ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Кармина "Ничего лишнего"

18-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Каждая новая песня, новый концерт или даже просто новый пост в сообществе ВКонтакте этой смоленской группы – это сеанс весёлой магии в стиле арт-рок, который проводят две прелестные русалки, всегда играющие в открытую, но непременно остающиеся неразоблачёнными и неразгаданными. Они даже придумали свой особый термин для обозначения того, что делают. Это прилагательное, и образовано оно от имени их группы, а звучит так: карминовый. Любой, кому доводилось забредать к ним на огонёк, наверняка и сейчас помнит то знаменательное событие, вновь и вновь возвращаясь в их зачарованный лес, а при упоминаниях и отсылках использует слова, синонимичные таким дефинициям как “магия” и “химия”.

Кстати, “carmina” в переводе с латинского означает “песня” и хотя родственность тёмно-красному оттенку, который именуется кармин, проследить с достоверностью в данном случае не удаётся, нет никаких сомнений, что музыка Кармины способна не только вдохновлять и благотворно влиять на бабочек, обитающих в животе, но и воспламенять труху стереотипов. Вы тоже вспомнили про Flёur, глядя на их промо-фото? А теперь представьте, как могли бы звучать Пулатова и Войнаровская с вокалом Дианы Арбениной, волшебно-мечтательной атмосферой Немного Нервно и с текстами в духе Ольги Арефьевой и Елены Погребижской – ядерный коктейль, не правда ли? А вот тут самое время нажать на “play” и узнать, как всё обстоит на самом деле!

Вязкие, почти космические инструментальные каскады с эпизодическими симфонично-оркестровыми взвихрениями, немного манерный вокал с интонациями Арбениной, Мары, Джем и Чичериной, и предельно искренние, почти дневниковые строчки лирических изысканий сплетаются в органичное и непротиворечивое целое, которое на удивление достаточно адекватно записано и профессионально сведено. Участницы Кармины обещают музыку в стиле “ню” и обнажение до “(не)разумных пределов”, а на деле хулиганят и всемерно развивают характерные снайперски-флёровские музыкально-вербальные достижения, то обращаясь к нецензурной лексике, то добавляя неожиданные аранжировки, а то просто срываясь в чистый стёб.

Что интересно, произведения Светланы и Милы (именно так зовут участниц) отличаются категорической степенью лиричности, почти фолковой раздольностью и по-настоящему романсовой глубиной. При всей своей задиристости и рваной рокерской эпатажности уже открывающая альбом “Ню” легка, нежна, гармонична, а попробовав на вкус её спокойствие и томную негу, хочется непременно вкусить этого сладкого очарования ещё и продолжить знакомство с группой. И да, в случае если вы продолжите движение по треклисту актуального CD, разочарованы вы не будете: сменяющая распечатавшую диск сюиту “Печать печали” отличается ещё более лунным настроением и прохладной дождливой ностальгией, что звучит весьма приятно.

“Китайский” продолжает хулиганить, долго перечисляет, обобщает, констатирует, называет “фигнёй”, спешит, иронизирует, перебивает сам себя и действительно очень занятно смешивает в одном бокале фирменные штучки Flёur и Ночных Снайперов, а вот “Не для рок-н-ролла” доводит разномастные крайности, и без того свойственные команде, до крайнего предела, то взрыкивая жёсткими гитарными соло, то бросаясь в оркестровые воды неоклассики, то экспериментируя с вокальными мелодиями и поэтическими размерами. Вам уже снова хочется романсов в духе “Неужели не я?” Светланы Сургановой? Тогда именно для вас звучит очень камерная и на самом деле очень близкая к атмосфере Серебряного века “Сердечная мышца”.

“Пиджак на голое тело” будет неустанно эпатировать и дразнить своими игривыми мелодиями и ещё более игривыми лириксами; “Моё поколение” с интересом поглядывает на эксперименты Константина Кинчева с хард-роком; “Я пропала” в первые секунды звучания вопреки всем правилам и нормам напоминает Аквариум, а затем благополучно возвращается в привычный alma mater, а затем на вас обрушатся глубоководные переборы в традициях Meldis и Caprice и всё тот же вечный и неизбывный Flёur в “Антиквариате”. Очень интересно играет маниакально-депрессивными настроениями “Ламбада”, шутлива и иронична “Милый”, а вышедший на бис “Сударь” на удивление серьёзен в своих романтических и галантных манерах.

Кто мог бы подумать, что на туманных полях смоленщины, где вовсю громыхают “железные дровосеки” из Jinx и Secret Sign, мог появиться такой изысканный и филологически-правильный цветок – однако реальность упорна и сурова, а Светлана и Мила, кажется, нимало не заботятся о том, какие ландшафты расстилаются у них за окном, надевают весёленькие платьица в горошек, вплетают в причёску живые цветы, и ничуть не смущаясь, отправляют в мир порцию аутентичного питерского арт-барокко-рока с привкусом кардиовейва. Они решительны как вечная серьёзность Ахматовой, изысканны как знаменитая цветаевская строфа, и скоры на выдумки и шалости как Розенкранц и Гельденстерн (если кто-то вдруг не в курсе, была такая питерская группа).

Я никогда не считал, что оригинальность является обязательным и краеугольным атрибутом хорошего альбома – как ни крути, мы достаточно редко слушаем что-то только лишь из соображений непохожести данного произведения на другие, всенепременно предпочитая таковым релизам что-то просто душевное, близкое, родное и отвечающее нашим внутренним потребностям и стремлениям - и да, Кармина не очень оригинальны, сами данный факт особо не отрицают и не скрывают (“и я, конечно же, разительно на всех похожа, но что ж, зато до дрожи”), а вот рифмовать, шутить, играть смыслами и жонглировать оттенками смыслов у них получается очень даже симпатично и, случается, на самом деле “до дрожи” – аутентично так.

Можно критиковать слишком самодеятельную и комиксоподобную обложку компакта, однако факт, что на альбоме на самом деле нет ничего лишнего, а пара-тройка (а я думаю, даже больше) настоящих хитов определённо присутствует, остаётся фактом. Получилось ли обнажённо? Получилось. Всё слушается в самом деле вполне себе откровенно, хорошо и “навылет”, а чёткие по-настоящему поэтичные песни с красивыми метафорами, говорящими сравнениями и нежными заимствования из классики “лезбо-рока” в исполнении Кармины выглядят искренне, органично и привлекательно, в то время как сами участницы уверенно козыряют харизмой, “давно и всерьёз в теме”, да и вообще…. Что там, вы говорите, Аристотель утверждал по поводу природы и пустоты?

Рецензия на EP группы AlmostMetYou "Almostmetyou"

18-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У этих москвичей очень красивое и поэтичное название, которое они для пущей оригинальности пишут слитно – AlmostMetYou (ПочтиВстретилТебя) – и я уже вдоволь нарадовался и наудивлялся чуть менее трёх лет назад на их дебютный EP “Another Universe”, а ведь тем временем много воды утекло и вообще много что изменилось у представляющих ныне свой новейший и актуальный четырёхтрековый миник столичных романтиков. Начать стоит с того, что прежняя вокалистка Аня окончательно и бесповоротно покинула (да-да, безо всяких там “почти” и “чуть-чуть”) коллектив, а её место заняла новая фронтвумен Яна Леонова.

Шаг хоть и радикальный, но совсем не фатальный, поскольку новая певица очень быстро и уверенно влилась в команду, успешно прошла боевое крещение концертами, а её голос теперь звучит на записи так, будто был там всегда. Почти три года спустя группа представляет свой новый EP, где нас снова поджидают четыре трека, а у альбома идентичная с названием коллектива вывеска. И последний из перечисленных фактов яснее ясного намекает на то, что команда задумала устроить перезагрузку. Голос Яны звучит мягче и разнообразнее, чем пение Анны – это факт, и само собой не нужно быть гением, чтобы понять, что звучание группы значительно обновилось.

Если во времена “Another Universe” AlmostMetYou напоминали мне смесь Guano Apes с Atrox и Madder Mortem, то сейчас по мере прослушивания открывающей диск “Hey!Boy!” вспомнились Эврил Лавин, The Pretty Reckless и The Cranberries. Что-то очень характерное для Эврил, Тейлор Момсен и Долорес О’Риордан, какие-то очень игривые, стилизованно подростковые нотки и такая же подростковая угловатость слышатся на “Almostmetyou”, и группе они, надо сказать, очень идут. Музыка стала более чёткой, более хитовой и цепляющей, риффы бьют точно в цель безо всяких лишних движений, а протяжная неповоротливость a la “Zombie” просто восхитительна.

Яркие краски, стилизованная девчачья непосредственность и утяжелённые ритмы, знакомые нам по хитам Синди Лопер, Гвен Стефани и Aqua стройными рядами идут в наступление во второй вещи под названием “We Destroy It All”, и хотя ревущего ро́кового напора, характерного для пения Анны, теперь нет или почти нет, его место не пустует, а с успехом и надлежащей страстной эмоциональностью заполняется хулиганскими вокальными вибрациями Яны. Немного наивные, как будто картонные риффы великолепно дополняют этот вокальный праздник непосредственности, бьющих через край эмоций и приподнятого расположения духа.

“Issues” чуть более резка, напориста и агрессивна (обратите внимание, как угрожающе рокочут гитары, почти готовые сорваться в металлический беспредел), уверенно наращивая темп и время от времени расцветающая хоровыми вокальными подпевками остальных музыкантов AlmostMetYou, а завершается всё более сдержанным среднетемповым треком под названием “What Are You Waiting For”. Назвать балладой эту вещь не получится, но лениво-расслабленные гитары в куплетах и играющий оттенками на их фоне голос Яны здесь на самом деле полны дремотной летней меланхолии и восхищения прелестями беззаботного времяпрепровождения.

Уже лет десять я фанатею по финской группе Indica, не устаю переслушивать их диски и ждать нового альбома, во многом считаю их мечтательный поп-рок-готик-метал-воображариум непревзойдённым, и каково же было моё восхищение, когда нечто очень похожее по настроению и по атмосфере (и отчасти даже в плане вокальной манеры) я услышал на новейшем минике AlmostMetYou. По-моему, ещё никто так задорно и ненавязчиво не интерпретировал наследие и заветы Синди Лопер, поэтому команде определённо есть чем гордиться. Такой тёплый и влюблённый в жизнь поп-рок с лёгкой руки ирландских клюковок стал почти философией, и москвичи умело пользуются данным обстоятельством, собственно, почему бы и нет.

Рецензия на альбом группы Печь "Созвездие"

17-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти московские фанк-альтернативщики обещали выпустить свой третий альбом ещё весной, а чуть раньше очень своеобразно начали готовить для него почву и представили затейливый diy-клип на песню “8:03”, о котором я уже подробно теоретизировал в своей январской рецензии. Как водится, с релизом всё немного затянулось, и альбом увидел свет практически в последний день весны – 29 мая, а потому неминуемо (и предсказуемо) оказался по сути и сущности своей летним. Что ни говори, а умеют эти ребята правильно пиарить и позиционировать свою музыку: ну в самом деле, что может быть более своевременным и приятным летом, чем летний альбом летней и жаркой группы, в музыке которой жарко и комфортно словно в печи?

По поводу последнего я, кажется, слегка перегнул, но да не важно, ведь уже звучит открывающая компакт “Не верил”, которая очень доходчивым, доказательным и иллюстративным образом являет нам исполняемый современной Печью кроссовер из панка, фанка, рока и альтернативы. Что-то почти блэксаббатовское послышалось мне в основном риффе этой вещи, что-то до боли напоминающее “War Pigs”, но так было ровно до тех пор, как в дело был запущен философствующий голос вокалиста, который и расставил все точки над “Ы”, разом сорвавшись в классические прерии Red Hot Chilli Peppers и не забыв про напевную романтику раздольных припевов, и, что важно отметить, всё это на фоне всё того же саббатовского вязкого стоунера.

А для второй вещи с альбома написал текст некто Александр Сергеевич “Солнце русской поэзии” Пушкин. Тут мы все дружно снимаем шляпы, оголтело котируем и ценим такую литературно-вербальную преемственность, и композиция действительно получилась очень неплохой, правда фанка здесь уже минимум, а вот панка полное и широчайшее российское раздолье, не исключая также и нецензурную лексику, которую недрогнувшей рукой наши “печники” дописали к строфам классика. И это не единственный трек на диске, к которому современная жестокая цензура налепит свой ограничивающий возраст слушательской аудитории стикер, – сменяющая её хип-хопообразная “Чит” тоже не лишена крепкого словца. И сменяющая её “Раунд”. И не только.

Сами музыканты называют собственные экскурсы в околонецезурный и околошансон/околоТимати мир словосочетанием “хип-хап”. Что это такое - я доподлинно не знаю, но по духу и по настроению очень похоже на куртуазных маньеристов и в частности на поэта всея Бахыт Компот Вадима Степанцова. Много панковой непосредственности, много вербальной свободы и фанковой отвязности, немного словесных каламбуров – это и есть хип-хап. А знакомиться с данным самопровозглашённым жанром стоит, пожалуй, начинать с упомянутой мной уже, четвёртой по счёту на диске “Раунд”, которая имеет подназвание “Малолетние рукоблуды”. Характерная вещь, хотя слишком спонтанная на мой вкус.

Намного более привлекательны, на мой взгляд, куда более вдумчивые, жизненные и серьёзные “Сюжет” и “Настоящее”, в надрывных признаниях которых без труда узнаются летовские интонации и столь характерная для Agenda жажда правды. Фанк конечно в этих сюитах отходит на второй план, а пресловутой хип-хап и вовсе где-то съёживается в пыльном углу, однако общей композиторской силе и особой “печной” забористости это нисколько не вредит. А ведь на альбоме есть ещё надрывная алкогольно-романтическая баллада! Трек “Балабол”, который автор негласно посвятили незабвенному Киту Флинту (или Курту Кобейну?), это одна из самых ярких и запоминающихся вершин с актуального компакта, и выглядит она действительно весьма неплохо.

Сменяющая “Балабола” “Как Комплимент” тоже балладна и лирична, но в отличие от неё ещё более гранжева, психоделична и абстрактна, что вероятно приведёт в восторг любителей Grateful Dead и ценителей долгих вечерних созерцаний, сидя где-нибудь на крыше с ботлом вайна в руке, но более приземлённому слушателю вполне способна показаться скучноватой и подзатянутой (не надо кидать в меня бутылкой, я этого не утверждал!). “Выбей меня из меня” как будто пробует смешать водном алхимическом флаконе Nirvana и (The) Dead Elvis, а заключительный аккорд данного музыкально-литературного эксперимента называется “Устал” и представляет собой практически tabula rasa в духе предельного акустического минимализма, но с душой (sic!).

И отрицать, что альбом вышел вполне себе симпатичный после того как мы с вами прослушали его от и до, будет уже далеко не так просто, как было ещё час назад, когда мы просто брели мимо по облюженным кварталам социальных сетей и уныло выцепили взглядом из разноцветно-разномастного рекламного многообразия отсылающий к классике Малевича чёрно-белый конверт актуального “печного” лонгплея. “Сюжет”, “Балабол”, “Как комплимент”, “Выбей меня из меня”, “Устал” – уже за эти пять треков (половина таки) вполне можно ставить релизу твёрдые 4 звезды. Пушкин? Пушкин конечно хорош, но эксперименты на то и эксперименты, чтобы быть неоднозначными, хотя релиз в целом, конечно, жаркий: и пирожков испечь, и яичницу пожарить.

Рецензия на альбом The Lust "Lustration"

17-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Совсем недавно вышел дебютный альбом сольного проекта Яна Федяева GOOT, наполовину состоявший из кавер-версий, а теперь кавер-карнавал продолжается, и собрать в одном месте и под одной обложкой все свои перепевки чужого творчества вознамерилась основная команда Яна. Конечно, большинство из представленных на актуальном компакте композиций вам совершенно точно знакома, ведь они выходили синглами, им случалось присутствовать на номерных альбомах проекта в качестве бонустреков, однако с тем чтобы составить целостное и наиболее адекватное впечатление о том, как The Lust каверят свои любимые песни, лучше слушать их друг за другом и в том порядке, который предусмотрели для этого сами авторы.

Музыканты The Lust не раз подчёркивали, что кавер-версии в их исполнении под вывеской данной группы – это, прежде всего, выражение признательности тем коллективам, которые оказали на них наибольшее влияние и без которых The Lust в том виде, в котором мы знаем их, не существовали бы. Помимо традиционных и вполне ожидаемых каверов на Paradise Lost, Tiamat, Theatre Of Tragedy, My Dying Bride, Charon, Cemetary, Sundown и The Sisters Of Mercy, на диске присутствуют куда более неожиданные перепевки наследия Bad Boys Blue и ABBA, которые привносят на данную компиляцию свежую струю весенних поп-мелодий, в остальном же перед нами практически чистейший монолит великолепного готик-металла в его самой впечатляющей вариации.

The Lust уже довольно давно перестали быть группой только с женским вокалом, и актуальная компиляция представляет слушателям вокал Яна Федяева во всей его красе и со всех самых выигрышных и приятных сторон. Нужно отметить, что звучит пение гитариста и лидера-основателя на самом деле превосходно – Ян не старается просто копировать вокальную технику исполнителей, композиции которых поёт, но его исполнение на самом деле очень точно и чётко попадает в тот самый нужный регистр, звучание в котором необходимо для того, чтобы композиция находилась в русле оригинала и не теряла взаимодействие с ним. Ян поёт уверенно, с чувством и со своей собственной характерной эмоцией, что тоже, несомненно, является его большим плюсом как вокалиста и ещё одним несомненным достоинством современных The Lust.

Не обошлось без фитов и приглашённых музыкантов, что так любят в последнее время участники этой команды – в кавере на “Rain” отметился гитарист Charon Лаури Туохимаа. Что интересно, Лаури и вокалист Charon Юха-Пекка Леппалуото выразили благодарность за кавер, а позже Лаури принял участие в написании одного из новых синглов The Lust в качестве соло-гитариста (кавер, видимо, на самом деле задел за живое!). И ведь именно в “Rain” Ян использует чистый вокал, чего раньше не случалось или было огромной редкостью, а потому вдвойне приятно, что авторы и оригинальные исполнители данной вещи так высоко её оценили и даже выразили желание продолжить и углубить сотрудничество с коллективом.

Вероятно, с точки зрения объективной исторической значимости наибольшую ценность и интерес на компакте представляют как раз хароновский “Rain”, techno-кратические “Gimmie, Gimmie, Gimmie”, “Gimmie, Gimmie Your Loving” и театровский “Crash”, а также “Dr.Jeep” Сестёр Милосердия, но это совсем не означает, что остальные более профильные и близкие к основному стилю The Lust композиции менее интересны и слушабельны – музыканты проделали невероятную работу, и заставили звучать все эти эпохальные вещи не просто не хуже оригинала и на презентабельном европейском уровне, а действительно по-новому, свежо, ярко и при этом не теряя очевиднейшую и самую прямую связь с оригиналом.

За звук на альбоме вновь отвечает наверняка всем давно известная Slaughtered Studio и Фёдор Боровский (Second To Sun, Tame The Lightning), который также записал большую часть барабанов и клавишных к песням, что является гарантом высочайшего уровня качества и реализации данного релиза. Немного в непривычном для группы ключе выполнено оформление, The Lust не были бы собой, если бы работали по шаблону и не искали бы новых путей воздействия на целевую и околоцелевую аудиторию. Стилизованные под египетские иероглифы значки, коих ровно столько, сколько композиций на пластинке, хоть и не выделяются в художественном плане, но смотрятся стильно и почти магически.

Не удивлюсь, если сами The Lust невероятно гордятся своей компиляцией, ведь гордиться на самом деле есть чем: сборник вышел не просто великолепный, а почти гениальный – говорю это как большой любитель тяжёлых каверов на единожанровые и более лёгкие, экзотические и неожиданные композиции. Даже на фоне таких признанных и титулованных релизов, как “Werk 80” Atrocity, оверкиловского “Coverkill” и Ланы Лейн с её “Cover Collection” “Lustration” заметно выделяется в лучшую сторону, превосходя их по разнообразию, уровню реализации и общей эмоциональности. Авторы так мастерски подобрали и исполнили эту дюжину кавер-жемчужин, что актуальный диск воспринимается почти как цельное и законченное их собственное произведение, которое стоит приобрести не только для пополнения фонотеки, но и для частых и на самом деле приятных прослушиваний по-настоящему хороших и цепляющих песен.

Рецензия на альбом группы Garden Ring "Закрытый перелом"

17-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Очень интересно соотносятся друг с другом вывеска данного проекта, географически расположившегося в районе московского Садового кольца, и название его дебютного четырёхтрекового EP: имя группы вроде как намекает на что-то фэнтезийное и волшебное (Властелин колец в содружестве с садовым гномом, который упал на Дио и оттяпал ему фалангу пальца, которым тот так любил показывать свою любимую “козу”), а имя релиза с грохотом и треском возвращает на грешную землю, где нас ждут скучающие медики, шприцы, бинты, вата и перспектива наблюдаться у доктора в ближайшие пару месяцев. И всё это ещё не самое интеерсное. Если вас не испугает такая эклектика, вы продолжите знакомство с коллективом и дойдёте до сообщества команды ВК, то там обретёте ещё больше когнитивных диссонансов.

Ну или так: авторы поворачивают и своё название, и бегущую строку имени нынешнего EP совсем другой стороной, неожиданно сворачивая в очень серьёзную и даже философскую тематику. Как объясняют столичные романтики, их диск посвящён той боли, которую нельзя увидеть посредством обычного зрения - “порезам от сказанных слов, ссадинам от поступков, закрытым переломам от обманутого доверия и отвергнутой любви”. Авторы напрочь отвергают знаменитую розановскую констатацию о том, что цинизм проистекает от страдания, и совершенно вопреки ему утверждают чистый, незамутнённый взгляд на жизнь, а рациональному расчёту и прагматическим соображениям противопоставляют обнажённое сердце и искренность чувств.

Если вам показалось, что исходя из подобных исходных данных, Garden Ring должны играть что-то вроде Radiohead, Antimatter и поздних Anathema и The Gathering, то вам не показалось. Перед нами сейчас действительно очень элегантно аранжированный и психоделично насыщенный меланхолично-атмосферный рок с пронзительным вокалом и искренними русскоязычными текстами. Светлая печаль, бесконечная грусть, всепобеждающая вера в человека и в высшие ценности, а также тяжкая свинцовая усталость от каждодневных горьких разочарований и давно ставшей привычной гранитной отстранённости, граничащий с равнодушием, что живёт в глазах сограждан, – калейдоскоп с таким спектром ждёт вас в музыке Garden Ring образца 2019 года.

Альбом стартует с самой сильной и цепляющей на диске “Не Верю”, которая задумана как экзистенциальный мини-триллер, а развивается неспешно и лениво, но массированно и неотвратимо. Берущие за душу куплеты и тягучий, словно в замедленной съемке разносящий всё вокруг на мелкие осколки и щепки взрыв припева соотносятся по всем правилам хорошего кинематического рока, и действительно привлекают к себе внимание, надёжно завладевая сознанием. Более динамичная, бодрая и тяжёлая “Дорога” парадоксально напомнила мне в припеве Технологию, и в голосе действительно почти физически ощущаешь узнаваемый звон металлических интонаций наших техно-патриархов и их отстранённую флегматичность.

Очень простая, почти фоновая на первый взгляд, “Перелом” бурно расцветает узнаваемыми порывисто-влекущими вокализами в припеве, словно через силу сопротивляясь сладостной, дремотно-летаргической вате инструментала. В подобном же ключе следует и завершающая диск сюита “Дождь”, где расслабленное бренчание акустики и сэмплированный шелест водных струй сливаются в один монохромный поток, а на его фоне всё так же, не теряя веры и бесплодной надежды, продолжает биться в закрытую дверь оставшийся один на один с природнйо стихией и собственными мыслями вокалист. Всего 2:26 составляет хронометраж финального трека, и альбом в целом заканчивается очень быстро, неожиданно, словно рассыпается каплями многоточием.

Специфика закрытого перелома состоит в том, что болит сильно, но не видно ничего или почти ничего. Только привычно послушные конечности уже не слушаются, а рёбра отзываются острым всплеском боли и адреналина, предательски прогибаясь в недра грудной клетки. Всё в точности так и в музыке рецензируемой группы: для поверхностного взгляда это просто ещё один вариант того, как могли бы звучать летом 2019 года вдруг стремительно помолодевшие Pink Floyd, а вот если копнуть чуть глубже и задержаться возле этой грустной витрины ещё на пару-тройку минут, орнамент сухой осенней листвы придёт в движение, и случится маленькое чудо: звуки и слова расступятся, приглашая вас войти.

Я не случайно упомянул чуть выше слово “кинематический” – чувствуется, что Garden Ring не намерены ограничиваться лишь тем, чтобы писать песни и рифмовать слова на заданную тему, они уверенно и планомерно создают свой собственный мир, свою собственную декадентскую философию перманентного разочарования и вечного вселенского дождя. Ребята очень грамотно и адекватно разобрались с аранжировками, и их замедленный психоделик-лав-метал на самом деле обрёл объём и живые цвета, зазвучав как сама жизнь. В итоге такая смесь из Entwine, To/Die/For, Antimatter, Radiohead и Технологии способна не только понравиться поклонникам всех перечисленных коллективов, но и привлечь в свой имаджинариум новых адептов.

Рецензия на альбом группы Болезнь "Падающее небо"

16-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В очередной раз удивляюсь и замечаю, как мутновато-вязкое русское слово “болезнь” объединяет в себе английские “sick”, “ill” и “decease” – настолько многогранное, хлёсткое и ёмкое сочетание букв в самом деле ещё поискать, а вот группа, которая застолбила за собой столь универсальное и удачное имя, существует всего ничего – впервые они заявили о себе в предпоследний день прошлого года, когда на просторах всемирной паутины появился их дебютный сингл “Водная”, а все нормальные люди вовсю готовились встречать Новый год и объедаться оливье с мандаринами.

Дуэт не стал долго тянуть с альбомом и всё сделал быстро: полноформатный скетчбук, в который аккуратно оказалась вписана специфическая философия лестничной клетки, исповедуемая музыкантами Болезни, вышел чуть менее полгода спустя, 3 мая, и сразу же привлёк к себе внимание декаденствующей профильной аудитории. То, что сами музыканты называют арт-роком и слоукором, на самом деле звучит как подёрнутый пеленой депрессивного дарк-рока трип-хоп, куда какими-то неведомыми ветрами занесло dsbm-отчаяние, атмосферную металлическую тоску и меланхоличный нуар раннего пост-панка.

“Кто в России не любит пофилософствовать?” – вопрошал сам себя ещё Чаадаев, попивая чаёк и пописывая свои философические письма, а ведь с того самого далёкого времени ровным счётом ничего не изменилось. Прошедшие ровной чередой по безбрежному отечественному полю экспериментов Бердяев, Розанов, Шестов и Бахтин только укрепили и подтвердили данное утверждение Петра Яковлевича, ну а музыканты Болезни просто не стали идти против течения и тоже органично влились в общую струю философствующих искателей-нигилистов, облагородив свои музыкальные эксперименты достаточно внятной и привлекательной концептуальной схемой.

Как и любой настоящий философ, участники Болезни очень любят долгие, многозначительно-психоделические вступления, а иногда настолько увлекаются, что и вовсе забывают про вокал, как произошло в открывающей альбом композиции под названием “Жёлтая”. Достаточно бодрые и почти жизнерадостные мотивы этой вещи, надо понимать, были инспирированы последними тёплыми лучами уходящего дня, отблеск которых и был запечатлён на обложке компакта, а вот дальше ночной прохлады (“Прохладная”) становится больше, темп повышается и на сцене, наконец, появляется упадочный и достаточно традиционный для пост-рока и The Cure вокал.

Авторы говорят, что диск является неудачной попыткой трезвого взгляда на объективную реальность, а в музыкальном плане дружен с неизбежным хаосом и прочими базаровскими вывертами; на деле же всё примерно так и обстоит, и их странные изломанные ритмы почти так же многозначительны, как и смазанные, небрежно-усталые инструментальные каскады в традициях Bauhaus и Joy Division, а меланхолично-сонная медитация “Звезде” тянет смыслы и эмоции из ночных небесных провалов так напряжённо и настойчиво, что напоминает авангардный манифест, в котором помимо всего прочего прорисовывается надрывный крик-скрим.

Ну а я давно уже заметил, что зачастую одни и те же люди сейчас слушают и флегматичный пост-панк/пост-рок, и группы вроде Shining и Forgotten Tomb, а идея совмещения одного и другого давно уже витала в воздухе и буквально просилась быть кем-нибудь задействованной и реализованной. Ребята из проекта Болезнь пошли ещё дальше и, видимо посчитав, что ограничивать себя в чём-то совсем уж ни к чему, отправили в общий котёл своего дуэтного коллективного творчества изрядную долю махровой и почти мистической психоделики, которой становится особенно много по мере развития диска и его продвижения к своему финалу.

Чем-то очень созвучным раннему Роберту Смиту веет от “Старше”, где бас по громкости выведен на тот же самый уровень, что и гитара с барабанами, а ближе к коде, как довольно часто водится у Болезни, не обходится без надрывных, напоминающих о депрессивном блэк-металле воплях. Отчаянными рок-н-ролльными пульсациями переполнена “Крем-Брюле”, почти балладна, лирична и очень неожиданна в плане вокала “Джейн”; “Дикий” сворачивает куда-то в самодеятельный блюз, а в плане текста прямиком отсылает к замысловато-забавным находкам (the) Dead Elvis, в то время как “Весенняя” это уже чистый и повсеместный кайф и релакс.

В этом треке трипхоповые ландшафты классических Portishead приближаются на расстояние вытянутой руки, а психоделика гитарных импровизации восхитительно дополняется винтажной электроникой. Только пять минут спустя (!) появляется вокал, и фантасмагория его декламаций и напевов неожиданно оказывается лиричной и романтичной, что с учётом предыдущих композиций и их направленности воспринимается почти как нонсенс. Пожалуй, лучшее завершение для такого больного и изломанного релиза было бы трудно себе вообразить, и “Весенняя” на самом деле завершает диск на очень многозначительной и даже мистической ноте.

Вряд ли снобы из Yes, Rush и King Crimson приняли бы в свои артроковые ряды группу с таким болезненным звучанием и такими упадочными текстами, да и Роберт Смит с Сёстрами Милосердия, скорее всего, были бы не в восторге от такого родства и таких преемников, но Болезни, думается мне, на это глубоко наплевать, они просто делают то, к чему лежит их мятущаяся и не самая благозвучная душа, а по поводу соответствия результата каким-то неведомым им правилам и мифическим канонам заботятся меньше всего. Да и о чём можно говорить, если… “Ты уедешь на такси, а я куплю наркотики”, как сообщает нам “Водная”.

И альбом вышел у ребят действительно крафтовый и диковинный – вот уж не думал я никогда, что переходное звено между Молчатдома и Lauxnos существует, однако жизнь не устаёт преподносить нам сюрпризы и удивлять там и тогда, когда и где этого меньше всего ждёшь. Сдаётся мне, принять и полюбить такую музыку могут как поклонники первых, так и последователи последних, ну а любители-эстеты, которым знакомы такие названия, как Light? и Chevauchee, уж точно найдут здесь чем поживиться, и наверняка будут рады и довольны как Карлсон, забравшийся в банку с вареньем, вновь и вновь погружаться в эти угрюмые, изломанные созвучия и горькие больные поэтизации.

Здорово и прекрасно, когда в музыке есть своя концепция, а за звуками и ритмами кроется выверенная и последовательно проводимая мысль. Хотя до логическо-повествовательных вершин (the) Dead Elvis и таких их пьес, как “Сами по себе” и “Здравствуй, Вечность!” Болезнь пока ещё не доходят, их диск всё-таки нужно признать шикарным и замечательным. И даже не за то, что они гениально воплотили в музыке и текстах давно ставший общим местом в классической литературе и философии образ лишнего человека, а за то, как беззастенчиво и естественно совместили несовместимое и выразили посредством звуков и слов лихорадочную болезненную экзальтацию – доходчиво показали, каково это когда “низкие потолки душу теснят”, а тебя переполняют идеи.

Показать ещё