ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Чёрные Сердца "Чёрные сердца"

28-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЧЁРНЫЕ СЕРДЦА
Релиз
“ЧЁРНЫЕ СЕРДЦА”
Год
2020
Стиль
Epic heavy metal / pagan metal
Лейбл
WINGS OF DESTRUCTION
Страна, город
Россия, Великие Луки

Деятели из великолукского значка Wings Of Destruction с большой любовью и вниманием относятся к андеграундным проявлениям своего города и вслед за переизданием альбома панков The Flop предлагают вниманию коллекционеров компиляцию с ранним творчеством великолукских эпик-хэви-металлистов Чёрные Сердца. Группа эта стартовала в 1997 году и была активна вплоть до 2008 года, когда оглушительно раскололась на множество осколков, а бывшие участники коллектива разбрелись по разным музыкальным проектам, таким как Tigruss и Nervoz.

А вообще учитывая тот факт, что с 2003 по 2005 годы в Чёрных Сердцах играл на басу и вокаллировал Александр Горбанёв, с 2005 по 2006 годы играл на гитаре Александр Минжонок, а с 1997 по 2004 годы за троном из ударных восседал Игорь Козлов, можно даже в некотором смысле расценивать Чёрные Сердца как pre-Тиран или как минимум рассматривать команду в качестве кузницы кадров для этой известной великолукской трэш-капеллы, начавшей своё творческое восхождение в 2005 году после ухода из состава А. Горбанёва.

Забегая немного вперёд, скажу, что, не смотря на то, что голос этого человека присутствует всего на одном релизе из трёх, представленных на диске, на примере данной компиляции действительно можно очень занимательно и с большим интересом (точно как во времена журнала Мурзилка, когда там публиковались картинки из серии “найди десять отличий”) проследить за тем, как в треках Чёрных Сердец постепенно выплавлялся особый вокальный стиль нынешних Тиран, и как шаг за шагом совершенствовался стиль игры на басу лидера этой группы.

На актуальную компиляцию вошли два первых полноформатника коллектива “Гиперборей” и “В Огне”, оба датирующиеся 2004 годом, а также запись репетиции 2003 года. В лучших традициях западных ретроспективных изданий данный релиз снабжён буклетом с подробной историей команды на русском и английском языках, но, к сожалению, какие-либо фотоматериалы в издание включены не были, а потому коллекционерам придётся довольствоваться обложками вошедших в компиляцию релизов и включать воображение для того, чтобы представить себе внешний облик участников и описываемые в буклете события из жизни капеллы.

Треки с “Гиперборея” представляют собой достаточно мелодичный гитарный хэви-метал с благородным чистым вокалом Дмитрия “Golova” Цветкова, материал же “В Огне” массированно блещет отсылками к современному творчеству Тирана, что в основном происходит за счёт “хаотических” вокальных партий Александра Горбанёва, которые хоть и задумывались как добавочные для линий Вероники Богдановой и основного вокалиста ЧС Головы, но по факту занимают ничуть не меньше места и значения, чем их пение.

Кстати, именно треки с альбома “В Огне”, как мне показалось, имеют наибольшую историческую ценность и представляют наибольший интерес. Думовые интонации ala Alkonost, возникающие благодаря чистому женскому вокалу, удачно вписываются в материал команды, среднетемповые куски отлично гармонируют с изящными гитарными зарисовками, а вокальные линии действительно по-настоящему разнообразны и даже изысканны. Это уже не простенький гитарный хэви-метал с эпичным зачином, а настоящий придумленный паган с достаточно яркими и самобытными идеями, не уступающий в своём роде даже классике белорусов из Gods Tower.

Строго говоря, Чёрные Сердца и их материал – это типичный образец локальной юношеской самодеятельности родом из доцифровых времён, но это не бездушная поделка. Наверняка, многие из читающих эти строки сами в те времена занимались подобными музыкальными изысканиями, пытались осваивать музыкальные инструменты, совместно музицировать, давать концерты и творить, творить, творить, но у большинства из нас с вами такой зуд творчества и мечты о карьере рок-звёзд со временем прошёл, а вот музыканты, прошедшие через великолукские Чёрные Сердца, по-прежнему в строю и даже не думают выпускать из рук орудия аудио-террора.

Более того, их творческие эксперименты заслуживали и заслуживают внимания, уверенно возвышаясь над банальщиной и третьесортным кавер-копированием, которому так любят предаваться фанатеющие по своим кумирам из тяжёлых групп восторженные подростки. Если бы заново сыграть эти же самые песни на адекватном современном оборудовании, чуть облагородить аранжировки и устроить адекватное сведение, раннее творчество Чёрных Сердец можно было бы успешно продвигать целевой аудитории припаганенного хэви-металла даже сейчас в 2020 году, ну а так – перед нами всё равно очень даже неплохой образчик ранних отечественных pagan-metal-экспериментов для ценителей, архиваторов и всех интересующихся подобными вещами.

Мне бы очень хотелось назвать Чёрные Сердца локальным российским аналогом западных икон вроде Manilla Road, Virgin Steele, Cirith Ungol или Brocas Helm, и в определённом смысле проводить такие параллели действительно можно и даже нужно. У участников группы не наблюдается недостатка в энтузиазме, и их смесь айронмейденовских соляков и патриотического пафоса Чёрного Кофе звучит далеко не худшим образом. Саунд и сведение находятся, конечно, на предсказуемо подвальном уровне, но идеи участников и навыки владения инструментами порой по-настоящему впечатляют.

Не удивлюсь, если выяснится, что у Чёрных Сердец в раннюю эпоху их деятельности имелся художественный руководитель, который не давал ребятам слишком налегать на пиво в ходе репетиций и заставлял их снова и снова переделывать и совершенствовать свои вещи, доводя их если не до идеального, то до приемлемого и презентабельного уровня. Даже в таком сыром и демоподобном стиле, как это представлено на данной компиляции, треки коллектива звучат интересно и привлекательно, а я с удовольствием рекомендую актуальный релиз любителям праисторического русскоязычного хэви-металла вроде арийской “Мании Величия”, кофейного “Переступи порог” и таких групп как Галактика и Магнит.