ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Код Судьбы "Навстречу новым берегам"

25-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
КОД СУДЬБЫ * * * * *
Релиз
“НАВСТРЕЧУ НОВЫМ БЕРЕГАМ”
Год
2023
Стиль
Indie rock / soft rock / hard rock / melancholic rock / atmospheric rock
Лейбл
CIRCLE FLAME RECORDS
Страна, город
Россия, Новоорловск

Для кого-то первое сентября – день знаний и поход на учёбу, для кого-то – начало нового жизненного периода или даже новой эпохи, а кто-то весь год только и делает, что ждёт осень и мечтает о том, как бы деревья снова окрасили свои кроны ало-золотистым багрянцем, а в воздухе запахло кострами и ностальгией, а для наших сегодняшних героев из группы Код Судьбы в этом дне слилось одновременно и первое, и второе, и третье, и именно первого сентября сего года вышел новый, и надо заметить, достаточно необычный, а также значительный для них альбом, а по настроению он получился очень рефлексирующим и осенним. И дело здесь даже не в том, как называется их свежий полноформатник, не в том, что ждать его пришлось целый год, а в том, как выросли в своём мастерстве за это время музыканты и какие песни смогли написать, чтобы затем обнародовать их в священный для каждого педагога День знаний (а лидеры группы Руслан и Ирина как раз педагоги).

Напомню, что первый официальный альбом Кода Судьбы “Всё пройдёт” вышел в конце 2020 года, затем они выпустили ещё один лонгплей “Полёт души”, где стало больше рока и бас-гитары, затем в 2022 году появился третий лонгплей “Ещё вчера”, но всё это время и на всём протяжении своего существования они ориентировались на эмоциональный, искренний, но в тоже время художественный гитарный рок, записывая под внимательным руководством своего бессменного директора, дизайнера, а заодно автора текстов и вообще уже практически отца родного Александра Гортовина очень личные и экзистенциальные песни, которые затем выходили на лейбле Circle Flame Records, который вы можете знать по релизам таких групп как Zемля Королевы MOD и Код-Дракона. Их песни были просты и даже безыскусны, но в то же время отличались невероятной честностью и прямотой, а в их текстах всё было так же просто и непосредственно, как это чаще всего и бывает в жизни.

Их первый и второй альбомы вышли с интервалом всего в полгода, прогресс между ними был более чем очевидный, группа росла и эволюционировала. Третий диск лишь упрочил эту тенденцию, а Руслан и Ирина не прекращали творческий процесс в рамках Кода Судьбы даже с рождением дочери, записывая в своей домашней студии новые песни и продумывая разные необходимые детали по поводу настоящего и будущего своего коллектива. Так в какую же сторону теперь движутся Код Судьбы, и о чём пишут песни? И вот тут-то и начинается самое интересное. На первый взгляд, отличия у их третьего и четвёртого альбома не столько радикальны (всё тот же гитарный рок, всё та же ритм-секция времён “Полёта души”), а изменения в данном случае уже не в форме, а в подаче, саунде, глубине и качестве звучания, но в данном случае именно эти качественные перемены стали основой своеобразия и притягательности их новейшего, осеннего альбома, что музыканты выпустили в день календарного начала осени.

Для создания своего актуального, четвёртого уже по счёту лонгплея участники Кода Судьбы обратились к мастер-классу Колки Алфимова, лидера группы Zемля Королевы MOD, с которым познакомились впервые за свою историю, и в итоге сами заметили, насколько улучшилось в итоге их звучание, чему были в немалой степени рады. Ну а если авторы рады, то и слушателям будет хорошо, и все будут довольны. И как раз именно так и получилось у нас в случае с альбомом “Навстречу новым берегам”. Я уже и раньше использовал в адрес творчества Кода Судьбы словосочетание «шикарный альбом», а сейчас они как будто продвинулись ещё чуть дальше по лестнице прогресса, и всё стало ещё лучше, не утратив при этом связи с классическим звучанием команды и их характерным авторским исполнением. Александр Гортовин написал текст для песни “Мечтай”, Константин Широков поделился текстами “Сонаты о Забайкалье” и “Счастья”, четыре песни предложил новый автор Владимир Плехов, а все остальные тексты написали сами Ирина и Руслан.

Мечтательная обложка с большим простором для глаза и зовущее название диска предполагают такую же свободолюбивую музыку, и участники Кода Судьбы не станут обманывать ваших ожиданий. Их чуть утяжелённый дисторшном рок звучит очень легко и полётно, а голос Руслана хоть и не отличается какой-то выдающейся техничностью, ухом воспринимается весьма благообразно. Кстати, первый трек на альбоме исполнен Ириной, и это очень приятное, по-настоящему атмосферное начало релиза (мне сразу вспомнилась подзабытая сейчас группа 33 со своим альбомом “Весь этот мир” и западные группы вроде Wishing Tree и The Mostly Autumn), вслед за которым следует уже по большей части материал, где ведущую роль уже исполняет Руслан, которому то и дело подпевает супруга.

А в общей сложности песен с ведущим женским вокалом в этот раз у Кода Судьбы три. Только что упоминавшаяся “Мечтай”, проникновенная, почти симфоническая и отличающаяся поистине кинематографичным размахом баллада “Соната о Забайкальи” (тут можно сделать предположение по поводу того, куда же всё-таки ездили в поход музыканты и куда они зовут своих слушателей) и чуть более лёгкая, повседневная и отчасти даже панковская “Лебединая верность” (в вокальных интонациях мне тут даже послышалось что-то от Юрия Хоя и от Кода Дракона, в трибьюте которому не так давно участвовал Код Судьбы), а воспринимаются они на фоне остальных, более традиционных композиций релиза как голос самой Осени, как та самая ожившая ностальгия, когда мы так романтичны, задумчивы и погружены в себя, а всё вокруг как будто обретает какой-то особый и потайной смысл.

Все песни на альбоме “Навстречу новым берегам” очень простые, светлые, неспешные и доверительные, и я бы даже сказал, что это всё бард-рок, но аранжировочно обогащённый до более плотных и жёстких рок-очертаний. Под такую музыку приятно шелестеть ногами по выпавшим листьям, радоваться осенней красоте и думать о большом и прекрасном. Музыка успокоения, тишины и рефлексии, и медитативная ритм-секция вкупе с вкрадчивым голосом тут как нельзя более кстати, и всё это настраивает слушателя на нечто тихое, взрослое и спокойное. «Мечтай, цени ночь и ветер, не бойся отправляться навстречу новым берегам даже в самую ненастную и осеннюю пору, общайся с людьми, старайся их понимать и будь верен своему выбору и своим словам, и будет тебе счастье» - как будто хочет сказать своим слушателям этот альбом, и всё это есть в нём.

Как вы уже, наверняка, поняли, это всё названия новых песен Кода Судьбы, и я не упомянул выше только одну из отработанных на альбоме тем – тему возвращения. Именно об этом нам рассказывают треки “Я вернусь” и “Возвращение” с рецензируемого сейчас диска. И рок-н-ролльная, почти танцевальная “Я вернусь”, и “Возвращение” напоминают нам о необходимости возвращаться к самым ценным и лучшим моментам своего прошлого, к родным и близким людям, к лучшим друзьям. А любое путешествие, как известно, рано или поздно должно закончиться, и друзья-путешественники возвращаются домой, каким бы увлекательным и головокружительным ни был их вояж. И, конечно же, об этом в том числе расскажет нам этот диск.

И, кстати, гитарная работа на альбоме напомнила мне даже Dire Straits и Криса Ри, что тоже было очень приятной и подходящей ассоциацией. Блюзовая атмосфера, ритмичный дисторшн, осенняя романтика и лёгкая грусть о прошедшем – вот, собственно, все основные составные части настоящего ритм-н-блюза, и все они присутствуют на рецензируемом лонгплее в очень выверенных и адекватных пропорциях. Даже в голосе вокалиста Кода Судьбы как будто присутствует что-то от Марка Нопфлера, а его ненавязчивая манера исполнения просто идеально подходит той лирике, которая присутствует на альбоме. Всё так просто, доходчиво, по-народному, с массой бытовых подробностей, и от этого ещё теплее, роднее и уютнее от этих текстов и песен.

Приятно видеть, как директор Александр Гортовин, уже давно ставший совершенно полноправным членом семьи Код Судьбы, всё так же принимает самое живое и всестороннее участие в их деятельности и творчестве, приятно замечать, как совершенствуется его поэтический стиль и эволюционируют лирические темы. Чем дальше, тем больше Код Судьбы превращается в настоящее семейное предприятие, где всё делается с душой и для души. Ну а я прослушал “Навстречу новым берегам” и на самом деле как будто сходил в большое и познавательное путешествие, после которого на душе стало светлее, чище и спокойнее, и это сладостное, слегка терпкое послевкусие было очень естественным и непротиворечивым.

Очень мудрые, жизненные и приятные песни, отличная подача о очень грамотные аранжировки. Альбом обязательно нужно добавить в закладки и иметь под рукой, а лучше приобрести на диске, чтобы при появлении соответствующего настроения тут же окунаться в этот релакс-водоём и залечивать раны в таком оазисе взаимопонимания и тепла. И неслучайно релиз заканчивается на такой светлой, жизнеутверждающей и даже немного легкомысленной ноте трека “Попробуй пойми” – возвращаться домой после долгой прогулки всегда приятно и радостно, а разговорный фрагмент в этом треке лишь в очередной раз подчёркивает всё то, что я написал выше про альбом: здесь всё действительно очень тепло, приятно, непосредственно и по-семейному.