ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Pantograph "My Electric Hell"

16-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
PANTOGRAPH
Релиз
“MY ELECTRIC HELL”
Год
2019
Стиль
Avantgarde metal / industrial / sludge / stoner
Лейбл
E.D.RECORDS
Страна, город
Россия, Сочи

Самобытный сочинский музыкант Ярослав Рогачёв (Hagat, Herr Akros, Angel Of Nature и другие), также отвечающий за жизнеспособность местного сочинского андеграундного лейбла E.D.Records, решил довести свои авангардные и противоречиво-дерзновенные в своей фантастичности идеи до логической кульминации, и с этой целью запустил совершенно новый проект Pantograph, под эгидой которого сейчас представляет нам свой дебютный полноформатник. Что такое Pantograph? Аллюзия-параллель к Pan.Thy.Monium? Собиратель понтов? Парадоксальная мини-метал-опера? Разрыв шаблона и пощёчина современным снобам-интеллектуалам в хипстерских очках и пиджаках от Gucci? И первое, и второе, и третье, и чётвёртое разом, хотя на самом деле своим названием проект Ярослава Рогачёва и Глеба Владимировича обязан механизму токосьёмника на поездах.

В отличие от Hagat и других проектов Ярослава, Pantograph не просто индустриален или авангарден, как указывает пресс-релиз, а содержит, помимо всего прочего, ещё целую массу разнокалиберных влияний, простирающихся от стоунера до сладжа, хотя упоминать об этом нет особой нужды, а можно сказать намного проще: творчество Пантографа это настоящий безумно-философский электро-воображариум с привкусом инфернальности и с той особой толикой сумасшедшинки, которая наверняка прекрасно знакома каждому, кто хоть раз засовывал в уши последнее творение Hagat, но сделан он намного серьёзнее, спокойнее и массивнее, и да, если вы вдруг подумали, что тексты на диске будут англоязычными – нет, англоязычны в данном случае только названия, а сама лирика исключительно русифицирована и в плане лингвистической ориентации патриотична.

Небольшое интро и вот уже звучит первая вещь под названием “Viva La Mechanism”, которая выглядит как невероятный гибрид между феерически-калейдоскопическим творчеством Hagat и фишками таких групп, как Waltari и Angizia (последних напоминает жанровая нарезка с интерлюдиями в духе “безумный утренник в детском саду” на правах припева); далее следует “My Reality”, и повествовательных фрагментов становится больше, а во второй части композиции из первозданной тьмы выныривают аллюзии к Bethzaida, Dark Reality и чуть ли не Pan.Thy.Monium, в то время как интеллектуальное напряжение нарастает до опасного максимума, угрожая фатально перегрузить мозг потенциальных слушателей. Цирк, бурлеск и характерная для Hagat провокационная эпатажность на грани добра и зла отошли на задний план, а вместо них настал черёд каких-то почти академических и очень личных повествований о важном и серьёзном.

Небольшой тяжеловесно-ритмичный скетч в виде “The Great Nowhere”, и вот уже звучит “PsychoGuru” с мощными индустриальными риффами и вкрадчивыми философско-повествовательными фрагментами. При всей нетривиальности, импозантности, а порой и вычурности чисто музыкальных решений и ходов и находок “My Electris Hell” основное внимание и смысловой фокус здесь определённо стоит искать в текстах. Перед нами альбом-манифест, альбом-прокламация, и нет ни малейшего сомнения в том, что авторы зашифровали в рецензируемом релизе нечто глубоко личное, сокровенное и имеющее для них немалую ценность – это действительно пища для ума и очень неплохая, а тандем Ярослава и Глеба оказался очень удачным и плодотворным.

Проблемы и парадоксы гносеологии, эпистемологии, герменевтики и экзегетики, механистическое восприятие разума и всего человеческого тела как механизма, действующего по своим законам и напоминающего в этом любой другой рукотворный механизм или устройство, антиномии божественного и человеческого и многие другие интересные темы всплывают по мере прослушивания альбома и настраивают слушателя на серьёзный философский лад, неслабо прочищая ментальные рельсы, наверняка немало покрывшиеся дремотной ржавчиной. Скрытые отсылки к советским реалиям, к творчеству знаковых философов самых разных эпох и идеологических предпочтений, а также калейдоскоп самых разных межпредметных отсылок наверняка сделают прослушивание увлекательным и приятным для каждого, кто владеет и интересуется поднимаемой темой.

Эмбиентно-шумовой трайбл-треск первой части “Rails’n’Cords” звучит как зловещее древнее заклинание, а затем в ход идут приёмы из арсенала Danzig, и заклинание становится хитовым и качающим, не теряя при этом своего мистического накала. “The Homecoming” своими утробными завываниями недвусмысленно намекает на то, что Стругацкие отнюдь не просто так с потолка придумали историю про партитуру труб Страшного Суда, и что одна из ксероксов-копий этой самой партитуры вполне может находиться где-нибудь в столе у Ярослава или Глеба и, вероятно, даже частично была ими использована в ходе создании данной вещи, ну а финальная “Power Down” – это, наверное, самая однозначная и прямолинейная вещь на пластинке, эдакая ретроспектива “для чайников” и повторение всего вышесказанного на бис.

Альбом очень хорош, но, признаться, я ожидал от него ещё большего, и был несколько удивлён такой скромной длительностью компакта, что по сравнению с монументальностью последнего ультимативного творения Hagat вообще кажется мизером и нонсенсом. Конечно, не в длительности и не в количестве треков здесь дело, и современный аудио-Босх авторства Pantograph наверняка порадует и вдохновит любителей тяжёлой металлической авангардщины и философских самокопаний, но у меня в итоге осталось ощущение, что я прослушал EP, а не полновесный альбом современных наследников Скрябина и Орфа, хотя, как известно, умение быть кратким и в немногом сказать многое – это как раз признак гениальности и тру-таланта.

Если вам нравятся In The Woods…, Arcturus, The Kovenant, Waltari, Pan.Thy.Monium и прочие авангардщики-какофонисты, послушать “Ад моего электрика” стоит обязательно, а тексты, как мне кажется, стоит читать не только традиционно слева направо, но также всеми иными возможными способами (кто знает, может, там правда закодировано какое-то тайное оккультное послание или сверхценный секрет космических дыр – с Ярослава станется!). Я оценил размах, глубину и революционность идей авторов, проникся ими и с полным основанием ставлю релизу твёрдые 5 из 5, поскольку получил по ходу прослушивания немало приятных аудиофильских впечатлений и с удовольствием вспомнил годы обучения в философской аспирантуре. Это действительно по-настоящему интеллектуальная метал-опера, и опера очень неплохая, а лирику можно разбирать на цитаты и вставлять в бытовом общении часто, метко и изящно.