже, сильнее, но и авангарднее. Вероятно не всем и далеко не каждому удастся сходу распробовать его как следует.

Не случайно где-то выше по тексту этой рецензии мне вспоминались Wicked Rumble – у группы Бальза образца лета 2019 года на самом деле присутствует немало диссонансов и парадоксов в духе этих отчаянных металлистов, а порой они способны звучать даже как Atrox, Madder Mortem и Left Hand Solution, что лично мне как большому поклоннику всех перечисленных здесь команд весьма импонирует, но вряд ли поможет коллективу добраться до вершин хит-парадов и взорвать чарты.

Да, на пластинке всё-таки присутствует несколько очень сильных и хитовых вещей (тот же “Машинист” хотя бы), но в целом современная работа группы Бальза это почти сюрреализм и уж точно психотропно-музыкальный эксперимент чистой воды. Если вы сомневаетесь в крепости собственной психики, то не советую вам пробовать кататься на аттракционах в этом психоделическом диспансере, ну а ежели у вас есть стойкое убеждение, что вас уже ничем не сломить и не испугать, в таком случае you’re welcome, безумный свинговый цирк ждёт вас!

Рецензия на альбом группы Smile A Velociraptor "ViolenceRaptor"

02-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Кто бы мог подумать, что на More Hate Productions когда-нибудь будет издаваться маткор, но вот на дворе 2019 год и перед нами именно такой релиз, в качестве которого нам представлен второй полноформатный альбом дуэта из Удмуртии с синкретичным названием Улыбнись, Вайленсораптор. В начале своей творческой деятельности ребята играли дэткор, однако очень скоро им наскучили каноны и хрестоматии, и они устремились к чистому экспериментальному хаосу, не желая ограничивать себя никак и ничем. Как обещает лейбл, их второй полноформатник содержит в себе даже элементы грайндкора, а сами музыканты красноречиво заявляют, что порядок всегда стремится стать хаосом, а математика если и нужна для чего-то, то для того, чтобы понять их композиции и разобраться в том хитросплетении риффов, ритмов и фишек, которые они нарулили для своего актуального лонгплея.

Бескомпромиссная угарная экспериментальщина без каких-либо софтовых примесей и чистовокальных попыток прорваться в радиоформат – это как раз то, что ждёт нас с вами на актуальном компакте. Можно только упомянуть ещё раз здесь о том, что авторы попытались всемерно извратиться и поразить своих слушателей оригинальным и неслыханным ранее симбиозом полиритмов, неожиданных гармоний и непредсказуемых смен темпа и настроения, но в то же время очень не хотели сорваться в бессмысленную какофонию. Когда-то металхэдов пугали и удивляли своими ритмическими фантазиями Meshuggah, Crowbar и Fear Factory, а Smile A Velociraptor решили повторить историю и попробовали учинить такой же взрывоопасный аудиобеспредел, только с учётом современных наработок и здорово заматеревших в свете актуальных музыкальных тенденций ушных проёмов потенциальных слушателей.

Как писал наш дорогой и незабвенный поэт Н.А. Некрасов, “идет-гудёт Зелёный Шум, Зелёный Шум, весенний шум! Играючи, расходится вдруг ветер верховой: качнёт кусты ольховые, подымет пыль цветочную, как облако, — всё зелено, и воздух, и вода!”, вот и у  Smile A Velociraptor на их новом альбоме происходит нечто подобное: всё гремит, жужжит, вибрирует – словом, ведёт себя в точности так, как и полагается всем нормальным хищникам, когда на дворе весна, а их жертвы вовсю разгуливают на лоне природы. Кто бы мог подумать, но эти метал-авангардщики звучат всё ещё вполне ортодоксально и хэви-металлически – чёткая риффовая основа ощущается в их треках почти всегда, а атональные эксперименты порой напоминают происки героев металла из Celtic Frost времён их знакового и легендарного “Into The Pandemonium”. Да, без авангарда, как и без фрагментарных симфонических проблесков, здесь не обошлось, хотя в целом диск звучит как осовремененная и немного облагороженная вариация Morbid Saint, Messiah и Acid Reign.

Помните старинную панк-капеллу Lawnmower Deth, участники которой развлекались тем, что переигрывали классику экстремального тяжмета в пародийном ключе? Уж не знаю, что тому виной, но “ViolenceRaptor” звучит по духу и по настроению очень похоже на раннее творчество той английской команды (даже обильные сэмплы и неожиданные смены ритма и атмосферы почти один в один звучат на той же самой ноте!), а отличие здесь только одно: разнузданности и приколистской непосредственности “газонокосильщиков” Smile A Velociraptor предпочитают маткоровую объективность, выверенные риффы и вообще ультимативный уровень качества (мимо струн не лупят, гитары настраивают прилежно и т.д.); итог: перед нами вполне приятный и презентабельный кусок хаоса на 27 минут, который может порадовать как поклонников VoiVod, Messiah, Asshole и Lawnmower Deth, так и более профильных, юных и серьёзных маткорщиков.

 

Рецензия на альбом проекта Evilnox "When Old Legends Come To Life"

02-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Наверняка у каждого по поводу словосочетания “злая ночь” будут свои особые и возможно даже интимные ассоциации, но сдаётся мне, объективно самая злая ночь в году случается аккурат 22 июня – именно в этот день солнце маячит на небосклоне дольше всего и старается пробыть там как только можно дольше, а появиться поутру рекордно рано, и ночи-владычице не остаётся ничего другого, как тихо шипеть у себя за холмами, злобствовать и скалиться из сумрака на распоясавшееся светило. Вот, кстати, и пишу я эту рецензию на очередной релиз замечательного отечественного one-man-проекта Evilnox как раз в эту самую “злую ночь” 22 июня, когда на всё про всё у меня ночного времени суток где-то около пяти часов (с десяти вечера до трёх утра).

И слушать материал Злой Ночи и её новейшего полноформатника (который, кстати говоря, стал уже двадцать девятым по счёту релизом в обширной дискографии проекта!) “Когда оживают старые легенды” определённо лучше ночью – аутентичнее, и впечатления будут куда ярче и живее. Средневековый эпик-фолк Evilnox на своём актуальном диске звучит ещё эпичнее и торжественнее чем раньше, а едкие народные инструменты с такими же едкими народными мелодиями, будто взятыми прямиком из времён Шпренгера и Инститориуса, напоминают не только In Extremo, Dargaard и Summoning, но и аутентичный средневековый фолк, который пробовали и пробуют исполнять такие коллективы, как Avis Dei, Aurora Borealis и Clan Lir.

Хотя той самой средневековой аутентичности на “When Old Legends Come To Life”, пожалуй, даже больше, чем в оригинальных произведениях данной эпохи. Автор, мастермайнд и единственный участник Evilnox, скрывающийся за псевдонимом Rux Minn, кажется, так проникся романтической интерпретацией эпохи рыцарства и инквизиций, что превзошёл сам себя в сочинении музыкальных зарисовок для этой великой и прекрасной, хоть и безмерной тёмной (в том числе далеко не в самых возвышенных и концептуальных смыслах) поры. Треки с “When Old Legends Come To Life” звучат настолько торжественно, правдиво и реалистично, что перед глазами на самом деле уже очень скоро начинают плыть стройными рядами призраки прошлого в начищенных до блеска доспехах, а стилизованная чёрно-белая обложка только подливает масла в огонь и довершает эту музыкально-иллюстративную идиллию.

Для пущей солидности, правдивости и полноты погружения в предмет, каждый из девяти присутствующих на пластинке треков имеет свой собственный порядковый номер в виде римской цифры, а открывающая диск “I: Cold Breathe Of Battle Wings (Prologue)” полна вороньего грая и звуков скрещиваемых на поле брани кладенцов пополам с криками идущих в наступление воинов, а также насыщена очень неплохим, хоть и фоновым безвокальным женским пением в духе Hagalaz’ Runedance. С таким прологом вариантов уже не остаётся никаких и самое время с головой нырнуть в мир доблести, славных битв и жестоких тиранов, что и на самом деле очень вовремя было бы сделать уже по ходу звучания следующей вещи “II: March Of Cursed Spring”, которая порадует нас оперным женским вокалом, маршевыми перестуками перкуссии и нежными эмбиентными колокольчиками.

Всё очень просто и доходчиво на нынешнем альбоме Evilnox, но от этого он не только не теряет своего очарования, а напротив как будто даже приобретает какую-то особую магическую привлекательность: супрематизм на то и супрематизм, чтобы из простых и подручных синтезаторных средств слепить в итоге такую конфетку, которая поразит даже Мусоргского, Рахманинова и Мортииса, с которым Rux Minn даже выступал на одной сцене в минувшем 2018 году,, заставив в бессильной досаде рвать на голове волосы и судорожно хватать себя за бороду: всё же было так просто и близко, но почему до этого не додумался я сам?! Именно такова “III: Under The Forest Moon”, где простенькие менестрельские переборы арфы и переклички духовых слагают свою собственную безмолвную историю, не нуждаясь в голосах и словах.

Повествовательные отрывки и маршевый бит ударных в “IV: Midnight Opposition” наверняка многим напомнят Haggard и их соответствующие средневековые изыскания, а солирующая флейта каким-то совершенно парадоксальным и чудесным образом привносит в эту вещь отголоски сборников в духе “Музыка души”, неизменно присутствующего там “Одинокого пастуха” и иже с ним. Типично средневековые “ядовитые” и достаточно извилистые мелодии “V: Mourning Stars Over The Mountains” настраивает на медитативный лад; возвышенно-эпичная “VI: Last Kingdom” напоминает саундтрек к “Властелину Колец”, ближе к середине, правда, срываясь в погребальный мрак и отчаяние, царящие в застенках “белых кабинетов” суровых инквизиторов, а “VII: Crystal Castle Of Moon” церемониальна и торжественна опять-таки очень в духе уже упоминавшихся сегодня мной Haggard.

Мрачная эмбиентная зарисовка “VIII: Abandoned Halls” звучит как обречённая песня потерявшейся в бесконечных коридорах Лондонского Тауэра души и немного напоминает отечественный horror ambient-проект Дом Вдовы, ну а завершается всё пространным северным эпилогом “IX: Northern Silence (Epilogue)”, где всё так же звенят ветра, поют и перешёптываются забытые кем-то на одиноко вбитом в стену заброшенного дома гвозде ключи и стонут протяжные голоса ночных призраков. Альбом немного странно приходит к упадку в двух своих заключительных треках, и стремительно меняет бодрые патетические фэнтези-интонации первых композиций на холодную склеповую отстранённость, характерную для такого тоже далеко не чуждого Злой Ночи музыкального направления, как dungeon synth. “Начали за здравие, кончили за упокой” – так и хочется охарактеризовать старой присказкой музыкально-идеологическую концепцию релиза.

Когда я слушал первую, вторую, третью и далее следующие за ними композиции на альбоме, меня несколько смущало, как мне показалось, несколько диссонирующее с ними поэтическое самосопровождение, которое автор приложил к своему релизу (“В этих краях умирают мечты, Ваши надежды заменят кресты, Нет здесь героев, лишь холод и мрак, В залах пустых, в погребальне теней Слава и доблесть забыты навеки, Память размыли подземные реки, Сломан клинок, заржавели доспехи, Песня Злой Ночи слышна в темноте”), но когда дело дошло до восьмого и девятого треков, мрак и жутковатая прелесть полночной черноты вступили в свои законные права и уверенно начали тянуть одеяло смыслов и настроений на себя, заметно подкорректировав общий облик рецензируемого компакта.

И тем не менее, альбом в целом звучит как здравый, профессиональный и достаточно стройный эпик-фолковый монумент самой привлекательной для мечтателей и эскапистов всех времён эпохе, который вполне можно было бы ставить в музыкальных магазинах на одной полке с Amethystium и Dead Can Dance. Никаких третьесортных страшилок, дурного вкуса и андеграундных блэковых всплесков на данном CD нет и не предвидится, и это, несомненно, его плюс. Сделать серьёзную и по-настоящему взрослую работу куда более достойно, похвально и сложно, нежели надеяться снискать славу нового Summoning или нового Morttis и эксплуатировать их фишки, а в случае с “When Old Legends Come To Life” перед нами всё-таки явно самостоятельная и весьма зрелая вещь, которую можно, ничуть не сомневаясь, рекомендовать даже заядлым снобам и даже в самую злую ночь их и без того не самой простой и не самой безоблачной снобистской жизни.

Рецензия на альбом группы Белки На Акации "Подпись. Точка"

26-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти горячие южные энтузиасты музицируют вместе с 2004 года, имеют у себя в активе уже пять альбомов, считаются одной из старейших краснодарских групп и одно время даже пробовали массированно покорять столицу, но не сломались и не прогнулись под жёстким прессингом шоубиза и себе изменять не стали. Уже по названию группы вполне понятно, что играют они нечто эдакое и своеобразное, а на деле ребята даже сейчас не избавились полностью и вполне от эмоциональных влияний регги, который исполняли на заре нулевых, и всё так же свободно и без обиняков обращаются с музыкальными гармониями, жанрами, рифмами и смыслами.

Над своим актуальным лонгплеем ребята работали с 2015 года, и начинается он так, будто готов заразить своим бодрящим, отчаянным позитивом всю Вселенную. Очень энергичная, яркая и жизнерадостная “Привет! Вставай!” с этими характерными южными там-тамами, латиноамериканскими мотивами и качающим ритмом наводит на мысли, что нас ждёт целый диск вот такого неспешного благообразия, но это не совсем так, и уже следующий трек “Неверная” звучит намного серьёзнее и вообще иначе. Ревущие рок-сбивки, заразительные мелодии и богатые аранжировки уверенно вскружат сознание слушателю и поведут за собой.

Расслабленные акустические переборы вкупе с прогрессивными гитарами и эпизодическим саксофоном, а также довольно-таки щекотливая история в тексте трека “Виктория” даёт понять, что диск будет совсем не так прост, как мог бы. Ещё один расслабленный хипповский номер “Она полюбила мудилу” всё с теми же беззастенчивыми аффирмациями-констатациями и знаменитой растаманской непосредственностью, затем в ход идёт среднетемповая “Жизнь прекрасна”, которая уверенно комбинирует рок и этнический шаманизм, как в плане музыке, так и в том, что касается лирики, а “Закутили, загудели” с головой уходит в безбашенный тусовочный отрыв.

Простой, но качающий рок “Онлайн любовники” радует интересными лирическими находками и уже привычной злободневностью, а нежная, немного наивная баллада “У моей подруги” поражает своей искренностью, открытостью и мечтательностью, неожиданно апеллируя к названию альбома. “Не умеешь пить” звучит почти как ирландская застольно-плясовая; нежная, минималистическая, но невероятно эмоциональная “Как магнит” остра в своей романтичной меланхолии, “Не давай мне повода” следует по её стопам, но ещё дальше погружается в сладкий дремотный туман с привкусом любовной тоски, а в “Раздвоении” остаётся просто туман.

Мистические шаманские камлания в треке “Дыши” даже немного удивляют своей натуральностью и аутентичностью, а завершается всё простенькой акустической, но обнажённо-искренней балладой “Киты”. Авторы постарались и впихнули на свой альбом четырнадцать совершенно разных треков, у которых очень мало друг с другом общего, но слушать которые на самом деле интересно хотя бы даже со спортивной мотивацией (“а что же там будет дальше и куда занесёт краснодарцев в следующей песне?”). И кстати, даже те же самые “Киты” совсем не так просты, как кажется, и я сейчас имею ввиду даже не появляющуюся во второй части трека виолончель.

Если вы так и не поняли из моих пространных рассуждений, почему вам всё-таки стоит послушать эту группу и этот альбом, то сейчас самое время во всём разобраться. Ребята на сто процентов оправдывают свои географические широты и играют очень жаркий, лёгкий, по-настоящему летний материал, под который будет совершенно естественно отдыхать, мечтать и верить в чудеса. Всё то, за что я когда-то полюбил группу Чи-Ли, присутствует и у Белок На Акации, с небольшой поправкой на куда меньший градус “попсы”, танцевальности и куда больший процент традиционного рока немного в духе Uma2rman и Ундервуд.

Не все песни с рецензируемого диска, на мой вкус одинаково хороши, не очень впечатлили меня, к примеру, “Виктория” или “Закутили, загудели”, но в данном случае это дело личного вкуса, а вот отрицать безусловную хитовую ценность таких треков как “У моей подруги”, “Как магнит” и “Киты” совершенно не представляется возможным. Жаркий, хипповский, по-настоящему южный рок, под звуки которого так естественно вспомнить Эно Рауда и его “Муфту, Полботинка и Моховую Бороду”, взять пива и отправиться с рюкзаком в сторону ближайший лесополосы, в своём роде близок к гениальности и обладает огромным эвристическим потенциалом.

При всей простоте и даже безыскусности текстов и мелодий в плане своего эмоционального месседжа и концептуальной целостности альбом может дать фору очень и очень многим. Не опускаясь до прямого копирования тех же Una2rman и Ундервуд, музыканты вплотную подходят к высоте их лирических и музыкальных достижений, срабатывая ничуть не хуже, но чуть иначе. У “белок” есть свой особый почерк и немалая харизма, они узнаваемы, способны заводить с пол-оборота, а их тексты запоминаются и прилипают не хуже раскрученных чартбрейкеров Ирины “Забияки”, и да, актуальный альбом на самом деле очень похож на большое и увлекательное путешествие: он непредсказуем, разнообразен, порой опасен, и в нём масса нюансов и глубин.

Рецензия на EP Oakenform "Agony Of The Human World"

24-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти новорождённые глазовские хардкорщики очень любят мультфильмы про Лунтика, по крайней мере именно оттуда они взяли слоган для того чтобы объявить о своём выходе на тропу войны: “я родился”. В сети по поводу их музыкальной формации информации категорически мало, официальные источники скупы и бесприютны как карманы и паутина дядюшки Шнюка, а вот родной для музыкантов город Глазов, что в Удмуртии, известен куда больше и не в последнюю очередь славится своим заводом-металлистом, в то время как его население насчитывает почти сто тысяч человек, что, к слову сказать, почти в три раза больше, чем численность обитателей Лихтенштейна и в сто раз больше населения Ватикана. И знаете, я ничуть не удивлюсь, если узнаю, что в свободное от музыки время музыканты Oakenform трудятся на том самом заводе-металлисте, а почему, вы сейчас узнаете.

У ребят достаточно топорный логотип (уж не Торин ли Дубощит продюсирует этих удмуртских коммандос?), примерно такая же основательно-дубовая обложка, хотя музыка намного более интересна и даже концептуальна. Надо сказать, что своё видение агонии человеческого мира ребята раскрасили самыми тёмными и безрадостными из всех наличествующих в их палитре красками: уже сумрачное интро не предвещает никаких радостей, а сменившая его “Puppeteer” утробна, инфернальна и почти оккультна, в то время как сочетание искусственно замедленных почти до фьюнерал-дума хардкоровых риффов, болезненного низкочастотного пения, апатичных блэковых тремоло и синтезаторных оркестровок, шарахающихся напуганными нетопырями где-то на заднем фоне, звучит вполне себе апокалиптично и, вообще говоря, жутковато.

Есть даже что-то индустриальное в том, как подают свою музыку авторы: индустриальное, апокалиптическое и почти демоническое. Именно такова “Faceless Voices”, где неповоротливый кор-дисторшн обрамляется затейливыми думовыми оркестровками, а атмосфера напоминает то ли Phlebotomized, то ли кого-то из авангардно-шизофреничных думстеров вроде Abysmal Growls Of Despair. И всё это при совсем не думовой длительности треков ниже среднего (“Faceless Voices” длится всего 3:15, а она самая длинная на диске!) и специфическом настроении идущих громить Мордор энтов, которое музыканты передают почти шедеврально. “Awakening” чуть ускоряет темп вокальных дорожек, точнее тех звуков, которые выполняют у Oakenform роль таковых, а музыке в конце концов не остаётся ничего, как тоже вяло ускоряться вслед за главным троллем, но на общий эмоциональный тон релиза это никоим образом не влияет.

Не зря-не зря ещё во втором абзаце вспомнился мне Торин Дубощит – сдаётся мне, ролевики-толкиенисты должны быть в восторге от данного компакта! Эмоции и настрой злобных преспешников Саурона, а также прочих диковинных созданий, описанных в книжице Ньюта Саламандера, удмуртские хардкорщики передают первоклассно: послушайте хотя бы как колоритно переговариваются друг с другом орки и назгулы в “Persecution”, как зловеще фонят трубы Страшного Суда в “Vain”, как пускаются вприсядку горные тролли в середине завершающей пластинку “Delusion” или как щекочут подвешенного над костром бедного хоббита еловым прутиком басовых переборов голодные великаны в упоминавшейся уже “Faceless Voices” – что ни говори, а разнообразия в этой музыкальной банке с вареньем хоть отбавляй!

Ну а если серьёзно, альбом на самом деле получился настроенческий, мощный и в хорошем смысле непредсказумый. Не возьмусь судить, насколько “тру” данная работа по строгим канонам “правильного” хардкора, но с точки зрения чисто музыкальной ребята не зря так долго тянули с выпуском своего дебютника - результат вышел достойный. Конечно, у Oakenform нет той мозгодробительной ярости, которой козыряют ныне Deathsquad, или отвязных шуточек классиков из Biohazard, но в своём поджанре они почти сотворили маленькое чудо, записав альбом, который будет не скучно слушать самым разным людям с самыми разными музыкальными и идеологическими пристрастиями. И да, честно говоря, мне сложновато воспринимать эту музыку как хардкор, пусть и гиперзамедленный – слишком много здесь всего, слишком эмоционально и основательно жарят свои котлеты глазовцы. И это комплимент.

А почему тогда оценка не 5 из 5, а 4 из 5, наверняка спросит пытливый читатель, и попадёт не в бровь, а в нос. На волне восторгов по поводу музыкально-визионерских глубин, заключённых в компакте, дёрнул меня бес любопытства глянуть свежереализованный клип ребят, снятый, кстати говоря, на те самые “Голоса без лиц”, которые я уже столько раз расхваливал выше. И…. Помните, как некто Сергей Калугин делился своими впечатлениями по поводу просмотра видосов Led Zeppelin, как “отступили сакральные глубины” и “вообще здорово себе подгадил”? Вот и у меня было подобное же ощущение. Нет, клип совсем неплох, снят достойно, хотя ничего особо клипового там нет, а только поющие, играющие и стучащие по барабанам музыканты Oakenform, а время от времени какие-то переплетённые ветки, дело не в этом. Во-первых, выглядят и ведут себя авторы как стопроцентные хардкорщики, а во-вторых, сакральные глубины, которые я себе нафантазировал по ходу прослушивания компакта, действительно отступили. Ну или так: клип на такой трек нужно было снять или просто феерический или не снимать вовсе. И всё-таки перед нами сейчас осмысленный, неслучайный диск, а клип это просто клип. Рекомендую!

Рецензия на EP группы Progressor "Doppelganger"

23-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Примерно в девяноста случаев из ста уже по названию коллектива можно практически с полной уверенностью сказать, что данный коллектив исполняет, однако в случае с Progressor я ошибся и очень сильно. Увидев название команды и оформление их дебютного миника, я был на все сто уверен, что передо мной техно-прог-дэтстеры, которые ориентируются на Atheist, Cynic, Alchemist, Sadist и Misanthrope, и каково же было моё удивление, когда оказалось, что исполняют эти витязи ни что иное, как русскоязычный эпический героик-метал в духе зрелых Rhapsody Of Fire.

Как выяснилось, коллектив был образован путём ребрендинга из достаточно раскрутившейся уже в сетевом пространстве команды Speed Of Light, которая, как вы помните, начала своё полное опасностей и славных триумфов путешествие в Твери в 2013 году и успела засветиться на трибьюте группы Гран-Куражъ, а представленные на дебютном EP Progressor шесть треков, в точности как и уже наверняка знакомые слушателям Speed Of Light, делают ставку на предельно качественный пауэр-метал с умеренно агрессивными гитарами и сильным мужским вокалом.

С первых звуков патетического стартера в лице “Путешествие началось” обращаешь внимание на хороший звук, адекватное сведение и грамотную вокальную работу, а тексты отлично воспринимаются на слух и не разочаровывают неумелым обращениям с рифмами и терминами. Помимо трёх музыкантов основного состава Progressor/Speed Of Light в работу над EP были вовлечены два драммера, бэк-вокалистка Наталья Сибильская из Pesante, уже сотрудничавшая со Speed Of Light, и небезызвестный Олег Мишин (Catharsis), которые помогли разнообразить идеи тверских пауэр-прогрессоров и представить их в максимально привлекательном виде.

“За гранью времён”, для которой и предоставил свои гитарные и флейтовые партии Олег, умело комбинирует классический бэттэл-хэви-пауэр и фэнтезийную атмосферность; неоклассические гитарные вариации инструментального каскада под названием “Реквием” напоминают строгость и сдержанную мистику раннего Мальмстина, “День гнева” вдоволь отрывается в плане нанизывания друг на друга скоростных гитарных соло и разных типов вокала, а титульная вещь зовёт ещё дальше в драматическую театральную пучину неоклассического симфо-пауэра.

А завершается всё более чем неожиданно. Кажется, ещё никто из эпик-пауэрщиков не делал каверов на Наутилус Помпилиус, и подводящая черту альбому интерпретация классической вещи Бутусова “Дыхание” на самом деле бодрит и вызывает неподдельный интерес: разочарование от копирования один в один сменяется одобрением как только вступают тяжёлые гитары и голос срывается к привычным берегам академических пауэр-вокализов. Версия получилась неоднозначной, но наверное именно в этом её сила: равнодушной она точно не оставит никого.

Эпичность без слащавой ванили и патетика, не соскальзывающая в дешёвый и ни чем не подкреплённый пафос не так уж и часто встречаются в современном симфо-пауэре, и у нас в стране в том числе, а потому актуальный EP на самом деле оставляет очень приятное впечатление адекватных амбиций музыкантов, которые могут, умеют и делают по-настоящему целостный и фирменный продукт. Никаких картонных драконов или псевдо-оперных вокальных потуг, а только качество и перфекционизм без искусственно завышенных планок – это Progressor.

Коллектив удачно сплавляет воедино агрессивные риффы в духе немецкой школы пауэра, сладкую итальянскую напевность, магическую батальную тематику, столь свойственную метал-операм и неоклассическую филигранность заливистых соло, а в итоге перед нами расстилается мир, который могли бы сотворить объединившись маги из Blind Guardian, Rhapsody Of Fire, Angra и Impellitteri, но созданный очень по-русски, доходчиво, разнообразно и без лишних лирических и нелирических отступлений, а что важнее – на очень хорошем и доходчивом русском языке.

У вокалиста Владислава Зыкова очень приятный тембр голоса с оттенками классической метал-героики и продирающей до мозга костей душевной эмпатии, а его экскурсы в оперные регистры и прогулки по фальцетоподобным высотам категорически уместны и не кажутся наивными или неумелыми. Отдельного упоминания заслуживает лирика, которая не скатывается в подражание ставшими уже классическими поэтическим упражнениям Маргариты Пушкиной, и вообще не старается повторять и копировать кого-либо из признанных гуру жанра.

Пожалуй, вопросы вызывает только обложка компакта и название группы. Даже после пяти и более дружно следующих друг за другом прослушиваний рецензируемого миника они по-прежнему кажутся мне словно взятыми из совершенно другой стихии и абсолютно не подходящими направленности группы и её музыкальному стилю. Где облачённые в блестящие доспехи соблазнительные девы-воительницы, где величественные замки и пугающие фантастические существа, где мечи, кровь и накачанные рыцари-мракоборцы?

Рвать в клочья шаблоны и громить стереотипы это конечно прекрасно, но оформление диска должно хоть в какой-то степени перекликаться с содержимым и иллюстрировать его, а потому в данном случае крайне неоднозначные испытываешь эмоции, когда вновь и вновь возвращаясь взглядом к обложке как будто нащупываешь ногой привычную ступеньку в подвале, по привычке спускаясь набрать себе ещё кружечку самодельного вина, но не находишь ничего, спуститься не можешь, а в итоге возвращаешься не солоно хлебавши, и с досады принимаешься искать фонарь для последующего визита туда же.

В остальном же претензий к материалу, качеству записи, сведению и уровню реализации, как и к тому, что и как делают нынешние Progressor нет никаких, и, сдаётся мне, это один из лучших релизов а данном жанре в нынешнем году, если не самый лучший. Музыканты группы на самом деле меняют, раздвигают и преображают музыкально-лирические каноны эпического пауэра, а что важнее – делают это так деликатно и ненавязчиво, что чувства подмены не возникает, а кажется, что у тебя получилось обмануть время, а заодно и старика Гераклита, и войти в одну и ту же реку дважды. Если бы не сомнительная обложка, всё было бы просто идеально.

Показать ещё