ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл и клип Фелиссы Белиол "Поезда"

28-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Перед нами очередное, уже четвёртое по счёту видеотворение молодой рок-певицы, которая поставила себе целью показать всем, каким прекрасным и чарующим способен быть отечественный вариант вижуал-кея. Она поёт на русском и не скрывает своих российских корней, однако атмосфера, особый гротеск и показательная инфантильность у неё в точности такие, как если бы она продолжала жить в Японии, куда некоторое время назад ездила по работе. Да, такой культурный и идеологический микс получается у неё удивительным, диковинным и ни на что не похожим, но именно за это любят Фелиссу те, кто её любит, и за то же самое ненавидят её многочисленные хейтеры и недоброжелатели, которые не готовы принимать новый взгляд на музыку.

Фелисса сейчас слегка подкорректировала собственные принципы и убеждения и решила снять очевидно кинематографичный клип про любовные отношения. С первых же секунд мы видим на экране нежность, трепетные чувства, которыми наслаждаются влюблённые и долю эротичности. Конечно, её эротика далека от банальщины и обладает явным привкусом андрогинности (в первый момент мне даже показалось, что её партнёр по ролику принадлежит к женскому полу, да и сама Фелисса сейчас с новой причёской андрогинна как никогда), а свойственная вижуал-кею нарочитость и угловатость воспринимаются очень естественно и уместно, однако от своей доли провокационности и эпатажности Фелисса тоже не захотела отказываться, и на съёмках вдоволь похулиганила с миловидным актёром, ставшим её партнёром на съёмочной площадке.

Певица и её визави весело проводят время в клипе, шалят и откровенно радуются друг другу, и в такой непосредственности, не лишённой повышенной рисовки и манерности, и заключается в данном случае вся соль. Однако при всё при этом в клипе мы наблюдаем и полностью противоположную историю, где вокалистка одна и надрывно страдает в одиночестве. Две эти истории переплетаются в одну и к концу клипа мы понимаем, что счастливые мгновения были всего лишь воспоминаниями о первой любви или возможно сном певицы. Реальное и воображаемое, счастливое и горькое тесно сплетаются в “Поездах”, и текст французской поэтессы Катрин Дезаж отлично подходят для такого противоречивого и болезненного нарратива с нотками несбыточного и фантасмагорического.

Выглядят ли “Поезда” диковинно и порой неестественно? Да, определённо! Но это точно не вредит ролику и не делает его хуже. Особенности съёмок и поведения актёров настраивают на романтический и мечтательный лад, а при всей своей чувственности, клип в то же время достаточно целомудрен, и упирает не на “пятьдесят оттенков серого”, а больше на красоту, очарование, интимность и прочие терпкие радости любовных отношений, когда у влюблённых, по словам Платона, как будто вырастают за спиной крылья.

Фелисса явно растёт, прогрессирует и развивается. Если ещё год назад в её композициях в плане звукорежиссуры были погрешности и слабые места, то теперь всё, что можно было исправить, исправлено, вокал звучит уверенно и эмоционально, а стандарты инструментала подобрались к очень солидным и впечатляющим берегам, с которых стартовали в своё время Malice Mizer, Dir En Grey, и другие иконы культового забугорного вижуал-кея. Исполнительница стала увереннее и опытнее, она всё больше входит в роль харизматичной звезды прояпонского гитарного рока, а пышущие злобой и ядом хейтеры, кажется, только играют ей на руку и помогают стать ещё убедительнее.

Мне было немного странно видеть в сети критику данного ролика, поскольку всё сделано в данном случае действительно на довольно высоком уровне, а для Фелиссы “Поезда” это явный и очевидный прогресс. Хорошее качество картинки, неплохое сочетание сюжетных сцен и локаций разного плана и даже звук гитар вполне и вполне приемлемый. Может быть, переход к части с тяжёлыми гитарами и синтезаторами выглядит немного резко, но кто сказал, что творческие люди обязаны действовать предсказуемо, а в мире художественных образов обязаны действовать в точности те же самые законы, что и в нашем реальном и приземлённом мире?

В “Поездах” практически нет вычурности, из-за которой я очень быстро разлюбил Akado и их “Оксиморон”. Рецензируемую видеоработу приятно смотреть и пересматривать, потому что она затрагивает тему первой любви, которая была в жизни каждого человека и наполнена некой воздушностью. И я бы не сказал, что притягательность и актуальность клипа целиком завязаны на гендерной интриге в духе “На грани пола” Тони Тумановой и игривых перемещениях по кровати в исполнении Фелиссы и её партнёра, а скорее на эмоциях и драме, о которой повествует Фелисса в песне. Также немаловажным фактом стало то, что историю экранизировал известный режиссёр Павел Подашов, работающий не один год в отечественной киноиндустрии. Для ценителей хороших кинематографических кадров и качественного кино данное произведение тоже покажется убедительным. Это действительно переложение образа мысли и стилистики вижуал-кея на российскую почву, и довольно неплохое.

Рецензия на альбом группы Helloween "Chameleon"

28-12-2020 Дмитрий Фомин

Пятый студийный альбом неунывающих парней из Helloween, увидевший свет в конце мая 1993-го г., cтал самым необычным, инновационным и в то же время самым разноплановым в дискографии немцев. Словно белая ворона, сходство с которой придает минималистичная обложка, ''Chameleon'' разительно выделяется на фоне прочих релизов мастеров тевтонского пауэр-метала… Тем более, что к пауэру он имеет весьма и весьма отдаленное отношение, ровно как и его предшественник.

Некоторые поклонники предпочитают упорно не замечать этого смутного периода в жизни коллектива, вдохновляясь более ранними работами. Кто-то, напротив, осторожно распробовал это новое блюдо и нашел его вполне съедобным. Кто-то же, не особо котируя тяжелый метал, был приятно удивлен содержимым этого "хамелеонистого" релиза и взял группу себе на заметку. Реакция общественности была разной, но многие сходились в одном – альбом действительно получился очень необычным, и именно это обстоятельство для многих сработало как сигнал тревоги.

В своем экспериментаторстве Helloween на этот раз зашли достаточно далеко, гораздо дальше ''Pink Bubbless Go Ape'', и дали волю своему разностороннему вкусу, примерив на себе шкуры настоящих "хамелеонов". Новое произведение демонстрировало еще большее отдаление от тяжелого бескомпромиссного звучания в сторону мелодичного и коммерчески привлекательного хард-рока. Но не нужно плеваться раньше времени. Helloween не были бы сами собой, если бы позволили себе в чем-то схалтурить.

Основные авторы в лице Киске, Вайката и Грапова показали себя с совершенно другой, более интимной и лиричной стороны, попутно продемонстрировав высший композиторский мастер-класс. По ходу прослушивания нам обязательно встретятся вещи в традиционном для Helloween метал-ключе - ''First Time'', "Giant", "I Believe" - тяготеющие к стилистике предыдушего лонгплея и одновременно делающие неожиданный реверанс в сторону американцев Queensryche. Однако главную интригу представляют другие произведения.

В числе новинок стоит отметить присутствие вальяжного и гимноподобного хард-рока, приправленного игривой духовой секцией с солирующим саксофоном в ''When The Sinner'' и более смелые, отвязно-рок'н'ролльные вариации в духе незабвенного Элвиса Пресли, что демонстрирует нам забавный ''Crazy Cat". Особый винтажный привкус, усиленный потрескиванием винилового проигрывателя, просматривается в композиции ''Revolution Now'', инспирированной духом прогрессивного рока 70-х в лице Deep Purple и Led Zeppelin. Параллельно с этим можно выделить отсылки к софт- и блюз-року a-la Брюс Спрингстин или Foreingner в ''Music'' с томной ночной атмосферой 80-х, а также чисто стадионного AORа в формате ''Step Out Of Hell''.

По части баллад музыканты превзошли сами себя – на альбоме их целых четыре, причем, все разноплановые: вариации в стиле фламенко на "I Don’t Wanna Cry No More", душевная простота ''Windmill'' в духе The Beatles, знойная раскованность с привкусом кантри ''In The Night'' и благородная эмоциональность в духе Queen в ''Longing''. Вокальные партии Киске на фоне лиричных акустических переборов, партий фортепиано и мягкого шороха перкуссий звучат настолько чувственно, предельно естественно и упоенно, что, казалось, и не было за плечами двух сильнейших альбомов, ставших эталоном пауэр-металла.

Забавные сэмплы добавляют картине щепотку непременного "хелловиновского" юмора, а эпизодические симфо-элементы - солидности. Группа не стала довольствоваться синтезаторным звучанием и прибегла к помощи живого мини-оркестра. Автором аранжировок выступил знаменитый немецкий композитор Вернер Ланг, который существенно выручил парней. К слову, сами члены группы ничуть не сдали по части игры. Вайкат и Грапов по-прежнему выдают вкуснейшие соло, с легкостью удерживая внимание слушателей, а Гросскопф, который на этой записи впервые применил пятиструнный бас, и Швихтенберг все также точны и техничны.

Композиторский уровень команды значительно вырос – на альбоме нет ни одной композиции, которую можно было бы назвать проходной или откровенно слабой. Любая (или любые) из них может (могут) стать фаворитом на долгое время, прежде чем уступить место другой (другим). Целая дюжина отменных хитов, исполненных в разной стилистике и наделенных разными эмоциями. Двенадцать песен двенадцати разных рок-групп… только в исполнении одной группы. Конечно, такое жанровое разнообразие и существенная утрата былой тяжести могли отпугнуть убежденных металлистов, но сами песни явно не стали от этого хуже.

Собственно, уже тогда, да и сейчас, спустя годы, ''Chameleon'' остался несколько недооцененной, но при этом чрезвычайно приятной, интересной и очень качественной пластинкой. А ведь качество всегда являлось визитной карточкой наших героев. Более того, забегая вперед, скажу, что Helloween – одна из немногих групп, которая за все время существования не записала ни одной, повторяю, НИ ОДНОЙ дерьмовой пластинки! Конечно, кто-то может со мной не согласиться, и это нормально. Но при слишком поверхностном отношении к релизам с подобной репутацией можно запросто упустить редкую и очень ценную жемчужину, которая достойна гораздо большего внимания.

Рецензия на альбом Васи Бабаева "Тем, кого разрезал поезд"

28-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Всем давно известно, что лучше всех играет блюз именно Вася, а вот человек, скрывающийся за таинственным псевдонимом Вася Бабаев, съел целую свору собак в умении писать душещипательные интеллектуальные баллады и на своём новейшем альбоме сразу же идёт с козырей прямо в первой же вещи, уверенно хватая быка за рога. Эта пронзительная балладность титульной вещи “Тем, кого разрезал поезд” и таких треков как “В этих руинах” или “Режим чёрного неба” действительно бьёт практически навылет и просто не способна оставить равнодушным даже самого взыскательного и скептически настроенного слушателя. Услышал первую вещь хотя бы мельком – наверняка захочешь послушать весь диск до самого конца, чтобы ненароком не пропустить ещё такой же шедевр или что-то, хотя бы отдалённо ему подобное.

Вася явно взрослеет и набирается опыта, но, кажется, не хочет признаваться в этом даже самому себе, и поэтому на альбоме по-прежнему ещё довольно много раздолбайских вещей вроде “Обычная и злая”, которые звучат как самый настоящий самодеятельный панк-рок пополам с шаманизмом The Doors и Grateful Dead. Намёки на психоделический атонал-авангард усиливаются в треке “Поцелуй меня в мозг” и особенно в финальном инструментале “Рок-музыка”, но в целом новейший альбом Васи скроен в точности по той же самой схеме, что и его ранние творения: немного лирики и сентиментальной глубины, немного разухабистой панковской непосредственности, немного экспериментов и хулиганства. Держаться какого-то одного из этих берегов Васе просто скучно, и он ёрничает и самовыражается на широкую ногу, экспериментируя вдаль и вширь.

Я уже говорил раньше, что нынешний Вася Бабаев похож на Егора Летова даже, наверное, больше, чем сам Егор Летов был на себя похож в свои последние годы, и сейчас могу сказать то же самое. А ещё в своём умении сплетать воедино смешное и серьёзное, глубокое и поверхностное, скорбное и стёбное он немало смахивает на Бориса Гребенщикова. Подача и нюансы звучания, конечно, совершенно иные, но в таком объединении противоположностей определённо есть своё сходство, и самому Васе явно очень нравится быть ироничным и улыбчивым даже в самых своих горьких и вроде бы не предполагающих такой внутренней усмешки композициях. На то ведь и панк, чтобы литературно обыграть и застебать даже Достоевского и Толстого с его Дубровским, и Вася Бабаев пользуется своими филологическими регалиями по полной.

Вася, конечно, не изобрёл колесо, вечный двигатель или мировую шестерёнку вроде той, что виднеется на обложке “Тем, кого разрезал поезд”, но развитие и эволюция на его новом диске всё-таки присутствуют. Инструментал его новейшей работы явно стал прогрессивнее и разнообразнее, The Doors и Grateful Dead близки, горячи и досягаемы как никогда, что определено есть показатель прогресса. И балладная “Режим чёрного неба”, и самая изощрённая и экспериментальная “Рок-музыка” отличаются повышенной музыкальностью, и звуков в них почти столь же много, как у Бетховена и Баха. Вася с восторгом бросается в пучину почти джазовых импровизаций, не боится затягивать проигрыши, и это ему очень идёт. От рок-н-ролла до свинга и рокабилли, и от минималистичных бардовских баллад до страшноватых полифоничных буреломов – альбом действительно крайне разнообразен и широк.

Другое дело, что мне всё равно тяжеловато вмещать в себя столь впечатляющее многообразие творческих личин исполнителя, а основной фактор, за который я люблю и котирую и ценю творчество Васи Бабаева, это всё-таки не аранжировки, не исполнительское мастерство и не оригинальность соло-партий, а его песни и богатые интеллектуальным гротеском тексты. Вася в первую очередь литератор, творец и стилист, и интересен он по большей части именно в силу данного обстоятельства. Атмосфера и аутентичность его творческого поиска потрясает воображение, сила его ментальной концентрации изумительна, и да, этот человек действительно в любом стиле и в любом творческом ампула остаётся собой и впечатляет всё так же сильно и прицельно. “Тем, кого разрезал поезд” – это всё та же отборнейшая муходоевщина, благодаря которой был всегда известен Вася, и каждому “мнимо упавшему со стула” она наверняка зайдёт.

Рецензия на альбом группы Wolfheart "Wolves Of Karelia"

27-12-2020 Дмитрий Фомин

"Это леса, в которых правят волки Карелии…"

(с) Wolfheart, ''Hail Of Steel''

"Зимняя война" – так в исторических хрониках именуется военное противостояние СССР и Финляндии, произошедшее в период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940-го на Карельском перешейке. Противостояние, в котором победителю не принято гордиться своей победой и на подробностях которого долгое время предпочитали не заострять внимание. В самом начале Второй Мировой войны финны ответили "советам" категорическим отказом обменяться территориями, сдать в аренду некоторые стратегически важные объекты либо вовсе передвинуть границу, дабы помешать Германии создать удобный во всех отношениях плацдарм для нападения на Ленинград.

Советский союз имел солидный, нет, внушительный перевес как по численности армии, боевой технике, так и в огневой мощи, в то время, как финская армия состояла преимущественно из рядовых граждан, по сути фермеров, которым пришлось стать на защиту страны. Но случилось так, что мощная, прекрасно подготовленная армада неожиданно встретила упорное сопротивление со стороны финнов, которые рьяно сражались за каждый дюйм своей территории. И, хоть итог этой войны был предрешен изначально – правительство Финляндии было вынуждено начать мирные переговоры – никто не смел отрицать, что народ Страны Тысячи Озер проявил завидное упорство, отвагу и смелость, которые впору брать в пример.

Из тех ветеранов, кто принимал участие в этой войне, до наших дней дожили немногие. Однако память о них живет и до сих пор, благодаря потомкам, для которых большую ценность представляет история родной страны и подвиги народа. В число таких входит и знаменитый композитор-мультиинструменталист Туомас Саукконен, главная движущая сила и дух Wolfheart, чье наследие не так давно обогатилось уже пятым по счету студийным полноформатом ''Wolves Of Karelia'', чья концепция как раз-таки базируется на истории Советско-финского конфликта.

Из откровений самого Саукконена становится известно, что родился он и провел детство в Карельском регионе, так что воспевание истории и красот родного края стало для него делом чести. Это не первый раз, когда музыкант обращается к данной исторической теме. Отголоски ее можно встретить в композиции ''Ghosts Of Karelia'' с дебютного альбома Wolfheart и "Defender" c "Shadow World". Теперь же настало время собрать элементы воедино. Большим подспорьем в написании нового альбома Туомасу послужили рассказы ветеранов – участников кровопролитных событий, а также неистребимый северный характер, которым пропитано все творчество Волчьего Сердца.

Возможно, именно поэтому ''Wolves Of Karelia'' можно назвать наиболее брутальным и монолитным откровением в рамках Wolfheart. В этом плане альбом получился гораздо жестче и выразительнее своего недавнего предшественника. Здесь нет эфемерной недосказанности и сумрачной рефлексии. Только первобытная агрессия, воинственный пафос и героическая самоотверженность. С подачи Саукконена и его соратников стратегическое сражение между двумя армиями превратилось в жесточайшую схватку опьяненных дымящейся на морозе кровью берсеркеров под сенью карельских лесов. Причем, в ход шли не только ножи, мечи и топоры, но и зубы и ногти.

От традиционного MDM финского разлива с непременной ностальгирующей меланхолией здесь мало что осталось. Перед нами могучая стена пробивного дэта, над которым кружит смертоносная вьюга шквалистого блэк-металла, а вместе они образуют сокрушительную мясорубку с грозными текстурированными риффами, в которых без труда можно признать почерк Саукконена, равно как и его мощный харш, усиленный сдвоенными бэками и явственно выдыхающий клубы пара и ярости в морозный воздух. Пробирающая до костей гимноподобность и суровый натиск составляют основу композиций, но нельзя не отметить присущий им щемящий мелодизм и нордическую природную угрюмость, подчеркнутую художественными вкраплениями акустической гитары и неоклассических пиано-пассажей.

Поистине звериная жестокость скрывает под собой вполне человеческие эмоции, что можно обнаружить, когда в дело вступают импульсивные и в то же время чистые соло в исполнении нового участника группы, гостя земля греческой Вагелиса Карзиса (Full House Brew Crew, Rotting Christ), сменившего на посту Мику Ламмассаари. Роль клавишных на данном альбоме возросла до такой степени, что в графе "жанр" можно смело указывать приставку "симфо-". Именно они берут на себя обязанности воссоздать бравурный, но при этом тронутый неизбежным трагизмом боевой антураж, на фоне которого разворачивается безжалостная резня и который заставляет внимать композициям буквально затаив дыхание и сжав кулаки.

В лучших традициях Wolfheart этот альбом дик и неистов, от него веет стихийной непреклонностью и зимним холодом с густым запахом подтаявшего снега пополам с кисловато-металлическим привкусом крови. И в то же время он представляет собой глубоко осмысленное, одухотворенное, грациозное и, безусловно, талантливое музыкальное произведение. В достаточно компактный хронометраж музыканты смогли уложить целую историю, отраженную в семи громоподобных песнях и одной интерлюдии. Каждая из них представляет собой логично завершенное, детализированное повествование, а в совокупности – злой и устрашающий обелиск ярости и беспощадности к врагу.

''Wolves Of Karelia'' это не только очередной пример плодовитости и трудолюбия своего основного создателя, но и результат непрерывного саморазвития. О разноплановости Саукконена говорить также излишне: релиз, о котором идет речь и новое (и чрезвычайно неожиданное) откровение Dawn Of Solace, что также увидело свет в этом году, производят впечатление выходцев из совершенно разных измерений, хоть и объединены характерным почерком маэстро Саукконена.

Без лишнего пафоса стоит сказать, что на ''Волках Карелии'' Туомас и его команда как никогда близко подошли к той безупречной сбалансированности и естественности исполнения, которая достигается после многих лет упорного труда и отличает по-настоящему одаренных исполнителей. Если ранее вершиной мастерства Саукконена в рамках Wolfheart лично для меня являлся великолепный ''Tyhjyys" (2017), то теперь смею заявить, что на свет появился не менее достойный релиз, которому не только по силам сравниться с упомянутым произведением, но и проложить новую волчью тропу, сокрушив любое препятствие.

Рецензия на альбом группы Insanis "Black Metal Marginals"

26-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Чего только не бывает в нашей жизни: около года назад подопечные волгоградского лейбла More Hate Productions из Hellbomb переквалифицировались с ядрёного блэк-н-ролла, на зубодробительный дэт-метал, а теперь ещё одни многообещающие протеже этой конторы сделали то же самое, только наоборот. Первый полноформатник Insanis представлял из себя отличный образчик качающего и не лишённого прогрессивности дэт-металла, а подойдя к записи своего второго лонгплея, они нежданно-негаданно решили перекраситься в рок-н-ролльную блэкуху с явными отличительными чертами Finntroll, Dissection, Destroyer 666 и Troll. Солнце померкло, всё покрылось чернотой на обложке диска, и их музыка тоже стала такой же угольной.

Для меня по-прежнему остаётся тайной за семью печатями и непостижимой загадкой, как можно так резко и радикально менять свою музыкальную веру, но в случае с “Black Metal Marginals” такое перепрофилирование кажется очень аутентичным и естественным. Участники Insanis хрипят как матёрые блэкстеры, их грязноватые рок-н-ролльно-блэковые ритмы кажутся идущими из самых недр души, а в текстах творится типичная вакханалия в духе Transilvanian Beat Club, Eisregen и Notre Dame. Что самое интересно, музыканты настаивают на том, что перед нами релиз, основанный на реальных событиях, и всё описанное на диске не выдумка, а относится к ним самим и бывшим участникам Insanis – эдакое реалити-шоу в стиле угарного хумпа-блэка.

Несмотря на то, что все треки имеют англоязычные названия, повествование на пластинке происходит исключительно на русском (за исключением припева “Fvkk The World… Fvkk You All”), и вирши команды можно даже разобрать и понять на слух. И меня ничуть не напрягли эпизодические нецензурности, вылезающие ржавыми пружинами то здесь, то там – если уж жечь “по чесноку”, то тут уже не до эвфемизмов и изящных оборотов, ведь гарь и копоть стоят столбом, а висящий в воздухе топор воспринимается как символ вечного и перманентного угара. Явно не блэком единым и не ради блэка затеяли свою болотную вечеринку Insanis, и их настрой совершенно очевидно выдаёт в их новейшем творении штуку ядовитую, непредсказуемую и перчёную.

И ведь действительно, по градусу танцевальной рок-н-ролльности “Black Metal Marginals” даже превосходит упоминавшихся уже выше ранних Hellbomb. Они так задорно и размашисто чадят своей блэковой интерпретацией Motorhead, что это действительно похоже на самый настоящий рок-н-ролл со всеми угарными, танцевальными и сумасшедшими нюансами, которые испокон века сопровождали выступления всех знаковых команд и исполнителей данного направления. Приблэкованные Lordi, почерневшие Chrome Division, угольные Diablo Swing Orchestra с подачей и атмосферой упоминавшихся уже выше Transilvanian Beat Club, Eisregen и Notre Dame – отказаться от такого действительно очень даже непросто.

Альбом у группы получился очень короткий, на нём всего восемь не очень-то продолжительных композиций, но по драйву и мощи с ним очень трудно спорить и состязаться. Не стану скрывать, что я был удивлён, поражён и совершенно дезориентирован таким радикальным жанровым шифтом Insanis, однако спустя уже где-то минут десять прослушивания “Black Metal Marginals” я уже и думать забыл о хамелеонистости музыкантов и их склонности к стилистическим изменам. Если материал сочится зноем, вставляет и заставляет смотреть на жизнь с чуть большим воодушевлением, чем за час до этого, значит, всё сделано правильно и такие метаморфозы можно только приветствовать и котировать.

Единственное, что меня не впечатлило, это простоватая и какая-то слишком самодеятельная обложка. Такой красочный и зажигательный материал намного выгоднее смотрелся бы с каким-нибудь взрослым и стильным артом в духе конвертов тех же Finntroll, а простота и безыскусность их нынешнего оформления многих потенциальных слушателей может запросто оттолкнуть ещё на стадии визуального ознакомления с пластинкой. Впрочем, если определить потенциальную целевую аудиторию “Black Metal Marginals” в качестве фэнов групп вроде Демоны Гильотины, то всё будет в порядке (и оценят, и полюбят, и распробуют), а вот если адресовать диск более взыскательным и интеллектуальным слушателям, могут возникнуть проблемы. Не с музыкой (она прекрасна, и великолепна), а с той стадией, которую в народе у нас описывают как “встречают по одёжке”.

Рецензия на альбом группы Теургия "Пробуждение"

25-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Самое занятное и удивительное, что приходит мне на ум в связи со словом “теургия”, это то, что именно так хотели изначально назваться украинские алко-трэшеры из группы Измена. Конечно, в конце концов алкогольный здравый смысл всё-таки взял верх, и назвались они так, как назвались, а имя теургия досталось израильским романтикам-прогрессивщикам, которые сейчас предлагают нашему с вами вниманию свой дебютный полноформатный лонгплей. Сами участники коллектива называют своё творчество спирит-металлом, что надо понимать и трактовать как духовный метал, и под таким амбициозным самоназванием стараются исполнять не менее амбициозный материал.

Альбом “Пробуждение” во многом напомнил мне релиз-колаборацию Кипелова и Маврина “Смутное время”. Всё такой же оперный драматизм, чёткие вокальные партии, филигранные гитарные партии, неспешный темп повествования и намёк на прогрессивность. Даже не знаю, чего здесь больше: рока, металла, арт-рока или просто поэзии и фантазий. Все эти составляющие присутствуют на пластинке в обильных и впечатляющих концентрациях, а сами музыканты, кажется, не сильно заинтересованы в том, чтобы принадлежать какому-то одному жанру или соответствовать каким-то ориентирам, а просто плывут по волнам звука и мелодий.

Впрочем, не “Смутным Временем” единым – уже во втором треке нас встречает неслабая риффовая мясорубка с явными аллюзиями в сторону интеллигентного трэш-металла вроде Megadeth, да и целом недостатка в риффах, напоре и энергетике у коллектива не наблюдается. Другое дело, что музыка как будто следует своим чередом как у Angel Dust на “To Dust You Will Decay”, а основной упор сделан на диске всё таки на вокал. Фронтмен воет, жалуется, стонет и всячески играет своим вестибулярным аппаратом, чтобы сделать материал группы как можно ближе к эпик-металлу, что у него порой получается, а порой не очень.

Сергей Криштофович и Григорий Дубровский (именно так зовут воевод и предводителей Теургии) явно любят своё дело и отечественный хэви/пауэр-метал, но ничуть не меньше они уважают и котируют серьёзный прог и группы вроде Dream Theater и Queensryche, а вот лучше всего у них всё-таки удаются глубокомысленные баллады. “Раззудись плечо, размахнись рука” – писал замечательный русский поэт Алексей Васильевич Кольцов, и музыканты Теургии поступают в точности по этому самому сценарию, когда принимаются создавать очередной медляк вроде “В стремлении к Раю”, “Деньги ваш Бог”, “Путь укажет серафим”, “Прав ли я” или “По линии жизни”.

Особенности их израильской дислокации себя совершенно никак не проявляют, и на слух абсолютно не различимы. Очень традиционные для нашей сцены русскоязычные тексты, типично отечественная подача, все сугубо российские реалии – такой диск вполне можно было бы записать находясь где-нибудь в Урюпинске или в Северодвинске, а уж в столице нашей родины играть такой патриотичный и подсвеченный изнутри вольным воздухом российских полей материал, что говорится, это то, что доктор прописал. Героический батл-прогрессив – штука довольно редкая в наше время, и ребята вполне могут снискать внимание заинтересованной аудитории, удовлетворив и фанатов олдскула вроде Attack, и последователей Fates Warning.

А общий вывод и вердикт по данному релизу стал удивлением и сюрпризом для меня самого – я никогда не любил и особо не понимал “Смутное время” Кипелова с Мавриным, но во многом следующее по его стопам “Пробуждение” мне понравилось намного больше. Оно отличается большей динамичностью, куда более впечатляющим разнообразием и отсутствием каких-то явных и очевидных попыток всё затянуть и переборщить с патетикой и повествовательной водой, которую так любит и всегда любила Маргарита Пушкина. Нет, не что бы воды и рыцарской героики на альбоме мало (скорее наоборот), но звучит она не сонно, а вполне боеспособно и бодро, даже не смотря на то, что пять треков из девяти на данном альбоме можно отнести к балладам.

А ещё интересен альбом как минимум тем, что его можно продавать и со стикером “inspirited by Ария”, и совершенно без оного, рекомендуя людям, предпочитающим исключительно западные, аристократичные и вообще до мозга костей буржуйские команды. Взрослая фэнтезийность раннего Dream Theater и богатый оттенками патетический вокал дают большие авансы и обещания в плане того, что можно ждать от этого диска ещё по ходу звучания открывающей пластинку “В стремлении к Раю”, и ваши большие надежды не будут обмануты. Не самый идеальный, но в общем-то неплохой звук, широкий размах и адекватные амбиции – адепты Теургии начали свой творческий путь вполне достойно, с чем их и можно поздравить.

Показать ещё