Рецензия на альбом Polina Mauer "Маленький воин"
09-02-2024
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Два года вела Polina Mauer работу над своим новым альбомом, и вот в первый день зимы он наконец увидел свет. Уже само название диска в данном случае настраивает на то, что перед нами будет очень личная и необычная история, а мне почему-то вспомнились клипы Милен Фармер, Экзюпери с его “Маленьким принцем” и отчасти фильм “Мирный воин”, и от альбома я тоже ждал чего-то настолько же милого, интимного, лампового и тёплого, но в то же время броского, современного, серьёзного и настоящего.
Одиннадцать треков, атмосферная, наводящая на размышления обложка, а начинается всё с очень размеренного и тягучего, буквально завораживающего трека “Выстрел”. Он настолько расслаблен и медитативен, что тут же передаёт слушателю свой неспешный, абсолютно растворяющийся в миросозерцании ритм. И наверное лучшего начала для альбома просто не придумать – ничего слишком яркого и кричащего, но в то же время очень характерная и запоминающаяся вещь, которую обязательно хочется дослушать до конца.
И уже когда звучит эта композиция, приходит понимание, что Полина пришла к тому самому умению писать просто и хорошо, которое и считают обычно признаком настоящего мастерства. Её новые песни на самом деле очень доходчивы и даже незатейливы, но в то же время глубоки и пронзительны. Будь то считалочка под названием “Бодрая” или ревущий басами альтернатив “Колыбельной”, мега-современный медляк “Золото” или балладная апокалиптичность “Белки” – всё это альбом, мимо которого просто невозможно пройти равнодушно.
Здесь смелость и искренность, их очень много, и порой они буквально выходят из берегов, настолько они щедры и обильны. Полина рассказывает в своих песнях о себе, и делает это так просто, легко и талантливо, что ей сразу же начинаешь верить, а затем под эти задорные ритмы можно очень неплохо и от души потанцевать. Такие простые, даже примитивные, почти шарманочные ритмы трека “Мир сошёл с ума” тут же зовут ноги в пляс, а отсылки к известнейшему гимну ТаТу добавляют этой вещи ещё больше удивительного и парадоксального очарования.
Это похоже на смесь Тату, Baby Metal, In This Moment, Poppy и Билли Айлиш, но со своими характерными нотками, которые есть только у Polina Mauer и которые просто невозможно ни с кем перепутать. Слегка хриплый, неизменно звонкий и задорный, этот голос является источником своеобразия альбома и запоминаешь его именно благодаря вокалу и заключённым в нём лирическим месседжам. И так естественно и легко, как сейчас, Полина действительно не звучала ещё никогда – в её новом диске лето, релакс, расслабленность, и нет совершенно никакой разницы, какие дожди и снега у тебя за окном – пока звучит этот диск, тебе будет тепло и хорошо.
“Декабрь” воспринимается как заклинание и входит в сознание точно также стремительно, прочно и бесповоротно, простая, попсовая и шутливая “Весёлая” это стопроцентный хит, и это понимаешь с первых же секунд звучания этой песни, а сменяющая её “Плохая” напомнила мне самые любимые треки Dido. Много-много электронных пульсаций, всепоглощающий дискотечный вайб, и во всём этом та самая медитация и то самое умение жить в «здесь и сейчас», которого нам всем так недостаёт, а также глубочайшие переживания в текстах, которые можно проживать бесконечно.
А потом будет почти трип-хоп-релакс “Забудь”, а завершится всё игривым электро-панком в треке “Фараон“, и это будет как Baby Metal пополам с Тишанами. Альбом поэтичен и серьёзен, порой его серьезность способна даже пугать и гипнотизировать, но в то же время он совершенно лишён какой-то натужности и назидательности. Просто желание поделиться самым большим, больным, важным и сокровенным, а во всём этом много-много личных и интимных переживаний, которым просто невозможно не сочувствовать и не сострадать. И порой он очень игрив и шутлив.
Я не уверен, есть ли у этого альбома какой-то сквозной месседж и какая-то объединяющая все треки воедино концепция, но он воспринимается как единое целое, и отдельные песни с него – это как будто серии большого и увлекательного сериала, в героях и перипетиях которого тут же узнаёшь себя, и уже не смотришь, а живёшь происходящим на экране-в звуке и в текстах. Полине мастерски удалось найти и развить свой собственный, ни на кого не похожий стиль, и то, как он органично вписывается в современные реалии, не теряя при этом глубины, вызывает восторг.
Я так и не понял, при чём тут маленький воин, но альбом абсолютно точно не испытывает ни малейшего недостатка в серьёзных смыслах. Он учит вдумчивости и стойкости, внушает оптимизм и способен поддержать в трудную минуту, а ещё как-то подспудно делает тебя душевнее, романтичнее и молчаливее. Когда слышишь эти песни, понимаешь, что слушать приятнее, чем говорить, а порой мир так наполнен, что слова пусты. А ещё этот диск мне очень напомнил детство и свойственные тем далёким и блаженным временам остроту и чистоту восприятия. Всё предельно просто и искренне – кажется, протяни ладонь, и достанешь до звёзд.
Альбом влюбляет в себя с первых нот своей выстраданной содержательностью и искренностью. Смесь рокерского драйва, обволакивающих электронных вайбов, бьющей навылет лирики и эклектичного, не ограничивающего себя ничем саунда Polina Mauer заставляет возвращаться к этому диску снова и снова, а если вам вдруг захочется как-то описать его, то вы вряд ли сможете что-то выдавить из себя, кроме этого простого и элементарного “Polina Mauer – это…. Polina Mauer”. Новая большая поп-сенсация, которую ждёт такое же большое будущее. Ну а мне просто приятно, что я носил футболку с символикой этой группы задолго до того как это стало мейнстримом, и до сих пор её ношу.
Алексей "Astarte Eel" Иринеев