ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл Anna Samoxa "Вкус свободы"

31-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта эпатажная тюменская певица, которую курирует, продвигает и продюссирует лейбл местного музыканта, скрывающегося под псевдонимом Мистер Кто, настолько свободолюбива и самобытна, что даже эпатирует совершенно по-своему и ни на кого не похоже. Она не старается походить на фриков-провокаторов вроде Мэрлина Мэнсона или Анну Варни, не ведёт себя как немец по имени Тилль и не заказывает себе одежду у дизайнеров, к которым обращается Ф.Киркоров, но то, что она делает, это всё-таки вызов, хулиганство и эпатаж. Если вы ещё не забыли, один из её треков и вовсе появился как результат ситуативного хэллоуиновского стёба.

И только после прослушивания новейшего сингла Анны я, наконец, понял, почему авторы и издатели с самого начала позиционировали творчество своей протеже как альтернативу. Это действительно современный альтернативный рок, хотя и расцвеченный нестандартными аранжировками и неожиданными ходами. Можно с лёгкостью задвинуть “Вкус Свободы” на одну полку с The Pretty Reckless, Эврил Лавин и Guano Apes и так и не заметить в своей классификаторской поспешности, как из-за прямолинейных teen-гитар просматривает электроника в духе Kirlian Camera и хулиганство Spectra*Paris.

Создаётся ощущение, что стили и жанры как таковые не имеют для Анны никакого значения, она жонглирует ими как ей заблагорассудится, меняет их как перчатки и использует как приправы у себя на кухне – по мере необходимости и совершенно не чувствуя какой-либо нужды или необходимости хранить верность какому либо из них. Вероятно, именно в силу данного обстоятельства её композиции получаются такими разнообразными, противоречивыми и не похожими друг на друга, но именно это обстоятельство делает их такими притягательными, интересными, свежими и способными удивлять.

Закольцованное начало трека в духе старой музыкальной шкатулки сходу настраивает на интересное и таинственное продолжение, и новейшая композиция Анны не обманет самых смелых ожиданий в том случае, если вы будете внимательны. Сильная мелодия, повизгивающие на заднем фоне риффовые гитары (на данный момент “Вкус свободы” это самый тяжёлый, драйвовый и энергичный номер в арсенале Anna Samoxa) и хоррор-атмосфера в духе кредловского клипа “No Time To Cry” (я сам удивляюсь себе, но от этой ассоциации мне так и не удалось освободиться даже после десяти прослушиваний песни) – это базис, а затем идёт “лирика”.

Нежность и напор, интригующая недосказанность и словно улетающие куда-то время от времени вокальные мелодии складываются воедино как знаменитое средневековое “Coincidentia oppositorum” (единство противоположностей) и в таком зыбком, туманном и порой даже как будто нестройном сочетании как раз и заключается основная сила и притягательность этой свободолюбивой вещи. Авторы как будто задумали совместить подростковое бунтарство, готическую утончённость и электронную мистичность, а получился у них манифест в духе “наша сила в нашем непостоянстве, мы знаем это и называем свободой”.

“Вкус свободы” – самая мощная, хитовая и однозначная на данный момент вещь из тех, что записывала и представляла своим слушателям Анна, и, наверное, именно эта композиция впечатлила меня сильнее всего. Такая прямолинейная и безыскусная, даже явно подростковая и линейная на первый взгляд, при более внимательном и заинтересованном рассмотрении актуальная композиция предстаёт в совершенно другом свете и начинает играть новыми красками. Аранжировки оказываются не так просты, посыл не так очевиден, а мелодия начинает сама собой насвистываться и наигрываться в голове.

Достаточно неординарное содружество гитар и электроники приводит к созданию достаточно своеобразного саунда, а по ходу прослушивания сингла мне вспоминались даже готик-капеллы вроде голландцев Autumn, наших соотечественников Fright Night, испанцев Forever Slave и поляков Unsun. Свободолюбие Анны и её жанровая всеядность в данном случае скорее угадывается, как и скрытые отсылки к Emilie Autumn или Линдси Стирлинг, но я могу сказать с уверенностью: альтернатива в данном случае – это игра, стилизация и ширма, за которой скрывается нечто очень большое и занятное. Очень многогранный и неожиданный трек.

Рецензия на сингл группы Autumn Woods "Lie To Me"

26-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Почти пять лет прошло с момента выхода первого и единственного на данный момент полноформатного творения этого печального и агрессивного столичного формирования, которой называлось “Doomed By Loneliness”, но участники команды не сидели, сложа руки. И нет, я даже не о том, что некоторые из них очень даже успешно участвовали в творческой жизни других музыкальных коллективов, а о том, что тихо, тайно, незаметно и практически под семью покровами тайны и мрака в лагере группы шла работа над новым материалом, и теперь, наконец, этот материал дозрел, дошёл и готов выйти на обозрение широкой общественности.

“…а потом обними, а потом обмани…олдовые часики смеются не в такт, ни о чём не жалей и кури просто так” – промывают нам мозг своими незатейливыми мелодиями и рифмами поп-артисты, и, видимо, что-то такое застряло в подкорке и у музыкантов, входящих в состав Autumn Woods. “Солги мне”, “Обмани меня” – такой красноречивый и однозначный призыв, вынесенный в название сингла, иначе как провокацией не назовёшь, а уж в сочетании с кроваво-броской обложкой так и вовсе на ум идут всё сплошь какие-то страшные и нехорошие ассоциации. Дум?... Гм… Если это дэт-дум, то явно специфический и какой-то уж очень непростой и авторский.

Если сравнивать “Lie To Me” по звучанию с прежним творчеством Autumn Woods, то становится очевидно, что в схватке дума и дэта в музыке этой капеллы однозначно побеждает последний. Бодрый темп, агрессивная подача, энергичные риффы, напрочь канувшие в Лету разговорные вставки и медленные куски, вроде тех, что раньше можно было услышать в “Last Hope” или “Tears...Eternal Satellites Of Grief” – ребята злобствуют очень сочно, мощно и конкретно, а вместо думовых раздумий у них сейчас на повестке дня исключительно кач, основательность и драйвовый железобетон, которым забивают сваи на своих дисках самые злые дэтовые маньяки.

Так может вовсе убрать слово “дум” из жанровой классификации коллектива? Нет, этого делать не стоит, однако, следуя по стопам своих старших учителей из Godgory, Cemetary Of Scream, ранних Crematory и Phlebotomized, скооперировавшиеся под знаменем Autumn Woods металлические печальники-ортодоксы явно очень рады вернуться к активной творческой деятельности и по данному поводу решили закатить настоящий дэтовый праздник, где дум если и присутствует где-то, то исключительно в качестве паров печальной и возвышенной атмосферы, зависших где-то под потолком, которые хоть и оказывают некое влияние на общую картину, но решающего значения отнюдь не имеют.

Их “lie to me” (сама формулировка!) звучит как “cross my path and you’ll suffer like no man before” классических My Dying Bride, и общего здесь действительно не так уж и мало. Они провоцируют, страдают, снова провоцируют и так страдают, что вены вздуваются и лоб от напряжения покрывается холодной испариной. “Я – кровавая земля!” – пугали нас в свою культовую эпоху “брайды”, а Autumn Woods решили продемонстрировать, что бывает, когда ты реально ощущаешь себя именно так: “Когда захочешь мне солгать, делай это вдохновенно, не обращай внимания на меня, просто постарайся сделать свою ложь идеальной”, ну а “Lie To Me” теперь выглядит как предельная форма дэтового мазохизма и думовой боли.

Трек у команды получился злобный, резкий, контрастный и достаточно плакатный, из чего можно сделать вывод, что от тишины и печали они уже успели устать, а вот ярости и агрессии у них накопилось до самых краёв. Хороший звук, адекватное сведение, прекрасная подача и очень взрослое и “фирменное” отношение к своему делу и к себе самим – пожалуй, для того, чтобы наработать все эти составляющие, стоило ждать эти пять лет и оттачивать свои копья и стрелы в той тотальной и всеохватной тишине, которая обволакивала всё, что связано с Autumn Woods всё это время.

Если верить участникам AW, то их новый лонгплей не просто не за горами, а может появиться уже осенью сего года, и данное обстоятельство заставляет смотреть на актуальный сингл с ещё большим интересом. Не просто отдельная композиция, а часть будущего большого музыкального торта, который уже вовсю заправлен в работу и подрумянивает свои бока в печах микса, сведения и продакшна. Каким будет этот диск пока что можно только гадать, изводя пачками кофе на предмет появления изображений и намёков в оставшейся после его потребления гущи, ну а лучше просто немного подождать, тем более, что новейший сингл готов вам этом всемерно помочь.

Рецензия на мини-альбом группы Suspect Under Pressure "Split"

25-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В то время, как народ спешно скупает гепарины и ксарелто, чтобы разжижать себе после ковида лейкоциты с эритроцитами, злые мурманские свидетели тяжёлого металла обещают разжижать своим слушателям разум. Зачем? Может быть, чтобы наш с вами мозг стал более пластичным и мог с лёгкостью перевоплощать нас и в волка, и в ястреба, и вообще в кого угодно, как это показано на обложке их новейшего EP? Вполне себе вариант, ведь после прослушивания новейшего мини-альбома этой некогда сумрачной северной капеллы ваше сознание получит такой антиолимпийский допинг, что станет светиться как полночный болотный фосфор.

Если раскол царит в обществе или в рядах какой-то религиозной общины, это одно, а вот раскол в собственной голове, когда не можешь договориться с собой любимым, пойти ли за кефиром или послушать последний Paradise Lost, это уже кое-что похуже. Медики подобную амбивалентность называют шизофренией или (более мягко) биполярным расстройством. Раскол, как вы поняли, на английском звучит как “split”, и именно ему самому и посвящён актуальный пятитрековый изи-плей наших сегодняшних героев. Раскол в сознании, брожение в умах – что может быть актуальнее на момент конца 2020-начала 2021? И “саспекты” бодро на этом играют.

Евгений Никитинский (ex-Delorian Domain) и его музыкальные единомышленники продолжают свои поиски на ниве мощного, разнообразного и техничного экстрим-металла, и “Split” это как раз тот самый артефакт, который в концентрированном и актуальном виде демонстрирует их прогресс и актуальное состояние дел в котле креатива имени Suspect Under Pressure. Минимум экстрима, почти полное отсутствие былого мдм, и много-много электроники, жгучих мелодий и ядерного поп-рэп-модерн-электро-металла, который так и просится в чарты, на ТВ-экраны и на Евровидение. Кстати, вокалист явно посещал уроки пения и здорово подтянул свои умения и навыки для записи EP, и это очень чувствуется на записи.

Но электроника и вокальная акробатика – это далеко не все удивительные сюрпризы актуального релиза мурманских тяжёлых электро-рокеров. “Split” не только невероятно мелодичен, но и романтичен. По ходу прослушивания диска мне даже казалось временами, что в качестве консультанта и бэк-вокалиста ребята пригласили на запись Бурито или ещё кого-то из раскрученных теле-мега-звёзд. Поверить в то, что сочинили и записали “Танцы” и “Дефект Механизма” грубые и прямолинейные тру-металлисты не получается и вряд ли у кого-то получится, уж слишком много там модерновых фишек и модных эпатажных ходов.

Да, по этим же самым тропам с удовольствием ходили и до сих пор ходят поздние In Flames, но их мурманские последователи решили пойти ещё дальше, и вот перед нами буквально до отказа нашпигованный электроникой и фэшн-софитами пятитрековый заряд, где всё настолько слаженно и наэлектризовано, что напоминает обвешанную конфетами, пряниками и праздничными блестяшками новогоднюю ёлку. От поздних In Flames к поздним Lacuna Coil, In This Moment и ещё дальше, куда-то туда, где обретаются Linkin Park и Limp Bizkit – примерно так можно охарактеризовать творческую концепцию современных Suspect Under Pressure.

За пять лет своей совместной творческой и концертной деятельности ребята не избежали перемен (один фит с Натальей Витлиф чего стоит, не говоря уже про всё прочее с примесью металла, рэпа и электроники, что делали и могут делать эти горячие головы), но их не пугают перемены – чем дальше и больше они эволюционируют, тем больше входят во вкус и ни за что не желают останавливаться. А вот обложка меня немного удивила: музыка EP показалась мне вполне себе органичной и гармоничной, хотя и противоречиво-разнородной, а никаких заявленных раздираний противоречиями я тут не обнаружил и не почувствовал.

Ну а самые интересные и качественные, на мой взгляд, блюда авторы припасли к финалу своего музыкального пиршества, ведь их чувственные, построенные на контрастах полубаллады “That’s Alright” и “Family” – это действительно самый сок их новейшего творения. Семейные ценности, надежда, вера и любовь, вечные и непреходящие ориентиры – их лирика далека от стандартов кондового мдм, и такое развитие нельзя не похвалить. С самого начала они заявляли в пресс-релизе о миксе стилей и разжижении мозга своей многогранностью, а такая гибкая эклектика в их исполнении выглядит достаточно органично, что далеко не является само собой разумеющимся.

“Split” – это музыка в стиле жидких терминаторов и мутантов-хамелеонов. Недостатки и не самые однозначные особенности звучания здесь есть, но это тоже часть общей “хамелеонистой” концепции и постоянной склонности к перевоплощениям. “Определить – значит, ограничить” – твёрдо уверены “саспекты” и в каждом из треков с нынешнего миника предстают в новом или обновлённом виде. Их креативное зерно не так-то просто уловить и тем более описать с помощью слов, но их музыка отлично иллюстрирует убеждения вроде знаменитого оккультного “мир исполнен сплошных измен”. Чтобы понять и полюбить такое, нужно быть очень open-minded.

Рецензия на сингл и клип Евгении Зонтиковой "Нить"

24-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Фолкеры, менестрели, барды и акустические рокеры – это явление сродни закатам, рассветам, задумчивым ночам возле костра где-нибудь в летнюю полночь возле живописной реки и всем тем незаметным, но очень существенным мелочам, которые и составляют радость и восторг нашей жизни. Они были, есть и будут, а среди пёстрого многообразия новинок их акустического минимализма нет-нет да и находятся очень даже впечатляющие и нестандартные релизы, о которых хочется рассказать друзьям и знакомым, а затем найти себе физическую копию альбома и долго радоваться в уединении, растворяясь в эфирных звуках и позитивных вибрациях благостных размышлений.

Год назад тюменская поэтесса, вокалистка и гитаристка Евгения Зонтикова выпустила свой дебютный альбом “Тише воды”, а сейчас настал черёд проиллюстрировать одну из композиций с него полноценным видеорядом и представить клип. Полностью соответствуя негласным критериям, принятым среди собратьев по оружию акустических рокеров-минималистов, Евгения в своём творчестве делает ставку на смыслы, идеи и внутреннее содержание, и её клип ясно показывает эту особенность её отношения к нотам, звукам и музыкальным гармониям. Песня посвящена важным и серьёзным вещам, а видео пробует проиллюстрировать и воплотить если не все, то часть из них.

Нить как символ отношений. Мы находим родственную душу, ниточка нашей судьбы сплетается с судьбой другого человека, появляется доверие, радость, узнавание себя в другом, а потом… А потом бывает по-разному. И очень часто нити рвутся, путаются, а потом каждый остаётся со своим клубком и на своей волне.

И именно про такой вариант развития ситуации рассказывает Евгения в своём клипе. И я просто не могу не удивиться тому, с какой стоической, поистине буддистской отстранённостью рассказывает исполнительница о болезненных нюансах отношений, о грустных моментах превращения нежности в свою противоположность и о том моменте, когда такие близкие и почти родные уже друг другу люди вдруг становятся снова чуждыми и чужими. Современные коучи и учителя-психологи утверждают, что если вовремя не отпустить того, кому надлежит уйти из твоей жизни, то в неё не войдёт кто-то очень важный, кто несёт новый, невероятно важный для тебя урок, и ты потеряешь намного больше, чем обретёшь.

Об этом же говорит и Евгения. Люди, которых мы любим, и даже самые близкие, важные и незаменимые друзья не принадлежат нам и не являются нашей собственностью. Мы все встречаемся в определённое время и в определённом месте, а каждый из нас несёт другому какое-то важное послание, которое другой должен услышать и понять. Именно в этом смысл общения, дружбы, отношений и всех этих связующих нас судьбоносных ниточек. Клип прост и отнюдь не перегружен деталями и образами, что явно сделано для того, чтобы максимально сосредоточить внимание зрителей и слушателей как раз на образе соединяющихся, спутывающихся, разъединяющихся и образующих удивительные хитросплетения нитей.

А на днях у меня, кстати, состоялся интересный разговор с моим приятелем-меломаном. Я рассказывал ему, как прекрасен и великолепен новый альбом Аланис Морисетт, а он, послушав его один раз, недоумевал: “простые мелодии, фоновые ритмы, практически самоидентичные ритмы и аранжировки, благодаря которым один трек можно с большим трудом отличить от другого, не самый выдающийся вокал… чем тут можно восхищаться и зачем?”. А вся соль в данном случае в атмосфере, настроении и в текстах. Проникнуться в полной мере всем очарованием “Нити” человеку, не знающему русского, будет далеко не так легко и просто, как нам с вами, для кого язык Пушкина и Достоевского является родным и понятным с детства.

Не стоит спешить делать далеко идущие выводы и судить о творчестве Евгении, не ознакомившись с ним как следует или ориентируясь исключительно на мои характеристики и описательные ассоциации в этой рецензии. Аранжировки у Евгении действительно традиционно держатся в духе минимализма, но это не простенький бард-рок, а нечто с намёком на арт и даже местами на джаз и фьюжн. Элементы из арсенала Норы Джонс, Белой Гвардии и Блуждающих Огней очень идут исполнительнице и отлично дополняют такие прямолинейные и незатейливые песенки в духе Лицей, как “За руку меня держи”, а в итоге перед нами раскрывается интересный и захватывающий калейдоскоп эмоций и настроений.

Может быть, “Тише воды” и взятая с него “Нить” пока ещё не дотягивают до классики Сэнди Дэнни и Джони Митчелл, но эти песни с душой и смыслом способны вдохновлять, радовать и раскрашивать реальность не хуже, чем знаковые и культовые работы икон и патриархов жанра. Каждый настоящий музыкант немного волшебник и творит своими звуками новую реальность, преображая и углубляя всё, что попадает в его поле зрения и случайно или нарочно входит в соприкосновение с его лирой. Точно так же обстоят дела и в случае с Евгенией. Она не стремится срывать звёзды с неба, но в таком нарочитом и даже порой показном минимализме временами сквозит настоящая природная глубина и потрясающая естественность настоящих чудес.

Произведения Евгении Зонтиковой светлы, добры, в них есть о чём подумать, и каждый наверняка найдёт в этих песнях что-то своё, близкое и понятное лично ему и созвучное именно его опыту. Такая универсальность вкупе с радикальной хипповской доброжелательностью и интересными текстами и составляет основу привлекательности и своеобразия альбома “Тише воды” и попавшего к нам на обозрения сейчас клипа. Здесь всё просто, легко и доступно, как хлеб и вино, но в таком желании сделать наш мир чуть ярче, добрее, светлее и понятнее и состоит основная радость от того, что и как делает эта исполнительница. Лично мне в нашей цифровой реальности очень не хватает вот такой открытости, теплоты и спокойных разговоров о важном и главном. В этом плане творчество Евгении почти уникально и сильно напомнило мне времена хороших советских молодёжных журналов вроде “Паруса”, где подростки ещё не были так циничны, самоуверенны и пусты. “Нить” и “Тише воды” – это ностальгия по важному, нужному и хорошему, и в этом смысле это важная, нужная и хорошая музыка.

Рецензия на альбом группы Сумеречная Депрессия "Стрекоза и мяч"

22-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Перед нами новый долгожданный альбом одной из самых мрачных, безысходных и интеллектуальных групп российского драматического андеграунда. Коллектив Дениса Ядрова не балует своих слушателей частыми релизами - актуальный лонгплей всего четвёртый по счёту в их дискографии. Однако качество в данном случае имеет однозначно большие приоритеты, чем количество и явно ставится во главу угла, а саунд и архитектоника релизов команды традиционно говорят сами за себя, изобилуя саунд-изящностями.

После десяти лет с момента записи первого альбома Денис Ядров вновь обратился за помощью с инструменталом к своему давнему другу Максиму Белоусову (Жвака Галз), что с одной стороны обеспечило преемственность актуального, четвёртого по счёту, релиза Сумеречной Депрессии по отношению к бэк-каталогу коллектива, выступив гарантом стабильности и жанровой верности, а с другой как бы намекнуло на возможные сюрпризы и потайные “пасхалки”. Десять лет – большой срок, и за такой солидный отрезок хронологии в мировоззрении и фундаментальных симпатиях авторов могли произойти серьёзные и даже кардинальные изменения, в связи с чем становится ещё интереснее послушать и оценить их творчество.

Вся электронщина на диске отдана на откуп Михаилу Чайкину, за сведение и мастеринг отвечает Антон Макаров, для оформления были ангажированы рисунки Степана Коноровского, в то время как дизайном и оформлением занимался Антон Волков, а в качестве приглашённых гостей на диске засветились бас-гитарист Дмитрий Халалеев (“Искусственное солнце”), саксофонист Дмитрий Колобов и вокалистка Татьяна Позднякова ("Двери неба и солнца").

Сам Денис говорит о реанимированных влияниях символизма и активном использовании скрытых отсылок и межпредметных параллелей в текстах. А изменения в плане формы художественного выражения бросаются в глаза и уши уже в первом же треке, но по сути своей и по глубинному содержанию перед нами всё та же Сумеречная Депрессия, которую вы знаете по “Поэзии стеклянных городов” и “Молитвам”. Более разнообразные, а порой и неожиданные электронно-индустриальные аранжировки, мрачный, таинственный, а временами и злой как в “Татуировке” вокал, множество нюансов и разного рода дополнительных деталей – всё на актуальном альбоме коллектива призвано создать необходимое настроение, и это настроение – болезненная рефлексия.

Несмотря на то, что альбом в целом уже не оставляет ощущение такой бездонной депрессивности, как это было в случае с прошлыми релизами, а некоторые треки вроде “Нимб из картона” выглядят и вовсе лиричными, тьмы и внутреннего напряжения здесь ничуть не меньше, чем раньше. Более взрослый и прирученный негатив “Стрекозы и мяча” временами кажется почти безвредным и даже доброжелательным (“Канатоходцы”), но это обманчивая умеренность. Просто альбом не бросается в крайности и не предпринимает никаких лишних движений, попусту растрачивая свою энергию. Здесь всё прицельно, продуманно и сделано исключительно с холодной головой и с трезвым рассуждением – словом, как и должно быть у взрослых и солидных мужей.

Философские проблемы реинкарнации, мысли на тему фильмов вроде “Пророка” с Николасом Кейджем, серьёзные академические размышления об извечном конфликте “физиков и лириков” и даже рассуждения о любви, вечности, старении и подмене ценностей – всё это вы найдёте на актуальном диске коллектива. Денис неожиданно обращается к знаковой работе известного американского психолога и теоретика Раймонда Моуди “Жизнь после жизни” с тем, чтобы таким ненавязчивым образом перейти к обсуждению вопросов жизни, смерти и посмертного опыта.

На альбоме действительно много размышлений о перерождении, а тематически материал проходит три цикла, которые посвящены времени, страхам, любви и реальности. Даже само название пластинки намекает на те метафоры и образы, которые так любят сторонники теории переселения душ, а в текстах пазлов и интеллектуальных шарад ещё больше. Было бы странно, если бы альбом и тексты песен не были связаны с извечными для Сумеречной Депрессии темами смерти и депрессии, но размышления о них на этот раз подаются у Дениса под новым, неожиданным соусом, а восхищения и любования некротическими реалиями здесь намного меньше, я бы даже сказал, что их почти нет или чаще всего нет, но иногда они всё-таки пробиваются:

“Самоубийство – непростительная ложь,

Не вход, не выход, не билет на облака.

Теряя память, вряд ли что приобретёшь,

Хотя получишь облегчение, пока

Не набегут за ночь сомнения на крик,

Сквозь ржавый воздух, наконец, увидишь ты:

Спираль вселенной упирается в тупик

Блаженной, дикой, угловатой наготы.

Заглатывает аспид свой безмерный хвост,

И что прошло - опять является во снах.

Сюжет, казалось, был банален, скучен, прост,

Но изменил его мгновенно подлый страх

С проплешиной на прокажённой голове.

Заискивая, он зовёт: «Пойдём со мной».

И я завидую искусственной сове,

Сменившей на комод и пыль рассудок свой.

Я не хочу по норам ползать, как червяк,

Опять учить давно знакомые слова.

И если в этот раз всё тоже будет так,

Пускай наполнит мой живот полынь-трава.”

(c) Сумеречная Депрессия – “Татуировка”

А в целом по настроению “Стрекоза и мяч” показался мне схожим с самым неординарным и мистичным диском Tiamat “A Deeper Kind Of Slumber”. Электроника, меланхолия, психоделия, даже явная депрессия, бесконечные самокопания и почти мистическое всматривание в бездны своей души и собственной бесконечной депрессии – всего этого было очень много у Йохана Эдлунда образца 1997 года, а сейчас очень много у Сумеречной Депрессии. И всё это с характерным робким проблеском призрачной надежды, благодаря которой были так удивительно притягательны и нестерпимо очаровательны классические пластинки шведских мечтателей и романтиков имени грозной шумерской богини:

“Я тебе сделаю нимб из картона.

Он легче света. Не то, что корона.

Мы вознесёмся на крыльях бумажных.

Пусть понарошку – ведь это неважно.

Блики огней под босыми ногами,

Город внизу – полыхающий камень.

К звёздам навстречу в усталой сорочке

Через пустые тетрадные строчки.

Шёлк мятых волн океана с луною

Шепчет: «Ладонью своей вас накрою,

Спрячу от сумерек в дикой прохладе.

Пусть не навечно – на миг, или на день».

Губы и тушь растеклись по закату.

Разве мы в чём-то с тобой виноваты?

Боль за одеждой отринута нами.

Тает внизу полыхающий камень.

Я тебе сделаю нимб из картона,

Это несложно – всего-то три слова.

Ты вознесёшься на крыльях бумажных.

Пусть понарошку – ведь это неважно”.

(c) Сумеречная Депрессия – “Нимб из картона”

А ещё “Стрекоза и мяч” – самый благозвучный, приятный на слух, мягкий и мелодичный диск в истории Сумеречной Депрессии. Несмотря на эпизодические всполохи инфернальных огней вроде “Болезни”, “Искусственного солнца” и уже упоминавшейся “Татуировки”, где гитары и вокальные партии кажутся почти металлическими, напоминая демонический трэш вроде Fear Of God, релиз всё равно оставил у меня в итоге светлое и жизнеутверждающее впечатление какой-то мудрости, взвешенности и искреннего поиска истины. На альбоме практически нет гнетущей тяжести классических релизов Сумеречной Депрессии, и это однозначно его плюс. Потенциал такой кристальной прозрачности и грозового спокойствия действительно почти безграничен.

Релиз оставляет ощущение выверенной и очень сбалансированной работы, хотя разных элементов, нюансов и даже взаимоисключающих ингредиентов здесь намного больше, чем на прежних дисках группы. Остаётся только удивляться, как авторы смогли всё привести к общему знаменателю, подогнать под единый стиль и объединить воедино такие разные темы, стили, настроения и эмоции. Тем не менее у них всё получилось, а финальный результат не только не разочарует давних слушателей и поклонников группы, которых всегда было немало, но и заинтересует новых, ещё не искушённых в оттенках депрессии и self-психологизмов интеллектуалов-меломанов. Отличная, очень профессиональная работа, пища для ума и для души.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N2 (2021). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом группы Trepanation "DSM-V"

19-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

От группы, которая называется Трепанация, ждёшь мрака, ужасов и разного рода радикальностей, и всё было именно так или почти так пять лет назад, когда я писал своё ревью на сингл Trepanation “Saturn”. Формально это по-прежнему дэт-метал, ну а если присмотреться к нюансам и мелким бесам деталей, то перед нами не просто смертомет и не просто музыкальная радикальность в духе кишки-расчленение-кровь. Сегодняшние Trepanation, как и некогда выбравшие себе тоже очень прямолинейные названия Septic Flesh, Graveworm и Gorefest, прогрессируют и опускаются в бездны ментальных парадоксов для того, чтобы накопать там чуть больше страха и жути, чем можно найти в нашем материальном мире и в повседневных экзистенциальных лабиринтах.

Дэт-метал, в котором на постоянной основе присутствует чистый вокал? Да, такое бывает, и в наше время это уже совершенно не редкость, но “DSM-V” всё равно звучит непривычно и свежо для своей жанровой ниши. Обилие вставок с акустическими переборами, чисто прогрессивных кусков, отчаянной меланхолии в духе Opeth, а порой и чуть ли не думовых фрагментов делает этот попавший к нам на обзор новейший лонгплей команды настоящим кроссжанровым монстром. Это действительно трепанация, но не в физическом и не в медицинском смысле, а скорее в плане метафоры, описывающей процесс погружения в собственное подсознание и выход навстречу тем фуриям, чертям и ископаемым, которые дёргают оттуда за ниточки и отравляют нашу жизнь.

Треки длительностью по семь, девять и более минут, сложные структуры композиций, названия в духе “Паралич души” и “Фантомная боль” – альбом основателен, глубок и великолепно подкован в своей области. Влияния Tool и подобной тяжёлой психоделии более чем очевидны, и Trepanation с куда большим удовольствием обращаются к среднетемповым утрамбовывающим прог-риффам, нежели к типичным дэтовым штампам. Собственно-то штампов здесь практически и не присутствует, а вместо них нас ждёт всё сплошь экспериментальные, авторские и прогрессивные наработки Антона Корякова и Ко, которые музыканты подают с потрясающей изысканностью (обратите внимание, скажем, на коду той же “Paralysis Of The Soul”) и с душой.

И да, чистого вокала на альбоме не просто много – именно чистоголосые партии правят бал на “DSM-V”. Нет общим местам и заезженным клише, нет проторенным дорогам и очевидным решениям – нынешние Trepanation не чувствуют ни малейшей необходимости в том, чтобы соответствовать хоть каким-то из металлических стереотипов, а вместо этого с головой бросаются в пучину психотического металла в традициях поздних VoiVod. Чем дальше развивается сюжетная линия пластинки, тем больше становится на альбоме психиатрии и психоделии, и тем сложнее, смелее и непредсказуемее становятся аранжировки коллектива. Уже в четвёртой вещи “Indecent & Sensitive” нас ждёт сумасшедший фейерверк прогрессивных соло и неожиданных мелодий, а дальше всего этого будет ещё больше и чаще.

И, конечно, традиционного дэта будет всё меньше, и проявлять себя он будет всё реже и неохотнее. Если это дэт-метал, то только в том же смысле, в каком дэтом считаются Opeth или, скажем, Alas, а вот когда дело доходит до титульной вещи, Trepanation начинают больше смахивать на Tool, поздних Anathema и даже Alice In Chains, а мясная дэтовая долбёжка растворяется без следа в их затейливых инструментальных перекличках и задумчивых соло. Они настолько свободолюбивы и пластичны, что позволяют себе гнуть и переплавлять каноны экстремального металла с такой радикальностью, что метал перестаёт быть металлом, а бронебойный ураган риффов распадается на винтики и гвоздики, образуя причудливые пазлы.

Арт-пост-метал Trepanation действительно имеет немало общего с упоминавшимися выше Alas, Tool, Anathema, VoiVod и Alice In Chains, но аллюзиями и отсылками к ним не ограничивается, устремляясь глубже, дальше, выше и вообще за пределы всего известного и привычного. Дума и атмосферы становится невыносимо много в “Gray”, на ум приходят Swallow The Sun и Pyogenesis, а чем дальше слушатель будет продвигаться по хронометражу диска, тем больше неожиданных сюрпризов, инструментальных откровений и нелогичных сценариев будет он встречать в композициях, в то время как прог и атмосферность Trepanation станут тяготеть к авангарду и пойдут блуждать по звёздным дорожкам ночного одиночества вне времени и пространства.

Сказать, что я был обескуражен этим альбомом, это, наверное, не сказать ничего. С трудом удаётся поверить, что в России мог появиться настолько сильный, оригинальный и самобытный материал с такой убедительной и впечатляющей вокальной работой и с такими профессиональными аранжировками, но это факт, и отрицать его не представляется возможным. Не знаю, в чём тут дело, но россияне довольно неуверенно себя чувствуют, когда дело доходит до чистых импровизаций и до заплывов вне традиционной куплетно-припевной схемы. Нет, уплывать от неё они, конечно же, могут и умеют, но вот глубины и содержания в таких отплывах, как правило, не наблюдается. Чего, к счастью, совершенно нельзя сказать про Trepanation.

Не так часто сумбур, математика и какофония могут быть такими слушабельными и приятными, далеко не само собой разумеется, что тяжёлый арт-прог имеет не только смысл, но и душу, однако Trepanation сумели стать исключением из всех или большинства правил и записали по-настоящему впечатляющий диск. Их экспериментальность не выглядит высосанной из пальца и надуманной, а подход к сочинению и исполнению своего материала напоминает про мастеров и гуру забугорного тяжёлого рока. Для любителей свежих решений и нестандартных путей в современном околоэкстремальном металле совершенно необходимая для ознакомления вещь, пропустить и проигнорировать которую будет совершенно непростительно.

Показать ещё