ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом проекта Vector Five "Mantra AlbOm"

31-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Что такое осень – это небо” – поёт Юрий Шевчук уже четверть века, а ведь можно было бы немного обновить текст своего знаменитого осеннего хита и спеть, к примеру, “что такое медитации – это мантры” или “что такое мантры – это медитации”… Но наверное, для такого смелого и радикального шага знаменитый рокер слишком традиционен и консервативен, да и возраст у него уже не тот, чтобы так радикально что-то менять в собственной классике, и как раз на этот самый случай очень кстати пришёлся новейший диск Виктора Агафонова и его проекта Vector Five “Mantra AlbOm”.

“Ом… ом… ом” – любят повторять йоги, суфии и любители медитаций, и уже название новейшей пластинки Виктора намекает на то, что перед нами релиз в точности из той же самой серии и предназначенный для тех же самых целей. И это не удивительно, ведь Виктор давно известен своими светлыми, благостными и позитивными композициями, посредством которых он делится добрыми мыслями, лучезарным настроением и жизнеутверждающей магией со своими слушателями, и в этом смысле его новейшую работу можно рассматривать как закономерное продолжение его прежних музыкальных экспериментов и в некотором роде их квинтэссенцию.

Если ты настроен на духовное самосовершенствование и всерьёз решил работать над собой и становиться ближе к природе и к миру, то рано или поздно мантры, мандалы, медитации, молитвы, зарядка или утренние пробежки обязательно появятся в твоём распорядке дня. Это непременный атрибут любого серьёзного самоапгрейдера, и Виктор в этом плане не стал исключением из правил. В полном соответствии со своей щедрой и благостной натурой, музыкант великодушно решил поделиться своими мантрами со всеми желающими, и вот, теперь они доступны для любого желающего на актуальном релизе Vector Five и ждут нашего обозрения.

Скажу сразу и откровенно: я с большой симпатией отношусь к тому, что делает этот человек, мне нравятся его песни, клипы, его духовные практики и его мировоззрение, и дело здесь даже не в том, что я полностью и “от и до” разделяю его философские и метафизические воззрения и занимаюсь в точности теми же самыми практиками, что и он, но мне очень по душе благостный настрой Виктора и общую направленность его творчества, а потому и “Mantra AlbOm” я воспринял просто на “ура”. Здесь нет подспудной ироничности Б.Г., нет какой-то унылой и запредельной мега-сложности, всё очень доступно, понятно, естественно и легко, и это подкупает.

Конечно, это не песни в собственном смысле слова, здесь нет куплетно-припевной структуры композиций, нет даже привычных русских слов, а вместо них всё пространство на пластинке занимают странные иноязычные напевы-наговоры. И в этом как раз и состоит универсальность альбома: даже не разделяя все нюансы мировоззрения исполнителя, можно слушать его новый диск, напитываться его позитивом, дышать его сердечностью и воспринимать на каком-то подсознательном интуитивном уровне этот креативный созидательный настрой, которого так часто недостаёт в современной суете мегаполисов нашей душе.

Как мне показалось, есть что-то очень индийское в архитектонике звука и общем саунде релиза, а самозабвенные напевы Виктора лишь дополняют это ощущение. И всё это с инструменталом в духе Dead Can Dance и Лизы Джеррард и с очень приличным качеством звука, не уступающим тем же Dead Can Dance или, скажем, Trial Of The Bow или Enigma. Автор сделал свой альбом не только медитативным и атмосферным (каким он и должен быть по определению), но и очень стильным, я бы сказал, не уступающим в своём роде даже хитам Линды и Мадонны (надеюсь, все помнят “Frozen” и попытки поп-королевы петь на санскрите), что есть замечательно и удивительно.

Разнообразие в данном случае не является самоцелью, но в то же время семь попавших на пластинку композиций достаточно сильно отличаются друг от друга и по подаче и по настроению, варьируясь от торжественных гимнов к лиричным и немного грустным мантрам-балладам . Голос Виктора светится какой-то необычной, совершенно новой для него силой и энергией, временами воспаряя куда-то в заоблачные высоты и забираясь в нехарактерные и непривычные для него регистры, что позволяет предположить, что отношение к проекту у автора далеко выходит за пределы чисто практического, экспериментального и творческого интереса – поёт Виктор душой.

Прекрасная обложка авторства Юлианы Брыковой, на которой музыкант выглядит как добрый йог, мудрый энт, будда и старик Хоттабыч одновременно, дополняет сказочное и туманно-медитативное впечатление от релиза, сходу настраивая потенциального слушателя на мирные и неспешные вибрации. “Сейчас на вас снизойдёт умиротворение, радость и покой ” – как будто безмолвно констатирует с обложки погрузившийся в свои внутренние потайные лабиринты Виктор, и такое заявление на все сто соответствует попавшему на релиз материалу, как и образ жизни исполнителя соответствует тому, что он делает, поёт и проповедует в своём творчестве.

Полная и тотальная аутентичность. Никаких противоречий и диссонансов. Никакой суеты и тем более негатива. Только правильная, полезная, гармоничная и светлая музыка для светлых и стремящихся к гармонии людей, чуждых всего приземлённого и слишком человеческого. И в итоге перед нами совершенно обязательный в фонотеке релиз для каждого, кто ценит ментальную адекватность и гармонию с самим собой. Действует как поездка в Тибет и десятидневный релакс в местном ашраме. Здорово и приятно, что у нас в стране существуют проекты такой направленности, способные делать музыку с качеством такого уровня.

Рецензия на сингл Anna Samoxa "Вкус свободы"

31-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта эпатажная тюменская певица, которую курирует, продвигает и продюссирует лейбл местного музыканта, скрывающегося под псевдонимом Мистер Кто, настолько свободолюбива и самобытна, что даже эпатирует совершенно по-своему и ни на кого не похоже. Она не старается походить на фриков-провокаторов вроде Мэрлина Мэнсона или Анну Варни, не ведёт себя как немец по имени Тилль и не заказывает себе одежду у дизайнеров, к которым обращается Ф.Киркоров, но то, что она делает, это всё-таки вызов, хулиганство и эпатаж. Если вы ещё не забыли, один из её треков и вовсе появился как результат ситуативного хэллоуиновского стёба.

И только после прослушивания новейшего сингла Анны я, наконец, понял, почему авторы и издатели с самого начала позиционировали творчество своей протеже как альтернативу. Это действительно современный альтернативный рок, хотя и расцвеченный нестандартными аранжировками и неожиданными ходами. Можно с лёгкостью задвинуть “Вкус Свободы” на одну полку с The Pretty Reckless, Эврил Лавин и Guano Apes и так и не заметить в своей классификаторской поспешности, как из-за прямолинейных teen-гитар просматривает электроника в духе Kirlian Camera и хулиганство Spectra*Paris.

Создаётся ощущение, что стили и жанры как таковые не имеют для Анны никакого значения, она жонглирует ими как ей заблагорассудится, меняет их как перчатки и использует как приправы у себя на кухне – по мере необходимости и совершенно не чувствуя какой-либо нужды или необходимости хранить верность какому либо из них. Вероятно, именно в силу данного обстоятельства её композиции получаются такими разнообразными, противоречивыми и не похожими друг на друга, но именно это обстоятельство делает их такими притягательными, интересными, свежими и способными удивлять.

Закольцованное начало трека в духе старой музыкальной шкатулки сходу настраивает на интересное и таинственное продолжение, и новейшая композиция Анны не обманет самых смелых ожиданий в том случае, если вы будете внимательны. Сильная мелодия, повизгивающие на заднем фоне риффовые гитары (на данный момент “Вкус свободы” это самый тяжёлый, драйвовый и энергичный номер в арсенале Anna Samoxa) и хоррор-атмосфера в духе кредловского клипа “No Time To Cry” (я сам удивляюсь себе, но от этой ассоциации мне так и не удалось освободиться даже после десяти прослушиваний песни) – это базис, а затем идёт “лирика”.

Нежность и напор, интригующая недосказанность и словно улетающие куда-то время от времени вокальные мелодии складываются воедино как знаменитое средневековое “Coincidentia oppositorum” (единство противоположностей) и в таком зыбком, туманном и порой даже как будто нестройном сочетании как раз и заключается основная сила и притягательность этой свободолюбивой вещи. Авторы как будто задумали совместить подростковое бунтарство, готическую утончённость и электронную мистичность, а получился у них манифест в духе “наша сила в нашем непостоянстве, мы знаем это и называем свободой”.

“Вкус свободы” – самая мощная, хитовая и однозначная на данный момент вещь из тех, что записывала и представляла своим слушателям Анна, и, наверное, именно эта композиция впечатлила меня сильнее всего. Такая прямолинейная и безыскусная, даже явно подростковая и линейная на первый взгляд, при более внимательном и заинтересованном рассмотрении актуальная композиция предстаёт в совершенно другом свете и начинает играть новыми красками. Аранжировки оказываются не так просты, посыл не так очевиден, а мелодия начинает сама собой насвистываться и наигрываться в голове.

Достаточно неординарное содружество гитар и электроники приводит к созданию достаточно своеобразного саунда, а по ходу прослушивания сингла мне вспоминались даже готик-капеллы вроде голландцев Autumn, наших соотечественников Fright Night, испанцев Forever Slave и поляков Unsun. Свободолюбие Анны и её жанровая всеядность в данном случае скорее угадывается, как и скрытые отсылки к Emilie Autumn или Линдси Стирлинг, но я могу сказать с уверенностью: альтернатива в данном случае – это игра, стилизация и ширма, за которой скрывается нечто очень большое и занятное. Очень многогранный и неожиданный трек.

Рецензия на сингл группы Autumn Woods "Lie To Me"

26-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Почти пять лет прошло с момента выхода первого и единственного на данный момент полноформатного творения этого печального и агрессивного столичного формирования, которой называлось “Doomed By Loneliness”, но участники команды не сидели, сложа руки. И нет, я даже не о том, что некоторые из них очень даже успешно участвовали в творческой жизни других музыкальных коллективов, а о том, что тихо, тайно, незаметно и практически под семью покровами тайны и мрака в лагере группы шла работа над новым материалом, и теперь, наконец, этот материал дозрел, дошёл и готов выйти на обозрение широкой общественности.

“…а потом обними, а потом обмани…олдовые часики смеются не в такт, ни о чём не жалей и кури просто так” – промывают нам мозг своими незатейливыми мелодиями и рифмами поп-артисты, и, видимо, что-то такое застряло в подкорке и у музыкантов, входящих в состав Autumn Woods. “Солги мне”, “Обмани меня” – такой красноречивый и однозначный призыв, вынесенный в название сингла, иначе как провокацией не назовёшь, а уж в сочетании с кроваво-броской обложкой так и вовсе на ум идут всё сплошь какие-то страшные и нехорошие ассоциации. Дум?... Гм… Если это дэт-дум, то явно специфический и какой-то уж очень непростой и авторский.

Если сравнивать “Lie To Me” по звучанию с прежним творчеством Autumn Woods, то становится очевидно, что в схватке дума и дэта в музыке этой капеллы однозначно побеждает последний. Бодрый темп, агрессивная подача, энергичные риффы, напрочь канувшие в Лету разговорные вставки и медленные куски, вроде тех, что раньше можно было услышать в “Last Hope” или “Tears...Eternal Satellites Of Grief” – ребята злобствуют очень сочно, мощно и конкретно, а вместо думовых раздумий у них сейчас на повестке дня исключительно кач, основательность и драйвовый железобетон, которым забивают сваи на своих дисках самые злые дэтовые маньяки.

Так может вовсе убрать слово “дум” из жанровой классификации коллектива? Нет, этого делать не стоит, однако, следуя по стопам своих старших учителей из Godgory, Cemetary Of Scream, ранних Crematory и Phlebotomized, скооперировавшиеся под знаменем Autumn Woods металлические печальники-ортодоксы явно очень рады вернуться к активной творческой деятельности и по данному поводу решили закатить настоящий дэтовый праздник, где дум если и присутствует где-то, то исключительно в качестве паров печальной и возвышенной атмосферы, зависших где-то под потолком, которые хоть и оказывают некое влияние на общую картину, но решающего значения отнюдь не имеют.

Их “lie to me” (сама формулировка!) звучит как “cross my path and you’ll suffer like no man before” классических My Dying Bride, и общего здесь действительно не так уж и мало. Они провоцируют, страдают, снова провоцируют и так страдают, что вены вздуваются и лоб от напряжения покрывается холодной испариной. “Я – кровавая земля!” – пугали нас в свою культовую эпоху “брайды”, а Autumn Woods решили продемонстрировать, что бывает, когда ты реально ощущаешь себя именно так: “Когда захочешь мне солгать, делай это вдохновенно, не обращай внимания на меня, просто постарайся сделать свою ложь идеальной”, ну а “Lie To Me” теперь выглядит как предельная форма дэтового мазохизма и думовой боли.

Трек у команды получился злобный, резкий, контрастный и достаточно плакатный, из чего можно сделать вывод, что от тишины и печали они уже успели устать, а вот ярости и агрессии у них накопилось до самых краёв. Хороший звук, адекватное сведение, прекрасная подача и очень взрослое и “фирменное” отношение к своему делу и к себе самим – пожалуй, для того, чтобы наработать все эти составляющие, стоило ждать эти пять лет и оттачивать свои копья и стрелы в той тотальной и всеохватной тишине, которая обволакивала всё, что связано с Autumn Woods всё это время.

Если верить участникам AW, то их новый лонгплей не просто не за горами, а может появиться уже осенью сего года, и данное обстоятельство заставляет смотреть на актуальный сингл с ещё большим интересом. Не просто отдельная композиция, а часть будущего большого музыкального торта, который уже вовсю заправлен в работу и подрумянивает свои бока в печах микса, сведения и продакшна. Каким будет этот диск пока что можно только гадать, изводя пачками кофе на предмет появления изображений и намёков в оставшейся после его потребления гущи, ну а лучше просто немного подождать, тем более, что новейший сингл готов вам этом всемерно помочь.

Рецензия на мини-альбом группы Suspect Under Pressure "Split"

25-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В то время, как народ спешно скупает гепарины и ксарелто, чтобы разжижать себе после ковида лейкоциты с эритроцитами, злые мурманские свидетели тяжёлого металла обещают разжижать своим слушателям разум. Зачем? Может быть, чтобы наш с вами мозг стал более пластичным и мог с лёгкостью перевоплощать нас и в волка, и в ястреба, и вообще в кого угодно, как это показано на обложке их новейшего EP? Вполне себе вариант, ведь после прослушивания новейшего мини-альбома этой некогда сумрачной северной капеллы ваше сознание получит такой антиолимпийский допинг, что станет светиться как полночный болотный фосфор.

Если раскол царит в обществе или в рядах какой-то религиозной общины, это одно, а вот раскол в собственной голове, когда не можешь договориться с собой любимым, пойти ли за кефиром или послушать последний Paradise Lost, это уже кое-что похуже. Медики подобную амбивалентность называют шизофренией или (более мягко) биполярным расстройством. Раскол, как вы поняли, на английском звучит как “split”, и именно ему самому и посвящён актуальный пятитрековый изи-плей наших сегодняшних героев. Раскол в сознании, брожение в умах – что может быть актуальнее на момент конца 2020-начала 2021? И “саспекты” бодро на этом играют.

Евгений Никитинский (ex-Delorian Domain) и его музыкальные единомышленники продолжают свои поиски на ниве мощного, разнообразного и техничного экстрим-металла, и “Split” это как раз тот самый артефакт, который в концентрированном и актуальном виде демонстрирует их прогресс и актуальное состояние дел в котле креатива имени Suspect Under Pressure. Минимум экстрима, почти полное отсутствие былого мдм, и много-много электроники, жгучих мелодий и ядерного поп-рэп-модерн-электро-металла, который так и просится в чарты, на ТВ-экраны и на Евровидение. Кстати, вокалист явно посещал уроки пения и здорово подтянул свои умения и навыки для записи EP, и это очень чувствуется на записи.

Но электроника и вокальная акробатика – это далеко не все удивительные сюрпризы актуального релиза мурманских тяжёлых электро-рокеров. “Split” не только невероятно мелодичен, но и романтичен. По ходу прослушивания диска мне даже казалось временами, что в качестве консультанта и бэк-вокалиста ребята пригласили на запись Бурито или ещё кого-то из раскрученных теле-мега-звёзд. Поверить в то, что сочинили и записали “Танцы” и “Дефект Механизма” грубые и прямолинейные тру-металлисты не получается и вряд ли у кого-то получится, уж слишком много там модерновых фишек и модных эпатажных ходов.

Да, по этим же самым тропам с удовольствием ходили и до сих пор ходят поздние In Flames, но их мурманские последователи решили пойти ещё дальше, и вот перед нами буквально до отказа нашпигованный электроникой и фэшн-софитами пятитрековый заряд, где всё настолько слаженно и наэлектризовано, что напоминает обвешанную конфетами, пряниками и праздничными блестяшками новогоднюю ёлку. От поздних In Flames к поздним Lacuna Coil, In This Moment и ещё дальше, куда-то туда, где обретаются Linkin Park и Limp Bizkit – примерно так можно охарактеризовать творческую концепцию современных Suspect Under Pressure.

За пять лет своей совместной творческой и концертной деятельности ребята не избежали перемен (один фит с Натальей Витлиф чего стоит, не говоря уже про всё прочее с примесью металла, рэпа и электроники, что делали и могут делать эти горячие головы), но их не пугают перемены – чем дальше и больше они эволюционируют, тем больше входят во вкус и ни за что не желают останавливаться. А вот обложка меня немного удивила: музыка EP показалась мне вполне себе органичной и гармоничной, хотя и противоречиво-разнородной, а никаких заявленных раздираний противоречиями я тут не обнаружил и не почувствовал.

Ну а самые интересные и качественные, на мой взгляд, блюда авторы припасли к финалу своего музыкального пиршества, ведь их чувственные, построенные на контрастах полубаллады “That’s Alright” и “Family” – это действительно самый сок их новейшего творения. Семейные ценности, надежда, вера и любовь, вечные и непреходящие ориентиры – их лирика далека от стандартов кондового мдм, и такое развитие нельзя не похвалить. С самого начала они заявляли в пресс-релизе о миксе стилей и разжижении мозга своей многогранностью, а такая гибкая эклектика в их исполнении выглядит достаточно органично, что далеко не является само собой разумеющимся.

“Split” – это музыка в стиле жидких терминаторов и мутантов-хамелеонов. Недостатки и не самые однозначные особенности звучания здесь есть, но это тоже часть общей “хамелеонистой” концепции и постоянной склонности к перевоплощениям. “Определить – значит, ограничить” – твёрдо уверены “саспекты” и в каждом из треков с нынешнего миника предстают в новом или обновлённом виде. Их креативное зерно не так-то просто уловить и тем более описать с помощью слов, но их музыка отлично иллюстрирует убеждения вроде знаменитого оккультного “мир исполнен сплошных измен”. Чтобы понять и полюбить такое, нужно быть очень open-minded.

Рецензия на сингл и клип Евгении Зонтиковой "Нить"

24-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Фолкеры, менестрели, барды и акустические рокеры – это явление сродни закатам, рассветам, задумчивым ночам возле костра где-нибудь в летнюю полночь возле живописной реки и всем тем незаметным, но очень существенным мелочам, которые и составляют радость и восторг нашей жизни. Они были, есть и будут, а среди пёстрого многообразия новинок их акустического минимализма нет-нет да и находятся очень даже впечатляющие и нестандартные релизы, о которых хочется рассказать друзьям и знакомым, а затем найти себе физическую копию альбома и долго радоваться в уединении, растворяясь в эфирных звуках и позитивных вибрациях благостных размышлений.

Год назад тюменская поэтесса, вокалистка и гитаристка Евгения Зонтикова выпустила свой дебютный альбом “Тише воды”, а сейчас настал черёд проиллюстрировать одну из композиций с него полноценным видеорядом и представить клип. Полностью соответствуя негласным критериям, принятым среди собратьев по оружию акустических рокеров-минималистов, Евгения в своём творчестве делает ставку на смыслы, идеи и внутреннее содержание, и её клип ясно показывает эту особенность её отношения к нотам, звукам и музыкальным гармониям. Песня посвящена важным и серьёзным вещам, а видео пробует проиллюстрировать и воплотить если не все, то часть из них.

Нить как символ отношений. Мы находим родственную душу, ниточка нашей судьбы сплетается с судьбой другого человека, появляется доверие, радость, узнавание себя в другом, а потом… А потом бывает по-разному. И очень часто нити рвутся, путаются, а потом каждый остаётся со своим клубком и на своей волне.

И именно про такой вариант развития ситуации рассказывает Евгения в своём клипе. И я просто не могу не удивиться тому, с какой стоической, поистине буддистской отстранённостью рассказывает исполнительница о болезненных нюансах отношений, о грустных моментах превращения нежности в свою противоположность и о том моменте, когда такие близкие и почти родные уже друг другу люди вдруг становятся снова чуждыми и чужими. Современные коучи и учителя-психологи утверждают, что если вовремя не отпустить того, кому надлежит уйти из твоей жизни, то в неё не войдёт кто-то очень важный, кто несёт новый, невероятно важный для тебя урок, и ты потеряешь намного больше, чем обретёшь.

Об этом же говорит и Евгения. Люди, которых мы любим, и даже самые близкие, важные и незаменимые друзья не принадлежат нам и не являются нашей собственностью. Мы все встречаемся в определённое время и в определённом месте, а каждый из нас несёт другому какое-то важное послание, которое другой должен услышать и понять. Именно в этом смысл общения, дружбы, отношений и всех этих связующих нас судьбоносных ниточек. Клип прост и отнюдь не перегружен деталями и образами, что явно сделано для того, чтобы максимально сосредоточить внимание зрителей и слушателей как раз на образе соединяющихся, спутывающихся, разъединяющихся и образующих удивительные хитросплетения нитей.

А на днях у меня, кстати, состоялся интересный разговор с моим приятелем-меломаном. Я рассказывал ему, как прекрасен и великолепен новый альбом Аланис Морисетт, а он, послушав его один раз, недоумевал: “простые мелодии, фоновые ритмы, практически самоидентичные ритмы и аранжировки, благодаря которым один трек можно с большим трудом отличить от другого, не самый выдающийся вокал… чем тут можно восхищаться и зачем?”. А вся соль в данном случае в атмосфере, настроении и в текстах. Проникнуться в полной мере всем очарованием “Нити” человеку, не знающему русского, будет далеко не так легко и просто, как нам с вами, для кого язык Пушкина и Достоевского является родным и понятным с детства.

Не стоит спешить делать далеко идущие выводы и судить о творчестве Евгении, не ознакомившись с ним как следует или ориентируясь исключительно на мои характеристики и описательные ассоциации в этой рецензии. Аранжировки у Евгении действительно традиционно держатся в духе минимализма, но это не простенький бард-рок, а нечто с намёком на арт и даже местами на джаз и фьюжн. Элементы из арсенала Норы Джонс, Белой Гвардии и Блуждающих Огней очень идут исполнительнице и отлично дополняют такие прямолинейные и незатейливые песенки в духе Лицей, как “За руку меня держи”, а в итоге перед нами раскрывается интересный и захватывающий калейдоскоп эмоций и настроений.

Может быть, “Тише воды” и взятая с него “Нить” пока ещё не дотягивают до классики Сэнди Дэнни и Джони Митчелл, но эти песни с душой и смыслом способны вдохновлять, радовать и раскрашивать реальность не хуже, чем знаковые и культовые работы икон и патриархов жанра. Каждый настоящий музыкант немного волшебник и творит своими звуками новую реальность, преображая и углубляя всё, что попадает в его поле зрения и случайно или нарочно входит в соприкосновение с его лирой. Точно так же обстоят дела и в случае с Евгенией. Она не стремится срывать звёзды с неба, но в таком нарочитом и даже порой показном минимализме временами сквозит настоящая природная глубина и потрясающая естественность настоящих чудес.

Произведения Евгении Зонтиковой светлы, добры, в них есть о чём подумать, и каждый наверняка найдёт в этих песнях что-то своё, близкое и понятное лично ему и созвучное именно его опыту. Такая универсальность вкупе с радикальной хипповской доброжелательностью и интересными текстами и составляет основу привлекательности и своеобразия альбома “Тише воды” и попавшего к нам на обозрения сейчас клипа. Здесь всё просто, легко и доступно, как хлеб и вино, но в таком желании сделать наш мир чуть ярче, добрее, светлее и понятнее и состоит основная радость от того, что и как делает эта исполнительница. Лично мне в нашей цифровой реальности очень не хватает вот такой открытости, теплоты и спокойных разговоров о важном и главном. В этом плане творчество Евгении почти уникально и сильно напомнило мне времена хороших советских молодёжных журналов вроде “Паруса”, где подростки ещё не были так циничны, самоуверенны и пусты. “Нить” и “Тише воды” – это ностальгия по важному, нужному и хорошему, и в этом смысле это важная, нужная и хорошая музыка.

Рецензия на альбом группы Сумеречная Депрессия "Стрекоза и мяч"

22-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Перед нами новый долгожданный альбом одной из самых мрачных, безысходных и интеллектуальных групп российского драматического андеграунда. Коллектив Дениса Ядрова не балует своих слушателей частыми релизами - актуальный лонгплей всего четвёртый по счёту в их дискографии. Однако качество в данном случае имеет однозначно большие приоритеты, чем количество и явно ставится во главу угла, а саунд и архитектоника релизов команды традиционно говорят сами за себя, изобилуя саунд-изящностями.

После десяти лет с момента записи первого альбома Денис Ядров вновь обратился за помощью с инструменталом к своему давнему другу Максиму Белоусову (Жвака Галз), что с одной стороны обеспечило преемственность актуального, четвёртого по счёту, релиза Сумеречной Депрессии по отношению к бэк-каталогу коллектива, выступив гарантом стабильности и жанровой верности, а с другой как бы намекнуло на возможные сюрпризы и потайные “пасхалки”. Десять лет – большой срок, и за такой солидный отрезок хронологии в мировоззрении и фундаментальных симпатиях авторов могли произойти серьёзные и даже кардинальные изменения, в связи с чем становится ещё интереснее послушать и оценить их творчество.

Вся электронщина на диске отдана на откуп Михаилу Чайкину, за сведение и мастеринг отвечает Антон Макаров, для оформления были ангажированы рисунки Степана Коноровского, в то время как дизайном и оформлением занимался Антон Волков, а в качестве приглашённых гостей на диске засветились бас-гитарист Дмитрий Халалеев (“Искусственное солнце”), саксофонист Дмитрий Колобов и вокалистка Татьяна Позднякова ("Двери неба и солнца").

Сам Денис говорит о реанимированных влияниях символизма и активном использовании скрытых отсылок и межпредметных параллелей в текстах. А изменения в плане формы художественного выражения бросаются в глаза и уши уже в первом же треке, но по сути своей и по глубинному содержанию перед нами всё та же Сумеречная Депрессия, которую вы знаете по “Поэзии стеклянных городов” и “Молитвам”. Более разнообразные, а порой и неожиданные электронно-индустриальные аранжировки, мрачный, таинственный, а временами и злой как в “Татуировке” вокал, множество нюансов и разного рода дополнительных деталей – всё на актуальном альбоме коллектива призвано создать необходимое настроение, и это настроение – болезненная рефлексия.

Несмотря на то, что альбом в целом уже не оставляет ощущение такой бездонной депрессивности, как это было в случае с прошлыми релизами, а некоторые треки вроде “Нимб из картона” выглядят и вовсе лиричными, тьмы и внутреннего напряжения здесь ничуть не меньше, чем раньше. Более взрослый и прирученный негатив “Стрекозы и мяча” временами кажется почти безвредным и даже доброжелательным (“Канатоходцы”), но это обманчивая умеренность. Просто альбом не бросается в крайности и не предпринимает никаких лишних движений, попусту растрачивая свою энергию. Здесь всё прицельно, продуманно и сделано исключительно с холодной головой и с трезвым рассуждением – словом, как и должно быть у взрослых и солидных мужей.

Философские проблемы реинкарнации, мысли на тему фильмов вроде “Пророка” с Николасом Кейджем, серьёзные академические размышления об извечном конфликте “физиков и лириков” и даже рассуждения о любви, вечности, старении и подмене ценностей – всё это вы найдёте на актуальном диске коллектива. Денис неожиданно обращается к знаковой работе известного американского психолога и теоретика Раймонда Моуди “Жизнь после жизни” с тем, чтобы таким ненавязчивым образом перейти к обсуждению вопросов жизни, смерти и посмертного опыта.

На альбоме действительно много размышлений о перерождении, а тематически материал проходит три цикла, которые посвящены времени, страхам, любви и реальности. Даже само название пластинки намекает на те метафоры и образы, которые так любят сторонники теории переселения душ, а в текстах пазлов и интеллектуальных шарад ещё больше. Было бы странно, если бы альбом и тексты песен не были связаны с извечными для Сумеречной Депрессии темами смерти и депрессии, но размышления о них на этот раз подаются у Дениса под новым, неожиданным соусом, а восхищения и любования некротическими реалиями здесь намного меньше, я бы даже сказал, что их почти нет или чаще всего нет, но иногда они всё-таки пробиваются:

“Самоубийство – непростительная ложь,

Не вход, не выход, не билет на облака.

Теряя память, вряд ли что приобретёшь,

Хотя получишь облегчение, пока

Не набегут за ночь сомнения на крик,

Сквозь ржавый воздух, наконец, увидишь ты:

Спираль вселенной упирается в тупик

Блаженной, дикой, угловатой наготы.

Заглатывает аспид свой безмерный хвост,

И что прошло - опять является во снах.

Сюжет, казалось, был банален, скучен, прост,

Но изменил его мгновенно подлый страх

С проплешиной на прокажённой голове.

Заискивая, он зовёт: «Пойдём со мной».

И я завидую искусственной сове,

Сменившей на комод и пыль рассудок свой.

Я не хочу по норам ползать, как червяк,

Опять учить давно знакомые слова.

И если в этот раз всё тоже будет так,

Пускай наполнит мой живот полынь-трава.”

(c) Сумеречная Депрессия – “Татуировка”

А в целом по настроению “Стрекоза и мяч” показался мне схожим с самым неординарным и мистичным диском Tiamat “A Deeper Kind Of Slumber”. Электроника, меланхолия, психоделия, даже явная депрессия, бесконечные самокопания и почти мистическое всматривание в бездны своей души и собственной бесконечной депрессии – всего этого было очень много у Йохана Эдлунда образца 1997 года, а сейчас очень много у Сумеречной Депрессии. И всё это с характерным робким проблеском призрачной надежды, благодаря которой были так удивительно притягательны и нестерпимо очаровательны классические пластинки шведских мечтателей и романтиков имени грозной шумерской богини:

“Я тебе сделаю нимб из картона.

Он легче света. Не то, что корона.

Мы вознесёмся на крыльях бумажных.

Пусть понарошку – ведь это неважно.

Блики огней под босыми ногами,

Город внизу – полыхающий камень.

К звёздам навстречу в усталой сорочке

Через пустые тетрадные строчки.

Шёлк мятых волн океана с луною

Шепчет: «Ладонью своей вас накрою,

Спрячу от сумерек в дикой прохладе.

Пусть не навечно – на миг, или на день».

Губы и тушь растеклись по закату.

Разве мы в чём-то с тобой виноваты?

Боль за одеждой отринута нами.

Тает внизу полыхающий камень.

Я тебе сделаю нимб из картона,

Это несложно – всего-то три слова.

Ты вознесёшься на крыльях бумажных.

Пусть понарошку – ведь это неважно”.

(c) Сумеречная Депрессия – “Нимб из картона”

А ещё “Стрекоза и мяч” – самый благозвучный, приятный на слух, мягкий и мелодичный диск в истории Сумеречной Депрессии. Несмотря на эпизодические всполохи инфернальных огней вроде “Болезни”, “Искусственного солнца” и уже упоминавшейся “Татуировки”, где гитары и вокальные партии кажутся почти металлическими, напоминая демонический трэш вроде Fear Of God, релиз всё равно оставил у меня в итоге светлое и жизнеутверждающее впечатление какой-то мудрости, взвешенности и искреннего поиска истины. На альбоме практически нет гнетущей тяжести классических релизов Сумеречной Депрессии, и это однозначно его плюс. Потенциал такой кристальной прозрачности и грозового спокойствия действительно почти безграничен.

Релиз оставляет ощущение выверенной и очень сбалансированной работы, хотя разных элементов, нюансов и даже взаимоисключающих ингредиентов здесь намного больше, чем на прежних дисках группы. Остаётся только удивляться, как авторы смогли всё привести к общему знаменателю, подогнать под единый стиль и объединить воедино такие разные темы, стили, настроения и эмоции. Тем не менее у них всё получилось, а финальный результат не только не разочарует давних слушателей и поклонников группы, которых всегда было немало, но и заинтересует новых, ещё не искушённых в оттенках депрессии и self-психологизмов интеллектуалов-меломанов. Отличная, очень профессиональная работа, пища для ума и для души.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N2 (2021). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё