ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом проекта N&B "Жемчужины затонувшего города"

13-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Пермские неоромантики долго и много говорили об этом альбоме, мастерингом которого занимался Ансси Киппо в Финляндии, целых полтора года готовили почву, выпуская синглы, и вот наконец в апреле всё случилось, и полноформатник был выпущен в свободное плавание во всемирную паутину. И с названием для диска ребята не прогадали – оно звучит мощно, масштабно и многообещающе, моментально вызывая массу интересных фантастических ассоциаций и связанных с ними соблазнительных образов.

Открывает диск наверняка всем давно и отлично уже знакомый трек “Твои Поцелуи” с медитативно-электронной музыкальной подкладкой и экстатическими вокальными прокламациями Сергея Бондаренко. Мистический текст, такая же мистическая музыка и глубоководная шаманская эротичность данного номера задают тон всему альбому, а следующая композиция “Не звёзды” всемерно усиливает все основные характеристики коллектива, ещё дальше углубляясь в прозрачный синтетический релакс с привкусом седых астральных странствий.

Звёздные россыпи таинственных электронных пульсаций, неотмирный голос вокалиста и откровенные эзотерические тексты превосходно дополняют друг друга в музыкальной Вселенной современных N&B. Вокал отличается крайней степенью эмоциональности, то спускаясь на шёпот, то переходя к настойчивым страстным увещеваниям, то почти срываясь на крик, то обращаясь к холодному космическому бесстрастию, а музыка идеально дополняет эти непредсказуемые и нелинейные визионерские изыскания.

В целом от прослушивания альбома остаётся очень целостное впечатление погружения в мир предвечных галактических туманов, а третий трек “Три Четверти” словно являет собой воплощение величественного вселенского покоя, максимально погружаясь в медитативную негу романтического нью-эйджа. Неожиданные рок-н-ролльные гитары слышатся уже в самом начале “С-30-Л”, а затем Сергей и Юрий вдоволь отрываются, пускаясь в авангардно-атональные эксперименты по совмещению электроники, космоса и рока.

Мистика на то и мистика чтобы быть мистичной, но N & B, кажется, намерены превзойти всех и вся в своём надрывном экстатическом устремлении в безбрежное. Слова становятся всё менее и менее разборчивы, и чем разнообразнее, сильнее и напряжённее делается вокал, тем больше он начинает восприниматься как ещё один музыкальный инструмент, а текст отходит сначала на второй план, уступая чистой природной мистике звёздных соитий, а затем и вовсе тает в кромешной ночной глубине этой неизреченной пульсирующей безбрежности.

“Хрустальный город” похож на предрассветную молитву, ничем, впрочем, особо не выделяясь на фоне других жемчужин с данного компакта, а вот сменяющая его “Обида” рельефна и контрастна. Ритуальные d’n’b-перестуки “Пластики” эффектно дополняются пружинящим ритмом дарк-электро и расслабленными гитарными импровизациями. Из пыльного, утомлённого сверхсветовыми скоростями звездолёта мы попадаем в самый разгар садо-мазо-вечеринки, и такая неожиданная перемена бодрит и поистине освежает и без того словно по команде вставший по стойке смирно разум.

“Молчание” напоминает колкую изломанную индустриально-фетишную балладу, а в плане хитовости заметно возвышается над остальными сюитами с актуальной пластинки; “Всадники” и “Паутина Дня” – это самые авангардные номера на альбоме и, пожалуй, именно они заслуживают больше всего внимания и представляют самый больший интерес, “Я люблю тебя” фонова и повествовательна, а завершается всё причудливой джазовой интерпретацией “Твоих поцелуев”, которая воспринимается как отвязный трагикомический спектакль.

У “Жемчужин затонувшего города” очень самобытный, даже диковинный саунд, он непредсказуем, порой способен вселять почти благоговейный ужас ненароком попавшим в его саунд-плен случайным слушателям, а его мелодии и ритмы не так-то легко принять и полюбить, однако если вы будете достаточно терпеливы и позволите этим звуковым волнам свободно течь через вашу душу и творить свою музыкальную магию, очень быстро почувствуете, как перед вашим взором расстилаются прекрасные и невиданные ландшафты.

Все мои самые смелые ожидания по поводу актуального лонгплея полностью оправдались и, пожалуй, даже более того – диск оказался настолько монолитным, живым, органичным и свежим, что в его тёмных, поросших ракушками и морскими лишайниками лабиринтах можно на самом деле блуждать часы и дни напролёт, каждый раз натыкаясь на что-нибудь новенькое и не учтённое в ходе прошлых прогулок. Если вам хочется душевных и берущих за душу песен, лучше послушать Высоцкого или Окуджаву, а вот саунд-гурманы и любители музыкальных редкостей определённо будут довольны и надолго застрянут в этом подводном заповеднике.

Раньше я сравнивал N & B с Радой & Терновник, Оргией Праведников и даже Dead’ушками Бориса Гребенщикова, ну а сейчас сравнивать с кем бы то ни было желания не возникает: N & B повзрослели, окрепли, уверенно укоренились на своём собственном пути и активно развивают его. Вдоволь наигравшись и похулиганив на предваряющих выход полноформатника синглах, сейчас Сергей и Юрий очень сдержанны, сконцентрированы и по-настоящему профессиональны. Их мистика зацвела пышным весенним цветом, и всё указывает на то, что плоды у этого невиданного куста будут ещё более дивными, терпкими и сочными.

Рецензия на альбом проекта BATYGA "-1C" / "-1F"

11-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

История этого питерского проекта уходит корнями в не очень далёкое, но всё-таки прошлое, достоверных фактов о ранней деятельности BATYGA крайне мало, однако известно, что в закромах у состава есть целый ряд релизов, как минимум один из которых даже выходил на физическом носителе. Тем не менее, сам автор и единственный участник проекта Эдгар Топский не считает нужным делать из своего прошлого и былых достижений священную корову, а полагает настоящее и будущее куда более значительными и интересными, и нам остаётся только согласиться с ним и обратить внимание на новейший двухдисковый полноформатник, который только что вышел у его проекта и на самом деле говорит сам за себя: стильное оформление и интересные, несколько диковинные названия на самом деле привлекают внимание и интригуют.

Материала для нового альбома у Эдгара накопилось столько, что на один диск ему было никак не поместиться, релиз стал двойным, а каждая из частей получила своё собственное, действительно довольно причудливое, нужно сказать, название: “-1с” и “-1f”, а вот влияний джента, металкора и пост-хардкора, с которых начинал коллектив, ныне стало намного меньше: Эдуард пересмотрел свою музыкальную концепцию, несколько отдалился от Stigmata и Amatory, с которыми так часто сравнивали BATYGA раньше, а в итоге пришёл к довольно специфической разновидности прогрессивного металла, о которой мы с вами сейчас и поговорим.

Как известно, против природы не попрёшь, и радикально уйти от упомянутых коллективов проекту не удалось, и уже открывающая “-1c” композиция “Адель” во множестве содержит отрывистые металкоровые риффы, кричащие angry-войсы, рваные ритмы и иже с ними красоты и радости любителей джента и пост-хардкора, к которым автор добавляет нестандартные ритмические рисунки, неожиданные переходы и почти танцевальные синтезаторы. И вот что интересно: материал сегодняшней BATYGA звучит очень однозначно, даже грубо, почти топорно, но треки Эдгара в то же время не лишены очень лёгкой, полётной, чуть ли не попсовой напевности и своеобразного изящества.

Именно так звучит композиция “Ничего не исправить”, а сменяющая её “Аэропланы” интересно экспериментирует с жёсткими джентовыми гитарами, грузной ритм-секцией и воздушными альтернативными мелодиями. Автор очень уверенно чувствует себя в обращении с густыми синтезаторными партиями и нежными поп-мелодиями, а в итоге остаётся ощущение, что мы на машине времени перенеслись в студенческую юность, сидим по привычке у себя под одеялом, пытаясь сконцентрироваться на конспектах, в то время как один из наших соседей по комнате на всю врубил AMATORY, а другой точно так же на полную наслаждается хитами Иванушек International и Ромы Жукова. Побеждают в этой саунд-битве с переменным успехом то первые, то вторые, а чаще разнородные музыкальные концепции следуют параллельно, перекрикивая друг друга и наслаиваясь одна на другую.

Не стали в этом плане исключением и “Птицы над пеплом”, “Бурбон”, чуть более балладная титульная вещь и “Антидот”, исполненный совместно с человеком, скрывающимся за псевдонимом IP, где резкие отрывистые крики-взрыки Эдуарда легко и без проблем уживаются с его нежными, мечтательно-отстранёнными лирическими фантазиями, в ходе которых поёт он исключительно чистым и, стоит заметить, довольно высоким и сильным голосом. Темы песен многогранно-универсальны, но практически всегда остаются в рамках глубокомысленных и многозначных, но идеально простых для восприятия историй в духе классических романов Леона Вишневского и Пауло Коэльо. Что ж, вполне себе вариант того, как могут и должны звучать идеальные тяжелые хиты, которые будут нравиться даже скучающим домохозяйкам и несмышлёным тинейджерам.

Но не обошлось на “-1C” и без тяжкой бескомпромиссной агрессии. Именно такова “C O”, где проскакивает даже нецензурная лексика, однако заканчивается диск всё на той же лирично-нежной и почти балладной ноте в треке “Трудные 16”. А вот второй диск “-1f” и по стилю, и по подаче, и по эмоциональной окраске совершенно другой. Тяжести, экспериментов, меланхолии и даже психоделических веяний однозначно становится больше, и уже открывающая вторую пластинку “F-теория” предлагает нам куда более сумрачное и осеннее настроение и в точности так же посерьёзневшие и помрачневшие тексты. Голос у фронтмена однозначно хорош, и в той же, упомянутой уже выше “F-теории” отчётливо прорисовываются ходы и вокальные пассажи, характерные для творчества Витаса, что в обрамлении техничных Tool-образных проигрышей звучит на самом деле очень оригинально, свежо и интересно.

Угрожающая “Aбаддон” сокрушительна и тревожна, а по атмосфере близка к постапокалиптическим саундтрекам; “Мёртвый космос” экспериментирует с элементами пост-блэка, затем следует небольшая инструментальная зарисовка “-1f”, и вот второй диск уже выходит на финишную прямую, предлагая слушателям ершисто-сердитый металкор “Заряжены/Отвержены” и невероятно насыщенную и скоростную “Храни мою память”. Поп-веяния окончательно растворяются в наступающих подобно деревянным солдатам Урфина Джюса прогрессивных фишках и агрессивно-качающих риффах, однако особая лиричность и атмосферность проекта не уходит в тень, и чистоголосые распевки всё так же присутствуют в музыкальной палитре состава на постоянной основе за исключением последнего трека “Храни мою память”, который можно рассматривать как чистый взрыв эмоций и ярости.

Когда-то Кирилл Немоляев признался, что основной мотивацией для создания его проекта Бони Нем было осознание того, насколько хороши и великолепны на самом деле песни у многих поп-исполнителей, а также желание поделиться этими песнями с поклонниками тяжёлой и альтернативной музыки. Нечто подобное наверняка можно сказать и про BATYGA, не случайно ведь Эдгар делал каверы на Диму Билана, Джорджа Майкла, Тимати, Егора Крида и иже с ними, а его собственное творчество так смахивает на их материал, но, понятное дело, завёрнуто в куда более тяжёлый, бескомпромиссный и вообще принципиально иначе аранжированный материал. Автор не забыл про привлекающее внимание оформление, всё сделал правильно, и его и без того очень неплохой материал в итоге стал выглядеть как настоящая конфетка. Что тут можно ещё добавить? Всё адекватно и хорошо. И кстати, каверы у BATYGA на самом деле замечательные.

Рецензия на альбом группы Шаги за Окном

10-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Что нужно сделать народным стрит-панкам, чтобы наконец совершить необходимый прорыв и выйти на широкую аудиторию, стать по-настоящему признанными и принятыми у этого самого народа? Вероятно, для этого им стоило бы попробовать сделать что-то, чего от них никто не ждёт, спеть про войну в Персидском заливе, про мир в Багдаде или про “Войну и мир” Льва Николаевича Толстого. Или попробовать замутить экзистенциальную эпопею с привлечением всех возможных и невозможных жизненных средств, исторических экскурсов и online-трансляций. И ведь вполне себе тоже можно про войну и мир. Про войну, которая в скрытом, имплицитном виде всегда есть в любом, даже самом крепком и надёжном мире, и про мир, который можно обрести на любой, самой жестокой и кровопролитной, беспощадной войне, если жить по совести, не идти против себя и не играть в лукавые игры с вечными ценностями.

Чем больше времени проходит со дня Победы в Великой Отечественной войне, тем более далёкой и нереальной может казаться эта война современному поколению и тем с большей силой нужно напоминать о той победе и о том, какой ценой она была получена, чтобы вызвать у современного человека соответствующие чувства и переживания. В нынешнем 2019 году данный факт осознало ещё больше самых разных рок-музыкантов, а что более важно и ценно они решили помочь осознать это и своим слушателям: немцы Juno17 записали русскоязычный кавер на песню Булата Окуджавы “Бери шинель, пошли домой”, в сообществах наших рок-героев первой величины появились разнообразные аналитические посты, а народные панки и рок-бунтари из сибирской группы Шаги за Окном посвятили той колоссальной силе духа, которой обладали наши прадеды и деды, свою новую песню, обратившись к конкретной исторической теме, но значительно расширив её.

Насколько я знаю и могу судить, “Наш Сталинград” – это далеко не просто “ещё одна песня о войне” и вообще песня не совсем о войне, а скорее даже о мире, именно о ценностях. Композиция создавалась долго, а началось всё с того, что лидер группы Ворон пришёл к необходимости написать песню о том, как важно быть в нынешнем мире честным, прямолинейным, настоящим – быть самим собой и ни в коем случае не терять ту первозданную свободу выбора, свободу творчества, свободу личности, которая у нас есть. Постепенно наметилась параллельность и взаимосвязь с войной и в частности с реальными историческими событиями сталинградской битвы - Ворон и его сотоварищи обратились к историческим фактам, к соответствующей литературе и вывели в тексте на поверхность страшные нюансы тех суровых времён, попутно наполняя каждую строчку и каждый пассаж своим особым эмблематическим, почти математическим смыслом, оживляя и наполняя силой былые лозунги.

К примеру, строчка “Небо пылает, небо горит” отсылает нас к немецким бомбёжкам Сталинграда, когда большая часть города просто выгорела, плавилась сталь, но люди выстояли, справились, не сломались даже там, и тогда, когда не выдерживала сталь. Отсюда становится понятной и следующая строчка “Наши тела – это сталь и гранит, наши тела – это наш Сталинград” – авторы проводят параллель к той стальной, гранитной, нерушимой, на самом деле просто удивительной стойкости и убеждённости сталинградцев, которые позволили им выжить и выстоять в таких страшных нечеловеческих условиях. Вероятно, именно поэтому не прижился первоначальный вариант строчки, где вместо слова “тела” было слово “дела” – ведь при всей необходимости и значимости конкретных дел и поступков, намного важнее тот факт, что делаем мы все свои дела именно с помощью тел, с помощью этой осязаемой физической оболочки.

С тем чтобы добавить в свой новый трек особой, исконно русской аутентичности музыканты пригласили Андрея Амосова на перевес с балалайкой, благодаря которому партии самого русского инструмента и появились в итоге в песне. В остальном же “Сталинград” это типичный материал группы Шаги за Окном: быстрый, энергичный, зовущий и мотивирующий. Тревожное атональное вступление, немного отстранённые и задумчивые гитары и вот вступает знакомый голос и слышатся призывные строчки. “Наш Сталинград” это самая глубокомысленная с точки зрения инструментала, почти прогрессивная композиция группы, и даже мелодия “Во поле берёза стояла”, исполняемая на балалайке, звучит очень в духе арт-рока, уводя сознание слушателя в туманные дали, где творят Yes, King Crimson и Rush, а если прислушаться, на фоне можно расслышать перестук-хронометраж часов, аналогичный тому, что слышится в минуту молчания.

Кажется, что вряд ли существуют в мире более непримиримые и кардинально противоположные музыкальные направления, чем панк и прог-рок, но именно их решили соединить в своём новом патриотическом треке Шаги за Окном. Они взяли энергию и напор у панка, а арт-рок предоставил им меланхолию, рефлексию и вдумчивое отношение к риффам и гармониям. Конечно, ничего невероятно сложного и математически парадоксального в актуальном треке с точки зрения музыки нет, но сам подход к исполнению данной композиции у ребят однозначно артовые, художественные. На всём протяжении композиции параллельно присутствуют и точно так же параллельно развиваются две противоположные инструментальные линии, из-за чего возникает глубокое, почти подсознательное ощущение такой же глубокой экзистенциальной и метафизической параллельности нынешних событий и того, что было много лет назад.

В текстовом “Сталинград” с одной стороны следует в рамках уже установившихся собственных традиций группы, а с другой – уверенно вписывается в общие каноны отечественного рока и поэтических традиций таких титанов отечественной рок-сцены, как Цой, Кинчев, Бутусов и Башлачёв. Авторы проводят уверенную параллель между историческими событиями сталинградской битвы и современным рок-движением, а, соединяя воедино прошлое, настоящее и будущее, призывают своих слушателей оставаться людьми и бороться за сохранение в себе человечности, попутно напоминая рок-музыкантам и властителям дум об их высоком призвании в том чтобы направлять и подкреплять дух тех, кто им внимает с тем чтобы зажечь, убедить и наполнить соответствующей убеждённостью: “наши тела – это сталь и гранит, наши тела – это наш Сталинград; наши штыки – это наши сердца, наша земля – это наш Сталинград”.

В сети сингл появился с подзаголовком “17 июля 1942 - ... ... ..... Вечная память. Вечная борьба. Вечная жизнь. И рано ставить точку”, музыканты сразу же заявили о своём желании отпраздновать грядущую годовщину победы в сталинградской битве в феврале 2020 года и даже посулили в этот день подарки своим слушателям, что свидетельствует о том, что актуальный сингл для группы больше чем просто очередная песня, а на самом деле целая акция – глобальное желание объединить людей под знамёнами веры, убеждённости, подлинных ценностей. Косвенно указывает на этот факт и закольцованный характер композиции: в самом конце трека мы слышим в точности те же самые звуки, которые звучали в его начале, в сознании возникает ощущение вечного de ja vu, и именно в этот момент приходит понимание, что слушать трек на рипите можно бесконечно: конец намекает на новое начало, а начало уже содержит в себе конец.

Обложку нарисовала художница из Калининграда Александра Петрова, запись проходила в Красноярске, сведение делали в Нижнем Новгороде, круг замкнулся, и восьмого мая, прямо накануне Дня Великой Победы сингл и сопутствующий ему клип вышли в свободное плавание на просторы Интернета. Конечно, чисто музыкально данная композиция не является каким-то откровением, но в данном случае весь шарм актуального сингла заключается как раз в том, как прямолинейно и безапелляционно, поистине по-панковски, но в то же время по-рок-н-ролльному напористо и эпатажно авторы спели о вечных и непреходящих ценностях, о ценности человеческой жизни, о необходимости помнить о подвигах ветеранов – собственно обо всём о том, о чём так много, долго и настойчиво пели хиппи со своим “make love, not war”, но со страстью и с убеждённостью кинчевского “Красное на чёрном”.

Ведь панкам петь на такую тему действительно как-то не престало, и в этом как раз и заключается новизна, вызов, разрыв шаблона и, если угодно, эпатаж. Представить себе молодого Кинчева, который со страстью и надрывом, характерными для его бессмертного хита с альбома “БлокАда” вещает про Сталинград, далеко не так просто, как может показаться, а теперь нам и представлять ничего не нужно, ведь всё уже наглядно продемонстрировали Шаги за Окном, вокалист которых на самом деле весьма смахивает на “доктора Кинчева” образца середины 80-х. Чётко, с вызовом и с характерным, чуть нагловатым панковским апломбом фронтмен коллектива выплёвывает слова в микрофон, и к такой экспрессивной отповеди на самом деле не так уж просто не прислушаться (ну а что, не всё же немцам из Accept петь про Сталинград – нужно и нам сказать своё веское слово)

В сегодняшней спешке мегаполисов так легко забыть за всей этой современной показной мишурой праздников и нарочито громких слов, что суть того самого бессмертного подвига наших предков– это стремление любой ценой дать будущим поколениям (то есть всем нам и прежде всего как раз нам), возможность жить полной и подлинной жизнью, радоваться простым вещам, любить, творить, глубоко ощущать себя человеком и сознавать свою человечность. И в нашей повседневной суете так часто теряется смысл этого подвига, потому что далеко не каждый способен эту самую человечность в себе воплощать и по-настоящему жить, а иной раз реализовывает и являет идеи и качества прямо противоположные, о необходимости дальнейшей борьбы с которыми как раз и напоминают нам сейчас Шаги за Окном. И посыл ведь здравый, важный и нужный, актуальный, осталось дело за малым – понять, расслышать, воспринять и понять, что бой продолжается.

DRUKNROLL "Doomed Love"

Рецензия на альбом DRUKNROLL "Doomed Love"

10-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Саратовские брутальщики не устают терзать свои струны и звуковоспроизводяющую аппаратуру даже летом, когда всё ленивое прогрессивно-регрессивное человечество давно и дружно нежится в ... читать дальше →

Bojena Я Запуталась

Рецензия на сингл Bojena "Я Запуталась (Remake)"

09-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Лично меня Божена Войцешевска и её творчество привлекают своей безоглядной, какой-то подростковой, дерзновенной и хулиганской энергией, к которой парадоксальным образом ... читать дальше →

Сновидения "Прямо в Рай"

Рецензия на альбом группы Сновидения "Прямо в Рай"

07-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Аккурат в день защиты детей и в первый день нынешнего лета калининградский синт-рокер Денис Марков обнародовал альбом своего сольного проекта Сновидения. Умело раззадорив ... читать дальше →

Показать ещё