ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Nordland "European Paganism"

Nordland, European Paganism

04-06-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

NORDLAND - 2017
Pagan black metal / pagan metal
"EUROPEAN PAGANISM"
MORE HATE PRODUCTIONS / SATANATH RECORDS
Великобритания, Северо-Восточная Англия

Английский one-man проект представляет нам свой второй альбом. В отличие от дебютника, который был выдержан в жанре викинг-металла, сейчас перед нами настоящий паган-метал в духе Graveland. Три трека на 42 минуты, но это вам отнюдь не Moonsorrow! Музыка намного трушнее и злее, хотя и не менее мрачна и задумчива.

Неспешное начало первой композиции под названием “The Mointain” с побрякиванием расстроенной гитары лично меня как в бочку с холодной водой окунуло в атмосферу махрового язычества, где щиты, горы, козлиные черепа, волки, вороны, камни, кости, запах крови от сожжённых курганов, да молчаливые капища под проливным дождём. Если включать отдельные фрагменты из этой вещи, то может неслабо повеять депрессивом, однако депрессив тут специфический, и его направленность идеально иллюстрирует название альбома.

По сути блэка как такового тут и не так много. Эта музыка больше напоминает предельно сырой паганизм в его самой экстремальной и бескомпромиссно форме. Блэковые скорости включаются тут не так часто, а по большому счёту присутствуют среднетемповые атмосферные эпики с угрюмым скримом и эпизодическими быстрыми вставками. Именно такова двадцатисемиминутная “The Mountain” с величественным тремоло и неожиданными переходами, немного напомнившая мне по своим габаритным очертаниям наших соотечественников из Scald.

Вторая и третья вещь имеют более скромную продолжительность, но следуют в том же ключе, что и “открывашка”. “A Burning Of Idols” отличается чуть более резвым темпом и общей воинственностью, а “Rites Of Dawn” звучит не столько злобно и мрачно, сколь по-шамански ритуально. Кстати, если вам нравится классический “Hammerheart” от Bathory, но есть ощущение, что он мог бы быть помрачнее и позлее раз в триста, то Nordland, определённо, для вас.

Стоит упомянуть особенности звучания ударных, а, точнее, тарелок. Они у Nordland словно угри на сковородке - жирные, шипящие и довольно неповоротливые. Возможно, сделаны они именно такими, чтобы ещё более подчеркнуть принципиальную трушность и непопсовость проекта, треки которого смогут выдержать и понять только самые стойкие и проверенные в боях язычники. Не сказать, что композиции группы напоминают симфонии, но по сложности звуковых нагромождений они действительно недалеки от какого-нибудь Шнитке, хотя явных дисгармоний  и атональностей мной тут обнаружено не было.

Альбом имеет суровую окраску и неповторимый северный шарм. Тут действительно нет и намёка на коммерцию. Мелодий крайне мало, а на их месте удобно располагаются жужжание, тремоло, сбивки ударных и шипящие угри-тарелки. Тексты в лаконичном, но стильном 4-х страничном буклете напоминают поэмы Пушкина и Лермонтова про Мцыри и его соратников, и да - “European Paganism” действительно смахивает на тру-паган-оперу, но с одной только оговоркой: партии всех участников исполняет один человек, и они как две капли эля похожи друг на друга и изъясняются скорбными пропитыми голосами.

Думаю, если бы классический Immortal вдруг забросил свой сатанизм и чёрный метал вместе с ним куда-нибудь в тундру, да и стал бы нарезать языческую музыку, то “Blashyrhk” зазвучала бы примерно как второй альбом Nordland. Кто знает, возможно, это было бы и не так плохо. Ну а в целом альбом тянет на твёрдую “четвёрку”, чему в немалой степени способствует красочное и вообще в высшей степени приятное оформление. Не будучи большим поклонником подобного стаффа, я, тем не менее, с большим удовольствием слушаю и переслушиваю “European Paganism”, который для меня стал своего рода саундтреком для медитации и размышлений о суетности всего в нашем сером мире.