ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Фактория "Моё время"

05-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ФАКТОРИЯ
Релиз
"МОЁ ВРЕМЯ"
Год
2019
Стиль
Pop punk / pop rock / ska punk
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Поп-панк давно застолбил себе место самого позитивного, доброжелательного, лёгкого и жизнеутверждающего музыкального направления, и всё это вполне по праву: не стремясь доставать звёзды с неба и изобретать велосипед, поп-панкеры каждый день миллиметр за миллиметром делали этот мир чуть лучше и работали за улыбки и счастливые блики в глазах своих слушателей, расценивая их как самые драгоценные и приятные дивиденды, что само по себе было очень и очень похвально. Ну а что будет если эту идиллию приправить нужной долей здоровой романтики и добавить привкус вот-вот готовой разразиться всесокрушающей весны? Похоже, именно так рассуждали музыканты столичной группы Фактория, когда в начале нулевых стали работать вместе над своими первыми песнями, всё чаще и чаще уединяясь “в каморке что за актовым залом” своего родного ДДТ (*ДДТ – дом детского творчества).

Во время начала своего творческого пути авторы на самом деле учились в школе, и их кипучая подростковая энергетика была тем самым квантом оригинальности, который отличал Факторию от других и являлся их визитной карточкой, но время шло, ребята взрослели, меняли стиль, обращаясь то к хард-року, то к ска, совершенствовали свои инструментальные навыки и идеологические наработки, и вот перед нами их современное творение, где нам предлагается наиболее совершенная и зрелая модификация Фактории. Немного ска, немного харда, немного традиционной поп-панковой непосредственности, всё тот же teen-идеализм, с которого они когда-то начинали, – так звучит Фактория сейчас, и всё это нужно понимать в том смысле, что авторы по-прежнему остались верны себе семнадцатилетней давности, но постарались представить свои юношеские идеи в более презентабельном и универсальном виде.

Как водится, композиции с “Моего времени” имеют не слишком упёртую длительность, умещаясь по большей части в рамки двух-трёх минут, легки для восприятия, обладают достаточно резвым темпом и бодрой подачей, а вокал чист, прозрачен, нежен и благожелателен. Всё как всегда, всё как было когда-то у Bad Religion, Green Day, The Offspring и иже с ними, но чуть более осмысленно, разнообразно и по-весеннему. Что интересно, стартует альбом максимально хрестоматийно, и первые четыре трека звучат настолько канонично с точки зрения поп-панк стандартов, что каких-то откровений и чудес от диска не ждёшь, а вот дальше начинается магия и удивительные музыкально-онтологические перерождения. Антивоенный манифест “За мир” стартует с пространного интро в духе Lake Of Tears образца 2002 года, затем очень бодро заводит свою пацифистскую проповедь на фоне героических риффов, и в сознании что-то начинает сдвигаться.

Дальше – больше и интереснее. “Ты придёшь” балладна и душещипательна, почти саундтрекова и мистична: “Первый день весны с нами, только выпал снег ночью, Я пишу стихи сердцем, но не про тебя – точно; знаю, ты придёшь ветром, словно яркий луч солнца, где-то над твоим небом, где-то над моей ночью” - авторы всерьёз завладевают вниманием, уютно размещаются где-то глубоко в подкорке и уходить оттуда не собираются. “Прогулка” предельно коротка (всего 1:23) и этюдно-мимолётна, но в этом тоже её сила, и такая цепляюще-многообещающая анекдотичная недосказанность очень идёт Фактории. А далее нас ждёт типичный поп-ска-панк трек “Лето”, где в припеве не обошлось без неожиданного лирического хулиганства: “Лето: все девки раздетые по улицам бегают то туда, то сюда”. Признаться, я немного оторопел от такой не иносказательной и не очень-то романтичной прямоты, но мой интерес к альбому стал от этого только больше.

Предельно простой и беззастенчивый гимн детско-юношеской беззаботности в лице “Мир без печали и без бед” переходит в титульный трек, который расскажет нам в точности о том же самом и почти на той же самой ноте, разве что с чуть большей концентрацией грусти и тоски по безвозвратно ушедшим годам; интересная история в “Букве А” с её почти речитативом и меланхоличным басовым соло сменяется стремительной поп-панк-вечеринкой в “Первом Скором”, а завершается всё сокрушительным эпиком “Сентябрь”, который звучит как полноценный аудио-триллер: долгое вступление, неспешное и последовательно-основательное развитие, масштабные симфонические аранжировки, серьёзный текст и общий драматический подход – всё здесь свидетельствует о высоте размаха и глубине притязаний авторов, а результат напоминает саундтрековую поп-панк-оперу (такое бывает?).

Трудно придумать что-то новое в таком консервативном и предельно простом жанре, как поп-панк, но ребята из Фактории не теряют надежды найти своё собственное место под солнцем и выплавить собственный стиль. Изобретённый ими “романтический панк” хоть и не тянет на что-то абсолютно новое, самостоятельное и уникальное, но звучит приятно и задорно, а заимствования фишек из арсенала Distemper, 1,5 кг Отличного Пюре, Приключений Электроников и тех же The Offspring не кажутся набором случайно надёрганных цитат, а складываются в нечто цельное и не лишённое внутреннего единства. Если американцы из Metal Church  в начале 80-х молились металлу у себя на флэте, то Фактория сейчас похожи на чуть повзрослевших тинейджеров, которые отчаянно шаманят, чтобы вернуть себе свои вечные 17 и всячески изощряются в данном направлении. Что ж, людей с подобным желанием сейчас пруд пруди, может, чего и выйдет.