ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Anna D'Ark "Стоя над крышами"

22-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ANNA D’ARK
Релиз
“СТОЯ НАД КРЫШАМИ”
Год
2021
Стиль
Alternative rock / rave rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Я до сих пор не знаю, что такое рейв-рок, но знаю, что у них там, за бугром The Pretty Reckless, Тэйлор Свифт, Lafee и всякое такое, а у нас теперь – Анна Д’Арк. В отличие от большинства продюсерских проектов, Анна всегда сама сочиняла свои песни и вообще принимала самое активное участие в работе над своими релизами, концертами, клипами и визуальным имиджем, однако продюсерский лоск и обращение за дельными советами к профессионалам никто не отменял, и в итоге мы имеем сейчас очень качественный, фирменный и в то же время искренний и экзистенциальный современный рок с женским вокалом. Стильные фотосессии, мощные концерты, яркие синглы, а теперь ещё и совершенно новый полноформатник – Анна явно goes big.

Кстати, можете представить себе, что будет, если взять текст любимой песни, перевести его, скажем, на французский, потом перевести на древнегреческий, а потом то, что получилось снова перевести на русский? Вот примерно так звучит сейчас новый альбом Анны Д’Арк. Задиристый подростковый рок с тяжёлым гитарным фузом (привет Tractor Bowling, Lafee, The Pretty Reckless и Lacuna Coil), характерной тинейджеровской инфантильностью (параллели к ТаТу, Вилли Винки и Alizee замечены и оценены) и с социально-хитовыми текстами про то, что волнует современное подрастающее поколение в возрасте с 12 до 45, напоминает целую массу отечественных групп, но звучит как-то очень по-западному и вообще свежо и по-новому.

Эмоциональные придыхания Анны, жёсткий риффинг гитар и легкомысленно-радиоформатные синтезаторы делают своё дело. Не знаю, насколько оправданно в данном случае такое бескомпромиссное крошево дисторшна, этот торопливый галопирующий темп, сбивающаяся тахикардия ударных (будь я продюсером всего этого дела, я бы точно такое не допустил и не одобрил), но есть в этом что-то особенное и притягательное. То есть я имею в виду, что даже такой явный и достаточно прямолинейный металлический драйв не портит и не искажает изначальную задумку авторов, а наоборот подаёт её в очень привлекательном, интересном и интригующем свете, даже не имея практически никаких отсылок к ню-металлу и металкору.

Современные стандарты продакшна и реализации, блеск софитов и прямолинейные провокации пополам с действительно цепляющими мелодиями, хорошими ритмами, потрясающей натуралистичностью и по-настоящему проникновенными текстами – вот то, что вас ждёт на альбоме “Стоя над крышами”. Голос у Анны действительно простоват, но даже эта излишняя схематичность вокальных партий кажется в данном случае уместной и оправданной, словно дополняя её художественный образ и делая его более реалистичным и натуральным (а как ещё должен звучать голос вчерашнего тинейджера, который сражается один на один с жестоким миром?!)

Я могу сколько угодно говорить о недостатках этого диска, вскрывать параллели и даже явные заимствования, осуждать безотчётное желание авторов понравиться слушателям и буквально заставить их купить этот диск, придти на концерт, тыкнуть на “play” напротив случайно встреченной ВКонтакте рандомной песни Anna D’Ark, но в конце концов почему бы и нет? Иван Шаповалов тоже не был святым, а разного рода заморочек и переклинов у него было больше, чем у кого-либо из смертных, но ведь то, что он делал для ТаТу работало и делало нас счастливее! Работает оно сейчас и у Anna D’Ark. И я с огромным удовольствием прослушал “Стоя над крышами” четыре раза подряд, а на следующий день вернулся к альбому снова.

Можно сколько угодно критиковать этот релиз, но это не пустышка и не жвачка шоу-бизнеса. Я слушал его, отмечал про себя простоту и безыскусность отдельных фрагментов, желание идти словно танк напролом в других местах, а сам вспоминал дневники Джейн Биркин, “Белую свадьбу” с Ванессой Паради и целый ряд подобных культурно-психологических и даже философских феноменов. Различия мужчин и женщин, подростков (даже если им уже под 45) и взрослых, здоровых индивидов и невротических личностей – всё это можно без труда найти на этом альбоме, и это ярко, интересно, жизненно, увлекательно и в то же время абсолютно понятно как “я не хочу засыпать, чтобы увидеть тебя во сне”.

“Стоя над крышами” хорош и выразителен, более того, он характерен и при всех своих заимствованиях и параллелях кажется очень авторским, индивидуальным и свойственным времени. И совершенно не имеет значения, как это всё называется – рейв-рок, альтернатива, инди, просто рок, гитарная поп-музыка или как-то ещё – песни на пластинке хорошие, правдивые и запоминающиеся. Выстраданные. Даже если эта выстраданность стилизованная и надуманная (нет разницы, какая она, это не важно и не принципиально, ведь слова и образы достигают своей цели и заставляют слушателя следить за их развитием и сопереживать им). Хорошая работа, всё качественно и заслуживает самого пристального к себе внимания.