ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Песня Бурь "Тем, кто должен вернуться домой"

25-01-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти отважные сказители очень любят заканчивать работу над своим альбомами в новогодние праздники. Так было на рубеже 2019-2020 годов, когда они завершали и доводили до ума последние штрихи своего одноимённого с группой полноформатника, так было и сейчас, когда предводитель фрегата Николай Жалмашев даже 31 декабря и 1 января, а также во все последующие дни спешно и увлечённо докручивал все последние гайки этой эпичной саги с ещё более эпичным названием, которая сейчас предлагается нашему с вами вниманию.

И вот восьмого января, аккурат в начале конца всеобщих официальных застолий по поводу Нового года в сети появился длинный и увесистый лонгплей, названный “Тем, кто должен вернуться домой”. Напомню, что своим дебютником в конце 2019 года Песня Бурь предложила слушателям максимально патетический спид-метал-олдскул с сильным фолковым привкусом и с квазисредневековой тематикой. Они были максимально концептуальны, экзистенциальны, и сегодня лучшие традиции их дебютного лонгплея оживают вновь с тем, чтобы напомнить о себе.

А мне так и хочется назвать их пиратами. Каждый раз когда я вспоминаю об этой группе или слушаю их песни, в голове тут же возникает стойкая ассоциация с пиратским металлом, а в голове кто-то кричит характерное «йо-хо-хо!». И да, их первый альбом был вообще сухопутным и рассказывал о войне и боестолкновениях на суше, однако сейчас ситуация, кажется, начинает понемногу меняться в сторону, делающую мои ассоциации справедливыми, и напоминающие мне пиратов участники Песни Бурь записали всё-таки диск про море, штормы, плавания и волны.

На альбоме много по-настоящему мощных песен, и после открывающей альбом “Свежий бриз” на слушателя обрушивается настоящая глыба “Бесплодных поисков”, а затем чуть более напевная и фолковая, но всё равно очень жёсткая и драйвовая вещь “Чёрная Борода”, исполненная совместно с Жорой Троллем (Георгий Печенюк, ex-вокалист группы ЖабЪ.). Даже если вы не очень любите такие совместные композиции, считая фиты в большинстве своём притянутыми за уши, послушать эту вещь всё равно стоит, ведь Георгий в роли “Бороды” постарался на славу.

Присутствуют на пластинке и другие фиты, в частности два трека, записанные совместно с Ксенией Ламаш, известной в прошлом по El Mental, а сейчас задействованной в студийном проекте "ВоплиСопли, и эти композиции (“Возлюбленные Тируэля” и “Вчерашний день”) стали для меня приятными островками романтической чувственности, попутно не забыв превратиться в ещё один существенный кирпичик в копилку разнообразия и убедительности релиза. В первом случае перед нами нежная баллада, ну а во втором – морская феерия и сокрушительный вихрь стали.

Нельзя не отметить отменную интерпретацию известного стихотворения Роберта Бёрнса в “Старой дружбе” и такое же блистательное переложение Роберта Ирвина Говарда в “Кораблях”, железный минимализм “Звериной тропой” и очень душевную, хотя и по-прежнему очень тяжёлую и предельно металлическую “Беатриче”, которая вообще стала для меня центром и кульминацией альбома, а также замечательную фолковую балладу “Я вернусь” и акустическую камерность “Снежного вальса”. Всё это разные грани и оттенки Песни Бурь, и всё это про душу и искренность.

Трудно не улыбнуться, когда слушаешь акапелла-трек “Буря море раздымает”, трогают и впечатляют “Корабли” в своём маршевом минимализме, душевна двухголосая “Вчерашний день”, которая доводит накал и напряжение диска до самого максимума, даже не являясь самой жёсткой или самой риффовой вещью на альбоме. И да, именно в этой вещи сильнее всего видны все контрасты альбома в своих самых разных вариациях, и привыкшие к ним нервы слушателя получают возможность ещё раз посмотреть на этот тандем льда и пламени с нового ракурса.

Релиз драматичен и разнообразен, хотя в целом он светлее дебютного диска. В той же упоминавшейся только что вещи “Вчерашний день” очень явственно ощущаешь и солёный ветер, и натянутые канаты, и скрипучую палубу, и волны, бросающие корабль из стороны в сторону, и этот показательный реализм материала заставляет поверить Песни Бурь. Пиратские хоровые распевки в “Чёрной бороде” и раздольные фолк-вставки ещё больше добавляют объёма, и жёсткая метал-основа от этого не блекнет и ничуть не теряет в плане увесистого напора.

Приятно, что современные группы не забывают о такой музыке и могут исполнять её на таком высоком, но в то же время классическом и олдскульном уровне. После отличного прошлогоднего альбома Albert возвращение затейников из Песни Бурь выглядит ещё мощнее и уместнее, и воспринимается их лонгплей действительно как самый настоящий призыв «на абордаж!», после которого слово не расходится с делом, а блеск сабель и рокот шторма будут сильны и напористы как самый настоящий стальной ураган сорвавшейся с привязи и вовсю распевшейся бури.

Перед нами проект, который лично для меня уверенно входит в тройку лучшего отечественного пиратского металла вместе с Albert и Другим Океаном, и пусть сами ребята из Песни Бурь пиратами себя особо не считают и к пиратскому металлу свой коллектив не относят, на рецензируемом диске всё-таки очень много концептуальности и солёных морских волн в лучших традициях заслуженных пиратов, а каждый из попавших на пластинку треков вполне может восприниматься и в отрыве от общей концепции, превратившись в пиратскую застольную.

Альбом очень адекватно выстроен и на самом деле напоминает большое и увлекательное путешествие, после которого так приятно и хорошо вернуться в родную гавань, ну а то органическое сочетание первородного хэви-металла с элементами спид-метал-скоростей и фолк-метал-звучания, которое представили в этот раз корсары из Песни Бурь, радует и вдохновляет своей естественностью. Музыканты играючи сменяют жанры, темы, разные приёмы, от души веселятся, а в итоге их хорошим настроением и миролюбием тоже невозможно не проникнуться.

В каждой композиции с диска альбом отражается целиком, словно море в капле, и всё это напоминает долгожданное возвращение домой. Целых пятнадцать треков, а завершает диск альтернативная версия открывавшей релиз композиции “Свежий бриз”. Почти акапельный, камерный, ламповый, минималистичный, этот “шанти-вариант” как бы демонстрирует измотанность наших моряков после долгих и опасных странствий, их радость от возращения в родные пенаты и несломленность духа, которому всё-таки так радостно сейчас получить хоть небольшой глоток успокоения.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N2 (2024). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на мини-альбом проекта Hänsynslös "Hänsynslös"

25-01-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Очень интересный и аутентичный материал записал таинственный проект Hänsynslös на своём одноимённом EP. Аутентичность в данном случае начинается уже с названия, и дальше её будет ещё больше. В первый момент материал этого шеститрекового мини-альбома напомнил мне коллективы вроде Unguth Vaentron, а затем я понял, что так оно и есть, но со своими нюансами. Hänsynslös ещё более эпичен, размашист, напорист, воинствен… словом, перед нами самый настоящий паган/викинг, но исполненный без гитар и на языке одних лишь возгласов, фолковых инструментов и протяжного эмбиента. Красивые картинки, патетические описания, таинственность и минимум информации, а в музыке проекта начинается самая настоящая алхимия.

Открывает диск очень шумный, изломанный и контрастный трек “För Odens ära”, который звучит как смесь саудтрека к какому-то мрачному фильму про викингов, ритуального фолка и самого хтонического бэттл-пагана, какой только можно себе представить. Жёсткое гудение струнных, вскрики, шаманские перестуки, напор, ярость, мощь – всё это присутствует здесь, и всего этого здесь до самых краёв. Восклицающие призывают Одина, и жару их экспрессии можно позавидовать, а лучшего открывающего трека для такого идейного и насыщенного альбома, каким, вне всяких сомнений, является “Hänsynslös”, просто не придумать. Уже в первом треке на EP коллектив демонстрирует всё, что желает сказать, и делает это с большой убеждённостью.

А затем следует “Hvísl vetrarins”, и здесь уже покой, размышления, тишина и даже умиротворение, что на контрасте с открывавшей диск композицией воспринимается очень хорошо и убедительно. В третьей вещи “Hall Of The Fallen” нас ждут уже русскоязычные сэмплы и призывные трубы в духе Толкиена и симпатизировавших ему Summoning, в то время как четвёртый трек “Villt veiði” неожиданно вводит в канву альбома неоклассику и даже оперное женское пение, отдалённо напомнившее мне Ophelia’ Dream, а пятая вещь “Verkir á jörðinni” тяжела и насыщенна почти до металлических пределов, а её концентрированная атмосферность и неожиданные переходы напомнили мне Avrigus с их единственным полноформатником.

Здесь много страсти, мифологии, древних легенд и глубочайшего проникновения в глубины истории, и всё это любовь к Скандинавии, викингам, легендам и духу той далёкой эпохи, которую проекту удалось очень хорошо выразить и отобразить. Отсутствие информации об участнике коллектива и каких-то официальных вех из истории Hänsynslös, даёт ещё больше простора и оснований для разыгравшейся фантазии, ну а в том, что ваша фантазия непременно разыграется под эту музыку, у меня совершенно никаких сомнений. Всё сделано хорошо и проникновенно. Да, альбом уж очень краток и скорострелен, но эти двенадцать минут звучания отлично справляются с тем, чтобы вызывать у слушателя интерес и захотеть вновь вернуться к нему, а это главное.

Завершающая альбом “Rite” звучит практически на той же самой ноте, что и “Verkir á jörðinni”, хотя всё-таки делает некоторый крен в ещё большую бэттл-ритуальность. Воины скандируют тут почти как футбольные болельщики, а инструментарий знай себе протяжно стонет и гудит им в такт, чтобы затем смолкнуть и исчезнуть вместе с ними. Очень короткие треки, каждый по полторы-две, редко чуть более двух минут, и мини-альбом пролетает на одном дыхании. Здесь нет вокала в собственном смысле слова, только фолк, эпичность, эмбиент и размашистые мазки атмосферы, но именно в этом-то тут и весь колорит. Hänsynslös приглашает отвлечься от всего и с головой нырнуть в пучину древних сказаний, безжалостных северных богов, больших свершений и жестоких сражений. Почему бы и нет.

Рецензия на альбом МАЯRА "Тёмные дни"

22-01-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Про этот атмосферный проект в сети практически нет никакой информации, известно только что MAЯRA – это девушка по имени Мария, но в данном случае какая-то дополнительная информация, как мне кажется, даже была бы излишней. В их сообществе ВКонтакте только фото и музыка, глаза Марии, её стихи, видео-зарисовки, да небольшие текстовые скетчи автора обо всём об этом. Фото и музыка, музыка и фото – в них уже есть всё, что нужно, и вам действительно не стоит отвлекаться ни на что, когда вы начнёте своё погружение в этот мир тёмных мыслей и печальных настроений.

По своему звучанию дебютный диск этого one-woman-коллектива напомнил мне сайд-проект Ольги Пулатовой Оля и Монстр: всё те же горькие и отстранённые тексты, атмосферные музыкальные пассажи, вдохновенная печаль в стихах и совершеннейшая обречённость безо всякой надежды хотя бы на что-то светлое и прекрасное в плане настроения и атмосферы. “Тёмные дни” монолитны и глубоки, их ощущаешь как бесконечное небо ноября, в котором даже птицам и снам настолько неуютно, что они спешат скорее спрятаться хоть где-нибудь от этой сочащейся тоской серости.

Тем не менее, сводить творчество МАЯRA к тому, что делали раньше Оля и Монстр, не стоит. У проекта тяжелее саунд, плотнее гитары, больше электроники и атмосферности, а стихи Марии более абстрактны и нежны, избегая крайностей и прямолинейностей Пулатовой. С одной стороны, “Тёмные дни” напомнили мне своими тяжёлыми, порой металлическими гитарами NeNasty с их альбомом “Когда уходят тени”, а с другой, лирика Марии и хрупкие, порой почти невесомые гармонии треков проекта вызвали ассоциации с группами вроде Avrigus и фильмами вроде “Сайлент Хилл”.

Почти думовая подача, много очень красивых, по-настоящему печальных рифм и образов, создающий настроение вокал и переполненные атмосферой аранжировки делают альбом МАЯRA восхитительным источником чистой меланхолии и чистейшей рефлексии. Эти песни воспринимаются как вкрадчивый ночной разговор по душам, когда весь мир где-то далеко за стеклом кажется ещё более холодным и равнодушным, чем обычно, а ты один на один со своей тоской и печалью и как будто касаешься далёких и обжигающих своей неприступностью звёзд.

Всего шесть композиций, а открывает альбом достаточно резкая и стремительная титульная вещь, в которой режущие гитары изящно обрамляются меланхоличными клавишными и электроникой трип-хопа. Немного от Fleur, чуть-чуть от Оля и Монстр, что-то от Portishead, но во главе угла призрачные аранжировки МАЯRA и нежный, почти невесомый голос Марии с её очень личными, почти исповедальными и до глубины пронзающими своей потерянной обречённостью текстами. И вторая вещь “Пряди мыслей” с её вкрадчивой полночной электроникой лишь углубляет всё это.

Чем дальше разворачивается в своём хронометраже альбом, чем глубже ты проникаешь в эти потерянные рифмы, тем больше проникаешься ими, начиная думать и дышать в ритме безграничной печали Маяры. В 90-х подобное мы слышали у Rain Fell Within, The 3Rd And The Mortal, Where Fell Within и других думовых групп такой же направленности, и МАЯRA во многом действительно пересекается со всеми этими коллективами, в то же время как будто выводя их глубоководный материал на новый уровень модного и современного вайба.

Третий трек “Молитва” отдалённо напомнил мне Dido и Линду, “Когда исчезнет время” ещё глубже погрузил в аллюзии к трип-хопу и альтернативной электронике, выведя на поверхность чистые чувства и обнажённые переживания, “Т.О.М.” в очередной раз напомнил впечатляющие думовые эпики, а заключительная, шестая по счёту “Осень” – это ещё одна ода самому печальному и поэтичному сезону, которую Мария записала в своём фирменном стиле упаднического очарования и хрупких диалогов с безднами своей печали.

“Тёмные дни” готичны и романтичны, но это не готика в строгом смысле этого слова, хотя определённые параллели к Fright Night и Vessna тут, конечно же, сложно не увидеть. Перед нами готика максимально широкого профиля, в которой запросто пересекаются и дополняют друг друга Deine Lakaien, L’ame Immortelle, Fading Colours, Lacrimosa и Cell Division. Никаких искусственных ограничений, абсолютно никакого желания идти за какими-то жанрами и соответствовать каким-то трендам, только сильная, искренняя и неукротимая тоска по большому и настоящему.

Что ещё можно сказать про этот альбом? Нужно слушать, вслушиваться и погружаться. Музыка для внимательного ночного прослушивания и для растворения в рефлексии. Такое слушают в тёмные дни, когда весь мир кажется сплошь чёрным и колючим, а все краски и улыбки кажутся насмешкой мироздания. И слушать такое лучше в полумраке на хорошей аппаратуре или в наушниках, а если оценивать глубину погружения в тему и уровень её реализации, то нужно ставить 5 из 5. Красиво, впечатляюще, целостно. Не альбом, а целый мир горькой меланхолии. Для тех, кто ценит, любит и понимает такое.

Рецензия на сингл проекта ASAEN "Light And Dark"

19-01-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В настоящее время этот таинственный дуэт в самом начале своего творческого пути, но на него обязательно стоит обратить внимание, несмотря на то, что на данный момент в сети всего-навсего два однотрековых сингла с их логотипом. «Единство музыки, текста и визуального образа» – описывают сами ASAEN во главе с Никитой Коробко свою творческую концепцию, и в своих треках авторы действительно стремятся выразить то, что не описать с помощью слов, задействуя для этого все возможные вербальные, музыкальные, мимические и танцевальные средства.

Вокалистка Софья Царёва отлично справляется с передачей нужного настроения и вкладывает в свои движения максимум энергии и экспрессии. Кстати, о движениях. Композиции ASAEN сопровождаются небольшими видео-зарисовками, где Софья танцует под музыку на фоне красивых природных или интерьерных локаций, и эти небольшие видео-скетчи на самом деле помогают проникнуться настроением композиции и лучше прочувствовать всё то, что постарались заложить в неё музыканты – движения, мимика, ритм этих движений, а в них душа и настрой.

Свет и тьма танцуют друг с другом под их “Light And Dark”, и по своему звучанию это напоминает медитацию, превратившуюся в звук. Очень простые, даже минималистичные партии инструментов, влекущий и проникающий в сознание женский вокал – здесь есть всё то, за что мы некогда полюбили классику Dead Can Dance и сольные альбомы Лизы Джеррард. Жаркая пустыня, далеко уходящие за горизонт бескрайние пески, редкие колючки то там, то здесь и минимум возможностей хоть на что-нибудь отвлечься от этой сводящей с ума и сжигающей душу рефлексии.

Среди источников своей инспирации участники дуэта называют фантастический фильм “Дюна” и книгу Пауло Коэльо “Алхимик”, но всё это лишь отдалённые ориентиры и примерные образы, а всё самое главное и важное, конечно же, нужно почувствовать внутренним ухом и услышать сердцем. Музыка внутренних вайбов подсознания и загадочных парадоксов нашей души – вот, что такое ASAEN, и в своих свободных и ничем не детерминированных ассоциациях они предельно свободны, а их намерения чисты как слёзы дождя и восприимчивы как разум младенца.

А тем временем, почти месяц спустя после выхода дебютного сингла, ASAEN выложили в сеть продолжение, и их второй сингл под названием “Still Alive” отличается ещё большей концентрацией чувственности и характерных восточных мелодий, которые приближаясь к середине трека, начинают обрастать массированной и вполне себе танцевальной электроникой. Танцы со змеями в раскалённой пустыне заплутавшего в самом себе сознания и всё это обильно орошается всесокрушающей вокальной чувственностью Софии и её пластичного голоса.

“Light And Dark” – это минимализм и предельная шаманская концентрация, а “Still Alive” уходит в сторону чистой чувственности и более отстранённых и легкомысленных пульсаций, что по-своему тоже хорошо и интересно. Два этих трека как будто демонстрируют слушателям две полярные стороны ASAEN и показывают, что проект способен проявлять себя по-разному и в разных направлениях, но при этом оставаться собой и не забывать про своё самое тщательное внимание и симпатию к той таинственной и неизъяснимой жизни нашей души, которую так сложно выразить словами.

Можно вспоминать разные группы, книги, фильмы, картины и другие явления мировой художественной культуры для того, чтобы охарактеризовать то, что делают ASAEN (и без параллелей к Hagalaz’ Runedance и The Star Of Istar мне тут на самом деле очень трудно обойтись), однако, сдаётся мне, что такие усложнения тут совершенно не нужны. Весь спектр самых важных оттенков уже содержится в приведённой мной выше параллели к Dead Can Dance, и это действительно та самая всесокрушающая чувственность экстатического единения со Вселенной.

Музыка в стиле нью-эйдж уверенно пробивает себе дорогу на современной сцене, и мне очень приятно видеть релизы, подобные попавшему к нам сейчас синглу, и я даже сказал бы, что именно за такой музыкой будущее. Подобные треки очень доходчиво напоминают нам о необходимости жить в ладу с миром и со своей душой, беречь природу и своё здоровье, уважительно относиться к окружающим и не забывать о ментальной гигиене, и всё это на самом деле очень важные и даже необходимые посылы, без которых человечеству просто не выжить.

Рецензия на мини-альбом группы Адвизор "Русский"

19-01-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В свете последних событий в мире патриотизм как явление и патриотические песни в частности обретают новое значение и стремительно набирают вес и значимость. Чем острее и злее вызовы современности, чем жарче накаляется борьба политических элит, тем насущнее ощущаешь необходимость выбора и самоопределения, а любовь к Родине превращается из какой-то отвлечённой константы в живую и насущную повседневность. И давно знакомый нам Адвизор со своим бессменным певцом Андреем Лобовым, тоже не обошёл вниманием этот тренд.

К чести коллектива нужно сказать, что Адвизору удалось начисто избежать каких-либо избитых фраз и клише, неуёмного пафоса и раздутых прокламаций. Да, их новый релиз всецело говорит о патриотизме, и уже его обложка настраивает слушателя именно на такой лад, но ничего книжного и заезженного здесь не будет – нас ждут только самые свежие, яркие и пропущенные через себя размышления, ставшие в итоге песнями, скомпонованными в альбом. Обложка настраивает на максимальный традиционализм, но не ждите здесь стереотипов.

Попавшие на EP треки максимально разнообразны, и каждый из них показывает какую-то одну из сторон горячей и всеобъемлющей любви к Родине, как она есть и как мы её знаем. Открывающая диск титульная вещь, безусловно, является программной и задающей тон всему релизу, а по своему звучанию представляет собой расслабленную полуэлектронную балладу с очень тягучим и рефлексирующим темпом, на фоне которого проявляется ещё более размеренный и неспешный вокал Андрея. Отнюдь не горячие воззвания и не пропаганда – откровенный и грустный рассказ.

Второй трек “Синь небес” звучит более гитарно и рокерски, но по настроению тоже не сильно уходит от титульного трека – перед нами вновь лирическая баллада и рефлексия, превратившаяся в песню. Автор воплощает свои мысли очень задумчиво, сентиментально и ненавязчиво, и всё это про природу родного края, про Родину и про любовь к Родине. Масса очень личных впечатлений и ассоциаций, некоторые из которых звучат по-настоящему пронзительно, как, например, завершающая трек «…а если обнять друг друга, можно забыть о смерти».

Отчасти пафосным на мини-альбоме можно назвать разве что заключительный трек “Выстоим”, но в данном случае вся патетика воспринимается совершенно органично и естественно – тема требует и предполагает возвышенные и даже экзальтированные интонации. Однако Андрей ни в коем случае нигде и ни в чём не перебарщивает, очень грамотно соблюдая меру в демонстрации выбранных им для песни месседжей, а в итоге у него получается самый настоящий гимн, который звучит как славянский эпик-рок.

И только “Выстоим” с его жёстокими, почти металлическими гитарами и эпичными синтезаторами можно отчасти назвать воинствующей пропагандой патриотизма, однако даже здесь Адвизор звучит всё-таки очень самобытно и по-своему. Уже в плане саунда коллектив предлагает очень нестандартный микс из рок-тяжести, нью-эйдж-отстранённости и r’n’b’-ритма, и в том, что касается лирики перед нами всё та же очень характерная самобытность, в которой мы сразу же узнаём характерный почерк Андрея и практически не находим современных шаблонов.

EP “Русский” напомнил всем нам о том, что такое здоровый патриотизм, и это здорово. Пока мы живём в России, мы должны оставаться русскими в сердце и хорошо помнить о том, что это такое. Нельзя не любить свою Родину, нельзя не болеть за неё душой и не желать ей побед и благополучия, и обо всём об этом нам очень доходчиво и искреннее рассказал на своём актуальном мини-альбоме Андрей. Что ж, дело нужное и своевременное. И я очень надеюсь, что вы найдёте время для того, чтобы оценить и распробовать этот альбом. Он того стоит.

Рецензия на сингл группы Neiromaze "I Pray"

18-01-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Перед нами новый сингл молодой и начинающей группы, но есть в данном случае достаточно интересная предыстория, которая сразу же наделяет попавший к нам сейчас на рецензирование трек особым весом. Для меня эта история началась, когда нынешняя вокалистка NEIROMAZE Аполлинария Чикунова присоединилась к группе Awake и записала с ними очень интересный мини-альбом “Passive Aggressive”, а затем великолепный сингл “One Trick Pony”, даже попавший к нам в топ лучших релизов 2023 года. Её интересный голос, харизматичная подача и нестандартный подход к лирике делали своё дело, и эти релизы оставляли очень сильное и глубокое впечатление, а я был просто очарован, не уставая сравнивать Awake той поры и с Eths.

К сожалению, случилось так, что пути Аполлинарии и Awake разошлись, вокалистка покинула коллектив, но как это часто водится в нашем мире, нет худа без добра, и моё «к сожалению» длилось не очень долго. Очень быстро она примкнула к NEIROMAZE, и практически сразу же подоспел первый сингл проекта, о котором мы сейчас с вами и поговорим. И, кстати, поговорить тут действительно будет о чём. Уже одного беглого взгляда на жанровую самоидентификацию коллектива достаточно для того, чтобы понять, что нас ждёт нечто творческое и интересное, ну а если вам уже доводилось слышать вокальную работу Аполлинарии, предвкушения ваши станут ещё более смелыми и многообещающими, и самые далеко идущие ожидания обмануты не будут.

Сами музыканты характеризуют свои музыкальные художества как zeuhl-prog, и с этим, наверное, можно было бы согласиться, хотя в последнее время достаточно сильны тенденции, считающие progressive в целом достаточно узконаправленной и специфичной музыкой, у которой вряд ли будут хоть какие-то шансы достичь широкого признания и внимания масс. Собственно, в этих локациях и лежат мои сомнения по поводу того, стоит ли относить NEIROMAZE к данным музыкальным пажитям. Да, они играют умно, технично и изобретательно, да, они экспериментальны и нетривиальны, а в своём описании собственного саунда вспоминают даже джаз, но вся звуковая алхимия в данном случае всё-таки выполняет совсем другую роль, и никакой искусственной заумности традиционного прога здесь вы не найдёте.

В плане звучания перед нами сейчас таинственный полуавангардный метал с отличным женским вокалом. Таинственность и непредсказуемость больше всего привлекают меня в данном случае, а глубина и нестандартная свобода вокала Аполлинарии реально вносят весомую долю в общий микс влекущей экстраординарности. Вряд ли бы “I Pray” получился таким мощным и целостным без её участия, и я просто наслаждаюсь этим треком, с удовольствием любуясь тем, как раскрывается вокал на фоне всех тех разнообразных саунд-переливов, которые нанизывают друг на друга инструменталисты коллектива вместе с играющей на диджериду и духовых Анной Казаковой, которая, собственно, и рулит тут всеми ритуальными и шаманскими красотами.

“I Pray” раскрывается постепенно, и это настоящий восторг в звуке! Такие простые, гипнотические, медитативные проигрыши, но они звучат невероятно технично, а речитатив Аполлинарии, то и дело переходящий в пронзительные крики и восклицания убаюкивает и вводит в транс. И более точного определения, чем «транс» тут просто не придумать. Даже когда во второй части композиции вокалистка коллектива вспоминает про внушительный арсенал своих экстремальных вокальных техник, кардинально ничего не изменяется, и перед нами всё тот же трайбл-метал и транс-прог, в котором присутствует всё лучшее от столь полюбившейся мне “One Trick Pony” – экстатичный, умный, нетривиальный и желающий как можно лучше понять себя метал.

Магия, гипноз, ритуалы… нечто подобное я испытал в 90-е, когда увидел клип Left Hand Solution, переигрывающих легендарную “Missionary Man”, и сейчас перед нами нечто подобное. И если вам хотелось таких медитативных и тяжёлых красот с ревущими гитарами и грациозными аранжировками, вам точно сюда. Сдержанный и подёрнутый поволокой меланхолии, словно задремавшая буря, голос Аполлинарии великолепно гармонирует с громовыми раскатами инструментала, образуя с ними единое целое, и сыгранность инструменталистов с вокалисткой в данном случае действительно просто феноменальная. Перед нами органическое единство звука и голоса, к которому издревле стремились шаманы, но на каком-то почти астральном уровне.

Если проводить какие-то музыкальные параллели между творчеством NEIROMAZE и известными коллективами, можно вспомнить Slipknot, TOOL, Fear Of God, Temple Of The Absurd и всё тех же Eths – словом, перед нами импозантный современный метал не для слабых духом и всех тех, кто любит нечто изощрённое, изобретательное, эстетичное и с явным привкусом эзотерики и психологии. В 90-х за такими вещами мы обращались к Amorphis и Pan.Thy.Monium, чуть позже к Sepultura, Betray My Secrets и Spi-Ritual, затем к Madder Mortem и Atrox, ну а теперь всё это вышло на новый уровень смелых и неожиданных решений, где ритуальный шаманизм на полной скорости врывается в ваш разум с тем, чтобы дойти до самых глубин подсознания и расставить там все точки над “i”.

Нельзя не отметить эффектный концертный имидж Аполлинарии, о котором можно очень долго говорить, но намного лучше просто один раз увидеть. Вокалистка NEIROMAZE похожа на эффектную гостью из бескрайних просторов космоса (как Мила Йовович в роли Лилу в “Пятом элементе”, только с более явными и очевидными признаками генетических мутаций, которые в данном случае на самом деле очень налицо), и такой эффектный мейк-ап вносит дополнительный вклад в общий котёл оригинальности имени NEIROMAZE. Нет, тут не бородатые шаманы и не стотысячный клон OTYKEN – в данном случае перед нами нечто совершенно невообразимое, психоделичное, ментальное, астральное, забористое и в то же время очень мощное и качающее.

В эпоху эры нью-эйдж кажется чем-то само собой разумеющимся, когда группы и музыканты выбирают в качестве своей музыкальной веры подобные вещи, и в ушедшем в вечность 2023 году я услышал много коллективов с подобными симпатиями от Эзосферы до The Star of Išhtar, и от ASAEN до ArtFaina, но NEIROMAZE всё равно блистательны, индивидуальны и неподражаемы. Такую астральную молитву можно расценивать как обращение к своей внутренней сути и попытку перестроить свой ментальный пазл с учётом современных веяний, и мне такие эксперименты очень понравились. Музыканты не ограничивают себя никакими условностями и шаблонами, и всё это говорит о том, что дальше будет только больше, а мы в начале большого путешествия.

Показать ещё