Рецензия на альбом группы Песня Бурь "Тем, кто должен вернуться домой"
25-01-2024
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Эти отважные сказители очень любят заканчивать работу над своим альбомами в новогодние праздники. Так было на рубеже 2019-2020 годов, когда они завершали и доводили до ума последние штрихи своего одноимённого с группой полноформатника, так было и сейчас, когда предводитель фрегата Николай Жалмашев даже 31 декабря и 1 января, а также во все последующие дни спешно и увлечённо докручивал все последние гайки этой эпичной саги с ещё более эпичным названием, которая сейчас предлагается нашему с вами вниманию.
И вот восьмого января, аккурат в начале конца всеобщих официальных застолий по поводу Нового года в сети появился длинный и увесистый лонгплей, названный “Тем, кто должен вернуться домой”. Напомню, что своим дебютником в конце 2019 года Песня Бурь предложила слушателям максимально патетический спид-метал-олдскул с сильным фолковым привкусом и с квазисредневековой тематикой. Они были максимально концептуальны, экзистенциальны, и сегодня лучшие традиции их дебютного лонгплея оживают вновь с тем, чтобы напомнить о себе.
А мне так и хочется назвать их пиратами. Каждый раз когда я вспоминаю об этой группе или слушаю их песни, в голове тут же возникает стойкая ассоциация с пиратским металлом, а в голове кто-то кричит характерное «йо-хо-хо!». И да, их первый альбом был вообще сухопутным и рассказывал о войне и боестолкновениях на суше, однако сейчас ситуация, кажется, начинает понемногу меняться в сторону, делающую мои ассоциации справедливыми, и напоминающие мне пиратов участники Песни Бурь записали всё-таки диск про море, штормы, плавания и волны.
На альбоме много по-настоящему мощных песен, и после открывающей альбом “Свежий бриз” на слушателя обрушивается настоящая глыба “Бесплодных поисков”, а затем чуть более напевная и фолковая, но всё равно очень жёсткая и драйвовая вещь “Чёрная Борода”, исполненная совместно с Жорой Троллем (Георгий Печенюк, ex-вокалист группы ЖабЪ.). Даже если вы не очень любите такие совместные композиции, считая фиты в большинстве своём притянутыми за уши, послушать эту вещь всё равно стоит, ведь Георгий в роли “Бороды” постарался на славу.
Присутствуют на пластинке и другие фиты, в частности два трека, записанные совместно с Ксенией Ламаш, известной в прошлом по El Mental, а сейчас задействованной в студийном проекте "ВоплиСопли, и эти композиции (“Возлюбленные Тируэля” и “Вчерашний день”) стали для меня приятными островками романтической чувственности, попутно не забыв превратиться в ещё один существенный кирпичик в копилку разнообразия и убедительности релиза. В первом случае перед нами нежная баллада, ну а во втором – морская феерия и сокрушительный вихрь стали.
Нельзя не отметить отменную интерпретацию известного стихотворения Роберта Бёрнса в “Старой дружбе” и такое же блистательное переложение Роберта Ирвина Говарда в “Кораблях”, железный минимализм “Звериной тропой” и очень душевную, хотя и по-прежнему очень тяжёлую и предельно металлическую “Беатриче”, которая вообще стала для меня центром и кульминацией альбома, а также замечательную фолковую балладу “Я вернусь” и акустическую камерность “Снежного вальса”. Всё это разные грани и оттенки Песни Бурь, и всё это про душу и искренность.
Трудно не улыбнуться, когда слушаешь акапелла-трек “Буря море раздымает”, трогают и впечатляют “Корабли” в своём маршевом минимализме, душевна двухголосая “Вчерашний день”, которая доводит накал и напряжение диска до самого максимума, даже не являясь самой жёсткой или самой риффовой вещью на альбоме. И да, именно в этой вещи сильнее всего видны все контрасты альбома в своих самых разных вариациях, и привыкшие к ним нервы слушателя получают возможность ещё раз посмотреть на этот тандем льда и пламени с нового ракурса.
Релиз драматичен и разнообразен, хотя в целом он светлее дебютного диска. В той же упоминавшейся только что вещи “Вчерашний день” очень явственно ощущаешь и солёный ветер, и натянутые канаты, и скрипучую палубу, и волны, бросающие корабль из стороны в сторону, и этот показательный реализм материала заставляет поверить Песни Бурь. Пиратские хоровые распевки в “Чёрной бороде” и раздольные фолк-вставки ещё больше добавляют объёма, и жёсткая метал-основа от этого не блекнет и ничуть не теряет в плане увесистого напора.
Приятно, что современные группы не забывают о такой музыке и могут исполнять её на таком высоком, но в то же время классическом и олдскульном уровне. После отличного прошлогоднего альбома Albert возвращение затейников из Песни Бурь выглядит ещё мощнее и уместнее, и воспринимается их лонгплей действительно как самый настоящий призыв «на абордаж!», после которого слово не расходится с делом, а блеск сабель и рокот шторма будут сильны и напористы как самый настоящий стальной ураган сорвавшейся с привязи и вовсю распевшейся бури.
Перед нами проект, который лично для меня уверенно входит в тройку лучшего отечественного пиратского металла вместе с Albert и Другим Океаном, и пусть сами ребята из Песни Бурь пиратами себя особо не считают и к пиратскому металлу свой коллектив не относят, на рецензируемом диске всё-таки очень много концептуальности и солёных морских волн в лучших традициях заслуженных пиратов, а каждый из попавших на пластинку треков вполне может восприниматься и в отрыве от общей концепции, превратившись в пиратскую застольную.
Альбом очень адекватно выстроен и на самом деле напоминает большое и увлекательное путешествие, после которого так приятно и хорошо вернуться в родную гавань, ну а то органическое сочетание первородного хэви-металла с элементами спид-метал-скоростей и фолк-метал-звучания, которое представили в этот раз корсары из Песни Бурь, радует и вдохновляет своей естественностью. Музыканты играючи сменяют жанры, темы, разные приёмы, от души веселятся, а в итоге их хорошим настроением и миролюбием тоже невозможно не проникнуться.
В каждой композиции с диска альбом отражается целиком, словно море в капле, и всё это напоминает долгожданное возвращение домой. Целых пятнадцать треков, а завершает диск альтернативная версия открывавшей релиз композиции “Свежий бриз”. Почти акапельный, камерный, ламповый, минималистичный, этот “шанти-вариант” как бы демонстрирует измотанность наших моряков после долгих и опасных странствий, их радость от возращения в родные пенаты и несломленность духа, которому всё-таки так радостно сейчас получить хоть небольшой глоток успокоения.
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Рецензия опубликована в журнале Rockcor N2 (2024). Заказать журнал:
https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz