Рецензия на сингл группы Neiromaze "I Pray"
18-01-2024
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Перед нами новый сингл молодой и начинающей группы, но есть в данном случае достаточно интересная предыстория, которая сразу же наделяет попавший к нам сейчас на рецензирование трек особым весом. Для меня эта история началась, когда нынешняя вокалистка NEIROMAZE Аполлинария Чикунова присоединилась к группе Awake и записала с ними очень интересный мини-альбом “Passive Aggressive”, а затем великолепный сингл “One Trick Pony”, даже попавший к нам в топ лучших релизов 2023 года. Её интересный голос, харизматичная подача и нестандартный подход к лирике делали своё дело, и эти релизы оставляли очень сильное и глубокое впечатление, а я был просто очарован, не уставая сравнивать Awake той поры и с Eths.
К сожалению, случилось так, что пути Аполлинарии и Awake разошлись, вокалистка покинула коллектив, но как это часто водится в нашем мире, нет худа без добра, и моё «к сожалению» длилось не очень долго. Очень быстро она примкнула к NEIROMAZE, и практически сразу же подоспел первый сингл проекта, о котором мы сейчас с вами и поговорим. И, кстати, поговорить тут действительно будет о чём. Уже одного беглого взгляда на жанровую самоидентификацию коллектива достаточно для того, чтобы понять, что нас ждёт нечто творческое и интересное, ну а если вам уже доводилось слышать вокальную работу Аполлинарии, предвкушения ваши станут ещё более смелыми и многообещающими, и самые далеко идущие ожидания обмануты не будут.
Сами музыканты характеризуют свои музыкальные художества как zeuhl-prog, и с этим, наверное, можно было бы согласиться, хотя в последнее время достаточно сильны тенденции, считающие progressive в целом достаточно узконаправленной и специфичной музыкой, у которой вряд ли будут хоть какие-то шансы достичь широкого признания и внимания масс. Собственно, в этих локациях и лежат мои сомнения по поводу того, стоит ли относить NEIROMAZE к данным музыкальным пажитям. Да, они играют умно, технично и изобретательно, да, они экспериментальны и нетривиальны, а в своём описании собственного саунда вспоминают даже джаз, но вся звуковая алхимия в данном случае всё-таки выполняет совсем другую роль, и никакой искусственной заумности традиционного прога здесь вы не найдёте.
В плане звучания перед нами сейчас таинственный полуавангардный метал с отличным женским вокалом. Таинственность и непредсказуемость больше всего привлекают меня в данном случае, а глубина и нестандартная свобода вокала Аполлинарии реально вносят весомую долю в общий микс влекущей экстраординарности. Вряд ли бы “I Pray” получился таким мощным и целостным без её участия, и я просто наслаждаюсь этим треком, с удовольствием любуясь тем, как раскрывается вокал на фоне всех тех разнообразных саунд-переливов, которые нанизывают друг на друга инструменталисты коллектива вместе с играющей на диджериду и духовых Анной Казаковой, которая, собственно, и рулит тут всеми ритуальными и шаманскими красотами.
“I Pray” раскрывается постепенно, и это настоящий восторг в звуке! Такие простые, гипнотические, медитативные проигрыши, но они звучат невероятно технично, а речитатив Аполлинарии, то и дело переходящий в пронзительные крики и восклицания убаюкивает и вводит в транс. И более точного определения, чем «транс» тут просто не придумать. Даже когда во второй части композиции вокалистка коллектива вспоминает про внушительный арсенал своих экстремальных вокальных техник, кардинально ничего не изменяется, и перед нами всё тот же трайбл-метал и транс-прог, в котором присутствует всё лучшее от столь полюбившейся мне “One Trick Pony” – экстатичный, умный, нетривиальный и желающий как можно лучше понять себя метал.
Магия, гипноз, ритуалы… нечто подобное я испытал в 90-е, когда увидел клип Left Hand Solution, переигрывающих легендарную “Missionary Man”, и сейчас перед нами нечто подобное. И если вам хотелось таких медитативных и тяжёлых красот с ревущими гитарами и грациозными аранжировками, вам точно сюда. Сдержанный и подёрнутый поволокой меланхолии, словно задремавшая буря, голос Аполлинарии великолепно гармонирует с громовыми раскатами инструментала, образуя с ними единое целое, и сыгранность инструменталистов с вокалисткой в данном случае действительно просто феноменальная. Перед нами органическое единство звука и голоса, к которому издревле стремились шаманы, но на каком-то почти астральном уровне.
Если проводить какие-то музыкальные параллели между творчеством NEIROMAZE и известными коллективами, можно вспомнить Slipknot, TOOL, Fear Of God, Temple Of The Absurd и всё тех же Eths – словом, перед нами импозантный современный метал не для слабых духом и всех тех, кто любит нечто изощрённое, изобретательное, эстетичное и с явным привкусом эзотерики и психологии. В 90-х за такими вещами мы обращались к Amorphis и Pan.Thy.Monium, чуть позже к Sepultura, Betray My Secrets и Spi-Ritual, затем к Madder Mortem и Atrox, ну а теперь всё это вышло на новый уровень смелых и неожиданных решений, где ритуальный шаманизм на полной скорости врывается в ваш разум с тем, чтобы дойти до самых глубин подсознания и расставить там все точки над “i”.
Нельзя не отметить эффектный концертный имидж Аполлинарии, о котором можно очень долго говорить, но намного лучше просто один раз увидеть. Вокалистка NEIROMAZE похожа на эффектную гостью из бескрайних просторов космоса (как Мила Йовович в роли Лилу в “Пятом элементе”, только с более явными и очевидными признаками генетических мутаций, которые в данном случае на самом деле очень налицо), и такой эффектный мейк-ап вносит дополнительный вклад в общий котёл оригинальности имени NEIROMAZE. Нет, тут не бородатые шаманы и не стотысячный клон OTYKEN – в данном случае перед нами нечто совершенно невообразимое, психоделичное, ментальное, астральное, забористое и в то же время очень мощное и качающее.
В эпоху эры нью-эйдж кажется чем-то само собой разумеющимся, когда группы и музыканты выбирают в качестве своей музыкальной веры подобные вещи, и в ушедшем в вечность 2023 году я услышал много коллективов с подобными симпатиями от Эзосферы до The Star of Išhtar, и от ASAEN до ArtFaina, но NEIROMAZE всё равно блистательны, индивидуальны и неподражаемы. Такую астральную молитву можно расценивать как обращение к своей внутренней сути и попытку перестроить свой ментальный пазл с учётом современных веяний, и мне такие эксперименты очень понравились. Музыканты не ограничивают себя никакими условностями и шаблонами, и всё это говорит о том, что дальше будет только больше, а мы в начале большого путешествия.
Алексей "Astarte Eel" Иринеев