ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Echelon "Поехали"

16-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

История этой команды занятна и даже курьёзна: они начинали с аккуратного следования в духе характерного немецкого готик-металла, но, как говорится, что для русского хорошо, то для немца – смерть, и вот к своему второму полноформатнику ребята решили полностью пересмотреть свою творческую концепцию, полностью отказаться от всех немецких влияний и начать делать метал, понятный для самой широкой слушательской аудитории и очень русский по своей сути, о чём с полнейшей очевидностью сигнализирует уже название их актуального релиза.

А ведь в точности к тому же самому стремился и приснопамятный Анатолий Крупнов, когда в начале 90-х готовил и записывал свой диск “Ещё Один День”. О такой интуитивно понятной универсальности он говорил с особой гордостью и расценивал её в качестве одного из главных своих достижений, а теперь в ту же самую реку решили войти и заглянувшие к нам сегодня питерцы, которые по такому поводу даже сменили своё прежнее название Laufderzeit на нынешнее Echelon.

“Он сказал “поехали” и махнул рукой” – любят рассказывать про Юру Гагарина самые разные люди, которые не только рядом с ним не стояли, но и даже не существовали ещё в те времена, когда Юрий бороздил космические просторы и махал там руками и ногами на радость землянам, а Echelon не стали никому ничего рассказывать, а просто взяли и назвали так свой новейший релиз. Альбомы-мотиваторы традиционно пользуются успехом и вызывают среди слушателей интерес, и нынешние Echelon тоже решили попасть в ту же струю, прокатившись в поезде хайпа.

Влияния NDH не могли пройти бесследно и кануть в Лету окончательно, как бы ни старались авторы и как бы они не силились уйти от своих изначальных симпатий и корней. Впрочем, у меня даже нет уверенности, что музыканты вообще думали отходить от рамштайноподобной риффовой прямоты и от лязгающего neue-deutsche-harte-очарования, ведь первая любовь это что-то настолько сущностное и глубокое, что вытравить в принципе невозможно, да и вытравлять бесполезно.

Таинственное инструментальное вступление “На взлёт” (ребята не стали спорить с Б.Г., и решили что “Взлётная” карамелька перед большим и важным путешествием будет необходима и желательна), и вот мы уже на всех парах несёмся в мир Echelon, где искристая электроника легко и естественно дополняет жёсткие риффы и фонтанирующие эндорфинами мелодии. Нет, это совсем не Чёрный Обелиск и не “Ещё Один День”, это танцевальная интерпретация Stahlhammer, Stahlman, Mordor и других подобных коллективов.

Чуть больше синтезаторов, чуть более свободные и смелые аранжировки, тематические сэмплы, грозный голос вокалиста и русскоязычная лирика – погружение в лазерные дорожки рецензируемого диска можно сравнить с прохождением увлекательной компьютерной игры с феноменальной графикой, крышесрывающими коллизиями сюжета и массой неожиданных “пасхалок”, и сами музыканты, кажется, тоже были бы совсем не против, если бы у слушателей возникали подобные мысли и ассоциации с их актуальным творением.

Жемчужина пластинки – великолепный фит с Алёной Мета “Особенный путь”. Голос Алёны хорош, текст ему под стать, и инструментал всё на том же потрясающем уровне. Пожалуй, от такого трека не отказались бы даже In This Moment и The Agonist, а Echelon просто наслаждаются собой и удачно найденными темами, с явным и видимым удовольствием продолжая прокачивать энергией своих слушателей, пока звучит этот первый, но далеко не единственный на их новейшем, втором по счёту лонгплее, фит-трек.

Далее по ходу развития релиза нас ждёт ещё две совместных композиции с таинственной певицей, скрывающейся под псевдонимом Valentina, ещё одна интересная акустическая вещь с Алёной и, наконец, англоязычный номер, записанный вместе с Freng. Все эти вещи в равной степени хороши, в каждой из них есть своё фунт изюма, но даже если отвлечься от участия приглашённых людей и их вклада в релиз, новейшую работу бывших Laufderzeit, а нынешних Echelon всё равно нужно признать очень успешной и интересной.

Именно за такие вот ходы и идеи я и полюбил в начале нулевых упоминавшихся выше Stahlhammer, именно такой интеллигентной аристократичности мне так не хватало на альбомах Тилля Линдеманна и его команды. Всё просто и прямолинейно, жёстко и даже кое-где примитивно, но совершенно не скучно, а изобретательности и энтузиазма у участников коллектива столько, что разве что только искры не летят из колонок, когда звучит “Поехали”. Да, энергия и кач действительно транслируются из динамиков невероятные, и это впечатляет.

В общей сложности на альбоме аж тринадцать песен, и такой солидный хронометраж лишь в очередной раз подчёркивает общую серьёзность и основательность авторов и их пламенное желание быть услышанными, понятыми, востребованными и оценёнными слушателем. Вероятно, характеризовать такую музыку будет правильнее всего с помощью предложенного группой Osovets определения neue Russian harte, ну а я просто скажу, что перед нами очень убедительный, качественный и качёвый релиз, который в своём роде не хуже чем лучшие работы Spaint, Amortem и тех же Mordor. Для меня очень сильная и приятная находка на русскоязычной сцене.

Рецензия на альбом группы Ядохимикаты "Страна слепых"

16-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Больше всего в панке я люблю, когда он не забывает о своих металлических родственниках и действует в точности, как это бывало в конце 70-х-начале 80-х, когда металлические и панковые коллективы зачастую были братьями по оружию, выступали на одной сцене и издавались на одних и тех же лейблах. Помнится, в те годы по панку фанатели даже такие столпы метал-движения, как Джефф Ханнеман, а в списке фанатов Discharge и Anti-Nowhere League значились не кто иные, как Хэтфилд с Ульрихом. Да, были времена, чего уж тут говорить, но кто сказал, что их нельзя вернуть, по крайней мере, в рамках одного конкретного музыкального альбома одной конкретной команды в этом конкретном здесь и сейчас?

У заглянувшей к нам сегодня на огонёк севастопольской банды очень удачное название для металлического панка – в их имени так и слышится злобное, гиперактивное и ершистое “fuck you all”, которым первые кроссоверщики с гордостью и непримиримостью отвечали каждому, кто попадал в их поле зрения – а их материал в точности соответствует фонетическому звучанию их вывески и её смысловому наполнению. Ядовито, броско, химически и наверняка – они не жалуют полумеры и компромиссы, а их песни кипят таким первобытным панко-металлическим задором, что это просто швах и дистрой. Чувствуете, чем запахло сейчас в воздухе от моих аналогий и метафор? Готовьтесь, если вы начнёте слушать “Страну слепых”, этого ядерного фимиама будет ещё больше. Много больше.

Я уже написал немало восторженных и лестных слов в адрес их творчества в мае минувшего года в своей рецензии на альбом Ядохимикатов “Жизнь на грани безумия”, а сейчас, когда в сети, наконец, появился его преемник, мне не остаётся ничего другого как продолжить собственное начинание и сказать пару слов и про него. Кстати, о традициях. Участники этой группы явно не понаслышке знакомы с данным термином, ведь как иначе объяснить тот факт, что обложка их нового альбома нарисована в точности в том же самом стиле, что и арт предыдущего лонгплея, а звук и риффы актуального полноформатника так однозначно и недвусмысленно кореллируют с материалом своего предшественника, который тоже был очень даже зол, сердит, непримирим и колюч.

Это по-прежнему панк с плотными риффами и намёками на раннюю NWOBHM-фантасмагорию, их тексты традиционно осмысленны и прицельны, а сэмплы бьют в точности по тем же самым болевым точкам, на которые нацелилась лирика. Ядохимикаты серьёзны. Неспроста они цитируют Оруэлла и посвящают его культовой классике свои треки. Но эта серьёзность не делает их диск листовкой идеологии, перекрывая музыку как таковую. Даже не разделяя их протестных взглядов и общей радикальности, можно слушать их песни и наслаждаться ими, а тексты не будут тыкаться ржавыми пружинами в сознание и забивать голову излишней философской нагрузкой. “Страна слепых” – это, прежде всего, музыка, и это достаточно хорошая музыка, которая заслуживает, скажем, издания на виниле или прослушивания на адекватной аппаратуре.

А вот что меня не очень впечатлило на альбоме, так это кавер на культовую вещь Егора Летова “Винтовка”. Вещь, конечно, великолепная и эпохальная, но её простота, прямолинейность и нецензурность, как мне кажется, не очень вписываются в тематику и общий настрой релиза. Собственный материал Ядохимикатов намного более звучен, мелодичен и разнообразен, их риффы вкуснее и интереснее, их подача ярче и изящнее, а их жёсткий риффинг и околотрэшевый драйв – это почти что произведение искусства. На таком фоне Егор Летов со своими провокациями и оголённой прямотой кажется чуть более очевидным и простым, чем он есть, и в контексте именно этого конкретного музыкального альбома это выглядит не настолько уместно, как могло бы быть.

А в целом релиз у команды получился просто великолепный. И мне радостно и приятно, что в последнее время столь многие группы решили пробовать себя в таком тяжёлом металлическом кроссовере, и большинство из них, подобно Ядохимикатам, Antreib, Азону, Дикому Океану, Vodka Drinkers и группе П.Е.Т.Л.Я., так успешно и убедительно справляется со своей задачей. Такой панк я люблю и ценю, такой панк хочется знать, помнить и переслушивать. И пусть всё это ностальгия, и большинство из присутствующих на рецензируемой пластинке риффов уже были играны и переиграны вдоль и поперёк ещё в лохматых 80-х, в наши дни всё это выглядит не менее свежо и актуально благодаря тому энтузиазму и вовлечённости, которые демонстрируют на своём примере Ядохимикаты и команды, разделяющие их музыкальную веру.

Рецензия на мини-альбом группы AUNT TABBY "Structura"

16-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сумрачные гранжевые шаманы с берегов Невы продолжают свои музыкальные поиски и в связи с этим представляют свой новейший четырёхтрековый EP, на котором нас ждёт новая порция экспериментов, диссонансов, несуразностей и психоделии. Всего четыре трека? Да это на один зуб! Примерно так я рассуждал, когда только подходил к знакомству с данным мини-альбомом, однако музыка с релиза очень быстро смогла в корне переменить моё мнение и отношение к ситуации, совершенно по-новому расставив все акценты и приоритеты.

EP у AUNT TABBY получился сумрачный, атональный и тяжеловесный. Даже более тяжеловесный, чем альбом “Negative”, о котором я писал летом 2019 года, и более сумрачный, чем самые откровенные и безудержные эксперименты The Doors, когда им аккомпанировали духи индейцев и Моррисон с бубном. Именно такова открывающая диск “Первый”, а далее угрожающего гитарного рокота и южных блюзовых соло становится ещё больше, что с в компании с типичными гранжевыми ритмами и отстранённым вокалом звучит как астральный полёт без начала и конца.

Их психоделия граничит с самозабвенной медитацией, а атмосфера густа как полночная январская патока, и во всех этих хаотичных шатаниях и спонтанных импровизациях слышится от раза к разу лишь одно-единственное “не идите за мной, я сам потерялся”. Музыка великой потерянности, сильнейших внутренних конфликтов и тотальной сенсорной депривации – всё это про “Structura”, и холода на этом альбома столько, что все ваши друзья и знакомые могут с чистой совестью выбрасывать свои холодильники и хранить пиво прямо у себя под столом.

Если, конечно, у них в комнате будет играть новейшее творение тётушки Тэбби. А уж если кто-то вздумает включить это психоделическое счастье хотя бы на пять минут, остановить его и перевести в режим “stop” будет крайне проблематично. Депрессия Aunt Tabby затягивает и заражает не хуже распиаренного в последнее время коронавируса, а единожды прильнув жадными губами к этому источнику апатии и меланхолии, вы надолго окажетесь в обсерваторе капельниц, уколов, кортикостероидов, антикоагулянтов и циничного медперсонала.

Первые три трека воспринимаются в качестве одного сплошного монолита хаоса, психоделии и Grateful Dead, а вот четвёртая вещь под названием “Sunday” резко меняет курс и предлагает слушателю грустную, психоделичную, но достаточно приятно звучащую и слушабельную балладу с мелодичными соло, душевными переборами и расслабленной ритм-секцией. Эффекты, с помощью которых обрабатывается здесь вокал, наводит на мысли о космосе, и эти параллели ещё более усиливают и без того сильные ассоциации с блэксаббатовским “Planet Caravan”.

“На свете счастья нет, но есть покой и воля” – любил повторять А.С. Пушкин, в таком же духе философствовали римские стоики во главе с Марком Аврелием и Сенекой, а AUNT TABBY не спорят с великими, лишь подгоняя их мысли и идеи под стандарты классического депрессивного гранжа с его суицидальными контрастами и стремлением во всём доходить до самой сути и пробовать все существующие материи на прочность. Нет, четыре трека – это совершенно не мало и вовсе даже не на один зуб – если вы имеете дело с записью AUNT TABBY, четыре трека – это очень много.

Их новейший EP получился вязким и какофоничным, разреженным и растерянным ровно настолько, чтобы вы заблудились в его лазерных дорожках и не смогли найти выход из этого звукового лабиринта, ну а для самых стойких и терпеливых, словно спешл-бонус от Минотавра, четвёртая печальная вещица. AUNT TABBY стараются свято блюсти все самые тонкие и неприметные на первый взгляд каноны избранного жанра, и это у них получается, наверное, даже лучше, чем у самих его прародителей и зачинателей. Думаете, такого не бывает? Иногда бывает.

Рецензия на альбом группы Vraja Dasein "Вечное счастье"

14-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Виднеющееся в названии этой интересной команды понятие “Дазайн” (нем. Dasein [ˈdaːzaɪ̯n] слушать) представляет собой одно из ключевых понятий классической немецкой философии и чаще всего ассоциируется с учением Мартина Хайдеггера (того самого, что любил повторять, что язык – дом бытия и всякое такое). Дазайн у Хайдеггера дословно переводится как “вот-бытие”, “здесь-бытие” и традиционно его философский и обиходный смыслы сосредоточены вокруг “экзистенции” и “существования”. Стоит мельком упомянуть, что годы обучения в философской аспирантуре были самым счастливым временем в жизни автора этой рецензии, чтобы понять, с каким настроением и какими мыслями он приступал к знакомству с заглянувшим к нам на огонёк сейчас коллективом и с каким предвкушением ждал их музыкальных и лирических откровений.

А ведь участники Vraja Dasein всерьёз относятся к этнике и подходят к её исполнению со всей основательностью, которая только возможна, однако это совсем не означает, что на их альбоме нас ждут непроходимые дебри этнических непонятностей и шквал ядрёной аутентичности – нет. Павел Дереча и его музыканты любят красивые мелодии, расслабленные ритмы и музыкальный релакс, а их музыка в итоге звучит как идеальный саундтрек для саморазвития и открытого отношения к миру. Вряд ли убеждённые дэтстеры или фанаты классического немецкого трэша станут слушать “Вечное счастье”, но искатели истины и той единственной дороги в мир любви, которые давно решили для себя, что креатив и позитив лучше деградации и любых форм саморазрушения, наверняка оценят и полюбят данный релиз, оценив его по достоинству.

Vraja Dasein – это море позитива, благости и любви ко всему сущему, это музыка, олицетворяющая внутренний мир и гармонию со Вселенной и с самим собой. Идеи кришнаизма и термины родом оттуда встречаются в текстах альбома достаточно часто, но это не значит, что приверженцы других духовных, психологических или философских учений и школ не смогут получить удовольствие от прослушивания альбома и принять его. Я нисколько не сомневаюсь, что будет очень логично и естественно, после утренней пробежки уединиться где-нибудь на красивом холме и, воткнув в уши “Вечное счастье”, читать Луизу Хэй, Синельникова, Мэтьюза или Кастанеду, а главное в данном случае – это настрой на самосовершенствование и на получение от мира позитивных вибраций, которому наверняка весьма поможет и поспособствует музыка с диска.

С музыкальной же точки зрения альбом эклектичен и порой непредсказуем. Элементы трип-хопа в “Счастливом Дне” напоминают светлое alter ego Portishead, саксофон в “Вечном счастье” вызывает в памяти сборники вроде “Музыка души”, а намёки на хулиганский (!) речитатив в “Shri Shikshashtaka” иначе как хулиганством и не назовёшь. Поп-веяния и лаунж-атмосфера в таких треках, как “Настало время” и “Radhe Jaya Jaya” кажутся вполне естественными, учитывая общее концептуальное кредо, атмосферу треков коллектива и его метафизические симпатии, а разухабистые частушки “Namasankirtana” веселят, заряжают бодростью и поднимают настроение своими зажигательными ритмами и развесёлыми припевами. И я не случайно назвал этот драйв и отжиг именно частушками – размер лириксов схож и пафос в целом тот же.

Альбом предельно разнообразен: баллады и фоновые вещи в стиле “Gourahari” запросто перетекают на диске в энергичные и фонтанирующие восторгом треки вроде “Namasankirtana”, русские слова переходят в иноязычные, а индуистские мантры сменяются чтением Корана. Сами авторы говорят о том, что диск создавался в атмосфере постмодернизма, и его эклектичность не просто внешнее и случайное свойство, а нечто органичное, внутреннее и неотъемлемое, к чему музыканты шли и стремились сознательно и целенаправленно. “Вечное счастье” разнообразен как наш мир, в нём намешано очень много всего, а порой переходы от диджейской электроники к року и от поп-расслабленности к многослойности world music кажутся странными, нелогичными и неоправданными. Что тут сказать: имеющий уши да услышит, а имеющий терпение – поймёт.

На современной отечественной сцене не так уж мало групп, подобных Vraja Dasein (вспомнить хоть Vector Five, о котором мы писали совсем недавно), однако на их фоне рецензируемый коллектив не теряется и не тушуется. У команды есть собственное лицо, свои идеи, а их музыка наверняка найдёт заинтересованного слушателя среди адекватных людей, которые давно поняли, что “зло есть зло, ты думаешь иначе? Тебе повезло!”. Если вам надоело всё усложнять, вы устали от надуманных драм и конфликтов на пустом месте, а единственным желанием, которое живёт у вас в душе, является стремление созерцать, радоваться, наслаждаться, благословлять и жить в гармонии с миром и собой, то “Вечное счастье” точно для вас. Эта музыка света и добра, буквально сотканная из эфирных вибраций счастья и позитива, воспринимается как витамин для души, и это определённо хорошо.

Единственное, что, вероятно, будет не просто некоторым из слушателей – это привыкнуть к повышенной лоскутности команды. Тот же Vector Five более размерен, самоидентичен и размеренно-медитативен, а создателей “Вечного счастья” лихорадит из одной крайности в другую даже в рамках одной, конкретно взятой музыкальной композиции, что поначалу может удивлять и даже раздражать, но – велика сила привычки, и если сможете убедить себя прослушать альбом от начала и до конца хотя бы раз, то во второй раз его неожиданные перипетии и крутые виражи уже не покажутся вам такими уж хаотичными, резкими и необоснованными. Не уверен по поводу адекватности всех музыкальных, инструментальных и жанровых сочетаний, которые присутствуют на диске, но порой такой винегрет звучит по-настоящему оригинально, и это тоже плюс релизу.

Не удивлюсь, кстати, если такие треки, как “Сила духа” заинтересуют даже любителей более жёсткого металлического этно и групп вроде Shiva In Exile, Betray My Secrets и Tenochtitlan. И хотя, как мне показалось, на альбоме больше философии и идей, чем собственно музыки и тем более песенности, но просто слушать этот релиз и котировать его как музыкальный саунд-артефакт можно совершенно легко и непринуждённо. Новейшая работа Vraja Dasein - это не просто фон в духе музыки для медитаций, это яркий, разнообразный (временами даже слишком разнообразный), эмоциональный и мелодичный сгусток чистой энергии, которая буквально создана для того, чтобы лечить души, выправлять психологические вывихи и направлять ментальную энергию в нужное русло. Терапия, музыка и философия – три в одном.

Рецензия на альбом группы Otto Dix "Автократор"

12-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Название этого коллектива практически с самого начала его творческого пути было тесно связано с эпатажем, но в последнее время всё усугубилось настолько, что первым приходящим на ум синонимом в связи с именем Otto Dix стало словосочетание “радикальная провокация ”. Их новый альбом ждали, его критиковали задолго до его выхода, и после релиза “Автократора” разговоров о нём предсказуемо стало ещё больше. “Любите или ненавидьте нас, нам всё равно!” – плевались Kreator на своём эпохальном “Extreme Aggression”, и нынешние Otto Dix, кажется, тоже в равной степени наслаждаются и ненавистью, и восторгами тех, кто им внимает, не делая особых различий между ядом и елеем, который на них изливается.

Помнится, лет пять назад я был далеко не в восторге от современного творчества этой группы и её имиджа, и на то были достаточно веские причины. И вот чего я уж точно не мог предполагать тогда, так это того, что когда-либо буду писать рецензию на диск этой группы, однако, как видите, старик Оззи снова оказался прав, never say never и всё такое, а я ставлю свою подпись под журналистским опусом, посвящённым “Автократору”. Как такое могло произойти, что случилось и что заставляет нас менять свои мнения, убеждения и казавшиеся ещё вчера неизменными установки – ниже по тексту, а я постараюсь быть максимально лаконичным и откровенным, ну а насколько это у меня получится – судить уже вам.

Otto Dix меняются и эволюционируют, они не стоят на месте, и это многих разочаровывает, но их развитие я не могу назвать высосанным из пальца. Да, Михаэль эпатажен, скандален, не скрывает своего нарциссизма, порой отвечает “мимо кассы” и не слишком-то уважает своих критиков, а порой и самых преданных фэнов; он не скупится на скандальные заявления, а порой даже более резок и категоричен, чем это допустимо и приличествует случаю, но разве не за это мы с вами любили Блэкмора, Гиллана, Хэтфилда, Кобейна, Оззи и всех остальных наших с вами кумиров и рок-идолов? Вероятно, Михаэль где-то и в чём-то переигрывает, но его творческое амплуа стало его реальностью, и мне кажется, теперь он уже имеет право на такой экзистенциальный эпатаж.

“Мне сегодня приснился заброшенный сад в доме между моим и твоим этажом.

На расстроенный арфе играл невпопад там невидимый кто-то за тьмы рубежом.

Каждый мостик над каждою бездной сожжён, я все двери закрыл и ключи потерял.

Мой заброшенный сад, не запомненный сон, и на арфе той, кажется, сам я играл.

Я вселенной владел, судьбы мира вершил. Я был слаб и беспомощен, грешен и свят.

И, как будто боясь опоздать, я спешил поскорее покинуть заброшенный сад”

(c) Otto Dix – “Заброшенный сад”

Электронно-готичный автократор в лице Михаэля давно занял свою нишу в подземках отечественной независимой сцены, и его упорство заслуживает уважения. В отличие от множества современных поп-гот-поделок, которые постоянно осматриваются по сторонам, размышляя о том, каким бы боком продаться, Otto Dix решили быть глубже и серьёзнее, и давно отвоевав своё место рядом с Necro Stellar, Шмелями и другими широко известными в узких кругах коллективами, за годы творческой активности этот статус и эту позицию не только не потеряли, но и в каком-то смысле укрепили, подтвердив свои категоричные амбиции и высокие притязания. Они творят, ищут новое, и даже когда их идеи кажутся нелогичными, а мелодии похожими на белый шум, это цепляет.

“Мы все хотим лишь власти

Над ближним и с собою

Сковать цепями страсти

Холодной головою.

Охотно жертвой пали

Мы сладких заблуждений,

Что воля крепче стали

Избавит от сомнений.

Сказок философских

Мы бисер мечем ловко,

А горло жмёт верёвка

Тайн и грехов отцовских”

(c) Otto Dix – “Пена дней”

Так почему же на “Автократора” льётся столько критики и негатива? Я думаю, тут, как и почти всегда, присутствует как минимум два аспекта: объективный и субъективный. Второй состоит в том, что у многих слушателей команды уже просто “замылились” уши, и не в силах отойти от очарования прошлых релизов группы, они элементарно не слышат красоту, эволюцию и особую прелесть “Автократора”. Ну а объективный момент – альбом, пожалуй, чуть более разрежен и литературен, чем может принять и простить среднестатистический отечественный слушатель, и это, понятное дело, отталкивает и напрягает. Такая повествовательность при условии, что ты вне её, воспринимается как монотонность, и каждый, кто вне, автоматически оказывается не в теме.

Драу действительно всё больше уходит в литературу и писательство, написание книг прельщает его всё больше, и в его музыке с песнями всё больше фоновости, медитативности, задумчивых интонаций, разговорных вставок и чистых размышлений, что голодным до хлеба и зрелищ (или “до Глеба и зрелищ”, как писали в своё время про Агату Кристи, с которыми Otto Dix всё чаще сравнивают) современным слушателям может показаться слишком густым, тяжеловесным, слишком атмосферным и слишком серьёзным. И вот это как раз те четыре качества, благодаря которым “Автократор” мне понравился. Он действительно очень серьёзен, очень атмосферен, почти нереально индустриально-тяжеловесен и густо пересыпан тьмой. Почти как опусы Шнитке.

Здесь много мрака, много декаданса и много противоречий, но это звучит и при определённых условиях пленяет не хуже, чем звёзды и тёмные ночи первых готических сейшнов, когда всё казалось таким настоящим и многозначительным. И ведь давайте будем честны хотя бы с самими собой - на диске действительно есть практически настоящие хиты, достойные пера Deine Lakaien или Garden Of Delight. “Эксперимент” прекрасен как по музыке и переходам, так и по текстам. “Пена Дней” близка ему и по тематике, и по глубине творческих прозрений, и по мелодическому совершенству, а “Всё, что останется” и “Заброшенный сад” – это почти тёмное alter ego швейцарских готик-королей из Lacrimosa. В своём упадочно-некротическом стиле, разумеется.

“Что остается, когда мгла

Навеки взор заволокла?

Лишь руки, что способны видеть формы и тепло.

Но и они не в силах удержать на кончиках пальцев свет.

Власти над Бездной нет".

(c) Otto Dix – “Всё, что останется”

Да что там говорить, на новейшем диске Otto Dix более чем достаточно сильных и цепляющих треков, не имеющих ничего общего с поп-жвачкой современного шоубизнеса, а страшноватый гротеск чёрных сказок в стиле электронного готического авангарда с ирреальным голосом Драу отстоял своё право быть, и теперь уже совершенно точно является важной и несомненной частью в своей жанровой нише на нашем российском гот-небосклоне, в то время как качество музыкальных пьес Otto Dix говорит само за себя. Это достойный уровень, это традиции и это верность себе, даже в тех случаях, когда эта верность граничит со снобизмом, предельным эгоцентризмом и self-культовостью, возведённой в абсолют.

“Автократор” очень причудливо звучит, и, кажется, сами музыканты далеко не на 100% довольны тем звуком, который у них в итоге получился, но даже это мне не показалось таким уж недостатком. Альбом оригинален и самобытен даже в тех своих местах, где готов сорваться в инфра-глубины команд вроде Rosa Infra. Несомненно, отрицать тот факт, что последствия перемен в составе очевидны и слышны самым невооружённым ухом, совершенно невозможно, да и стиль пения Михаэля претерпел определённые изменения, но – даже Кинг Даймонд далеко не всегда делал стопроцентный упор на фальцет, и даже самые преданные его фэны это принимали и котировали поздние диски маэстро практически наряду с классикой исполнителя.

Можно по-разному оценивать имидж, публичные высказывания и стратегию публичного поведения Михаэля Драу, но одно отрицать сложно или даже практически невозможно - этот человек не обделён талантом, постоянством и харизмой, которые обязательны для каждого рок-гуру. В такие сложные и неоднозначные времена для своего жанра он продолжает продвигать однажды найденное идеологически-стилистическое ноу-хау, и делает это очень даже убедительно, что, надо сказать, очень непросто, и... скажу даже так: “Автократор” впечатлил меня больше, чем последний альбом Necro Stellar, а это о чём-то, да говорит. Да что там, это говорит о многом, и при всей неоднозначности и экспериментальности данного релиза, это однозначно яркий и интересный диск.

Рецензия на альбом группы Код Судьбы "Всё пройдёт"

12-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Лейбл Circle Flame Records продолжает знакомить слушателей с душевной и мелодичной разновидностью современного поп-панка, и сегодня у нас на повестке дня дебютная официальная работа группы Код Судьбы, записанная и реализованная под чутким руководством небезызвестного Александра Гортовина и с некоторой помощью Колки Алфимова из группы Zемля Королевы Mod. Однако не спешить судить за глаза и не делайте далеко идущих выводов – на предлагаемом сейчас нам с вами альбоме очень мало общего с той же Zемлёй Королевы Mod, здесь другое, а вот рука Александра Гортовина, который выступает как директор, дизайнер и автор текстов ощущается очень даже и происходит это повсеместно по ходу звучания пластинки.

Кстати, у группы, помнится, уже выходил демо-альбом “Не станет нас” в 2016 году, но в конце концов он был удалён из сети самими музыкантами, и Код Судьбы решили всё начать с нуля, в то время как место у микрофона заняла супруга лидера группы и основного автора Руслана Исмаилова Ирина. Теперешние Код Судьбы – это очень сентиментальный и романтичный поп-фолк-панк с явными чертами ранних Тем Паче, Поиграем и Уйдём и даже Белой Гвардии, а их меланхолия кажется не только заразительной, но и мелодичной. Они не играют в панк-рок, а живут этой флегматичной соломоновой атараксией, воспринимая весь мир через призму невовлечённости. Собственно, именно об этом и рассказывает нам с вами “Всё пройдёт”.

Нежный вокал Ирины определяет атмосферу альбома, и точнее всего описать её можно, используя такие дефиниции, как “мечтательность”, “отстранённость” и “светлая печаль”. Грубоватые гитары-басы-барабаны, типично панковская, несколько неопрятная подача и на фоне всего этого напевная скрипка и робкие вокальные зарисовки в исполнении Ирины – возможно, именно так звучала бы Янка, если бы ей вдруг назло Егору Летову очень захотелось сделать совместный альбом с Flogging Molly и NOFX, да и показать, что не депрессией единой жив человек, а у печали могут быть сотни лиц, имён, проявлений и глаз. Но нет – помимо панка здесь присутствует и что-то ещё. Что-то очень сущностное и глубокое, серьёзное и важное, однако об этом ближе к концу альбома и этой рецензии.

Эпизодические вкрапления мужского вокала вновь заставляют вспомнить первый диск питерцев из Тем Паче и Белую Гвардию, и такие дуэты при всей своей самодеятельности и не слишком высоком профессионализме вокальных способностей Руслана выглядят интересно и искренне. “Искренность” – вот ещё одно слово, которое ни в коем случае нельзя забыть, если мы описываем музыку рецензируемого альбома, и именно искренность участников группы заставила меня послушать “Всё пройдёт” три раза подряд, а потом включить его и в четвёртый. Они где-то наивны, где-то им банально не хватает опыта, но эти песни явно идут из самого сердца, за этими текстами стоят реальные жизненные ситуации и настоящая жизнь, а это цепляет и привлекает.

Такие треки как “Забывай” моментами напомнили мне даже ранних The Cranberries и отечественных толкиенистов-менестрелей вроде Айрэ И Саруман, и в данном случае это очень интересные параллели и редкое, чарующее сочетание. Той же “Забывай” по современным стандартам явно недостаёт продюсерского лоска, но в этой её непосредственности как раз и заключается вся её радость и всё очарование. Именно такие песни хочется петь и повторять снова и снова под гитару у костра светлой летней ночью, строчки таких композиций надолго врезаются в память, их приятно присылать и дарить близким и важным людям, заучивать наизусть и цитировать при случае, да и вообще – в таких композициях чувствуется жизнь и свет, что-то очень экзистенциальное и настоящее.

“Всё пройдёт” – очаровательный, очень философский, вдумчивый и душевный релиз, которому очень далеко до идеальности в любом из возможных смыслов, но в этой непредсказуемой жизненности как раз и состоит вся его соль и вся радость. Много смыслов, много невыдуманных, переплетённых обнажёнными нервами, сюжетов, много настоящего и вырвавшегося прямо из пылающего сердца – аутентичность авторов с лихвой компенсирует композиторские провисания и не самые впечатляющие технические навыки отвечающего за инструментал релиза Руслана. Гитары и ритм-секцию можно подтянуть, а вот вокал, посыл, замысел, мелодии, очаровательная скрипка и подача прекрасны и великолепны уже сейчас.

Альбом содержателен и не грешит лаконичностью, а когда дело дошло до девятого трека “Просто звёзды”, наивно-угловатый дисторшн Кода Судьбы напомнил мне даже раннее творчество думовых групп вроде The Gathering, Elbereth, On Thorns I Lay и Rain Fell Within. Нет, конечно, “Всё пройдёт” – это никакой не дум, но всё-таки есть что-то общее в этих разреженных, слегка апатичных коллаборациях голоса и гитар с теми же Elbereth и Rain Fell Within (послушайте два последних англоязычных трека!), и, вероятно, это “что-то” можно определить как утончённость и обнажённость чувств, хотя определения в данном случае, сдаётся мне, уже не так важны. Диск светлый, искренний, чистый, поэтичный и с шикарным мечтательным послевкусием. Да, панк-рок бывает в том числе и таким. И я рад, что у Янки есть такие последователи. Респект группе и издателям.

Показать ещё