ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Солнце Находит Себе Глаза "Метафизическая мясорубка"

27-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СОЛНЦЕ НАХОДИТ СЕБЕ ГЛАЗА
Релиз
“МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ МЯСОРУБКА”
Год
2020
Стиль
Psychedelic rock / punk rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Белоруссия, Минск

Когда даже солнце находит себе глаза, как-то странно блуждать во тьме заблуждений, не правда ли? Что-что, а со своим названием эти минские музыканты попали точно в цель! Их дебютный полноформатник удивлял меня, радовал, смешил, ввергал в транс и обескураживал целых две недели, так будто это и не музыкальный альбом вовсе, а ведро с ледяной водой великих парадоксов с размаху опрокинутое на голову, ну а что же сейчас? Белорусские шаманы снова вдоволь похулиганили и записали ещё один удивительный и ироничный диск на тему астральных путешествий, убийственных парадоксов и вселенского юмора, от которого всем причастным большому духовному деланию наверняка станет и хорошо, и радостно, и приятно одновременно.

Но что может быть радостного и тем более приятного в мясорубке, пусть это даже не обыкновенный кухонный агрегат для приготовления котлет, а какой-то странный метафизический девайс? Когда вы узнаете, что в записи рецензируемого опуса приняло участие в общей сложности двенадцать человек, а в качестве инспирации они благодарят Макsим, Гражданскую Оборону, ВиаГру, Самоцветы и фильм “Девчата”, вам многое станет понятно. И всё-таки про мясорубку в названии очень неслучайно. Так много панка, так много хаоса и нецензурных всполохов у этой группы ещё не было никогда, но СНСГ всё равно умудряются выйти ещё дальше за пределы того, что бывает и может быть, создав тотальную катавасию диссоциаций и хулиганства.

А в целом у меня осталось ощущение, что психо-экспериментаторы из СНСГ так долго и так успешно мудрили со своими шаманскими практиками и настойками/отварами, что вызвали из небытия тень Егора Летова, который ведёт себя теперь как Угол из Оргазма Нострадамуса, превратившийся за годы блужданий по алко-пустыне в дремучего шамана. В результате их диск звучит как полное и тотальное воплощение жуткого и абсолютно неконтролируемого мрака, где знакомые с детства мелодии “Не надо печалиться” и поп-хиты 90-х оказываются вывернуты шиворот-навыворот и совершенно переиначены в неистовом и самодеятельном порыве квази-творчества, который исполнители старательно пытаются выдать за треки и музыку.

Впрочем, всё это совсем не означает, что на альбоме мало душевности, мелодичности или запоминающихся припевов. Всё это время от времени проявляется в кипучей кастрюле релиза и раскалёнными пузырьками поднимается в мрачную закатную стратосферу шаманского бора, где творят, исполняют и тиражируют свои ядерные хохмы участники СНСГ, да и не затем они обращались за вдохновением к песенной киноклассике и к Макsим с ВиаГрой. Впрочем, в том, что касается их каверов, я не могу сказать, что очевидные параллели к Приключениям Электроников и всплывшая на поверхность панк-составляющая привели меня в восторг, а вот куски чистой психоделики и намёки на фолк со скрипкой в “Лунном календаре” понравились однозначно намного больше.

Не знаю, кому как, а меня новый альбом этой группы окончательно убедил, что СНСГ лучше выглядят и чувствуют себя именно в психоделическом амплуа, а панк и обильные нецензурные вербализациии им скорее вредят и мешают. Шутки, приколы и безудержный караоке-мрак – это всё отлично, но подобных групп пруд пруди, а качественного психодела в наши цифровые времена – по пальцам пересчитать. И да, если бы на альбоме были только “Кожаная морковь”, “Лунный календарь”, “Ведьмин поезд” и “Солнце спускается под землю”, он не стал бы хуже, а наоборот выглядел бы аутентичнее и привлекательнее, в то время как сейчас диск как будто состоит из двух частей с абсолютно разным и даже диаметрально противоположным материалом.

Зато эти панки-шаманы на своём примере показывают, что бывает, если к иронии добавить сарказм, юмор и гротеск. Так шутка многократно усиливается, умножается на себя и превращается в бред, маразм, памфлет, прокрастинацию и абсурд одновременно. И надо заметить, творится этот самый абсурд с очень серьёзным и “психоделическим” выражением лица, а также в полном соответствии с канонами и с подходом ранних гуру психоделического рока вроде Grateful Dead и Pink Floyd. Другое дело, что хаоса, чистого панка и такого же чистого и безоглядного хулиганства на новом альбоме минских эзотериков сейчас намного больше, чем раньше, и чем в принципе может быть на альбоме даже самого безумного и безбашенного психоделического рока, что неминуемо сообщает диску свою специфику.

Есть два пути записать по-настоящему некоммерческий альбом – ругаться как впавший в алкогольную кому сапожник или войти в роль принятого в ряды Grateful Dead Дюши Романова, а участники группы Солнце Находит Себе Глаза решили разом занять оба этих стула и таким образом попытались гарантированно достичь максимальной бескомпромиссности. Они всеми силами стараются превратиться в диковинную ядовито-флуоресцентную особь и благодаря этому выделиться на фоне серых и унылых представителей стандартного современного рок-движения. Рывок во времена, когда рок-музыка была рупором гласности и одновременно мистическим способом выходить в удивительные астральные измерения, состоялся, и если оценивать второй альбом группы с данной точки зрения, то он, несомненно, получился удачным.

Апофеозом альбома является более чем двадцатиминутная композиция “Кожаная морковь”, где практически непрерывно на всём протяжении этих двадцати минут идёт сплошной монологический нарратив с явным уклоном в бредовую метафизику. Медитировать под такое и выходить в астральные измерения изначальной мировой глупости просто бесценно, и в этом плане вряд ли какое-то музыкальное произведение может соперничать с тем, что сейчас наваяли для “Метафизической мясорубки” СНСГ. Экзотические инструменты отлично чувствуют себя на своих местах и отлично дополняют всеобщую какофонию астрального бреда, а в целом у группы получился диск, на все двести шесть семь процентов оправдывающий своё название. Действительно мясорубка. Действительно метафизическая. Действительно психодел, хоть и с изрядной долей аморал-поп-панка.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N8 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz