ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом проекта Мистер Кто! "Гештальт"

30-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Чем дальше в лес, тем больше партизанов” – говорят лесники и грибники, а чем больше времени проходит со времён зарождения классического рок-н-ролла, тем более винтажными и нереальными кажутся нам все эти событии и музыка, звучавшая саундтреком к ним. Однако настоящий рок не ржавеет, да и не может ржаветь, как и всё настоящее и вечное, а сейчас перед нами альбом, который намерен показать, что идеи Литтл Ричарда, Элвиса, Чака Берри и Клиффа Ричарда по-прежнему живы, актуальны и жизнеспособны в точности как шестьдесят лет назад.

Тюменский герой-одиночка Мистер Кто! появился как будто из ниоткуда. О нём не было известно ничего, он не был замечен ни в одной из известных или неизвестных групп, а в довершение всего ещё и намерено решил блюсти свой инкогнито-статус, не выкладывая фото или какие-либо личные данные и всё отдав на откуп маскоту-логотипу с таинственным аристократом в высоком старомодном цилиндре. Но разве важно на самом деле, кто играет музыку и почему её играет, если эта музыка хороша и прекрасна? Думаю, ответ очевиден, даже если Б.Г., с таким жаром защищающий данный тезис, для вас не авторитет.

Половина из вошедших на дебютный альбом треков Мистера уже была реализована в качестве синглов, и я уже написал о каждом из них подробный отзыв. “Горе”, “Напряг”, “Подруга”, “Инженер”, “Выбор”, “Прохожий” – это были разные и далеко не идентичные по стилю и настроению композиции, но в каждой из них чувствовался особый рок-н-ролльный драйв музыканта, который сам Мистер характеризует как “тюменский бит”, вспоминая старое и меткое определение Валерия Сюткина и элегантно заменив в нём Москву на Тюмень.

А новые, ещё не знакомые даже самым внимательным и дисциплинированным слушателям композиции Мистера, – это по большей части очень лиричные, балладные и даже сентиментальные медляки в духе “romantic love collection”. Обнажённые чувства, широко открытое навстречу миру и новым впечатлениям сердце, мечтательная атмосфера – и “Через Край”, и “Прощание” представляют собой именно такие душевные баллады, которые так уместны и органичны долгими зимними вечерами, когда уютные посиделки с бокалом вина и своей второй половиной кажутся намного уместнее и привлекательнее блужданий по улицам и торговым центрам.

Ну а самым большим сюрпризом на альбоме лично для меня стала записанная на трёх языках “Дым сигарет”, которая в своей немецкоязычной версии звучит как готик-рок в стиле Deine Lakaien и Lacrimosa, а в английской мимикрирует под раздолбайский панк-рок в традициях Nofx и Bad Religion. Это действительно сюрприз, поскольку ждать от этого северного рок-н-ролльщика таких атмосферных и хулиганских штук вряд ли кто-то мог. А он на удивление всем постарался и действительно смог до самого конца сохранить интригу, да и удивил в конце концов своих болельщиков таким ярким и неоднозначным ходом.

А вот и ещё один сюрприз – альбом выпущен только на виниле и в других физических форматах для заказа и покупки не доступен. 70-е вернулись, на марше качественный звук и презентабельный конверт, который воспринимается как настоящее произведение искусства. Понимаю, что далеко не у каждого ныне имеется дома соответствующая аппаратура, но если вы серьёзный меломан, и проигрыватель у вас всё-таки есть, слушать “Гештальт” имеет смысл именно в таком аутентичном и оригинальном виде. Если потратите время и деньги на такой винил, разочарованы не будете – это я вам гарантирую.

И ещё одна вещь, о которой я не упомянул. “Моё имя забыто”, поставленная в треклисте на третье место, представляет собой всё тот же слегка ироничный и задорный рок-н-ролл, с которого и начинал свой творческий путь Мистер Кто! в таких треках как “Инженер” и “Напряг”. Грусть и позитив, ностальгия и радость, искромётная ирония и предельная серьёзность – в каждой из песен Мистера Кто присутствуют все эти составляющие, но их концентрация и процентное соотношение каждый раз различны и уникальны. Впрочем, как и в нашей с вами жизни. Да и в целом альбом разнообразен и глубок как сама жизнь, что, наверное, и делает его таким приятным, волнующим и притягательным.

Рецензия на альбом группы Лампа Накаливания "II"

27-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Рокерам и андеграундщикам тоже иногда хочется любви, вечеров в компании с Sega/Dendy и дискотек – поверьте мне, это очевидный и не подлежащий никаким сомнениям факт, который до сих пор время от времени проявляет себя на вполне конкретных и жизненных примерах. И что же делать в такой ситуации? Как говорится, любишь кататься – люби и катайся, а если серьёзно, то все три упомянутых аспекта с успехом реализует интересный столичный проект Лампа Накаливания, который на сегодняшний день представляет из себя дуэт вокалиста и гитариста, а за плечами имеет целый вагон разнокалиберных релизов, выпущенных в окружающую атмосферу в период с 2006 года по настоящее время.

Чёрно-розовые эмо-традиции, нарочито хитовый электронный ритм, достаточно рокерские гитары и непременный 8-bit low-fi можно назвать основными характерными чертами Лампы Накаливания на всём протяжении их истории, а что касается любви и эротики, то да – там, где есть повышенная emo-циональность, нарочито чувственный вокал и радикально искренние тексты, без стикера +18 уж точно не обойтись. Кстати, у вокалиста и лидера проекта, скрывающегося за диковинным псевдонимом Shellmit Zarkon, помимо Лампы Накаливания есть ещё два полноценных музыкальных проекта (NetherealM и, собственно, Shellmit Zarkon), но сегодня мы поговорим только про Лампу Накаливания и только про последний релиз этой группы.

Смешиваем HIM, Vacuum, Peaches, берём жёсткие экзистенциальные стихи про самую суть и самую боль бытия, доводим всё это до невероятного предела и такого же невероятного цинизма, и вот перед вами Лампа Накаливания и сам Shellmit Zarkon, потенциальный кумир потерянной молодёжи. Почему именно молодёжи и только ли молодёжи? Хотя бы потому, что такая показательная инфантильность и такая острота восприятия возможны только когда ты ещё слишком юн, тебе всё в новинку, а твоё сердце ещё не успело обрасти каменной бронёй и любую иголку в случайном взгляде воспринимает как трагедию или почти конец света. Как у Мережковского: “в жизни каждого наступает момент, когда сердце должно окаменеть или разбиться”.

А бывает ли третий вариант? Мне очень приятно и радостно сознавать, что да. Собственно, рецензируемый альбом и всё творчество Shellmit Zarkon, которому в понедельник стукнуло тридцать два года, доказывает это. Питер Пэн – не выдумка, и каждый из нас при надлежащем уровне упорства и желания способен не просто встретить его и увидеть, но стать им. Что может быть лучше и прекраснее? И всё-таки пару слов конкретно про “II”. В дискографии Шелмита это один из самых гармоничных, радио-ориентированных и доступных релизов, у которого практически нет никаких противопоказаний и побочных эффектов, а уровень сведения и звучания хоть и находится здесь на привычной для данного исполнителя low-fi-отметке, но выглядит вполне приемлемо, слушабельно, конкурентоспособно и хитово. Универсально.

Лампа Накаливания делает игровой компьютерный гротеск не просто смыслом жизни, а способом жизни и единственной доступной формой существования в нашем мрачном и довольно-таки неуютном мире, в то время как упомянутые проекты лидера и вокалиста коллектива отличают друг от друга только подача и концентрация (от почти техно, электроклэша и характерных штучек ТаТу в “Подъёмном Кране” до почти нойза в “ЕвгенийОнегинлюбитанаграммы”) перечисленных составляющих. В глобальном смысле то, что делает это человек, напоминает не столько музыку, сколько экзистенциальный театр абсурда длиною в жизнь, и не менее глубокий, чем сам жизнь. Бесконечное реалити-шоу, шекспировское “вся жизнь игра” и непрекращающиеся попытки наделить реальность своими собственными смыслами – всё это Лампа Накаливания, и звучит эта музыка поистине экзистенциально, творчески и поэтично. Словно целый отдельный мир.

Помнится в 80-х одну достаточно известную в то время французскую певицу Аманду Лир всё время подозревали в том, что певицей она на самом деле не является, а очень даже является певцом. Думаю, если бы в те же времена начал свой творческий путь лидер и вокалист Лампы Накаливания Shellmit Zarkon, то в его адрес начали бы тоже звучать подобные догадки и домыслы. А ведь поёт он здорово. Даже не будучи упёртым фанатом Vacuum или Army Of Lovers, устоять перед магией такого вокального эксгибиционизма совсем не просто, а я так проникся его новым альбомом, что впервые за двадцать пять лет (!) вдруг подумал, что было бы интересно достать как-нибудь винтажную Sega и вспомнить бродилки моего счастливого отрочества. Да, вот до таких парадоксальных мыслей довела меня вокальная вычурность проекта, и это прекрасно.

И это совершенно без шуток. Треки Лампы Накаливания при всей их простоте и нарочитой подростковой непосредственности цепляют и режут буквально по живому, а эти дискотечные ритмы a la Вилле Вало, Руки Вверх и Blutengel в определённых обстоятельствах могут показаться почти что манной небесной, и я, путешествуя по трекам и релизам проектов исполнителя, даже вспомнил юного и ещё не испорченного славой и признанием Б.Г. “Не ошибусь если назову Шелмита чёртовым гением” – как-то высказался один из слушателей Лампы Накаливания, и попал точно в цель. Даже если Шелмит и не гений, он ведёт себя как гений, а это почти одно и то же. Ведь все мы знаем всеобщий закон: если ты хочешь, чтобы что-то вошло в твою жизнь, сделай вид, что это уже случилось, и оно случится. В данном случае всё сработало и работает. Элитарный андеграунд с 14-летней выдержкой для любителей подобных музыкальных перверсий. Настоящий культ в своём роде, да ещё и с очень неплохими песнями, между прочим.

Рецензия на альбом группы Faun "Midgard"

27-11-2020 Дмитрий Фомин

Воистину безгранична сила музыки. Только ей под силу приподнять завесу давно минувших времен, открыть двери в потусторонние миры, создать невыразимо прекрасное произведение искусства и, что самое главное, подобно самому сильному наркотику, изменить человеческое сознание, пробудить его природные инстинкты, воодушевить, наставить на путь как разрушения, так и созидания. Думаю, ничуть не погрешу против истины, если скажу, что германскому секстету Faun с их неповторимой магией звука в равной степени удается все вышеизложенное.

За плечами у "фавнов" уже восемь студийных альбомом, выходят они достаточно регулярно, что, впрочем, не мешает Оливеру Са Тиру и его соратникам каждый раз создавать по-настоящему свежий и оригинальный материал. Актуальная работа группы не является исключением, и вместе с тем призвана показать неуклонный рост мастерства музыкантов. Само же название "Midgard" как бы недвусмысленно намекает на то, что на этот раз нас ждет красочное и достоверное погружение в "Мир Людей", берущий свои истоки в германо-скандинавской мифологии. Но не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, стоит сразу упомянуть, что этот альбом следует считать из самых мелодичных и стилистически разнообразных работ группы. Большинство композиций выдержаны в единой незамысловатой манере и поданы чрезвычайно доступно и элегантно. Но это обстоятельство никак не затмевает того разнообразия и красочности, что несет в себе "Midgard". Здесь вполне традиционные для Faun плясовые фольклорные песни – "Federkleid", "Sonnenreigen (Lughnasad)" – плавно чередуются с такими изящными и чувственными произведениями как "Alba II" и "MacBeth". А средневековая баллада "Gold und Seide" и менестрельская песнь "Brandan" вполне гармонично соседствуют с ритуальной композицией "Nacht des Nordens", имеющий ярко выраженный скандинавский характер.

Отдельного упоминания также заслуживает впечатляющий номер "Odin" – необычайно мрачный и грозный симбиоз Faun и почетных гостей из Wardruna с неожиданным перевесом в сторону норвежцев. Также мы имеем возможность насладиться "фавновским" прочтением народной немецкой "Rabenballad". Завершает же альбом "Large Schatten" – невероятно прекрасная и возвышенная песня, зарождающая в душе самые светлые чувства.

Вокальные партии как всегда представляют собой совершенную гармонию. Кажется, что голосам Сони, Фионы и самого Са Тира отведена едва ли не главенствующая роль, но это не так – исполнив свою партию, они плавно исчезают, будто их и не было, освобождая место для магической инструментальной части, увлекающей слушателя в ритмичный эльфийский танец. Что касается инструментов, то здесь мы слышим вполне традиционный для Faun фольклорный набор с той лишь разницей, что в этот раз музыканты привнесли в звучание партии хардангерфеле – норвежской скрипки.

Но, как известно, важно не количество, а качество. А недостатком оного Faun, как мы могли не единожды убедиться, вовсе не страдают. Более того, "Midgard" демонстрирует новую, высшую грань музыкантов в искусстве владения инструментами путем легчайших прикосновений и завораживающих цикличных мелодий, постепенно вводящих в сладостный экстаз и очищающих сознание от вредоносного влияния предсказуемой повседневности. Это ли не высшее музыкальное волшебство?..

Рецензия на альбом группы Тропы Не Врут "Готовы к рукопашной"

26-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Познакомиться с этим альбомом меня заставила его яркая обложка. От релиза с таким оформлением можно было ждать чего угодно, но будь это хоть атомный трэш или радиоформатный поп-панк, выбрав для себя такой кричащий арт, он просто обязан был бы звучать качественно, броско и сильно. И интуиция меня ни на грамм не подвела! Нет, ни атомного трэша, ни сентиментального панка на этом альбоме я так и не нашёл, зато нашёл кое-что получше и поинтереснее. Смесь народных традиций, глубинного эпоса, правдорубческих традиций Егора Летова и напевной фолковой скрипки с современными, актуальными, но всё равно глубокими и интеллектуальными текстами сами Тропы Не Врут характеризуют просто как хард-бард, однако их харизма и кипучая творческая поэтичность наполняют это определение совершенно новым смыслом, расширяя рамки привычного и устоявшегося на своём вот уже третьем полноформате.

Фолк-тоска, рок-надрыв, бард-повествовательность – всего этого на альбоме до краёв, и всё это у Тропы Не Врут как в народных сказках: яркое-яркое, синее-синее и бессмертное. Наверное, именно так и должен звучать фолк-рок образца 2020 года, когда на основе The Dartz, Башни Rowan и Мельницы появляется что-то совершенно новое, свежее, ультра-современное и совершенно непредсказуемое. Должны ли современные фолкеры и барды носить бороду лопатой и подпоясывать широкие славянские рубахи тонкими ленточками-поясками? Похоже, Тропы Не Врут так не считают, и их интерпретация народных традиций и патриотического панибратства буквально заставляет обратить на себя внимание какой-то слишком уж вольной, красноречивой и свойской подачей, вызывая в памяти скоморохов и менестрелей.

Тропы Не Врут явно принадлежат к той же самой традиции, которой по разному и в разное время следовали Торба На Круче, Сварга, Иван Царевич и ещё масса подобных и неподобных групп, но общего в данном случае только источник инспирации и тот жирный и плодородный чернозём, из которого берёт свои силы и вдохновение коллектив, а вот финальная форма и конечный результат получается у данной капеллы очень самобытным и самодеятельным. Они достаточно тяжелы и по-роковому напористы, но в то же время их саунд отличается многослойной полифоничностью, а в голосе вокалиста на постоянной основе присутствуют разные, а порой и взаимоисключающие оттенки, из которых складываются такие разные, на удивление непредсказуемые и по-настоящему жизненные вещи, где слёзы, кураж и улыбка сочетаются на удивление ровно и складно.

Как я уже упоминал, сейчас перед нами сейчас уже третий официальный лонгплей этого саратовского коллектива, но каких-то радикальных изменений у группы не наблюдается, поскольку всё уверенно консолидируется у них вокруг личности главного автора и вокалиста команды Алексея Белозера. Насколько я знаю, когда-то давно Алексей работал в приюте для несовершеннолетних, был там заведующим психологическим отделением, затем пробовал себя в журналистике и сотрудничал с местными газетами, а до всего этого окончил факультет философии и психологии. И всё это более чем слышно и очевидно в творчестве его коллектива. Пожалуй, даже настолько слышно, что никакие изменения и нововведения его группе в принципе не нужны, ведь перед нами и без того очень впечатляющий вариант потока сознания, ставшего музыкой и песней.

Помните, как все мы в конце 90-х наблюдали зарождение в Германии менестрель-металла, а такие группы, как In Extremo, Subway To Sally, Saltatio Mortis и Tanzwut казались тогда такими свежими, удивительными и революционными? Вот то же самое пробуют сейчас делать и Тропы Не Врут, только получается это у них очень по-русски и с исключительной приверженностью отечественным славянофильским традициям и нашим собственным славянским историческим принципам. Не менестрель-метал, а скоморох-рок с тяжкими гитарами, трескучим дисторшном, крикливо зазывающим хриплым голосом с явными отголосками всех наших национальных героев от Петра Мамонова до Владимира Высоцкого и от Окуджавы до Егора Летова, не забывая про их разнокалиберных продолжателей и интерпретаторов вроде Манго-Манго и Вени Дркина.

И всё-таки больше всего на альбоме влияний и традиций приснопамятного Александра Башлачёва, хоть и интерпретируются его идеи и интеллектуальные выпады группой совершенно по-своему и очень авторски. На альбоме есть и тяжёлые ревущие треки, и проникновенные баллады с намёком на вселенскую мудрость, а ближе к концу релиза в звуковую палитру пластинки даже вклинивается нежный женский вокал, и в итоге диск, стартовавший как провокатор, желающий драки и забав в духе “стенка на стенку”, финиширует как мудрый, гармоничный и настоявшийся арт-бард-фолк с песнями о важном, главном и первостепенном. Буян-скоморох смывает свою маскарадную раскраску и, присев на бревно возле дома, начинает выдавать такие жизненные и душевные штуки, что его экзистенциальные аксиомы продирают до мозга костей.

Понравился ли мне альбом “Готовы к рукопашной”? Боюсь, тут у меня просто не было выбора. Есть группы и люди, которых просто невозможно игнорировать. В этой связи мне вспомнился случай из моего школьного ещё, тинейджерского детства. Было мне тогда лет четырнадцать, и как-то задумал я прогулять школу, а вместо этого забрести в рок-магазин и прикупить себе новинок Therion, Rotting Christ, In Flames и иже с ними. И как на грех, пока собирался и зашнуровывал “камелоты”, включил наугад ТВ, чего практически никогда в те времена не делал. А там “Доброе утро, страна” или что-то ещё такое подобное, а в гостях в студии Петя Мамонов. Несмотря на то, что его песен и творчества я в те годы практически не знал, да и не мой это был стиль совсем, оторваться от экрана я так и не смог до самого конца передачи и никуда в итоге тем утром не пошёл.

Прославившийся затем своим участием в фильме “Остров”, Мамонов так убеждённо и увлечённо рассказывал про The Beatles, свою маму, каталог пластинок, любимые группы, парадоксы нашей жизни и другие подобные вещи, что даже бывалые ведущие первого канала так и не смогли вставить слово в его монолог и понуро слушали всю эту рандомную, но такую жизненную и выстраданную отповедь Петра Николаевича. И в случае с группой Тропы Не Врут очень похожая ситуация. Их музыка это экзистенциальный рок, он глубоко существен, сущностен, добротен, универсален и… прост, как правда. Благодаря всем этим качествам в своё время песенки Высоцкого, Окуджавы и Вертинского звучали в наших широтах из каждого утюга, а их преемники вроде Б.Г. или Калинова Моста до сих пользуются стабильной и заметной популярностью.

В случае с рецензируемым альбомом за интригующей обложкой скрывается не менее глубокое и интригующее содержание, а всесторонняя автобиографическая подоплёка всего этого действа и солидный интеллектуальный кругозор лидера коллектива даёт альбому терпкий привкус настоящей серьёзной литературы и подлинного духовного опыта. Хотя бы раз внимательно послушать “Готовы к рукопашной” практически равнозначно долгим путешествиям автостопом по российской периферии, горьковатым беседам с каликами-перехожими у монастырских стен где-нибудь в Сергиевом Посаде или спорам до хрипоты о высшей правде с деревенскими парубками малороссии. Такую аутентичность сымитировать невозможно, она либо есть, либо её нет, и группа Тропы Не Врут это однозначно первый вариант.

Рецензия на альбом проекта Somnolences "Brinks Of The Past"

25-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Таинственный проект Somnolences, чей дебютный полноформатник в начале 2021 года обещает издать на CD Dark East Productions, представляет собой сайд-проект гитариста значительной воронежской фьюнерал-дум-формации Suffer In Paradise Ричарда Пикмана. Сам музыкант обещает материал в духе атмосферного блэка с элементами дума, эмбиента и разных пост-метал-фишек, а по факту нас ждёт долгое как самая endless winter путешествие сквозь туманы, отчаяние и скользкие объятья безысходности, в котором сгинуть и потеряться намного легче, чем найти выход, сохранить в себе остатки человеческого или дождаться рассвета.

Да и какие тут могут быть рассветы. Somnolences природны и стихийны как глубокая ночь и самая жестокая февральская полночь, а своими мелодиями они явно обязаны не корифеям чёрной сцены или похоронного дума, а метелям, вьюгам, штормам и серой ноябрьской позёмке. Никаких вокальных партий и даже намёков на них на “Brinks Of The Past” нет, а всё внимание на альбоме сосредоточено вокруг величественных, торжественных и невыносимо печальных тремоло, которые буквально утопают в вязких перекличках остальных инструментов и в неприветливых фантазиях британских классиков (один из треков проекта вдохновлён новеллой уэльского писателя Артура Мэкена, а сэмплы в первой и пятой композициях взяты из аудиокниг Эдгара По и Блэквуда).

Таинственным, хмурым и угрожающим порой выглядит “Brinks Of The Past”, но по настроению он всё равно принадлежит тому же монолиту, из которого в своё время черпали вдохновение Empyrium, Penitent, Agalloch и Peccatum. Есть как будто что-то неоклассическое в том, как понимает и трактует эмбиент у себя на альбоме Ричард Пикман, и, несмотря на то, что как таковой неоклассики здесь, конечно, нет, отогнать от себя впечатления родом из неоклассического драматизма мне так и не удалось. В звуках “Brinks Of The Past” так много строгости и сдержанности классицизма, что альбом на выходе кажется чуть ли не викторианским и уж точно мглистым и холодным как самый лондонский рассвет.

С точки зрения жанра представленный на пластинке материал действительно имеет кое-что общее с пост-блэком, но если отвлечься от этих характерных тремоло-дребезжаний, отойти на пару шагов назад и просто посмотреть на всю картину целиком, станет ясно, что перед нами всё тот же фьюнерал-дум, который так любит, котирует и с таким увлечением исполняет автор в своём основном коллективе, но представленный немного под другим соусом и с несколько необычного ракурса. Блэковое дребезжание в данном случае это не более чем художественный приём, благодаря которому тоска и апатия Somnolences кажутся чуть более выпуклыми и стильными, словно оказываясь в причудливой средневековой раме в уединённом шотландском замке.

И я ничуть не удивлён тому факту, что в торгах и спорах за право издания этого релиза победили именно Dark East Productions. Именно эта контора вместе с их ближайшими соратниками из Nihil Art Music долгое время отвечала и отвечает по сей день за поставки в наши жилища туманных, дождливых, заупокойных и пространных альбомов, атмосферу из которых можно черпать не просто ложками и чашками, а вёдрами. “Атмосфера” – так определяли своё издательское кредо боссы этих лейблов, и с точки зрения данного критерия “Brinks Of The Past” на все сто подходят им по настрою и проповедуемой философии, а крафтовые арты Елизаветы “Teiiidae” Сапожниковой идеально дополняют печаль и холодную бесприютность музыки проекта.

Любителям Summoning, Elderwind, Ethir Anduin, Abysmal Growls Of Despair и других прилегающих к ним коллективов настоятельно рекомендуется обратить внимание на творчество Somnolences, а если вы давно взяли на заметку продукцию Nihil Art Music и Dark East Productions, и у вас в коллекции имеются релизы Lauxnos, Sterbefall и In Tenebriz, раздумывать и сомневаться тут и вовсе нечего – перед нами шикарный релиз, в котором без труда можно отыскать отголоски всех упомянутых в данном абзаце групп, но свести его ни к одной из них при всём желании не получится. “Меньше слов, больше атмосферы” – решил сам для себя Пикман и записал альбом, который наверняка убедит даже самых закоренелых скептиков в том, что блэк и фьюнерал-дум способны быть почти настолько же прекрасными, как холод, забвение, покой и вечная тишина самодостаточной и лишённой человеческих интервенций природы. Чистая красота и такая же чистая печаль.

Сообщество проекта ВКонтакте:
https://vk.com/somnolencesband

Рецензия на альбом группы Novembers Doom "Nephilim Grove"

23-11-2020 Дмитрий Фомин

Чикагцы Novembers Doom не просто так считаются полноправными классиками жанра у себя на родине. За свою более чем тридцатилетнюю историю они прошли через освоение канонов жанра и непростой поиск собственного звучания, многочисленные смены состава, эксперименты с женским вокалом и звучанием живых струнных инструментов. Невзирая на изменчивость музыкальной среды, они оставались стойко преданными стандартам дум/дэта, которые они успешно развивали от альбома к альбому.

Разменяв четвертый десяток, Novembers Doom, казалось, подошли к тому рубежу, когда можно подвести некие итоги и собрать воедино все то лучшее, что выделяло их на жанровой сцене. В этом плане их одиннадцатый студийный полноформат ''Nephilim Grove'' как раз должен был стать таким обобщающим произведением… но опять-таки в случае с этой командой не все так предсказуемо. Вместо образцово-показательного отчета они предпочли последовательное развитие своего творчества с бережным соблюдением оригинальных приемов.

Если смотреть с высоты лет, ''Nephilim Grove'' кому-то может показаться лучшим творением американцев. Кто-то может думать иначе, ведь у каждого имеются свои фавориты среди их дискографии. Но, думается, многие согласятся с тем, что на своем новом альбоме эти мрачные ветераны звучат необычайно свежо и убедительно, а их композиторский почерк ничуть не поблекнул. Данная работа прежде всего хороша тем, что на ней музыканты сказали все что хотели сказать предельно выразительно, четко, без вычурных излишеств и долгим растеканием мысли по древу.

Название пластинки является отсылкой к христианской мифологии и вместе с автором лирики предлагает слушателю поразмыслить над двойственной природой вещей. Как библейские нефилимы, представляющие собой плод связи ангелов и земных женщин, человеческий род с давних времен пытается найти баланс между обеими стихиями. С одной стороны человек склонен к возвышенности и бескорыстной созидательности, другой же стороной его сущности выступает вопиющее саморазрушение, он легко поддается всевозможным искушениям и низменным страстям, в которых доходит до самого дна. Собственно, эта концепция и оставила свой отпечаток на музыкальной составляющей.

Традиционная рефлексирующая меланхолия здесь наиболее тщательно уравновешена мощным дум/дэтовым остовом с акцентом на пласты брутальных риффов с изрядной долей агрессии, что разительно выделяет эту работу на фоне и запредельно депрессивного и мрачного "Bled White", и мелодично-утонченного "Hamartia". Вокальные партии больше напоминают о готик-металлических релизах и зачастую представляют собой выдержки из некой театральной пьесы, которую один на двоих отыгрывает Пол Кюр. Его тягучие чистоголосые партии как всегда бередят душу своим ностальгирующим интонированием, в то время как харшевые эпизоды звучат необычайно грозно и колко, особенно при синхронизации друг друга. В отдельных моментах фронтмен и вовсе использует надсадный хриплый рык в духе… Venom (!), что в совокупности с жесткой гитарной работой напоминает о трэшевых корнях группы.

Композиции на этот раз кажутся аккуратно отшлифованными, структура их более цикличной, бескомпромиссной и даже хитовой. Казалось бы, музыканты решили сделать свой материал как можно более прямолинейным и предельно доступным, но не во вред общей атмосфере. Скорее, речь идет о зрелой взвешенности и желании не перегружать работу ненужными деталями. Но вот что касается аранжировок, то здесь Novembers Doom проявляют высшее мастерство. Словно художник, который легчайшими мазками кисти добавляет в полотно один-единственный, практически незаметный штрих, который играет определяющую роль во всей композиции.

Так, полотно ''Nephilim Grove'' искусно инкрустировано легкими партиями клавишных, усиливающих эмоциональный аспект там, где это нужно, эмбиентными фонами и синтовыми сэмплами, а также лирическими отступлениями Кюра, где они снижает свою исповедь до шепота. Меланхолические струнные переборы на чистом звуке, предваряющие отдельные главы, создают удивительно щемящее ощущение сладостной трагедии, в то время как отдельные гитарные пассажи, по своей эмоциональности напоминающие о мелодик-дэте, а также нелинейные гитарные фигуры олицетворяют некое душевное смятение лирического героя. Отдельно стоит упомянуть изысканные соло Ларри Робертса – это не просто показательное и нарочито техничное терзание струн, но упорядоченные и красивые узоры, вызволяющие душу из тяжелых покровов депрессии.

Безупречного качество записи и продакшена также играют немаловажную роль при восприятии альбома. Мощный, плотный, но при этом очень ламповый саунд при исключительной детализации каждой партии делает прослушивание этого диска настоящим наслаждением. Что ж, удивляться не стоит, Дэн Сванё уже достаточно давно работает с Novembers Doom и превосходно представляет себе, как подать в наилучшем свете материал чикагцев. Более того, именно сейчас группа как никогда зазвучала в более освеженном, можно скажем, модерновом ключе, ничуть не растратив собственного лица и достоинства.

''Nephilim Grove'' – вне всякого сомнения, гармоничное, целостное и живое в своей эмоциональной палитре произведение, сотканное из множества мельчайших деталей, которые играют большую роль. Убери их всех, и альбом лишится своей индивидуальности. В равной степени мрачное, агрессивное, и такое же поэтичное, ранимое и сокровенное. Вся его декадентская эстетика, сумрачная мечтательность, обреченность и одновременно упрямая непреклонность направлены в первую очередь не на еще большее угнетение мятущейся души, а наоборот, на возрождение. Обывательский разум не в силах понять, что именно в таких музыкальных полотнах особо тонко чувствующие, романтические натуры склонны черпать вдохновение и жизненные силы. Так стоит ли удивляться тому, что сами Novembers Doom и им подобные десятки лет продолжают свое дело, черпая силы в негативных эмоциях, чтобы стоически противостоять ударам этого жестокого мира?

Показать ещё