ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Faun "Marchen & Mythen"

30-11-2020 Дмитрий Фомин

Человеческая потребность в удивительном стара как мир. Сказки, устные предания, мифы и легенды, как и все, что создано человеческим воображением, не только говорят о поистине мощном творческой потенциале нашего разума, но и порой способны пролить свет истины на события далекого прошлого и их предпосылки. Разумеется, если научиться читать между строк и проводить параллели. Но на этом роль старых сказок не заканчивается. Переслушивая, перечитывая и переосмысливая с сызмальства знакомые волшебные истории, взрослый человек не просто реализует мечты о возвращении к светлым годам беззаботного детства, но и по сути обретает убежище от повседневной рутины – двери в красочный, по-своему идеальный и прекрасный мир, где все движется по кругу.

Давно подмечено, что творчество выдающегося баварского ансамбля Faun, пожалуй, самое действенное и эстетичное средство перенестись из наскучившей безромантичной реальности в удивительный мир далекого прошлого, который на самом деле не имеет временных границ и больше всего напоминает дивные грезы юного душой мечтателя, боготворящего природу и всех ее прекрасных созданий.

За более чем двадцать лет деятельности Faun вопросы о культурологической ценности их музыкального материала стали в принципе неактуальны. Оливер Са Тир и его сотоварищи создают настоящие произведения искусства на основе европейских народных мелодий, отмеченных изумительным мастерством обращения с аутентичными этническими инструментами, добавляя изрядную долю оригинального материала. Причем, он не только не уступает по выразительности классическим основам, но и существенно обогащает ее, выводя такой жанр как неофолк на доселе невиданный уровень влияния.

Если и существует настоящая музыкальная магия, то ''фавны'' владеют ею в совершенстве. Подчеркнуть эту их способность призван их юбилейный, десятый студийный альбом ''Marchen & Mythen''. Как несложно догадаться, данное произведение посвящено европейским сказкам, народным песням и легендам, на которых взросло и, будем надеяться, еще будет взращено не одно поколение. В лучших сказительных традициях альбом начинается с сакраментального "Давным-давно"…

По мере ознакомления с произведением слушатель узнает, а кто-то может впервые откроет для себя Сказание об Алой Розе, услышит песнь о Моряке и его возлюбленной и сказку о Семи Воронах, о Ведьме, в который раз порадуется за судьбу Золушки и разделит все невзгоды Спящей Красавицы. Не остались забытыми и более мрачные темы, как, например, легенда о Белой Женщине, встречающаяся в фольклоре многих европейских народов, а также сказка братьев Гримм ''Йоринда и Йорингель''. И многое-многое другое.

В связи с этим альбом получился более продолжительным, чем любой другой из дискографии ''фавнов'', хоть это совершенно и незаметно, и достаточно разнообразным, но одновременно производящим ощущение очень целостной работы. Каждый может найти здесь историю по душе. Здесь задействованы как вполне оригинальные темы музыкантов, так и искусные интерпретации народных песен и даже произведение достаточно современного, хоть уже и почившего чешского композитора Карела Свободы, создававшего в свое время музыку для ТВ и кино.

В свойственной только им гармоничной и утонченной манере музыканты со знанием дела ткут магические покровы, оживленные волшебными пассажами этнических инструментов, слаженность и многообразие которых просто поражает. Бузуки, никельхарпа, лютня, арфа, акустическая гитара, харди-гарди, флейта, цистра, шалюмо, дульцимер, волынки, а также перкуссии и барабаны плюс умеренная доза эмбиента и синтовых подкладок – все это прямо-таки заставляет жить картину повествования. Вокальные партии как всегда представлены выдающимся трио, куда входит поэтичный тенор Са Тира, который звучит здесь куда как реже, и кристально-чистые немецкоязычные напевы Фионы Фреверт, для которой этот альбом стал последним вкладом в деятельность группы, и не так давно пополнившей состав Лауры Фелла, для которой, судя по всему, все только начинается.

От энергичных, мажорно-плясовых ярмарочных мотивов в средневековом стиле до торжественных рождественских вальсов, от вдумчивых тихих саг до меланхоличных балладных душеизлияний и мрачно-трогательных композиций с оттенками обрядового мистицизма ведет повествование ''Marchen & Mythen''. Чудная и пленительная мелодика Faun остается неизменной, как всегда красивая, будоражащая и в чем-то первобытная, сакральная. Она настолько совершенна, что ее можно принять за мелодии из иного измерения. Сопротивляться ей нет ни сил, ни желания. Стоит случайному путнику стать свидетелем ночного хоровода фей, эльфов и дриад, как они тут же увлекают его за собой, доводя до настоящего изнеможения, очищая его разум до такой степени, когда открывается сама суть природы.

Основное отличие этого альбома состоит в том, что основополагающим сегментом здесь выступает именно песенно-текстовая составляющая, в то время как инструментальный блок выполняет роль красочных декораций для повествований рассказчика. Невесомая и теплая дымка кинематографичной мечтательности ощутимо сглаживает все острые углы в угоду романтичности и уютности повествования. Она призвана одурманить и утихомирить порывы докопаться до истинных корней представленных нам сказаний. А, как мы помним, многие сказки и предания в оригинале своем достаточно жестоки и беспощадны, но за столетия пересказа из уст в уста дошли до нас в виде таких символических отголосков событий из далеких времен.

В связи с этим на ''Marchen & Mythen'' с трудом можно выделить яркие хитовые композиции, которыми был полон ''Midgard'', или оргиастические вещи, что преобладали на ''Luna''. Нынешний альбом, как сборник знакомых с детства и выученных наизусть, но не ставших менее любимых сказок, привлекает именно своей целостностью. Листая его страницы-песни, с головой окунаешься в так хорошо знакомый, но не вызывающий пресыщения мир, где не нужно ломать голову над двойственностью вещей и можно верить в силу добра, справедливости и волшебных чар.

Неоднократно во время прослушивания ''Marchen & Mythen'' автора этой рецензии не покидала мысль, что будь в Германии собственный Диснейлэнд-кинематограф с акцентом на фолк-составляющую, то самым подходящим саундтреком для фильмов, производящихся там, стал бы как раз-таки актуальный альбом "фавнов". Возможно, причина здесь кроется в том, что на своем новом творении они предстали не в привычном амплуа грациозных детей природы, балансирующих на тонкой грани привычной человеческой морали и языческого свободолюбия. Нет, просто в этот раз они на какой-то час подарили всем людям частичку чистого волшебства прямиком из детства, согрев душу живительной силой своей музыки.

Рецензия на альбом проекта Ленар Деллерт "Сны"

30-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Казанский человек-оркестр Ленар Деллерт пока ещё не так уж широко известен и отнести его творчество к мейнстриму тяжёлой музыки вряд ли получится при всём желании, однако качество и смысловое наполнение его музыкальных экспериментов говорит само за себя и давно снискало уважение среди ценителей глубокой, интеллектуальной и продвинутой разновидности тяжёлого рока. Как и любой настоящий творец, этот человек очень мало внимания уделяет существующим трендам и “неписанным канонам”, на которые ориентируются прописавшиеся в чартах метал-группы, а предпочитает ходить по тёмным и нехоженым аллеям странных и удивительных локаций, о которых мало кто знает и вообще в принципе думает и вспоминает сейчас.

Прогрессивный дум-метал – штука не самая распространённая, так было на заре зарождения дума как такового, всё остаётся так и сейчас, и тем ценнее и приятнее находить в данном жанре сильные и самобытные работы, в которые действительно хочется погружаться словно в умную и назидательную книгу, нырять с головой в ход повествования и целиком отдаваться общению с теми образами и идеями, которые заложил в своё творение автор. И все перечисленные мной только что условия и характерные черты можно совершенно очевидным и непротиворечивым образом выявить и ощутить в актуальной работе этого печального одиночки, поскольку недостатка в экзистенциальности и кинематичности в его творчестве уж точно не наблюдается.

Издавна принято называть сон братом смерти, схожесть этих двух явлений по-прежнему продолжает пугать и вводить в ступор непонимания самых разных людей, а те образы и ощущения, которые мы видим, отправляясь в царство Морфея, иной раз способны разволновать и растревожить даже самых убеждённых материалистов и прожжённых скептиков, и Ленар решил посвятить свой второй полноформатник именно снам – своим снам, разным снам, удивительным образам из снов, которые в его творческой интерпретации выглядят теперь поистине как совершенно самостоятельная и абсолютно реальная реальность. Или как путешествие по долине смертной тени – путешествие в смерть, о котором говорил царь Давид в своём знаменитом псалме.

Ещё не успев отойти в полной мере от восхищения другим артефактом современного прогрессивного дума, а именно последним альбомом калужского Mortid “Lupanar” я, словно из огня в полымя, попал в сладостный плен удивительной, полный неожиданных фантомных проявлений вселенной “Снов” Ленара Деллерта. Что можно сказать об этом альбоме? Он поистине многогранен и многолик. Аристократичная нежность первых трёх сцен парадоксальным образом разбивается и чуть ли перечёркивается яростным викинговским напором четвёртого трека, затем слушателя затягивает в ревущий водоворот сцены пятой, оставляет наедине с собой в эмбиентной пустоте начальной части сцены шестой и, не дав отдышаться, несёт дальше по этим инфернальным дантевским кругам.

У этого релиза очень причудливый и глубоко авторский саунд, который вряд ли можно спутать или адекватно сравнить с какой-либо другой командой, невероятно специфичный подход к созданию композиций и к построению их структуры. Уже во время прослушивания открывающей альбом первой сцены под названием “Мгновение”, я поймал себя на мысли, что Ленар, кажется, не очень-то заботится тем, чтобы придерживаться хоть какой-то строгой композиционной структуры, а просто развивает всё дальше и дальше единую канву своего повествования, не обращая никакого внимания на цикличность, наличие припевов, запевов, куплетной песенной формы и вообще хоть на какие-то маячки и ограничительные поручни вроде метронома и нити Ариадны.

Как говорит сам автор, альбом задумывался как единый монолит, и паузы между треками здесь присутствовать не должны, в связи с чем слушать релиз лучше всего в таком виде, который сможет обеспечить адекватное его воспроизведение без перещёлкиваний и вынужденных заминок в районе перехода от композиции к композиции. Это действительно важно, потому что “Сны” – это не набор песен, пусть даже и объединённых общей концептуальной канвой, а единый массив, целостное и органически неделимое произведение, которое словно живое существо, некий праисторический Левиафан, действует по своим собственным законам, подчиняется особым закономерностям, и именно живёт, дышит, регенерирует, мыслит и имеет душу и кровь.

Я не случайно использовал чуть выше слово “монолит” – пожалуй, именно это определение лучше всего характеризует особенности звучания и способ существования новейшей работы этого удивительного one-man-коллектива. Кусок громадной метафизической глыбы, которая была отколота из платоновской сферы чистых идей и нашла своё воплощение в нашем мире. “Сны” отличаются повышенной мелодичностью, мечтательностью и даже сентиментальностью, здесь очень много “чистоголосых” соборных мелодий, много поистине думовой аристократичной печали и удивительных фолковых красот, которые порой появляются как будто из ниоткуда и расцветают удивительными сумрачными соцветиями, но в то же время на этой пластинке невероятно много хаоса, мрака, черноты и жутковатой космической непредсказуемости.

Удивительное сочетание, невероятно насыщенная атмосфера, парадоксальный неотмирный релиз – можно говорить о “Снах” очень много и так и не сказать ничего по делу и по сути, не выхватить и не определить ни одну из его характерных сторон, не выявив ни одной из сущностных характеристик. При всей моей любви к раскладыванию альбомов по полкам с жанрами-ярлыками, в случае со “Снами” этого делать не стоит. Лучше остановиться на том, что второй полноформатник Ленара Деллерта это просто прогрессивный дум-метал и не говорить больше ничего. Вы спрашиваете, как быть с толпами викингов, которые мечутся с копьями по двору и с фолковыми феями, что водят хороводы за часовней? Лучше всего никак не быть, а просто позволить им быть, не пытаясь как-то вписать их в общую картину. Это ведь сон, а к снам наша обычная и повседневная логика неприменима.

Рецензия на альбом проекта Мистер Кто! "Гештальт"

30-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Чем дальше в лес, тем больше партизанов” – говорят лесники и грибники, а чем больше времени проходит со времён зарождения классического рок-н-ролла, тем более винтажными и нереальными кажутся нам все эти событии и музыка, звучавшая саундтреком к ним. Однако настоящий рок не ржавеет, да и не может ржаветь, как и всё настоящее и вечное, а сейчас перед нами альбом, который намерен показать, что идеи Литтл Ричарда, Элвиса, Чака Берри и Клиффа Ричарда по-прежнему живы, актуальны и жизнеспособны в точности как шестьдесят лет назад.

Тюменский герой-одиночка Мистер Кто! появился как будто из ниоткуда. О нём не было известно ничего, он не был замечен ни в одной из известных или неизвестных групп, а в довершение всего ещё и намерено решил блюсти свой инкогнито-статус, не выкладывая фото или какие-либо личные данные и всё отдав на откуп маскоту-логотипу с таинственным аристократом в высоком старомодном цилиндре. Но разве важно на самом деле, кто играет музыку и почему её играет, если эта музыка хороша и прекрасна? Думаю, ответ очевиден, даже если Б.Г., с таким жаром защищающий данный тезис, для вас не авторитет.

Половина из вошедших на дебютный альбом треков Мистера уже была реализована в качестве синглов, и я уже написал о каждом из них подробный отзыв. “Горе”, “Напряг”, “Подруга”, “Инженер”, “Выбор”, “Прохожий” – это были разные и далеко не идентичные по стилю и настроению композиции, но в каждой из них чувствовался особый рок-н-ролльный драйв музыканта, который сам Мистер характеризует как “тюменский бит”, вспоминая старое и меткое определение Валерия Сюткина и элегантно заменив в нём Москву на Тюмень.

А новые, ещё не знакомые даже самым внимательным и дисциплинированным слушателям композиции Мистера, – это по большей части очень лиричные, балладные и даже сентиментальные медляки в духе “romantic love collection”. Обнажённые чувства, широко открытое навстречу миру и новым впечатлениям сердце, мечтательная атмосфера – и “Через Край”, и “Прощание” представляют собой именно такие душевные баллады, которые так уместны и органичны долгими зимними вечерами, когда уютные посиделки с бокалом вина и своей второй половиной кажутся намного уместнее и привлекательнее блужданий по улицам и торговым центрам.

Ну а самым большим сюрпризом на альбоме лично для меня стала записанная на трёх языках “Дым сигарет”, которая в своей немецкоязычной версии звучит как готик-рок в стиле Deine Lakaien и Lacrimosa, а в английской мимикрирует под раздолбайский панк-рок в традициях Nofx и Bad Religion. Это действительно сюрприз, поскольку ждать от этого северного рок-н-ролльщика таких атмосферных и хулиганских штук вряд ли кто-то мог. А он на удивление всем постарался и действительно смог до самого конца сохранить интригу, да и удивил в конце концов своих болельщиков таким ярким и неоднозначным ходом.

А вот и ещё один сюрприз – альбом выпущен только на виниле и в других физических форматах для заказа и покупки не доступен. 70-е вернулись, на марше качественный звук и презентабельный конверт, который воспринимается как настоящее произведение искусства. Понимаю, что далеко не у каждого ныне имеется дома соответствующая аппаратура, но если вы серьёзный меломан, и проигрыватель у вас всё-таки есть, слушать “Гештальт” имеет смысл именно в таком аутентичном и оригинальном виде. Если потратите время и деньги на такой винил, разочарованы не будете – это я вам гарантирую.

И ещё одна вещь, о которой я не упомянул. “Моё имя забыто”, поставленная в треклисте на третье место, представляет собой всё тот же слегка ироничный и задорный рок-н-ролл, с которого и начинал свой творческий путь Мистер Кто! в таких треках как “Инженер” и “Напряг”. Грусть и позитив, ностальгия и радость, искромётная ирония и предельная серьёзность – в каждой из песен Мистера Кто присутствуют все эти составляющие, но их концентрация и процентное соотношение каждый раз различны и уникальны. Впрочем, как и в нашей с вами жизни. Да и в целом альбом разнообразен и глубок как сама жизнь, что, наверное, и делает его таким приятным, волнующим и притягательным.

Рецензия на альбом группы Лампа Накаливания "II"

27-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Рокерам и андеграундщикам тоже иногда хочется любви, вечеров в компании с Sega/Dendy и дискотек – поверьте мне, это очевидный и не подлежащий никаким сомнениям факт, который до сих пор время от времени проявляет себя на вполне конкретных и жизненных примерах. И что же делать в такой ситуации? Как говорится, любишь кататься – люби и катайся, а если серьёзно, то все три упомянутых аспекта с успехом реализует интересный столичный проект Лампа Накаливания, который на сегодняшний день представляет из себя дуэт вокалиста и гитариста, а за плечами имеет целый вагон разнокалиберных релизов, выпущенных в окружающую атмосферу в период с 2006 года по настоящее время.

Чёрно-розовые эмо-традиции, нарочито хитовый электронный ритм, достаточно рокерские гитары и непременный 8-bit low-fi можно назвать основными характерными чертами Лампы Накаливания на всём протяжении их истории, а что касается любви и эротики, то да – там, где есть повышенная emo-циональность, нарочито чувственный вокал и радикально искренние тексты, без стикера +18 уж точно не обойтись. Кстати, у вокалиста и лидера проекта, скрывающегося за диковинным псевдонимом Shellmit Zarkon, помимо Лампы Накаливания есть ещё два полноценных музыкальных проекта (NetherealM и, собственно, Shellmit Zarkon), но сегодня мы поговорим только про Лампу Накаливания и только про последний релиз этой группы.

Смешиваем HIM, Vacuum, Peaches, берём жёсткие экзистенциальные стихи про самую суть и самую боль бытия, доводим всё это до невероятного предела и такого же невероятного цинизма, и вот перед вами Лампа Накаливания и сам Shellmit Zarkon, потенциальный кумир потерянной молодёжи. Почему именно молодёжи и только ли молодёжи? Хотя бы потому, что такая показательная инфантильность и такая острота восприятия возможны только когда ты ещё слишком юн, тебе всё в новинку, а твоё сердце ещё не успело обрасти каменной бронёй и любую иголку в случайном взгляде воспринимает как трагедию или почти конец света. Как у Мережковского: “в жизни каждого наступает момент, когда сердце должно окаменеть или разбиться”.

А бывает ли третий вариант? Мне очень приятно и радостно сознавать, что да. Собственно, рецензируемый альбом и всё творчество Shellmit Zarkon, которому в понедельник стукнуло тридцать два года, доказывает это. Питер Пэн – не выдумка, и каждый из нас при надлежащем уровне упорства и желания способен не просто встретить его и увидеть, но стать им. Что может быть лучше и прекраснее? И всё-таки пару слов конкретно про “II”. В дискографии Шелмита это один из самых гармоничных, радио-ориентированных и доступных релизов, у которого практически нет никаких противопоказаний и побочных эффектов, а уровень сведения и звучания хоть и находится здесь на привычной для данного исполнителя low-fi-отметке, но выглядит вполне приемлемо, слушабельно, конкурентоспособно и хитово. Универсально.

Лампа Накаливания делает игровой компьютерный гротеск не просто смыслом жизни, а способом жизни и единственной доступной формой существования в нашем мрачном и довольно-таки неуютном мире, в то время как упомянутые проекты лидера и вокалиста коллектива отличают друг от друга только подача и концентрация (от почти техно, электроклэша и характерных штучек ТаТу в “Подъёмном Кране” до почти нойза в “ЕвгенийОнегинлюбитанаграммы”) перечисленных составляющих. В глобальном смысле то, что делает это человек, напоминает не столько музыку, сколько экзистенциальный театр абсурда длиною в жизнь, и не менее глубокий, чем сам жизнь. Бесконечное реалити-шоу, шекспировское “вся жизнь игра” и непрекращающиеся попытки наделить реальность своими собственными смыслами – всё это Лампа Накаливания, и звучит эта музыка поистине экзистенциально, творчески и поэтично. Словно целый отдельный мир.

Помнится в 80-х одну достаточно известную в то время французскую певицу Аманду Лир всё время подозревали в том, что певицей она на самом деле не является, а очень даже является певцом. Думаю, если бы в те же времена начал свой творческий путь лидер и вокалист Лампы Накаливания Shellmit Zarkon, то в его адрес начали бы тоже звучать подобные догадки и домыслы. А ведь поёт он здорово. Даже не будучи упёртым фанатом Vacuum или Army Of Lovers, устоять перед магией такого вокального эксгибиционизма совсем не просто, а я так проникся его новым альбомом, что впервые за двадцать пять лет (!) вдруг подумал, что было бы интересно достать как-нибудь винтажную Sega и вспомнить бродилки моего счастливого отрочества. Да, вот до таких парадоксальных мыслей довела меня вокальная вычурность проекта, и это прекрасно.

И это совершенно без шуток. Треки Лампы Накаливания при всей их простоте и нарочитой подростковой непосредственности цепляют и режут буквально по живому, а эти дискотечные ритмы a la Вилле Вало, Руки Вверх и Blutengel в определённых обстоятельствах могут показаться почти что манной небесной, и я, путешествуя по трекам и релизам проектов исполнителя, даже вспомнил юного и ещё не испорченного славой и признанием Б.Г. “Не ошибусь если назову Шелмита чёртовым гением” – как-то высказался один из слушателей Лампы Накаливания, и попал точно в цель. Даже если Шелмит и не гений, он ведёт себя как гений, а это почти одно и то же. Ведь все мы знаем всеобщий закон: если ты хочешь, чтобы что-то вошло в твою жизнь, сделай вид, что это уже случилось, и оно случится. В данном случае всё сработало и работает. Элитарный андеграунд с 14-летней выдержкой для любителей подобных музыкальных перверсий. Настоящий культ в своём роде, да ещё и с очень неплохими песнями, между прочим.

Рецензия на альбом группы Faun "Midgard"

27-11-2020 Дмитрий Фомин

Воистину безгранична сила музыки. Только ей под силу приподнять завесу давно минувших времен, открыть двери в потусторонние миры, создать невыразимо прекрасное произведение искусства и, что самое главное, подобно самому сильному наркотику, изменить человеческое сознание, пробудить его природные инстинкты, воодушевить, наставить на путь как разрушения, так и созидания. Думаю, ничуть не погрешу против истины, если скажу, что германскому секстету Faun с их неповторимой магией звука в равной степени удается все вышеизложенное.

За плечами у "фавнов" уже восемь студийных альбомом, выходят они достаточно регулярно, что, впрочем, не мешает Оливеру Са Тиру и его соратникам каждый раз создавать по-настоящему свежий и оригинальный материал. Актуальная работа группы не является исключением, и вместе с тем призвана показать неуклонный рост мастерства музыкантов. Само же название "Midgard" как бы недвусмысленно намекает на то, что на этот раз нас ждет красочное и достоверное погружение в "Мир Людей", берущий свои истоки в германо-скандинавской мифологии. Но не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, стоит сразу упомянуть, что этот альбом следует считать из самых мелодичных и стилистически разнообразных работ группы. Большинство композиций выдержаны в единой незамысловатой манере и поданы чрезвычайно доступно и элегантно. Но это обстоятельство никак не затмевает того разнообразия и красочности, что несет в себе "Midgard". Здесь вполне традиционные для Faun плясовые фольклорные песни – "Federkleid", "Sonnenreigen (Lughnasad)" – плавно чередуются с такими изящными и чувственными произведениями как "Alba II" и "MacBeth". А средневековая баллада "Gold und Seide" и менестрельская песнь "Brandan" вполне гармонично соседствуют с ритуальной композицией "Nacht des Nordens", имеющий ярко выраженный скандинавский характер.

Отдельного упоминания также заслуживает впечатляющий номер "Odin" – необычайно мрачный и грозный симбиоз Faun и почетных гостей из Wardruna с неожиданным перевесом в сторону норвежцев. Также мы имеем возможность насладиться "фавновским" прочтением народной немецкой "Rabenballad". Завершает же альбом "Large Schatten" – невероятно прекрасная и возвышенная песня, зарождающая в душе самые светлые чувства.

Вокальные партии как всегда представляют собой совершенную гармонию. Кажется, что голосам Сони, Фионы и самого Са Тира отведена едва ли не главенствующая роль, но это не так – исполнив свою партию, они плавно исчезают, будто их и не было, освобождая место для магической инструментальной части, увлекающей слушателя в ритмичный эльфийский танец. Что касается инструментов, то здесь мы слышим вполне традиционный для Faun фольклорный набор с той лишь разницей, что в этот раз музыканты привнесли в звучание партии хардангерфеле – норвежской скрипки.

Но, как известно, важно не количество, а качество. А недостатком оного Faun, как мы могли не единожды убедиться, вовсе не страдают. Более того, "Midgard" демонстрирует новую, высшую грань музыкантов в искусстве владения инструментами путем легчайших прикосновений и завораживающих цикличных мелодий, постепенно вводящих в сладостный экстаз и очищающих сознание от вредоносного влияния предсказуемой повседневности. Это ли не высшее музыкальное волшебство?..

Рецензия на альбом группы Тропы Не Врут "Готовы к рукопашной"

26-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Познакомиться с этим альбомом меня заставила его яркая обложка. От релиза с таким оформлением можно было ждать чего угодно, но будь это хоть атомный трэш или радиоформатный поп-панк, выбрав для себя такой кричащий арт, он просто обязан был бы звучать качественно, броско и сильно. И интуиция меня ни на грамм не подвела! Нет, ни атомного трэша, ни сентиментального панка на этом альбоме я так и не нашёл, зато нашёл кое-что получше и поинтереснее. Смесь народных традиций, глубинного эпоса, правдорубческих традиций Егора Летова и напевной фолковой скрипки с современными, актуальными, но всё равно глубокими и интеллектуальными текстами сами Тропы Не Врут характеризуют просто как хард-бард, однако их харизма и кипучая творческая поэтичность наполняют это определение совершенно новым смыслом, расширяя рамки привычного и устоявшегося на своём вот уже третьем полноформате.

Фолк-тоска, рок-надрыв, бард-повествовательность – всего этого на альбоме до краёв, и всё это у Тропы Не Врут как в народных сказках: яркое-яркое, синее-синее и бессмертное. Наверное, именно так и должен звучать фолк-рок образца 2020 года, когда на основе The Dartz, Башни Rowan и Мельницы появляется что-то совершенно новое, свежее, ультра-современное и совершенно непредсказуемое. Должны ли современные фолкеры и барды носить бороду лопатой и подпоясывать широкие славянские рубахи тонкими ленточками-поясками? Похоже, Тропы Не Врут так не считают, и их интерпретация народных традиций и патриотического панибратства буквально заставляет обратить на себя внимание какой-то слишком уж вольной, красноречивой и свойской подачей, вызывая в памяти скоморохов и менестрелей.

Тропы Не Врут явно принадлежат к той же самой традиции, которой по разному и в разное время следовали Торба На Круче, Сварга, Иван Царевич и ещё масса подобных и неподобных групп, но общего в данном случае только источник инспирации и тот жирный и плодородный чернозём, из которого берёт свои силы и вдохновение коллектив, а вот финальная форма и конечный результат получается у данной капеллы очень самобытным и самодеятельным. Они достаточно тяжелы и по-роковому напористы, но в то же время их саунд отличается многослойной полифоничностью, а в голосе вокалиста на постоянной основе присутствуют разные, а порой и взаимоисключающие оттенки, из которых складываются такие разные, на удивление непредсказуемые и по-настоящему жизненные вещи, где слёзы, кураж и улыбка сочетаются на удивление ровно и складно.

Как я уже упоминал, сейчас перед нами сейчас уже третий официальный лонгплей этого саратовского коллектива, но каких-то радикальных изменений у группы не наблюдается, поскольку всё уверенно консолидируется у них вокруг личности главного автора и вокалиста команды Алексея Белозера. Насколько я знаю, когда-то давно Алексей работал в приюте для несовершеннолетних, был там заведующим психологическим отделением, затем пробовал себя в журналистике и сотрудничал с местными газетами, а до всего этого окончил факультет философии и психологии. И всё это более чем слышно и очевидно в творчестве его коллектива. Пожалуй, даже настолько слышно, что никакие изменения и нововведения его группе в принципе не нужны, ведь перед нами и без того очень впечатляющий вариант потока сознания, ставшего музыкой и песней.

Помните, как все мы в конце 90-х наблюдали зарождение в Германии менестрель-металла, а такие группы, как In Extremo, Subway To Sally, Saltatio Mortis и Tanzwut казались тогда такими свежими, удивительными и революционными? Вот то же самое пробуют сейчас делать и Тропы Не Врут, только получается это у них очень по-русски и с исключительной приверженностью отечественным славянофильским традициям и нашим собственным славянским историческим принципам. Не менестрель-метал, а скоморох-рок с тяжкими гитарами, трескучим дисторшном, крикливо зазывающим хриплым голосом с явными отголосками всех наших национальных героев от Петра Мамонова до Владимира Высоцкого и от Окуджавы до Егора Летова, не забывая про их разнокалиберных продолжателей и интерпретаторов вроде Манго-Манго и Вени Дркина.

И всё-таки больше всего на альбоме влияний и традиций приснопамятного Александра Башлачёва, хоть и интерпретируются его идеи и интеллектуальные выпады группой совершенно по-своему и очень авторски. На альбоме есть и тяжёлые ревущие треки, и проникновенные баллады с намёком на вселенскую мудрость, а ближе к концу релиза в звуковую палитру пластинки даже вклинивается нежный женский вокал, и в итоге диск, стартовавший как провокатор, желающий драки и забав в духе “стенка на стенку”, финиширует как мудрый, гармоничный и настоявшийся арт-бард-фолк с песнями о важном, главном и первостепенном. Буян-скоморох смывает свою маскарадную раскраску и, присев на бревно возле дома, начинает выдавать такие жизненные и душевные штуки, что его экзистенциальные аксиомы продирают до мозга костей.

Понравился ли мне альбом “Готовы к рукопашной”? Боюсь, тут у меня просто не было выбора. Есть группы и люди, которых просто невозможно игнорировать. В этой связи мне вспомнился случай из моего школьного ещё, тинейджерского детства. Было мне тогда лет четырнадцать, и как-то задумал я прогулять школу, а вместо этого забрести в рок-магазин и прикупить себе новинок Therion, Rotting Christ, In Flames и иже с ними. И как на грех, пока собирался и зашнуровывал “камелоты”, включил наугад ТВ, чего практически никогда в те времена не делал. А там “Доброе утро, страна” или что-то ещё такое подобное, а в гостях в студии Петя Мамонов. Несмотря на то, что его песен и творчества я в те годы практически не знал, да и не мой это был стиль совсем, оторваться от экрана я так и не смог до самого конца передачи и никуда в итоге тем утром не пошёл.

Прославившийся затем своим участием в фильме “Остров”, Мамонов так убеждённо и увлечённо рассказывал про The Beatles, свою маму, каталог пластинок, любимые группы, парадоксы нашей жизни и другие подобные вещи, что даже бывалые ведущие первого канала так и не смогли вставить слово в его монолог и понуро слушали всю эту рандомную, но такую жизненную и выстраданную отповедь Петра Николаевича. И в случае с группой Тропы Не Врут очень похожая ситуация. Их музыка это экзистенциальный рок, он глубоко существен, сущностен, добротен, универсален и… прост, как правда. Благодаря всем этим качествам в своё время песенки Высоцкого, Окуджавы и Вертинского звучали в наших широтах из каждого утюга, а их преемники вроде Б.Г. или Калинова Моста до сих пользуются стабильной и заметной популярностью.

В случае с рецензируемым альбомом за интригующей обложкой скрывается не менее глубокое и интригующее содержание, а всесторонняя автобиографическая подоплёка всего этого действа и солидный интеллектуальный кругозор лидера коллектива даёт альбому терпкий привкус настоящей серьёзной литературы и подлинного духовного опыта. Хотя бы раз внимательно послушать “Готовы к рукопашной” практически равнозначно долгим путешествиям автостопом по российской периферии, горьковатым беседам с каликами-перехожими у монастырских стен где-нибудь в Сергиевом Посаде или спорам до хрипоты о высшей правде с деревенскими парубками малороссии. Такую аутентичность сымитировать невозможно, она либо есть, либо её нет, и группа Тропы Не Врут это однозначно первый вариант.

Показать ещё