ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на EP группы Polycythemia "#1"

31-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вы знаете, что такое тотальная лаконичность? Если по этому поводу имеются сомнения, то самое время познакомиться с дебютным мини-альбомом таинственного уральского коллектива с ещё более таинственным названием Polycythemia. Это “экзистенциальный пост-панк прямиком с уральских гор”, как сами себя характеризуют авторы, и их треки как на подбор мрачны, бесприютны и отстранённы, а холодный вокал и тексты на манер свободных ассоциаций лишь ещё более усиливают данное впечатление.

Если вам хотелось послушать русскоязычный The Cure или окунуться в подмерзающее осеннее озеро Sisters Of Mercy, невесть как образовавшееся в стране триколора, то Polycythemia это как раз то, что вам нужно. Депрессивно, но не уныло, сумрачно, но не упадочно, атмосферно, но не разляписто ребята рисуют свои причудливые узоры меланхолии, и, кажется, им это доставляет немалое удовольствие. Абстрактные синтетические биты синтезатора добавляют звучанию коллектива объёма, освежают его и привносят в музыку как будто нечто от Clan Of Xymox.

В тяжких, неповоротливых, достаточно архаичных и уж точно не виртуозных инструментальных перекличках открывающей диск “Чёрные волосы” слышится привет из начала 90-х, когда готы так любили тусоваться по сумрачным английским клубам и подражать вампирам. Именно такую атмосферу тотального эстетического декаданса воссоздают в своих треках Polycythemia, и уже вторая вещь с диска под названием “Больничные койки” окончательно убедила меня в правомерности ассоциаций с ранней Lacrimosa.

В текстах нет каких-то особых откровений и вербальных находок, но они построены настолько грамотно с точки зрения соответствия вкусам и симпатиям представителей соборно-кладбищенского декаданса, что этот факт уже сам по себе вызывает восхищение: “чёрная краска”, “чёрные волосы”, “чёрная одежда”, “жить в этой тьме”, “петлёй на шее простыня” - такое ощущение, что авторы словно жонглируют своими излюбленными дефинициями и радуются, наблюдая, как до боли знакомые словечки складываются во всё новые и новые сочетания.

Треки не сильно отличаются друг от друга, и разнообразие, как и оригинальность, вряд ли являются для музыкантов приоритетными ориентирами в творчестве, однако “Холодные волны” чуть более синтетичны и обладают чуть более продолжительными соло-партиями, стилизованными под ксилофон кейбордов, а финальный номер с диска “Плохие сны” обладает почти танцевальными и чуть ли не ремиксовыми битами, на фоне которых прорисовывается чёткая и хитовая мелодия, исполняемая попеременно то гитарой, то синтезатором.

Ну а что до упомянутой выше лаконичности, то её можно описать словосочетанием “простенько, но со вкусом”: создатели “#1” не стремятся наполнять своё сообщество ВКонтакте постами и сантиментами по той простой причине, что их музыка на самом деле говорит сама за себя и как будто создана для многочасового медитативно-мантры-нараспев-воспринимательного использования гражданами, чьи симпатии принадлежат тёмной готической эстетике и олдскульным делам авторства Joy Division, Bauhaus и Siouxsie And The Banshees.

Помнится, дядьки из Manowar в 1996 году на своём “Louder Than Hell” дошли до такой супрематической простоты, что их риффы почти скатились к трём блатным аккордам, а в текстах “метал”, “братство” и “война” присутствовали практически в каждом куплете, но это всё равно было очень здорово, очень сильно и очень мощно. Не всегда повышенная и даже доведённая почти до карикатурных степеней каноничность это плохо, и Polycythemia вновь продемонстрировали всем нам справедливость данного факта на примере олдскульного дарквейва и продемонстрировали вполне убедительно и вдохновенно.

Рецензия на альбом Grand Magus "Wolf God"

26-07-2019 Дмитрий Фомин

 

Это шведское трио под предводительством талантливого Джей-Би Кристоферссона (Spiritual Beggars, Ayreon) и по сей день не может похвастаться бешеной популярностью, даже несмотря на то, что существует почти два десятка лет. Но данное обстоятельство никоим образом не сказывается на упорстве лидера Grand Magus и его соратников. Медленно, но верно эти шведы протаптывают свою волчью тропу к вершинам металлического Олимпа, или, что будет здесь более уместным, к заветным чертогам Вальхаллы. Для тонких ценителей олдового металла, получившего второе дыхание, творчество этой команды является настоящим сокровищем в мире, полном безликих цифровых поделок и пластмассового саунда.

Девятый студийный альбом под грозным названием ''Wolf God'', который в этом году представили нам Джей-Би и Ко, стал еще одной главой в славной эпопеи группы и, как любой отдельно взятый релиз из ее дискографии, дает более-менее полное представление об их стилистическом направлении и потенциале музыкантов. Grand Magus любовно и профессионально продолжают культивировать ту почву, которую много раньше подготовили для них Black Sabbath, Judas Priest, Accept, Dio, Manowar, ранние Candlemass и пр. Влиянием этих первопроходцев (если хотите, завоевателей) ощутимо пропитана музыка Grand Magus, и шведы с присущей им основательностью сохраняют его от альбома к альбому.

В отличие от предшествующих ему "Triumph And Power" (2014) и "Sword Songs" (2016), где преобладали более хард-роковые и NWOBHM гармонии, этот релиз возвращается к более мрачному среднетемповому звучанию традиционного дум-металла, овеянного неповторимым скандинавским колоритом. Да, в основе его лежит самый что ни на есть трушный хэви/дум, который был зачат усилиями ранних Black Sabbath с Оззи в составе, позднее обрел более совершенные и эпичные очертания уже с Ронни Джеймсом Дио, а теперь обзавелся могучими мускулами и крепкими латами. Лирика нового альбома как всегда точна и лаконична и посвящена символу Севера – Волчьему Богу, но также продолжает воспевать воинскую доблесть, воспетую в сагах стародавних времен, когда последнее слово оставалось за сталью.

В плане хитовости ''Wolf God'' несколько проигрывает предыдущей пластинке, однако его могучая бескомпромиссность и олдскульная выдержка ощутимо спасают положение. В плане звука Grand Magus не стали изменять себе – пластинка звучит предельно естественно, но при этом мощно и монолитно, и отлично сбалансирована. С одной стороны этих весов сам Джей-Би со своим узнаваемым баритоном, увесистыми риффами и заливистыми соляками, с другой – басист Фокс и драммер Людвиг, которые своей филигранной и сильной игрой снова продемонстрировали эталон настоящей металлической ритм-секции. По словам самого лидера трио, новые композиции записывались с одного дубля, что позволило им сделать эту пластинку более грубой и прямолинейной (в отдельных моментах даже дуболомной), но при этом подчеркнуть ее честность и органичность.

К слову, однородность ''Wolf God'' только верхушка айсберга. За те неполные сорок минут, что звучит альбом, скучать уж точно не придется. Впервые за все время альбом открывает в меру пафосное оркестровое интро ''Gold and Gory" с участием струнных, а последующая титульная вещь и вполне себе "саббатовская" тема ''Brother of the Storm'' образуют фундамент раскатистого героико-эпичного металла с рубящими словно топор варяга риффами, драматичным протяжным вокалом, мужественными хоровыми бэками и въедливыми припевами-гимнами. Все это и составляет основу нового альбома.

''A Hall Clad in Gold" и ''Dawn Of Fire'' получились в разы бодрее, начинены выразительными гитарными соло и неплохо смотрятся в качестве потенциальных хитов, а неожиданно спидовый боевик ''Spear Thrower'', отдающий наследием "пристов", только добавляет масла в огонь, равно как и громогласные ''To Live and Die in Solitude'' и ''Glory to the Brave'', тяготеющие к батальному пафосу Джоуи ДеМайо и Ко или же к "варварскому" романтизму Manilla Road. Забойный номер ''He Sent Them All to Hell'' в своей простоте отдает чем-то моторхедообразным, рок-н-ролльным, однако последнее слово остается за возвышенной ''Untamed'', которая возвращает все на круги своя.

Пожалуй, этот релиз можно назвать самым бескомпромиссным и бесхитростным во всем арсенале Grand Magus. В этом его основное отличие, плюсы и минусы. Единственное, что осталось без изменений и не подлежит воздействию внешних факторов, это неиссякаемый железный драйв, правильный грув, а также здоровый пафос и несгибаемый металлический дух пополам с консервативной основательностью, как раз в стиле их легендарных предшественников. Группа подошла к тому периоду зрелости, когда должна показывать верх своих возможностей или же плевать на тех, кому их "устаревшее" творчество совершенно не импонирует. Ни дать, ни взять – современные классики настоящего металла. По-другому и не скажешь.

Рецензия на сингл группы Simply Mad "Интернет"

25-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть мнение, что все великие рок-вещи рождаются в результате стёба, экспромта или какого-нибудь курьёза – вспомните, к примеру, историю появления легендарного хита британских “чёрносубботинцев” под названием “Paranoid”, который они придумали и записали буквально за пять минут и практически “на коленке”, или посмотрите, как ловко и изящно рвёт чарты современный сингл отчаянных новичков из Simply Mad. По собственному признанию авторов, “Интернеты” появились как шутка, но сейчас мутировали в ранг серьёзной полновесной песни.

Собственно говоря, Simply Mad это сольный проект печальной и прекрасной вокалистки из столичного дуэта Симпли и Метокси, а за этим псевдонимом скрывается девушка, безмерно симпатизирующая Garbage, The Pretty Reckless, Phantogram и депрессивному приальтернативненному року. Между делом замечу, что под вывеской Симпли и Метокси у Simply Mad на самом деле весьма неплохо получалось смешивать интонации Ширли Мэнсон и настроения Янки Дягилевой (“Пароль”), что порой выливалось в настоящие манифесты тёмной депрессивной меланхолии ("Я не вернусь“), и проект, судя по всему, не закрыт даже сейчас, ведь совсем недавно “Пароль” обрёл весьма симпатичный видеоряд.

При всей простоте и даже безыскусности мотивов и сопровождающих их вербально-лирических опознавательных значков, искренность вокалистки всегда подкупала своей натуральностью и неподдельной экзистенциальной аутентичностью, и Simply Mad на самом деле была очень убедительна, балансируя между терпкой атмосферносностью Flёur, Оли И Монстр и группы Пикник, с одной стороны, и наивной, стилизованно-упрощённой инфантильностью Мэйби Бэйби (“Долбойобы”) с другой. Так было и так есть, а “Интернеты” хоть и записаны в не совсем характерной для исполнительницы манере, изрядно склоняясь в сторону предельной простоты a la “Paranoid”, имеют дело со всё теми же печально-апатичными приёмами в духе Dido.

Насколько я понимаю, Метокси Громова, составлявший вторые 50% состава Симпли и Метокси, никакого отношения к сольному творчеству Simply Mad уже не имеет, а актуальный сингл хорош хотя бы тем, что на самом деле актуален и бьёт не в бровь, а в глаз своими лингвистическими виршами-изысканиями, полностью соответствуя ожиданиям тех, кто считает, что петь стоит только о том, что на самом деле волнует современного человека и соответствует последним тенденциям развития социума:

“И не друзья, и не семья, но что-то держит тут,

Не замечаем мир вокруг, за монитором нас ждут,

Мы нажимаем “обновить”, читаем, кто написал,

Мы превратились в “много букв”, а троллинг нормою стал.

(с) Simply Mad, “Интернет”

Меланхоличный, чуть поскрипывающий гитарный рифф, отстранённый, как будто доносящийся из-за бездонных водных бездн голос, простенькая привязчивая мелодия и предельно очевидные, даже примитивные строчки, которые удивительным образом расцветают и оживают при соприкосновении с музыкой, –  у Simply Mad сейчас всё в точности как было когда-то у Garbage, но с толикой фишек и характерных приёмов, свойственных для Portishead, Sylver, ГлюКозы и Девушкиного Сна. “Интернеты” на удивление бодры, ритмичны и даже почти позитивны, что кажется не очень характерным для человека написавшего “Я не вернусь”, но эмоции здесь на самом деле всё те же, просто подаются и выглядят немного иначе.

Вряд ли “Интернеты” смогут повторить оглушительный успех упоминавшегося выше “Paranoid” – всё-таки время уже не то, и эти самые “интернеты” немало повлияли на особенности восприятия музыкальных новинок и музыки в целом слушательскими массами, но искренность всегда была в моде, и послушать песенку про себя и про свою тотальную зависимость от социальных сетей и мессенджеров может быть интересно даже людям давно вышедшим из подростковых прыщей и юношеского максимализма, тем более что идею смешать Янку и Garbage на самом деле стоит признать гениальной (как только Макс Фадеев и Иван Шаповалов ещё лет пятнадцать назад не додумались до такого – ума не приложу), а реализация - на вполне себе приемлемом уровне.

Мне было невероятно приятно ещё раз войти в ту же самую реку, где я впервые услышал “Milk”, “Stupid Girl” и “I Think I’m Paranoid”, и, быть может, это и первые признаки латентной паранойи (не зря же в этой рецензии столько раз встречается это слово), но я уже почти воочию вижу, как Simply Mad вытесняет на задворки чартов Пошлую Молли и ту же Мэйби Бэйби, а её “Интернет”, а затем и “Долбойобы”, “Не понимаешь” и другие композиции прочно заседают в плейлистах у тинейджеров. Вероятно, это мысли из серии выдавать желаемое за действительное, но мне на самом деле кажется, что такой расклад был бы куда более справедливым и желательным, ведь у Simply Mad куда больше идей, души и смыслов, чем у других нынешних властителей дум современных тинейджеров.

Строго говоря, “Интернет” не является самым сильным треком в арсенале Simply Mad, но вероятно, именно у этой песни в силу её безмерной простоты, привязчивости и эмблематичности самый большой хитовый потенциал и, наверное, именно с этой вещью исполнительнице стоит штурмовать неприступные рубежи современных слушательских симпатий, но всё-таки в будущем хотелось бы чуть больше текста, осмысленности и глубины, как это было, например, в “Пароле” и в “Я не вернусь”, – чуть больше разнообразия и самобытности – и тогда, кто знает, быть может, моё навязчивое параноидальное желание увидеть, как на отечественном рок-поп-небосклоне зажглась новая звезда исполнится, и на бейдже у этой новой звезды будет написано “Simply Mad”.

Рецензия на альбом группы Докучный Идальго "Море Ясности"

24-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

 

Так уж повелось, что уже много лет наряду с классикой Мильтона, Михаила Булгакова и Бодлера в списке книг обязательных для ознакомления и цитирования каждым уважающим себя нонконформистом значится и великолепная эпопея Сервантеса про дона Кихота, среди множества прозвищ которого следует помнить, как вы понимаете, и фразеологическую единицу, давшую название рецензируемому сейчас составу. Увы, по непонятным мне причинам музыкальные коллективы далеко не так часто обращаются к похождениям рыцаря печального образа, однако, тем не менее, среди музновинок я нет-нет, да и увижу всё тот же немного аляповатый, скелетоподобный профиль легендарного воителя и победителя ветряных мельниц.

И всё-таки случай у нас с вами сегодня особенный и даже уникальный: в отличие от других коллективов, которые просто изображали Дона Кихота на своих обложках или косвенно упоминали его в названиях треков, проект Андрея Юркова куда больше внимания уделяет прославленному литературному испанцу и явно усматривает в произведении Сервантеса не только юмористический посыл. Хотя и не без оного. Самобытное питерское трио Докучный Идальго существует, кажется, уже лет десять, но по-прежнему дико комплексует по поводу качества своего дебютного лонгплея, хотя качество в данном случае – это совсем не то, на что стоило бы обращать внимание в первую или даже во вторую очередь, куда важнее и принципиальнее атмосфера.

Атмосфера, настрой и этно-напор – я бы сказал так. Помимо стандартного рок-инструментария, представленного гитарой, басом, ударными и клавишными, коллектив использует для выражения своих эмоций и чувств кахон, пимаки, мандолину, свирель и вистл, и всё бы ничего, и всё бы просто сошло за стандартный микс The Dartz и Fairport Convention, но музыканты подходят к своему делу так неспешно, душевно и, кхм, кайфово, что слова однокоренные и близкие по смыслу всему, что родственно “просто” и “стандартно” категорически не совместимы с тем, что и как делает этот экспериментальный состав. Магия, неуёмная фантазия, вечная хипповская жажда странствий/приключений – всего этого предостаточно в треках ДИ, и я не о текстах.

Точнее, не только о текстах. Андрей, Ксения и Александр музицируют так упоительно и самозабвенно, что их настойчивые импровизации оставляют ощущение полного музыкального погружения и объёмной историко-магической реконструкции (да и могло ли быть иначе у группы с таким названием?!), но, увы, гармонии и структуры треков пока ещё далеки от идеала и порой напоминают пусть и контролируемый, но хаос. И тем не менее, а что вероятнее, как раз благодаря такой природной хтонической монолитности, альбом звучит очень естественно и натурально, а массированные импровизации участников Докучного Идальго не имеют ни малейшего недостатка в аутентичности, колоритности или объёме.

Дремуче-диковинное интро открывающей компакт “Melahuaquicatl” напоминает одновременно “Джунгли” Аквариума, “Квартет Анны Карениной” под управлением Б.Г. и Jethro Tull, а когда появляются изломанные вокальные линии, возникает чувство, что к упомянутым выше троим джемующим присоединились King Crimson и Tequilajazzz. Фолковые интонации и мотивы слышатся в первых же звуках “31/1”, вокал утрачивает сходства с трип-хопом, переходя на более протяжные и неспешные напевы, а инструментальные виньетки изящно обрамляют основную вокально-музыкальную линию. Пожалуй, именно такое амплуа бродячего менестреля-пилигрима идёт Докучному Идальго больше всего, что, впрочем, ничуть не умаляет других его ипостасей.

Уже откровенно сказочные и фолково-раздольные мелодии слышатся в “В небесаре ликомин”, и решение спешащего выйти на первый план женского вокала кажется как нельзя более уместным и адекватным. А вот шероховатый андеграундный дисторшн гитары в “Аэда II” мне совсем не понравился: этот нестройный страшноватый шум кажется не сильно уместным в царстве эфирных гармоний Докучного Идальго - убрать их, и трек абсолютно ничего не потерял бы. А вот и ещё один настоящий хит с актуальной пластинки - “Не будь как Олли”: этот трек ритмичен, с первых же аккордов прочно приковывает к себе внимание и не отпускает его уже до самых последних звуков, а текст великолепно ироничен и мягко назидателен.

Собственно, текст это, безусловно, одна из самых сильных сторон Докучного Идальго, и лирика группы на самом деле ничуть не отстаёт от извилистых и оригинальных инструментальных партий. Даже когда состав срывается в предельно простой и безыскусный “хрюки-рок” “Острова”, текст без труда вытягивает общую композицию на свет, и такой первобытный блюз-регги-рок звучит всё так же волшебно и таинственно, как “Жду” и другие по-настоящему впечатляюще изысканные треки. Балладная “Безымянное чувство” прекрасно иллюстрирует идею того, как мог бы звучать минималистический акустический рок, не отягощённый необходимостью втискиваться в радиоформат, но не лишённый особой терпкости и красивых, хотя и элементарных мелодий.

А вот финиширует пластинка очень расслабленно и ещё более философично: “Аэда”, “Если бы я любил море” и “Услышь” полны рефлексии, неспешны и максимально глубокомысленны. Не нарушает эту идиллию даже отдалённый намёк на трип-хоп-читку, который появляется в завершающей диск вещи, а способ, который использует главный автор и предводитель Докучного Идальго Андрей Юрков для соединения слов друг с другом теперь уже однозначно напоминает то, как это делает вот уже почти пятьдесят лет наш дорогой и любимый Борис Борисович Гребенщиков. “Славься, Господи, Боже Сил. Ты высокотемпературное пламя, Это ли то о чём я просил, несгораемая, неопалимая память. Память – корни мёртвого дерева, Мешок с кирпичами на сутулой спине – что поделать, я по-прежнему верю во всякое чудо, что явлено мне”.

Для любителей редкостей, прогрессивных порослей и экзотических видов, а также для тех, кто котирует такие команды, как Башня Rowan, (the) Dead Elvis, Завтраккусто и The Dartz более впечатляющую находку трудно себе представить, и да, группу стоит чествовать уже за одно то, сколько свежести и подлинности принесли они в загнивающий в штампах и самоповторах современный фолк-рок, но это не единственное и даже не главное их достоинство – Докучный Идальго явно может, умеет и хочет писать по-настоящему хорошие песни, и в то же время не заботится об оригинальности ради оригинальности или тем паче о коммерческом успехе, и вот результат – диск звучит так, что ему могли бы позавидовать не только Мельница, но и Leah с Auri.

Каждый трек с “Моря Ясности” по-своему хорош, а отсутствие очевидных и приторных ходов, продуманной коммерческой структуры и продюсерского лоска ещё более подчёркивают и оттеняют атмосферу тотальной балдёжной лёгкости и кайфовой неги. Можно упрекнуть Докучного Идальго в недостатке концептуальной целостности, и группу на самом деле как будто лихорадит между разухабистой алко-тематикой a la Billy’s Band (“Не будь как Олли”), романтической восторженностью в духе Кейти Мелуа (“Если бы я любил море” напоминает вольную интерпретацию её хита “If You Were A Sailboat”) и экспериментальным этно-трип-хопом (“Melahuaquicatl”), но это ничуть не вредит коллективу, который одинаково убедительно звучит в каждом из этих амплуа. Конечно, этот неожиданный коктейль из простеньких блюзов, кабацких ритмов и фолковой мечтательности далёк от совершенства, но его неожиданность с лихвой покрывает все недостатки и огрехи, по-настоящему завораживая и надёжно пленяя, а это главное.

Рецензия на альбом Васи Бабаева "Поэтому Вечность"

20-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть в этом мире вещи из ряда невозможных или почти невозможных, одна из них – это довести традиционный бард-рок или авторскую песню до глубин и совершенства арт-рока и сообщить ей такую же полифонию смыслов. Замечу сразу, я знаю, люблю и почитаю творчество ролевиков-менестрелей, однако к бардам их не отношу, признавая небезосновательность притязаний поклонников Профессора на то, чтобы присутствовать на совершенно отдельной и особой полке в шкафчике меломана, поэтому речь сейчас идёт о бардах – о самых традиционных бардах, которые только возможны - и вот по-настоящему умного и художественного бард-рока мне встречать практически не доводилось. Однако правота и правдивость любого правила, как вы наверняка знаете, подтверждается присутствием нескольких исключений, и сегодня именно такой случай!

Кстати, о традиционных бардах. Давно прошли те времена, когда в этой категории толпились только упёртые любители Высоцкого и прочие деятели в вязаных свитерах и лыжных шапочках вариации “Петушок” только что вышедшие из лесу – нынешние барды вполне способны использовать в своём творчестве наработки Егора Летова, Александра Башлачёва, Майка, прото-панка 70-х, Блока и иже с ними, как собственно и поступает молодой и амбициозный питерский исполнитель Вася Бабаев. Впрочем, к бардам и к авторской песне Вася имеет скорее косвенное отношение, а на самом деле исполняет куда более сложную, многослойную и витиеватую в плане культурных и метафизических влияний музыку, в которой сторонники мессианского подхода к проблеме кризиса русского рока наверняка усмотрят то самое мессианство.

Ровно два года прошло с того памятного июля 2017 года, когда я впервые познакомился с творчеством Васи Бабаева и с его дебютным альбомом “Дубль Первый”. Диск меня порадовал своей свежестью, песни понравились, а некоторые, как например “Настоящее небо” даже надёжно и прочно вошли в мой перманентный плейлист “best for все времена”, снова и снова напоминая о себе и вызывая желание переслушать, вернуться, вспомнить, и… Новый лонгплей заинтриговал меня сразу уже своим названием, титлами-именами треков и упоминанием философа Владимира Соловьёва (да-да, того самого, о котором всем нам не очень удачно попытались напомнить своим последним релизом Therion и который написал некогда “Смысл любви”, а на Западе почитается как главный и наиболее интересный российский философ).

И заинтриговал не напрасно. По большому счёту я совершенно не сомневался, что Вася Бабаев планку опускать не намерен и просто физически не способен записать плохой или проходной диск, но увидеть на практике и эмпирически убедиться, что это действительно так было на самом деле приятно и здорово. Автор планку не опустил, повторяться не стал, однако собственные традиции и каноны чтит свято, и всё это при наличии некоторой доли экспериментальности. Закольцованный электрический рифф открывающей пластинку “Тело твоё нереальное”, а также характерные колокольчики и вокальная мелодия однозначно отсылают слушателя к лирическим штукам Егора Летова, а текст лишь ещё более усиливает данную ассоциацию: Ленин, Сталин, спецкафетерии и каламбуры битников сменяют друг друга как в круговерти калейдоскопа.

А затем следует тот самый соловьёвский “Милый друг”, которого Василий исполняет принципиально акапелла, но нараспев и довольно душевно, хоть и с плохо скрываемой иронией. Получилось нечто среднее между “Пельменной” Крупнова, бетховенским “Сурком” и последними релизами Consuelo, а в общем и целом достаточно цепляющее. “Я ненавижу влюблённых”, написанный на стихи Полы Шибеевой, это ещё один панк-роковый гимн, ревущий, душераздирающе-откровенный и обнажённый, но не слишком искусный и тонкий. А дальше Вася идёт с козырей и вовсю напускает той самой дремотно-сладкой, ностальгически-пряной меланхолии, которую он так мастерски может и умеет плести, в “Последнем гимне России”. По своей пронзительной хитовой душевности эта вещь вполне сравнима с “Настоящим небом”.

Слегка ироничная повествовательность “Сан-Марино” на первый взгляд напоминает Чайф и Короля и Шута, но на самом деле копает куда глубже и апеллирует к творчеству Вадима Степанцова и той особой разухабистой романтичности, на которой съели столько собак Бахыт-компот и его лидер. Лёгкий реверанс в сторону бардов, романсов и менестрелей-ролевиков слышится в песне “Два абонента”, а непременная лёгкая ирония пузырится капельками сарказма в этом треке ещё более настойчиво, чем обычно (“ты горяча как шаверма”, etc.). Молодой, ещё не потерявший веру в неожиданные чудеса Егор Летов очень явно присутствует в треке “Вновь Карабины”; пронзительно-душещипательна, даже отчаянна и уж точно навылет романтична титульная вещь, а “Что нового?” рассыпается напористым панк-калейдоскопом.

Финальная “Наслаждение неизбежно” может восприниматься как визионерский трип по рецептам упоминавшегося выше Владимира Соловьёва, который, как известно, был знатным мистиком и помимо автоматического письма, запойного алкоголизма, астральных путешествий и диалогов с четвёртой божественной ипостасью чего только ещё ни напрактиковал за свою жизнь, и может вполне сойти за манифест и негласный новый гимн обэриутов – суть не в этом. Намного более важно и характерно для актуального CD то, что он весь насквозь пронизан филологическим хулиганством, терпкой щемящей тоской, а ноты и буквы в руках автора как две капли веселящего газа похожи на кубики Рубика. Почти волшебство, почти математическая несуразность, но этот странный, диковинно-нескладный летательный аппарат движется и выполняет весьма затейливые фигуры.

Вы поняли, зачем и к чему я начал эту рецензию с упоминания о бардах? Я тоже не очень. Никакого отношения к типичным исполнителям авторской песни Вася Бабаев не имеет, как не имеет отношения к ортодоксальному панку. Смесь вкрадчивой душевности Павла Кашина, обескураживающей прямоты Фёдора Чистякова, иронии и филологического дара лидера Гражданской Обороны, знойная мелодичность и литературная ностальгия по временам Берроуза, Керуака, Коэна и Дилана – всё это Вася Бабаев и всё это “Поэтому Вечность”. Альбом блистательно самодеятелен, креативен и поэтичен как самая классическая классика мирового прото-панка, фолк-рока, арт-рока и просто неприкаянных околороковых странников, которые мало заботятся о ярлыках и стилистических рамках, а просто пишут хорошие продирающие до мозга костей песни.

Под такую музыку и в компании с такими песнями очень хорошо предаваться сладкой алкогольной ностальгии, смотреть, как в домах гаснут огни, на небе появляются звёзды, а потом небо на востоке начинает светлеть, и с набережной тянет утренней свежестью. Вряд ли можно подобрать здесь более точную аналогию нежели уютный интеллектуально-насыщенный осенний запой, а богатая палитра отсылок к противоположным культурным, метафизическим и контркультурным феноменам делает этот релиз по-настоящему творческим. Альбом прост, необходим и архетипичен как воздух. Или как ведро вина. Или…гм…как ведро воздуха. Это уж как вам понятнее и ближе, но так изысканно балансировать между аляповатым панковским хаос-террором и исповедальной глубиной янкиных болезненных романсов очень мало кому удаётся.

Рецензия на альбом группы Lucifer's Dungeon "Within Vast Abyss"

19-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Нечестивый блэковый дивизион Lucifer’s Dungeon идёт в свой четвёртый крестовый поход, и на этот раз после полуэмбиентного дебютника, прифольклорненных интонаций сменившего его “Music Of Lost Spirits”  и олдскульных хэвиметаллических пульсаций прошлогоднего “AntiHuman” нас ждёт всё такой же ультимативный блэк со всё такой же чёрной обложкой в духе крайней степени минимализма. Кстати, пассаж про крестовый поход можно воспринимать и почти буквально: в сети уже вовсю маячит афиша с датами августовского тура коллектива, в ходе которого Склеп Люцифера планирует заехать в Тамбов, Брянск, Ростов и посетить ещё ряд туманных российских окраин, в том числе московский Black Metal Convention. Учитывая солидный концертный опыт коллектива и его немалый опыт совместных гигов с Gorgoroth, Gehenna, Taake и иже с ними, можно ожидать повышение радиационной активности на местах, вспышки на солнце и прочие аномалии.

Открывающая альбом “Unchained” ввергает слушателя в бездну мрачного, хрестоматийно-первозданного блэк-металла начала 90-х со скорбными, угрюмо-патетическими вкраплениями дума, и звучит эта смесь на редкость харизматично. Грубоватые блэковые тремоло переходят в обречённые гитарные виньетки очень причудливо, порой почти гротескно, но звучит это на самом деле привлекательно. Если “Unchained” всё ещё достаточно лоскутна, то уже спешащая ей на смену апокалиптическая “The Great Accuser” выдержана в едином ключе ранних Katatonia и Judas Iscariot: здесь явно правят бал депрессия, мрак и угрюмый холод скованных морозом снежных пустынь – всё как у Immortal во времена “Blashyrkh”, только мрачнее, задумчивее, холоднее и чернее. Автор расширил эмоциональную палитру чёрного жанра за счёт привлечения печали, тоски и грозовой рефлексии, и результат вышел отменный.

“Legion Of Lucifer” подбрасывает в это сдержанное пламя спешащих разорваться на мелкие осколки и разлететься по сторонам задорными искрами прототрэшевых петард, но в глубине, за колючим частоколом скрима и за ощетинившимися блестящими шипами дистракшеноподобных риффов по-прежнему угадывается хмурая думовая печаль. Ну а чему, собственно, радоваться в склепе? Как мне кажется, именно сейчас Lucifer’s Dungeon пришёл к стилю и звуку, наиболее адекватно и точно соответствующим его названию и стал исполнять по-настоящему аутентичный и концептуально-целостный материал. Исполнительские умения Кейна Блэка растут, и наблюдать за его извилистыми композиционными решениями поистине одно удовольствие, сравнимое с тем, которое доставляли нам с вами ранние, не боявшиеся нетривиальных решений Destruction - вот, собственно, и ответ на вопрос, почему треки этой группы так здорово и оригинально звучат.

Пространное инструментальное вступление с достаточно красивой и оригинальной соло-партией, а затем сбивчивые, словно не поспевающие друг за другом риффы “New Age” как оказалось служат прелюдией для массированного вторжения словно позаимствованного из классики, а затем столь же массированно закольцованного риффа (хех, почти что “Rock Me Amadeus” в олдскул-блэк-варианте). И снова скорбные думовые пассажи в “Wrath” и монотонная чеканка пронзительно-атмосферной (вокал пронзителен, инструментал – атмосферен) рефлексии в “Spirits Of Infinite Death”, в то время как эпичное продолжение в виде “To The One With Golden Wand” не отличается большим разнообразием или революционным новаторством, но так методично долбит в одну и ту же дверь, что к концу её звучания уже помимо своего желания начинаешь рефлекторно качать головой в такт и на выдохе сплёвывать: “да…да…да”.

И наконец мощнейший эпик “Cuts” с характерным качающим риффом в духе Barathrum, которая наверняка никого не оставит равнодушным: так чётко, жёстко и прицельно выстрелить аккурат в душу и зацепить там все самые интимные и потайные крючки это нужно суметь. Ну а в качестве безмолвного послесловия нас ждёт шикарный задумчивый инструментал “Abyss”. Кажется, автор попытался воплотить и задействовать в своих заключительных треках на пластинке все свои самые эффектные, действенные и стопроцентно бьющие в цель приёмы, чтобы завершить всё на максимально возможной по концентрации кайфов и пафоса ноте. Экскурсия по бездне в исполнении Lucifer’s Dungeon получилась великолепной: с характерным для раннего блэк-металла задором и колдовским огнём Кейн Блэк нагнал такого мрака, что в аду ему наверняка уже присвоили звание “гид года”. Шикарный коллекционный релиз с не менее шикарной музыкой.

Насколько я знаю, в альбом должна была войти ещё кавер-версия на Satanic Warmaster, но в последний момент что-то не заладилось, и трек оказался за бортом. Как по мне, без кавера всё даже лучше, и дело вовсе не в том, что он был плох, просто завершение альбома триумфальной “Cuts” и послесловием-репризой “Abyss” вряд ли предполагает ещё какой-то postscriptum, а присутствие оного вполне могло бы разрушить волшебную атмосферу и созданный музыкантом накал чёрных страстей. Ну а кавер был выпущен коллективом в собственное плавание по просторам Всемирной паутины, и без каких-либо проблем с лёгкостью обретается в сообществе ВКонтакте Lucifer’s Dungeon (и, кстати, вероятно, на грядущих концертах тоже не обойдётся без исполнения “Carelian Satanist Madness”), а потому – Lucifer’s Dungeon определённо быть, а сейчас перед нами стопроцентно лучший в плане реализации и звука их диск.

Показать ещё