ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл и клип группы Osovets "Эпилог"

22-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Минимализм – это такое универсальное и почти волшебное решение, когда можно показать и проиллюстрировать очень сложные и почти невыразимые вещи с помощью каких-то простых, элементарных или даже примитивных средств художественной выразительности. Ещё Платон использовал в своих диалогах миф как форму и средство выражения невыразимого и таким образом раскрывал и доносил до своих читателей вещи предельные, сложные и часто в принципе не подлежащие трансляции с помощью слов. Потом были Хичкок, Кубрик, Бессон, Полански и Пелевин, в фильмах и книгах которых мы могли увидеть всё тот же глобальный минимализм и такой же глобальный символизм, а ныне данный приём пробуют осваивать и отечественные тяжёлые команды.

Первопроходцы “новой русской тяжести” или NRH, как они называют свой стиль на манер с широко известным и повсеместно принятым NDH (neue deutche harte) из Osovets уже очень неплохо зарекомендовали себя своей дебютной полноформатной работой, а теперь всеми силами стараются удержать взятую высоту и решили с этой целью сконцентрироваться на съёмке качественных и зрелищных клипов, несущих в то же время определённую пищу для ума. Музыканты поставили перед собой амбициозную задачу соединить интересную картинку и интеллектуальный подтекст, и результат вышел очень даже неплохим, даже более того. Скажу честно, я не ожидал от них такой прыти, и во время просмотра “Эпилога” был немало удивлён, однако не будем забегать вперёд и торопить события, а лучше поговорим обо всём по порядку.

И в плане музыки, и в том, что касается видеоряда, в данном случае мы имеем игру на контрастах, когда жёсткое, мрачное и даже отвратительное соседствует с мягким, мелодичным, интеллектуальным и располагающим к размышлениям. Аудио-составляющая прочно укоренена здесь на стыке Rammstein, Stahlhammer и Crematory (обратите внимание на эти полётные, почти танцевальные синтезаторы в припевах) с характерными “жёсткими” хрипами Вадима Никитина, а в плане визуальном мы имеем интересную отсылку к “Кубу” и “Пиле”, которые все читающие эти строки наверняка смотрели и пересматривали раз по пять, не меньше. Свойственная для NDH и индастриала провокационная жестокость и нелицеприятные сцены насилия балансируют на грани дозволенного, всё время стараясь соскользнуть в хардкор, но так ни разу этого не делают.

Не буду пересказывать сюжет и навязывать читателям и зрителям сего свои интерпретации, коих, наверняка, может быть не две и не три, а много больше, но всё-таки хотелось бы высказать несколько мыслей и соображений в связи с тем, что происходит на экране по ходу развития хронометража “Эпилога”. Как часто бывает в этой жизни, что мы виним в своих бедах и неудачах, в своих ранах и в своей боли других, боремся с некими врагами, доблестно набрасываясь на ветряные мельницы, а главный враг и противник всё это время находится глубоко внутри нашего собственного сердца, в нашей собственной душе. Самая великая и сложная победа – это победить самого себя – не устают повторять мудрецы всех религий и философских течений, и отголоски данного убеждения можно найти в актуальном творении Osovets.

И ещё пару слов, и на этот раз по поводу видеоряда рецензируемого клипа. Как часто мне доводится слышать от слушателей-зрителей и журналистов, что “слишком славянские” лица в видео-роликах отечественных групп с потрохами выдают географическое происхождение команды и вносят весьма специфический (не самый приятный) колорит в их видеоработы, порой начисто дискредитируя все тонкие идеи и глобальные месседжи, которые музыканты мечтают и стараются сообщить своим творениям. Так вот, в случае с “Эпилогом” именно в славянской специфике задействованных в клипе персонажей обретается вся основная соль и харизма актуального видео-произведения. Не знаю, планировался ли авторами осознанно этот элемент самоиронии в данном случае, но он оказался как нельзя более кстати и к месту.

Можете представить себе “Джентльменов удачи” с Леоновым и Вициным, которые вдруг задумали сняться в современном ремейке “Куба”/”Пилы”, а для записи саундтрека пригласили Mordor и Тилля Линдеманна? Вот и я вообразить себе такое до сегодняшнего дня просто не мог и не думал, что такое в принципе бывает, однако реальность как всегда оказалась намного более удивительной и непредсказуемой, чем самые смелые и удивительные теоретические фантазии и допущения. У Osovets получился очень яркий и характерный ролик, который по качеству и по вложенной в него идее может потянуть даже на настоящий мини-фильм. Респект авторам и мои рекомендации к просмотру данной работы.

Рецензия на альбом группы Novembers Doom "Hamartia"

20-11-2020 Дмитрий Фомин

Дум-метал – достаточно специфичный и консервативный музыкальный жанр, главным критерием коего является гнетущее ощущение неумолимого рока, и лишь избранным дано с величайшим мастерством и подобающей эстетикой воспроизвести данную атмосферу. Как и в любом жанре, в думе существуют свои неоспоримые лидеры, которые путем нескончаемых проб и ошибок, упорно продолжают свое дело. И пусть не все их творения оправдывают ожидания поклонников (которые почему-то решили для себя, что лучше знают, как должна звучать музыка их любимых команд), они никогда не позволяют себе занизить планку качества. Подобная характеристика как нельзя лучше соответствует творческому пути корифеев американского дум/дэта Novembers Doom и их десятому студийному альбому.

"Hamartia" – термин, упоминающийся в "Поэтике" Аристотеля и призванный обозначить роковую ошибку, или изъян, присущий главному герою трагедии. Это источник нравственных терзаний, высшая кара за некий проступок, неподвластная человеческому пониманию и ощущаемая сугубо на душевном уровне и зачастую определяющая его нравственный облик. Мифический царь Эдип, датский принц Гамлет – наиболее характерные персонажи, обуреваемые чувством "гамартии", чьи образы оказались весьма востребованы в мире мрачного металла.

Собственно, подобная концепция и стала основой для юбилейного творения Novembers Doom. Эта пластинка стала вполне логичной последовательницей запредельно мрачного "Bled White", и в тоже время весьма выгодно отличается от него своей изумительной чувственностью и мелодичностью. На смену непроглядной и душной темноте пришло ощущение некой потусторонней и очень интимной меланхолии. Однако, не стоит поспешно изображать пренебрежение и делать поспешные выводы о том, что, мол, Novembers Doom утратили свою хватку. "Hamartia" вовсе не тот альбом, который годится для единичного прослушивания. Эта история на самом деле намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Все, за что мы любим этих чикагских думстеров, присутствует здесь в полном объеме: как всегда убийственный и великолепный гроул и не менее великолепный клин-войс Пола Кюра, тяжелые риффы, запоминающиеся мелодии и проникновенные соло Ларри Робертса, а также угрожающая атмосфера тревожного ожидания. Музыканты остались верны своему оригинальному почерку, собрав воедино все классические приемы (в частности, партии женского вокала в исполнении Рианон Кюр в композиции "Miasma"), и в то же время создали нечто новое, доселе незнакомое.

Во-первых, стоит отметить продуманную разноплановость альбома. Мощные дэт-метал боевики - "Devils Light", "Apostasy" - привносят необходимый акцент жесткости и драйва в духе релизов 2007 – 2011 гг. Однако основу пластинки составляют меланхоличные полубалладные пьесы "Plague Bird", "Ghost" и "Ever After". Титульная композиция альбома и вовсе представляет собой трогательную эмоциональную сюиту, где пение Пола звучит под аккомпанемент клавишных и акустики. Доминирующий чистый вокал Кюра в своей искренности максимально приблизился к манере Аарона Стейнторпа. Здесь он выразителен как никогда и ведет откровенную исповедь, в то время как весь остальной инструментарий очаровывает своей мрачной торжественностью, сотканной из раскатистых риффов, партий пианино, акустических переборов и аккуратно отодвинутых на задний план бэк-вокалов.

И именно здесь сильнее всего ощущается та самая тонкая и почти неуловимая аура возвышенного и мудрого декаданса, навевающего мысли о медленном тлении в оболочке вечного сна. Описать ее весьма затруднительно, можно лишь прочувствовать, с наслаждением прокручивая раз за разом этот альбом, и только роскошная обложка "Hamartia" способна в полной мере передать настроение этого неоднозначного альбома.

Живая эмоциональность и незатянутость композиций идет пластинке только на пользу, а великолепный мастеринг, к которому в очередной раз приложил руку вездесущий Дэн Сванё, приблизил саунд "Hamartia" к лучшим творениям европейской сцены. Участие в записи композиции "Waves In The Red Cloth" гитариста My Dying Bride Эндрю Крейена, а также вокальные партии нового фронтмена Susperia в финальной "Bordeline" только добавляют сходства.

В любом случае результат налицо: великолепная композиторская работа, прекрасно спродюсированная, отшлифованная до мелочей структура композиций и утонченный поэтический драматизм, который, пожалуй, впервые столь широко представлен на альбоме Novembers Doom. Безусловно, весьма неоднозначное и в то же время чрезвычайно притягательное творение настоящих мастеров своего дела, достойный итог тридцатилетней металлической карьеры. Хотя, что-то подсказывает, данный лонгплей – только первый шаг на принципиально новом этапе развития Novembers Doom. А это значит, что списывать американских думстеров в тираж еще очень рано.

Рецензия на альбом Сабрины Амо "Романтический некроз"

18-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Группа Аборт Мозга и её бессменная вокалистка Сабрина Амо всегда удивляли меня своей амбивалентностью и способностью совмещать несовместимое. Они были аморальны почти как их легендарный земляк Угол, непредсказуемы как цунами и парадоксальны словно отрубленная пятая рука, а ещё их постоянно штормило и штормит из крайности в крайность. То Сабрина организовала электронный сольный проект, то выпустила мега-тяжёлый номерной лонгплей со своей основной группой, а сейчас снова сюрприз: совершенно новый и совершенно сольный альбом под своим собственным сценическим псевдонимом.

Зачем это и с какой целью? Остаётся только гадать и недоумевать, но альбом получился мощным и хитовым. Соединив мелодии, характерные для Тишан, и тяжесть “Мании”, харизматичная предводительница Аборта Мозга продолжила собственные традиции и лишь несколько сместила акценты и пропорции, пошаманив над концентрацией невинности голубя и мудрости змеи, разлитых в своих текстах и мелодиях. А сейчас наблюдение, которое поразило меня самого: это больше не панк ни в одном из возможных смыслов. Никакого раздолбайства и бессмысленных протестов, никакой расхлябанности в духе последних синглов Аборта Мозга и беззубого эпатажа, только самопознание, попытки превратить свою боль в подобие творчества и глубина, глубина и глубина, словно падаешь в колодец святого Патрика или со скоростью сгорающего метеорита несёшься в кроличью нору Льюиса Кэррола.

Ужас и гротеск в духе пира во время чумы характерны для всех девяти треков с “Романтического некроза”, но наиболее очевидны они в самом начале. А дальше грусти, горечи и ядовитой самоиронии становится больше, чем желания распинать себя на крестах противоречий и взаимоисключающих чувств, а из-за маски напускного цинизма и инфернального мракобесия всё отчётливее проступает человеческое страдание и растерянность. А что, может быть, если бы Янка была посмелее и позлее, не забывая перед сном читать Бодлера, она бы тоже захотела играть такую же музыку и эксплуатировала бы подобные образы – мне это действительно кажется вполне себе правдоподобным вариантом, да и интеллектуальный уровень у неё с Сабриной примерно на одном, и реально достаточно высоком уровне.

Кстати, именно в таком духе пытались играть и экспериментировать в 90-х уставшие от традиционного трэша ортодоксальные женские команды вроде Détente и Temple Of The Absurd, и Сабрина Амо теперь тоже делает ставку на такой же современный пост-трэш с явными заимствованиями из Cadaveria и Dynabite. Конечно, её русскоязычная литературность с особой шизофреничной карнавальностью и фирменными демоническими рифмовками в текстах оказывают более чем заметное и очевидное влияние на общую картину, но по стилю и по эстетике это всё равно достаточно гурманский и художественный метал с очень неплохой подачей. Изобретательный метал, где даже клише и общие места не кажутся такими уж клишированными и общими.

Конечно, на этом альбоме больше психиатрии и психических патологий, чем музыки, и визионерских фантасмагорий, чем поэзии и стихов в собственном смысле этого слова, но скрестить свои болезненные мистические фантазии и непримиримую ревущую тяжесть позднего прог-трэша было явно хорошей идеей, и звучит теперь такая адская солянка вкусно и убедительно. Всего девять композиций, но ни одной проходной или случайной вещи, ни одного несработавшего фейерверка, а только отборный и высококлассный драйв. Удивляют на редкость мелодичные соло и адекватные музыкальные гармонии в последних двух треках, но даже если отвлечься от этих композиций, альбом всё равно кажется весьма мелодичным и хитовым. Конечно, может быть, не настолько хитовым и доходчивым, как дебютник Тишан, но всё-таки очень и очень гармоничным и даже в каком-то смысле нежным.

Как это может быть при такой тяжести и такой экспрессии с преобладанием экстремальных вокальных партий Сабрины? Как-то может, но если вас интересует, как именно, зачем, благодаря чему и “сколько вешать граммов”, то лучше выбросить все эти праздные вопросы из головы и просто наслаждаться хорошей и достаточно оригинальной музыкой с довольно высоким уровнем качества. Кстати о наслаждениях. “Романтический некроз” – это в своём роде настоящий праздник безумия и демонического декаданса, и хотя я не имею каких-то особых симпатий к творчеству подобной направленности, настолько некрофилическим текстам и музыкальным какофониям, отказать этому диску в своей доли особой чернушной привлекательности не получится при всём желании.

Сабрина явно разделяет убеждение, что невозможно коснуться небес, не измазав в грязи башмаков, и готова идти по этому пути дальше, чем кто-либо другой. Дальше, дотошнее, глубже, пристальнее и вообще радикальнее. Я не стану отрицать, что зловоние, источаемое этой вокально-инструментальной риторикой смертельно опасно, но если вам вдруг захотелось чего-то мрачного и тёмного, “Романтический некроз” – это далеко не худший вариант. Здесь всё по-настоящему, идеи нетривиальны и рождены в ходе творческих самокопаний, а не просто слеплены в ответ на слепой заказ продажного экскаватора шоубизнеса, а это означает, что перед вами не жвачка и не пародия, а кусочек пусть и прогнившей, но всё же души. В конце концов, у металлистов тоже должна быть своя Янка, своя Арефьева и своя Диаманда Галас, а то, что Сабрина решила попробовать себя в данном амплуа, я могу воспринимать однозначно со знаком “плюс”.

Всё дальше от традиционного панка, сомнительной тени Угла и пустоцветов-провокаций, всё ближе к адекватной металлической интеллектуальности и настоящему, пусть и нонкомформистскому искусству – за Сабрину можно только порадоваться, и лично мне очень приятно видеть, сколь много и часто на альбоме проблёскивают отсылки к тем же Temple Of The Absurd, Cadaveria или к сумрачной металлической поэзии Фаины Мировой. Это действительно железные цветы зла, приобщиться к аромату которых не отказались бы даже Бодлер и Блэйк, и в этом смысле “Романтический Некроз” – это очень удачный и интересный альбом, да и вообще стильная и приятная вещь. Для тех, кто понимает, разумеется.

Рецензия на альбом группы Antreib "9199"

16-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Совершенно не случайно на обложке новейшего альбома Antreib столько отсылок к тяжёлой металлической классике и не даром сюда затесался фрагмент знакового арта Obituary и легендарный маскот Children Of Bodom - эти простые и панковые ребята решили утяжелиться, а попутно стали ещё серьёзнее, злее и убедительнее, чем когда-либо раньше, хотя в недостатке серьёзности, тяжести, драйва или злости их и раньше упрекнуть было нельзя. Работоспособность Antreib поражает, планку качества они перманентно держат словно флаг где-то высоко над головой, но даже с точки зрения их собственных, достаточно высоких стандартов свежая пластинка коллектива кажется очень и очень сильной, убедительной и почти феноменальной.

Так что же, собственно, произошло? Основной вектор изменений в творчестве современных Antreib выразил предельно точно и прицельно мой коллега журналист Darker Дмитрий Фомин, когда написал мне утром в день выхода “9199” и порекомендовал его к прослушиванию. “Теперь это уже не хардкор, а настоящий трэш” – сказал с восхищением Дмитрий, и был на сто процентов прав. Знаковые столичные экстремальщики решили пойти по стопам The Exploited времён их “Beat The Bastards”, всесторонне утяжелились и уплотнили свой саунд, попутно скорректировав жанровые предпочтения в сторону чистого и первородного трэш-металла, которому симпатизировали и к которому подбирались участники Antreib с самого начала своего пути.

Скажу сразу, я не очень в восторге от обложки их новейшего полноформатника, на мой вкус она какая-то подростковая и слишком похожа на карикатуру или комикс (от альбома с таким артом не очень-то ждёшь какого-то серьёзного материала), а вот в плане музыки, лирики, вокала, продакшна и всех остальных составляющих релиза в данном случае мы действительно имеем тотальный топ и релиз самого высокого уровня. Сергей Лазарь на славу поработал со звуком пластинки, сами авторы смогли очень адекватно представить свои идеи, дожав все возможные ручки и рубильники до предельной концентрации, да и в техническом плане всё снова на высоте, а драммера Antreib не случайно называют в качестве одного из лучших в своём деле в наших широтах.

Слушатели уже сравнили актуальный релиз Antreib со вторым альбомом группы Мастер “С петлёй на шее” с поправкой на то, что “9199” – это “С петлёй на шее” образца 2020 года с современным звуком, отличным сведением и ещё более глубокой концепцией, и с такой аналогией практически невозможно поспорить. Antreib не случайно как-то каверили одну из вещей с этой пластинки Мастера и теперь действительно как будто пришли к такому же самому стилю, по-своему развив и дополнив его. И всё-таки “9199” – это не клон. Альбом получился очень цельный, творческий и самостоятельный – это настоящий крик души, здесь выстрадана и продумана буквально каждая строчка и каждый рифф, и именно это обстоятельство делает эту пластинку такой сильной и убедительной.

Справедливости ради вставлю пару собственных и очень личных соображений по поводу жанра. Я всё-таки не считаю такую музыку настоящим трэш-металлом. По тяжести, по напору, по градусу присутствующей на диске агрессии, по саунду это всё близко к трэшу, но идеи и атмосфера здесь всё-таки панковские. Более разухабистые, пластичные, неожиданные, нервные и чисто по-панковски колючие. Истеричный, захлёбывающийся словами и спотыкающийся сам об себя (но в то же время почти кристально разборчивый!) вокал, хаотичные изломанные соло, бешеный драйв и порой совершенно обескураживающие переходы и цитаты – всё это присутствует на альбоме на таких скоростях и с такой адской энергетикой, что просто “ах” и “ух”. Впечатляет.

Альбом очень короткий, очень быстрый (почти как слееровский “Seasons In The Abyss”), очень доходчивый и яркий и в то же время очень разнообразный. Здесь есть и злобный трэшевый хрип, и чистые голоса, и панковские нестройные хоры, и своеобразные мелодии, а также целая масса музыкальных и экзистенциальных отсылок с документальными разговорными вставками наподобие каркассовского “Necroticism - Descanting the Insalubrious”. Можно сказать, что “9199” – это настоящая панк-метал-опера, музыкально-поэтический пазл, и в этом смысле он даже круче, чем “С петлёй на шее”, хотя по настрою всё-таки немного другой. Не такой линейный и прямолинейный, не такой мелодичный и размашистый, но ещё более клокочущий и ершистый.

“Все против всех”, “Никому не нужны” и “Слёзы обречённой буржуазии” (кавер на Адаптацию) – это стопроцентный панк-рок, но исполненный на максимальных скоростях и с использованием максимальной гитарно-риффовой тяжести. В остальных же треках панковый фундамент не столь очевиден, но он всё равно достаточно явно прослеживается. Да, это по-прежнему панк, но панк такой степени интенсивности и радикальности, которых вы ещё не слышали, и в этом плане даже иксплотойдовский “Beat The Bastards” меркнет на фоне такой огненной мощи и сокрушительной ярости. Благодаря той ядерной силе убеждённости и веры в свою правоту, которой пронизано буквально всё на этом диске, эта музыка заводит с пол-оборота и склоняет на свою сторону.

В плане же концепции Antreib устроили головокружительную ретроспективу последних событий новейшей истории и представили эти картинки с выставки реальности с максимальной остротой и живописностью, не забыв в то же время про свой специфический панковый юмор и некоторую долю тусовочного куража. Бывает пир во время чумы, а бывает лекция на тему извечного “Что такое хорошо и что такое плохо”, и если она проводится на руинах и посреди краха, запустения и моральной деградации, а по ходу дела ещё сопровождается соответствующей долей экспрессии, порой граничащей с экзальтацией, ощущение остаётся ещё более сильное и фантасмагорическое – что-то на грани гротеска, реальности, сна, бреда и страшного ожившего кошмара.

И под конец ещё одно сравнение. Лично для меня с точки зрения музыкальной формы “9199” стал переходным мостиком между творчеством Импакт и Абортом Мозга времён альбома “Мания”. От первых музыканты взяли радикальную скоростную трэшевость, а от вторых – смыслы, идеи, глубину и едкую, всеобъемлющую философию протеста. На выходе получилось очень круто и очень удачно. Настолько удачно, что про аналогии с “Петлёй на шее” вспоминать уже даже и не хочется. Я мог бы распространяться про рецензируемый диск ещё часа три, но смысла делать этого нет. Такие треки нужно не разбирать и не анализировать, а пить взахлёб их бешеную энергию, растворяясь в сумасшедшей свистопляске альбома. Лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N8 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом группы Дикий Океан "Рождённые для виселицы"

15-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть мнение, что в жизни, как и в музыке, всё должно быть аутентично и по-настоящему. Если ведёшь речь в своих песнях про дворников и сторожей, то и сам работай дворником, если призываешь к борьбе, то и сам борись и стой до последнего за свои идеалы, а если поёшь про пиратов и морские приключения, то и сам должен быть хотя бы наполовину таким же пиратом и знать солёный морской вкус не только по книгам, фильмам и картинкам в детской раскраске про капитана Врунгеля.

В случае с лидером группы Дикий Океан скрывающимся под псевдонимом Nauticus Incognitus (Неизвестный Моряк) всё обстоит именно так. Этот человек порой проводит целый год в рейсе и не видит землю месяцами, а песни свои сочиняет как раз в такой максимально аутентичной и окружённой реальными условиями среде. Более того, он столько времени живёт вдали от комфорта цивилизации и твёрдого асфальта под ногами, что его самого уже можно назвать частью этой самой аутентичной среды (кстати, в случае с рецензируемым диском ритм-гитары даже писались прямо в рейсе!) и характеризовать как часть безудержной морской стихии.

Стоит с самого начала отметить, что эту группу назвать новичками или дебютантами не получится при всём желании, ведь стартовал Дикий Океан ещё в почти мифическом ныне 1997 году, и хотя назывался в те далёкие времена иначе (Цирюльня им. Котовского или просто Цирюльня), все основные габаритные посылы своего современного пиратского творчества заложил именно в те далёкие теперь уже годы навсегда канувшего в лету XX века. Строго говоря, Дикий Океан – это сольный проект Неизвестного Моряка, и он не так много имеет общего с релизами Цирюльни, однако историческая преемственность в творчестве этих команд всё-таки присутствует, и она явная.

А вообще у этого человека целый ряд разнообразных и даже культовых в определённых кругах альбомов, его группы почти постоянно активны или близки к кипучей активности, а за столько лет материал авторства Nauticus Incognitus не только не стал хуже или слабее, но напротив - настоялся и дозрел как хорошее брендовое вино или, лучше сказать, отличный крафтовый ром (кстати, очень рекомендую всем обратить внимание на оформление ранних альбомов Цирюльни – прекрасные пародии на обложки культовых металлических обложек титанов мирового хэви-металла).

“Я пью до дна за тех, кто в море!..” – спел один раз Макаревич, а Дикий Океан сконцентрировались на этой теме так плотно, что для своего второго полноформатного альбома записали целых пятнадцать треков про дикие особенности весёлой и разгульной жизни под чёрными парусами. Утяжелённый панк-кроссовер команды не отличается большим разнообразием или оригинальностью, зато первородной аутентичности и настоящей морской прямоты здесь хоть отбавляй (по ходу прослушивания меня реально чуть не смыло за борт).

Вряд ли можно обойтись в этой рецензии без сравнений авторов “Рожденных для виселицы” с Running Wild и Alestorm, но сравнивать их всё же лучше с отечественными группами вроде Т.Р.О.И.Н., УГ и Кровавый Риф. Развесёлые коротенькие композиции, сыгранные практически на двух-трёх аккордах, где пенная брага, командный дух и азарт приключений плотно выведены на первый план, довольно безыскусные, но всё равно очень интересные и мгновенно застревающие в мозгу рифмовки, курьёзные истории – всего этого более чем достаточно у Дикого Океана.

А вот если вы, подобно автору этих строк, с детства фанатеете по отечественной мульт-эпопее “Остров сокровищ”, то наверняка сможете оценить рецензируемый альбом и проникнуться его эстетикой очень быстро и, вероятно, уже с первых же риффов и звуков. Вольные морские волки и их быт представлены в песнях Дикого Океана так ярко и харизматично, что упомянутый мной мультипликационный шедевр и образы из него приходят на ум практически на автомате (очень удивительно на самом деле, что на диске нет цитат оттуда).

Песни у Дикого Океана настолько лаконичные, что не то что надоесть не успевают, а заходят в сознание, словно горячие пирожки в глотку толстого забияки-пирата, и хотя панка и стёба на диске много больше, чем металла, композиции с “Рождённых для виселицы” могут понравиться и надолго прописаться в плейлисте даже у тех, кто в принципе не переваривает данный жанр и по доброй воле панк-релизы слушать никогда не станет. Да, это панк, но панк умеренный, достаточно стильный, по-настоящему добродушный и в каком-то смысле даже интеллигентный.

Почти все композиции с диска похожи как близнецы-братья, но всё-таки нашлось среди них место и для проникновенной, уже почти по-настоящему серьёзной баллады (“Ночь перед казнью”), среднетемповой застольной вещицы “Труженики моря”, развесёлой плясовой “Грог и бренди” и скоростного хардкор-кроссовера, яркими и характерными примерами которого могут распрекрасно послужить “В пьяной драке”, “Ветер” и “Каперская Грамота”. Да что там говорить, у каждого трека на этом альбоме есть своё собственное лицо, и это хорошее симпатичное лицо.

Конечно, лирику группы иначе как ходячим курьёзом не назовёшь (“это крабу хорошо, клешни вырастут ещё, если он потерял их случайно, вот бы знать наверняка, отрастёт опять рука, и тогда б я сражался отчаянно!”), но этот курьёз представлен на очень высоком профессиональном и человеческом уровне, где ирония, шутка, стилизация, последующая литературная обработка и театральная составляющая присутствуют на неизменной и постоянной основе и выдержаны в очень верных и адекватных пропорциях.

Я долго сомневался по поводу оценки данному релизу, склоняясь к четвёрке (мощно, интересно, хорошо, зажигательно, но не блестяще), однако где-то после пятого прослушивания изменил своё мнение, и причина тому – эти самые пропорции и редкое умение команды шутить, не превращая шутку в фарс и иронию в скучный и натужный цирк. Их интеллигентность и адекватность в этом смысле напоминает классические забугорные группы вроде Flogging Molly и Bad Religion, и для нашей сцены это редкость и большая удача.

Альбом действительно предельно прост и даже элементарен, но он не надоедает спустя несколько прослушиваний и даже несколько дней, а сюжеты композиций при всей своей анекдотичности не кажутся примитивными, пошлыми и поверхностными. Отличный диск, очень адекватная подача и по-настоящему впечатляющая атмосфера. “Рождённые для виселицы” – тот редкий случай, когда альбом аутентичен на все сто процентов, а сомневаться в его качестве даже не приходит на ум! Are you ready for boarding?!

Рецензия на мини-альбом группы Цама Юдж "Идёт волна"

12-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Экспериментаторы-альтернативщики из группы Цама Юдж снова возвращаются в строй и на этот раз после дебютного полноформатника, который, по сути, представлял собой сборник синглов, EP 2018 года и недавнего сингла, решили в очередной раз попробовать себя в формате EP. Пять совершенно новых треков, своевременное название пластинки (сколько раз вы за последнее время слышали, что в разгаре вторая волна коронавируса, а весной грядёт третья?), страшноватая обложка с какой-то демонической маской – всё указывает на то, что участники коллектива решили сыграть на царящих в обществе тревожных настроениях и поспешили тоже занять свои почётные места на этом поезде хайпа, чтобы с ветерком прокатиться на нём и лишний раз заявить о себе.

Вряд ли стоило ждать взросления и каких-то глобальных изменений от тех людей, что так однозначно заявили о своём нежелании расставаться со своими вечными 21, но они всё-таки меняются. Психоделические мотивы времён “Последнего” углубляются и разрастаются, а грусти и философских размышлений становится всё больше, да и атмосфера их треков как будто тяжелеет, всё явственнее намекая на примеси свинца и грозовых туч в своём составе. Всё дальше от традиционной альтернативы, всё ближе к разреженной стратосферной психоделии – участники коллектива точно уверенны в том, что быть молодым в XXI веке – значит быть депрессивным, склонным к рефлексии и к выходу в астрал смыслов и чистых идей.

Я не случайно упомянул выше про свинцовую тяжесть и грозовой настрой – “Идёт Волна” обладает почти физической плотностью и по сравнению с ранними произведениями коллектива кажется раз в пять если не в десять мрачнее и тяжелее. Никакой альтернативной беззаботности, никакой радости и легкомысленных рифм – от рецензируемого EP веет тоской ранних Joy Division, и такая параллель это, пожалуй, самое тревожное и пугающее, что есть в данном релизе. Альбом бьёт прямо по подсознанию, игнорируя все социальные и логические связи, и в такой шаманской, почти ритуальной окраске данного EP как раз и заключается его основная сила и квинтэссенция притягательности. Можно ли назвать это хайпом и самопиаром? Очень маловероятно, тут другое.

Предельно грустный и психоделический вариант классического Кино в исполнении Цама Юдж не лишён нежности, романтичности, мелодичности и даже элегантной обходительности, но это всё равно Joy Division и всё равно всё тот же принципиальный лоу-фай, на который участники группы делали ставку с самого начала своей совместной деятельности. Музыкальные абстракции, сеанс гипноза, апофеоз вырвавшегося на волю хаоса – всё это про актуальный EP, и всё это про настрой новейшей работы этих меланхоличных питерских пост-рокеров. Не стану утверждать, что они повзрослели, но “Идёт волна” однозначно демонстрирует прогресс и развитие, даже если у такого развития отрицательный вектор, а реки в музыке Цама Юдж движутся вспять.

Музыкальный регресс под видом аудио-медитации, манифест апатии и эмоционального декаданса. На альбоме немало интересных музыкальных решений (чего стоят хотя бы тёплые винтажные клавишные в “Я и ты”), но в целом это не столько музыка и не столько песни, сколько чистые куски настроения, принявшие вид аудио-скетчей и случайным образом скомпонованные воедино на рецензируемый мини-альбом. Даже по сравнению с синглом “Последний”, который вышел всего полгода назад, “Идёт волна” кажется чем-то совершенно новым и непривычным. У Цама Юдж почти не осталось традиционного рока и драйва, а на их место пришли апатия, атмосфера, медитация и созерцание. На удивление очень взрослый по настроению и стоический релиз.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N8 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё