ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл группы Insomnia Continuum "The Listeners"

10-08-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Английский язык при всей его схематичности и некоторой угловатости имеет ряд интересных и характерных особенностей, и одна из них - система времён. Как всё-таки чётко и показательно в инглише различаются простые (simple), длительные (continuous) и завершённые (perfect) действия и как порой бывает достаточно просто сделать отсылку к одному из них, чтобы подчеркнуть особенность протекания того или иного процесса – два-три слова, и вот уже всем понятно, просто ли ты попиваешь пиво время от времени, выпил ли пол-литра по дороге с работы или пьёшь прямо сейчас (режим “do not disturb”). Конечно, не стоит путать Гейне с Геймом, Гегеля с Бебелем, а present continuous и вообще слово “continuous” как таковое с континуумом, каким бы он ни был, однако атмосферу длительного и застывшего в этой длительности процесса название молодой столичной капеллы, о которой мы сейчас поговорим, передаёт действительно очень неплохо.

Уже само сочетание слов, образующее Континуум Бессонницы, с самого начала и по определению оставляет ощущение чего-то фундаментального, внушительного, подёрнутого пеленой некоей страдательности, но одновременно невыразимо таинственного и прекрасного. Каждый, у кого хоть раз была настоящая бессонница, знает, как тяжко и нудно длятся эти долгие ночные часы без сна, но в то же время мало кто станет отрицать, что есть в любой бессоннице своё особое очарование и удивительная прелесть. Как будто время замирает и тоже уходит спать, а ты один на один с пульсом Вселенной под нежные напевы серебряных звёзд всматриваешься в бездны бытия и видишь там то, что в суматохе дня увидеть и рассмотреть точно никогда бы не смог. Мистика, тайны, очарование, удивительные фантасмагории – всё это приходит на ум, когда слышишь о континууме бессонницы, и если у вас сейчас такие же ассоциации, то дебютный сингл этой команды вам наверняка понравится.

Чудесная обложка – это только начало того великолепия, которое ждёт нас в треке “Listeners”, а развивается действие в нём с учётом всех правил драматургии. Вкрадчивое акустическое арпеджио, чудесный голос вокалистки и нежные эфирные мелодии в начале композиции ненавязчиво располагают к себе внимание и заставляют следить за сценарием трека, а далее мистики и чудес становится ещё больше. Эта вещь ни на миг не перестаёт меняться и развиваться на всём протяжении своего звучания, то бросаясь в пучину гитарных страстей, то растворяясь в импровизациях и неоклассических инструментальных переливах, то вновь возвращаясь к камерному акустическому звучанию, но эта хамелеонистость и пластичность не кажутся надуманными и искусственными, как часто бывает у классических прог-команд, а оставляют ощущение очень естественной и органичной способности меняться, не изменяя себе.

Ну а мне “Listeners” напомнил сразу несколько любимых групп, среди которых Indica, Inkubus Sukkubus, Unshine, Elane и Faun, а структура трека и волшебные мелодии Insomnia Continuum оказали на меня поистине магическое воздействие. Очень понравилось, как вокалистка передаёт эмоции посредством своего пения, понравился тембр её голоса и интонации, которые имеют довольно много общего с вокальными данными весьма импонирующей мне Йонсу из Indica. Понравилось, каким мелодичным и по-хорошему непредсказуемым получился “Listeners” и как доходчиво, ненарочито и легко удалось музыкантам сделать свою песню такой по-эльфийски прекрасной и совершенно потусторонней, неземной, словно сотканной из лунного света и следующей странным и неземным законам (как будто Almora встретились с Estatic Fear, а где-то поблизости оказались Haggard, обслушавшиеся классических гитаристов вроде Андерса Сеговии).

В “Listeners” явно чувствуется основательность музыкантов и их ответственное отношение к своему делу, а помимо всего прочего есть ощущение, что участники Insomnia Continuum очень мало внимания уделяют современным музыкальным трендам, а варятся исключительно в собственном соку и “выпендриваются”, по словам Бодлера, не перед современниками, а перед Вечностью. Как и все настоящие сказочники, эти музыканты склеивают разбитое, возвращают безвозвратно потерянное и дарят надежду на чудо всем, кто в ней нуждается. Есть что-то глубоко экзистенциальное, жизненное и реальное в их музыке, что мне напомнило такие группы, как Блуждающие Огни и Feuerwind, а также свойственное им отношение к творчеству и к музыке как к части жизни, а не просто как к некоему автономному и изолированному занятию, которому предаёшься только в определённые часы и с определённым настроением.

Не люблю ставить высший балл синглам и тем более дебютным синглам, но в данном случае поступить иначе вряд ли возможно. Хоть и нельзя сказать, что “Listeners” совершенно лишён недостатков (звучание гитар всё ещё достаточно андеграундное и сырое), и группе явно ещё многое предстоит усовершенствовать и “подтянуть” в своей музыке, но уже сейчас я могу сравнить творчество Insomnia Continuum c тем, что делают Cellar Darling, Auri, Eleine, а, может, и поставить выше них. Даже у таких состоявшихся и именитых композиторов, как Туомас Холопайнен далеко не всегда получается создать эффектную “вечнозелёную” мелодию, а затем адекватно вплести её в мистерию фолка, симфонизмов и неоклассики – здесь действительно не обойтись без вмешательства потусторонних сил и без некоторой доли везения и абсолютного мастерства, но звёзды явно благоволили Insomnia Continuum. Магия сработала, чудо произошло.

Рецензия на альбом группы Sibireal "Blood Color Sky"

08-08-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вездесущий Александр Горбанёв помимо участия в своей изначальной великолукской команде Тиран и непременной вокально-инструментальной помощи собственному коллективу своего гитариста Мошны под названием Школа Рока, с достаточно давнего времени музицирует и занимает пост вокалиста в таинственной сибирской формации Sibireal, которая сейчас, наконец, разродилась своим дебютным полноформатником. Тот же страшный рогатый череп, что и на дебютном EP, те же русскоязычные тексты за англоязычными названиями треков – проект демонстрирует дивную верность своим идеалам, и упорно гнёт ту же самую линию, с которой и начал свой тернистый путь.

Хороши выходят дигипаки у Wings Of Destruction: даже не имея совершенно никаких симпатий к группе, многие наверняка не устоят перед чарами этой глянцевой лакированной красоты и купят себе “Blood Color Sky”, как купили последний полноформатный диск Empheris или диджик Hatecrime. Просто для коллекции и с тем, чтобы потешить врождённое чувство прекрасного. Лично я вертел в руках и рассматривал новейший диск Sibireal минут двадцать, прежде чем закинул его, наконец, в CD-лоток и начал слушать, а впечатления от визуально-тактильного знакомства с конвертом всестороннее повлияли на последующие аудиальные восприятия.

Кое-где про Sibireal пишут как про трэш-дэт, а кое-где их именуют блэк-металлом, и всё это правда, хотя правильнее было бы всё-таки классифицировать деятельность команды как просто трэш-блэк с некоторым стилистическим прибабахом. В музыке команды намешано много чего, и все разномастные и разнокалиберные влияния сменяют друг друга на этом восьмитрековом альбоме очень спонтанно и алогично, да и сам альбом показался мне таким же, словно иллюстрирующим с помощью звуков и вокальных бульканий столь любимую в наше время многими бывшими мизантропами и разного толка экстремалами теорию хаоса.

Но если даже красота бывает та, а бывает и не та, то ведь и хаос хаосу – рознь, а в случае с “Blood Color Sky” мы имеем дело с вариантом типа “и вот я семь недель не брился, восемь суток ел грибы, стал похож на человека героической судьбы”. Играть такое должны отшельники-шаманы, которые долго и основательно сидят на диете из виски, угара и дьявольского рок-н-ролла, а в итоге уже совершенно не заботятся о каких-либо коммерческих аспектах, а просто знай себе нарезают свой сумрачный природный материал и видят всё исключительно в своём собственном искажённо-полунездешнем свете, предпочитая танцы с бубном всем иным земным радостям.

Музыка группы очень напоминают ту диковинную кракозяблу, которая злобно ощерилась на обложке компакта, теряя во множестве свои глаза и, кажется, не особо замечая эти потери. На фиговину с обложки можно долго смотреть, но так и не понять, что это такое и где там что, вот так и с музыкой Sibireal: то она похожа на каноничный трэш-блэк поляков из Empheris, то напоминает творчество готичных дэтстеров из Sentenced времён “Amok”, то воет эпично и патетично в духе викингов и паган-фолкеров, а то пускается в авангардные размышления вроде тех, что любили Voivod и Carbonized. А ведь я даже ещё не упоминал о сходствах с основным коллективом Тирана!

А главная радость и достоинство альбома – это тексты. Тиран превзошёл сам себя и срифмовал на удивление красивые, эпичные и нетривиальные образы, за которыми угадывается очень неплохой интеллектуальный бэкграунд, нетривиальное восприятие реальности много обнажённых личных переживаний. Увы, на слух что-то понять и разобрать у Sibireal практически нереально, все слова и впечатляющие метафоры тонут в агрессивном, гипер-скоростном и абсолютно неразборчивом бульканьи Александра, однако счастливые обладатели физической копии компакта лишний раз порадуются своему решению приобрести диск, ведь они смогут в полной мере насладиться глубиной и красотой лирики альбома:

“Но я хочу узнать,

Хочу понять, зачем,

Ты указал мне дверь и замер перед ней.

Зачем привёл сюда,

Если не хочешь ты,

Чтобы и я познал

Твой гений пустоты.

Хаос, в твоём молчании слышу бурю.

Бездна в твоих глазах рождает звёзды.

Но ты боишься меня,

Глотая жадно ужас

Моих безвольных губ

Безмолвно-дикий шёпот.

И небо унесёт

В своих рубинов ширь

Момента этого

Мятежные раскаты”

Sibireal – “Blood Color Sky”

Тексты даже не портит тот простой факт, что они совершенно ни о чём и одновременно обо всём, а эти красивые литературные пассажи большинство слушателей и интерпретаторов просто не поймут, а каждый из тех, кто поймёт, сделает это исключительно по-своему и, вероятно, очень и очень превратно. Стихи Тирана для Sibireal хороши просто как данность, как явление природы, которое можно никак не оценивать и не характеризовать (да и бессмысленно как-то оценивать). Не хочу никого хвалить или ругать, но лирика Sibireal – это определённый уровень, и даже если на секунду допустить, что никакого смысла в этих строках нет (что далеко не так!), а всё это только интеллектуальная спекуляция, всё равно эти поэтичные слова говорят сами за себя, и речь их весьма весома и основательна.

“Жаркий огонь отбросит тени

Былых утрат на скалы

Завтрашних бурь, неся смятенье

Страхам моим. Но крепнет

Воля моя, стеля обрывки

Памяти на распятье

Чистых идей, попранных днём,

Давшим слезам силу прозренья”.

Sibireal – “The Way Of Ego”

Участники коллектива свято чтут первое правило шоубизнеса не работать с детьми и с животными, а старательно и очень по-взрослому наводят своим сибирско-шаманским этно-трэш-блэком ужаса и страха на потенциальных слушателей. Если слушать этот диск, не имея под рукой вкладочки с текстами, очень запросто можно потеряться и заблудиться, увязнуть, точно в болоте, в этой иррациональной и нелогичной кашеподобной буро-зелёности, и только лирика всё расставляет по своим местам и указывает, как следует воспринимать все эти разрозненные блэковые страшилки и куда направляться в этой кромешной непонятной мгле. Интересный альбом, отличная реализация, превосходная лирика, хотя всё это довольно авангардно и очень на любителя.

Рецензия на мини-альбом группы Waking Dream "Peculiarities Of Evolution!!!"

07-08-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В студенческие годы мне не раз доводилось заедать пиво сушёными бананами и тортом, а коньяк мармеладом. Нонсенс? Извращение? Кошмар? Возможно, это было и первое, и второе, и третье, но душа моя и сейчас порой требует смешения любимых вкусов и неожиданных гастрономических аттракционов, а в моём меню до сих пор пиво иногда чередуется с конфетами, а вино с грейпфрутами. К чему это я? Сейчас поймёте, ведь новейшее EP-творение заглянувшей к нам на огонёк как раз в этот самый момент группы наверняка покажется вам таким же диковинным и сюрпризным по вкусу!

Я давно взял на заметку московских вкусовых гурманов из Waking Dream, и уже сказал немало добрых слов по поводу их EP “Castle Of Fear” (2016) и полноформатника “Серпантинная Дорога” (2017), а сейчас настал черёд их очередного творения, которым стал мини-альбом со странным и громоздким названием “Peculiarities Of Evolution!!!”. Не знаю, как у вас, а у меня первой ассоциацией была параллель с известнейшим советским мультфильмом про Бременских музыкантов (где ещё в наше время можно увидеть поющих петухов-рокеров), а затем эта ассоциация ещё более укрепилась, хотя и обросла по ходу дела рядом нюансов и уточнений.

Да, они снова всё начали с нуля и снова всех удивили! По части хамелеонистости на нашей тяжёлой эстраде, Waking Dream могут запросто дать форму кому угодно! После тяжёлых, мрачных, возвышенных и почти симфонических пируэтов “Castle Of Fear” и простовато-юмористических скетчей “Серпантинной Дороги” от них можно было ждать абсолютно всего, что угодно, но только не такого сладкого, нежного, отвлечённо-романтического и пронизанного атмосферой древнего диско-металла материала, который они представили на правах собственной музыкальной эволюции на “Peculiarities Of Evolution!!!”.

Waking Dream образца 2020 года окончательно укоренились на своём трёхногом табурете, где за равновесие отвечают в равной степени риффовый хэви-метал, ска-панк и хулиганский рок-н-ролл, а их коктейль теперь кажется ещё более фирменным и впечатляющим, ведь в нём всё отчётливее проступают оттенки диско, хорошей европейской поп-музыки 80-х и даже фолка в духе Fairport Convention. “Легко и даже изящно” - это определённо про “Peculiarities Of Evolution!!!”, ведь Waking Dream по-прежнему делают ставку на мечтательный женский вокал, жёсткий танцевальный отрыв и самое категорическое музыкальное разнообразие, которое только возможно.

Слегка легкомысленные, но освежающие нотки цитруса встречают нас в первые секунды звучания открывающей пластинку “A Hit Song”, винтажный рок-н-ролл выходит на сцену в “Broken Heart”, инопланетное танго обрушивается на слушателя в “Gift Frenzy”, а завершается всё ещё одним бодрым и свингующе-задиристым тяжёлым буги, в роли которого выступает, как вы поняли, титульная вещь. Может быть, у вокалистки этой группы и не самый сильный голос, но спектр тех чувств и эмоций, которыми оперирует Ольга, далеко не мал, а запомнить и узнать потом её тембр вам наверняка не составит труда, поёт ли она на русском или на международном английском.

Кстати, лично мне вокальные упражнения солистки Waking Dream Ольги Карбушевой напоминают фронтвумен британцев из Inkubus Sukkubus и сейчас на “Peculiarities Of Evolution!!!” эти параллели и ассоциации стали ещё более сильными и явными, что меня очень порадовало. При том, что мистика и таинственный туман, свойственные “Castle Of Fear”, ныне практически бесследно канули в Лету, едва уловимые колдовские мотивы всё равно можно проследить на рецензируемом EP то тут, то там, и причина тому - как раз эти самые вокальные отголоски-отсветы в сторону английских певцов язычества, столь неравнодушным к инкубам и суккубам.

Не могу сказать однозначно, нравятся ли мне больше англоязычные Waking Dream или русскоязычные, но English-модификация коллектива определённо звучит гармоничнее и интеллигентнее, фирмовее, в то время как во времена русскоязычной “Серпантинной Дороги” Waking Dream казались проще и доходчивее для человека, выросшего в наших родных российских реалиях и априори воспитанного на русском роке. Не знаю, насколько остались в прошлом тематика “Противостояния” и “Насилия в семье” (кавер на Пневмослон, который вошёл на альбом Waking Dream 2017 года), но сейчас “пробудители” выглядят как совершенно другая группа.

Ассоциации с Flogging Molly, Bad Religion, Distemper и олдовыми железными группами бескомпромиссного хэви-металла, которые толпились у меня в сознании, когда я слушал прежние релизы Waking Dream, никуда не исчезли, но сейчас к ним добавилось что-то ещё более искристое и сумасшедшее, рок-н-ролльное и почти инопланетное, что по определению вызывает в памяти ранее творчество Жанны Агузаровой. Да, “железа” и металла сейчас уже чуть меньше, а разнообразия, диско, поп-мелодий и первозданного рок-н-ролльного драйва чуть больше, но это всё те же Waking Dream, которые гарантированно разбудят ваших соседей в любое время ночи.

А теперь забудьте всё, что я говорил про эту группу раньше, ведь сейчас я скажу иначе: “Peculiarities Of Evolution!!!” – это The Runaways, Pat Benatar, Bitch, Blondie и The Cranberries в одном флаконе. Нахрапистая панковая энергетика “беглянок”, металлическая основательность Bitch (помните их хит “Hot And Heavy”?!), изящные мелодии Пэт Бенатар, хард-н-диско-всеядность Blondie и хипповская утончённость “ирландских клюковок” – всё это в равных пропорциях присутствует на новейшем минике Waking Dream, но совсем не оставляет ощущения мишкиной каши, в которую вбухали всё, что возможно, и довели таким образом до кондиции некондиции.

Waking Dream не просто остаются верны себе и вышли сейчас на новый уровень исполнительского и аранжировочного мастерства - они смешали массу моих любимых групп из 80-х и заставили этот коктейль звучать свежо, зажигательно и современно. В итоге у них получился просто отличный EP, который словно создан для того, чтобы увидеть свет на семидюймовой виниловой пластинке и пополнить коллекцию ценителей упомянутых выше рок-идолов первой величины. Не думал, что когда-нибудь услышу всё, что только бывает хорошего и лучшего в поп-диск-рок-фолк-хэви-металле и рок-н-ролле в одном месте и в одно время, но эти задорные москвичи убедили меня в том, что невозможное возможно.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N6 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на сингл проекта Мистер Кто! "Выбор"

07-08-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Очень непростой теме решил посвятить свой четвёртый сингл импозантный тюменский коллектив под предводительством таинственного рок-н-ролльщика, предпочитающего до поры оставаться без имени, лица и других опознавательных знаков. Давно известно, что чем больше у нас в жизни появляется возможности для выбора и возникает подобных альтернативных ситуаций, тем жить нам тяжелее и сложнее, а иной раз проблема выбора настолько тяжела, что мы впадаем в ступор, анабиоз и летаргию в попытках определиться между тойотой и ауди (или как в моём случае между покупкой дискографий Protector и Demolition Hammer, хех).

Сам Мистер Кто! в нашем недавнем интервью обещал в треке “Выбор” эксперименты со звучанием и совершенно новый курс, ещё не знакомый слушателям проекта, однако я не назвал бы эту вещь такой уж радикальной инновацией для данного коллектива. Конечно, “Выбор” – это уже не стопроцентный рок-н-ролл, а скорее тяжеловесный блюзовый хард-рок в традициях White Snake и отчасти Led Zeppelin, но узнаваемый почерк аристократа в цилиндре никуда не делся и узнаётся, как и прежде, на раз-два: раз – мы имеем всё тот же слегка раздолбайский, но подкупающий своей искренностью вокал; два – всё те же простые и чёткие риффы и соло.

Конечно, гитары потяжелели и уже не кажутся такими юркими и танцующими, стало больше основательности, а драйв уверенно переключился на следующий уровень осмысленности и стал теперь весьма осмотрительным и осторожным, но всё равно спутать с кем-то “тюменский бит” Мистера Кто! вряд ли представляется возможным даже после пяти стаканов забродившей индийской колы, когда ни один медик и эксперт не гарантирует вам отсутствие капитальных побочек и галлюцинаторных эффектов. Даже несмотря на то, что “Выбор” куда серьёзнее “Инженера” и тем более “Напряга”, он не кажется нудным и заунывным.

И это при том, что повествование в песне строится по одной и той же, очень хрестоматийной, надо сказать, схеме, однако даже такой менторский нарратив без проблем раскрашивается в цвета буги-праздника и рок-н-ролльной вечеринки благодаря иронично-харизматичным интонациям Мистера и его манере преподносить даже самые обыденные и повседневные вещи как какой-то курьёз и большущую невидаль: “бывает всё нормально, целый день танцуй и пой, ну а ты смотришь на дно бутылки, бывает, что до счастья можно дотронуться рукой, ну а ты прибит гвоздями к стенке” – согласитесь, нечто подобное знакомо каждому из нас и время от времени имеет свойство происходить и случаться.

Сколько ни старалась Мадонна, скандируя своё “Papa, Don’t Preach”, Мистер Кто! всё равно скандирует сейчас громче: “Выбирать не торопись, впереди вся твоя жизнь!”. А ведь если есть такой стиль, как AOR, одним из вполне официальных переводов аббревиатуры которого является adult oriented rock (“рок, ориентированный на взрослых”), то почему бы не ввести особый термин, обозначающий рок, созданный взрослыми, желающими научить своих подрастающих чад уму-разуму? Не знаю, как бы такое определение могло бы звучать, но точно знаю другое - если кто-то что-то подобное всё-таки придумает, то Мистер Кто! вполне сможет возглавить данный тренд.

Пока я излагал вам тут свои соображения по поводу новейшего трека Мистера Кто!, мне самому стало казаться, что в данной вещи всё настолько хорошо, что просто отлично, а попутно даже как-то взгрустнулось, что в ноябре автор пообещал раскрыть свою социальную инфу, поведать общественности своё имя и выложить фото – не будь всего этого и продолжай Мистер Кто! по-прежнему творить в режиме инкогнито, можно было бы запросто сочинить легенду о том, что Элвис и Клифф Ричард не умерли, а лишь инсценировали свою кончину, перебрались на пмж в РФ, выучили русский язык, да и запустили вот такой совместный рок-н-ролльно-хулиганский бэнд.

Мистер Кто! – это минимализм, возведённый в абсолют и доказавший, что для хорошей вечеринки и отличного настроения нужно совсем немного: заводная музыка, доступный текст, харизма автора и наше желание этого самого автора немного послушать. Не случайно музыкант решил издать свой готовящийся полноформатник на виниловой пластинке – думаю, что воспроизводить и воспринимать такой материал действительно крайне желательно на виниле, но даже в урезанном варианте плеера ВКонтакте он звучит совсем неплохо. Выбирать с умом, радоваться простым вещам, ценить то, что имеешь, ни в коем случае не забывать отдыхать и никогда не унывать – это то, что так старается сообщить нам посредством своих песен тюменский проект Мистер Кто!, и все эти вещи мне кажутся вполне здравыми и достойными внимания.

Рецензия на альбом группы Выжившие "Зов Припяти"

05-08-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта неординарная металлическая капелла существует уже восемь лет, но свой первый полноформатный залп представляет только сейчас. Ребята не зря тянули с лонгплеем сколько только могли и всеми силами оттягивали момент выхода пластинки, явно стараясь всё сделать на высшем уровне и не упасть в грязь лицом, поскольку альбом у них действительно получился мощный и цельный, хотя и не лишённый недостатков. Хотя по поводу последних я бы сказал, что как раз недостатки, некоторая “полевая сырость” и нарочитая проржавленность инструментала в данном случае стали тем решающим фактором, благодаря которому “Зов Припяти” звучит так натурально и жизненно.

Итак – как вы уже наверняка поняли, перед нами концептуальный диск от такой же концептуальной команды, которая приглашает нас с вами в путешествие по заброшкам и местам с повышенным радиационным фоном, предлагая на час почувствовать себя сталкерами, рискующими жизнью в поисках ценных артефактов и избегающих таинственных ловушек и сулящих страшную и неминуемую гибель локаций. Мировоззренческая Вселенная Выживших – это мир, полный опасностей, непредсказуемых поворотов и невероятных находок, где верность слову и дружба – уже не просто хорошие качества, а необходимые условия выживания.

Грувовый трэш Выживших отличается качёвой основательностью и неторопливой постапокалиптической угрюмостью, а злой скримо-хрип в традициях Necrodeath и Legion Of The Damned добавляет этому студенистому болоту риффов и злости необходимый квант динамики и эмоций. В плане инструментала команда находится на рубежах, которые защищали в начале-середине 90-х Overkill, но специфика вокальной работы их фронтмена автоматически переносит коллектив на одну полку к злобным исчадиям трэша, где в числе завсегдатаев и vip-персон числятся Invocator, Messiah, Raise Hell и уже упомянутые Necrodeath и Legion Of The Damned.

Альбом у Выживших получился на удивление разнообразным и нескучным, а русскоязычные тексты хорошо вводят слушателя в тему аномальных зон, неожиданных казусов и смертельных форс-мажоров сумрачных зон отчуждения. То страшно, то почти комично и в духе олдскульных хоррор-комиксов диск ведёт своё повествование сквозь тернии и полуразрушенные коммуникации опустевших городов, и этот положенный на музыку рассказ во многом напоминает книгу или хороший триллер с непредсказуемым сюжетом и острыми перипетиями сценария. Олдскульный дисторшн Выживших, наверное, не сильно вяжется с их декларируемой кинематичностью, но факт в том, что он прекрасно её дополняет!

Чего-то подобного я ожидал лет десять назад от группы Изморозь, когда готовился в первый раз послушать их альбомы, но тогда меня подстерегало жёсткое разочарование, а глупости-нецензурности Бельфа сотоварищи абсолютно не вязались в моём представлении с весёлым и активным отдыхом реального действия, которого я ожидал от их произведений, поверив рецензиям, рекламщикам и пресс-релизам. А вот Выжившие справляются с 3D-погружением своих потенциальных слушателей в пучину фантазий и фантазмов намного лучше. Их шутки хоть и балансируют на грани, но никогда не переходят какой-то заветной черты и не срываются в ад обрыганства и деградации, а рельефных гитарных атак у них в разы больше.

“Апокалипсис уже настал, стоит только посмотреть вокруг” – утверждают Выжившие, а я могу лишь добавить, что, если вы относите себя к интровертам или просто вам не очень хочется выходить из дома, то этого можно и не делать, ведь для осознания факта повсеместной Кали-Юги можно просто включить “Зов Припяти” и внимательно его послушать. Ожившие мертвецы, заканчивающееся в самый неподходящий момент пиво, весёлая пати в радиоактивном баре “100 рентген” и бесконечные игры на выживание не дадут вам перевести дух, пока звучит этот лазерный апокалиптический кошмар, но вы вряд ли будете разочарованы.

Тяжёлая металлическая дискотека в стиле Выживших – это грузные риффы, железный кач, много юмора и самоиронии, а базируется это всё на горячей увлечённости участников коллектива сталкерской тематикой. Не обошлось без некоторой наивности и угловатости, но содержание релиза всё равно вышло очень сбалансированным и цельным. Совместные гастроли с мастерами футуристического индастриала из Anckora не прошли даром, и Выжившие в ходе этих концертных вылазок смогли набраться опыта и научиться представлять свои идеи самым эффектным и впечатляющим образом, а вокалистка Anckora Катрин даже помогла Выжившим с сэмплами.

На рецензируемом альбоме можно без труда найти все основные характеристики типичного отечественного тяжмета в духе раннего Крюгера, но в данном случае это совсем не плохо. Участники Выживших не стали пытаться достучаться до перекормленной западной аудитории, а сделали всё на русском, по-русски и от широты хлебосольной русской души, что привело к созданию очень добротного, доходчивого и яркого релиза с отчётливыми нотками классики Стругацких и с характерным интеллектуальным подтекстом, свойственным отечественной фантастике “ближнего прицела”.

Выведенный на первый план вокал, эффектные риффы, фонтаны энергии, классические песенные структуры и актуальные темы в текстах (в треке “Мёртвые умеют ходить” речь идёт о таинственном вирусе, изобретённом учёными, которые, как обычно, “хотели как лучше, но получилось как всегда”) – это главные экспонаты из того набора плюшек, благодаря которым “Зов Припяти” обязательно нужно рекомендовать каждому, кто любит экстремальный трэш на русском и не равнодушен к активному времяпрепровождению на концертах под качающий железный бурелом. И хотя трэш с синтезаторами - не самая распространённая штука, звучит он у Выживших внушительно.

Альбом имеет достаточно нестандартную структуру, стартуя с инструментала и до окончания хронометража внедряя на диск ещё одну предпоследнюю инструментальную сюиту, но, возможно, именно в силу такого особого концептуального построения диск интересно слушать именно от начала и до конца. Даже не смотря на то, что некоторые из попавших на альбом треков я уже слышал в формате синглов, пролистывать треки желания у меня не возникало, а больше всего впечатлили на диске зажигательная “The Divide”, среднетемповая “Грешный мир” и полубалладный эпик “Выживший”. Отличный подарок любителям современного грув-трэша и таких групп, как Insidious One, Murder District, а также их западных прообразов-вдохновителей!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N6 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на сингл проекта Rosslyn Chapel "Le Credo De Woland"

03-08-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Про то, что метал является религией, Manowar, Saxon и Metal Church говорили ещё в лохматых 80-х, а сейчас в эпоху цифр и гаджетов, когда вовсю творят Ghost, Biorate и Powerwolf, данная тенденция ещё более набрала силу и раскрутилась по полной. Не песни, а псалмы; не тексты, а молитвы; не концерты, а проповеди – всё это можно в той или иной степени сказать о каждой из перечисленных групп, и именно в данный тренд решил вписаться начинающий авторский проект Rosslyn Chapel, который сейчас представляет свой новейший, второй по счёту сингл.

Своим названием Rosslyn Chapel обязаны таинственной росслинской капелле, что где-то в провинции Шотландии, а в плане музыкально-лирической идеологии ориентируются на упомянутых уже выше оборотней из Powerwolf, добавляя к их одиозному католическому металлу элементы симфо-блэка, мдм, модерн-металла и даже металлического фолка. В отличие от групп вроде Batushka, у Rosslyn Chapel нет прямых литургических заимствований из христианских богослужений, а всё начинается и заканчивается общей атмосферой соборной монументальности, однако и этого в итоге оказывается более чем достаточно для создания надлежащего настроя.

Как я уже упоминал, на данный момент коллектив выпустил всего два сингла, однако потенциал команды заметен невооружённым глазом, а кроме того уже сейчас вырисовывается единая концепция творчества коллектива, ведь стало известно, что Rosslyn Chapel готовят большой мюзикл (заметьте, не рок-оперу, что стало так модно в последнее время, а именно мюзикл) по “Мастеру и Маргарите” М.А.Булгакова, составными частями которой и являются “Ангажемент” и “Le Credo De Woland”, о последней из которых мы сейчас и поговорим.

Впечатляющие хитросплетения беснующихся металлических риффов и патетических оркестровок создают, дополняя друг друга, настоящую музыкальную мистерию, где сила и гордость, доблесть и честь являются двумя сторонами одной монеты, а великий магистр чёрной магии кажется уже не просто карикатурой и схемой, а предстаёт как живой и конкретный индивид. Настоятель Rosslyn Chapel бросил все свои силы и имеющиеся в его распоряжении средства художественной выразительности на то, чтобы максимально жизненно и убедительно нарисовать образ Воланда, что ему действительно удалось.

Вокальные отсылки к Мессии Марколину, тяжеловесные риффы в традициях дум и дарк-металла, не всегда безупречная, но всё равно довольно неплохая вокальная драматургия и помпезные органные россыпи звучат впечатляюще, гитарная техника и соло не отстают от них, а я по ходу прослушивания думал даже не о сходстве с Powerwolf, а вспоминал о классических релизах любимцев из Crimson Glory (особенно “Transcendence”), Savatage (в частности поздние релизы и такие вещи как “Comissar”) и Queensryche, что было во многом сюрпризом для меня самого.

Но, увы, как говорят бывалые строители, всё, что казалось таким невесомым, становится мешками с песком, и данный факт, к сожалению, является источником не самых сильных сторон Rosslyn Chapel. Адекватно соединить воедино столь много разных музыкальных жанров, объединить разные инструментальные линии, а затем хорошо и грамотно свести всё это – задача не из лёгких даже для спецов из Morrisound, а начинающему андеграундному исполнителю самостоятельно разобраться во всей этой бездне нюансов на самом деле очень даже непросто.

По ходу прослушивания треков Rosslyn Chapel меня не покидало ощущение, что я стал свидетелем рождения пусть контролируемого и разумного, но всё-таки хаоса. Размах, амбиции и задумки коллектива впечатляют, но для того чтобы этот грандиозный колосс выглядел соответствующим образом, проекту на данный момент всё ещё не хватает детальной проработки составляющих и внимания к используемым ингредиентам. В их музыкальной фантасмагории много магии и разного рода неожиданностей, но не всегда в этом чувствуется основательность и превосходство.

Очень эпично и впечатляюще стартуя, “Le Credo De Woland” с появлением вокальных линий не избегает некоторой скомканности и изломанности, которая, как мне показалось, недостаточно контрастна и резка чтобы быть техно-трэшем, а скорее напоминает изломы таких групп, как Trouble, Sacrilege и Sabbat, и да, в 80-х всё это проходило и прошло бы снова просто на “ура”, но у современной группы с амбициями, кинематичностью и театральностью Rosslyn Chapel хотелось бы слышать более современные и впечатляющие ходы.

Явно недостаёт профессиональности и артистизма ведущему чистому вокалу, нет должной драматургии в подаче и представлении идей (сравните, к примеру, как впечатляюще и рельефно всё это звучало у Кинга Даймонда на его “The Eye”), основная вокальная линия всё ещё слишком хрестоматийна и линейна (читай: предсказуема), хотя и чуть более разнообразна, чем это было в “Ангажементе”, а звук гитар и общий саунд по-прежнему оставляют желать лучшего, хотя и выглядят на целую голову выше, чем во времена дебютного сингла.

Без обид, но для такой музыки нужен вокал, не уступающий по харизме Планту с техникой Гиллана и с надрывом Ковердейла. Когда слышишь дерзкий и искушающий текст, повествующий о Воланде, ждёшь хлёстких как удар кнута интонаций и звенящих, полуистерических вибратто, от которых воздух раскалялся бы как адская сковорода, ждёшь сильных и однозначных вокальных виражей, который пройдут по ушам как смертоносное цунами и не оставят там камня на камне после себя. По крайней мере, именно такой показалась мне задумка и посыл трека.

Нет сомнений в том, что проект работает над ошибками и всячески старается поднять уровень своего мастерства – если послушать друг за другом “Ангажемент” и рецензируемый сейчас “Le Credo De Woland”, то просто невозможно не заметить, что пение настоятеля этой металлической церкви стало более профессиональным и богатым на оттенки, а гитары и симфонические пассажи теперь более осмыслены и осмотрительны, и, пожалуй, эта тенденция радует меня больше всего и действительно внушает оптимизм.

Хотелось бы пожелать проекту уделять больше внимания аранжировкам и не забывать про то, что красивых мелодий много не бывает, а одна из них обязательно должна быть где-то в центре и на самом почётном месте (послушайте ранние творения таких групп, как Almora, Falconer или терионовский “Crowning Of Atlantis”, и вы поймёте, о чём я), ну а в будущем у Rosslyn Chapel хотелось бы встречать больше фундаментамельности и конкретности (дело ведь не в том, сколько аккордов задействовано в одном треке, а в том, насколько глубоко они западают в душу).

Я давно заметил, что всё, что имеет хоть какую-то связь с эпохальным романом Булгакова о Мастере, Маргарите, Воланде и его свите, по определению выходит мистичным и завораживающим, не стал исключением и “Le Credo De Woland”. Величественные хоры безумных монахов, напоминающие блистательных шведов из Morgana Lefay с их “Maleficium” и холодящие кровь риффы с оттенком классических Candlemass и Memento Mori пришлись как нельзя более кстати в музыкальном калейдоскопе Rosslyn Chapel и с удовольствием льют воду на их мельницу. Теперь осталось дело за малым – избавиться от сырости и рубить под корень всё, что может сойти за неуверенность!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N6 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё