ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на EP группы Progressor "Doppelganger"

23-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Примерно в девяноста случаев из ста уже по названию коллектива можно практически с полной уверенностью сказать, что данный коллектив исполняет, однако в случае с Progressor я ошибся и очень сильно. Увидев название команды и оформление их дебютного миника, я был на все сто уверен, что передо мной техно-прог-дэтстеры, которые ориентируются на Atheist, Cynic, Alchemist, Sadist и Misanthrope, и каково же было моё удивление, когда оказалось, что исполняют эти витязи ни что иное, как русскоязычный эпический героик-метал в духе зрелых Rhapsody Of Fire.

Как выяснилось, коллектив был образован путём ребрендинга из достаточно раскрутившейся уже в сетевом пространстве команды Speed Of Light, которая, как вы помните, начала своё полное опасностей и славных триумфов путешествие в Твери в 2013 году и успела засветиться на трибьюте группы Гран-Куражъ, а представленные на дебютном EP Progressor шесть треков, в точности как и уже наверняка знакомые слушателям Speed Of Light, делают ставку на предельно качественный пауэр-метал с умеренно агрессивными гитарами и сильным мужским вокалом.

С первых звуков патетического стартера в лице “Путешествие началось” обращаешь внимание на хороший звук, адекватное сведение и грамотную вокальную работу, а тексты отлично воспринимаются на слух и не разочаровывают неумелым обращениям с рифмами и терминами. Помимо трёх музыкантов основного состава Progressor/Speed Of Light в работу над EP были вовлечены два драммера, бэк-вокалистка Наталья Сибильская из Pesante, уже сотрудничавшая со Speed Of Light, и небезызвестный Олег Мишин (Catharsis), которые помогли разнообразить идеи тверских пауэр-прогрессоров и представить их в максимально привлекательном виде.

“За гранью времён”, для которой и предоставил свои гитарные и флейтовые партии Олег, умело комбинирует классический бэттэл-хэви-пауэр и фэнтезийную атмосферность; неоклассические гитарные вариации инструментального каскада под названием “Реквием” напоминают строгость и сдержанную мистику раннего Мальмстина, “День гнева” вдоволь отрывается в плане нанизывания друг на друга скоростных гитарных соло и разных типов вокала, а титульная вещь зовёт ещё дальше в драматическую театральную пучину неоклассического симфо-пауэра.

А завершается всё более чем неожиданно. Кажется, ещё никто из эпик-пауэрщиков не делал каверов на Наутилус Помпилиус, и подводящая черту альбому интерпретация классической вещи Бутусова “Дыхание” на самом деле бодрит и вызывает неподдельный интерес: разочарование от копирования один в один сменяется одобрением как только вступают тяжёлые гитары и голос срывается к привычным берегам академических пауэр-вокализов. Версия получилась неоднозначной, но наверное именно в этом её сила: равнодушной она точно не оставит никого.

Эпичность без слащавой ванили и патетика, не соскальзывающая в дешёвый и ни чем не подкреплённый пафос не так уж и часто встречаются в современном симфо-пауэре, и у нас в стране в том числе, а потому актуальный EP на самом деле оставляет очень приятное впечатление адекватных амбиций музыкантов, которые могут, умеют и делают по-настоящему целостный и фирменный продукт. Никаких картонных драконов или псевдо-оперных вокальных потуг, а только качество и перфекционизм без искусственно завышенных планок – это Progressor.

Коллектив удачно сплавляет воедино агрессивные риффы в духе немецкой школы пауэра, сладкую итальянскую напевность, магическую батальную тематику, столь свойственную метал-операм и неоклассическую филигранность заливистых соло, а в итоге перед нами расстилается мир, который могли бы сотворить объединившись маги из Blind Guardian, Rhapsody Of Fire, Angra и Impellitteri, но созданный очень по-русски, доходчиво, разнообразно и без лишних лирических и нелирических отступлений, а что важнее – на очень хорошем и доходчивом русском языке.

У вокалиста Владислава Зыкова очень приятный тембр голоса с оттенками классической метал-героики и продирающей до мозга костей душевной эмпатии, а его экскурсы в оперные регистры и прогулки по фальцетоподобным высотам категорически уместны и не кажутся наивными или неумелыми. Отдельного упоминания заслуживает лирика, которая не скатывается в подражание ставшими уже классическими поэтическим упражнениям Маргариты Пушкиной, и вообще не старается повторять и копировать кого-либо из признанных гуру жанра.

Пожалуй, вопросы вызывает только обложка компакта и название группы. Даже после пяти и более дружно следующих друг за другом прослушиваний рецензируемого миника они по-прежнему кажутся мне словно взятыми из совершенно другой стихии и абсолютно не подходящими направленности группы и её музыкальному стилю. Где облачённые в блестящие доспехи соблазнительные девы-воительницы, где величественные замки и пугающие фантастические существа, где мечи, кровь и накачанные рыцари-мракоборцы?

Рвать в клочья шаблоны и громить стереотипы это конечно прекрасно, но оформление диска должно хоть в какой-то степени перекликаться с содержимым и иллюстрировать его, а потому в данном случае крайне неоднозначные испытываешь эмоции, когда вновь и вновь возвращаясь взглядом к обложке как будто нащупываешь ногой привычную ступеньку в подвале, по привычке спускаясь набрать себе ещё кружечку самодельного вина, но не находишь ничего, спуститься не можешь, а в итоге возвращаешься не солоно хлебавши, и с досады принимаешься искать фонарь для последующего визита туда же.

В остальном же претензий к материалу, качеству записи, сведению и уровню реализации, как и к тому, что и как делают нынешние Progressor нет никаких, и, сдаётся мне, это один из лучших релизов а данном жанре в нынешнем году, если не самый лучший. Музыканты группы на самом деле меняют, раздвигают и преображают музыкально-лирические каноны эпического пауэра, а что важнее – делают это так деликатно и ненавязчиво, что чувства подмены не возникает, а кажется, что у тебя получилось обмануть время, а заодно и старика Гераклита, и войти в одну и ту же реку дважды. Если бы не сомнительная обложка, всё было бы просто идеально.

Рецензия на альбом группы Deva Obida "Rudiment"

21-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Что означает слово “рудиментарный” в своём первом и исконном значении, я думаю, знают все (у каждого наверняка был такой друг детства, который с огромными от страха глазами рассказывал, как перед сном его пугала бабушка или дед-паралитик перспективой отрастания рудиментарного хвостика от долгого сидения на горшке), хотя данный термин чаще используется как обобщённый синоним чего-то недоразвитого, оставшегося в зачаточном состоянии и т.д. Трудно представить себе, какими мыслями и соображениями руководствовались музыканты легендарной мурманской капеллы Deva Obida, когда пришли к идее назвать свой очередной, уже третий по счёту полноформатник именно “Rudiment”, но тот факт, что такое самопровозглашение привлекает к себе внимание и заставляет мысль-интуицию судорожно метаться, пытаясь разгадать замысел авторов, отрицать сложно.

Deva Obida существуют вот уже более двадцати лет, и хотя их дискографию трудно назвать обширной или поражающей воображение своими размерами, они привыкли работать на совесть, и качество их материала точно так же привычно говорит само за себя. В данный момент состав коллектива органично дополнил замечательный вокалист Павел Черкасов, известный по не менее замечательному коллективу Arbor Inversa, а Александр Бурков помимо гитары, вокала и перкуссии отвечает ныне также за гусли и звуки балалайки. И кстати говоря, народность инструментала на этом не заканчивается, и благодаря содействию приглашённых музыкантов актуальный “рудиментарный” релиз заполучил в свою звуковую палитру волынку, флейту и глюкофон.

Уже по обложке компакта понятно если не всё касаемо актуальной стилистики коллектива, то почти всё: что могут играть в фолк-стилистике пятеро суровых воинственно-бородатых мужиков, которые позируют на фоне холодного северного моста или парапета, где только краем и факультативно пробивается скупое закатное солнышко, абсолютно не делающее никакой погоды? Вариантов тут на самом деле всего ничего: или это будет что-то в духе Falconer, Viikate и Tuatha De Danann, или нам предстоит отправиться в путешествие вроде тех, куда нас раньше брали с собой Asmegin, Waylander, Eluveitie и Amorphis. Кстати говоря, и первый, и второй расклад весьма как неплохи (подобных коллективов куда меньше, чем расплодившихся почём зря традиционных фолк-металлистов), но в данном случае нас ждёт всё-таки второй сценарий.

Играть суровую мужскую музыку безо всяких ванильных нежностей и в тоже время делать это с надлежащей долей мелодичности, атмосферности и эмоциональности совсем не так просто как может показаться, однако Deva Obida не зря терзают свои инструменты уже почти четверть века – с этой сверхзадачей они справились если не на “отлично”, то на твёрдое “очень, очень хорошо”. “Rudiment” не бросается в дэтовые и прочие экстремальные крайности, однако всё ещё достаточно тяжёл и резок, а этот особенный и ни с чем не сравнимый меланхоличный привкус прогрессивного дум-металла в духе поздних Amorphis и таких отечественных групп, как Great Sorrow, Scald и Grenouer сообщает релизу ещё больше печального очарования и терпкой осенней прелести.

Что касается вот уже дважды упомянутых мной параллелей к финским кудесникам из Amorphis, то аллюзии к их творчеству, проистекающие из материала современных Deva Obida, распознаются скорее в целом и общем, а касаются не чего-то конкретного, а скорее затрагивают сам подход музыкантов к созданию композиций и отчасти относятся к специфическим “карельским” мелодиям. В остальном же Deva Obida звучат более легко, прозрачно и “полётно”, чем наши северные соседи, и, кстати говоря, в плане соотношения с Waylander, Eluveitie и Asmegin тоже намного более напевны и раздольны. На “Rudiment” нет ничего резкого, гневного или тем более злобного, нет никакой негативности, а только очень зрелый, выверенный и взрослый арт-фолк-метал с лёгким привкусом светлой печали и взрослой, умудрённой годами адекватности.

Особого упоминания заслуживает вокальная работа Павла Черкасова, который сделал почти невозможное и заставил свой голос звучать на альбоме ну просто очень колоритно. В самом тембре уже столько оттенков и разных скрытых (и не очень скрытых) параллелей, что перед нами предстаёт просто целый водопад самых разных созвучий, в то время как параллельная вокальная поддержка Артёма Бахтурина и Александра Буркова приводит к тому, что в итоге на диске можно услышать и нечто от Чёрного Обелиска (“Relict”), и отзвуки характерного ревущего вокала Танели Ярва из Sentenced и The Black League (“Zmey”), и даже какие-то особые нотки, напоминающие Константина Кинчева (“Pereval”), не считая прекрасных чистоголосых распевок и вокальных чистоголосых наложений, которые напоминают разом весь цвет умного мирового прог-викинг-металла: Deva Obida явно тяготеют к высотам поздних Borknagar, и это великолепно.

С точки зрения композиции и исполнительского мастерства актуальный лонгплей занимает очень взвешенную срединную позицию, когда никто особо не щеголяет своими умениями и не старается прыгнуть выше головы, но в то же время высочайший уровень мастерства всех без исключения музыкантов и вокалиста чувствуешь почти на уровне подсознания, а вкрапления народных и этнических инструментов всегда категорически уместны и дозированы, и никогда их появление не сопровождается стикером “лишь бы было”. Каждый трек на данном диске заслуживает отдельного, очень подробного и обстоятельного разговора, но за неимением времени и места для этого я просто скажу, что они все хороши и прекрасны как спелые, яркие грозди калины, уже тронутой первыми морозами и, что называется, “вошедшей в пору”.

Если вы даже всего лишь включите “Rudiment” для беглого поверхностного ознакомления, то у вас вполне может появиться ощущение, что звучат просто неплохие меланхоличные песни, которые приятно слушать и переслушивать снова и снова, однако если всмотреться чуть внимательнее, то становится понятно, что достичь такой “облачной” естественности на самом деле очень даже непросто, а за ненавязчивыми риффами и почти архетипическими мелодиями рецензируемого лонгплея стоит колоссальный труд и масса вложений: духовных, эмоциональных, физических, интеллектуальных, материальных, наконец. Долгое время я жалел, что в России нет настолько же блистательной фолк-метал-группы, которая могла бы сравниться, к примеру, с белорусскими Hok-Key и Дрыгва, но сейчас этот зияющий провал с успехом заполнили собой Deva Obida.

Ещё десять лет назад Deva Obida удостоились звания самой техничной команды Мурманска, затем были признаны лучшими в категории “драйв”, а сейчас их прогрессивность расцвела пышным цветом. Зрелость, харизматичность, самобытность, уверенность в себе – всё это качества, которые отличают группу на её современном этапе, и у Deva Obida на самом деле есть всё, чтобы доставать до звёзд и с уверенностью представлять север нашей гордой и необъятной родины на мировой сцене. С приходом вокалиста Павла Черкасова коллектив обрёл очень сильный и независимый вид и действительно достиг очень значительной планки в своей и без того впечатляющей, хоть и слишком пересечённой рубцами перемен эволюции. Пожелаем успехов и удачи этой поистине знаковой команде, а в знак признательности ещё раз переслушаем “Rudiment”!

Рецензия на альбом проекта ЭстетикаГородскихОкраин "Патриотиз-м 19"

19-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вот, вот и ещё раз вот – хочется мне воскликнуть при виде названия этого проекта! Вот насколько важно называть вещи своими именами и не просто своими, а правильными именами. Тысячу раз незабвенный капитан Врунгель прав: “Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт”: назовёшь музыку “музон” или “музло”, вот и будет она восприниматься как синоним всему, что заканчивается на “о”; станешь называть любимые родные просторы каким-нибудь корявым вырожденческим словечком - глядишь, на глаза как будто чёрные в коричневую крапинку очки оказались надеты, а родимый продмаг и скверик за домом стали выглядеть как что-то упадочное и не сильно привлекательное. Нет уж, товарищи, давайте очищать свою речь и подобно толкиеновским валар и философу Хайдеггеру словом творить и созидать свою реальность!

Как я уже заметил, данный проект всё сделал правильно и в отличие от одного достаточно известного, но не слишком сознательного паблика ВК, назвал прелестную городскую периферию именно окраинами, а не как-нибудь обидно и с оттенком тюремно-сниженного жаргона. Собственно, в данном случае всё закономерно и понятно: автор, мастермайнд и идейный вдохновитель ЭстетикиГородскихОкраин, именующихся сокращённо ЭГО, хоть и не пытался выпуском данного EP памятник себе воздвигнуть нерукотворный или петь дифирамбы книжным ценностям, но как бы там ни было, всё-таки руководствовался при записи диска чувствами высокими, светлыми и патриотическими, что ничуть не противоречит или почти не противоречит исповедуемой коллективом депрессивной пост-индустриальной философии.

С чего начинается Родина? На этот, казалось бы, давно не требующий ответа вопрос по причине его хрестоматийности и укоренившихся в сознании стереотипов пробует ответить открывающая мини-альбом вещь, которая так и называется “Моя Родина”. Уверенные, хоть и несколько нестройные шумно-какофоничные эскапады аутентично сменяются мрачными гитарными риффами, а некий постапокалиптический глас начитывает на их фоне такие же постапокалиптические тексты. Мерно, с особым нажимом и без сомнений угадывающейся внутренней болью и горечью Никита Лесь, ответственный за речитатив и аудиальное воплощение вербальных смыслов, произносит и шаг за шагом утверждает новое, современное и актуальное понимание Родины, обновляя древние, несколько сдавшие свои позиции лозунги и прокламации:

“Моя родина построена на остатках древней цивилизации,
Где люди были из железа и стали,
У половины мира они срывали овации,
А остальную откровенно пугали,
Моя родина заключена в старых домах,
Её душа в свете уличных фонарей,
Её столько раз обращали во прах
И чужой рукой и своей.”
(c) ЭстетикаГородскихОкраин – “Моя Родина”

Больше драйва, больше риффов, больше эмоционально-вербального напора ждёт нас во второй вещи “Маяк-1957”, а тематика и направленность нарратива как будто и не меняются, лишь слегка корректируются, стартуя с хрестоматийного “Родина-мать зовёт”. Даже вокальная составляющая усиливается и напирает на слушателя с удвоенной и утроенной силой, всемерно множась, раздваиваясь и полифонично расщепляясь. Нечто подобное вполне могли бы исполнять Stahlhammer или кто-нибудь ещё из умных и технически подкованных немецких индустриальщиков, но ЭГО идут дальше и смешивают в алхимической колбе индастриал с классикой, авангардом и нойзом, а затем вводят туда нежный девичий голосок с простенькими, наивными, но безоговорочно эффектными рифмами и мелодиями.

Именно так звучит “Манифест”, записанный совместно с Kerrigan. Контрастно противопоставляемый безысходной основе женский голос дополняется в том же “Манифесте” синтезаторными a la восьмибитный Casio соло, что на фоне сложных, полуавангардных инструментальных каскадов и угрюмых начитываний воспринимается как долгожданный луч света в тёмном царстве. Наиболее целостно с точки зрения концептуального базиса звучит “Метро”, в которой присутствуют и мрак, и атмосферность синтезаторных подкладок, и специфические мелодии, и индустриальные эксперименты, а завершающая диск “Электричка” уже в первые секунды своего звучания парадоксальным образом напоминает Lacrimosa - как будто где-то далеко на заднем плане играет забытая кем-то детская музыкальная шкатулка.

Сам Никита Лесь говорит, что вдохновлялся при создании актуального EP эстетикой “Сталкера” и “Метро”, а я бы добавил, что в звуковой палитре и в текстах компакта без труда можно рассмотреть множество и других влияний – от “Книги Илая” и, конечно же, “Пикника на обочине” Стругацких до “Экспериментов Лейн”, “Эрго Прокси” и деятельности таких музыкальных коллективов, как Поезд Родина, Сумеречная Депрессия и Agenda. Кстати, если вам знакомо название “Пола Икс”, то это ещё одна параллель, которая способна прояснить и дополнить впечатление от рецензируемого релиза (сектанты-авангардщики, которые играли на заброшенном заводе в том фильме, на самом деле исполняли нечто очень близкое и родственное по духу музыкальной вере ЭстетикиГородскихОкраин).

Ну и раз уж я заговорил в начале данной рецензии о пабликах ВКонтакте, можно вспомнить ещё один, публикуемый которым контент на самом деле очень здорово сочетается с тем, что делает рецензируемая сейчас группа – этот паблик называется “Русская смерть”. В точности как в данном сообществе, в текстах и в музыке ЭГО проходят перед внутренним мысленным взором слушателя разбитые, разграбленные, пришедшие в безмерное запустение или просто оставленные, забытые и предоставленные сами себе памятники, артефакты, предметы гордости и величия некогда по-настоящему прекрасной и славной страны. Никита явно любит и гордится этой страной, помнит её величие, до сих пор не растеряв восхищения её победами. И это адекватно. В интерпретации автора наша с вами Родина становится похожей на Атлантиду, грозную, вечную, легендарную.

И в этом отличие ЭГО от упомянутых выше Сумеречной Депрессии и Поезда Родина. Помимо явного упадка и явной депрессивной серости в творчестве данного проекта однозначно присутствует вера, утверждение, любовь и другие подобные не-отрицающие чувства. В этом плане то, что делает Никита Лесь, намного ближе к творчеству Agenda и их пламенной рваной тоске по новому небу и новой земле. Размашистые индустриальные ландшафты, гнетущая апокалиптическая тоска и мрачные образы в лирике – это только часть целого в мире ЭстетикиГородскихОкраин, и рядом с ними запросто уживается чистая, искренняя и светлая любовь к родной земле, то самое “дым Отечества мне сладок и приятен”, некогда перетолкованное Натальей Медведевой в “дым Отечества мне горек и обиден”.

Стоит отметить, что релиз был профессионально сведён Владимиром Лехтиненом, и в этом плане расколол историю ЭГО на самодеятельную, раннюю и современную, качественную. Не скажу, что предшествовавшее творчество состава, сведением которого занимался сам Никита, хуже – оно по-своему аутентично и прекрасно, однако отрицать тот факт, что для рывка к большой сцене и большой известности нужен был этот шаг за помощью к профессиональному звукорежиссёру, возможности нет, я оспаривать этого и не стану. Альбом получился концентрированный и насыщенный, а что важнее – свежий. Учитывая то, как популярны в наше время стали у населения мечты о поездке в Припять, сталкерская тематика и другие подобные бродилки за артефактами, стоит предрекать альбому “Патриотиз-м-19” культовое будущее. И вполне заслуженно.

Рецензия на альбом группы Кармина "Ничего лишнего"

18-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Каждая новая песня, новый концерт или даже просто новый пост в сообществе ВКонтакте этой смоленской группы – это сеанс весёлой магии в стиле арт-рок, который проводят две прелестные русалки, всегда играющие в открытую, но непременно остающиеся неразоблачёнными и неразгаданными. Они даже придумали свой особый термин для обозначения того, что делают. Это прилагательное, и образовано оно от имени их группы, а звучит так: карминовый. Любой, кому доводилось забредать к ним на огонёк, наверняка и сейчас помнит то знаменательное событие, вновь и вновь возвращаясь в их зачарованный лес, а при упоминаниях и отсылках использует слова, синонимичные таким дефинициям как “магия” и “химия”.

Кстати, “carmina” в переводе с латинского означает “песня” и хотя родственность тёмно-красному оттенку, который именуется кармин, проследить с достоверностью в данном случае не удаётся, нет никаких сомнений, что музыка Кармины способна не только вдохновлять и благотворно влиять на бабочек, обитающих в животе, но и воспламенять труху стереотипов. Вы тоже вспомнили про Flёur, глядя на их промо-фото? А теперь представьте, как могли бы звучать Пулатова и Войнаровская с вокалом Дианы Арбениной, волшебно-мечтательной атмосферой Немного Нервно и с текстами в духе Ольги Арефьевой и Елены Погребижской – ядерный коктейль, не правда ли? А вот тут самое время нажать на “play” и узнать, как всё обстоит на самом деле!

Вязкие, почти космические инструментальные каскады с эпизодическими симфонично-оркестровыми взвихрениями, немного манерный вокал с интонациями Арбениной, Мары, Джем и Чичериной, и предельно искренние, почти дневниковые строчки лирических изысканий сплетаются в органичное и непротиворечивое целое, которое на удивление достаточно адекватно записано и профессионально сведено. Участницы Кармины обещают музыку в стиле “ню” и обнажение до “(не)разумных пределов”, а на деле хулиганят и всемерно развивают характерные снайперски-флёровские музыкально-вербальные достижения, то обращаясь к нецензурной лексике, то добавляя неожиданные аранжировки, а то просто срываясь в чистый стёб.

Что интересно, произведения Светланы и Милы (именно так зовут участниц) отличаются категорической степенью лиричности, почти фолковой раздольностью и по-настоящему романсовой глубиной. При всей своей задиристости и рваной рокерской эпатажности уже открывающая альбом “Ню” легка, нежна, гармонична, а попробовав на вкус её спокойствие и томную негу, хочется непременно вкусить этого сладкого очарования ещё и продолжить знакомство с группой. И да, в случае если вы продолжите движение по треклисту актуального CD, разочарованы вы не будете: сменяющая распечатавшую диск сюиту “Печать печали” отличается ещё более лунным настроением и прохладной дождливой ностальгией, что звучит весьма приятно.

“Китайский” продолжает хулиганить, долго перечисляет, обобщает, констатирует, называет “фигнёй”, спешит, иронизирует, перебивает сам себя и действительно очень занятно смешивает в одном бокале фирменные штучки Flёur и Ночных Снайперов, а вот “Не для рок-н-ролла” доводит разномастные крайности, и без того свойственные команде, до крайнего предела, то взрыкивая жёсткими гитарными соло, то бросаясь в оркестровые воды неоклассики, то экспериментируя с вокальными мелодиями и поэтическими размерами. Вам уже снова хочется романсов в духе “Неужели не я?” Светланы Сургановой? Тогда именно для вас звучит очень камерная и на самом деле очень близкая к атмосфере Серебряного века “Сердечная мышца”.

“Пиджак на голое тело” будет неустанно эпатировать и дразнить своими игривыми мелодиями и ещё более игривыми лириксами; “Моё поколение” с интересом поглядывает на эксперименты Константина Кинчева с хард-роком; “Я пропала” в первые секунды звучания вопреки всем правилам и нормам напоминает Аквариум, а затем благополучно возвращается в привычный alma mater, а затем на вас обрушатся глубоководные переборы в традициях Meldis и Caprice и всё тот же вечный и неизбывный Flёur в “Антиквариате”. Очень интересно играет маниакально-депрессивными настроениями “Ламбада”, шутлива и иронична “Милый”, а вышедший на бис “Сударь” на удивление серьёзен в своих романтических и галантных манерах.

Кто мог бы подумать, что на туманных полях смоленщины, где вовсю громыхают “железные дровосеки” из Jinx и Secret Sign, мог появиться такой изысканный и филологически-правильный цветок – однако реальность упорна и сурова, а Светлана и Мила, кажется, нимало не заботятся о том, какие ландшафты расстилаются у них за окном, надевают весёленькие платьица в горошек, вплетают в причёску живые цветы, и ничуть не смущаясь, отправляют в мир порцию аутентичного питерского арт-барокко-рока с привкусом кардиовейва. Они решительны как вечная серьёзность Ахматовой, изысканны как знаменитая цветаевская строфа, и скоры на выдумки и шалости как Розенкранц и Гельденстерн (если кто-то вдруг не в курсе, была такая питерская группа).

Я никогда не считал, что оригинальность является обязательным и краеугольным атрибутом хорошего альбома – как ни крути, мы достаточно редко слушаем что-то только лишь из соображений непохожести данного произведения на другие, всенепременно предпочитая таковым релизам что-то просто душевное, близкое, родное и отвечающее нашим внутренним потребностям и стремлениям - и да, Кармина не очень оригинальны, сами данный факт особо не отрицают и не скрывают (“и я, конечно же, разительно на всех похожа, но что ж, зато до дрожи”), а вот рифмовать, шутить, играть смыслами и жонглировать оттенками смыслов у них получается очень даже симпатично и, случается, на самом деле “до дрожи” – аутентично так.

Можно критиковать слишком самодеятельную и комиксоподобную обложку компакта, однако факт, что на альбоме на самом деле нет ничего лишнего, а пара-тройка (а я думаю, даже больше) настоящих хитов определённо присутствует, остаётся фактом. Получилось ли обнажённо? Получилось. Всё слушается в самом деле вполне себе откровенно, хорошо и “навылет”, а чёткие по-настоящему поэтичные песни с красивыми метафорами, говорящими сравнениями и нежными заимствования из классики “лезбо-рока” в исполнении Кармины выглядят искренне, органично и привлекательно, в то время как сами участницы уверенно козыряют харизмой, “давно и всерьёз в теме”, да и вообще…. Что там, вы говорите, Аристотель утверждал по поводу природы и пустоты?

Рецензия на EP группы AlmostMetYou "Almostmetyou"

18-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У этих москвичей очень красивое и поэтичное название, которое они для пущей оригинальности пишут слитно – AlmostMetYou (ПочтиВстретилТебя) – и я уже вдоволь нарадовался и наудивлялся чуть менее трёх лет назад на их дебютный EP “Another Universe”, а ведь тем временем много воды утекло и вообще много что изменилось у представляющих ныне свой новейший и актуальный четырёхтрековый миник столичных романтиков. Начать стоит с того, что прежняя вокалистка Аня окончательно и бесповоротно покинула (да-да, безо всяких там “почти” и “чуть-чуть”) коллектив, а её место заняла новая фронтвумен Яна Леонова.

Шаг хоть и радикальный, но совсем не фатальный, поскольку новая певица очень быстро и уверенно влилась в команду, успешно прошла боевое крещение концертами, а её голос теперь звучит на записи так, будто был там всегда. Почти три года спустя группа представляет свой новый EP, где нас снова поджидают четыре трека, а у альбома идентичная с названием коллектива вывеска. И последний из перечисленных фактов яснее ясного намекает на то, что команда задумала устроить перезагрузку. Голос Яны звучит мягче и разнообразнее, чем пение Анны – это факт, и само собой не нужно быть гением, чтобы понять, что звучание группы значительно обновилось.

Если во времена “Another Universe” AlmostMetYou напоминали мне смесь Guano Apes с Atrox и Madder Mortem, то сейчас по мере прослушивания открывающей диск “Hey!Boy!” вспомнились Эврил Лавин, The Pretty Reckless и The Cranberries. Что-то очень характерное для Эврил, Тейлор Момсен и Долорес О’Риордан, какие-то очень игривые, стилизованно подростковые нотки и такая же подростковая угловатость слышатся на “Almostmetyou”, и группе они, надо сказать, очень идут. Музыка стала более чёткой, более хитовой и цепляющей, риффы бьют точно в цель безо всяких лишних движений, а протяжная неповоротливость a la “Zombie” просто восхитительна.

Яркие краски, стилизованная девчачья непосредственность и утяжелённые ритмы, знакомые нам по хитам Синди Лопер, Гвен Стефани и Aqua стройными рядами идут в наступление во второй вещи под названием “We Destroy It All”, и хотя ревущего ро́кового напора, характерного для пения Анны, теперь нет или почти нет, его место не пустует, а с успехом и надлежащей страстной эмоциональностью заполняется хулиганскими вокальными вибрациями Яны. Немного наивные, как будто картонные риффы великолепно дополняют этот вокальный праздник непосредственности, бьющих через край эмоций и приподнятого расположения духа.

“Issues” чуть более резка, напориста и агрессивна (обратите внимание, как угрожающе рокочут гитары, почти готовые сорваться в металлический беспредел), уверенно наращивая темп и время от времени расцветающая хоровыми вокальными подпевками остальных музыкантов AlmostMetYou, а завершается всё более сдержанным среднетемповым треком под названием “What Are You Waiting For”. Назвать балладой эту вещь не получится, но лениво-расслабленные гитары в куплетах и играющий оттенками на их фоне голос Яны здесь на самом деле полны дремотной летней меланхолии и восхищения прелестями беззаботного времяпрепровождения.

Уже лет десять я фанатею по финской группе Indica, не устаю переслушивать их диски и ждать нового альбома, во многом считаю их мечтательный поп-рок-готик-метал-воображариум непревзойдённым, и каково же было моё восхищение, когда нечто очень похожее по настроению и по атмосфере (и отчасти даже в плане вокальной манеры) я услышал на новейшем минике AlmostMetYou. По-моему, ещё никто так задорно и ненавязчиво не интерпретировал наследие и заветы Синди Лопер, поэтому команде определённо есть чем гордиться. Такой тёплый и влюблённый в жизнь поп-рок с лёгкой руки ирландских клюковок стал почти философией, и москвичи умело пользуются данным обстоятельством, собственно, почему бы и нет.

Рецензия на альбом группы Печь "Созвездие"

17-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти московские фанк-альтернативщики обещали выпустить свой третий альбом ещё весной, а чуть раньше очень своеобразно начали готовить для него почву и представили затейливый diy-клип на песню “8:03”, о котором я уже подробно теоретизировал в своей январской рецензии. Как водится, с релизом всё немного затянулось, и альбом увидел свет практически в последний день весны – 29 мая, а потому неминуемо (и предсказуемо) оказался по сути и сущности своей летним. Что ни говори, а умеют эти ребята правильно пиарить и позиционировать свою музыку: ну в самом деле, что может быть более своевременным и приятным летом, чем летний альбом летней и жаркой группы, в музыке которой жарко и комфортно словно в печи?

По поводу последнего я, кажется, слегка перегнул, но да не важно, ведь уже звучит открывающая компакт “Не верил”, которая очень доходчивым, доказательным и иллюстративным образом являет нам исполняемый современной Печью кроссовер из панка, фанка, рока и альтернативы. Что-то почти блэксаббатовское послышалось мне в основном риффе этой вещи, что-то до боли напоминающее “War Pigs”, но так было ровно до тех пор, как в дело был запущен философствующий голос вокалиста, который и расставил все точки над “Ы”, разом сорвавшись в классические прерии Red Hot Chilli Peppers и не забыв про напевную романтику раздольных припевов, и, что важно отметить, всё это на фоне всё того же саббатовского вязкого стоунера.

А для второй вещи с альбома написал текст некто Александр Сергеевич “Солнце русской поэзии” Пушкин. Тут мы все дружно снимаем шляпы, оголтело котируем и ценим такую литературно-вербальную преемственность, и композиция действительно получилась очень неплохой, правда фанка здесь уже минимум, а вот панка полное и широчайшее российское раздолье, не исключая также и нецензурную лексику, которую недрогнувшей рукой наши “печники” дописали к строфам классика. И это не единственный трек на диске, к которому современная жестокая цензура налепит свой ограничивающий возраст слушательской аудитории стикер, – сменяющая её хип-хопообразная “Чит” тоже не лишена крепкого словца. И сменяющая её “Раунд”. И не только.

Сами музыканты называют собственные экскурсы в околонецезурный и околошансон/околоТимати мир словосочетанием “хип-хап”. Что это такое - я доподлинно не знаю, но по духу и по настроению очень похоже на куртуазных маньеристов и в частности на поэта всея Бахыт Компот Вадима Степанцова. Много панковой непосредственности, много вербальной свободы и фанковой отвязности, немного словесных каламбуров – это и есть хип-хап. А знакомиться с данным самопровозглашённым жанром стоит, пожалуй, начинать с упомянутой мной уже, четвёртой по счёту на диске “Раунд”, которая имеет подназвание “Малолетние рукоблуды”. Характерная вещь, хотя слишком спонтанная на мой вкус.

Намного более привлекательны, на мой взгляд, куда более вдумчивые, жизненные и серьёзные “Сюжет” и “Настоящее”, в надрывных признаниях которых без труда узнаются летовские интонации и столь характерная для Agenda жажда правды. Фанк конечно в этих сюитах отходит на второй план, а пресловутой хип-хап и вовсе где-то съёживается в пыльном углу, однако общей композиторской силе и особой “печной” забористости это нисколько не вредит. А ведь на альбоме есть ещё надрывная алкогольно-романтическая баллада! Трек “Балабол”, который автор негласно посвятили незабвенному Киту Флинту (или Курту Кобейну?), это одна из самых ярких и запоминающихся вершин с актуального компакта, и выглядит она действительно весьма неплохо.

Сменяющая “Балабола” “Как Комплимент” тоже балладна и лирична, но в отличие от неё ещё более гранжева, психоделична и абстрактна, что вероятно приведёт в восторг любителей Grateful Dead и ценителей долгих вечерних созерцаний, сидя где-нибудь на крыше с ботлом вайна в руке, но более приземлённому слушателю вполне способна показаться скучноватой и подзатянутой (не надо кидать в меня бутылкой, я этого не утверждал!). “Выбей меня из меня” как будто пробует смешать водном алхимическом флаконе Nirvana и (The) Dead Elvis, а заключительный аккорд данного музыкально-литературного эксперимента называется “Устал” и представляет собой практически tabula rasa в духе предельного акустического минимализма, но с душой (sic!).

И отрицать, что альбом вышел вполне себе симпатичный после того как мы с вами прослушали его от и до, будет уже далеко не так просто, как было ещё час назад, когда мы просто брели мимо по облюженным кварталам социальных сетей и уныло выцепили взглядом из разноцветно-разномастного рекламного многообразия отсылающий к классике Малевича чёрно-белый конверт актуального “печного” лонгплея. “Сюжет”, “Балабол”, “Как комплимент”, “Выбей меня из меня”, “Устал” – уже за эти пять треков (половина таки) вполне можно ставить релизу твёрдые 4 звезды. Пушкин? Пушкин конечно хорош, но эксперименты на то и эксперименты, чтобы быть неоднозначными, хотя релиз в целом, конечно, жаркий: и пирожков испечь, и яичницу пожарить.

Показать ещё