Рецензия на альбом группы Otto Dix "Автократор"
12-01-2021
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Название этого коллектива практически с самого начала его творческого пути было тесно связано с эпатажем, но в последнее время всё усугубилось настолько, что первым приходящим на ум синонимом в связи с именем Otto Dix стало словосочетание “радикальная провокация ”. Их новый альбом ждали, его критиковали задолго до его выхода, и после релиза “Автократора” разговоров о нём предсказуемо стало ещё больше. “Любите или ненавидьте нас, нам всё равно!” – плевались Kreator на своём эпохальном “Extreme Aggression”, и нынешние Otto Dix, кажется, тоже в равной степени наслаждаются и ненавистью, и восторгами тех, кто им внимает, не делая особых различий между ядом и елеем, который на них изливается.
Помнится, лет пять назад я был далеко не в восторге от современного творчества этой группы и её имиджа, и на то были достаточно веские причины. И вот чего я уж точно не мог предполагать тогда, так это того, что когда-либо буду писать рецензию на диск этой группы, однако, как видите, старик Оззи снова оказался прав, never say never и всё такое, а я ставлю свою подпись под журналистским опусом, посвящённым “Автократору”. Как такое могло произойти, что случилось и что заставляет нас менять свои мнения, убеждения и казавшиеся ещё вчера неизменными установки – ниже по тексту, а я постараюсь быть максимально лаконичным и откровенным, ну а насколько это у меня получится – судить уже вам.
Otto Dix меняются и эволюционируют, они не стоят на месте, и это многих разочаровывает, но их развитие я не могу назвать высосанным из пальца. Да, Михаэль эпатажен, скандален, не скрывает своего нарциссизма, порой отвечает “мимо кассы” и не слишком-то уважает своих критиков, а порой и самых преданных фэнов; он не скупится на скандальные заявления, а порой даже более резок и категоричен, чем это допустимо и приличествует случаю, но разве не за это мы с вами любили Блэкмора, Гиллана, Хэтфилда, Кобейна, Оззи и всех остальных наших с вами кумиров и рок-идолов? Вероятно, Михаэль где-то и в чём-то переигрывает, но его творческое амплуа стало его реальностью, и мне кажется, теперь он уже имеет право на такой экзистенциальный эпатаж.
“Мне сегодня приснился заброшенный сад в доме между моим и твоим этажом.
На расстроенный арфе играл невпопад там невидимый кто-то за тьмы рубежом.
Каждый мостик над каждою бездной сожжён, я все двери закрыл и ключи потерял.
Мой заброшенный сад, не запомненный сон, и на арфе той, кажется, сам я играл.
Я вселенной владел, судьбы мира вершил. Я был слаб и беспомощен, грешен и свят.
И, как будто боясь опоздать, я спешил поскорее покинуть заброшенный сад”
(c) Otto Dix – “Заброшенный сад”
Электронно-готичный автократор в лице Михаэля давно занял свою нишу в подземках отечественной независимой сцены, и его упорство заслуживает уважения. В отличие от множества современных поп-гот-поделок, которые постоянно осматриваются по сторонам, размышляя о том, каким бы боком продаться, Otto Dix решили быть глубже и серьёзнее, и давно отвоевав своё место рядом с Necro Stellar, Шмелями и другими широко известными в узких кругах коллективами, за годы творческой активности этот статус и эту позицию не только не потеряли, но и в каком-то смысле укрепили, подтвердив свои категоричные амбиции и высокие притязания. Они творят, ищут новое, и даже когда их идеи кажутся нелогичными, а мелодии похожими на белый шум, это цепляет.
“Мы все хотим лишь власти
Над ближним и с собою
Сковать цепями страсти
Холодной головою.
Охотно жертвой пали
Мы сладких заблуждений,
Что воля крепче стали
Избавит от сомнений.
Сказок философских
Мы бисер мечем ловко,
А горло жмёт верёвка
Тайн и грехов отцовских”
(c) Otto Dix – “Пена дней”
Так почему же на “Автократора” льётся столько критики и негатива? Я думаю, тут, как и почти всегда, присутствует как минимум два аспекта: объективный и субъективный. Второй состоит в том, что у многих слушателей команды уже просто “замылились” уши, и не в силах отойти от очарования прошлых релизов группы, они элементарно не слышат красоту, эволюцию и особую прелесть “Автократора”. Ну а объективный момент – альбом, пожалуй, чуть более разрежен и литературен, чем может принять и простить среднестатистический отечественный слушатель, и это, понятное дело, отталкивает и напрягает. Такая повествовательность при условии, что ты вне её, воспринимается как монотонность, и каждый, кто вне, автоматически оказывается не в теме.
Драу действительно всё больше уходит в литературу и писательство, написание книг прельщает его всё больше, и в его музыке с песнями всё больше фоновости, медитативности, задумчивых интонаций, разговорных вставок и чистых размышлений, что голодным до хлеба и зрелищ (или “до Глеба и зрелищ”, как писали в своё время про Агату Кристи, с которыми Otto Dix всё чаще сравнивают) современным слушателям может показаться слишком густым, тяжеловесным, слишком атмосферным и слишком серьёзным. И вот это как раз те четыре качества, благодаря которым “Автократор” мне понравился. Он действительно очень серьёзен, очень атмосферен, почти нереально индустриально-тяжеловесен и густо пересыпан тьмой. Почти как опусы Шнитке.
Здесь много мрака, много декаданса и много противоречий, но это звучит и при определённых условиях пленяет не хуже, чем звёзды и тёмные ночи первых готических сейшнов, когда всё казалось таким настоящим и многозначительным. И ведь давайте будем честны хотя бы с самими собой - на диске действительно есть практически настоящие хиты, достойные пера Deine Lakaien или Garden Of Delight. “Эксперимент” прекрасен как по музыке и переходам, так и по текстам. “Пена Дней” близка ему и по тематике, и по глубине творческих прозрений, и по мелодическому совершенству, а “Всё, что останется” и “Заброшенный сад” – это почти тёмное alter ego швейцарских готик-королей из Lacrimosa. В своём упадочно-некротическом стиле, разумеется.
“Что остается, когда мгла
Навеки взор заволокла?
Лишь руки, что способны видеть формы и тепло.
Но и они не в силах удержать на кончиках пальцев свет.
Власти над Бездной нет".
(c) Otto Dix – “Всё, что останется”
Да что там говорить, на новейшем диске Otto Dix более чем достаточно сильных и цепляющих треков, не имеющих ничего общего с поп-жвачкой современного шоубизнеса, а страшноватый гротеск чёрных сказок в стиле электронного готического авангарда с ирреальным голосом Драу отстоял своё право быть, и теперь уже совершенно точно является важной и несомненной частью в своей жанровой нише на нашем российском гот-небосклоне, в то время как качество музыкальных пьес Otto Dix говорит само за себя. Это достойный уровень, это традиции и это верность себе, даже в тех случаях, когда эта верность граничит со снобизмом, предельным эгоцентризмом и self-культовостью, возведённой в абсолют.
“Автократор” очень причудливо звучит, и, кажется, сами музыканты далеко не на 100% довольны тем звуком, который у них в итоге получился, но даже это мне не показалось таким уж недостатком. Альбом оригинален и самобытен даже в тех своих местах, где готов сорваться в инфра-глубины команд вроде Rosa Infra. Несомненно, отрицать тот факт, что последствия перемен в составе очевидны и слышны самым невооружённым ухом, совершенно невозможно, да и стиль пения Михаэля претерпел определённые изменения, но – даже Кинг Даймонд далеко не всегда делал стопроцентный упор на фальцет, и даже самые преданные его фэны это принимали и котировали поздние диски маэстро практически наряду с классикой исполнителя.
Можно по-разному оценивать имидж, публичные высказывания и стратегию публичного поведения Михаэля Драу, но одно отрицать сложно или даже практически невозможно - этот человек не обделён талантом, постоянством и харизмой, которые обязательны для каждого рок-гуру. В такие сложные и неоднозначные времена для своего жанра он продолжает продвигать однажды найденное идеологически-стилистическое ноу-хау, и делает это очень даже убедительно, что, надо сказать, очень непросто, и... скажу даже так: “Автократор” впечатлил меня больше, чем последний альбом Necro Stellar, а это о чём-то, да говорит. Да что там, это говорит о многом, и при всей неоднозначности и экспериментальности данного релиза, это однозначно яркий и интересный диск.
Алексей "Astarte Eel" Иринеев